Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РОМАННОЙ ФОРМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI В 12
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАН 12
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ МЫШЛЕНИЯ, НОВЫХ МОДЕЛЕЙ ВИДЕНИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА 23
ОБНОВЛЕНИЕ ИСКУССТВА РОМАННОЙ ПРОЗЫ 33
МНОГООБРАЗИЕ СПОСОБОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СИНТЕЗИРОВАНИЯ 47
ГЛАВА II. РОМАНТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО РОМАННОГО СИНТЕЗА58
ДОЛГОЕ ЭХО РОМАНТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 58
СИНТЕЗ РОМАНТИЧЕСКОГО МИФОТВОРЧЕСТВА И РОМАННОГО НАЧАЛА В РОМАНЕ- ПОЭМЕ ЖАН-МАРИ-ГЮСТАВА ЛЕКЛЕЗИО «БЛУЖДАЮЩАЯ ЗВЕЗДА» 72
ПОЭТИКА НАЗВАНИЯ, ПОСВЯЩЕНИЯ, ЭПИГРАФА 75
ОТЗВУКИ РОМАНТИЧЕСКОЙ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ЭТИМОЛОГИИ 78
МИФОПОЭТИЧЕСКАЯМОДЕЛЬ МИРА В РОМАНЕ. АРХЕТИП «ДРЕВА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ» 82
ПРОБЛЕМА ИНИЦИАЦИИ. СВОЕОБРАЗИЕ ХРОНОТОПА. СИНКРЕТИЧЕСКИЙ МИФОЛОГИЗМ ЛЕКЛЕЗИО 94
ПРИНЦИП СВОБОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОМАНА: СОНАТНО- СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ 102
ПОЭЗИЯ ВОДНОЙ СТИХИИ 106
РЕИНТЕРПРЕТАЦИЯ РОМАНТИЧЕСКИХ МИФОВ В РОМАНЕ Ж.ЭШНОЗА «У РОЯЛЯ» 116
ГЛАВА Ш. МЕЖЖАНРОВЫЕ ПОЛИФОРМЫ ОБНОВЛЕННОГО РОМАННОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ 132
СУБЪЕКТИВНАЯ ЭПОПЕЯ МИШЕЛЯ БАТАЯ: «РОМАН - КРИК» «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЕЛКА» 132
ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЛИФОРМА РОМАНА Л.АРАГОНА «БЛАНШ, ИЛИ ЗАБВЕНИЕ» 144
КАТЕГОРИЯ ГИПОТЕЗ В ПОЭТИКЕ РОМАНА 150
ЛИНГВОСТРУКТУРА КАК ОБЪЕКТ ИЗОБРШЕНИЯ. 155
СПЕЦИФИКА АРАГОНОВСКОГО ИНТЕРТЕКСТА 161
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ МАНЕРЫ 172
ОСОБЕННОСТИ ПОСТМОДЕРНИЗМА ВО ФРАНЦИИ» 194
ТРАГИФАРС РОМЕНА ГАРИ «ПЛЯСКА ЧИНГИЗ-ХАИМА» КАК ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО РОМАНА 211
РОМАН-КАЛЕЙДОСКОП А.РОБ-ГРИЙЕ «В ЛАБИРИНТЕ»: ОТ МОДЕРНИЗМА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ 225
АКТУАЛИЗАЦИЯ МЕТАФОРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 296
СПЕЦИФИКА УСЛОВНО-МЕТАФОРИЧЕСКОЙ РОМАННОЙ ФОРМЫ Ж. ЭШНОЗА 302 5.5. ТРАНЗИТНАЯ ФОРМА РОМАНА ЖАНА ЭШНОЗА «Я УХОЖУ»: ОТ ПОСТМОДЕРНИЗМА К
«ТРАНСКРИПЦИЯ - ИГРА» С РОМАНОМ РОКОКО (РОМАН МИЛАНА КУНДЕРЫ «НЕСПЕШНОСТЬ») 176
«СИНТЕЗИРУЮЩАЯ МУДРОСТЬ» РОМАНА-МЕДИТАЦИИ М.КУНДЕРЫ «ПОДЛИННОСТЬ» 188
ГЛАВА IV. ВАРИАНТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА 194
ГЛАВА V. МИНИМАЛИСТСКИЙ РОМАН 255
ОБНОВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 80 - 90 ГГ. СПЕЦИФИКА «ВОЗВРАЩЕНИЙ» '. 255
ИГРА С РОМАННОЙ ТЕХНИКОЙ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: «ПЕРЕОТКРЫТИЕ» ВЫМЫСЛА В РОМАНАХ ЖАНА ЭШНОЗА 263
СВОЕОБРАЗИЕ ТОПОСА СИМУЛЯЦИИ В РОМАНЕ ЖАНА ЭШНОЗА «ВЫСОКИЕ БЛОНДИНКИ» 278
РОМАН-МЕТАФОРА ЖАНА ЭШНОЗА «ОДИН ГОД» 296
НОВЫМ БЕРЕГАМ 313
МОДИФИКАЦИЯ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКОГО ЖАНРА В МИНИМАЛИСТСКОМ РОМАНЕ Ж. ЭШНОЗА «БЕЖАТЬ» 335
ФИЛОСОФСКАЯ СКАЗКА ПО-ТУССЕНОВСКИ 358
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ж.-Ф.ТУССЕНА ВО ФРАНЦУЗСКОЙ
ЛИТЕРА ТУРОВЕДЧЕСКОЙ НА УКЕ 358
СМЕХОВАЯ ПАЛИТРА РОМАНОВ ПИСАТЕЛЯ 364
ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ: ТУССЕН - ПАСКАЛЬ 369
ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ: ТУССЕН - ВОЛЬТЕР 374
«ВНЕПРОСТРАНСТВЕННЫЕЗНАЧЕНПЯ» ТУССЕНОВСКОГОПРОСТРАНСТВА 378
5.7.6 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛЬНОСТИ, ВРЕМЕНИ, ВЕЧНОСТИ В РОМАНАХ ТУССЕНА 383
ГЛАВА VI МЕНЯЮЩИЙСЯ ОБЛИК ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ 392
ДЖАЗОВАЯ ПАРТИЯ МАКСАНСА ФЕРМИНА: РОМАН «БИЛЬЯРД БЛЮЗ» 392
СИНТЕЗ СЛОВА И МУЗЫКИ В РОМАНЕ М. ФЕРМИНА «ЧЕРНАЯ СКРИПКА»: ОТ «КРЕМОНСКОЙ СКРИПКИ» ГОФМАНА ДО «ЧЕРНОЙ СКРИПКИ» М.ФЕРМИНА 407
«РОМАН ПРИОБЩЕНИЕ» КРИСТИАНА БОБЕНА («ВСЕ ЗАНЯТЫ») 428
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 444
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 453
Введение к работе
В диссертации изучается в теоретическом и историко-литературном плане современный французский роман рубежа веков как «магистральный жанр» художественной литературы; особенности функционирования романных жанров в переходную эпоху; новые формы романного мышления, новые художественные стратегии, эстетический опыт французского романа конца XX - начала XXI в. Поскольку специфика современного романа в осознанной и нередко провозглашенной неотделимости художественного феномена от философских, лингвистических, культурологических идей времени, то, так или иначе, эти идеи оказываются в поле зрения автора диссертации.
Во французском литературоведении последних десятилетий возрос интерес к исследованию текущей литературы, специфики новой романной формы. Появились эссе, монографии, статьи о современном романе, но системно- целостных исследований, детально изучающих функционирование романной формы в порубежную эпоху нет. В отечественном литературоведении достаточно глубоко исследован французский роман начала XX века, 50-80-х годов", но литература конца XX - начала XXI в. практически не изучена.
АКТУАЛЬНОСТЬ диссертации определена неразработанностью теоретических и историко-литературных проблем романного жанра последних десятилетий - в его модификациях, различных формах художественного синтеза, «переходности», индивидуально-авторских вариациях, когда происходит ломка канона и вызревание нового эстетического качества, когда и методология анализа и терминология еще во многом находятся в процессе становления.
Формирование новой художественной парадигмы рубежа эпох - с ее многомерностью, нелинейностью, плюральностью - определяет своеобразие романной рефлексии: ее направленность на многообразие художественных форм.
ЦЕЛЬ работы - концептуальное исследование модификаций романной формы в современной французской прозе, способов художественного синтезирования во взаимосвязи с новыми принципами мышления, новейшими моделями видения мира и человека, с теоретическими аспектами современной романной поэтики.
Диссертация включает в себя несколько тесно связанных между собой комплексов проблем, продиктованных целью исследования:
Проблема романной формы в контексте литературы конца XX - начала XXI в., новые формы романного мышления.
Модификации внутри романной жанровой системы (синтез традцион- ных жанровых форм и их обновление); вне жанровой системы романа («романизация» философии, музыки, лирики, драмы, искусства кино); модификация на границах эстетических систем (романтизм - модернизм - постмодернизм- минимализм).
Способы художественного синтезирования, межжанровые полиформы современного романного повествования.
Созидательная функция романтического языка в романном синтезе новейшего времени.
Специфика литературного постмодернизма во Франции.
Поэтика минималистского романа.
7. Текущая литература последнего десятилетия. Комплексный анализ данных проблем определил ЗАДАЧИ исследования:
Детально проанализировать в аспекте модификации жанровых форм эстетически значимые, характерные для рубежа веков, выражающие основные тенденции развития современного французского романа произведения, которые еще не были предметом глубокого литературоведческого анализа.
В единстве теоретического, культурологического, поэтологического подходов исследовать варианты романной целостности как деконструкции традиционных жанров, многообразия форм художественного синтезирования, гибридизации, симбиоза, создания межжанровых, полижанровых образований: межжанровая полиформа субъективной эпопеи М. Батая: синтез модифицированного исповедального романа, репортажа, мифа, современного психологического повествования, эссе, драмы, поэзии; «роман-медитация» М.Кундеры: синтез философского романа, эссе, трактата о романе, вариации традиционных жанров в зеркале современности; «роман-калейдоскоп» А. Роб-Грийе; гибридизация модернистского кода и кода массовой культуры в романах Ж.Эшноза; «роман-джаз» М.Фермина; лирико-философский фрагментарный роман К.Бобена; минималистский роман - философская сказка Ж.-Ф.Туссена, в котором модернистские и постмодернистские техники представлены в характерном для современной французской литературы принципе «черепицы» и т.д.
Выявить созидательный потенциал романтического образа мысли, созидательную функцию романтического языка в современном французском романе..
Уяснить функциональность экспериментов современного французского романа с понятием «художественная достоверность»; изучить видоизменение модуса «реального» в современном романном жанре, проанализировать, как миметическое изображение соединяется (вытесняется) концептуальным, выявить способы репрезентации в минималистском романе.
Изучить особенности литературного постмодернизма во Франции. Представить интерпретацию вариантов литературного постмодернизма.
Осуществить комплексный анализ индивидуально-авторских вариантов минималистского романа.
Исследовать философско-поэтическую прозу последнего десятилетия.
Дать представление о некоторых исследованиях, посвященных рецепции романа рубежа эпох во французском литературоведении.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ:
в системном научном освещении современного французского романа рубежа эпох с целью выявления новых художественных стратегий, кристаллизовавшихся во второй половине XX столетия: многочисленных модификаций романной формы, новых поэтологических принципов, которые воплотили глубинные трансформации, изменившие категории классической теории жанров;
в детальном исследовании различных модификаций романной формы, основанном на анализе особенностей- соотношения различных жанров в полифоническом целом (в полемике с концептом «внежанровости» современного романа);
в изучении французского постмодернизма как одной из тенденций времени, части литературного процесса, не получившего во Франции такого признания и резонанса, как в других странах Европы и США, не проявившегося «ярко» в «классических» формах, - и тем самым способного углубить и откорректировать представления о европейском литературном постмодернизме в целом;
в комплексном анализе минималистского романа, еще не изученного отечественным литературоведением и противоречиво интерпретируемого в западной науке;
во введении в литературный обиход имен новых авторов, новых текстов, ранее не исследованных.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного
исследования
Систематизированное рассмотрение теоретических аспектов современной романной формы в единстве с комплексным анализом произведений, в различных модификациях выявляющих многообразие эстетических поисков современного французского романа - определяет теоретическую значимость работы.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут оказаться полезными для теоретического осмысления проблем художественного синтеза, специфики современного романа как новой формы художественного мышления, особенностей литературного процесса рубежа эпох, для уточнения концепции французской литературы ХХ-ХХ1 вв.
Материал, содержащийся в работе, может быть использован при создании учебников по истории французской литературы ХХ-ХХ1 вв., учебных пособий по спецкурсам, посвященным изучению современного французского романа, а также в лекционных и практических курсах при изучении истории литературы Франции, истории зарубежной литературы ХХ-ХХ1 вв.
Теоретический и методологический фундамент исследования
Методология работы определена спецификой изучаемого материала - современного французского романа, «тотальность» которого предполагает исследование на границах литературоведения, философии, психоанализа, культурологии. Художественная природа современного романа предопределяет как наиболее адекватную стратегию сочетание взаимодополняющих подходов различных методологий: литературно-теоретического, историко- литературного, герменевтического подходов, элементов структурного метода. Работа опирается на традиции отечественной и французской филологии и на достижения современных теоретиков, исследователей романной поэтики, интерпретации текста. Как теоретико-методологическая основа В' работе использованы идеи Л.Г.Андреева, М.М.Бахтина, Л.Я. Гинзбург, К.М.Жирмунского, Ю.М. Лотмана, А. В. Михайлова, И. П. Ильина,
Г.К.Косикова; труды по исследованию французской литературы Т.В.Балашовой, А .П.Бондарева, С.Н.Зенкина, З.И.Кирнозе, Н.А.Литвиненко, В.А.Лукова, В.П.Трыкова, Н.Т.Пахсарьян., В.В.Шервашидзе; работы французских ученых Р.М.Альбереса, П.Брюнеля, Б.Версье, Д.Виара, М.Гонтара, Ц.Тодорова, а также философские идеи Р.Барта, Ж. Дерридо, Ж.Делёза, М.Бланшо, психоаналитические открытия XX века и некоторые идеи и гипотезы современных естественных наук (И.Пригожин, Б.Мандельбро, С.Хоккинг).
Проблема модификации романной формы во французской прозе рубежа веков определила ВЫБОР для анализа отдельных романов конца 60-х-70-х годов XX в., в поэтике которых зарождались тенденции, ставшие впоследствии определяющими в дальнейшем развитии французского романа: лирическая полиформа поздних романов Л.Арагона; трагифарс Ромена Гари «Пляска Чингиз Хаима» как латентная фаза развития французского постмодернизма. Интересен сам факт опережения.
Опыт неороманистов (Роб-Грийе) видится несколько иначе с позиций XXI века, обретает новые акценты и новый смысл и в контексте эволюции творчества данного писателя, и в соотношении с романами постмодернистов, минималистов, поэтому его творчество изучается в данной работе.
Что же касается литературы последних десятилетий, то автор диссертации ориентировался на произведения уже известные во Франции, но малоизвестные в отечественном литературоведении и - в большинстве случаев - еще не переведенные на русский язык.
На защиту выносятся следующие положения:
Современная романная форма кристаллизуется во взаимосвязи с новыми принципами мышления, новейшими моделями видения мира и человека, воплощающими кризисность и «переходность» конца XX столетия, и представляет собой новую художественную систему.
Рубеж ХХ-ХХ1 вв. определил особый тип жанровой трансформации романа: деструкцию традиционных жанров, вплоть до концепции «смерти романа» (смерти канонического романа) и формирование новых форм романного мышления, многоуровневых и многомерных, которые невозможно оценивать с позиций жанровых канонов.
Современный роман вступает в разноуровневые диалогические связи с читателем, внутри системы жанров (синтез и обновление традиционных романных жанров; новые формы психологического повествования); ВНЕ жанровой системы романа («вбирая» философию, психологию, эссеистику, литературную критику); на границах эстетических систем (романтизм - реализм - модернизм - постмодернизм - минимализм).
Обновление языка современной романной прозы ярко проявляется в новых романных сложно-структурных образованиях («роман-эссе», «роман- метафора», «кино-роман», «роман-трагифарс», «роман-калейдоскоп», «роман-крик» и т.д.).
Характерная черта современной французской литературы - романтическая составляющая нового романного синтеза. Долгое эхо романтической манеры мышления, романтического языка, обладающих огромной созидательной силой, звучит в самых современных концепциях и теориях и определяет во многом художественный мир современного французского романа (произведения М. Дюрас, поздние романы Л.Арагона, романы Ж.-М.-Г Лек- лезио, М.Батая, М.Фермина, К.Бобена).
Ни в одной другой стране парадоксы постмодернизма не обрели столь «классического» воплощения как во Франции. По сравнению с общеевропейским постмодернизмом во французской литературе можно скорее говорить о фазе «вызревания» постмодернизма (роман Ромена Гари «Пляска Чингиз- Хаима»), о наметившемся переходе от модернизме к постмодернизму (роман А.Роб-Грийе «В лабиринте»), о симбиозе модернизма и постмодернизма (романы П.Модиано), «о принципе «черепицы» в соотношении модернизма и постмодернизма (романы Ж.-Ф.Туссена), об игре с посмодернистскими концепциями и техниками (романы Ж. Эшноза), чем о литературном постмодернизме в «чистом» виде.
Минималистский роман - новый эстетический феномен, вобравший опыт модернизма и постмодернизма и по-своему творящий «реальность» и романную рефлексию о ней.
Литература последнего десятилетия характеризуется преобладанием лиризма, музыкальности, поэтичности. Возникают новые романные модификации: лирико-философская сказка как фрагментарная романная структура, моделирующая единство множественного; роман - романтическая опера - музыкальная драма; романная форма, становящаяся словесным эквивалентом свободной джазовой импровизации и т.д.
Современный французский роман носит ярко выраженный характер художественной новизны.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации - 473 страницы.