Введение к работе
Актуальность исследования «Ньюгетский» роман появился в 30-х годах XIX века и свое название получил по имени Ныогетской тюрьмы в Лондоне В то время подобными романами называли уголовные произведения о преступниках и их «подвигах» Уголовная тема становилась актуальной в 1830-е годы, что было обусловлено рядом социальных причин жизни Англии, в частности, особенностями английского законодательства и судопроизводства, которые отличались жестокостью и несправедливостью. В центре внимания эпохи оказались закон и право как понятия, определяющие сущность реальной действительности первой половины XIX века. Английские писатели все чаще обращались к теме преступления, чтобы выразить протест жестокости английскою закона, смертной казни как основного вида наказания и несправедливости английской судебной системы Неудивительно, что многие из них оказывались на стороне преступника, которого чаще всего толкало на преступление само общество Именно закон и право позволили определить социальный фон «ньюгетских» романов и оценить их как новый тип социального романа в начале XIX века.
«Ньюгетский» роман нередко связывают с «черным» или «готическим» романом конца XVIII века, поскольку в нем присутствуют элементы мистификации, мелодраматизации, тайна как один из сюжетообразующих элементов Он походил и на плутовской роман, в котором пикарескный герой добивался цели любыми средствами, что придавало авантюрность сюжету в целом Однако в центре повествования «ньюгетского» романа оказывался преступник или жертва преступления, который чаще всего вступал в борьбу с законом и его служителями, он шел на преступление ради самоутверждения или протеста против социальной несправедливости. При этом в описании преступника акцент делался на его социальное положение, приводящее часто к безысходности и, как следствие, к преступлению
В отличие от готического, авторы «ньюгетских» романов используют приемы готики не для того, чтобы позабавить или развлечь читателя, а чтобы привлечь внимание общественности к социальным проблемам преступности
Особенностью «ньюгетских» романов было использование образов реальных преступников из «Ньюгегского Календаря» и фактических материалов судебных дел, описание эпизодов современных убийств, что и отличало их от ранних «уголовных» произведений Дж Гея, Д Дефо, Г Филдинга, в которых известные в обществе люди, представители знати и властей, выступали под маской другого имени
Несмотря на большую популярность «ньюгетского» романа среди читателей в первой половине XIX века, исследователи до сих пор недостаточно внимания уделяли его изучению В зарубежном литературоведении «ньюгетский» роман часто относили к разряду «развлекательной» литературы (Эйгнер, Теккерей) Вместе с тем М Уиллер, Е. Энджел, К Холлингсворт называли его социально-проблемным романом, поскольку считали, что он впервые открыто указывал на жестокость юридической системы и необходимость реформы уголовного закона
«Ньюгетский» роман как новый тип социального романа в английской литературе в первой половине XIX века связан прежде всего с именем Э. Булвера-Литтона (Е Bulwer-Lytton, 1803-1873), которого волновали противоречия современного ему общества Являясь членом парламента, Э Булвер поднимал многие общественные вопросы того времени, которые и стремился отразить в своих произведениях. Он пытался осмыслить историю прошлого, а в «ньюгетских» романах хотел привлечь внимание сильных мира сего к тем, кто при иных обстоятельствах мог бы стать достойным гражданином страны Именно поэтому произведения Э Булвера 1830-х годов и, в частности, его «ньюгетские» романы представляют интерес как один из ранних этапов в развитии английского социального романа XIX века Одним из первых в английской литературе писатель начал осваивать те новые проблемы и явления современной действительности, к которым впоследствии обратятся писатели критического реализма В своем творчестве Э Булвер обращался к разным жанрам поэзии, публицистике, роману, драматургии. Но именно в романе он проявил себя как художник-публицист, открыто выступающий в защиту справедливости и правопорядка Традиционно в творчестве Э. Булвера выделяют «светские» романы («Фокленд», «Пелэм»), «исторические» («Последние дни Помпеи», «Риенци» и др ) и «ньюгетские» романы («Пол Клиффорд», «Юджин Эрам»)
Творчеству Э Булвера-Литтона посвящено немало работ как зарубежных, так и отечественных литературоведов Первые монографии, связанные с именем Э. Булвера, появились после смерти писателя (Э. Р. Булвер, Э Д Белл, Т Эскотт, М Сэдлер) и содержали в основном биографический материал о нем и его взаимоотношениях с женой Особый интерес к наследию писателя проявился в 70-е годы XX века в связи со столетием со дня его смерти. Правда, в диссертациях В С Бенинг, Т Н. Глебовой, В С. Довгопол, Н А. Егуновой, Ю И Кругова, Н. К. Орловской, Л. М Скуратовской чаще всего о Булвере упоминали лишь в плане сравнения с другими писателями, например Ч Диккенсом, У Теккереем
Исследователь Л И. Чернавина в статье «Ньюгетский роман» рассматривает место «ньюгетского» романа в литературном процессе XIX
столетия и анализирует его влияние на другие жанровые формы А В Чичерин и Ю И Кагарлицкий написали вступительные статьи к пьесам и романам Э Булвера, дав общую картину творчества писателя
В диссертации М Л. Купченко «Проблема личности и общества в творчестве Э Булвера-Литтона 1828-1831 годов» (1976) рассмотрены философско-эстетические взгляды писателя и подробно изучен начальный период его творчества. Н. М. Макиевская в диссертации «Исторические романы Э Булвера-Литтона» (1977) дает обзор творческого пути писателя и анализ его исторических романов В диссертации Г. М Перминовой «Идейно-творческая эволюция Э. Булвера-Литтона 1823 - 1838-х гг » (1985) исследуется ранняя поэзия писателя и его художественно-публицистическое наследие. Работа М Д Когуашвили посвящена теме «Проблема истории в драматургии Э Булвера-Литтона» (1989) В 2003 г написана диссертация И А Матвеенко «Рецепция творчества Э Бульвера-Литтона в России 1830 - 1850-х годов», в которой анализируются русские переводы писателя и дается оценка творчеству Э Булвера русской критикой и журналистикой 1830-1850-х годов
Анализ источников показал, что собственно «ньюгетские» романы Э Булвера в трудах литературоведов рассматривались в основном как один из этапов творческого пути писателя Исследователи не ставили целью выявить особенности развития «ньюгетского» романа как нового типа социального романа в английской литературе первой половины XIX века и определить место «ньюгетских» романов Э Булвера в генезисе этой жанровой формы
Актуальность исследования обусловлена вниманием
литературоведения к английскому роману, необходимостью проследить развитие «ньюгетского» романа как нового типа социального романа в английской литературе первой половины XIX века от У. Годвина до Э Булвера-Литтопа, а также потребностью уточнить место Э Булвера в истории английской литературы. Изучение «ньюгегских» романов Э Булвера актуально с целью установления содержательной связи литературы с культурно-историческими и правовыми процессами, происходившими в Англии XVIII - начала XIX века
Объект исследования - английский роман XVIII - первой половины XIX века.
Предмет исследования - «ньюгетские» романы Э Булвера-Литтона.
Цель работы — выявить художественное своеобразие и новаторство «ньюгетских» романов Э Булвера-Литтона как нового типа социального романа в английской литературе первой половины XIX века
Задачи исследования
1. Рассмотреть особенности восприятия закона и права в трудах
общественно-политических и культурных деятелей XVIII — первой
половины XIX веков,
2. Проследить пути развития «ньюгетской» темы и выделить
основные этапы развития «ньюгетского» романа в английской литературе
XVIII - первой половины XIX века,
3 Исследовать черты «ньюгетского» романа в «Калебе Уильямсе» У Годвина,
4. Дать анализ художественного своеобразия и новаторства «ньюгетских» романов Э Булвера-Литтона «Пол Клиффорд» и «Юджин Эрам» как нового типа социального романа в английской литературе первой половины XIX века
Цель и задачи определили метод исследования - системный на основе тезаурусного подхода к изучению мировой литературы.
Научная новизна работы определяется тем, что выявлены особенности развития «ньюгетской» темы в литературе указанного периода, выделены этапы становления «ньюгетского» романа Великобритании XVIII - первой половины XIX века, дан анализ художественного своеобразия и новаторства «ньюгетских» романов Э. Булвера-Литтона как нового типа социального романа.
Теоретико-методологической основой диссертации являются работы по эстетике и истории культуры Англии (Э Берка, Г В. Ф Гегеля, Ч Гибберт, К Гилберт, Гуревич, И Канта, С. Карпушиной, М Ф Овсянникова), по истории и теории литературы (М М Бахтина, В. В Ванслова, И. Ф. Волкова, Л. Б Есина, В М Жирмунского, М. Б Ладыгина, Л В Чернец); по истории зарубежной литературы XVIII - XIX веков (Е М. Апенко, Т. Гражданской, В. А Лукова, В Г. Решетова, С В Тураева, Д. М. Урнова, Г Н. Храповицкой, И О Шайтанова); по истории английской литературы XVIII - XIX веков (М П Алексеева, У. Аллена, Г. В Аникина, А. А Аникста, И И Анисимова, А А Вельского, Н Я Дьяконовой, А. А. Елистратовой, Н. Е. Ерофеевой, В. В. Ивашевой, Е И Клименко, У Кросса, Н П Михальской, О Ю. Полякова, Н А. Соловьевой), по творчеству Э Булвера-Литтона (Е Белла, Ю Кагарлицкого, М Л. Купченко, Н М Макиевской, И А. Матвеенко, Г М Перминовой, М Сэдлера, Т Эскотта и др )
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при чтении курсов по английской литературе XVIII - XIX веков в вузах, гимназиях, лицеях и школах
Апробация работы Основные положения диссертационного исследования представлены в докладах на XVI Пуришевских чтениях (МПГУ, 2004), на итоговых научно-практических конференциях преподавателей ОГТИ (филиал) ГОУ ВПО ОГУ (2004, 2005, 2006), на
Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики Вопросы филологического образования» (Орск, также на заседаниях методологического семинара кафедры литературы, теории и методики обучения литературе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ГОУ ВПО ОГУ
Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 198 наименований на русском и английском языках Общий объем работы - 224 страницы
По теме диссертации опубликовано 8 работ