Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторические романы Серо Ханзадяна Петросян Тевос Антипанович

Исторические романы Серо Ханзадяна
<
Исторические романы Серо Ханзадяна Исторические романы Серо Ханзадяна Исторические романы Серо Ханзадяна Исторические романы Серо Ханзадяна Исторические романы Серо Ханзадяна Исторические романы Серо Ханзадяна Исторические романы Серо Ханзадяна Исторические романы Серо Ханзадяна
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Петросян Тевос Антипанович. Исторические романы Серо Ханзадяна : ил РГБ ОД 61:85-10/782

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Исторический роман и время 9

ГЛАВА ВТОРАЯ. Героика освободительной борьбы . 37

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Книга боли и надежды 95

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Книга самопознания 135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 159

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 163

Введение к работе

Для понимания творчества Серо Ханзадяна ключевыми являются слова "боль" и "надежда? хотя было отмечено, что стержневыми для него являются проблемы соотношений земли и родины, земли и человека, однако они также интерпретируются с точки зрения "боли" и "надежды". Боль за потери родной земли и народа, за жаждущие поля и за людей, жаждущих справедливости, но и надежда на окончательное торжество добра и справедливости. Источником оптимистической позиции писателя, вообще свойственной методу социалистического реализма, в первую очередь, является философия истории родного народа, в которой доминирующими категориями являются именно боль и надежда.

С этой точки зрения описывает автор свой родной край Зан-гезур, жизнь военного и послевоенного села, будни промышленного города, историческое прошлое этой древней земли. Примечательно, что художественную летопись Зангезура С.Ханзадян начинает с того периода, где остановился его великий соотечественник, классик армянской советской литературы Аксель Бакунц. По закону преемственности СДанзадян по-своему продолжил благородные традиции армянской классической литературы, особенно, натуральной школы, которые наиболее яркое выражение нашли именно в творчестве А.Бакунца.

С первых же творческих шагов молодого прозаика выявились важнейшие особенности его таланта: эпичность и историчность.

История родного народа является пульсом творческой биографии писателя, "почвой и ареной" (К.Маркс) его искусства. "Дыхание великой истории нашего народа,подобно живительному источнику,питает мое литературное творчество" ,- признается I. Ханзадян С. Ценное исследование: Литературная Армения,1979, _ 4 - писатель. Отсюда черпает он созвучные современности сюжеты, а у древних мастеров берет поучительные уроки жизненной философии и художественной образности.

К 30-ым годам относятся первые опыты СДанзадяна на исторические темы, затем - цикл исторических рассказов, историко-фольклерные изыскания, повести и, наконец, широкие полотна исторических романов - все это подтверждает беспрерывный интерес к истории родного народа.

Обострение исторического взгляда на действительность, очевидный факт усиления и углубления историчности в современной советской литературе связаны с особенностями современного этапа социалистического реализма с его направленностью на будущее и, несомненно, отражают сущность социалистического образа жизни. "Историзм,- пишет А.Метченко,- чаще всего выступает как важнейшая черта целостного гуманистического и эстетического мировосприятия, позволяющего увидеть не только в прошлом, но и в настоящем - через призму истории и ее восприятие художником - и такие стороны и тенденции, какие, при ином подходе, возможно, не были бы раскрыты должным образом"*'.

Историчность литературы С.Ханзадян воспринимает и выражает в первую очередь как идейно-эстетическую позицию, которая правдиво воспроизводит картину жизни народа, его борьбы и страданий, его исторической судьбы.

В ханзадяновской трактовке истории центральное место занимает концепция исторической личности. В перепетиях событий он ищет прежде всего человека.

Первыми ценителями и критиками СДанзадяна были Д.Демир- № 2, с.ЮО. 2. "История русской советской литературы", Москва.: Просвещение, 1983, с.515. - 5 -чян и С.Зорян. С именем Демирчяна связана не только меткая оценка романа "Люди нашего полка", выявление в романе таких черт, присущих настоящему писателю, как глубокое знание жизни, искренность, но и проницательное предсказание характера и направления стиля и таланта молодого прозаика: "У Ханзадяна мышление эпическое, масштабное. Умеет естественно развернуть события, может дать крупные полотна".

С.Зорян в свою очередь отмечает своеобразие языка и сти-

4 ля, наблюдательности, умение захватить читателя.

Дальнейший творческий путь С.Ханзадяна стал наилучшим подтверждением предсказаний маститых писателей.

Начиная с 50-х годов, по мере созревания таланта писателя, притика проявляет неослабный интерес к его творчеству. Еще в І96І-І962 г. С.Согомонян и Г.Тамразян почти одновременно выступили с большими статьями, оценивающими первый исторический роман "Мхитар Спарапет".

Рецензенты, рассматривая роман С.Ханзадяна на общем фоне современного литературного процесса, подчеркнули его идейную целенаправленность, богатство содержания и тематическую новизну.

В советском армянском литературоведении первая сравнительно целостная характеристика творчества С.Ханзадяна связана с именем С.Агабабяна. Еще в начале 60-х годов С.Агабабян

Демирчян Д.- Собр.соч.: В 14-ти т. Изд. АН Арм.ССР. Е. 1984, т.13, с.673 (на арм.яз.).

Зорян С- Собр.соч.: В 10-ти т. Ереван, Айпетрат. 1964, с.519 (на арм.яз.).

См.СогЬмонян С- Мхитар Спарапет Серо Ханзадяна.: Советакан граканутюн. 1961, їй II (на арм.яз.).

См.Тамразян Г.- Историческая тематика и "Мхитар Спарапет". В кн.: На литературных путях. Ереван, Айпетрат. 1962, с. 256-277 (на арм.яз.). сформулировал основные направления творческих поисков С.Ханзадяна. "Человек и родная земля,- пишет он,- соотношение этих первостепенных понятий писатель рассматривает и в больших и в малых полотнах: в романах, в рассказах на современную тематику и в историческом романе "Мхитар Спарапет".

Прошлое и будущее родной земли - это тот эпицентр, іде собираются все волны духовного мира писателя; Именно С.Агабабян впервые обосновал принадлежность С.Ханзадяна к писателям натуральной школы, назвал его достойным продолжателем их традиций в современной армянской прозе.

На общем фоне богатого опыта советского исторического романа последних лет С.Саринян в двух статьях анализирует идейно-эстетические особенности романов СДанзадяна "Заговорите, горы Армении!" и "Царица Армянская". Эти статьи представляют ценность не только для изучения творчества С.Ханзадяна, но и в целом советского армянского исторического романа.

Подробный анализ романов писателя на современную тему дает в своей работе "Советский армянский роман" С.Арзуманян.

Автором ряда статей о творчестве С.Ханзадяна является литературовед Г.Айрян. Его наблюдения и статьи позднее были обобщены в биографическом очерке, в рамках которого автор косії нулся и особенностей исторических романов Ханзадяна.

Агабабян С- Современность и литература. Ереван.,Айастан, 1965, с.149-150.

История советской армянской литературы. Изд. АН Арм.ССР. Ереван, 1965, с.671-704.

Саринян С- Историзм художественной литературы. Ереван. Советакан грох., 1979, с.266-275 и Саринян С,- Поколения и традиции. Ереван. Советакан грох., 1984, с.205-222.

Арзуманян G,- Советский армянский роман. Ереван. Советакан грох. 1980, кн.П, с.276-280.

Айрян Г.- Серо Ханзадян. Ереван. Советакан грох. 1979. - 7 -В деле изучения творчества С.Ханзадяна определенный вклад

ТО TQ внесли также В.Мнацаканшг , В.Оскоцкий и другие, к точке зрения которых мы обратимся по мере надобности.

С.Ханзадян из тех писателей, которые отличаются особой плодотворностью. Год за годом он продолжает делать все новые и новые творческие открытия. Только за последние пять лет С.Ханзадян издал две исторические повести: "Мертвые помнят" и "Араке мутнеет", двухтомник публицистических очерков "Сказание о родине", около двух десятков рассказов, очерков, путевых заметок, в шести томах вышли избранные сочинения писателя (издательство "Советакан грох", 1981-83 г.).

Как уже было сказано, в исследованиях и отдельных статьях, посвященных творчеству Серо Ханзадяна в той или иной мере рассматриваются и его исторические романы. Однако место и роль исторической тематики в творчестве писателя, литературные и общественные предпосылки и истоки написания романов, их идейно-художественная перекличка с современным советским и мировым историческим романом не получили еще всестороннего освещения литературоведов.

Исследование исторических романов С.Ханзадяна важно и в практическом , и в теоретическом плане. В частности, это позволяет раскрыть те черты, которые привносит в советскую многонациональную литературу современный армянский исторический роман, выявить его жанрово-стилевое и типологическое своеобразие, установить параллели с историческим романом в мировой ли-

12. Мнапаканян В.- Серо Ханзадян.Очерк творчества:-В кн.: Ис тория армянской советской литературы. И.: Наука, 1966, с.257-260.

13. Оскоцкий В.- Роман и история. М.: Художественная литерату ра, 1980, с.248-251. - 8 -тературе, осветить такие проблемы, как связь метода социалистического реализма с национальными литературными и фольклорными традициями и т.д. Изучение исторических романов СДанзадяна дает возможность проследить развитие современного армянского литературного языка, обнаружить своеобразный подход в освещении ряда вопросов истории армянского народа.

Результаты исследований представляют определенный интерес в изучении историко-художественного опыта советского и советского армянского исторического романа. Кроме того, они могут быть использованы в курсе лекций соответствующих вузов республики, средних специальных учебных заведений, а также старших классов армянских школ.

Избрав объектом исследования исторические романы, повести и рассказы Серо Ханзадяна, мы старались не отрывать их от всего художественного творчества писателя, его личной и общественной судьбы, от всего опыта советской и армянской исторической прозы, а также от опыта историко-мифологического романа (Г.Маркес, Ч.Айтматов и др.). В нашей работе мы стремились раскрыть общественные и личные предпосылки исторических романов СДанзадяна, их фольклорные истоки, динамику жанра, особенности языка и стиля, соотношение реального и вымысла и другие проблемы, которые интерпретируются в соответствующих главах.

Исторический роман и время

Вопреки мрачным прогнозам о вымирании жанра романа, 60-70 годы ознаменовались его бурным развитием, в частности, расцветом исторического романа во многих национальных литературах.

Наилучшим образцам советского исторического романа последних лет ("Я пришел дать вам волю" В.Шукшина, "Нетерпение" Ю.Трифонова, "Марфа Посадница", "Младший сын", "Бремя власти" Д.Балашова, "Евпраксия", "Смерть в Киеве" П.Загребельного, "Стрела Мохамбета", "Возвращение учителя" А.Алимжанова, "Грузинская хроника ХШ века" Г.Абашидзе, "Дата Туташхия" Ч.Амирэ-джиби и др.) присуще осмысление нравственных уроков, гуманистических традиций прошлого.

Неутомимый исследователь русского советского романа С. Петров связывает "новую волну подъема" этого жанра с "повышением исторического сознания" нашего общества.

Отмечая разнообразие форм и закономерностей развития многонационального исторического романа в эти годы, В.Оскоцкий подчеркивает одну из ведущих ее тенденций - "необычайно интенсивное обновление и обогащение... в литературах русской и ук р раинской, эстонской и грузинской, армянской и казахской" .

"История, историческая память, исторические корни народного и национального характера,- пишет исследователь украинской литературы В.Дончик,- буквально завладели литературной у советского чедовека . Вышеуказанная тенденция свойственна не только советской литературе. "Золотой век" исторического романа в специфических своих проявлениях характерен также иным народам, особенно народам социалистических стран. Из совокупности общественно-исторических предпосылок бурного развития жанра А.Бернштейн выделяет упрочение общества, развитие которого протекает в русле построения зрелого социаливма и время, прошедшее после военно-политического кризиса 40-х годов, в течение которого стало возможным объективное осмысление и переосмысление судьбы народов .

Героика освободительной борьбы

"Мхитар Спарапет" выходит в свет в 1961 году. Судя по разным источникам, его замысел возник намного раньше. В ответ на вопрос читателей как и когда родился роман, Ханзадян пишет: "В моих фронтовых тетрадях осталась относящаяся к 1942 году запись, где указываются имена Давид-Бека, Мхитара, князя Тороса и других. Я вспомнил, что на берегу Волхова, на узком плацдарме,в 70-100 метрах от огневых точек врага, я задумал написать роман о национально-освободительной борьбе армянского народа с турецкими завоевателями, причинившими нашей родине столько зла.

Шла страшная война с гитлеризмом. Известно, что Турция тайно помогала фашистской Германии. Возможно, эта активность старого врага также послужила толчком к тому, чтобы я обратился к истории армянского народа первой четверти ХУШ века, к войне с турецкими завоевателями... Добавлю, что эпоха Мхитара психологически перекликалась с нашей. Я воскрешал Давид-Бека, Мхитара и многих других, чтобы поставить их в один ряд с нашими воинами, вместе с Суворовым, Кутузовым, Богданом Хмельницким и другим великими полководцами прошлого звать к борьбе с врагом" .

Еще одно, более позднее признание, свидетельствует о практической цели, поставленной перед собой писателем: "Велика сила художественной литературы в деле военно-патриотического воспитания людей. Например, "Чапаев" был любим нами, воинами, и в окопах. Помню в 1944-ом я нашел русский перевод романа Мурацана

Вот так, реальной жизнью, проверяется истинность эстетической концепции писателя о единстве меча и искусства.

"Вещественным", хотя и косвенным, свидетельством существования замысла романа и в послевоенные годы является следующий факт. На протяжении долгих лет в деревнях Сганика (Татев, Хндзо реск, Ханацах и др.) Ханзадян собирает материалы о Давид-Беке и его соратниках, записывает предания, сказания и легенды .

Поистине, верно замечено, что главное дело своей жизни человек осуществляет на всем ее протяжении. В течение восьми лет писался "Мхитар Спарапет", но писатель не расставался со своими героями, этими "любимыми людьми" , всю жизнь.

Героическая эпоха Армении первой четверти ХУШ века является отрезком времени, сравнительно лучше освоенным как исторической наукой, так и художественной литературой. Богатые сведения об этом времени доносят до нас Гукас Себастаци (его "История" была продиктована соратником Давид-Бека Степаносом Шаумяном), Абраам Ереванци, Абраам Кретаци, Аракел Даврижеци, труды которых котируются как первоисточники, историк ХУШ века М.Чам-чян. Из историков нового и советского периодов Лео и А.Иоанисян глубоко освещают обстоятельства движения, возглавленного Давид-Беком. Ханзадян использует по необходимости эти источники.

Книга боли и надежды

С.Ханзадян не раз обращался к величайшей трагедии армянского народа - геноциду, осуществленному в 1915 году младотурками. Обращался не только в художественной прозе, но и в путевых заметках, публицистических статьях, составивших два тома его "Сказания о родном крае", в публичных выступлениях.

Для писателя, живущего с народом единой судьбой, геноцид стал личной трагедией, наложившей свой отпечаток на его духовный мир. Историческая тематика обусловлена гражданским обликом писателя - всем своим творчеством, всей своей жизнью Ханзадян находился и находится в самых горячих точках народной жизни и вполне естественно, что он откликается на самые насущные проблемы, отражая новые веяния общественного сознания, откликается на радость и боль, так как "сила искусства,- как утверждает он,-заключена и в правдивом изображении национальной боли". Писатель, живущий интересами, реальными заботами родного края, не может не откликнуться на боль своего народа, на главные кульминационные события его истории. Тем более, что любое важное общественно-историческое событие в жизни народа непосредственно сказывается как на национально-социальных отношениях, так и на психологии народа.

Одно из наиболее роковых событий истории армянского народа совпадает с первой мировой войной, которая становится периодом наибольшего подъема свободолюбивых устремлений армян и их головокружительного краха.

Целостная картина депортации и избиения мирного населения Западной Армении, как и любого явления исторического значения, создается не сразу. На протяжении десятков лет накапливался материал о преступлении века. Один за другим выходили в свет научные исследования, изыскивались и предавались гласности секретные документы, отчеты посольств, личная переписка, издавались мемуары и статьих, романы и повести армянских и иностранных ав-торовхх. Новая волна интереса к событиям начала века была обусловлена репатриацией армян в Советскую Армению, предпринятой советским государством после второй мировой войны, актами геноцида в этот период в отношении других народов, а также расширением связей родина-спюрк (армянские колонии за границей) и борьбой с ассимиляцией армян спюрка. Важную роль здесь сыграли успехи исторической науки, труды известных советских историков Е.Тарле, Д.Киракосяна, Е.Саркисяна, Ц.Агаяна, Р.Саакяна, Л.Хур-шудяна, М.Арзуманяна и других, нашедшие саглый широкий отклик в прогрессивных кругах мировой общественности.

Книга самопознания

Начиная с исторической драмы "Цурабердцы" (в дальнейшем -"Баграм Воротанци") и по сей день, то есть на протяжении более чем 50 лет, Серо Ханзадян одушевлял и одушевляет немых свидетелей нашей истории, заставляет их говорить языком современности, откликаясь на актуальные запросы времени, в пользу будущего родной страны и народа. Он делает это с чувством большой ответственности, неутомимым упорством этнографа, историка и художника, преданного интересам своего народа.

В художественном мире Ханзадяна прошлое и настоящее нераздельно связаны воедино и выражаются со всей очевидностью, в полноте жизненной правды.

Шаг за шагом воссоздает писатель художественную биографию родного народа, своеобразную летопись современности. Его творческое воображение проникает то в события активной национально-освободительной борьбы ХУШ века, то обращается ко времени величайшей трагедии - геноциду армян в начале XX века, то охватывает языческий период жизни древнего народа. И каждый раз он подходит к историческому материалу как к самому животрепещущему вопросу современности - мысль бродит в дебрях прошлого, но взгляд, обращенный в будущее, оценивает историческую быль в ее созвучии с настоящим, с позиций актуальности исторических уроков. По определению С.Агабабяна, Ханзадян "выводит из глубин истории на арену современности важнейшие уроки национального бытия", он ищет в исторической биографии народа прототипы добра и зла, первопричины ошибок и заблуждений, семена нравственных ценностей.

В литературной критике роман "Царица армянская" (1978) оценивается как очередная удача, творческий успех писателя и всей современной армянской прозы.

Материалом романа служит жизнь армянского народа во П-ом тысячелетии до н.э. Книга писателя - программная, даже в некоторой степени полемично-дидактическая. Сам автор выделяет две цели, поставленные перед собой. Первая из них чисто познавательная - познакомить читателя с далеким и малоизвестным языческим периодом своей истории , "возвратить народу его историю, исчисляемую тысячелетиями" , вторая - показать ту исторически-реальную связь, которая существовала между государством Айас, во П-ом тысячелетии до н.э., расположенном на Армянском нагорье, с Арменией (по-армянски - Айастаном).

Похожие диссертации на Исторические романы Серо Ханзадяна