Введение к работе
Актуальность темы. Великое творение Фирдоуси «Шах-наме» занимает важное место как в истории литературы иранских народов, так и в истории создания национального эпоса и эпических поэм в целом Поэтому об этой поэме, истории ее становления, возникновения отдельных поэм на Западе и Востоке написано много Но «Шах-наме» представляет собой неисчерпаемое поле исследования различных ее аспектов Е Э Бертельс полагал, что о каждой поэме «Шах-наме» можно написать отдельное исследование Но, невзирая на то, что появились исследования по отдельным поэмам и, в особенности, разновидностям поэм «Шах-наме», исследователи пока не удовлетворены ни достигнутыми результатами, ни подготовленными критическими текстами [3]
«Шах-наме», как гласит название произведения - эта книга царей В ней упоминаются имена 48 иранских царей, начиная с мифических и легендарных царей Пешдадидов и до романтических времен Киянидов и известных исторических царей Целью Фирдоуси, наряду со стихотворным пересказом истории царей и преданий, по мнению иранского ученого Кадамали Сар-роми, была трансформация мифологических, эпических и исторических преданий в эпическую литературу Подобно трагикам Древней Греции и Рима, которые, по преданиям, создали бессмертные произведения, Фирдоуси также создал великие поэмы о Рустаме и Сохрабе, Сиявуше и Судабе, Рустаме и Исфандияре и другие [10, 44]
По классификации Кадамали Сарроми [10, 44] «Шах-наме» состоит из 63 поэм (дастанов) Совершенные поэмы имеют пролог и эпилог и по объему, содержанию, а также численности героев, близки к роману Поэтому поэмы «Шах-наме» по присущим им особенностям содержания и формы состоят из собственно поэм, сказаний (кисса) и рассказов, называемых в современном иранском литературоведении короткими поэмами (дастан-е кутах)
Кадамали Сарроми, классифицируя поэмы, разделяет их на 17 разновидностей мифологические, героические, исторические, народные (амияне), воинские, любовные, поэтические, мистические (арефане), дидактические, социально-политические, философские, символические, натуралистические (вакеи-наме), весело-грустно-веселые и хафтханы (семерицы) Народные поэмы, расположенные в данной квалификации на четвертом месте, наиболее многочислены По мнению Сарроми в эпоху поэм мифологические представления не казались интересными В предисловии настоящей диссертационной работы охарактеризованы все разновидности поэм Что касается народных поэм, то они в дальнейшем в персидской поэзии широко
распространились, и на их основе сочинено много поэм и прозаических произведений Само место, которое занимают эти поэмы в «Шах-наме», история их происхождения, отношение к ним в эпоху Фирдоуси, а также их влияние на историю персидско-таджикской литературы указывают на актуальность темы и необходимость ее изучения
Степень изученности темы. Специальное литературное исследование народных поэм в «Шах-наме» никем не проводилось, но отдельные замечания, относящихся к тем или ины.м литературным особенностям, встречаются в работах посвященных самой поэме «Шах-наме», а также при изучении произведений, созданных последователями Фирдоуси на тематику его великого сочинения Важнейшими работами общего характера о поэмах «Шахнаме» являются исследования Г Эте, Е Э Бертельса, М -Н Османова, Забихуллаха Сафа, Садриддина Айни, X Мирзозаде, А Заррин-куба, Мухаммадали Нудушана, Кадамали Сарроми, Джалила Дустхаха, Джалала Халеки Мотлака, Мухаммад Амина Риехи, Н Абдолова и др Что касается народных поэм (дастан-е амияне), все, чем мы располагаем, это выделение их в отдельную разновидность поэм и общее их описание [5, 78-81] По мнению А Зарринкуба, все эти поэмы являются волшебными сказками Об этих поэмах проведены отдельные исследования, и написано немало статей, о них также сообщается в литературных и энциклопедических изданиях Больше всего исследований посвящено деяниям Искендера В этом отношении особо следует указать на монографию Е Э Бертельса «Роман об Александре и его главные версии на Востоке»
Много написано о поэмах, связанных с деяниями Бахрама Гура (Ва-рахран V) По мнению В В Бартольда, Бахрам относится к типу иранских идеальных героев О нем писались книги, сборники преданий еще в Саса-нидскую эпоху, один из которых назывался «Айин-наме» («Книга о вере») Предания о Бахраме были собраны также в известном доисламском своде «Хотай-наме», содержанием которой, видимо, пользовался Фирдоуси
По мнению Халеки Мотлака, становление народных поэм имело несколько источников и направлений В целом народные поэмы «Шах-наме» в последнее время привлекли внимание исследователей, и их всестороннее изучение может раскрыть один из важных пластов содержания и особенностей форм этого памятника
Цель и задачи исследования. В цели и задачи настоящего исследования входит изучение особого вида поэм «Шах-наме» Фирдоуси, названных народными поэмами (dastanhai amiyana), определение их основных особенностей, форм и содержания поэм, их место в общей классификации поэм «Шах-наме», а также изучение их внутреннего разнообразия и тд
Исходя из этой главной цели, в настоящей диссертационной работе решаются следующие задачи
изучение общего лингвистического и понятийного значения литературного термина дастан (поэма), его применение в творчестве Фирдоуси и современном литературоведении,
классификация поэм «Шах-наме» и ее основные принципы,
анализ классификации «Шах-наме» и место народных поэм в ней,
анализ народных поэм «Шах-наме»,
анализ кратких поэм (или народных рассказов) «Шах-наме»,
анализ рассказов об Искандере и Бахрам Гуре,
анализ основных идеи народных поэм,
анализ образов героев,
— рассмотрение художественных особенностей поэм
Методологические основы исследования. В диссертационной работе
автор руководствовался принципами сравнительно-исторического анализа литературных произведений, а также последоватечьного раскрытия содержания путем анализа основных компонентов формы При анализе поэм автор опиралась на работы Е Э Бергельса, Садриддина Айни, М -Н Османова, Забихуллаха Сафа, Мухаммадали Нудушана, Джалала Халеки Мотлака, Кадамали Сарроми и других
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предпринята попытка всесторонне исстедовать вопросы народных поэм в «Шах-наме» Фирдоуси В круг вопросов, подлежащих всестороннему анализу, проведенному на обширной фактологической основе, входят основные художественно-эстетические особенности народных поэм Научная новизна диссертационного исследования заключается в анализе содержания, художественных образов, а также основных художественно-эстетических особенностей народных поэм «Шах-наме» Фирдоуси
Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическая значимость исследования связана с обоснованием появления разновидностей поэм, закономерностей их происхождения, с определением основных источников, а также словесного и терминологического значения персидско-таджикской поэмы {дастан) в целом и народных поэм в частности Материалы и результаты исследования можно использовать при создании курса общей истории персоязычной литературы, а также для разработки теории литературных жанров поэзии Исследование представляет богатый материал для создания учебных пособий, чтения спецкурсов в соответствующих ВУЗах
Источники исследования. Базовым источником данного исследования является «Шах-наме» Фирдоуси в девяти томах, изданное в Душанбе (1964) Кроме того, автор обращалась к поэмам средневековой литературы с целью более четкого понимания поэм «Шах-наме» Фирдоуси, к средневековым словарям, сводам прозы и поэзии, различным «Искандар-наме», поэмам о Бахраме Гуре и народным поэмам средневековья
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры истории таджикской литературы (протокол №10 от 1 декабря 2009 г)
По теме диссертации автор выступала на научных конференциях Таджикского Национального университета, ею опубликованы четыре статьи Основные положения диссертации отражены в настоящем автореферате, а также в опубликованных статьях
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы