Содержание к диссертации
Введение. 3-16
Глава ГПоэма Блейка "Бракосочетание Неба и Ада".
I.I. Поэма Блейка "Бракосочетание Неба и Ада" и особенности
романтического мифа. 17-51
1.11. Особенности художественной структуры поэмы.
Глава П.Поэма Блейка "Иерусалим, эманация гиганта Альбиона".
П. 1. Символический образ гиганта Альбиона в контексте поздних пророчеств
Блейка 123-136
1.2.Образ девы Иерусалим и проблема свободы 136-138
1.3.Центральный конфликт поэмы и композиционные особенности
произведения 139-141
1.4.Мифологема Золотого века в художественной системе Блейка 141-146
1.5.Метрическая структура и стилистические особенности поэмы
Иерусалим" 146-158
І.б.Концепция уровней бытия в поэтической мифологии Блейка 158-166
1.7.Система персонажей как олицетворение конфликта художественных
эпох 166-173
1.8.Образ художника 174-186
1.9.Проблема теодицеи: оппозиция демиурга и творца 186-190
1.10.Религия Альбиона: представление о друидической культуре 190-196
1.11 .Категории времени и вечности в их отношении к поэтической
концепции природы 196-207
1.12.Язык искусства: теория и поэтика 207-211
1.1 З.Христос и Антихрист: романтическое переосмысление
апокалиптического мифа 211-217
1.14.Воскресение Альбиона 218-219
1.15.Сюжет о борьбе вечных сил и структурное основание романтического
мифа 219-225
Заключение 226-231
Приложение 232
Список использованной литературы 233-247
Введение к работе
Творчество Уильяма Блейка (William Blake) занимает особое место в истории культуры. Ныне признанный классик английской литературы, Блейк был почти неизвестен своим современникам.
Жизненный путь Блейка начался в 1757 году и завершился через семьдесят лет - в 1827 году. Уроженец Лондона, он зарабатывал на жизнь ремеслом гравера. Картины Блейка при жизни почти не выставлялись - его единственная персональная выставка состоялась в 1809 году и снискала уничижительные отзывы критиков. Та же судьба была уготована и стихам -при жизни Блейка был издан лишь небольшой сборник его ранних стихотворений под названием "Поэтические наброски" (Poetical Sketches, 1777). За невозможностью найти издателя для своих поэтических книг, он сам гравировал на меди их текст и иллюстрации к нему с помощью особой, им самим изобретенной, техники "иллюминированной печати". Раскрашенные от руки экземпляры он продавал за бесценок своим друзьям и почитателям.
Творческому наследию Блейка принадлежит значительное место в английской поэзии, хотя широкую известность оно получило через много лет после смерти автора. Поэты и критики романтического лагеря, значительно более молодые, чем Блейк - Кольридж, Вордсворт, Чарльз Лэм - слыхали о его существовании и были знакомы с некоторыми его произведениями. Но для них Блейк оставался лишь оригинальным и самобытным живописцем, полубезумным гением, далеким от современного литературного процесса.
Открытие Блейка-поэта связано с именем Данте Габриеля Россетти -главы движения художников-прерафаэлитов. Россетти посчастливилось
4 приобрести обширную коллекцию неизданных рукописей и гравюр Блейка, с которой началось знакомство с его творчеством. При непосредственном участии Данте Габриэля Россетти и его брата Уильяма Россетти в 1863 году была издана первая двухтомная биография, написанная прерафаэлитом Александром Гилкристом. Она одновременно представляла собой и "житие" великого поэта, и первую публикацию некоторой части его поэтического и художественного наследия. Вслед за Россетти его ученик, молодой поэт А.-Ч. Суинберн, ставший позднее одним из основоположников английского символизма, посвятил Блейку восторженную книгу, которая была издана в 1868 году. Культ Блейка получил дальнейшее развитие в кругу английских символистов - Блейк был объявлен "предтечей" символизма.
В России первое упоминание о Б лейке относится к 1834 году, когда в журнале "Телескоп" появилась перепечатанная из английского журнала заметка, характеризовавшая поэта в духе тогдашних представлений как визионера-безумца.
Существенно, что в России, как и в Англии, наследие Блейка получило известность благодаря творчеству символистов - о Блейке писала 3. Венгерова, а первые переводы принадлежали К. Бальмонту. С 191 Ох годов Блейка начал переводить С. Я. Маршак, периодически возвращавшийся к нему на протяжении десятилетий и сделавший его творчество достоянием широкого круга читателей. В 1965 году вышел его итоговый сборник "Вильям Блейк в переводах С. Маршака". Многие переводы С. Маршака перепечатывались в последующих изданиях : "Поэзия английского романтизма" ("Библиотека всемирной литературы". М., 1975) и однотомнике, подготовленном к 150-летию со дня смерти Блейка (Вильям Блейк. Стихи. М., 1958). Помимо этого, стихи Блейка и фрагменты его поэм представлены в двуязычных изданиях - одно из них датируется 1982 годом (Уильям Блейк.
5 Стихи. М., 1982), другое появилось в 1993 году в Санкт-Петербурге. Следует
отметить и недавнее появление сборника, в котором вниманию читателя
предлагаются не только поэтические произведения Блейка, но и фрагменты
его эстетических трактатов (Уильям Блейк. Видения Страшного Суда. М.,
2002).
Творческое наследие Блейка велико и разнообразно - оно включает и лирические стихотворения, и сатирические пародии, а также поэмы, которые сам автор именовал "пророчествами" (prophecies). Для точной классификации произведений Блейка необходимо обращение к биографии поэта и рассмотрение его произведений в хронологическом аспекте. Как правило, исследователи делят творчество Блейка на три периода.
Первый период творчества Блейка обычно именуют "юношеским" и "светлым". Этот период связан с увлечением идеями шведского мистика Эммануила Сведенборга, в произведениях которого земное существование предстает как символ абсолютного бытия, а каждый человек - как малый образ райского неба.
Творчество Блейка в этот период проникнуто верой в милосердие Господа и в божественную защиту. Земная жизнь пронизана присутствием Бога, а сам Бог принимает образ доброго пастыря. Мотивы поэтических произведений Блейка в этот период связаны с творчеством сентименталистов - Томпсона, Грея и Юнга. Блейку близки устремления сентименталистов -их интерес к миру личностных переживаний, культ сострадания, преклонение перед совершенством природы. В этот период Блейком написаны такие произведения как "Поэтические наброски" и знаменитые "Песни Невинности" (Songs of Innocence, 1784-1789), а также малые пророческие книги "Тириэль" (Tiriel, 1788-1789) и "ІСнига Тэль" (The Book of Thel, 1789).
Начало второго периода в творчестве Блейка связано с событиями Великой Французской революции. Поэт приветствовал начало революции во Франции. В 1790 году он сблизился с кружком английских радикалов, руководителей так называемого "Корреспондентского общества", пропагандистской организации "английских якобинцев". Этот период творчества Блейка биографы называют "революционным" или "богоборческим".
Блейк радикально переосмысляет свои прежние воззрения, которые, вероятно, представляются ему теперь излишне благостными и недостаточно революционными. Он отрекается от своего "духовного учителя" Сведенборга. Отныне в произведениях шведского мистика он видит апологию самодовольного морализма, проповедь подчинения законам неправедного миропорядка. Не случайно именно теперь Блейк создает "Песни Опыта" (Songs of Experience, 1794) - своеобразное "опровержение" "Песен Невинности". Образная структура "Песен Опыта" и общее настроение сборника способствуют развенчанию прежних воззрений автора.
Эстетическая концепция Блейка также претерпевает серьезную трансформацшо. В сущности, поэт разрывает связь с эстетикой эпохи Просвещения, так как центральный ее постулат - принцип подражания природе - больше не внушает Блейку доверия. Лирические композиции уступают место поэмам, которые, как уже было указано, сам автор именует "пророчествами", а исследователи обычно называют "пророческими поэмами" (prophetic poems). Художественные принципы Блейка-"пророка", как будет показано далее, соответствуют особенностям романтической эстетики. В этот период Блейком написаны такие поэмы, как "Бракосочетание Неба и Ада" (The Marriage of Heaven and Hell, 1790), "Французская революция" (The French Revolution, 1791), "Видения дочерей
Альбиона" (Visions of the Daughters of Albion, 1791), "Америка" (America, 1791), "Европа" (Europe, 1794), "Первая книга Юрайзена" (The First Book of Urizen, 1794), "Книга Лоса" (The Book of Los, 1795), "Книга Ахании" (The BookofAhania, 1795).
Но вскоре период революционного богоборчества сменяется у Блейка глубоким душевным кризисом. Подобно большинству романтиков, Блейк тяжело переживает крах революционных упований. Поэту становится очевидно, что заря социального преображения только едва взошла, и, не успев разгореться, погасла. Наступило время реакции и репрессий: "Корреспондентское общество" было запрещено, многие из его участников арестованы. Последовали жестокие цензурные запреты, направленные против "мятежных книг", и суровые преследования их авторов и издателей. В 1803 году Блейк тоже подвергся судебному преследованию по обвинению в "мятежных словах" - по доносу одного солдата, показавшего, что Блейк поносил короля и английскую армию и занимался зарисовками вблизи морского берега. Процесс этот мог грозить обвиняемому серьезными последствиями, однако поэт был оправдан присяжными за отсутствием доказательств его вины.
Духовный кризис 1795-1805 годов стал неким водоразделом между двумя группами пророческих поэм. Последний период творчества Блейка связан с углублением религиозной проблематики и отказом от социального оптимизма времен Французской революции. В этот период написаны такие пророчества, как незаконченная поэма "Вэйле, или Четыре Зоа" (Vala, or The FourZoas, 1795-1804), "Мильтон" (Milton, 1804-1808), "Иерусалим, эманация гиганта Альбиона" (Jerusalem, the emanation of the Giant Albion, 1820).
Таким образом, пророческие поэмы представляют собой значительную часть творческого наследия Блейка. Они отражают эволюцию поэтического
8 сознания, а также важные тенденции культурной жизни эпохи. Именно в
пророческих поэмах воплощена знаменитая поэтическая мифология Блейка,
обобщающая опыт духовных исканий поэта и его восприятие
действительности.
Предметом настоящего исследования являются две пророческих поэмы Блейка: "Бракосочетание Неба и Ада" (The Marriage of Heaven and Hell) и "Иерусалим, эманация гиганта Альбиона" (Jerusalem, the emanation of the Giant Albion). Выбор произведений обусловлен задачей работы, которая заключается в обнаружении основных художественных принципов и сюжетных мотивов, определяющих своеобразие пророческих поэм. Предметом анализа становятся поэмы, знаменующие начало и завершающий этап цикла пророческих произведений Блейка. Поэмы, избранные для анализа в настоящей работе, воплощают с наибольшей отчетливостью структурные принципы всего цикла.
В первой главе поэмы объектом рассмотрения становится поэма "Бракосочетание Неба и Ада". Эта поэма рассматривается как первое полноценное пророческое произведение Блейка, намечающее особенности всего цикла последующих поэм.
За пределами работы остаются более ранние книги "Тириэль" и "Книга Тэль". Такое ограничение обусловлено тем, что, как указывают исследователи, и "Тириэль", и "Книга Тэль" представляют собой не столько законченные , разрывающие принятые литературные связи пророческие поэмы, сколько лирические композиции, еще в достаточной мере традиционные по образности и художественным мотивам.1 Нам также представляется, что в этих ранних произведениях еще отсутствуют те признаки, которые составляют особенности пророческих поэм Блейка:
1 Nurmi М. К. William Blake. L., 1975. P. 38.
9 апокалиптическая парадигма, в рамках которой развивается сюжет, бинарная
образная система, а также главный персонаж - рассказчик-пророк. (Иная
точка зрения представлена в работах К. Афанасьевой, опубликованных в
издании "Темница и свобода в художественном мире романтизма" в 2002
году в Москве.)
Во второй главе работы предметом рассмотрения становится поэма "Иерусалим, эманация гиганта Альбиона" - последнее пророческое произведение Блейка, своеобразный итог творческого пути и обобщение художественного мировоззрения поэта.
Следует отметить, что пророчества Блейка до недавнего времени не пользовались популярностью у отечественных историков литературы. Такие исследователи, как В. М. Жирмунский, Е. А. Некрасова, А. А. Елистратова по преимуществу обращались к лирическим произведениям Блейка и лишь в незначительной степени уделяли внимание его пророческим поэмам.
Попыткой преодолеть эту тенденцию явились работы Т. Н Васильевой, основанные на предположении, что никакого непоправимого разрыва между Блейком-лириком и Блейком-пророком не существует, а противопоставление "ясной" лирики и "темных" поэм лишено основания. В работах Т. Н. Васильевой впервые предметом рассмотрения являются поздние пророчества Блейка и особенности его индивидуальной поэтической мифологии. Однако и сегодня пророческие поэмы Блейка редко привлекают внимание отечественных литературоведов. Исследования Г. В. Яковлевой посвящены рассмотрению общих философских и эстетических воззрений Блейка, а также анализу его раннего сатирического произведения "Остров на Луне" (An Island in the Moon, 1784).
Вследствие этого автор настоящей работы ориентируется преимущественно на зарубежные исследования, посвященные анализу
10 пророческих произведений Блейка - на работы таких ученых, как Нортроп
Фрай, Дэвид Эрдман, Самюэл Фостер Деймон, Марк Шорер, Гарольд Блум,
Алисия Острикер. Наиболее значительными исследованиями в этой области
представляются такие работы, как "Пугающая симметрия" Н. Фрая (Frye N.
Fearful symmetry. A study of William Blake. Princeton, 1947), "Блейк. Пророк
против империи" Д. Эрдмана (Erdman D. Blake. Prophet against Empire.
Princeton, 1977), "Блейк. Политика видения" M. Шорера (Schorer М. Blake.
The politics of vision. New York, 1946). В контексте англоязычного
литературоведения творчество Блейка изучается в самых различных его
аспектах. Исследователи уделяют внимание социально-политической
проблематике его поэм (Эрдман), анализируют особенности их метрической
структуры (Острикер), определяют особенности философских воззрений
Блейка (Шорер) или сосредоточиваются на исследовании его неповторимой
поэтической мифологии (Фрай, Блум, Хилтон).
Последний аспект наиболее близок автору настоящей работы. Предметом нашего исследования является индивидуальная поэтическая мифология Блейка, воплощенная в серии пророческих поэм. Этот поход представляется актуальным, поскольку миф представляет собой одну из важнейших категорий современной культуры. Миф как явление современной культуры во многом обусловливает особенности мироощущения современного человека. Как отмечает Е. М. Мелетинский, процесс "ремифологизации" культуры, ее возвращения к мифу, делает чрезвычайно актуальной проблему мифа как в общем плане, так и в связи с поэтикой, подчеркивая необходимость изучения мифологических структур.1
Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что особенно актуальным является анализ устойчивых мифологических мотивов и
1 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М, 1995. С. 10.
11 структур в творчестве поэта, принадлежащего к числу тех немногих авторов,
которые создали собственную законченную мифологическую систему.
Следует обратить внимание на то, что предметом рассмотрения является не первобытная система мифологического сознания, но литературный поэтический миф - миф вторичный, который искусственно воспроизводит отношения и структурные связи различных "органических" мифологий. Под поэтическим мифом в данном случае понимается некая искусственно созданная космогоническая система, в пространстве которой существуют и действуют персонажи, наделенные сверхъестественными атрибутами и возможностями; их связь предполагает отношения взаимообусловленности и взаимодополнения; каждый из них обладает особыми, свойственными только ему функциями, а взаимодействие функций различных персонажей предстает как субстанциональное основание всякого эмпирического события.
Предмет исследования определяет его методологию. Настоящее исследование сочетает некоторые принципы анализа, сформулированные сторонниками ритуально-мифологической школы (прежде всего Н. Фраем) и принципы структурного анализа текста.
Опираясь на тезис о существовании неких устойчивых
(архетипических) мифологических моделей, мы сосредоточиваем внимание
на их "демифологизации" в контексте повествования - на логической
деструкции исходного мифа - и последующей вторичной их
"мифологизации" в контексте индивидуальной образной системы. Основным инструментом анализа является при этом предложенный К. Леви-Строссом метод вычленения семантических оппозиций, раскрывающий, по нашему мнению, бинарную логику поэтического мышления Блейка.
Целью работы является анализ образной структуры и сюжетной логики поэтического мифа Блейка; он предполагает исследование устойчивых структур религиозного мифа и их преломления в контексте поэтического высказывания. В свою очередь исследование традиционных структур осуществляется в рамках историко-литературного подхода к изучению творчества поэта. В связи с этим методологическая основа работы заранее исключает обращение к тому способу интерпретации, который ведет свою историю от символистских толкований Блейка и сущность которого можно условно обозначить как "Блейк-предсказатель". Несмотря на то, что смысл произведений Блейка многомерен, а вся его мифология в достаточной мере абстрактна и потому открыта для различных толкований, представляется неоправданным соотнесение поэзии Блейка с философией Фрейда, психологией Юнга или с теориями Льва Гумилева.
Таким образом, анализ идейно-композиционной структуры пророческих поэм требует обращения к историко-литературному контексту и описания той парадигмы культурного сознания, которая определила особенности поэтической мифологии Блейка.
Вопрос о литературном направлении, к которому принадлежит творчество Блейка, осложняется относительной изолированностью поэта от литературы его времени, а также недостаточной разработанностью проблем раннего английского романтизма.
Не подлежит сомнению, что творчество Блейка относится к числу явлений позднего восемнадцатого века, когда поэтика классицизма все больше усложняется и модифицируется, обогащаясь все новыми вариантами, ставящими под сомнение рационалистическую эстетику. Развивая концепцию стиля эпохи, Д. С Лихачев пишет: "Классицизм усложняется и через ряд промежуточных этапов сменяется романтизмом. Этими
промежуточными этапами служат предромантизм и сентиментализм, в которых соединяются стилистические особенности классицизма с особенностями нарождающегося романтизма."1 Д. С Лихачев отмечает: "Каждому стилю первого ряда соответствует свой поздний "эллинистический период", при котором создается стиль второго ряда". Является ли Блейк поэтом одного из таких эллинистических периодов, заполнивших промежуток между классицизмом и романтизмом?
Некоторые исследователи (такие, как Б. Шилиння, М. Гутнер, Н. А. Соловьева) связывают творчество Блейка с художественным течением предромантизма. В. М. Жирмунский определяет предромантизм как "термин, применяющийся для обозначения совокупности литературных явлений второй половины XVIII века, предшествующих романтизму и предвосхитивших его основные тенденции". Он связывает предромантизм с появлением новых понятий в эстетике ("живописное", "готическое", "романтическое"). К предромантизму В. М. Жирмунский относит творчество Макферсона, Грея, Чаттертона, Перси, Уолпола. В своей статье о предромантизме В. М. Жирмунский не упоминает Блейка, а в статье, посвященной его творчеству, определяет его как поэта, стоявшего "вне литературы своего времени".4
Действительно, многое связывает Блейка с творчеством писателей предромантиков - это и неприятие рассудочного рационализма, и увлечение готикой, и интерес к средним векам. Он признавал, что многим обязан Оссиану и Чаттертону, в то время, как творчество романтиков в основном
1 Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Л., 1983. С. 176.
2 Там же. С. 177.
3 Жирмунский В. М. Предромантизм.//История английской литературы. Т. 1. вып. 2. М.; Л., 1945. С. 564.
4 Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981. С. 182.
14 вызывало его неприязненные отзывы (за исключением, пожалуй, творчества
Байрона).
Несмотря на то, что устремления предромантиков были во многом близки Блейку, его творчество свидетельствует о разрыве с эстетикой предромантизма, которая в сущности еще коренится в традиции Просвещения и не подвергает принцип подражания природе решительному пересмотру. Отказ от подражания природе, очевидный в поэтике Блейка -это примета романтической эпохи и характерная черта романтического культурного сознания. Вся система мировоззрения Блейка, как это будет показано далее, демонстрирует близость к художественным принципам романтизма, в частности, к воззрениям немецких романтиков - близость тем более удивительную оттого, что она была обусловлена не прямыми влияниями, но лишь типологической общностью.
Вследствие всего вышесказанного, представляется уместным соотнесение поэтической мифологии Блейка с контекстом романтического мифа. Поскольку главная роль в этом мифе отведена художнику-творцу, мы выдвигаем предположение, что вся мифологическая система Блейка в сущности представляет собой развертывание его эстетической концепции. Центром этой концепции, по существу романтической, является представление о ключевой роли символа. Поэтому предполагается, что именно структура символа определяет особенности мифологических образов в пророческих произведениях Блейка.
Мифологическая фантазия Блейка, как будет показано в дальнейшем,
прочно связывает его с романтизмом, поскольку образы его индивидуального
мифа - не условный поэтический язык, подобный языку
рационалистической поэзии классицизма, но средство обнаружения истинной реальности, которая исподволь определяет судьбы мироздания.
В настоящей работе предложена следующая модель описания мифологических образов поэзии Блейка: каждый образ рассматривается как сложно построенный символ, содержащий несколько уровней значения. Их можно условно обозначить как (1) социально-политический, (2) научно-философский, (3) религиозно-этический и (4) эстетический. Доминирующим уровнем значения, определяющим особенности остальных, представляется эстетический уровень. В соответствии с этой моделью осуществляется анализ образов мифологических персонажей Блейка - таких, как гигант Альбион, дева Иерусалим и художник Лос. Выдвигается предположение, что подобная модель описания применима и к образу повествователя, так как он также является мифологической фигурой.
Таким образом, каждая поэма Блейка предстает как развернутая система образов - многозначных символов - подчиненных созданию дуальной диалектической модели мира.
Анализ пророческих поэм осуществляется в форме последовательного комментария к текстам. Первая глава содержит рассмотрение общих особенностей художественной системы Блейка в их отношении к структуре романтического мифа, а также последовательное рассмотрение идейно-композиционной структуры фрагментов, из которых состоит поэма. В первой главе объектом рассмотрения становится мифологический образ рассказчика и связанный с ним общий сюжет романтического мифа о художнике.
Во второй главе предпринята попытка описать целостную картину мифологической системы Блейка в ее связи с эстетической концепцией автора в поздний период его творчества, и тем самым обозначить направление эволюции поэтического сознания.
В заключении подводятся итоги работы и приводятся следующие из нее выводы. Работу завершают приложение и список использованной литературы.