Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы Баранова Екатерина Валерьевна

Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы
<
Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Баранова Екатерина Валерьевна. Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Саранск, 2000.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-10/305-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Формы выражения авторского сознания в современной мордовской лирике 12

1.1. Философские мотивы и способы их раскрытия в современной мордовской лирике 19

1.2. Своеобразие изображения внешней реальности в произведениях мордовских поэтов 40

1.3. Синтез гражданственности и публицистичности - новая черта мордовской лирики на современном этапе 57

1.4. Мир интимно-личностных переживаний в лирике 81

ГЛАВА II. Традиции и новаторство в современной мордовской лирике 102

11.1. Фольклорные традиции в творчестве современных мордовских поэтов (П.В. Алёшина, И.А. Калинкин, СВ. Кинякин, А.Д. Сульдина,) 108

П.2. Жанрово-стилевые искания мордовских лириков на современном этапе (М.А. Бебан, И.А. Калинкин, И.Н. Кудашкин, А.Д.Сульдина)..128

П.З. Особенности мордовского стихосложения и языка лирических произведений современных поэтов (П.В. Алёшина, Л.Ф. Дергачёва, Н.И. Ишуткин, И.А. Калинкин, СВ. Кинякин, И.Н. Кудашкин, В.И. Нестеров, А.Д. Сульдина, Д.А. Таганов, Н.П. Циликин) 146

Заключение 165

Список использованной литературы 169

Введение к работе

В литературоведении не затихают споры,о лирике. Сам термин «лирика» понимается двояко: с одной стороны, под лирикой подразумеваются и стихотворные, и прозаические произведения, пронизанные лирическим мироощущением, а с другой стороны, всё же чаще ее ограничивают только лирическими стихами.

Спорным является и вопрос о месте лирики среди других искусств. Например, Г.Н.Поспелов в книге «Искусство и эстетика» и В.В.Кожинов в «Книге о русской лирической поэзии XIX века» безоговорочно относят лирическую поэзию к выразительному искусству, а Т.И.Сильман придерживается мнения, что она ближе к искусству изобразительному. Мы присоединяемся к компромиссному решению М.А.Палкина, который относит лирику к изобразительно-выразительному искусству, с одной оговоркой: преобладание элементов изобразительности или выразительности в конкретном произведении зависит от индивидуально-авторского замысла.

Сам термин «лирика» возник в эллинистический период развития древнегреческой культуры (III и первая половина II веков до н. э.) и включал в себя всю не эпическую поэзию. Исторически лирика возникла раньше - в устном народном творчестве.

Лирика как особый род литературы не располагает своим, только ей присущим предметом изображения, можно сказать, что лирике доступны все стороны действительности, так как она выражает эстетическое отношение к категориям счастья, идеала, цели и смысла жизни. Однако организация, упорядоченность слов, которыми мыслит поэт-лирик, несколько сужают тематическое пространство. Вместе с тем существует широкая возможность для выражения различных вариантов переживаний.

Процесс создания стихотворения сопровождается движением мысли поэта от частного к общему, т.е. художник стремится раскрыть свой инди-

видуальный опыт так, чтобы соотнести его с опытом читателя. Художественный образ движется от прототипа к типу, от личного к обобщенному. Это проявляется в освобождении от всего излишне индивидуального.

Если лирика, по сравнению с прозой и драматургией более субъективна и личностна, то это не означает, что лирической поэзии не свойственны законы типизации, реалистичность изображения объективных закономерностей жизни.

В критике и литературоведении не раз возникали острые споры и дискуссии, внешним поводом для которых послужило появление термина «лирический герой». В ходе этих споров были высказаны мнения и «за», и «против» него. Противники термина выдвигали тезис о тождестве самого поэта и его образа в лирике. С таким чрезмерным биографизмом в истолковании авторской личности нельзя согласиться. Поскольку предмет лирики -субъективный мир человека, то целесообразно исследовать этот мир на материале собственной духовной жизни. Поэтому стихи и пишутся чаще всего от первого лица, поэтому и возникает вопрос об авторском «Я». Эта проблема в значительной степени разработана, но все еще не утратила свой актуальности.

Лирический герой - это суммарный образ, который не может сложиться в одном или нескольких стихотворениях. Поэтому, анализируя какое-либо стихотворение отдельного поэта, правомерно будет говорить не о лирическом герое, а о его состоянии, характерных психологических особенностях. Эти определяющие черты и составляют в совокупности целостный многогранный образ лирического героя.

Исследуя творчество художника в целом, мы определяем, кто его лирический герой, человеком каких мыслей, характера, идеалов он является. Это, в свою очередь, дает возможность определить мировоззрение, социальный и эстетический идеал поэта.

Лирическому герою в отдельном произведении не свойственны разносторонность, многогранность героя эпического, но следует помнить о таком специфическом свойстве лирики, как отражение мгновения, а цельный характер героя может сложиться только при рассмотрении всех проявлений его настроения.

Как видим, лирический герой - явление вполне реальное и содержательное, и поэтому нельзя отрицать его существования, тем более что существование это в достаточной степени обосновано теоретически, чтобы служить надежным инструментом при исследовании поэзии.

Литературе каждого исторического периода, в том числе и современной литературе присуща своя система жанров. Лирика не статична, она функционирует как живой процесс, постоянно обогащая себя, выходя за свои пределы, но оставаясь лирикой. Каждый художественный текст должен быть мотивирован с учетом специфики выбранного жанра. А лирика в этом плане очень консервативна: она воплощает поэтическую информацию, следовательно, все ее составные элементы заранее ожидаемы и вместе с тем неожиданны.

Жанры лирики сегодня претерпели существенную трансформацию, являющуюся естественным процессом дальнейшего развития. При анализе лирики исследователь сталкивается с особым затруднением, которое возникает у каждого, кто пытается дифференцировать ее жанровые разновидности. Сделать это не всегда возможно, так как существует огромное количество стихов с гибкими синтетическими формами, размытыми жанровыми признаками, а классические жанровые формы со строго регламентированной структурой используются поэтами все реже. Взаимопереходность, текучесть, чрезвычайная гибкость, живой калейдоскоп лирического мира затрудняет определение границ жанра. Но, тем не менее, ясно, что необходимы какие-то принципы, которые должны служить ориентиром, отправной

точкой анализа. Жанр - это совокупность особенностей сюжетосложения, композиции, стиля, определяемая своеобразием видения мира художником, а также закономерностями развития литературного процесса.

Литературоведению известны жанровые классификации лирики, в основе которых лежат: специфика организации поэтической речи, речевой интонации (Б.В. Эйхенбаум подразделяет лирику на три типа: декламатив-ная (риторическая), напевная и говорная); функции речи (Г.Н. Поспелов различает медитативно-изобразительную, описательно-изобразительную, «персонажную» и повествовательную лирику); ситуация переживания, художественная конструкция лирического субъекта и стиль (В.И.Арешка подразделяет лирику на следующие типы: песенная, манифестационная (декларативная), нарративная (повествовательная), медитативная или философская).

В данной работе для разделения произведений лирики предложен принцип «содержательной формы» и, исходя из него, выделены четыре большие тематические подгруппы: философская, гражданско-публицистическая, пейзажная и любовная лирика. Основным эстетическим признаком при разграничении лирических произведений становится характер и направленность самого переживания и чувств, которые являются преобладающими.

Время критического анализа фундаментальных основ нашего общества выдвигает на первый план необходимость осмысления пройденного страной и человеком исторического пути, осознания противоречий глобального масштаба, затрагивающих самые основы существования цивилизации. В жизни и литературе формируются и утверждаются черты нового философского мышления, которые приводят к внутренним, собственно художественным изменениям во всех жанрах, влияя на их дальнейшее развитие. В лирике появляются качественно новые произведения, не вмещаю-

щиеся в строгие рамки тех или иных видовых классификаций. Мы считаем, что исследование современной лирики, основанное только на учете традиционных жанровоопределяющих признаков, не вполне отвечает состоянию поэзии на современном этапе. Необходим подход и с позиции идей, проблематики, образов и характеров, который предполагает, что лирические произведения - это синтез всего поэтического многообразия.

Потребность нравственного самоопределения во всех сферах жизни обусловила ориентацию на устойчивые черты народной жизни - духовность и национальное самосознание, уже на новом витке народной культуры.

Время перемен отразилось и на стилевых процессах развития лирики. Прежде всего, это выражается в незавершенности, незаконченности и недостаточной художественной отчетливости формирующихся стилевых течений. Поэты находятся в поисках собственного стиля, иногда ограничиваясь простым следованием традиции. Этим объясняется частая повторяемость художественной мысли, узнаваемость стиля, даже сходство мотивов. Мы не считаем это проявлением слабости поэтического таланта и объясняем влиянием драматической ситуации времен застоя, когда была прервана преемственная связь в развитии поэзии. Негативное воздействие особенно сказывается на творчестве молодых поэтов, которые осознают свою ответственность за восстановление прерванной традиции. Они ведут поиски эстетических ценностей в историческом прошлом своего народа.

Современная мордовская лирика требует постоянного внимания со стороны литературоведов и критиков, так как именно в ней появляются черты тех тенденций, которые впоследствии становятся общими для всех родов литературы. Однако изучению живого процесса развития мордовской лирики уделяется не очень много внимания, причем и оно ограничивается анализом отдельных произведений или рецензиями на поэтические сборни-

ки. Совершенно недостаточно исследований лирики последних лет, которые раскрывали бы ее основные тенденции и характерные черты, во многом отличающиеся от довольно подробно изученной поэзии 1950-70-х годов.

Актуальность темы состоит в необходимости обобщающих исследований, связывающих развитие современной лирики с тенденциями национальной культуры и творческими поисками самих поэтов; определяется неизученностью стиховой культуры мордовской лирики; важностью определения характера художественных поисков современной мордовской лирики с точки зрения их эстетической ценности. Воспитание культуры чувств людей сегодня рассматривается как задача не меньшей важности, чем овладение достижениями современной науки. Поэтому и возрастает социальная роль лирики и актуальность лирического творчества для литературы в целом и мордовской, в частности.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые рассмотрены основные явления, проблемы и закономерности лирики 80-90-х годов как живого литературного процесса с учетом его противоречивости, наличия в нем как разнонаправленных художественных тенденций, так и той системы связей между ними, которая позволяет говорить о целостности современной мордовской лирики. В предлагаемых теоретическом аспекте и практическом объеме современная мордовская лирика еще не изучалась, поэтому мы считаем, что данная работа может стать началом исследования сложного и противоречивого процесса развития лирики в период 1980-90-х годов.

Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы составить целостную картину состояния современной мордовской лирики как составной части общего литературного процесса, обнаружить основные тенденции ее развития и найти им реальное подтверждение в конкрет-

ных поэтических произведениях. В соответствии с этой целью необходимо было решить следующие задачи:

- выявление основных черт современной мордовской лирики с учетом ее

родовой специфики ;

- рассмотрение характерных особенностей отдельных жанров современной

мордовской лирики в исследуемый период ;

выявление положительных и негативных тенденций в поэтическом осмыслении и отражении действительности на основе анализа поэтических произведений как уже известных поэтов, так и начинающих авторов;

определение на различных уровнях типологических параллелей использо-

вания фольклорных традиций современными мордовскими поэтами.

Методологической основой диссертации является этико-философская концепция о диалектическом соотношении общего и особенного в применении к категории национального в художественном творчестве. Обязательной предпосылкой научной состоятельности исследования признается положение о национальной специфике художественных явлений в условиях контактных и межнациональных связей, а также современные мировоззренческие ориентиры, основанные на приоритете общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Применялась методика многоплановых подходов к анализу на основе различных методов, таких как: историко-теоретический, который направлен на выяснение истоков, содержания и художественной сущности изучаемого материала; структурно-аналитический, определяющий конкретные идейно-тематические и художественно-изобразительные аспекты; метод интеграции знаний, позволяющий выявить определённые закономерности функционирования традиций в современной лирике.

Теоретической основой диссертации послужили труды известных ли
тературоведов М.М.Бахтина, А.С.Бушмина, В.В.Виноградова,
П.С.Выходцева, И.Л.Гринберга, В.М.Жирмунского, А.А.Михайлова,

Д.Н.Овсянико-Куликовского, Г.Н.Поспелова Т.И.Сильман, Л.И.Тимофеева.
- при определении специфичности лирики как литературного рода;
В.А.Зайцева, В.В.Кожинова, Е.П.Любаревой, Н.Р.Мазепы,

А.И.Павловского, А.П. Эльяшевича - при рассмотрении отдельных аспектов проблемы лирики; А.В.Алешкина, А.Г.Борисова, В.В.Горбунова, Г.И.Горбунова, М.Ф.Ефимовой, М.Г.Имярекова, В.М.Макушкина, М.И.Малькиной, Е.И.Чернова - при определении национального своеобразия мордовской лирики; критические статьи, обзоры новых публикаций, печатающиеся в общероссийской и национальной периодике - при определении закономерностей и тенденций развития современной лирики.

Стремление рассмотреть современную мордовскую лирику в самых различных аспектах обусловило изучение работ, посвященных отдельным проблемам: «Фольклорные традиции в современной мордовской поэзии» Н.П.Самаркиной; «Фольклорные традиции в мордовской поэзии (на анализе творчества мокшанских поэтов)» О.И.Налдеевой; «Современная русскоязычная поэзия Мордовии в контексте мордовской литературы (70-80-е годы)» С.П.Гудковой; «Проблемы развития финноязычной поэзии Карелии в её связях с фольклором» Э.Л.Алто; «Развитие марийского стихосложения» Н.И.Куторова; «Традиции и новаторство в эстонской советской поэзии» Э.К.Лыхмус; «Современный русский стих. Метрика и ритмика» М.Л.Гаспарова; «Стилевые течения в русской советской лирической поэзии» Л.И. Лубянской; «Русская лирическая поэзия 1960-1980-х годов: (Основные тенденции развития)» А.В. Науменко-Порохиной и др.

Материалом исследования стали наиболее яркие произведения П.В.Алешиной, А.В.Арапова, И.М.Девина, Л.Ф.Дергачевой, Ч.Г.Журавлева. Н.И. Ишуткина, И.А.Калинкина, Р.С.Кемайкиной, С.В.Кинякина, И.Н. Ку-дашкина, М.И.Малькиной, А.К.Мартынова, М.Моисеева, Д.Т.Надькина. В.И.Нестерова, И.В.Носикова, Р.К.Орловой, А.Д.Сульдиной, Д.А.Таганова,

Н.П. Циликина на мокша и эрзя-мордовских языках, вышедшие в отдельных или коллективных сборниках и периодических изданиях, начиная с 1980-го года. Перевод текстов с мордовского-мокша и мордовского-эрзя языков наш, подстрочно-смысловой, кроме особо указанных случаев.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов, теоретических положений и конкретного материала при изучении особенностей развития мордовской литературы, ее актуальных проблем, при чтении курса лекций, спецкурсов, при разработке спецсеминаров для студентов, учебников и методических рекомендаций по мордовской литературе для вузов и общеобразовательных школ. Выводы, полученные в ходе осуществленного исследования, позволяют внести ряд корректив в оценки современной лирической поэзии литературной критикой, при рассмотрении ее художественного многообразия.

Апробация результатов исследования проходила на кафедре литературы МГПИ им. М.Е. Евсевьева. По результатам исследования опубликованы статьи в сборниках: «А.С. Пушкин и современность», «Актуальные проблемы литературоведения и методики преподавания литературы» и в журнале «Мокша» №5,1999 год. Делались сообщения на научно-практических конференциях преподавателей и студентов МГПИ им. М.Е. Евсевьева (1999г.).

Работа изложена на 187 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 258 наименований.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи исследования, основные методологические подходы к изучаемой проблеме, выявлена степень ее научной разработанности. В заключении даются основные выводы.

Философские мотивы и способы их раскрытия в современной мордовской лирике

Мордовская поэзия на современном этапе характеризуется медитатив-ностью независимо от жанровых и тематических ее разновидностей. Однако, выделяется особый пласт лирики, где мысль, раздумье, медитация, выступают в качестве главной черты, определяющей своеобразие художественного видения действительности.

Это понимается как художественно-специфическое явление, как особый тип лирики, характерный для литератур всех народов. Национальная философская лирика неотделима от общего процесса развития лирики, от ее социальных основ и идеологических факторов. Пока лирика не сформировалась как вид национальной литературы, бессмысленно говорить о философской лирике.

Термин «философская лирика» до сегодняшнего времени вызывает споры. В критической литературе это определение часто смешивается с таким понятием, как научная или интеллектуальная поэзия. В «Краткой литературной энциклопедии» этот термин связывается лишь с разновидностью дидактической поэзии времен античности.

Анализ работ по проблеме философской лирики позволяет сделать выводы:

1) констатируется факт, что существует философская литература специфического содержания, которая по-разному связана с философией, но не вытекает из нее;

2) отмечается, что философичность связана с лиричностью как формой литературного содержания;

Философская лирика связана с теми понятиями, которые являются общими для философии и искусства. В поэзии философская идея возникает, развивается и воплощается не по законам научного, а по законам художественного мышления. Большую роль в этом играет особая поэтическая символика, обобщение, ассоциативность, образность и художественная деталь. Так появляется специфическое качество, своеобразный характер поэтической мысли, благодаря которой философская идея становится неотъемлемой ее частью. И поэтому неправомерно требовать от философской лирики точного изложения какого-то положения философии или фактографического отображения действительности.

Философию и философскую лирику объединяют «вечные» вопросы -счастья, страдания, радости, судьбы, истины, смерти. Эти вопросы составляют ядро вопросов бытия. Эта проблематика не поддается научной аргументации, философия стремится обобщить человеческий опыт и объективизировать его, а лирика остается в пределах бытия и переживания, обобщая его, но не приводя к общему знаменателю.

Понятие философской лирики обосновывается следующими аргументами: а) философская лирика связана с философией не зависимостью, а только общими вопросами бытия человека; б) в философской лирике доминируют вопросы философии, не объясняемые и не рассматриваемые наукой, требующие большого человеческого контекста; в) неспецифическая философская проблематика, свойственная философской лирике, обусловливает тип художественного философствования - не раскрытие готовых истин, а создание их посредством подлинного переживания.

Однако появление в стихах вечных вопросов не есть признак философской лирики. Стихи о жизни, смерти, счастье и горе - не обязательно философские стихи. Подходить к осмыслению мира и философски, и лирически -врожденное свойство личности, при наличии которого художник воспринимает мир как целостность и так же воспроизводит его в своих стихах. Композиция же стихотворения зависит от мысли, заключенной в нем. Она влияет на выбор художественных средств, динамику развития, соотношение эмоционального и рационального. Мировоззрение поэта накладывает свой отпечаток на освещение темы стихотворения.

Философская лирика располагает наибольшими возможностями для широких обобщений нравственного, социологического, натурфилософского и онтологического порядка. Интеллектуальная жизнь эпохи, сущностные проблемы человека и бытия воплощаются в ней в форме индивидуальных переживаний и наблюдений.

Обращаясь, как и вся лирическая поэзия, и к разуму, и к чувствам читателей, философская лирика является по преимуществу интеллектуальным жанром, т.к. она дает наибольший материал для размышлений, побуждая читателя к раздумьям над коренными вопросами бытия. Вместе с тем сердечность, эмоциональность, образная форма философских размышлений в лирике обусловливают и ее эстетическое воздействие.

Синтез гражданственности и публицистичности - новая черта мордовской лирики на современном этапе

Общественная функция лирики не зависит от каких бы то ни было тематических и видовых особенностей. Она социальна уже тем, что формирует богатый духовный мир личности, активизирует глубину и интеллектуальную насыщенность переживаний. Но в наше время, как никогда раньше, перед мордовской лирикой встала необходимость постижения нравственно-философских проблем современности с определенной гражданской позиции. Активность лирического героя современной поэзии делает качественно новой гражданско-публицистическую лирику, которая в процессе своего развития приобретает все новые черты: высокий драматический накал, ораторскую интонацию, возвышение сферы интимно-личностных переживаний до общественно значимых. Гражданственность воплощается на всех уровнях стихотворения, а не только в его идейно-тематической направленности. Актуальность темы - только одна из наиболее элементарных форм проявления гражданственности. Гражданственным может быть стихотворение любой тематики при условии, что важная, актуальная тема раскрыта в нем эстетически убедительно, став художественным открытием.

В литературоведении достаточно часто наряду с термином «гражданская» лирика используется термин «публицистическая», в основе которого лежит понятие публицистичности как определенного типа эстетических отношений поэта к действительности, характеризующихся определенной степенью патетической взволнованности, остротой, актуальностью и политической конкретностью, проблемностью поэтического мышления. В публицистической лирике обязательно присутствуют гражданские, социальные темы и это обстоятельство учитывается всеми исследователями поэзии. Поэтому, на наш взгляд, наиболее точно отражает специфику этого художественного явления термин «гражданско-публицистическая лирика». В нем учитываются и идейно-тематические и стилистические особенности произведений, тогда как понятие «публицистическая лирика» ограничивает видовую классификацию чисто стилевым критерием. Надо отметить, что термин «гражданско-публицистическая лирика» ни в коей мере не противопоставляется этим двум понятиям, а лишь дополняет, уточняет их.

Проблема гражданственности литературы является актуальной и дискуссионной. Достаточно только сказать, что термин «гражданственность» не включается в литературоведческие словари и энциклопедии. Обусловлено это, прежде всего, многообразием значений, вкладываемых в него. Особенно часто выделяются два значения: 1) обозначение общей идейно-политической направленности литературы; 2) определенное субъективное начало характерной черты творческой индивидуальности художника.

Особенности проявления гражданственности в поэзии также вызывают споры. В решении этой проблемы особенно четко прослеживаются две концепции. Сторонники первой называют гражданственными стихотворения, где выражается гуманизм (по А.С. Пушкину «...и чувства добрые я лирой пробуждал»), а критерий гражданственности растворяется в морально-этических категориях. Отстаивающие другую точку зрения отождествляют гражданственность с поэтической публицистикой (по Н.А.Некрасову: «...поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»). Как видим, обе эти концепции выражают недостаточно глубокое понимание самой природы гражданственности, ведь она означает эстетически выраженную позицию художника как члена общества.

Актуальность темы, острота проблематики, отчетливость социальной позиции автора - необходимые, но все-таки внешние признаки гражданственности. А суть ее - в стремлении и умении говорить о главном в духовной жизни современника, исследовать диалектику взаимоотношений человека и времени.

Понятие гражданско-публицистической лирики органично вытекает из стремления поэта как можно полнее и оригинальнее выразить основное соотношение между человеком и окружающим миром, из внутренней необходимости активно участвовать в жизни общества и проявлять свою ответственность перед современностью и историей.

В многонациональной литературе советского периода, и в частности, поэзии, было время, когда критика сводила гражданственность исключительно к политизированности стихов «на злобу дня», тогда как настоящая гражданственность не может обойтись без лиризма, т.е. не может существовать без акта самовыражения.

В мордовской литературе излишняя политизированность стихотворений очень долго понималась как гражданственность. Это имело негативные последствия. В.В. Горбунов, например, видит в неприятии критикой аполитичных стихов причину позднего возникновения и замедленного развития в мордовской поэзии любовной лирики (56, 79).

Только в 1974 году в статье «Гражданскяй мотифне мокшень поэзия-са» («Гражданские мотивы в мокшанской поэзии») Ю. Кузнецов осмеливается напрямую выступить против такой трактовки гражданственности: «...когда мы говорим о гражданственности, то имеем в виду и то, что нет четких границ между публицистической и интимной лирикой. Ведь если разговор идет о социальной коллизии, то конфликт становится общественно значимым...Мораль и этика всегда взаимосвязаны с общественной жизнью людей, поэтому конфликты решаются с гражданских позиций» (140).

Фольклорные традиции в творчестве современных мордовских поэтов (П.В. Алёшина, И.А. Калинкин, СВ. Кинякин, А.Д. Сульдина,)

Развитие поэзии - явление очень сложное, включающее ее качественное изменение, обновление систем. Основополагающую роль в этом развитии играют не внешние влияния, которые могут вызвать только отдельные изменения, а сама сущность национальной литературы, накопленные ею традиции.

Творческое переосмысление лучших традиций народного творчества, обогащение их новым содержанием - основные принципы мордовской лирики на современном этапе. Поэтическая традиция - это не готовая форма, которую достаточно наполнить новым содержанием, чтобы получилось произведение, продолжающее традиции фольклора. Это темы, идеи, мотивы и взгляды, рожденные самой историей народа и вдохновляющие на творчество поэтов разных времен. Конечно, одним из главных качеств традиции является ее устойчивость, но в то же время, она находится в постоянном развитии, она динамична и подвижна. Творческий потенциал народного творчества настолько богат, что поэты каждого поколения открывают в фольклорных традициях все новые и новые грани.

В наше время диапазон для новаторских поисков в поэтическом наследии народа гораздо шире, т.к. всей национальной культурой накоплен достаточный эстетический опыт для более объективной оценки своего наследия. А изучение фольклорных традиций в мордовской литературе имеет огромное значение для осмысления проблем национального своеобразия, художественных перспектив дальнейшего развития мордовской национальной поэзии и обретения ею возможности воздействовать на духовное развитие самого человека. Творчество современных мордовских поэтов служит доказательством того, что трансформация фольклорной традиции открывает широкий путь к обновлению поэзии, обогащению поэтического языка на основе выразительных средств, выработанных устно-поэтическим творчеством народа.

Современные мордовские поэты стремятся разнообразить формы обращения к традициям фольклора. При решении конкретных поэтических задач они используют идейно-эстетические достижения, композиционные приемы песен, обобщенность и лаконизм пословиц и поговорок и т.д. Редко, но все еще встречается прямая обработка сюжетов и мотивов фольклора.

На современном этапе своего развития мордовская лирика приобрела положительную тенденцию отхода от приемов внешней стилизации, стремление к более глубокому проникновению в специфику образного мышления народа, к его эстетическим и нравственным идеалам.

Традиции устного народного поэтического творчества оказывают на современную мордовскую лирику тематическое, философское, эстетическое, стилистическое и другие влияния, - т.е. соотносятся и с содержанием, и с художественной формой произведений. В последнее время поэты все более и более отходят от литературно отшлифованной речи и парадной праздности слова, склоняются к народному просторечию. Конечно, это не всем удается в одинаковой степени, но есть и в этом плане определенные эстетические находки. Так, СВ. Кинякин, добиваясь естественного выражения своих чувств, мыслей и наблюдений, избирая предметом своего творчества факты реальной жизни и быта современного человека, выражает свое поэтическое волнение самыми обыденными словами. Но просторечие в его лирике - не подстраивание под народность, а естественное восхищение красотой и полнотой жизни. Кинякин влюблен в свой край, в свою Родину, поэтому именно она является главным героем его произведений. А чтобы создать зримый образ родной земли, поэт часто использует прямое обращение к олицетворенной природе, что свойственно для мордовского фольклора. Однако в фольклоре обращение к природе однообразно: «пиже луга» (зеленый луг) (234, 100), «вишке варма» (сильный ветер) (234, 112) и т.д., без выделения каких-либо характерных деталей. Кинякин же стремится индивидуализировать изображаемое так, как это сделано им в стихотворении «Вармать мархта корхнемат» («Разговоры с ветром»), где перед читателем предстает образ шального, беспутного и по-разбойничьи удалого ветра, который упрекает лирического героя в том, что его покинули силы и зовет его с собой плясать на просторе, петь песни, на что лирический герой ему отвечает:

Эх, тон, пяляз, эх, тон, пяляз варма,

Да тондейть ли шарьхкодеви ризфсь?...

Ваймось явси, а тон кштима кармать,

Кода, аеркс, азк тондейть аф визькс? (114, 20)

Эх, ты, бешеный, эх, ты, бешеный ветер,

Да тебе ли понять горе?...

Душа причитает, а ты начал плясать,

Как, бессовестный, скажи, тебе не стыдно? Олицетворяет ветер Кинякин при помощи прилагательного «аеркс», которое в «Мокшанско-русском» и в «Эрзянско-русском» словарях расшифровывается как «противный, неприятный» (186, 27), ясно, что это относится к человеку, существу одушевленному, а для характеристики ветра в мокшанском языке существует созвучное (что сразу бросается в глаза читателю) слово - «аера» - «резкий, пронизывающий (о ветре)» (186, 26).

Традиционный прием поэтического олицетворения Кинякин использует и для более точной передачи своих мыслей и чувств, всей глубины своих переживаний. Олицетворением он пользуется наиболее часто, придавая ему новые, своеобразные черты. К примеру, в стихотворении «Пантт» («Горы»), олицетворенный образ гор помогает автору передать специфику национального характера жителей Кавказа: мудрые, молчаливые седобородые старцы, хранящие в своей памяти многовековые традиции и предания своего народа - вот какие ассоциации вызывают «горы» у СВ. Кинякина.

Кинякин всегда повышенно чувствителен к окружающему миру, поэтому он стремится передать его красоту с помощью близких фольклору метафор, поэтически их переосмысливая, отчего они приобретают оттенок окказиональности: «шись-одавась» - букв, «день-молодая жена», «менель эрьхкса уенди» - букв, «плавает в озере неба», «потма ежец полафтсь, шуф-томсь каймокс» - букв, «внутреннее состояние изменилось, одеревенело как лопата» и др.

Особенности мордовского стихосложения и языка лирических произведений современных поэтов (П.В. Алёшина, Л.Ф. Дергачёва, Н.И. Ишуткин, И.А. Калинкин, СВ. Кинякин, И.Н. Кудашкин, В.И. Нестеров, А.Д. Сульдина, Д.А. Таганов, Н.П. Циликин)

Рассматривая современную мордовскую лирику, нельзя обойти вниманием ритмический строй, метрику, особенности использования образных средств языка, ведь все они являются определенными функциональными элементами эстетически значимого целостного единства. Это тем более важно, что проблема мордовского литературного стихосложения - одна из наименее разработанных. До последнего времени мордовское литературное стихосложение использовалось учеными только для сравнения с метрико-ритмическим строем произведений устного народного творчества. Это обусловлено прежде всего тем, что «метрика мордовской литературной поэзии создавалась на двух основах - на просодических закономерностях языка и ритмических традициях фольклора» (160, 181). Проблема соотношения традиционного, фольклорного и литературного в метрике очень интересна. Изучению воздействия фольклорных традиций на литературное стихосложение посвящена монография М.И. Малькиной «Мордовское стихосложение». Это наиболее полная работа по проблеме мордовского стихосложения, в которой автор рассматривает метрико-фонические особенности мордовского народного и литературного стихов в их обусловленности от закономерностей языка, поэтических традиций и способов исполнения; устанавливает причины, вызвавшие различия в ритмической и звуковой структурах фольклорных и литературных стихов; выявляет общие черты и некоторые различия в поэтическом строе мокша-мордовских и эрзя-мордовских народных и литературных стихов, определяет художественные функции элементов метрико-фонической структуры; показывает воздействие народных традиций и русской системы стихосложения на мордовскую литературную поэзию и, исходя из обобщения выявленных просодических закономерностей, прогнозирует пути развития литературного стихосложения.

А.Г.Самошкин в своей статье «Стихть кинза-янонза. Мокшень стихо-сложениять колга» (218, 66-71) («Пути-дороги стиха. О мокшанском стихосложении») на примере творчества зачинателей нашей поэзии доказывает, что все размеры силлабо-тонической системы стихосложения, а также тонический стих могут быть использованы в мордовской поэзии, чего, с сожалением констатирует он, не происходит. Он намечает также основные задачи, которые, по его мнению, поэты должны решить в ближайшем будущем: добиваясь разнообразия стихотворных размеров, чаще обращаться к трехсложным и свободному стиху; научиться вводить паузы, пиррихии, спондеи, дактилические и гипердактилические рифмы. Если иметь в виду, что для А.Г. Самошкина современной была поэзия 70-80-х годов, то, очевидно, на примере лирики 80-90-х годов можно проследить, какие из поставленных им «задач» выполнены, каких высот в разработке тех или иных метров достигли современные нам поэты. Для этого мы подвергли самостоятельному обследованию метрический репертуар произведений последних лет трех эрзянских и четырех мокшанских поэтов: И.А. Калинкина (сборник «Надежда», выпущенный в 1995 году, и некоторые произведения, напечатанные в периодике), Н.И. Ишуткина (сборник «Тештень мастор» - «Звездная страна», выпущенный в 1994 году), Д.А. Таганова («Сола вал» - «Слово с нежностью», выпущенный в 1997 году), И.Н. Кудашкина ( сборник «Аф сюконякшнихть варматненди пичетне» - «Не кланяются сосны ветрам», выпущенный в 1994 году), В.И. Нестерова ( сборник «Вачашить колга» - «О голоде», выпущенный в 1992 году), П.В. Алешиной (сборник «Тят ета вакскан» - «Не обойди меня», выпущенный в 1996 году) и Н.П. Циликина (сборник «Седись такол-фтсы седить» - «Сердце волнует сердце», выпущенный в 1996 году). Свой выбор мы обосновываем прежде всего хронологическими требованиями тем, что произведения этих авторов отражают наиболее характерные особенности метрического репертуара данного периода. Естественно, мы не претендуем на универсальность сделанных выводов, т.к. они приложимы в основном к конкретным произведениям.

Для проведения сопоставительного анализа стиха все количественные показатели переводятся в проценты. При этом за 100% принимается весь объем зафиксированных произведений всех семи поэтов - при установлении общих показателей, и каждого отдельного поэта - при установлении именно его показателей.

В результате исследования, мы пришли к выводу, что наибольшее предпочтение современными поэтами отдается двусложным размерам, а из них - хорею, ямб встречается реже. Из трехсложных наиболее распространен анапест, затем, по убывающей - дактиль и амфибрахий. Очень мало распространен народный стих, строящийся по принципу равного количества слогов и ударения на одном и том же слоге, и неклассические размеры (этот термин условен и обозначает все метры, не входящие в систему силлабо-тонического стихосложения).

В сборнике «Надежда» И.А. Калинкина среди стихотворений на мордовском языке трехсложного размера не обнаружилось. А среди написанных двусложным размером ямба больше, чем хорея.

И.Н. Кудашкин также отдает предпочтение ямбу, затем хорею, а трехсложных размеров использует очень мало.

В сборнике В.И. Нестерова также больше двусложных размеров - хорея, затем ямба, а из трехсложных анапеста больше, чем амфибрахия и дактиля.

В сборнике П.В. Алешиной также больше хорея, чем ямба, примерно одинаковое количество обращений к анапесту, дактилю и народному стиху, намного меньше амфибрахия и стихотворений с неклассической метрической природой.

Н.П. Циликин тоже больше пишет хореем, ямбических стихов у него очень мало, примерно столько же, сколько написанных амфибрахием и дактилем. Анапест встречается чаще.

Н.И. Ишуткин придерживается примерно таких же пропорций в использовании двусложных размеров: хорея у него больше, чем ямба, из трехсложных дактиля больше, чем амфибрахия, очень мало анапеста и народного стиха.

Похожие диссертации на Основные тенденции развития мордовской лирики на современном этапе, 1980-90-е годы