Введение к работе
Творчество английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Уильяма Голдинга (1911-1993) - одно из самых ярких и противоречивых явлений британской послевоенной прозы. Усилиями зарубежных и отечественных литературоведов за последние пятьдесят с лишним лет была проделана весьма значительная работа по осмыслению художественного наследия английского романиста. Были изучены социально-исторические и философские истоки романов писателя, особенности поэтики и проблематики его произведений, выявлены основные этапы творческой эволюции и общие закономерности повествовательного метода автора.
В обширной критической литературе о творчестве Голдинга, при всем многообразии подходов к интерпретации его произведений, наблюдается одна общая тенденция: первый роман писателя «Повелитель мух» (1954) традиционно трактуется не только как главная книга автора, вершина его творчества, но и как некий эталон современной притчевой прозы, классический вариант неклассической притчи. Надо отметить, что сам Голдинг не только не возражал против такого определения своего романа, но и разъяснял, какой именно смысл он вкладывает в понятие «притча» и почему в своей первой книге он обратился именно к этой литературной форме. Пояснения писателя лишь способствовали тому, что за ним прочно закрепился ярлык «сочинителя притч», и что бы ни выходило из-под пера автора после «Повелителя мух», многие исследователи были склонны автоматически причислять к жанру притчи.
Каждое произведение Голдинга уникально в жанровом отношении и требует особого похода при анализе. Безусловно, все произведения писателя отличает особый голдинговский стиль, но вместе с тем от романа к роману
расширяется круг охватываемых проблем, меняется сюжетно-композиционное оформление произведений, происходит эволюция философских взглядов автора, идут поиски новых художественных приемов.
Более того, притчевостъ многих произведений Голдинга не столь очевидна и нуждается в дополнительных комментариях. Нуждается в них и понятие «роман-притча», вынесенное нами в заглавие диссертационного исследования. Основные формально-содержательные признаки притчи сложились во времена Нового Завета, а само происхождение притчи относится к еще более ранним периодам истории. В XX веке притча переживает свое второе рождение. В то же время притчи писателей прошлого (и нынешнего) столетия существенно отличаются от классической (евангельской) притчи, что значительно усложняет проблему теоретического осмысления этого литературного явления.
Таким образом, актуальность диссертации обусловлена тем, что в ней затрагиваются наиболее существенные особенности такого пограничного с точки зрения жанровой специфики явления, как роман-притча в том виде, в каком эта необычная литературная форма преломилась в творчестве одного из крупнейших художников слова второй половины XX века.
Детальное изучение жанрового своеобразия ранних романов Уильяма Голдинга позволяет не только глубже проникнуть в философский замысел произведений писателя, понять его позицию в решении вопросов о природе человека, о путях исторического прогресса, о соотношении религиозного и научного мировоззрения, а также других острых для современного человека проблем, но и проиллюстрировать некоторые пути и закономерности модификации жанра романа в контексте общего для писателей XX века интереса к скрытым возможностям формы художественного произведения, а также тенденции к синтезу различных жанровых традиций.
Первый этап творчества Голдинга, пришедшийся на 1950-1960-е годы, связан с созданием шести романов. Однако объектом исследования в
настоящей работе явились лишь четыре произведения автора, написанные в этот период - это романы: «Наследники», «Хапуга Мартин», «Свободное падение» и «Шпиль». Роман «Повелитель мух» исключен из этого перечня, поскольку в англо-американской и отечественной критике существует большое число работ о первой книге Голдинга, в которых были рассмотрены практически все аспекты этого произведения. Данная работа ограничивается лишь кратким анализом «Повелителя мух», являющимся скорее обобщением уже имеющейся критической литературы, нежели самостоятельным исследованием. Ограниченный объем диссертации не позволяет охватить весь цикл романов Уильяма Голдинга 1950-1960-х годов. Настоящее исследование вынуждено ограничиться анализом четырех романов, представляющих наибольший интерес с точки зрения изучения их жанровой специфики в целом, и особенностей преломления притчевого начала в каждом из романов в частности. Роман «Пирамида», вышедший в 1967 году, открыл новую совершенно неожиданную грань таланта Голдинга как создателя ярких, сатирически емких зарисовок быта и нравов английской провинции, однако по своим формальным и содержательным характеристикам «Пирамида» не может быть отнесена к жанру «романа-притчи», а, следовательно, анализ романа не предусмотрен в диссертации.
Предмет исследования связан с изучением жанрового своеобразия указанных произведений Уильяма Голдинга.
Основная цель настоящей работы заключается в выявлении специфических черт жанра романа-притчи, определении других жанровых составляющих, а также проблематики и преемственных связей ранних романов Голдинга. Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд частных задач:
1. Рассмотреть историческую эволюцию притчи и особенности модификации жанра в литературе XX века.
2. Определить ключевые, жанрообразующие признаки современного романа-притчи.
Исследовать специфику повествовательной манеры, системы образов, сюжетно-композиционного построения романов-притч У. Голдинга 1950-1960-х годов.
Проанализировать проблематику, основные символы, а также систему мифологических и литературных аллюзий обозначенных произведений.
5. Дать анализ иносказательного плана романов-притч У. Голдинга и рассмотреть соотношение иносказательного и фабульного уровней произведений.
6. Проследить эволюцию художественной манеры писателя.
Отечественные ученые при анализе ранних произведений У. Голдинга в основном отдают предпочтение романам «Повелитель мух» и «Шпиль». Все, что написано у нас о таких романах как «Наследники», «Хапуга Мартин», «Свободное падение» сводится к десятку-другому страниц. Таким образом, научная новизна в первую очередь определяется недостаточной исследованностью анализируемых в диссертации произведений. В работе рассматриваются мало изученные или совершенно незатронутые аспекты ранних романов писателя. Кроме того, в настоящей работе впервые в отечественной науке предпринята попытка комплексного монографического исследования романов У. Голдинга 1950-1960-х годов.
Теоретическая значимость. Результаты диссертационного исследования позволяют уточнить литературоведческую терминологию и границы понятия «притча» в литературе и открывают пути для дальнейшего изучения как форм присутствия притчи в литературе XX столетия, так и художественного наследия Уильяма Голдинга.
Практическая ценность диссертации заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы при подготовке курсов лекций
и семинаров по истории зарубежной литературы, спецкурсов по проблемам романа XX века и по истории британской послевоенной прозы.
Теоретическую основу диссертации составляют труды, посвященные проблемам генезиса, исторического развития притчи, а также притчевого дискурса XX столетия (С.С. Аверинцева, И.В. Саморуковой и С.З. Агранович, М.Л. Гаспарова, Р. Скоулз, Э. Флетчер и др.), теории и философии мифа (Е.М. Мелетинского, А.Ф. Лосева, М. Элиаде, Р. Вейман, А.А. Потебни, М.М. Маковского и др.), проблеме категории «точки зрения» (В. Шмид, Б. Успенского), философские трактаты К. Юнга, Гегеля, Г.-Г. Гадамера, Э. Фромма, Ж.-П. Сартра; работа написана с опорой на труды таких отечественных ученых, как М.М. Бахтин, Ю. М. Лотман, А. Ю. Гуревич, О.М. Фрейденберг и др.
При написании работы привлечено большое количество зарубежных и отечественных статей, монографий, диссертационных исследований по творчеству Уильяма Голдинга.
Методологическая основа диссертации. В работе были использованы сравнительно-исторический метод, структурно-типологический и компаративистский методы, а также некоторые элементы структурно-мифологического анализа.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Двуплановость повествования, достоверность и развернутость фабульного плана наряду с подчиненностью произведения на всех его уровнях философскому замыслу писателя, наличие всевозможных символов, столкновение двух противоборствующих начал, сжатость художественного пространства и условность времени - делают второй роман У. Голдинга «Наследники» таким же классическим образцом современной притчи как и «Повелитель мух». 2. Роман «Хапуга Мартин» за счет сопоставления с известными мифологическими и литературными сюжетами обретает высокий
уровень философского обобщения, позволяющий расширить частную историю жизни протагониста до всеобъемлющей философской притчи. 3. Форма присутствия притчи в романе «Свободное падение» заключается в обращении автора к «глубинной» психологии современного индивида, в нравственно-философской направленности тематики произведения, в присутствии в романе мотивов внутреннего путешествия (поиска истины, пути к самопознанию) и противостояния. 4. В романе «Шпиль» У. Голдинг вновь возвращается к методу «передачи истины через иносказание», к свойственному первым двум романам подчинению образно-художественной стороны притчи нравственно-философской идее произведения.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были изложены в 3 докладах, сделанных на научно-методических конференциях в Санкт-Петербургском государственном университете (2007, 2008) и Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена (2008). По теме диссертации опубликовано 5 работ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации - 178 страниц основного текста. Список литературы насчитывает 181 наименование.