Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов Филимонова Татьяна Владимировна

Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов
<
Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филимонова Татьяна Владимировна. Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Филимонова Татьяна Владимировна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 179 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/960

Содержание к диссертации

Введение

I ТВОРЧЕСТВО МАРГАРЕТ ДРЭББЛ 1960-Х ГОДОВ: К ВОПРОСУ ОБ ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИСКАНИЯХ АНГЛИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1.1 Раннее творчество Дрэббл в истории английской литературы второй половины XX века 9

1.2. Своеобразие художественного мира Маргарет Дрэббл 24

1.3 Категория свободы в нравственно-философских поисках героев раннего творчества Дрэббл 40

II ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ДРЭББЛ 1960-Х ГГ.

2.1 Творчество Дрэббл и проблема женской идентичности в английской литературе второй половины XX века 62

2.2 Проблематика романа «Один летний сезон» 75

2.3 Процесс формирования личности в романе «Жёрнов» 89

2.4 Понятие свободы в романах «Один летний сезон» и «Жёрнов» 101

III СИСТЕМА ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОМАНЕ ДРЭББЛ «МОЙ ЗОЛОТОЙ ИЕРУСАЛИМ»

3.1 Викторианская мораль и право на индивидуальность в романе Маргарет Дрэббл 112

3.2 Степень личной свободы в романе «Мой золотой Иерусалим» 128

3.3 Образ трёх городов (Лондон - Париж - Иерусалим) 142

3.4 Литературные и религиозные мотивы и образы в романе 156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение к работе

В зарубежном литературоведении творчество Маргарет Дрэббл (род. 1939г.), писателя, критика и публициста, определяется как одно из художественных завоеваний 1950-60-х годов, отмеченных идейным, тематическим и стилистическим многообразием. Роль Дрэббл определена в работе Малькольма Брэдбери «Современный британский роман» (1993), где он ставит её в один ряд с выдающимися авторами современности: Айрис Мёрдок, Кингсли Эмисом, Аланом Силлитоу, Антонией Сьюзен Байетт, Дэвидом Лоджем. Её называют одной из талантливейших писательниц, в романах которой представлены актуальные проблемы времени их создания -второй половины прошлого столетия. Она стала автором не одного десятка произведений и до сих пор активно участвует в литературном процессе.

МАРГАРЕТ ДРЭББЛ родилась в Шеффилде, графство Йоркшир, в 1939 году, и как все члены её семьи (отец, мать и старшая сестра - известная писательница и критик Антония Сьюзен Байетт) окончила Ньюнем-колледж Кембриджского университета, где изучала литературу; в 1960 году получила учёную степень бакалавра искусств. Она почётный профессор университета Шеффилда (с 1976 г.), награждена орденом Британской империи (1980).

Её творчество можно разделить на три периода:

Первый - раннее творчество (1960-е годы): «Вольер для птиц» (1963), «Год Гаррика» (в русском переводе «Один летний сезон», 1964), «Жёрнов» (в США вышел под названием «Спасибо вам большое», 1965, а в России назван «Камень на шее», 2000), «Мой золотой Иерусалим» (1967) и «Водопад» (1969). В центре этих пяти романов образ молодой англичанки, пытающейся найти своё место в мире, понять своё истинное предназначение. В это время Дрэббл написала монографию о Вордсворте («Wordsworth», 1966), в которой размышляет об отношении поэта к обыденной жизни и о теме детства в его поэзии. К затронутым в книге вопросам она обращается и в своих художественных произведениях.

Второй период - 1970-е годы - ознаменован творческим подъёмом Дрэббл, ростом интереса к проблемам не только отдельно взятого человека, но и всего английского общества («Сквозь игольное ушко» (1972), «Ледяной век» (1977), «Зона согласия» (1980)). Одновременно она выступает как профессиональный литературовед, исследующий как творчество отдельных авторов (Арнольда Беннета («Arnold Bennett: A Biography», 1974), Томаса Гарди («The Genius of Thomas Hardy», 1976)), так и целые периоды или аспекты английской литературы (работы «Во имя королевы и страны» («For Queen and Country: Britain in the Victorian Age», 1978), «Англия глазами писателя. Пейзаж в литературе» («A Writer's Britain: Landscape in Literature», 1979)).

Третий период - после 1980 года по настоящее время («Лучезарный путь» (1987), «Естественное любопытство» (1989), «Врата из слоновой кости» (1991), «Ведьма из Эксмура» (1996) и другие). Для этого периода также характерна актуальная проблематика. Дрэббл создаёт широкую панораму современного английского общества; продолжает свою историко-литературную деятельность (монографическое исследование творчества Энгуса Уилсона («Angus Wilson: A Biography», 1995) и ряд работ проблемного характера, например, книга о традициях женской прозы в Великобритании («The Tradition of Women's Fiction: Lectures in Japan», 1982)).

Из последних произведений романистки можно назвать «Наперченная моль» («The Peppered Mom», 2001), «Семь сестёр» («The Seven Sisters», 2002), «Красная королева» («The Red Queen», 2003).

Труды Дрэббл-литературоведа важны для осознания и интерпретации её художественных произведений. В 1985 под её редакцией (совместно с Джейн Стрингер) вышло пятое издание престижного Оксфордского литературного словаря (The Oxford Companion to English Literature), а в 2000 году - шестое переработанное издание, дополненное 660 новыми статьями.

Эта работа свидетельствует о высокой степени профессионализма автора и многое раскрывает в её творчестве.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более глубокого внимания к проблеме свободы в современной английской литературе и, в частности, в недостаточно изученном раннем творчестве Маргарет Дрэббл. Сосредоточенные на отражённых в творчестве Дрэббл социальных проблемах, критики больше занимались её поздними произведениями (В.В. Ивашёва, А.П. Саруханян, А. Пирузян). Отдавая должное освещению в её творчестве семейно-бытовых проблем, исследователи отказывают ей в умении раскрывать важные общечеловеческие вопросы, показать поиски человеком своего места в жизни, своего «я».

Между тем, в раннем творчестве романистка сознательно посвящает себя «малой теме»: семье, воспитанию, образованию. В своих произведениях она доказывает, что у талантливого писателя «малая тема» неизбежно становится частью «большой темы»: темы становления личности, психологии общества и сил его определяющих и способствующих свободе личности.

Тем самым, анализ творчества Маргарет Дрэббл 1960-х годов позволяет глубже раскрыть характерное для её времени восприятие проблемы свободы.

Степень разработанности проблемы. Впервые имя Дрэббл в отечественном литературоведении появилось в статье В. В. Ивашёвой в начале 1970-х годов. За нею последовали другие работы (С. М. Дубовик, Г. Анджапаридзе, С. Н. Филюшкиной, Н. Г. Владимировой, Е. Ю. Гениевой, А. А. Благовещенской). Внимание зарубежных критиков Дрэббл привлекла раньше, после выхода первого романа «Вольер для птиц» (1961). О ней

писали Э. Роуз, С. Роксман, Дж. Крейтон, Дж. Ханней, О. Кеньон и др. Имя писательницы можно встретить во многих учебных пособиях по истории английской литературы XX века и справочниках по английской литературе, но отрывочность и неполнота заключённых в них сведений препятствуют ясности представления о значении Дрэббл в современном литературоведении. К тому же большая часть её произведений не переведена на русский язык. Поэтому русскому читателю и исследователю ещё предстоит ближе познакомиться с её творчеством.

В изученных критических работах о творчестве романистки мало разработана очень важная проблема - проблема интеллектуальной и нравственной свободы в прозе Маргарет Дрэббл 1960-х годов. Именно она становится предметом исследования в предлагаемой диссертационной работе.

Основные задачи исследования:

определить место и значение творчества Маргарет Дрэббл в истории английской литературы второй половины XX века;

раскрыть особенности художественного мира романистки, грани её творчества 1960-х годов;

рассмотреть понятие «свобода» в историко-литературном наследии XX века и его отражение в ранних романах Дрэббл;

выявить сложность и противоречивость изображения духовного становления личности в романах Дрэббл 1960-х годов.

Методология исследования основывается на теоретических принципах историко-литературного, герменевтического и интертекстуального анализа. В качестве теоретической базы используются работы таких исследователей как X. Ортега-и-Гассет и М. Брэдбери (теория романа), Н. Луман (понятие индивидуальности), Э. Фромм и С. де Бовуар (проблема свободы).

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в литературоведении раннее творчество Маргарет Дрэббл рассматривается в его связи с проблемой свободы и отражением её в художественном тексте. Уточняется соотношение творчества романистки с феминистским направлением в литературе, с работой Симоны де Бовуар «Второй пол», с идеями экзистенциализма и гуманистической этикой Эриха Фромма, с теорией «социальной системы» Никласа Лумана.

Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии значения категории свободы в историко-литературном процессе XX столетия и её проявления в художественном тексте, в частности, в раннем творчестве Маргарет Дрэббл.

Практическая значимость работы. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке лекционных курсов и практических занятий по истории английской литературы второй половины XX века, а также в спецкурсах о женской прозе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Маргарет Дрэббл в своих романах ставит и решает вопрос о
сущности свободы личности в современном мире, лишённом чётких
нравственных границ и ориентиров, и о праве женщины на выбор своего
жизненного пути.

  1. Героини раннего творчества романистки пытаются обрести внутреннюю цельность в условиях личной несвободы и зависимости от жизни своей семьи и детей, от ценностей родителей и людей, их окружающих, но на пути к этому меняются их представления о себе и своём истинном бытие.

  1. Моральный выбор, который делают героини романов Дрэббл, приводит их, с одной стороны, к нравственным утратам и отказу от самого

ценного - свободы, с другой, — к возможности состояться как полноценная личность, обрести истинные основы существования, принять себя и свою жизнь во всём сложном разнообразии её проявлений.

4. Маргарет Дрэббл на примере судеб своих героинь показывает важность соединения интеллектуальной жизни с традиционными обязанностями женщины: быть женой и матерью, хранительницей домашнего очага и наставницей молодого поколения, тем самым, добиваясь истинного чувства свободы, основанного на реализации своей личности и исполнения долга жены и матери.

Апробация работы. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы филологического факультета РПТУ им. А.И. Герцена и на межвузовских и международных конференциях: «Жанр и литературное направление: Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе» (Санкт-Петербург, 2007), «Компаративистика: история и современность: Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе» (Санкт-Петербург, 2008), «Англистика XXI века» (Санкт-Петербург, 2008), «Ломоносов-2008» (Москва, 2008). По теме диссертации опубликовано 10 работ, две из которых в аккредитованном издании ВАК (Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, включающих одиннадцать параграфов, заключения и библиографии, насчитывающей 187 наименований. Объём работы составляет 179 страниц.

Раннее творчество Дрэббл в истории английской литературы второй половины XX века

Творчество Маргарет Дрэббл стало отражением тех процессов, которыми был ознаменован послевоенный период истории литературы на Британских островах. Вторая половина XX столетия отмечена поисками выхода из всеобщего экономического, политического и, конечно, нравственного кризиса. Литература Англии, как литература других европейских держав, отразила противоречия эпохи и пыталась найти путь к их преодолению.

Обещанные английским правительством благополучие и стабильность после войны так и не наступили. Это способствовало росту критического общественного мнения, обострению социальных противоречий, которые находят непосредственное отражение в литературе этого времени, влияют на её тематику и проблематику.

По словам исследователя Н. Б. Колесниковой, «вторая половина XX века началась в литературе Великобритании с растерянности. Иллюзии героических лет войны были утрачены, причём особенно остро эту утрату ощутили молодые»1. В послевоенном английском литературном пространстве появляется много молодых авторов, взволнованных бедствиями и их последствиями для будущего страны.

Дать общую характеристику литературного процесса изучаемого периода помогают работы зарубежных и отечественных учёных. В англоязычных исследованиях звучит мысль о схожести 50-х и 60-х годов в истории литературы на Британских островах2.

В отечественной критике Н. Б. Колесникова определяет 50-е годы как «период возвращения к более старым формам письма, притом формам специфически английским» . Литературовед Д. Урнов период 60-х годов характеризует как время «исчезновения отчётливых ориентиров в английской литературной жизни»4. Тем самым, по его мнению, начинает проявляться большой интерес к «домашней» литературе прошлого. Авторы, ранее незаметные, неинтересные для большей части читающей публики становятся ведущими, их творчество начинает приковывать внимание и профессионалов и простых читателей. «На первый план выходят ... величины второстепенные, а именно «домашние», подлежавшие прежде внутреннему употреблению: Джейн Остен, Энтони Троллоп...»5. Литературный мир Англии словно открывает для себя забытые имена и новые грани отечественной словесности. Творчество этих авторов начинает влиять на литературный процесс современности: направленность большинства английских писателей послевоенного поколения определяется интересом к неизведанным граням творчества многих писателей предшествующего столетия.

Пристальное внимание современных авторов к произведениям прозаиков XIX века объясняется их поисками возможностей адекватно воспроизвести действительность в художественных произведениях. Если писатели модернистской направленности стремились «порвать» с прошлыми образцами, то писатели второй половины XX столетия не могли творить без оглядки на своих великих предшественников века XIX: на Диккенса, Теккерея, сестёр Бронте, Джордж Элиот и многих других, в том числе и менее изученных - до недавнего времени - романистов, таких, как Джейн Остен и Энтони Троллоп.

Творчество Дрэббл и проблема женской идентичности в английской литературе второй половины XX века

Положение женщины в цивилизованных странах современности кардинальным образом отличается от её положения в прошлые времена: она получила доступ к образованию и профессиональной деятельности, юридическую и финансовую независимость, сексуальную свободу — её функции больше не сводятся к биологическому воспроизводству. Но в многообразии изменившейся ситуации можно наблюдать и обратную картину: очень многие западные женщины, пользующиеся всеми завоеваниями феминизма и, прежде всего, свободой выбора и независимостью в суждениях и поступках, настроены весьма консервативно и придерживаются старых ориентиров.

Действительно, вслед за мужчинами женщины стали самостоятельными личностями, вынужденными, как и представители сильного пола, сами создавать себя. Но победа в борьбе за эту возможность оказалась горькой: она не только не избавила женщин от тягот, которые накладывает на человека жизнь, но и лишила их прежних льгот «слабого пола». Порядок, существовавший с незапамятных времён, был поколеблен, а новый, на смену ему, ещё не сформировался. Поэтому во второй половине XX века, определяемой как эпоха смещения нравственных ориентиров, проблема реализации человеком своего «я», независимо от пола, оставалась значимой.

В середине XX века британское общество находилось под впечатлением бурных кампаний сторонниц женского равноправия. Хотя движение женщин в пользу расширения избирательного права - суфражизм успешно развивалось ещё в последние десятилетия XIX столетия, появление новых феминистских обществ, исповедующих воинствующую тактику, придало ему новый импульс, поставило его в один ряд с другими актуальными проблемами времени, связанными со сложной общественно-экономической ситуацией послевоенных лет.

Изучение женского движения XX столетия наводит на мысль о быстром развитии самосознания участниц движения, о новом понимании ими природы взаимоотношений мужчин и женщин в свете стремительных социально-политических изменений. И те и другие стали более самостоятельными и независимыми по сравнению с предшествующими поколениями.

Вопрос о роли и значении женщин в жизни общества, разумеется, ставился не только в изучаемый период. Так, исследователи говорят о том, что впервые проблему социальной роли женщин затронул ещё Платон, а история феминистского движения отмечена множеством самых разнообразных фактов и имён.

Изменение общественного климата в послевоенное время привело в Англии к трансформации обычаев и структуры семьи: многие прежние основы семейного благополучия изменились и получили иное освещение в свете развития феминизма и надвигающейся сексуальной революции. Актуальным становится интерес к специфике женского сознания, его аутентичности, определяемых в противоположность стереотипным представлениям о «мужском я».

Женщины XX столетия, в отличие от своих предшественниц, получили реальные возможности самореализации в сфере науки, образования, инженерно-технической деятельности и других информационных сферах. Тем самым, они смогли отказаться от зависимого положения и, благодаря своей творческой активности, выйти за рамки семьи. Этот процесс не замедлил отразиться в литературе, всегда внимательной к изменениям общественного климата. Во второй половине XX века активно начинает развиваться женская проза, которая обнаруживает превосходные возможности самоопределения. Женское мироощущение передаёт «иную реальность», в которую входят привычные житейские события и будничные явления, представляющие живой литературный интерес. Через символические образы, через цепочку перевоплощений, перемен и взаимопроникновения явлений бытия, - раскрываются многочисленные и многоликие «сущности» женского видения мира; передаются многообразные аспекты существования личности в современном мире.

Развитие женской прозы составляет важную часть историко-литературного процесса; основная особенность её (в отличие от мужской) заключается в специфическом преломлении сущности современного мира, обстоятельств и особенностей социального и духовного кризисов современной эпохи. Отличие это определяется, по мнению самих же писательниц, особым характером «женского взгляда» и женского социального и культурного опыта, имевший, как известно, второстепенное значение в системе традиционных культурных ориентиров. Поэтому женская проза второй половины XX века не просто плод тенденций времени, а художественное явление, за которым стоит особый культурный опыт. Этот опыт и позволяет выявить причины современного социального и нравственного кризиса; осознать противоречивость эпохи во всём её многообразии.

Викторианская мораль и право на индивидуальность в романе Маргарет Дрэббл

Для литературного процесса западноевропейских стран послевоенного времени характерно заострение всеобщего внимания на проблеме поиска молодыми людьми своего места в жизни, на проблеме самоутверждения, раскрытия своего «я». «Наиболее выраженной особенностью современной западной характерологии следует считать постулат о разительных противоположностях, заключённых в душе человеческой, о её иррациональности, непредсказуемости, неподчинении абстрактным категориям долженствования, о её неизлечимой внутренней разорванности и противоречивости» . В сложное и неоднозначное время разорванность и противоречивость внутреннего мира человека XX столетия становятся тем предметом, к изображению которого, каждый на свой лад, обращаются многие писатели.

В литературном процессе Англии второй половины прошлого века характерна деятельность таких писателей как Энгуса Уилсона, Дорис Лессинг, Мюриэл Спарк, а также представителей «рассерженной молодёжи» и тех, чьё творчество формировалось как преодоление влияния эстетики прославленных английских модернистов Дисеймса Джойса и Вирджинии Вулф. В проверенных временем традициях английской литературы XIX века, в так называемой «викторианской» литературе они видели пример традиционной романной формы. В ней романисты искали обоснование того, что на новом историческом этапе считали наиболее естественным и перспективным для английской литературы.

Отношение к викторианской эпохе не было однозначным в самой Англии и за её пределами. С одной стороны, в первой четверти XX века резкой критике подвергались «фетиши» викторианства и разоблачалась его ограниченность. С другой стороны, через некоторое время возникла мода на викторианские ценности — так называемое викторианское возрождение.

Влияние Викторианской эпохи на становление англо-американского мира проявляется в большом интересе к викторианству как политическому, экономическому, общественному явлению со стороны многих современных отечественных и западных ученых. Понятия «викторианские ценности», «викторианский стиль» постоянно всплывают в психологии, искусствоведении, политике. Возврат к викторианским ценностям во время правления Маргарет Тэтчер (1979-1990) откровенно провозглашается в противовес современному образу жизни и более свободным нравственным ценностям.

В настоящее время викторианство рассматривается как сложный и парадоксальный феномен в истории западной культуры, который помогает многое объяснить и раскрыть в специфике социальной психологии Великобритании второй половины XX столетия.

В данный момент в нашей стране существует два крупных центра изучения викторианской литературы и культуры - Русский Дом Диккенса при Тамбовском государственном университете и Викторианский центр в Перми. Это свидетельствует об определённом интересе к эпохе и в России.

Традиционность, уверенность в благополучии, респектабельность, регламентированность быта - ключевые слова для определения викторианского периода в истории Англии. Длительная экономическая и политическая стабильность, развитие естественных наук и связанная с ними философия позитивизма, официальное превознесение религиозного морального чувства определяли культурную атмосферу, сильно отличающуюся от атмосферы других европейских стран этого периода (например, от ситуации во Франции). Процветание страны способствовало рождению особого «про-английского» мироощущения. Процесс урбанизации, характерный для этого времени, произвел глубочайшие перемены в образе жизни англичан, в нормах их поведения и мировосприятия. На первый план вышли новые социальные круги — средние классы, которые и становятся «подлинными викторианцами».

До определённого времени в отечественных работах, посвященных этому вопросу, непременным было использование таких критических словосочетаний, как «пресловутый викторианский комплекс», «викторианский снобизм», «викторианское лицемерие», «викторианские табу», «викторианский консерватизм» и другие. Такие характеристики односторонни, ограничены и мало информативны.

В мировом сознании Англия —, страна классического принципа преемственности во всех сферах общественной и нравственной жизни. Поэтому утверждение, что национальная культура Англии XX века тесно связана с культурой XIX века, вряд ли вызывает сомнение.

Именно в викторианскую эпоху были заложены и стали массовыми едва ли не все особенности уклада жизни англичан, которые сегодня воспринимаются иностранцами как «чисто английские»: современная «культура быта» и «культура сада», «культура сервиса» и «культура отдыха», традиционность социальных, политических и нравственных понятий.

Похожие диссертации на Проблемы интеллектуальной и нравственной свободы в творчестве Маргарет Дрэббл 1960-х годов