Содержание к диссертации
Введение
Глава I СТРУКТУРА ПОВЕСТВОВАНИЯ 12- 56
Глава П ТОЧКА ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ 57-108
Глава Ш ТИПЫ И ХАРАКТЕРЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ I09-I5I
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152-156
ЛИТЕРАТУРА 157-169
Структура повествования
Художественный текст - произведение - определенная система, структура, состоящая из иерархических отношений различных поэтических категорий. Категория повествования - одна из значительных категорий этой системы, структуры. Повествование представляет собой рассказ, изложение кем-то чего-то о чем-то. Значит, в художественном произведении обязательно наличие рассказчика. "Организация текста относительно "описателя" - повествователя или рассказчика, и есть повествование. В повествование входит, во-первых, словесная организация текста и, во-вторых, предметно-пространственная его организация, то есть расположение относительно рассказчика всего того, что не является словом, - всех реалий (раз т рядка наша - М.А.) произведения".
Каждое произведение является продуктом творчества определенного автора как конкретного исторического лица. Повествование может вести и сам автор, и различные рассказчики. "Повествование -не анекдот, а идеологически ответственное изображение". Для того, чтобы создать веру в "ответственное изображение", автор обычно поручает повествование кому-нибудь, но если повествование ведется непосредственно от автора, "описателя" нельзя полностью отождествлять с личностью писателя. В лирических произведениях личность поэта превращается в лирическое "Я", которое приобретает содержание лирического-"Мы", и лирическое "Я" поэта выступает как одно из различных "Я", составляющих "Мы".3
В драматургии же эпическое начало, повествование рассказчика заменяют информативные диалоги и монологи, ремарки и т.д. Ясно,что бессубъектного повествования быть не может. "Определение типов повествовательных структур предполагает установление разновидностей повествования. Оно проводится на основе анализа структурооб-разующих функций описывающего лица".
Точка зрения в процессе повествования
В художественном произведении вне точки зрения рассказчика или персонажа нет видимого объекта действительности. В жизни человек является свидетелем различных случайных историй, видит различные предметы, однако все это не приобретает особенного значения и важности в жизни. В отличие от реальной жизни, в художественном мире - произведении - не бывает ничего случайного, самые общие детали, штрихи, даже предметы приобретают социальное содержание, эстетическую ценность. "Если вы в первом акте повесили на сцену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе не вешайте его
Практические, утилитарные функции предметов в художественном произведении после освещения их через взгляд, позицию персонажа или рассказчика, приобретают эстетическую функцию. Герои "События в селении Данабаш" живут, естественно, в домах. Дж. Мамедкулизаде дает описание дома гази в сравнении с домом Зейнаб в более широкой и полной форме: "Комната гази была большая, с высоким потолком. Она имела по стенкам тридцать семь ниш и выступов, и все они были заняты чем-нибудь: на выступах была расставлена фаянсовая посуда, а в нишах стояли несколько самоваров, сундучок, кальян, около пяти головок русского сахара и всякая мелочь. До десяти ниш были заняты связками белья и одежды; в двух нишах лежали разные книги. Пол был накрыт дорогими коврами".
Почему писатель дал такое подробное описание именно дома гази? Как мы видим, в этом произведении за основу взяты взгляды на жизнь, точки зрения на события Худаяр бека и дяди Мамедгасана.Все динамические события происходят с участием этих двух образов. В то время как Худаяр бек видел дом гази впервые, в доме Зейнаб -друга своего Кербелаи Гейдара - он бывал и раньше, и этот дом стал для него обычным. У дяди Мамедгасана нет никаких связей с Зейнаб и он не может дать подробного описания ее дома.
Другая сторона проблемы та, что взгляд или позиция носят характер оценки. Видимые и хорошо изученные предметы быта, книги служат раскрытию социального происхождения, внутреннего психологического мира, многих человеческих качеств персонажей, Худаяр бек смотрит, видит: у него о гази появляется одна оценка (субъективная), у читателя - другая (объективная). Его отношение к гази в произведении не меняется, нет случаев и отклонения от характерного для его времени отношения к религии и ее служителям. В глазах Худаяр бека, как он и ожидал, гази живет хорошо, в достатке, у него есть даже книги, поднимающие его авторитет среди безграмотных. Читатель хотя и видит дом гази через взгляд Худаяр бека, но оценивает увиденное по-другому. Большое количество предметов быта, приличествующих, на взгляд Худаяр бека, сану, званию уважаемой личности, завоевывает дополнительную семантическую нагрузку, так как они знакомят читателя с личностью и духовным миром гази (не один, а несколько самоваров, 37 шкафчиков, заполненные ниши, сахар "неверных" русских в доме служителя религии и т.д.).
Типы и характеры повествования
Автор : художественных произведений воспринимает объективную действительность в своеобразной форме, присущей только ему, создателю. В процессе творчества он стремится к максимально объективному описанию жизненных явлений, к выражению, близкому к объективной действительности.
В.И. Ленин, ссылаясь на немецкого философа Л. Фейербаха, писал: "Искусство не требует признания его произведений за д е й -ствит ельность. Писатель не копирует действительность, а на основе "прототипа" действительности создает ее реальную модель - художественную жизнь и создает не "как в жизни", а "как жизнь".
В области художественного творчества независимость и свобода писателя относительно расширяются. Однако и в этом есть условность.
Так, в выборе художественного материала на этапе, предшествующем началу процесса создания произведения, свобода писателя, в некотором смысле теряет свои преимущества даже в художественном мире, контуры которого уже определились. Художественный мир произведения, мир его образов развиваются уже по закономерностям и логической направленности художественной жизни. Величие писателя и проявляется именно в естественном завершении этого развития во имя того, чтобы в произведении не было дозы ложности, фальшивости, легкости.
Каждый художественный текст превращается в литературный факт в системе отношений действительность - автор - произведение - читатель. В системе этих отношений основное звено - автор как конкретная историческая личность. Процесс отражения объективной действительности полностью связан с творцом-художником - автором. Рассмотрим общую схему эстетического отражения. (Схема и ее трактовка взяты из монографии: Л.А.Зеленов. Процесс эстетического отражения. М.Д969).