Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика Рахманина Ольга Сергеевна

Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика
<
Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рахманина Ольга Сергеевна. Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Москва, 2002.- 126 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-10/360-0

Содержание к диссертации

Введение с.З

Лпякс Л РнЯЖАМ? козтчестк теаркк ка фоне куштурке-кстрмчеекъй

обстановки в Германии XVH века с,9

Культурно-историческая ситуация в стране с.9

Появление лингвистических, и литературных обществ. Развитие теории

стихосложения. Первые поэтики на немецком языке с.1>

Становление ли>ераТурной критики с.3$

Европейские наідИОНальньіє поэтики XVl^XVII ва с.<Ц

Глава IL Эстетические принципы барокко и классицизма и их. преломление в
творческой нрактцке с,50

Барокко и класс^цШМ, Два литературных направления эпохи q5K)

Стихотворные Цетры и размеры с.5^

Стилистические фиГуры с.5

Стихотворные ф0рМЫ и жанры с.7^

Мотивы и темы с.9

Характерные особенности поэзии барокко с.ІСЦ

Отличительные черты классицистической поэзии с. 10">

Заключение с. 11Q

Библиография с.11^


- v

Введение к работе

Немецкая поэзия XVII века — в отечественной науке явление сложное и малоизученное, В то время как в зарубежном литературоведении она на сегодняшний день одна из самых обсуждаемых, у нас в стране за последние тридцать лет написаны лишь несколько диссертаций, в той или иной мере касающихся этой темы1. Широкому читателю творчество большинства авторов этой эпохи остается практически неизвестным. Существуют только отдельные стихотворные переводы, выполненные в основном Л. Гинзбургом2, переводов драматических произведений нет вообще. Зарубежные исследователи обратились к лирическому наследию XVII века также сравнительно поздно. Поэзия немецкого барокко долгое время была невостребованной, и лишь во второй половине XX века немецкая наука смогла посмотреть на нее по-новому. После того, что пережила Европа в годы второй мировой войны, стало ближе и понятнее мировоззрение поэтов времен Тридцатилетней войны - Опица и Флеминга, Грифиуса и Логау5 и количество исследований немецкой поэзии XVII века заметно возросло. Немецкое литературное барокко, более ста лет обвинявшееся искусствоведами и критиками в неумеренной эксцентричности и поверхностности, было по достоинству оценено и признано, наконец, предметом, достойным анализа глубокого и серьезного. В 60 гг. в Германии

Заездная Т. Сонеты Андреаса Грифиуса. Ленинград. 1972., Нейдорф Я.

К истории языкового Плодоносного общества XVJ1 века в Германии, Киев.

1972. 2 Немецкая лшзйя" ХУП века s ітере&зтх Л&з& Гнн$5$рга. Москва 19?&> Слово скорби и утешения. Народная поэзия времен Тридцатилетней войны 1618-1648 годов. Москва 1963. Кроме того, s 1999 году вышел в свет первый полный перевод на русский язык религиозно-по этических афоризмов Ангелуса Силезиуса «Херувимский странник», выполненный Н. Гучинской (Ангелус Силезиус. Херувимский странник. Остроумные речения и вирши. Санкт-Петербург. 1999.).

4 выходит целый ряд работ, где рассматривается литература этого периода . С середины 60-х гг. начинают появляться исследования, посвященные отдельным авторам4 и жанрам5. Кроме того, объектом внимания становятся теоретические труды по поэтике того времени^ В 70-е тт. к немецкой лирике XVII века начинают обращаться и друше европейские ученые7, находя в ней мотивы, созвучные своему мировосприятию,

Новым этапом в освоении немецкого поэтического творчества XVH века стало его сравнительное изучение8. Важным шагом в этом направлении явилось исследование А, Бекмана , в котором автор подробнейшим образом анализирует источники возникновения тех или иных мотивов и стихотворных форм немецкой поэзии, находя аналогии с французской 3 Szyrocki М. Die deutsche Literatur des Barock. Bine EinfCihrung, Hamburg. 1968., Hankamcr P. Deutsche Gegenreformation und deulsches Barock. Stuttgart, 1964., Geschichte der deutschen Literatur: 1600 bis 1700. Berlin. 1963., Beissner R Deutsche Barocklyrik/ Forrnkrafte der deutscheri Dichtung vom Barock bis zur Gegenwart. Gottingen. 1963. и др. 4 Szyrocki M. Andreas Gxyphius. Sein Leben und Werk. Tubingen. 1964., Hansen T. Johann RisL und seine Zcit Leipzig. 1973., Meier A. Daniel Czepko als geiatlichcr Dichtcr. Bonn. 1975., Dieize W. Quirinus Kuhlmann, Ketzer und Poet. Berlin. 1963. J Preund W. Die deutsche Verssatire im Zcitaltcr des Barock. 1977., Weisz Y. Das dcutsche Epigramm des 17. Jahrhunderts. 1979., Grimm, G. E. Literatur und Gelehrtentum in Deutschland. 1983. ь Drux R. Martin Opitz und sein poctisches Rcgelsystem. 1976., Dyck J. Ticlit-Kunst Deutsche Barockpoetik und rhetorische Tradition. Bad Homburg vor der Hone. Gehlen, 1969., Texte zur Geschichte der Poetik in Deutschland: von M.Opitz bis A.W. Schlcgel. Darmstadt. 1982., Wolff R Der Purismus in der deutschen Literatur des 1 7. Jahrhunderts. Leipzig. 1975., Rolf B. Didaktik der Barockpoetik. Winter. 1982. 7 Daly P. IVI. Dichtung und Emblematik bei Catharina Regina von Greiffenberg. Bonn. 1976., Gellinck J. Little. Die weltliche Lyrik des Martin Opivz. Bern-Miinchen. 1973., Watanabe-O1 Kelly H. Melancbolie und die melancholiscbe jLaritikriWr. БЪгп. №78., ЇЇЬоійг / M, FursteiTwmVi1 M. &єШЇЇСс?1єстішх, Kunstlerinncn und gelehrtc Frauen des deutschen Baroeks. Stuttgart. 1984. BConrady K.O, Latcinische Dichtungstradition und deutsche Lyrik des 17. Jahrhunderts. Bonn. 1962., Hofftneister G. Pctrarkisrische Lyrik. Stuttgart. 1973. 9Beckraann A. Motive und Formen der deutschen Lyrik des 17. Jahrhunderts und ihre Hntsprechungen in der iranzosischen Lyrik seit Ronsard. Tubingen. 1960.

5литературой этой эпохи. Другой интересной работой надо считать монографию Л. Шнайдера - об испанском влиянии на немецкую литературу XVT-XVT1 вв.

80-е и 90-с годы принесли сразу несколько основательных и глубоких исследований . Их авторы видят свою задачу в том, чтобы продемонстрировать читателю весь путь новой немецкой поэзии, всю эволюцию ее развития- Особого внимания заслуживает солидный сборник, где б 34-х научных эссе представлено творчество наиболее ярких и интересных с литературоведческой точки зрения поэтов12. Системному анализу и проблемам заимствования в немецкой лирике посвящен и труд Ф. Майда «Барочная лирика»13. Майд делает акцент на «запаздывании» немецкой поэзии, на ее стремлении догнать Европу и освоить все стихотворные формы и жанры, почерпнутые из античности и современной европейской поэзии. Желая охватить как можно больше материала, автор» однако, грешит некоторой поверхностью и фрагментарностью, хотя возможно, что он ставил перед собой цель кратко представить большое количество поэтических явлений. Появлялись и работы более узкого характера, как, например, исследование соотношения теории и практики в творчестве одного из крупнейших поэтов барокко Ф.ф. Цезена14. Его автор затрагивает в своей работе такую важную проблему, как несоответствие художественных произведении теоретическим установкам создавшего их поэта. Со стиховедческой точки зрения интересен сборник статей «Любовь Schneider Л. Spaniens Anted an der deutschen Lileratur des 16. und 17. Jahrhunderts. Straftburg, 1998. 11 Studicn 2u? deuSsrhen Liisxatur im J 7, JahrbuBdert. Btrhn-WaznaL 19S4., Тшп2 E. Deutsche Literatur zwischen Spathumanismus und Barock. MQnchcn. 1995., Kemper H-G. Deutsche Lyrik der rrilheren Neuzeit. Tubingen. 1988. 12 Deutsche Dicbter des 17. Jahrhunderts: IhrLeben Laid Werk. Berlin, 1984. 13 MeidV.Barocklyrik. Stuttgart. 1986. '"Keller J. Die Lyrik Philipp von Zcscns: Praxis mid Thcorie. Bern. 1983. как литература» , посвященный проблемам немецкой прециозной лирики, долгое время остававшейся в тени из-за несправедливо негативной опенки современников.

Что касаегся новейших исследований в этой области, го среди них стоит назвать один из последних выпусков немецкого литературоведческого журнала «Текст + критика» , полностью посвященный проблемам немецкого барокко, В вошедшлх в него статьях подняты самые разные вопросы, касающиеся как формы17 барочных художественных произведении, так и их содержания . Из немногочисленных отечественных исследований несомненный интерес представляет диссертация Я. Нейдорфа «К истории языкового Плодоносного общества XVII века в Германии» - о деятельности самого значительного из немецких лингвистических кружков той эпохи. Автор представляет интереснейшие факты истории создания, устава и деятельности этого объединения. Он полробно останавливается на достижениях наиболее видных членов общества и их заслугах перед немецкой словесностью.

Определенно заслуживают внимания доклады С. Шаулова ? тезисы которых опубликованы в материалах Международной научной конференции «Лафонтеновские чтения». В работе «Игра о камне Андреаса Грифиуса», посвященной анализу малоизвестного стихотворения поэта, исследователь затрагивает довольно сложный вопрос о различии между барочной Liebe als Literatur. Anfsatze zur erotischen Dichtung in Dcutschland. Munchen. 1983. Text + Kritik, Zeitschrift fur Literatur. 2002. N 4. "StockmannT. Entaufienmg. Uber Schrift und Кбгрсг im Barock., Rleger S. In(ter)venlionen. Die Ordming der Texte im Barock. IS All P.A. Die Traume der Imagination. Zur Rolle der Einbildungskraft in der dcutschen Literatur des 17. Jahrhunderts. 1L> ГІсйдорф Я. К истории языкового Плодоносного общества XVIT века в Германии. Киев. 1972. " Шаулов С. Игра о камне Андреаса Грифиуса// VI «Лафонтеновские чтения». Санкт-Петербург. 2000. и Шаулов С. Поэтическая антропология Пауля Флеминга// VII «Лафонтеновские чтения». Санкт-Петербург. 2001.

7 метафорой и барочной эмблемой и сути их структурного взаимоотношения. В другой своей статье С. Шаулов осмысляет лирическую концепцию Пауля Флеминга о Я-душс, «главной и истинно живой субстанции в человеке», вобравшей в себя весь мир и «собственно человека», и выявляет ее философские истоки.

Обстоятельное изучение немецкой лирики XVII столетия имеет немаловажное значение, поскольку этот период явился весьма значительным этапом становления и формирования национальной литературы, переломным моментом в ее судьбе. Именно в это время зарождалась новая немецкая литература и литературная теория, которую разрабатывали сами же авторы поэтических сочинений - поэты были одновременно и учеными, и критиками- Большинство примеров, которые Мартин Опиц приводит в своей «Книге», взяты из его же ранних произведений, И не потому, что он считал собственные стихи верхом совершенства, а потому, что других примеров пока еще просто не существовало .

Задача диссертации - рассмотреть лишь один из аспектов немецкой поэзии XVII века, а именно проблему соотношения теории и практики в творчестве ряда выдающихся авторов. И в зарубежном, и тем более в отечественном литературоведении этот вопрос изучался особенно односторонне, Возникший не так давно интерес к немецкому барокко быстро перешел в некую моду, и о барокко стали писать довольно много; при этом из работ исследователей практически исчезло понятие о немецком классицизме XVII века. Нельзя сказать, чтобы ученые полностью игнорировали произведения крупных теоретиков классицизма, но тому, как эти произведения повлияли на творчество многих барочных авторов, уделяется довольно мало внимания. Между тем теория литературы, бурно развивавшаяся в XVK «Хоть мне и стыдно при отсутствии других примеров пользоваться моими собственными, ведь я хорошо осознаю ограниченность своих способностей». (Опиц М. Книга о немецком стихотворстве// Литературные манифесты западноевропейских классицистов. Москва. 1980. с.454. (пер. А, Гугниыа) столетии, была практически вся классицистической, да и большинство поэтов стремились следовать в своем творчестве именно классицистическим канонам и образцам. В рамках данной работы предполагается выявить возможные признаки обоих литературных напраатений в произведениях довольно широкого круга поэтов, незаслуженно обойденных вниманием отечественных ученых, и опровергнуть весьма распространенный среди современных немецких историков литературы взгляд на барокко как на единый стиль немецкой поэзии XVII века - рассмотреть литературный процесс во всей его сложности и многогранности. Для этого привлечен новый фактический материал, творчество поэтов, еще не исследованных в русскоязычной научной литературе. Обращение к теме соотношения барокко и классицизма даже а свете активного изучения барочной литературы современными западными учеными является тоже достаточно новой и актуальной темой. Выбранный аспект исследования предполагает не только систематизировать конкретные теоретические и поэтические тексты, но и проследить преломление эстетических принципов в творческой практике. В диссертации использовались методологические принципы теоретико-типологического анализа, представленные в работах Ю. Лотмана22, М. Гаспарова23, КХ Виппера34, Б. Томашевского25. 22^агмштЮ бїгутри"МБГслящих миров. Москва. j'W. 23 Гаспаров М. Очерк истории европейского стиха, Москва. 3989. 24 Виппер Ю. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века// Виппер КХ Творческие судьбы и история. Москва,

1990.

Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. Москва. 1996. «На этой неделе я читал книгу по истории Тридцатилетней войны, и голова у меня все еще не остыла от этого чтения. Подумать только, что эпоха величайших национальных бедствий была одновременно блистательнейшей эпохой человеческой силы! Сколько великих людей породил этот мрак!»1 (из письма Ф. Шиллера Г. Кернеру)

Шиллер Ф, Сочинения. Москва-Ленинград, 1950. т.8. с. 134.

Похожие диссертации на Немецкая поэзия XVII века, теория и художественная практика