Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Истоки национального своеобразия немецкой поэзии: реформа Мартина Опица и философия Якоба Бёме Шаулов Сергей Михайлович

Истоки национального своеобразия немецкой поэзии: реформа Мартина Опица и философия Якоба Бёме
<
Истоки национального своеобразия немецкой поэзии: реформа Мартина Опица и философия Якоба Бёме Истоки национального своеобразия немецкой поэзии: реформа Мартина Опица и философия Якоба Бёме Истоки национального своеобразия немецкой поэзии: реформа Мартина Опица и философия Якоба Бёме Истоки национального своеобразия немецкой поэзии: реформа Мартина Опица и философия Якоба Бёме Истоки национального своеобразия немецкой поэзии: реформа Мартина Опица и философия Якоба Бёме
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шаулов Сергей Михайлович. Истоки национального своеобразия немецкой поэзии: реформа Мартина Опица и философия Якоба Бёме : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.03 / Шаулов Сергей Михайлович; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Уфа, 2009.- 466 с.: ил. РГБ ОД, 71 10-10/150

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ I. Опицианская ориентация немецкой поэзии: классицизм или барокко

Глава 1. Теоретическое самоопределение мартина опица .

1. Культурно-исторический фон типологической проблемы .

2. Классицизм, барокко .

3 «Книга » Опица .

Глава 2. Литературный контекст и поэтическая практика опица.

1. Опицианское «направление» среди себе подобных

2. Поэтическая практика Опица: образцовое барокко

Глава 3. Концепция человека в лирике пауля флеминга .

1. Ученик Опица и петраркист .

2. «Человек бесконечно превосходит человека» (Паскаль) .

3. Воля к смерти и причастию .

РАЗДЕЛ II. «Дух возрождения», германия начала XVII века и Якоб Бёме

Глава 4. Специфика ренессансного свободомыслия

Глава 5. Интеллектуально-духовная атмосфера в германии накануне тридцатилетней войны .

Глава 6. Историческая жизнь как внутренняя жизнь гностика

Раздел III. Мистика как поэзия .

Глава 7. Наследие бёме как проблема истории литературы и философии .

1. Проблема понимания Бёме в исторической перспективе .

2. Наследие Бёме как проблема истории литературы .

3. Наследие Бёме как проблема истории философии

Глава 8. Концепция рождающегося мира и проблема человека в философии Бёме .

1. Неизбежность философии

2. Возникающий мир и слово Якоба Бёме .

3. Онтология сотворения мира как этика и психология

4. Концепция и проблема человека в философии Бёме

Глава 9. Спасение человека в антропологии бёме под литературно-эстетическим углом зрения .

1. Бёме и проблема спасения у Гриммельсгаузена

2. Драматическое начало в прозе Бёме

3. Лирическое начало в прозе Бёме

4. Бёме-автор и проблема литературно-родовой принадлежности его творчества

5. Всемирный семиозис как онтологический фундамент поэтики

Заключение .

Приложение

Введение к работе

В области художественно-исторического знания XX век прошел под знаком открытия и осмысления барокко как самостоятельного и эстетически самодостаточного явления. «Открывалось» известное: речь шла о новом видении исторически данного материала искусства, менявшем его восприятие и оценку, а заодно - концепцию литературно-исторического процесса. Это «открытие» органично включено в глубокий и плодотворный кризис гуманитарно-научной методологии, который разворачивается на протяжении века.

Своеобразие барокко как объекта исследований проявляется в его активности по отношению к сознанию исследователя, в нечеткости границы между научным осмыслением и эстетическим переживанием. Это имеет прямое отношение к постановке проблемы нашего исследования: выбранный для него материал представляет явление, десятилетиями сопротивлявшееся попыткам теоретически определить его сущностное содержание и культурно-исторические границы, способствуя переформированию подходов к себе, стимулируя рефлексию гуманитарной науки. Понятие барокко и обозначаемый им комплекс культурной реальности и связанных с нею культурно-исторических и теоретических проблем обладают громадной идеологической и психологической емкостью и чрезвычайно тесно связаны с методологическими проблемами науки.

Вся история «открытия» и изучения барокко в XX веке свидетельствует, что оно принадлежит не только прошлому: оно «открывалось» и кристаллизовалось в художественно-историческом сознании как компонент актуального культурно-эстетического процесса, в котором влияния науки встречались с импульсами искусства, помогавшими формированию «языка описания» барокко.

Одна из ведущих ролей в постановке и исследовании проблемы барокко принадлежит немецким ученым. Немецкое литературоведение на протяжении столетия переживает две фазы наиболее интенсивного изучения проблем барокко. Начало «героической фазы двадцатых годов» , положено заимствованием термина «барокко» из искусствознания (статьи Оскара Вальцеля о совре-менной поэзии как об «искусстве барокко наших дней» и Фрица Штриха «Ли-рический стиль семнадцатого века» ), а завершение растекается по 30-м и 40-м годам (первый том монументальной «Истории немецкой поэтики» Бруно Мар-квардта и поздние работы Генриха Вёльфлина ). Эта фаза, несомненно, не случайно совпадает во времени с экспрессионизмом в немецкой поэзии, многие адепты которого увлеченно актуализировали ее мотивы и использовали опыт.

1 Garber, Klaus. Europaisches Barock und deutsche Literatur des 17. Jahrhunderts: Zur Epochen-Problematik
in der internationalen Diskussion II Europaische Barock-Rezeption. Hrsg. von K. Garber. - Wiesbaden: Otto
Harrassowitz, 1991. S. 11.

2 Walzel, Oskar. Deutsche Vorkriegsdichtung II ZfdU 29 (1915). S. 449-455. Zit. nach: Mutter, Hans-Harald.
Die Ubertragung des Barockbegnffs von der Kunstwissenschaft auf die Literaturwissenschaft und ihre Konsequenzen
bei Fritz Strich und Oskar Walzel II Europaische Barock-Rezeption. S. 95-96.

3 Strich, Fritz. Der lyrische Stil des 17. Jahrhunderts II Abhandlungen zur deutschen Literaturgeschichte I Franz
Muncker zum 60. Geburtstage dargebracht von Mitgliedern der Gesellschaft Munchener Germanisten... - Munchen: С
H. Beck'sche Verlagsbuchhandlung Oskar Beck, 1916. S. 21-53.

4 Markwardt, Bruno. Geschichte der deutschen Poetik. B. 1: Barock und Fruhaufklarung. -Berlin, 1937.

5 Wolfflin, Heinrich. Italien und das deutsche Formgefuhl. - Munchen: F. Bruchmann, 1931; Ders. Gedanken
zurKunstgeschichte: Gedracktes undUngedracktes. 4. Aufl. -Basel, 1947.

Второй фазой глубокой и всесторонней разработки проблем барокко стали 60-е годы, когда подъем интереса к этим проблемам приобрел интернациональный размах, термин «барокко» вновь подвергся критике и перепроверке, но утвердился и был принят, наконец, советской «оттепельной», а затем «застойной» наукой в позитивном смысле. Публикация знаковых научных сборников говорила о стремлении восполнить пробел и интегрировать понятие барокко в принятую художественно-историческую парадигму. Обилие публикаций и конференций, посвященных проблемам «раннего Нового времени» и их позднейшим отголоскам, свидетельствует о сохраняющейся актуальности барокко.

В 20-е годы создана, по сути, отрасль науки, посвященная немецкой поэзии XVII века, творчество ряда поэтов заново осмыслено, переиздано, выведено из тени Просвещения и классики. Усилиями поколений исследователей и деятелей искусства «век классицизма» был осмыслен и как «эпоха барокко». Эта контроверза порой приобретала остроту актуальнейшей проблемы, а для отечественной науки - проблемы идеологической и методологической. В 60-е годы эта деятельность возобновилась с новой силой, началось осмысление пройденного наукой пути. Рубеж 70-х отмечен изданиями, документирующими и итожащими достижения предшествующих десятилетий . В качестве образцов осмысления этого опыта на исходе века можно указать на статью

А. В. Михайлова «Поэтика барокко: завершение риторической эпохи» , первый раздел которой посвящен истории термина «барокко», и - М. Ф. Надъярных «Изобретение традиции, или Метаморфозы барокко и классицизма» , оперирующую главным образом на испанском материале.

И последние годы отмечены появлением масштабных обобщающих исследований: статья Н. Т. Пахсарьян «XVII век как „эпоха противоречия"» , книга В. X. Гильманова «Симон Дах и тайна барокко» . Первая дает широкий и основательный обзор пройденного наукой пути и современных представлений. Вторая - пример герменевтического проникновения в «тайну барокко».

Среди проблем, тематически и методологически важных для нашей работы и остающихся актуальными, первой должна быть названа проблема взаимоотношения барокко и классицизма как разных художественных систем, в «общем знаменателе» определяющих специфику эпохи; второй - собственная спе-

6 Ренессанс. - Барокко. - Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV - XVII ве
ков. - М, 1966; XVII век в мировом литературном развитии. - М, 1969.

7 Deutsche Barockforschung: Dokumentation einer Epoche. Hrsg. von R. Alewyn. - Koln, Berlin, 1970; Der
literarische Barockbegriff. Hrsg. von Wilfried Barner. - Darmstadt: Wiss. Buchges., 1975; Mailer, Hans-Harald.
Barockforschung: Ideologic und Methode. Ein Kapitel deutscher Wissenschaftsgeschichte 1870-1930. - Darmstadt:
Thesen-Verlag, 1973; Brauneck, Manfred. Deutsche Literatur des 17. Jahrhunderts - Revision eines Epochenbildes. Ein
Forschungsbericht 1945-1970 II DVLG 45 (1971), (Sonderheft Forschungsreferate). S. 378-468; Jaumann, Herbert.
Die deutsche Barockliteratur: Wertung - Umwertung. Eine wertungsgeschichtliche Studie in systematischer Absicht. -
Bonn: Bouvier, 1975.

8 См.: Михайлов А.В. Языки культуры: Учебное пособие по культурологии. - М.: «Языки русской куль
туры», 1997. С. 112-175.

9 «Вопросы литературы». Июль - август 1999. С. 77-109.

10 Пахсарьян Н.Т. XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности // Зару
бежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. пособие / Под ред. Л.Г.Андреева. - М: Высшая
школа, 2001.С. 40-67.

11 Гильманов В.Х. Симон Дах и тайна барокко. - Калининград: Терра Балтика, 2007.

цифика барокко, приведшая ученых от понимания и исследования его как художественного стиля к такому расширению и углублению представления о нём, которое самую проблему стиля вывело за рамки этой специфики: «<...> барокко - это не стиль, а нечто иное. Барокко - это и не направление» .

В ходе этой эволюции научный и художественный интерес к барокко не смог избежать диффузного взаимодействия с идеологическими коллизиями времени. Отчетливый крен германского понимания барокко как проявления (наряду с готикой и экспрессионизмом) национальной художественной воли (В. Воррингер ) не могло не рождать аргументов против использования термина в нашей науке, которой всякое проявление национальной проблематики было подозрительно и нежелательно. Связь искусства барокко и -уже - поэтики барокко с национальными особенностями мышления, национальные типы барокко, - эти и связанные с ними проблемы и сегодня не прояснены до конца .

Сближению позиций препятствовала и принятая в советской науке про-грессистская концепция исторического накопления в литературном процессе реалистического опыта. Проблема барокко угрожала мировоззренческим основаниям науки прежде всего в том, что касается принципа историзма, соблюдать который в научном мышлении следовало неукоснительно, но который, тем не менее, понимался узко как синоним прогрессизма. Именно эта синонимия в предпочтении одной из исторически данных художественных систем - реализма - вела к методологическому антиисторизму: «реализм» попадал в ряд понятий, которые, говоря словами Н. А. Пахсарьян, служат «комплиментами, универсально прилагаемыми к художественным феноменам разных эпох, направлений и стилей» . Проблема, однако, в том, что в разные исторические эпохи неодинаковый смысл вкладывался в понятия «жизнь», «правда», «реальность» и не совпадали принципы воплощения (разной) реальности в искусстве.

Видеть в истории литературы развитие одного «творческого метода», значит игнорировать и собственную природу литературы, и принцип историзма. Для литературы XVII в. Был изобретен «ренессансный реализм»: «Этот термин, не применяющийся в научной л и тер am уре, взят нами для того, чтобы обозначить ту часть художественного наследия XVII столетия, которая не может быть отнесена ни к классицизму, ни к барокко и непосредственно связана с идеями и эстетическими позициями гуманистов Возрождения» . Так классицизм и барокко оказываются нежеланными пришельцами ниоткуда.

Изучение барокко в своей истории прошло путь от выделения его как самодостаточной художественно-стилевой формации, через констатацию образно-стилевых схождений с ним новейшего искусства и идею периодической по-

12 Михайлов А.В. Языки культуры. С. 115.

13 См. об этом: Miiller, Hans-Harald. Die Ubertragung des Barockbegriffs von der Kunstwissenschaft auf die
Literaturwissenschaft und ihre Konsequenzenbei Fritz Strich und Oskar Walzel. S. 96.

14Cp.: «Насущной задачей сегодняшней истории литературы становится изучение динамики становления и развития, особенностей национальных вариантов классицизма, <...>». - Пахсарьян П.Т. XVII век как «эпоха противоречия». С. 58.

15 Пахсарьян П. Т. XVII век как «эпоха противоречия». С. 42.

16 Артамонов С.Д., Самарин РМ. История зарубежной литературы XVII века. - М, 1958. С. 9. Курсив
мой. - С.Ш.

вторяемости барочного типа поэтического мышления - к конкретно-историческому расследованию его семиотических и художественных механизмов.

Особенность ситуации в отечественной науке видится в том, что, после долгой борьбы с понятием барокко и в результате лавинообразного (в последние 30 лет) усвоения зарубежного опыта, фазы его эволюции переживаются практически одновременно: 70-е годы отмечены полемикой между приверженцами внеисторической и надвременной сущности барокко, с одной стороны, и его исторической обусловленности и ограниченности, с другой. В дальнейшем перевес получили исследования исторической специфики барокко, среди кото-

рых ряд блестящих работ А. В. Михайлова . Барокко выступает в них как высшая и завершающая ступень многовекового развития «риторического состояния культуры», не предполагающая продолжения.

Вторая, отмеченная и А.В.Михайловым , линия эволюции взглядов ведет от представления о переходном характере барокко к убеждению в его самоценности и самостоятельной роли в развитии искусства и поэтического мышления. Тем самым проблема появления, особенно в XX в., художественных форм, изоморфных барокко, стимулированная во многом эстетическими пристрастиями художников модернизма, актуализируется сегодня в принципиально ином научном контексте, чем в 10-20-е гг. Этот контекст значительно преобразован опытом постмодернизма с его ощущением завершенности и «отстоенности» всего предшествующего культурно-исторического опыта.

История, - и история литературы, - в XX веке, как никогда, проявила способность меняться и менять смыслы. Один из главных импульсов этого непривычного поведения объекта исследования - барочная проблематика, тесно связанная с живой художественной практикой и литературным процессом. Это можно истолковать двояко: либо «барокко» - фантом «оптической» ситуации века, либо «воцарение» на исторической сцене этого «нового» явления сигнализирует о завершении большого исторического цикла, суть и смысл которого изначально определились в барокко. Можно принять и оба толкования как взаимодополнительные: именно ситуация конца определяет оптику времени.

В этой «фундаментальной зыбкости», сохраняющейся несмотря на фундаментальные же достижения мировой науки в изучении барокко, - источник, с одной стороны, споров, не утихающих вокруг него, и, с другой стороны, непреходящей актуальности любого обращения к связанной с ним проблематике.

Реферируемое исследование выросло из многолетнего интереса автора к отдельным фактам типологической близости немецкой послебарочной лирики к эстетическому комплексу барокко, чьим «естественным» воплощением и тем самым прецедентным текстом для диахронного сравнения служила поэзия XVII века. Логика таких исследований, обилие материала для них и работа коллег в том же направлении , привели к вопросу о типологическом своеобразии

17 См., напр., собранные в приведенном выше издании: Михайлов А.В. Языки культуры. См. также: Ми
хайлов А.
Время и безвременье в поэзии немецкого барокко // Рембрандт. Художественная культура Западной
Европы XVII в. - М, 1970. С. 195-220

18 Михайлов А. В. Языки культуры. С. 114-115.

19 См., напр.: Europaische Barock-Rezeption.

национальной поэзии Германии последних четырех столетий, объяснение которому виделось в истоках её формирования, обусловивших становление репрезентативных поэтических структур, динамично устойчивых и позволяющих объекту изучения, несмотря на последующие трансформации, самоидентифицироваться как единое явление, сохраняющее специфические особенности, -немецкая национальная поэзия. Так определился предмет исследования: типологическая специфика основных (порождающих) факторов, взаимодействием которых обусловлено её своеобразие.

Воплощенные в слове, эти факторы стали объектами исследования. В первую очередь, это теоретическое и художественное творчество Мартина Опица (1597-1639), - фактор, наиболее определенно означивающий историческую цезуру в истории немецкой поэзии и тяготеющий к формальнологическому обоснованию её новых поэтологических принципов, практически закрепляемых поэтическими образцами. Этот объект интересует нас, во-первых, с точки зрения его типологической специфики, проясняемой как со стороны его собственной идейно-содержательной устремленности, так и со стороны историко-литературного контекста и взаимоотношений с ним.

В контексте же мы обращаем внимание, прежде всего, на духовную атмосферу, сложившуюся в Европе и, в особенности, в Германии на рубеже XVII в. и формировавшую характер национальной поэзии. Вопрос об органичности опицианства в этой атмосфере проясняется как анализом исходных принципов поэтологии и собственных стихотворений реформатора в сравнении с произведениями современников, так и рассмотрением под этим углом зрения ближайших следствий опицианской реформы в творчестве Пауля Флеминга (1609-1640), несущем в основании - в концепции человека - печать этой атмосферы.

В качестве объекта исследования, воплотившего этот второй фактор формирования немецкой национальной поэзии, в работе представлено творчество великого философа-мистика начала XVII века Якоба Бёме (1575-1624), наиболее ярко выразившее, а во многом и определившее своеобразие немецкой интеллектуально-духовной ситуации в пору Тридцатилетней войны и мировоззренческие основы господствующего в эту эпоху менталитета, на который накладывается и который оформляет реформа Опица в поэзии.

Этот второй объект выражает и, на наш взгляд, впервые существенно воплощает в немецком слове не менее, если не более, важную для формирования особенности национальной поэтики тенденцию, в русле которой складывается специфический синтез лирического переживания и философского осмысления мира, отличающий немецкую поэзию, а нередко и немецкую философию, на протяжении их истории. Такое, - проторомантическое, - синтетическое лирическое сознание, которое самоё себя и природу переживает в глубоком метафизическом контексте как часть и воплощение безграничной мировой жизни, обрело себя в личности и сочинениях Бёме и не осталось незамеченным, оказав мощное воздействие на немецкую поэзию.

Актуальность обращения к тому и другому объекту обусловлена нерешённостью в отечественном литературоведении ряда проблем в их представле-

ний. В их описании, в каждом случае по-своему, сохраняется печать научных подходов, в значительной мере изживших себя,.

Так, сущность и историческая роль опицианской реформы кажутся очевидными и хорошо известными. Но и сегодня нет согласия в вопросе о типологии традиции, заложенной реформатором в основание национальной поэзии. В общем виде это проблема соотношения в литературе XVII века классицизма и барокко, в частности - вопрос о национальной версии этого соотношения и о типологической специфике национальной поэзии в момент ее становления. В решении этого вопроса оказывается не столь важна степень соответствия теоретических устремлений самого Опица классицистическому канону, - хотя и это требует более пристального рассмотрения, - сколь важно, в какую ментальную среду погружен теоретик, на какую ментальную культуру его теория накладывается и какую в связи с этим порождает художественную практику, в том числе его собственную, в решающей степени соотнесенную у него с теорией, и его школы, прежде всего в лице её первого и наиболее репрезентативного представителя Пауля Флеминга. Вопрос заключается в степени когерентности формально-поэтических устремлений Опица и его современников (в том числе старших, - Г. Р. Веккерлина, например) общему состоянию интеллектуально-духовной атмосферы, в которой они совершаются. Постановка этих вопросов актуализирует рассмотрение второго из названных объектов исследования.

В отношении его в нашей науке нерешенных вопросов больше, чем верифицированных ответов: он из того ряда явлений, который в наибольшей степени подпадал под пресс идеологического предубеждения. К многочисленной и полидисциплинарной литературе о Бёме за рубежом отечественная наука добавила единичные обращения к этому материалу, иногда разделенные десятилетиями и в разной мере отягощенные её былым состоянием. Для нее этот объект представляет собой комплексную историко-культурную проблему.

Основная цель исследования - выявить в предмете исследования единое мировоззренческое основание, воплотившееся в поэтико-философской концепции мира и человека, общей для различных течений барочной лирики и мистической философии в Германии.

Исходя из этой цели, определены следующие задачи работы:

Проанализировать культурно-политическую ситуацию, в которой появляется и воспринимается реформаторская инициатива Опица, и её отличие от исходных принципов французского классицизма.

Выявить исходные поэтологические принципы «Книги о немецкой поэзии» Опица и квалифицировать их в парадигме «Платон vrs. Аристотель» -«Барокко - Классицизм».

Определить место Опица в литературной ситуации рубежа 20-х годов в контексте формирующегося барочного направления в немецкой лирике (Юлиус Цинкгреф, Георг Рудольф Веккерлин).

Кроме «естественного» в нашем представлении историко-философского аспекта Бёме привлекает устойчивое внимание исследователей и в качестве актуального философа, и как теолог, и как носитель профети-ческого дара в Новое время, конечно, и как неотъемлемый участник художественно-исторического процесса.

Провести анализ образцов лирики Опица на идеологическом фоне его теоретической поэтики и в свете постановки типологической проблемы совместимости барочных оснований поэтики и классицистического стремления к ясности и «легкости» поэтического высказывания.

Эксплицировать и проанализировать поэтико-философскую концепцию человека, составляющую основу лирического самоопределения в мире в поэзии Пауля Флеминга.

На примере лирики Опица и Флеминга показать роль и значение пет-раркизма в становлении нового поэтического самосознания в пору формирования немецкой национальной поэзии.

Поставить вопрос о ренессансном генезисе концепции мира и человека, выявленной в лирике Опица и Флеминга, и о ее органичности для духовной ситуации в Германии кануна и начала Тридцатилетней войны. Рассмотреть этот вопрос в свете едва затронутой нашей традиционной ренессансологией роли герметического духовно-практического опыта, ассимилировавшегося с христианской доктриной на протяжении XVI века.

Дополнить традиционное представление об интеллектуально-духовной атмосфере в Германии накануне «большой немецкой войны» анализом специфики и культурно-исторической роли «розенкрейцерского фурора» и выраженных в идеологии розенкрейцеров новых конфессионально-реформаторских и социокультурных устремлениях.

Вскрыть знаковый характер восприятия и переживания собственной жизни и историко-политической реальности в биографической повседневности и духовно-интеллектуальной практике Якоба Бёме.

Представить наследие Бёме как проблематичный объект истории литературы и истории философии, выявить характер и корни этой проблематичности.

Рассмотреть онтологию и антропологию Бёме как предмет и содержание его непреднамеренно-лирического словесного творчества.

Проанализировать образ автора в сочинениях Бёме в связи с вопросом жанрово-родовой принадлежности его творчества.

Сопоставить концепцию человеческой жизни в произведениях Бёме и Гриммельсгаузена в свете идеи греховности человека, «схваченного» миром, и его спасения.

Рассмотреть присущий слову Бёме диалогизм как драматическое начало его сочинительства в связи с поиском жанровой определенности - свидетельство присутствия в его творчестве собственно литературной рефлексии. Показать общность мотива недеяния в его концепте спасения человека с аналогичным мотивом в драматургии Андреаса Грифиуса.

Проанализировать лирическое начало в творчестве Бёме в контексте явленного в лирике эпохи самоосмысления человека, в частности, показать сюжетные схождения с лирическими пассажами его прозы в стихотворениях Флеминга.

Эксплицировать в онтологии и гносеологии Бёме его «эстетическую доктрину», реализованную практически в его словесном творчестве. Показать ее принципиальную общность с представлением о теургических истоках поэзии, лежащим в основании барочной поэтологии, включая «Книгу...» Опица.

Методология исследования представляет собой комплексный подход, соединяющий структурно-типологический и историко-генетический методы в их синхронически-диахроническом единстве. Структурно-типологический метод позволяет выявить типологию рассматриваемых объектов. Историко-генетический метод позволяет выявить их связи с предшествующей фазой развития культуры и наметить перспективу развития содержащихся в них смыслов в дальнейших трансформациях национальной поэзии и философии.

Методологической базой диссертации также стали труды таких выдающихся ученых, как С. С. Аверинцев, Л. М. Баткин, М. М. Бахтин, Ф. А. Йейтс, И. Т. Касавин, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, А. В. Михайлов, А. А. Морозов, Л. Е. Пинский, Ю. Тынянов, М. Широцки и др.

Научная новизна. Пафос исследования может быть выражен словом синтез, что означает синтезирующую направленность анализа. Как традиция, начатая Опицем, так и философия Бёме рассматриваются в русле поиска и определения общего концептуально-ментального основания, объединяющего противопоставлявшиеся нашей наукой явления и придающего целостность литературно-историческому процессу в Германии XVII века. Обращается особое внимание на моменты историко-генетической сращённости того и другого объекта исследования с предшествующим им развитием национального и общеевропейского философского и поэтологического мышления и с тенденциями последующего развития национальной поэзии и классической немецкой философии.

Под этим углом зрения в работе уточняется типологическая специфика реформы Опица, - как фактор, во многом определяющий её национальное своеобразие. Опицианская поэтика рассматривается в парадигме барокко и классицизма, решается вопрос о соответствии «правил», восходящих к теории классицизма и признаваемых поэтом в качестве возможных и обязательных для себя и для немецкоязычной поэзии в целом, - его собственной поэтической практике, барочной по существу. Тем самым историческая ситуация сосуществования и взаимодействия в европейском литературном процессе двух художественных систем получает более конкретные структурные очертания в рамках отдельной национальной версии этого процесса.

По-новому в работе предстает и творчество Пауля Флеминга в свете мировоззренческих основ его поэтики, проявившихся в воплощённой в его стихах поэтико-философской концепции человека. Ее анализ позволяет видеть то единое духовное основание, без учета которого сегодня едва ли возможно достоверное представление о немецкой поэзии барокко в целом и о взаимоотношениях её течений. Попутно уточняется и роль петраркизма в истории немецкой поэзии, далеко не однозначно негативная, как это часто представлялось.

Интеллектуально-духовные конструкты эпохи барокко, выразившиеся, в частности, в концепции человека в лирике Флеминга, рассмотрены в работе с точки зрения их генезиса и исторической специфики, что позволяет поставить

вопрос об органичности и естественности этого мировоззрения на исходе Ренессанса и, конкретно, в Германии перед Тридцатилетней войной. При этом особенное внимание уделено едва затронутой нашей наукой проблеме места герметического мировоззренческого комплекса в ренессансной идеологии и его роли в становлении барочной ментальной культуры.

В этом контексте и культурная фигура Бёме предстает чрезвычайно репрезентативной и влиятельной. Его философские построения рассматриваются в работе как содержание его произведений в контексте мировоззренческих и идейно-образных структур, проявляемых в произведениях художественной литературы эпохи, которые избираются в качестве репрезентативных образцов поэтического фона. Особое внимание уделяется обращению Бёме со словом, алхимическому приращению смысла и метафоризации употребляемых им имен, понятий, сюжетов библейского канона, которым тем самым придается фигуративное значение как знакам описания человеческой ситуации в мире.

В центре внимания автора такие качества его текстов, как лиризм, суггестивность, авторефлексия и диалогизм речи, придающие ей поэтическую эмоционально-экспрессивную окраску. В работе анализируются примеры проявления драматического и лирического начал прозы Бёме, сходство выраженного в ней переживания мира и концептуального представления о месте человека в нем с аналогами в художественной литературе времени, в частности, схождение лирических сюжетов Бёме и Флеминга, что принципиально расширяет границы сферы влияния философа-мистика на лирику, признававшиеся нашей наукой до сих пор в рамках «религиозно-мистического течения».

Впервые ставится вопрос о литературной специфике сочинений Бёме, об их жанрово-родовой принадлежности. Вопрос этот решается путем анализа образа автора, присутствующего в них, в его диалогически-провокативном взаимодействии с читателем. Решение этого вопроса затрагивает актуальную теоретическую проблему жанрово-родовой классификации литературы: возможность выделения четвертого рода поэзии - «провокативного», в собственном безоценочном смысле слова «провокация»: действие словом с целью вызвать отклик реципиента. В постановке этого вопроса автор отчасти опирается на ра-боту В. В. Рутковски , тем самым вводя её в актуальный научный оборот.

В работе впервые ставится и решается вопрос об эстетическом содержании философствования Бёме и об отношении имплицитно содержащейся в ней «эстетической доктрины» к поэтологическим предпочтениям эпохи, прослеживается глубокая органическая связь между его онтологией, гносеологией, эстетикой и собственной писательской практикой, раскрывается фундаментальная мировоззренческая общность его внутренней эстетической позиции и исходных принципов барочных поэтик.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Опицианское понимание поэзии исходит из представления о её теургической сущности, берущей начало в божественном истоке и основании мира;

Ruttkowski W. V. Die literarischen Gattungen: Reflexionen tiber eine modifizierte Fundamentalpoetik. -Bern und Munchen: A. Francke AG Verlag. 1968.

поэзия, в представлении Опица, есть в своем роде конфессия, хранящая древнее откровение, и одна из оккультных наук, претендующая на актуальную направляющую роль во всех формах человеческого поведения; пафос «классицизма» в редакции Опица, опиравшегося на самые распространенные классицистические поэтики (Скалигер), состоит в следовании единому внеположенному миру порядку, с которым поэт сверяет свои впечатления, «изобретая» «предмет» поэтического воплощения. Эти поэтологические принципы в сознании Опица прямо связаны с категорией национального, типологически они когерентны основам эстетики барокко и являются общими для целого ряда барочных поэтик, одной из первых среди которых и была «Книга о немецкой поэзии» Опица.

  1. Своей «Книгой...» Опиц манифестировал уже начавшийся в немецкой поэзии к 1624 году поворот к барокко и возглавил его, сознательно строя свою поэтическую практику как свод образцов, воплощающих его теоретические позиции. Между теорией и практикой Опица нет противоречия, он справедливо считается одним из первых классиков поэзии барокко в Германии.

  2. Одним из путей приобщения немецкой поэзии к общеевропейскому художественному опыту явилось следование канону петраркизма, которое, однако, от распространенного в неопетраркистской поэзии времени стилистического эпигонства, пародированного уже в «Книге о немецкой поэзии» Опица, отличалось связанным с сакральным представлением об истоках поэтического вдохновения пониманием магического формирующего воздействия поэтического слова, прежде всего, на личность поэта, обретающую в слове себя самоё и своё бессмертие.

  3. Концепция человека в лирике Флеминга вписывает жизнь и переживания лирического субъекта в онтологическую конструкцию взаимодополнительных и взаимообратимых отношений Бога и человека, корни которой прослеживаются вплоть до патристики и Посланий Св. Павла. Человек предстает как носитель абсолютного сверхличностного начала, внутреннее восхождение к которому и переживание общности с которым, сопряженные с преодолением индивидуальной обособленности, составляют нравственный смысл и цель его земного существования. Эта концепция свидетельствует о том, что «школа Опица» не только не противоречит логике исторического развития национальной поэзии в последующие десятилетия (Грифиус, «мистическое течение» и др.), но во многом предвосхищает, начинает его и выступает для него в качестве образца.

  4. Анализ концепции человека в лирике Флеминга показывает, что в самом основании его лирического самосознания его мироощущение питается концепциями мистической философии эпохи, что не мешает его сознательному опицианству, сакральный исток поэтологии которого предстал у него как словесная магия палингенетического перерождения и причащения «высшему благу»; это свидетельствует о глубоком и повсеместном распространении в интеллектуально-духовной атмосфере эпохи гностико-герметического двойственно-фигуративного представления о мире и человеке.

  5. Историческим истоком мистико-религиозного переживания знаковой двойственности мира в поэзии XVII века является «прекрасное воодушевление

самосознания» (Гегель) в позднеренессансной мистической философии, на протяжении предшествующего столетия ассимилировавшей в христианскую идеологию гностико-герметический комплекс идей, оформлявший в оппозиции к церковной доктрине оккультную теорию и практику соединения человеческого духа с духом Божьим. Личностное переживание этой перспективы, служившее мерилом верификации знания о мире, воплощаемого словом, вело к образованию в философской литературе специфического жанрового симбиоза интеллектуальной спекуляции и лирической поэтичности.

  1. Духовно-интеллектуальная атмосфера, в которой формировалась культурная фигура Якоба Бёме, вынашивала розенкрейцерский стиль мышления, в котором природа мыслилась как форма презентации Божества, а потому всякая отдельная наука (и «наука поэзии» в том числе), так или иначе, представала «скрытой (или явной) теологией», несла печать исходного синкретизма человеческого сознания и была призвана содействовать «просветлению человека», в чем виделся залог «всеобщей реформации» мира. Уже на стадии становления личностного самосознания, в жизненной практике и в отношении к исторической современности - в глубоком соответствии этому стилю мышления - Бёме являет собой пример восприятия и переживания мира как фигуративного воплощения в символах и знаках временной реальности вечных и непреходящих сущностных сил и первопорождений Божьих.

  2. Авторское самосознание Бёме исходит из неоднократно пережитого момента откровения, которое он воспринимает и, - после долгой внутренней борьбы, - принимает как свыше возложенную на него лично миссию открыть читателю «истинное знание», «корень и основание» мира в его «неточном» качестве, без чего невозможно понять окружающий - «внешний» - мир и найти путь к спасению, находясь во власти царящей в нем «Турбы» - бесконечного противоборства воль, отпавших от единой Божественной Воли и извративших её в своих частных стремлениях. Это самосознание придает философствованию Бёме изначально лирический, а по целевой интенции - ярко суггестивный характер. Лирическая философия Бёме это явление, несомненно, сопредельное и соприродное философской лирике.

  3. Онтология рождающегося мира - непрерывно и всевременно длящегося «божественного рождения» (рождения Бога в природу) - предстает в сочинениях Бёме как процесс психологический, исполненный глубочайшего драматизма и этически противоречивый. В этом смысле можно говорить об антропологизме картины мира у Бёме, которая может быть представлена и как проекция психосоциального опыта, знакомого автору, который, не имея определенного терминологического аппарата и не обладая навыками спекулятивной культуры, вынужден создавать язык описания открывшихся ему сущностей и, постоянно рефлектируя по поводу своего письма, сознает, что язык, созданный в «частичности», не в состоянии отразить то, что «видит дух», а потому прибегает к «подобиям», иными словами: к «речи, отчужденной от прямого смысла», то есть - к поэтической. Метафоризации и расширению смысла подвергаются в его сочинениях также имена и понятия из Священного Писания.

  1. Человек в философии Бёме конципирован в дихотомическом противопоставлении единства изначальной божественной воли и множественности её природного воплощения как своеобразная аксиологическая и смысловая ось мира, связующая его уровни, равная ему по значению и целиком заключающая это значение в себе (внутренний человек). Превосходя в этом своем качестве и предназначении любое другое существо, будь оно духовной или материальной природы, человек вместе с тем во «внешнем рождении» оказывается жалким пленником собственной самости - «Ichheit», обреченной на гибель игрушкой безжалостной Турбы. Его спасение Бёме связывает с отказом от индивидуально-волевого суверенитета и всецелой готовности предаться воле Божьей, что мыслится как «смерть себе» для «жизни Богу».

  2. Проблема спасения души (Erlosungsproblem) - центральная проблема духовной жизни эпохи и центральная в философии Бёме - образует над конфессиональными противоречиями и помимо определяемой ими проблематики времени более общую мировоззренческая парадигму, объединяющую непохожих друг на друга и живущих в различных социально-исторических обстоятельствах мыслителей и художников в их отношении к миру и в стилистических формах выражения этого отношения. В этой парадигме Бёме предстает равноправным участником внутрилитературного диалога, во многом определяя его дискурсивные ходы.

  3. При общности проблематики (спасение души) и ценностной ориентации, обусловивших стилистическую близость в осуждении мира, финальная робинзонада Симплициссимуса в романе Гриммельсгаузена воспринимается как ответ Бёме, не лишенный полемического момента: тогда как у Бёме это проблема волевого выбора самого человека, - погруженный в плотный и неудержимый поток жизни, человек Гриммельсгаузена не в состоянии по собственной воле ни покинуть мир, ни противиться ему, ни изменить свою жизнь. Лишь фантастическое и провиденциальное стечение обстоятельств вырывает Симплициссимуса из объятий мира.

  4. Философской прозе Бёме органично присуще драматическое начало, коренящееся в его онтологической концепции сотворения мира как саморазделения Бога в себе с наделением рождающихся сущностей свободой воли, отдельной от изначальной воли Бога и извращающей её, иначе говоря, - во внутреннем противоволии в божественной сущности в момент рождения мира (во «втором принципе» - «вечной природе»).

  5. Драматическое начало, проявляющееся в сочинениях Бёме в принципиальной диалогичности его речи, обращенной к читателю и учитывающей его возможное восприятие и реакцию, имеет тенденцию к оформлению в виде диалога между аллегорически персонифицированными абстракциями или условными персонажами, что автор допускает вполне сознательно и склонен оправдывать дидактическими целями. Сформулированная в разговоре Учителя и Ученика «О сверхчувственной жизни» стратегия спасения в миру через отказ быть в нем субъектом действия предвосхищает проблематику драмы мученичества Андреаса Грифиуса.

  1. Рефлексия, сопровождающая моменты драматургического оформления высказывания, свидетельствует о том, что такая форма ассоциируется в авторском сознании с литературностью и представляется ему искусственной, очуждающей мысль. В целом почти драмы Бёме представляют собой диалоги-зацию единой авторской интенции и погружены в стихию единого авторского голоса.

  2. Наиболее естественно в речи Бёме воплощается лирическое начало, обусловленное источником и характером его философствования: воспринятое откровение, ощущение пророческой миссии, суггестивное стремление, подкрепляемое демонстрацией и интерпретацией личного духовного опыта, - всё это рождает в его прозе такие пассажи, которые обладают относительной замкнутой целостностью и лирической сюжетностью, что позволяет рассматривать их как стихийно возникающие стихотворения в прозе, никак не отрефлектирован-ные, рожденные вдохновением, искренностью переживания и страстью мысли.

  3. Сюжетно-лирические параллели и переклички с идеями и лирическими пассажами в прозе Бёме, обнаруживаемые в лирике Флеминга, свидетельствуют о воздействии теософа на поэзию эпохи, далеко выходящем за рамки обычно возводимого к его творчеству «религиозно-мистического течения» в поэзии барокко.

  4. Жанрово-родовая природа сочинительства Бёме не укладывается в традиционно принятое деление поэзии на эпос, лирику и драму и побуждает исследователя обратиться к возможности выделения (с опорой на прецеденты в теоретической литературе) четвертого рода, которому может быть дано рабочее наименование «провокативного» в смысле ориентированности художественного высказывания на ответное действие (словом или поступком) со стороны реципиента, что и является основным признаком этого рода литературы, переформирующим и подчиняющим себе другие интенции: нарративную, драматическую и лирическую.

  5. В философии Бёме имманентно содержится зерно эстетической теории, прорастающее порой собственно поэзией и в поэтически претворенном виде воплощающей представление о гармонии и художнике, сущности и смысле, цели и средствах искусства. Эстетика Бёме вырастает из его онтологии и гносеологии, обладающих принципиально семиотическим характером и рассматривающих человека в системе семиотических отношений между исходной Божественной Волей и миром, предстающим как претворенное и многократно редуплицированное Слово Божье, войти в созвучие с которым человек способен и должен, отказавшись от своеволия и предавшись как «инструмент» истинной музыке единого неточного звука Творения. Всем строем своей философии Бёме не только глубоко созвучен эстетическим предпочтениям современников, но придает этим предпочтениям фундаментальную основательность.

  6. Поэтико-философская концепция двойственности мира и человека (двоемирие), лежащая в основании художественной системы барокко, имплицитно присутствует и претерпевает трансфрмации на последующих исторических этапах лирического мироосмысления и самоопределения человека, обеспечивая самоидентификацию и преемственность немецкой национальной по-

эзии на протяжении XVII-XX веков, и может служить основой построения ее теоретической истории, в которой постепенная экспликация этого основания стимулирует процесс художественной авторефлексии, завершающийся в эпоху экспрессионизма, что ведет к завершению истории немецкой поэзии в качестве национальной к середине XX века.

Теоретическую значимость работы автор видит в том, что она

способствует прояснению позднеренессансной специфики и динамики становления единого мировоззренческого основания, генезиса и сосуществования в литературе XVII века художественных направлений классицизма и барокко на примере немецкой национальной версии этого процесса;

проливает свет на проблему отношения, взаимовлияния и диффузии мо-тивных структур между мистицизмом духовного менталитета эпохи, теоретической поэтикой и лирической поэзией, в частности в Германии;

доказывает принципиальную возможность рассмотрения философской концепции мира и человека как художественного содержания;

подтверждает возможность теоретического выделения в отдельный литературный род художественных текстов, сориентированных как прямое воздействие на реципиента с целью вызвать его встречную реакцию;

намечает контуры теоретической истории немецкой национальной поэзии (начало XVII - середина XX вв.), основанной на логике постепенной авторефлексивной экспликации лежащей в основе ее художественной системы концепции двоемирия.

Практически материал диссертации может быть использован как в целях корректировки общих курсов истории зарубежной и, в частности, немецкой литературы, так и для подготовки специальных курсов, например, по программе магистратуры. Отдельные положения работы применимы на практических занятиях по истории немецкой литературы.

Основные положения работы получили апробацию на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава БГПУ им. М. Акмуллы (1997-2008), на международных научных конференциях, в Перми («Филология на рубеже XX-XXI веков», 1996) и Калинанграде («Актуальные проблемы лингвистической семантики и типологии литературы», 1996), Москве (конференции, проводившиеся ГКЦМ «Дом Высоцкого» в 1998, 2000, 2003 гг.; V-й съезд Российского союза германистов «Типология такстов Нового времени», РГГУ, МГПУ, 2007).) и Самаре (проводилась «Центром В. Высоцкого в Самаре» и СГУ в 2003 г.), в Уфе («Образование, язык, культура на рубеже XX-XXI вв.», 1998, ВЭГУ; «Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации», 2007, БГПУ им. М. Акмуллы), в Волгограде («Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литаратурах», 2006 ВолГУ) и Петербурге (XXXVI Международная филологическая конференция в СПбГУ, 2007); на «Пуришевских чтениях» МПГУ (1999, 2001), на «Лафонтеновских чтениях» в СПбГУ (1999, 2000, 2001), на конференциях в МГУ им. М. В. Ломоносова «XX век как литературная и художественная эпоха» (1999) и «XVIII век: судьбы поэзии в эпоху прозы» (2000); на всероссийских конферен-

циях в Уфе («Языки Евразии: этнокультурологический контекст», 2003; «Трансформация общества: наука, педагогика, производство», 2005, в БГПУ им. М. Акмуллы), и Воронеже («Творчество Владимира Высоцкого: итоги и перспективы изучения», 2007), на Региональной научно-методической конференции «Лингвистика, методика и литературоведение в учебном процессе», (г. Уфа, 2005), на Зональной научно-практической конференции литературоведов Поволжья (1996, Самара). Положения диссертации докладывались на заседаниях постоянно действующего научного семинара «Третье литературоведение» (г. Уфа).

Диссертация состоит из введения, девяти глав, проблемно-тематически объединенных по три в разделы, заключения, приложения, содержащего два историко-литературных экскурса, и списка использованной литературы (290 наименований).

Культурно-исторический фон типологической проблемы

Предлагаемое к защите исследование выросло из многолетнего интереса автора к отдельным фактам типологической близости немецкой послебарочной лирики к эстетическому комплексу барокко, «естественным» воплощением которого и тем самым прецедентным текстом для диахронного сравнения служила поэзия XVII века . Логика подобных исследований, а, с другой стороны, обилие представавшего взору материала для них и многочисленные работы коллег, двигавшихся в том же направлении , – привели к постановке вопроса о типологическом своеобразии национальной поэзии Германии последних четырех столетий, объяснение которому виделось в истоках её формирования, обусловивших становление репрезентативных поэтических структур, динамичная устойчивость которых позволяет объекту изучения, несмотря на последующие исторические трансформации, самоидентифицироваться как единое явление, сохраняющее на протяжении долгого времени специфические особенности, – немецкая национальная поэзия. Так определился собственно предмет исследования: типологическая специфика основных (порождающих) факторов, взаимодействием которых обусловлено её своеобразие.

Воплощенные в слове, эти факторы и являются непосредственными объектами внимания в исследовании. В первую очередь, это творчество «отца немецкой поэзии» Мартина Опица (1597–1639), теоретическое и художественное, – фактор, наиболее определенно означивающий историческую цезуру между её предшествующим состоянием и последующим развитием и столь же очевидно тяготеющий к формально-логическому обоснованию её новых поэтологических принципов, практически закрепляемых поэтическими образцами. Этот объект интересует нас, во-первых, с точки зрения его типологической специфики, проясняемой как со стороны его собственной идейно-содержательной и образотворческой устремленности, так и со стороны историко-литературного контекста и взаимоотношений с ним. В контексте же мы обращаем внимание, прежде всего, на то, что делает его контекстом. Это та духовная атмосфера, которая сложилась в Европе и в особенности в Германии при переходе от эпохи Возрождения к XVII веку и формировала характер зарождавшейся национальной поэзии. Вопрос о степени органичности совмещения опицианства с этой атмосферой проясняется как анализом собственных стихотворений реформатора и их сравнением с произведениями современников, так и рассмотрением под этим углом зрения ближайших следствий реализации опицианской реформы в творчестве Пауля Флеминга (1609–1640), в самом своем основании – в концепции человека – несущем неизгладимую печать этой атмосферы. В качестве объекта исследования, воплотившего собой этот второй фактор формирования немецкой национальной поэзии, в работе представлено творчество великого философа-мистика начала XVII века Якоба Бёме (1575–1624), наиболее ярко выразившее, а во многом и определившее своеобразие интеллектуально-духовной ситуации в Германии в пору Тридцатилетней войны и мировоззренческие основы господствующего в эту эпоху менталитета, на который накладывается и который оформляет реформа, проведенная Опицем в поэзии. Этот второй объект выражает и, на наш взгляд, впервые существенно воплощает в немецком слове не менее, если не более, важную для формирования особенности национальной поэтики тенденцию, в русле которой складывается специфический синтез лирического переживания и философского осмысления мира, отличающий немецкую поэзию, а нередко и немецкую философию, на протяжении всей их истории. Такое, – проторомантическое, – синтетическое лирическое сознание, которое самоё себя и природу переживает в глубоком метафизическом контексте как часть и воплощение безграничной мировой жизни, обрело себя в личности и сочинениях Якоба Бёме и не осталось незамеченным, но оказало мощное воздействие на немецкую поэзию. По общему представлению, это воздействие коснулось, прежде всего, таких его прямых последователей-лириков, как Даниель Чепко, Ангелус Силезиус, Катарина Регина фон Грайфенберг, Квиринус Кульман. Косвенно же отозвалось, так или иначе, во всём корпусе барочной поэзии. Если же выйти за рамки эпохи, то и в романтизме (Ф. Шлегель, Л. Тик, Новалис ), и в экспрессионизме (И. Р. Бехер; см. экскурс 2 в Приложении) мы обнаруживаем примеры прямой рецепции не только идей, но и поэтической топики Бёме. Однако его присутствие в литературе и воздействие на неё не ограничивается и такими очевидными случаями обращения к его наследию.

Актуальность обращения к тому и другому объекту обусловлена нерешённостью в отечественном литературоведении ряда проблем в представлении как первого, так и второго. В их описании, в каждом случае по-своему, всё еще сохраняется печать прежних, в значительной мере изживших себя научных подходов, преодоление которых назрело давно и совершается в последние десятилетия во многих областях гуманитарной науки, в том числе и в литературоведении.

Так, сущность и историческая роль опицианской поэтической реформы, как мы отметили, кажутся очевидными и хорошо известными. Однако и сегодня в нашей науке нет согласия в вопросе о типологии традиции, закладываемой реформатором в основание национальной поэзии . В общем виде это проблема соотношения в литературе XVII века классицизма и барокко, в частности – вопрос о национальной версии этого соотношения и о типологической специфике национальной поэзии в момент ее становления. В решении этого вопроса оказывается не столь важна степень соответствия теоретических устремлений самого Опица классицистическому канону, – хотя и этот вопрос требует более пристального рассмотрения, – сколь важно то, в какую ментальную среду погружен теоретик, на какую ментальную культуру его теория накладывается и какую в связи с этим порождает художественную практику, в том числе поэтическую практику самого Опица (а она у него в решающей степени – как иллюстрация и пример – соотнесена с теорией) и его школы, прежде всего в лице её первого и наиболее репрезентативного представителя Пауля Флеминга.

Поэтическая практика Опица: образцовое барокко

То обстоятельство, что поколения поэтов в Германии творили в русле предложенных Мартином Опицем (1597-1639) правил и норм стихосложения , можно назвать опицианской ориентацией немецкой поэзии. Мера условности этого обозначения уточняется степенью исторической неизбежности и естественности пути, который он ей предложил. В этой ориентации прежде всего обращает на себя внимание единодушие адептов – современников, продолжателей и последователей, в чьем восторженном хоре глохнут голоса оппонентов. Эти голоса почти не дошли до нас, они редки и выражают обычно непосредственную реакцию некоторых, как правило, старших современников, из тех, ориентированных нередко на мейстерзингеровскую традицию и народно-песенную стихию, кто, как Валентин Андреэ, был убежден, что сочиняет «ohn Kunst, ohn Mh, ohn Flei» . Их критика опицианства не складывается в альтернативную концепцию, как, впрочем, – это тоже очевидно – не в состоянии предложить ему какой-либо убедительной альтернативы и дворяне с претензией на духовность, по-своему заинтересованные в национальном обновлении поэзии и по-своему практикующие это обновление в «языковых обществах» и поэтических «орденах». Опиц, например, не сразу был принят и по достоинству оценен аристократическим кругом поэтического «Плодоносящего Общества» (оно же – «Орден Пальмы»), в творческих и культурно-политических установках которого, однако, едва ли можно обнаружить серьезные концептуальные возражения опицианству , так что разногласия фактически выражали ущемленные амбиции поэтически ангажированных князей, «обставленных» бойким бюргером в деле утверждения цивилизованных форм и норм стихосложения на родном языке. Сближению препятствовала, впрочем, отнюдь не социальная принадлежность: протестантское, как правило, дворянство, видя в развитии национально-секулярной языковой культуры подспорье своим притязаниям и стремясь к консолидации антикатолических, антиимперских, антигабсбургских сил, не было сословно ограничено в культурных инициативах и охотно опиралось на достижения городской позднегуманистической учености . Обескураживали, по-видимому, стремительность и самостоятельность, с которыми еще сравнительно молодой (и, кстати, так никогда и не получивший формально законченного образования ) поэт вслед за первым большим сборником стихотворений (1624 ) в том же году опубликовал «Книгу о немецкой поэзии» и уже в следующем (1625) прибавил к теоретическим штудиям в качестве хрестоматии новый – итоговый стихотворный сборник , каждая из восьми книг которого содержала образцы определенного лирического жанра. Лидерство было, таким образом, обозначено более чем убедительно, и два года, которые потребовались, чтобы принять его в «Общество», лишь оттенили неоправданность промедления.

Эта безальтернативность обеспечила Опицу славу «отца немецкой поэзии», как он именовался еще спустя столетие после смерти. И сегодня едва ли встретит принципиальные возражения определение его роли как родоначальника новой, собственно национальной, немецкой поэзии : он реформировал немецкое стихосложение, прочно связав его судьбу с общеевропейским просодическим опытом, и собственным творчеством доказал, что немецкий язык наравне с другими способен выражать тонкие чувства и глубокие мысли и, следовательно, пригоден высокой поэзии.

При этом сама по себе цивилизация немецкой версификации поэтико-риторическими завоеваниями соседей по Европе и, тем самым, уравнение немецкого языка в поэтических правах с латинским, итальянским, французским, испанским и голландским оформляет лишь одну, может быть, самую выразительную сторону, той тяги к форме, определенности и порядку, которой живет нация, уже вполне сознающая свою общность, но все еще раздробленная и разобщенная во всех возможных смыслах: религиозном, государственно-политическом, культурно-языковом. Унаследованная от предшествующей эпохи нерешённость коренных вопросов национального и конфессионального самоопределения, к началу XVII века туго перепутавшихся с многочисленными и взаимоисключающими интересами сопредельных государств, делает Германию заложницей грядущей исторической катастрофы, которой и явилась Тридцатилетняя война.

Энтузиазм, с которым немецкие поэты приняли введенные Опицем «правила и законы», объясняется уникальностью культурно-исторической ситуации, поставившей под острое сомнение само наличие в Германии единого национального языка и, собственно, образа нации: большая национальная проблематика была очуждена латиноязычием «высокой литературы», бесконечно и расширенно самовоспроизводившимся благодаря системе образования , и лишена тем самым культурно-ареальной определенности; протестантизм – конфессия, внутренне-интенционально сориентированная на национальное самоопределение, – вместе с тем, и практикой богослужения (обеднив и упростив ритуал), и характером исповедания (выведя из-под церковного контроля многое в важнейшей сфере самосознания – в отношениях с Богом), – по сути дела, оставил человека наедине с его интуицией, перед необходимостью действовать на свой страх и риск. Опасность этой формальной неопределенности и расплывчатости протестантизма в его лютеранской огласовке, в том числе и как организационную слабость в борьбе против веками отлаженного механизма папского господства, уже к середине XVI века вполне осознали кальвинисты. Но их ортодоксальный ригоризм, организованность, авторитарные отношения между священником и паствой, жесткие и ясные церковные формы нашли себе более адекватное применение в условиях централизованной Франции, где они (гугеноты) смогли составить сплоченную общенациональную церковно-политическую оппозицию двору в борьбе за толерантность, равноправие конфессий, да и самоё королевскую власть. Влияние кальвинизма как «романского типа Реформации» в Германии осуществляется параллельно и однонаправленно с тем, как здесь воспринимают государственно-политический образец французского абсолютизма и опыт классицистической культивации национального языка и поэтики. Но все эти, как мы сказали бы, «веяния формализма» ложатся на специфическую историческую и ментальную почву, их распространение оказывается территориально канализовано и сопровождается внутренней перестройкой смыслов. Так, в научной литературе – как раз в связи с вопросом о генезисе культурной фигуры Опица – прослеживается одна из таких линий влияния, ведущая из приграничных с романским Западом юго-западных земель (Базель, Гейдельберг) в Силезию . Не случайно именно гейдельбергскому кругу поэтов, наследие которых историками самой разной ориентации на протяжение ХХ века оценивается как «немецкая ренессансная поэзия» , было суждено сыграть значительную роль в этом генезисе силезца. В целом же не помянутый в условиях Аугсбургского мира и тем самым оставшийся вне закона, каким бы зыбким ни оказался в итоге этот закон, – кальвинизм представлялся более либеральному и индивидуализированному лютеранскому сознанию не лучше, а часто и хуже римского католичества. В силу этого положения кальвинизм в раздробленной Германии не только не сыграл консолидирующей «первенствующей роли» , но, напротив, оказался одним из катализаторов разобщения и раздора.

Интеллектуально-духовная атмосфера в германии накануне тридцатилетней войны

Dies Leid, dies Jammer sehn, und dennoch nichts als lieben? На долю синтеза остается последний терцет, развивающий мотивы «глупости» («Noch Klgere dann ich») и ограниченности («nichts als lieben» – «schleut man in Klausen») до требования освобождения из плена муз, в чем явно отозвался сюжет Тангейзера, и, наконец, – иного письма. Категоричность последнего требования подчеркивается в заключительном стихе энергичной тавтологией: «oder ja gar nichts nicht mehr»! Все это, – и нарушение равновесия в сонете и его эпифорическое построение, и эмфатика самоуничижения, и эта тавтология, – усиливает впечатление живой достоверности чувства смятения, горечи, недоумения и даже раздражения, обращенных и во вне, и к себе. Отсутствие «поэтической истории автора» и риторически заданные формы высказывания не мешают выразиться конкретному чувству, выражение которого и для Опица – вполне осознанная поэтическая ценность. В данном случае это чувство острой неудовлетворенности собственным творчеством перед ощущением непреодолимой потребности «этого страдания, этого горя» выразиться в слове. Сонет Опица доносит до нас частное переживание жгучей провокативности окружающего мира, его эмоционально ангажирующей, притягательной трагической динамики, порождающей столь характерную для поэзии барокко погруженность в поток общественного бытия. Речь не идет о смене творческой методологии, но за высказанной решимостью расширить тематический круг поэзии виден существеннейший сдвиг: до этого момента поэт учился (и учил) выражать по-немецки то, что уже выражено на других языках в иноязычной поэзии. Теперь предполагается с этим опытом обратиться к собственно национальной, актуальной и общезначимой проблематике.

Осмысление предшествующей поэтической практики не случайно происходит в манере беглого перечисления достоинств и качеств («Der Liebsten Freundlichkeit, / Ihr blhendes Gesicht, ihr angenehmes Kriegen, / Ihr Wesen, Tun und Art,..»), напоминающей в общих чертах петраркистскую манеру славить красоту возлюбленной, – в частности, и движение мысли в упомянутом выше девяностом сонете Петрарки. Автор тем самым резюмирует свои отношения с этим поэтическим языком, к которому тяготела вся европейская лирика на протяжение XVI века и которого он, естественно, не мог, да и не хотел избежать, воспринимая его не только непосредственно, но и через наследие французской Плеяды и любимого Ронсара, а также и итальянских поэтов рубежа веков (маньеристические трансформации петраркистского комплекса в его стихах дают о себе знать порой вполне ощутимо). Признание в десятом стихе искусственности этого языка, его оторванности от чувственной реальности (красота возлюбленной – не более чем фантазия влюбленного, – «blo eingebildet»), тем не менее, не означает и не предполагает дальнейшего отказа от него: он должен быть дополнен: «und dennoch nichts als lieben?» – вопрос риторический, предполагающий ответ «doch!» – «напротив!»: «Es mu doch endlich sein Was anders» – должно быть и есть нечто помимо и сверх этой петраркистски конципированной любви. Это признание в равной мере может быть истолковано и как своеобразное завершение одного из сквозных сюжетных мотивов ранней лирики Опица – того самого мотива неразделенной любви, который гораздо теснее, чем, например, Веккерлина, связывает его с традицией петраркизма.

Говоря о петраркизме немецких поэтов XVII века, следует иметь в виду, что речь идет не о прямом подражании автору «Книги песен», а о завершении почти четырехвековой традиции, в которой присутствие живого индивидуально-конкретного чувства выглядит проблематично уже в ее фундаменте – в стихотворениях, посвященных Лауре. В научной литературе можно встретить мнение о том, что они отражают состояние души, в которой «все силы времени сошлись для никогда не разрешимой борьбы», – Ганс Пюриц, глубоко исследовавший эту проблематику, в докладе, произнесенном в 1931 году в берлинском Обществе филологии, настойчиво подчеркивал, что созданный Петраркой из мотивов и лирического опыта предшественников поэтический канон выражал всю полноту его личного миропереживания, преображенного всепоглощающим чувством любви . Карин Рэдле, однако, находит некорректным противопоставлять Петрарку его подражателям как выразителя «истинного» чувства – эпигонам, ремесленнически использующим готовый поэтический язык, и ссылается при этом на сохранившуюся заметку Петрарки по поводу канцоны № 268, в которой речь идет о смерти Лауры: «Non videtur satis triste principium» («Начало кажется еще недостаточно печальным»), которая должна свидетельствовать о степени риторической отрефлектированности, не допускающей и намека на спонтанность выражения чувства . Так или иначе, история петраркизма, ее представление в исследованиях литературоведов, сравнение текстов, – все говорит о том, что объектом Петрарки, конечно, было живое чувство, каким он его себе представлял и хотел видеть выраженным в стихах. Именно это чувство одухотворяет вполне традиционные, пришедшие из поэзии античности и трубадуров мотивы восхваления любви и жалобы на любовь, любви-боли, любви-болезни, смерти от любви и т.п. Петраркисты пишут о том же, но их объектом на самом деле стала поэтика Петрарки.

В определении путей, которыми петраркизм пришел в немецкую поэзию, разночтений практически нет: этот «большой поток … течет через dolce stil nuovo к итальянским петраркистам, а оттуда в Испанию и Францию. Франция охотно встречает его Плеядой и проводит дальше в Англию, Голландию и Германию» . Г. Пюриц, обозначая тот же маршрут, особенно выделяет роль в опосредовании петраркизма в Германии неолатинской поэзии, в которой гипертрофия поэтических принципов основателя традиции достигла, – в частности, как раз у Ю. Ц. Скалигера, – пародийной степени . Непосредственное влияние «Книги песен», считает Г. Пюриц, – минимально. А ее поэтика, прошедшая канонизацию и многократную тезауризацию, пополнившая теоретические труды и учебники, в начале XVII века, конечно, рассматривалась прежде всего как язык, на котором должна была заговорить и немецкая поэзия. Эта задача выступала как один из способов ее приобщения к общеевропейскому культурному опыту.

Наследие Бёме как проблема истории литературы

Нередко, повторяя привычную мысль о связи истинной поэзии с порождающей ее эпохой, мы не даем себе труда рассмотреть специально, какого рода эта связь и что, собственно, делает поэзию памятником определенной эпохи. Иначе говоря: откуда берет начало и как складывается образ мира в поэзии того или иного времени? Вопрос этот тем более уместен, что традиционно в отечественной науке было принято в поисках ответа на него выделять в первую очередь социально-экономические проблемы времени, которые полагались в основание (базис!) всех интеллектуальных, духовных, эстетических концепций и форм творческого самовыражения. Вопрос же заключается в том, в каком мире обнаруживает себя и переживает свое бытие лирическое сознание, стремящееся к самовыражению. «Всякое искусство, – замечает Иоганнес Пфайффер в эссе «Символическая встреча с миром (Sinnbildliche Weltbegegnung). О различии поэзии и прокламации (Verkndigung)», – имеет двойной корень; с одной стороны, оно свободная игра и парящая видимость (schwebender Schein), с другой стороны, оно открывает кое-что из истинной реальности (etwas von der wahren Wirklichkeit)» . Этот вполне бесспорный постулат легко развить в том смысле, что оба «ответвления» названного «корня» на самом деле стеснены в своем «росте» как друг другом, так и извне. «Свободную игру», коль скоро речь идет о поэзии, так или иначе обуздывают принимаемые (или не принимаемые – в этом случае лишь меняется характер регламентации) поэтом бытующие правила и представления о поэзии и поэтическом. Применительно к интересующей нас эпохе это – уже рассмотренная нами опицианская ориентация рождающейся немецкой национальной поэзии. Реальность же, какова бы она ни была «истинно», открывается в поэтическом тексте через призму опять-таки преобладающего в обществе представления о том, что, собственно, реально. Другими словами, реальность предстает как мир, преобразованный доминирующей в конкретно-историческом окружении поэта интеллектуальной и духовной практикой. Мера согласия поэта с общепринятым представлением реальности или степень оригинальности и уникальности его художественного мира, – так же, как в случае с отношением к правилам, – лишь конкретизируют характер регламентации поэтической практики, источник которой остается тем же. Этот общий «духовный мир», интеллектуальная направленность и эмоциональная настроенность умов современников, возможно, в разное время и в разных местах в неодинаковой степени актуальны для поэзии. «Почва», питающая этот ее «корень» в Германии начала XVII века, представляет для нее жгучий интерес и обладает над нею поистине магической властью. Настолько, что порой чистая прокламация «реальности» готова стать и становится поэзией. Это обстоятельство, в не меньшей мере, чем опицианская реформа, влияющее на характер складывающейся поэзии барокко, нам предстоит теперь рассмотреть ближе.

Специфическая обращенность барочной лирики вовне – к объективному, точнее говоря, – общезначимому и общезнаемому миру, – давно подмечена в науке. И в другом месте у И.Пфайффера мы встречаем по этому поводу замечание, столь же расхожее, как и приведенное выше: «Семнадцатый век – это последняя эпоха, в которую поэтическая практика (Dichten) движима и охвачена (getragen und umschlossen) всеобщим духовным миром, а именно миром, который упорядочен верой и соотнесен с потусторонним происхождением (Ursprung)» .

Пример Пауля Флеминга, виртуозно свободного в скрещивающихся стихиях опицианства и петраркизма, вполне подтверждает эту мысль. Концептуальные структуры, проступающие сквозь поэтическую ткань его даже вполне светских стихотворений, выдают в нем современника и участника духовных коллизий, охвативших Германию в первой половине XVII века. Спрошенная об «истинной» человеческой реальности, его поэзия, так же как творчество других больших поэтов XVII века, приоткрывает перед нами этот – второй (наряду с опицианской реформой), не менее важный и мощный, исток формирующего воздействия, которое испытывает при своем становлении национальная поэтика.

Духовная атмосфера в Германии (и шире – в Европе) в первые десятилетия XVII века – это один из тех аспектов истории культуры, по отношению к которым узость взгляда отечественной науки в последние годы ХХ века становилась особенно очевидной. Представление о раннем Новом времени долго оставалось у нас в рамках концепции, которая сводила его культурное содержание и историческую роль почти исключительно к подготовке научной революции, совершавшейся, естественно, прежде всего в интересах экономической практики нарождающейся буржуазии и социально-освободительных движений. При этом в интеллектуальной картине эпохи обязательно выделялись черты, поддававшиеся интерпретации в духе зарождающегося рационализма и стихийного материализма, а антицерковная и антидогматическая направленность нового знания трактовалась часто без нюансов – как вне- и антирелигиозная по существу. Так что порой атеизм, а вместе с ним и философский материализм, проступали (если это и не утверждалось прямо) как само собою разумеющееся основание и одновременно следствие первых достижений на пути рационального и опытного познания . Главная же проблема последнего как раз и виделась в освобождении от «формы» (или – «оболочки») теологии, в которой оно зарождается, под которую какое-то время вынужденно мимикрирует, но которой методологически заведомо чуждо. Обрисованная таким образом историческая тенденция и представлялась ведущей и магистральной. Привлекательность этой концепции для советской истории культуры понятна: она выстраивала прямую линию прогрессивной преемственности от «свободомыслия» эпохи Возрождения к рационализму XVIII века с его социологическими изводами, идейно готовившими Великую французскую революцию, и далее – через этот «источник и составную часть» марксизма – к официальной идеологии, одним из основополагающих постулатов которой оставался сформулированный Марксом одиннадцатый «тезис о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» . Сквозь призму уже совершавшегося «изменения мира» изменялась и предшествующая история.

Такое видение раннего Нового времени искало опору и в исследованиях предшествующей эпохи – Реформации, представление о которой чрезвычайно важно для понимания духовной ситуации начала XVII века. Она была интересна марксистскому историку прежде всего динамикой развития революционной ситуации. В духовных исканиях, спорах, борениях этого времени виделось прежде всего отражение актуальных общественно-политических и церковно-государственных проблем. Позиции сторон в идейной борьбе за «истинную веру», например, оценивались главным образом по тому, в какой степени они стимулировали процесс секуляризации светского мышления и всей социально-политической сферы человеческих отношений.

Похожие диссертации на Истоки национального своеобразия немецкой поэзии: реформа Мартина Опица и философия Якоба Бёме