Введение к работе
Актуальность темы. История персидско-таджикской литературы второй половины XI-XII веков изучена европейскими востоковедами, иранскими исследователями, а также учеными Таджикисгана и других сопредельных стран достаточно широко. Тем не менее, жизнь и творчество отдельных её представителей, особенности жанров и другие аспекты художественно - эстетического характера нуждаются в более глубоком анализе и обстоятельном исследовании.
Известный поэт конца XI - первой половины XII века Авхададдин Мухаммад ибн Мухаммад Анвари Абеварди (1090 - 1170) авторами средневековых антологий ставится в один ряд с великим Фирдоуси (941 - 1020) и Саади Ширази (1207 - 1289), как один из пророков поэзии на фарси (1,15). Хотя Анвари можно отнести к разряду наиболее изученных авторов своей эпохи, тем не менее не все художественные особенности его поэзии подвергнуты всестороннему анализу, соответствующему современным требованиям. Поэтому всестороннее изучение его творчества является одной из задач современной иранистики в целом и таджикского литературоведения в частности. Одним из важных жанров его творчества наряду с касыдой и газелью является кит'а, на что в свое время обратил внимание известный русский востоковед В. Жуковский. Поэзию XII века, её идейно - содержательную основу можно основательно изучить в непосредственной связи с творчеством Анвари и в том числе с изучением жанра кит'а. Еще средневековые авторы антологий Мухаммад Авфи, Абдуррахман Джами и Давлатшах Самарканда дали высокую оценку поэзии Анвари и указали на ее художественную ценность. В работах по теории жанров, общих литературоведческих работах, книгах по истории персидско - таджикской литературы разного уровня, монографиях и статьях, касающихся жанра кит'а непременно затрагиваются особенности этого вида поэзии в творчестве Анвари. Ещё в конце XIX века русский исследователь В. Жуковский и индийский учёный Шибли Ну'мони обратили внимание на творчество Анвари. В.Жуковский об особенностях кит'а Анвари пишет, что именно в кит'а поэта отражены величие его облика и передовые взгляды (6). Шибли Ну'мони
также придерживается мнения, что творчество Анвари не ограничено только хвалебными одами: «Он всякие вопросы тематико- эстетического повествования, где культура и язык приобретает расширенный диапазон, выражает в поэзии»(11.219).
Кит'а в таджикско - персидской поэзии появилась в творчестве поэтов X века. В дальнейшем она встречается в творчестве большинства поэтов. Как правило, кит'а относится к поэзии не придворной, вопреки тому, что, видимо, происходит от придворного вида поэзии - касыды. В кит'а чаще всего поэты выражают свои думы, чаяния, размышления о жизни и судьбе человека и т.д. Поэтому её развитие связано с различными переменами жизни и достигает совершенства в описании неблагополучных периодов жизни общества и личности поэта. Кит'а особое положение заняла в поэзии XIII -XIV веков, начало которой относится к XII веку. Наибольшими успехами и славой пользуются поэты Анвари, Саади и Иби Ямин (1287-1308). Затрагивая вопросы развития кит'а в истории персидско - таджикской поэзии, несомненно нужно обратить внимание на мукатаат Анвари, то есть его кит'а в целом
Степень изученности темы. Анвари сочинил около 500 кит'а где затрагиваются почти все стороны жизни эпохи. Хотя его величали пророком касыды, его хмастерство, социальные воззрени больше и глубже всего проявились в его кит'а. Его кит'а написаны с большим мастерством в жанрах элегии (марсия), назидания, сатиры и критики, загадок, на темы вина и виночерпия, жалобы, душевного состояния автора, хвалебная тема, пользы науки и мудрости, практическая философия (хикмат), женская тематика и т.д. В таджикском литературоведении касыды Анвари исследовал И.Икромов, его газели изучены Т.Самадовым, а языковые особенности касыд Р. Карманджом. Однако кит'а в творчестве Анвари остаётся не изученным. Во всех работах, в той или иной степени касающихся творчества Анвари, а также посвященных кит'а, непременно даётся оценка его кит'а. В работах иранских ученых Мударриса Разави, Са'ида Нафиси, Забехулла Сафа. Фурузанфара, Али Дашти. Шафе'и Кадкани, востоковедов Е.Брауна, Е.Э.Бертельса, И.С.Брагинского, М.Л.Рейснер и
других затрагиваются вопросы кит'а Анвари. Это касается также статей в различных энциклопедиях, учебниках по видам поэзии и т.д. Таджикский учёный Бакаев М. посвятил отдельную статью кит'а Анвари. Р. Ходизаде в предисловии к «Диван Анвари» также обратил внимание на особенности кит'а Анвари.
Цель и задачи исследования. В связи с тем , что развитие жанра кит'а в творчестве Анвари, особенности её формы и содержания в его произведениях до сих пор не подвергались тщательному анализу и не становились объектом специального изучения, основной целью нашей диссертации является исследование кит'а поэта с позиций структуры, идейно-тематического содержания и художественно - эстетических особенностей. В соответствии с этой целью нами поставлены следующие задачи:
определить число и наиболее полно установить текст кит'а Анвари;
определить вкратце понятие кит'а, историю её становления и жанрово-тематические особенности;
в краткой форме рассмотреть традиции кит'а в персидско-таджикской литературе в связи с кит'а Анвари;
установить особенности структуры кит'а в творчестве Анвари;
установить взаимосвязь формы и содержания в кит'а поэта;
анализировать тематику и содержание кит'а;
выявить стилистические и художественные особенности кит'а Анвари;
определить традиции кит'а в творчестве Анвари. Научная новизна исследования. В диссертации впервые на
основе критического издания дивана Анвари проведено полное исследование жанра кит'а в творчестве поэта. Впервые всестороннему изучению подвергаются структура, форма и стиль его кит'а. Новизной является сравнительный анализ кит'а с другими поэтами, содержания кит'а в сопоставлении с касыдами, всей многогранной тематики кит'а, а также её художественные особенности.
Источники исследования: Основными источниками исследования являются, прежде всего, диван самого Анвари, его средневековые комментарии, творчество поэтов Х-Х11 века, а также некоторые толковые словари средневековья и другие памятники соприкасающейся тематики.
Методы исследования. Исследование в диссертации осуществлено с пользованием сравнительно - исторического метода, а также частично структурного анализа. В работе автор руководствовался работами, Е.Э.Бертельса, А. Мирзоева Д С Лихачева, 3. Сафа, М.Л. Рейснера и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть полезны при изучении вопросов теории и методов классической персидско -таджикской литературы, особенно литературы Х-ХИ веков и места кит'а в поэзии эпохи. Материалы диссертации могут быть использованы при написании истории персидско -таджикской литературы, учебников, учебных пособий, а также при чтении общего курса истории литературы, чтении спецкурсов по проблеме лирических жанров поэзии.
На защиту вносятся следующие положения диссертации:
понятие кит*а и её жанровые особенности в средневековой персидско-таджикской поэзии;
происхождение кит'а, её становление и развитие в персидско-таджикской поэзии в Х-ХИ веков;
лирические жанры поэзии Анвари и место кит'а в его творчестве;
структурные особенности кит'а Анвари;
темы и содержание кит'а Анвари;
эстетические и поэтические воззрения Анвари;
Анвари и его современники;
Фольклорные традиции в кит'а Анвари (загадка и лугаз);
Творческий стиль Анвари и стилистические особенности его кит'а.
Апробация исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории таджикской литературы Таджикского национального университета (8-февраля 2011, протокол № 11)
По теме диссертации опубликованы статьи и одна монография, список которых приводится в конце автореферата.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав с соответствующими разделами, заключения и списка использованной литературы.