Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Трагические поэмы" Агриппы д'Обинье в контексте французской культуры рубежа XVI - XVII веков Фролова Алина Ивановна

<
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фролова Алина Ивановна. "Трагические поэмы" Агриппы д'Обинье в контексте французской культуры рубежа XVI - XVII веков : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 Самара, 2006 175 с. РГБ ОД, 61:07-10/270

Введение к работе

Агритшад'Обинъе (1552-1630) —одна из самых значимых фигур во французской культуре рубежа XVI-XVII веков. Это был выдающийся поэт и писатель, летописец и историк, крупный политический и общественный деятель двух государств - Франции и Швейцарии, талантливый военачальник, участник Религиозных войн и теоретик военного искусства.

Кроме двух больших лирических книг, одна из которых была написана в юности («Весна», 1570-1573), вторая на исходе жизни («Зима»), д'Обинье написал исторический трактат «Всеобщая история» в нескольких томах, сатирический роман «Приключения Барона де Фенеста» (1617-1630), мемуары «Жизнь, рассказанная его детям» и создал поэтическое произведение - «Трагические поэмы» (1577-1616), которое является одним из значительнейших памятников европейской поэзии. «Трагические поэмы» Агриппы д'Обинье не имеют аналогов в европейской литературе: это - эпос, написанный от лица участника реальных исторических событий.

Жизнь и творчество Агриппы д'Обинье приходится на конец XVI -начало XVII столетий. Этот период во Франции - время подведения итогов, когда каждый из поэтов и писателей находился в постоянном поиске осознания человеческой личности во времени, в политике, морали, вере и в художественном творчестве. Но все эти поиски осуществлялись уже на основе уже созданного и накопленного.

В переломные моменты происходит осмысление не только завершенности какого-то отрезка времени, но и предчувствие чего-то нового, что иногда оборачивается возникновением атмосферы тревожности, которая приобретает трагическое звучание. При этом отмирание старого и возникновение нового происходит не резко, а постепенно. Многие авторы конца XVI - начала XVII веков не смогли до конца адаптироваться к изменившейся новой политической и культурной ситуации.

Именно в этот переломный момент во Франции начинает зарождаться барокко. Важной чертой литературы оказывается нечеткость жанровых параметров: в одном и том же произведении сочетаются черты сразу нескольких жанров или жанровых форм. У таких жанровых экспериментов обычно не бывает продолжений, они так и остаются экспериментами. Поэтому то, что творчество Агриппы д'Обинье находилось долгое время в забвении — закономерность, а не исключение из правил. Долгое время его книги не переиздавались: после

прижизненных изданий наступила очень длинная пауза. Заново Агриппа был открыт только в XIX веке романтиками.

Литературоведы начали обращаться к творчеству поэта лишь во второй половине XX века. Произведения Агриппы исследовались под разным углом зрения: изучались черты барокко (И.Баффем, Г.Зауэрвайн, А.Вебер, Ж.Зельден), присутствия библейских мифов (Ж.-Р.Фанло), отражения учения Кальвина (М.Сулье, М.Фрагонар), анализировалась система образов (К Дюбуа, А.Турнон, Ж.Бэльбе).

В отечественном литературоведении наследие Агриппы д'Обинье остается не до конца изученным. В частности, «Трагическим поэмам», было посвящено всего несколько разрозненных статей. Обстоятельные комментарии Александра Ревича к его блистательному переводу не могут восполнить этот пробел.

В предлагаемом исследовании осуществляется комплексный анализ «Трагических поэм», позволивший изучить в произведении формы отражения переходного характера культуры и сознания рубежа двух столетий, что и определило актуальность данной работы.

Предметом исследования являются «Трагические поэмы» Агриппы д'Обинье как произведение, отражающее переходные процессы во французской культуре рубежа XVI-XVII веков.

Объектом исследования стало проявление переходного характера эпохи (конец XVI — начало XVII вв.) в «Трагических поэмах» Агриппы д'Обинье.

Цель диссертации заключалась в изучении «Трагических поэм» Агриппы д'Обинье в контексте изменений, происходящих во французской культуре на рубеже XVI-XV1I столетий. Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:

- исследовать черты барокко в «Трагических поэмах» Агриппы
д'Обинье иа основе анализа жанровых и стилистических особенностей;

- рассмотреть формы присутствия античных авторов и
современников поэта в «Трагических поэмах;

проанализировать композицию «Трагических поэм»;

- на основе анализа системы образов изучить соотношение
реальности п вымысла в «Трагических поэмах»;

проанализировать формы отражения теологических споров эпохи в «Трагических поэмах»;

исследовать образ автора и формы присутствия имени автора в «Трагических поэмах» Агриппы д'Обинье.

Материалом исследования послужили «Трагические поэмы» Агриппы д'Обинье. В качестве дополнительных материалов привлекались исторический документ «Всеобщая история» Агриппы д'Обинье,

теологические трактаты Ж.Кальвина «Наставление в Христианской вере», «Книга псалмов, изложенная Жаном Кальвиным», исторические труды С.Гулара и литературные произведения Дю Бартаса, современника Агриппы д'Обинье.

Методологической и теоретической основой исследования стали историко-культурный подход (Ю.Лотман), структурно-семиологическнй подход (ЮЛсгтман, Р.Барт, Ж.Женетт), психоаналитический подход (З.Фрейд, М.Кляйи, К.Дюбуа). При разработке частных вопросов использовались труды М.Сулье, Ж.-Р. Фанло, У. Ланже, М.Фрагонар, А.Вебера, Ф.Лестрингана.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней

- впервые в отечественном литературоведении подробно
рассматриваются исторические, теологические и литературные источники
«Трагических поэм» Агриппы дЮбинье;

- впервые предложен комплексный анализ композиции и системы
образов «Трагических поэм»;

- выявлены формы присутствия имени автора в произведении.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в

нем рассмотрены жанровые особенности и исследованы черты барокко произведения Агриппы д'Обинье» проанализировано соотношение реального и вымышленного, поэтического и исторического в «Трагических поэмах» как произведения, отражающего переходные черты эпохи конца XVI—начала XVII столетий.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что положения и выводы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по истории французской литературы, а также при подготовке спецкурсов по стилистике и истории культуры.

Апробация научных результатов. Материалы исследования обсуждались на ежегодных конференциях молодых ученых СПТУ (Самара, 2002-2005 гг), на II международной научной конференции «Литература в диалоге культур» (Ростов*на-Дону, 2004), на IV конференции «Литература XX века: итоги и перспективы изучения» (четвертые Андреевские чтения, Москва, 2006), на заседании аспирантских семинаров кафедры романской филологии СГПУ (Самара, 2005-2006 гг.). Основные положения диссертации отражены в четырех публикациях.

На зашиту выносятся следующие положения:

1. «Трагические поэмы» включают себя несколько жанров эпохи Возрождения: героическую поэму, эпопею и трагедию. Эклектика произведения проявляется и в присутствии ярко выраженных ссылок на поэтические произведения, исторические документы античных и

современных авторов. Важное место в произведении занимают библейские мифы, подвергающиеся своеобразной интерпретации в соответствии с творческим замыслом автора.

2. Развертывание сюжета «Трагических поэм» определяется
взаимодействием трех временных и пространственных планов: событий
современности, фактов из истории человечества с древних времен,
сказаний из Священного Писания.

  1. Реальность и вымысел находятся в «Трагических поэмах» в сложном взаимодействии. Отдельные исторические факты, изложенные Агриппой д'Обинье в историческом документе «Всеобщая история», и некоторые детали, заимствованные из трактата С .Гул ара «История мучеников», подвергаются трансформации в соответствии с идеологической направленностью.

  2. Центральное место в произведении занимают поставленные Ж.Кальвиным вопросы о предопределении человека, об «избранных и отверженных Богом». Влияние теологического учения проявляются и на уровне поэтики (композиции, систем образов, структуры образов).

  1. Исторические персонажи, упоминаемые в «Трагических поэмах», образуют систему образов, олицетворяющих постоянную и непримиримую борьбу Добра со Злом. В эту схему не укладывается образ Генриха IV, который отличается противоречивостью и амбивалентностью. Важной особенностью женских образов в «Трагических поэмах» является их противоречивый характер. При этом значимую роль играет концепт материнства.

  2. Текст «Трагических поэм» интерсубъективен. С самого начала произведения между поэтом и читателем устанавливается тесная связь. Средством установления такой связи становятся лакуны, которые должен заполнять сам читатель. Формы присутствия имени автора в «Трагических поэмах» проявляются на семантическом, этимологическом и теологическом уровнях. Отсутствие имени автора ка титульном листе книги выступает как намеренный отказ от авторской подписи.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиоірафического списка из 255 наименований.

Похожие диссертации на "Трагические поэмы" Агриппы д'Обинье в контексте французской культуры рубежа XVI - XVII веков