Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное своеобразие поэзии Хайцзы (1964-1989) и его роль в китайской литературе Цыбикова Валентина Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цыбикова Валентина Владимировна. Художественное своеобразие поэзии Хайцзы (1964-1989) и его роль в китайской литературе: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Цыбикова Валентина Владимировна;[Место защиты: ФГБУН Институте востоковедения РАН].- Москва, 2012.- 17 с.

Введение к работе

Работа посвящена исследованию творчества одного из ярких представителей китайской поэзии 1980-х гг. XX в. поэта Хайцзы, художественное своеобразие которого составил синтез традиционной китайской литературы и западной культурной идеологии.

Актуальность темы: В конце 1980-х гг. двадцатого столетия в ходе политики реформ и открытости китайская литература, в частности поэзия, получила новый виток развития. В творчестве поэтов данного периода наблюдаются совершенно отличные от предыдущей поэтической традиции особенности, что, не в последнюю очередь, связано с проникновением западной идеологической мысли в Китай, которое оказалось возможным благодаря процессу либерализации общества, начавшемуся в 1980-х гг. До начала политики реформ и открытости существовала только одна научно-теоретическая парадигма — марксизм-ленинизм, положение ее как официальной до сих пор весьма прочно в Китае.

В 1980-е гг. страна стремилась заполнить вакуум, возникший во всех сферах знания в результате «культурной революции» (1966-1976 гг.). В это же время вследствие политики реформ и открытости Китай испытывает сильное влияние западной идеологии. Исторические события 1970-1980-х гг. обусловили кардинальные изменения социокультурной ситуации и привели к фундаментальной, онтологической трансформации культуры, которая способствовала возникновению поэзии «нового поколения». Название данного направления весьма символично: ее представители, напрямую не связанные с событиями «культурной революции» и выросшие на произведениях «туманной поэзии», как в идейном, так и в структурном содержании брали за основу западные идеи постмодернизма, выражавшиеся в используемых приемах, формах, принципах. В этом заключалось новаторство поэтов «нового поколения», таких как Ян Сяоминь, Хань Дун, Си Чуань, Сяо Хай, Юй Цзянь, Ояун Цзянхэ, Хайцзы.

Важную роль на поэтическом поприще Китая 1980-х гг. сыграл поэт Хайцзы, в творчестве которого гармонично соединились традиции китайской литературной мысли и философские идеи Запада. При жизни он был малоизвестен, однако, после смерти его творчество привлекло внимание многих исследователей и до сих пор вызывает полемику и споры. Доказательством чего служит огромное количество изданных поэтических сборников его произведений, критических статей, аналитической литературы, что, в свою очередь, подтверждает неугасаемый интерес к личности поэта. Актуальным представляется как исследование китайской поэзии 1980-х гг., отразившей перемены и трансформацию миропонимания китайского общества в целом, так и анализ творчества поэта данного периода – Хайцзы, произведения которого стали классикой современной китайской литературы и вошли в программу обязательного школьного образования КНР.

Степень исследованности темы

В российской синологии больше внимание уделяется исследованию проблем китайской прозы, нежели поэзии указанного периода. Работы Б.Л. Рифтина, В.И. Семанова, В.Ф. Сорокина, Н.А. Спешнева, С.А. Торопцева, Л.З. Эйдлина, А.Н. Желоховцева, Е.А. Завидовской посвящены изучению развития китайской прозы 1980-х гг., однако, китайская поэзия «нового поколения» малоисследованна и является одной из самых актуальных.

Достаточно комплексное исследование в данном направлении проведено О.Д. Тугуловой (Цыреновой). Так, в диссертационной работе и ряде статей, посвященных проблемам современной поэзии, автор классифицирует творчество поэтов последних двух десятилетий XX в., проводит хронологический и художественный анализ их литературной деятельности, вводит в научный оборот переводы их стихотворений (2006), [см. также: Тугулова, 2009, С. 186-189; 2010, С. 115-118; 2011, С. 55-57;]. Китайская литература «нового периода», в частности, «туманная поэзия» стала объектом исследования в работах Н.К. Хузиятовой «Модернистские тенденции в творчестве китайских писателей 1980-х годов как поиск идентичности в контексте глобализации» (2008) и М.Б-О. Хайдаповой «Поэтическое творчество Шу Тин в контексте развития китайской «туманной поэзии (вторая половина 70-х – середина 80-х гг. XX века)» (2011). Говоря о китайской поэзии, также необходимо отметить статью И. С. Смирнова, посвященную поэзии Ян Ляна [см.: Смирнов, 2004, С. 80-84], статьи Л.Е. Черкасского «Обличительная» поэзия в современном Китае» (1982), «Под сенью «Великой стены»: Заметки о китайской поэзии последних лет» (1985), «Туманная поэзия» (1988). Ценнейшим справочным материалом по китайской литературе служит «Справочник по истории литературы Китая», где содержится систематизированная информация по литературе Китая с XII в. до н.э. - XXI в. (сост. Е.А. Серебряков, 2005).

Стихотворения рассматриваемого периода были включены в сборники «Мост над рекой времени» (сост. И.В. Семанов, 1989), «Трудны сычуаньские тропы: из китайской поэзии 50-х и 80-х гг.» (пер. с кит. Л.Е. Черкасский, 1987), «Поэзия и проза XX века. О прошлом - для будущего» (сост. Г.Я. Ярославцев, 2002), «Азиатская медь: антология современной китайской поэзии» (сост. Лю Вэньфэнь, 2007).

Поэзия «нового поколения» становится объектом изучения многих зарубежных исследователей современной китайской литературы: Дэвида Гудмана, Мишель Е, Майкла Дэя, Оливера Мура, Мигеля Ван Кревэла, Керка Дентона, Фионы Лоррен, Дэна Мерфи, а также китайских ученых: Ли Жунся, Ло Цзинъяо, Тянь Чжилина, Ян Ичжи, Чжоу Лунъю, Вэнь Фэнцяо, Хэ Сяочжу, Гао Чжуана, Момо, Цзинбутэ, Чэн Дундуна, Лю Гуанъяо, Е Чуна. Рассматривая поэзию данного периода, литературоведы заостряют внимание на историческом, социальном и общекультурном аспектах, выделяют особенности и закономерности творчества китайских поэтов 1980-х гг. Данной теме посвящены многие статьи Хань Дуна, в частности, «Добро пожаловать в китайскую поэзию» (2004). В книге Хун Цзычэна и Лю Дэнхана «История китайской современной поэзии» подробно рассматриваются причины возникновения и история становления китайской поэзии в 1970-1980-х гг., в работе Ян Сяобина «Китайский постмодернизм» детально изучается явление постмодернизма в Китае, его история возникновения, характерные черты и особенности.

Исследования многих ученых посвящены изучению творчества отдельных поэтов, а именно, в работах Юй Сюйгана «Хайцзы», Чжоу Юйбина «Обращенные к морю весенние цветы раскрываются», Гао Бо «Толкование Хайцзы» детально рассматривается жизненный и творческий пути Хайцзы. В 2009 г. под редакцией Цзинь Тайпиня вышло четырехтомное издание под названием «Сборник сочинений, посвященный памяти Хайцзы», вобравший труды китайских исследователей о поэте. Литературное наследие Хайцзы вызывает интерес и у зарубежных исследователей таких, как Хун Цзэна, Фионы Лоррен, Дэна Мерфи, не только изучавших творчество Хайцзы, но сделавших доступным литературное наследие Хайцзы для англоязычного читателя. В российской синологии творчество Хайцзы малоисследованно, на русский язык переведено всего лишь 5 стихотворений: «Азиатская медь», «Поэт и поле», «Пшеничное поле», «Поэт Есенин», «На рассветном берегу океана распускаются весенние цветы» [см.: Азиатская медь, 2007, С. 199-220].

Цель данной работы – определить место Хайцзы в сложном и многообразном литературном процессе 1980-х гг. В связи с этим определены следующие конкретные задачи:

рассмотреть художественные особенности творчества основных представителей поэзии «нового поколения»;

изучить основные характерные черты западной идеологии в поэзии Хайцзы;

выявить роль парадигмы «Земля-родина-деревня» в понимании творческого своеобразия Хайцзы;

проследить эволюцию концепта любви в творчестве Хайцзы;

раскрыть концепт смерти как основную категориальную единицу философии Хайцзы;

изучить систему художественных образов Хайцзы как составную часть выражения идеологических взглядов поэта.

Объектом исследования является поэзия Хайцзы, сформированная в условиях исторических и культурных событий 1980-х гг. XX в.

Предмет исследования составляют особенности идейно-философских парадигм, возникших в ходе политики реформ и открытости имевших место в творчестве Хайцзы.

Теоретико-методологическую основу составляют научные труды отечественных китаеведов В.М. Алексеева, Б.Л. Рифтина, И.С. Смирнова, Е.А. Серебрякова, В.Ф. Сорокина, Н.К. Хузиятовой, О.Д. Цыреновой, Е.А. Завидовской, труды китайских ученых Юй Сюгана, Цзинь Тайпиня, Хун Цзычэна, Гао Бо. В ходе исследования были привлечены труды по литературоведению Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, В.Е. Хализева, Ю.Н. Тынянова, работы западных и отечественных теоретиков по философии постмодернизма Ж.-Ф. Лиотара, Ф. Джэймсона, И. Хассана, И.С. Скоропановой, И.П. Ильина.

В исследовании использовались сравнительно-сопоставительный, системно-исторический, биографический принципы и методы, также применялся метод литературного анализа, художественного перевода, обобщения, синтеза, статистическая обработка исходных материалов и результатов.

Материалом для исследования является творческое наследие Хайцзы, сочинения, критические статьи исследователей современной китайской литературы, в частности, исследователей творчества Хайцзы.

Новизна работы обусловлена тем, что в ней рассматриваются такие аспекты китайской литературы 1980-х гг., которые ранее не получили необходимого освещения в российской синологии, а именно изучение постмодернистских парадигм в контексте китайской поэзии, анализ категорий любви и смерти в поэзии Хайцзы, для достижения заявленной цели и поставленных задач в научный оборот введен значительный объем нового, не переведенного и не опубликованного на русском языке материала (лирические тексты и научная литература).

Практическое значение работы заключается в возможности использования ее материалов для изучения истории китайской литературы 1980-х годов, а также для разработки циклов лекций по китайской литературе ХХ века.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем:

1) выявленные в работе понятия, характерные черты, выводы могут послужить для дальнейшего изучения поэзии «нового поколения»;

2) анализ творчества Хайцзы, проведенный в данной работе, послужит вкладом в изучение современной китайской литературы;

3) работа представляет интерес не только с точки зрения китаеведения, но и для ряда других гуманитарных дисциплин, таких как философия, литературоведение.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на международных научно-практических конференциях, в том числе «Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность» (Улан-Удэ, 2008, 2009, 2010 гг.), «Язык и культура стран Центральной и Юго-восточной Азии» (Иркутск, 2009), «Молодежь и наука – третье тысячелетие» (Красноярск, 2009), «Традиции и инновации в лингвистике и лингвистическом образовании» (Томск, 2009), «Проблемы литератур Дальнего Востока» (Санкт-Петербург, 2010), «Филология XXI» (Караганда, 2010), а также на ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и преподавателей Бурятского государственного университета.

Публикации. Основные положения диссертации представлены в 15 публикациях общим объемом 6.7 п.л. В журналах, рекомендованных ВАК РФ, опубликованы 3 статьи общим объемом 1.8 п.л.

Положения, выносимые на защиту:

Трагические события «культурной революции» привели к возникновению духовного кризиса китайского общества. Начатая с конца 1970-х гг. политика реформ и открытости повлекла за собой знакомство с западной философией и возможность возникновения поэзии «нового поколения», ставшей качественно новым явлением в истории китайской литературы.

Для поэзии «нового поколения», сформировавшейся во многом в результате политики реформ и открытости, характерны тенденции постмодернизма, рассматриваемого в качестве основной культурной парадигмы китайской литературы 1980-х гг. и открывшего новые художественные грани для творческой деятельности китайской литературной общественности.

Постмодернистские тенденции проявились, прежде всего, в таких принципах как «антигероизм», поток сознания, фрагментарность, стирании граней между общедоступным и высоким, присутствии неопределенности, неясности. Для художественного языка характерна «поэтика улицы», разговорный стиль, фривольность и расхлябанность.

В поэзии «нового поколения» важное место занимает поэт Хайцзы (1964-1989), чье творчество обладает характерными чертами не только постмодернизма, но и романтизма и экзистенциализма. Хайцзы в своем творчестве воплощает тенденции традиционной китайской поэтической мысли и западной философии, что, в свою очередь, определяет его своеобразие и оригинальность.

В творчестве Хайцзы ведущими являются темы родины, любви, смерти, с помощью которых раскрывается внутренний мир поэта и идейное содержание его поэзии в целом. В ранний период его творчества (1983 - 1986) произведения, проникнутые теплым чувством любви, радости и беспечности, встречаются чаще, а для позднего периода (1987-1989) характерна тенденция, тяготеющая к разочарованию, трагизму, печали и грусти.

Одним из главных аспектов в творчестве Хайцзы является парадигма «Земля - родина - деревня». Будучи источником поэтического вдохновения, данный концепт рассматривается в творчестве Хайцзы двояко: с одной стороны, поэт воспевает красоту и величие родной земли, а с другой, пишет о горестях и трудностях жизни крестьянского народа.

Особенность творчества Хайцзы заключается в своеобразном понимании темы смерти, возвещающей поиск истины, перерождение, начало новой жизни и формы существования.

В произведениях Хайцзы широко представлена система художественных образов, где особое место занимают образы солнца и пшеницы, знаменующие основные этико-философские принципы поэта, ставшие своего рода ведущими понятиями в интерпретации его творчества.

Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, трех глав, 7 параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 167 страниц, список литературы включает 164 наименования.

Похожие диссертации на Художественное своеобразие поэзии Хайцзы (1964-1989) и его роль в китайской литературе