Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Потребность в исследовании национально-художественного своеобразия становления и развития хакасской драматургии 1920-1990-х гг. возникает в связи с необходимостью системного представления о закономерностях развития литературного процесса хакасов в целом. В настоящее время нет монографических исследований, посвященных комплексному рассмотрению проблем национально-художественных традиций, жанровой эволюции, типологии, поэтики драматургии на разных этапах ее развития. Разработка данных вопросов является одной из насущных задач, стоящих перед современным хакасским литературоведением. Выявление закономерностей развития литературного процесса страны невозможно без анализа явлений той или иной национальной культуры и особенностей ее развития, поэтому выяснение своеобразия национально-художественного мира хакасской драматургии XX в. остается одной из актуальных задач.
Системное изучение хакасской драматургии началось со второй половины 1950-х гг., когда началось профессиональное осмысление литературы хакасов в целом, о чем свидетельствуют работы литературоведа П.А. Троякова . Им впервые было осуществлено теоретическое осмысление хакасской драматургии как сложившегося рода литературы. В более позднее время рассмотрению проблем драматургии хакасов посвятили свои отдельные работы В.А. Карамашева , А.Л. Кошеле-ва3, М.А. Унгвицкая5.
Цель работы - выявление особенностей художественной эволюции и национально-художественного своеобразия хакасской драматургии 1920-1990-х гг.
Для достижения поставленной цели предусматривается реализация следующих задач:
определить роль народно-художественных традиций и обрядовой культуры народа в становлении национальной драматургии;
систематизировать функционирование традиций устного народного творчества в художественной системе хакасской драматургии,
выявить тенденции развития хакасской драматургии 1940-1960-х гг.;
исследовать национально-художественные ресурсы обогащения семейно-бытовой драмы в современной хакасской драматургии;
рассмотреть проблемы современного освоения этнопоэтической эстетики в хакасской драматургии.
Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа представляет собой первое монографическое исследование национальной драматургии в хакасском литературоведении, опыт целостного рассмотрения художественной эволюции хакасской драматургии 1920-1990-х гг. как системы, ее национально-художественных традиций, жанрово-стилевой эволюции и современных тенденций развития хакасской драматургии. Автором введены в научный оборот ранее не опубликованные и не упоминавшиеся в литературоведении пьесы хакасских драматургов.
Теоретической и методологической основой исследования стали труды ведущих отечественных и зарубежных литературоведов, исследователей драматургического рода - А.А. Аникста, Аристотеля, М.М. Бахтина, В.Г. Белинского, А.О. Богуславского, Б.С. Бугрова, А.Н. Ве-селовского, В.М. Волькенштейна, Г. Гегеля, М.И. Громовой, В.А. Дие-ва, М.С. Кургиняна, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец; исследователей драматургии народов Сибири А.А. Билюкиной, С.С. Имихеловой, А.К. Калзан, В.Ц. Найдакова, С.Н. Тарбанаковой и др. При исследовании становления и развития национальной драматургии использованы материалы и положения, содержащиеся в трудах таких хакасских ученых, как В.А. Карамашева, А.Л. Кошелева, П.А. Трояков, М.А. Унгвицкая. Методологические и теоретические положения их трудов позволили исследовать диссертанту творческие процессы, происходящие в хакасской драматургии.
Методология и методы исследования основаны на историко-функциональном, историко-генетическом, сравнительно-историческом принципах анализа с использованием общей, частной, исторической и описательной поэтики.
Положения, выносимые на защиту:
В формировании хакасской драматургии и ее эстетической эволюции основополагающую роль сыграли национально-художественные традиции наряду с отечественной литературной и театральной практикой.
Выражением национальной специфики хакасской драматургии на всех этапах ее развития явились мифопоэтика, эстетика и поэтика фольклора.
В хакасской драматургии в создании национальных образов, национального характера, национальной картины мира главную роль играют фольклорные и мифопоэтические традиции, являющиеся художественно-эстетическими выразителями мироощущения народа.
В поисках новых художественных форм и выявления духовных и нравственных потенций в национальном характере драматургия актив-
5 но обращается к этнически выразительным возможностям драмы.
5. Национально-художественная основа современной хакасской драматургии способствует постижению национального характера, глубины этнопоэтического богатства народа как способа идентификации этноса.
Материал исследования - драматургические произведения хакасских авторов, написанные в период с 1920-х по 1990-е гг. В диссертации использованы архивные материалы Рукописного фонда Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, Центрального государственного архива Республики Хакасия.
Объект исследования - хакасская драматургия.
Предмет исследования - процесс развития художественного мира хакасской драматургии 1920-1990-х гг., ее фольклорный контекст.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по истории хакасской литературы, при чтении курсов по хакасской литературе, проведении спецкурсов, спецсеминаров по хакасской драматургии, а также при составлении учебников и учебных пособий для вузов и школ.
Апробация исследования. Основные положения и выводы исследования опубликованы в 18 статьях в различных сборниках, освещались в докладах на научных конференциях, проводившихся в рамках «Катановских чтений» Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан, 2002, 2003, 2004, 2005), конференции, посвященной 60-летию кафедры хакасской филологии Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан, 2004), конференции, посвященной 60-летию Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (г. Абакан, 2004), региональной конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Абакан, 2005), всероссийской конференции «Художественное наследие национальных литератур XX века в российском культурном пространстве: проблемы взаимодействия» (г.Якутск, 2006), региональной научной конференции «Бурятская литература в условиях современного социокультурного контекста» (г.Улан-Удэ, 2006), региональной научной конференции «Методологические проблемы изучения истории литератур народов Сибири» (г. Кызыл, 2006), международной научно-практической конференции «Хакасия и Россия: 300 лет вместе» (г. Абакан, 2007), а также докладывались на заседаниях кафедры литературы Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Материалы исследования используются в учебном процессе, в лекциях по литературе Хакасии.
Диссертация обсуждена на заседаниях кафедры литературы Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова и сектора литературы Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории.
Структура работы. Цели и задачи научного исследования определили его структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиоірафического списка.