Введение к работе
Актуальность темы. Магомед Солтанмурадович Атабаев - автор тридцати двух книг, Народный поэт Республики Дагестан
В литературу он вошел в 60-ые годы минувшего века Обучаясь в Литературном институте им. М Горького в Москве, М Атабаев почувствовал свободу «хрущевской оттепели», участвовал в выступлениях «литературных десантников» Е Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р Рождественского, С Куняева и др у памятника В Маяковскому, на стадионе в Лужниках (Москва), дебатах в зале Политехнического музея
Творческая атмосфера столицы, учеба в этом вузе сыграли решающую роль в ускоренном личностном и профессиональном становлении М. Атабаева
В качестве дипломной работы на выпускном экзамене он прочитал поэму «Похищенная смерть», оцененную на «отлично»
Высокопринципиальный критик К Султанов на основе двух поэм («Мое знамя», «Похищенная смерть») назвал М Атабаева «лидером поколения», затем и «выдающимся поэтом»
Сборники его стихов и поэм «Ищу — не разыщу», «В пути», «Дни идут», «Клятва», «Журавли», «Дни добрых надежд», «Радость неба и земли» и др обогатили родную ему кумыкскую литературу обостренным интересом к нравственным проблемам, тревогой за будущее Кумыкской степи, родного языка, обычаев и адатов, унаследованных дедами и отцами.
Новый этап в творческой динамике М Атабаева ознаменован историко-философскими поэмами «Тоба» («Покаяние»), «Бару» («Ограда»), циклом стихов о «новых кумыках».
Многогранная, емкая по тематике, острая по социально-нравственной направленности поэзия М Атабаева является высокохудожественным материалом для осмысления таких масштабных научных проблем, как новаторство кумыкского поэта в контексте многоязычной дагестанской литературы второй половины XX столетия, выявления черт национального своеобразия творчества М Атабаева в их идейно-содержательном и образно-изобразительном проявлениях
Степень разработанности темы. Творчество столь самобытного поэта, каким является М Атабаев, исчерпывающе не изучено Обозначены подступы к теме диссертацией Г. Ш. Чамсединовой «Проблема народности в поэзии М. Атабаева» [1999], монографией К И Абукова «Любовь благодарная [Поэзия Магомеда Атабаева. наблюдения, размышления -Махачкала, 2001], газетно-журнальными статьями
Объект исследования - циклы стихов («Новые кумыки», «Стихи о Тереке», « Стихи о реке Яхсайсув») и поэм («Похищенная смерть», «Пер-
вый снег», «Настенные часы», «Покаяние», «Ограда») разных лет в аспекте постижения национальной нравственности и психологии
Предметом исследования избраны проблема новаторства творчества М Атабаева на фоне кумыкской и многоязычной дагестанской поэзии на протяжении последних десятилетий XX века, выявление сути и компонентов национальной идентичности поэзии М Атабаева в ракурсе общедагестанских новаторских процессов
Цель диссертации - выявить черты новаторства и национального своеобразия в поэзии М Атабаева а) в стихах, б) в поэмах,
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
анализ особенностей индивидуального новаторского почерка М Атабаева,
выявление национального своеобразия как особенности мирови-дения и мировосприятия поэта,
определение национального своеобразия как открытого контакта с всеобщим, общечеловеческим при непременном условии сохранения эт-ногенетических корней
Методы исследования. При исследовании проблемы новаторства и национального своеобразия поэзии М. Атабаева использованы методы типологии и сравнительно-сопоставительного анализа
Теоретико-методологической основой работы послужили труды классиков русской критической мысли В Белинского, Н. Добролюбова, Н Чернышевского, исследования Г Гамзатова, Г Ломидзе, Ч Гусейнова и творческие наблюдения таких выдающихся представителей национальных литератур, как Эфф Капиев, Р Гамзатов, К Кулиев, Д Кугультинов, А Кешокова и др В работе учтены также теоретические положения и научные обобщения в академических изданиях Н Конрада, М Храпченко, И Брагинского, Г Поспелова, М Арнаудова, Г Гачева и др
В процессе осмысления диссертационной темы помогли «История советской многонациональной литературы в 6 томах» [М Наука, 1970-1974 гг], «История дагестанской советской литературы в 2-х томах» [Махачкала, 1967], монографии К Султанова, Ч Юсуповой, С Алиева, Каз Султанова, 3 Гаджиевой, К Абукова, 3. Акавова, А Вагидова, А-Х Аджиева, А-К Абдуллатипова, К Шаззо, А Теппеева, 3 Толгурова, Ю. Тхагазитова, материалы Первого Всесоюзного съезда писателей СССР [1934], публикации на страницах «Литературной газеты», «Литературной России», «Дагестанской правды», журнала «Тангчолпан» и др
Научная новизна исследования состоит в том, что в научный оборот включен оригинальный и ранее неисследованный художественный материал, который расширяет представление об общеэстетических богатствах не только кумыкской поэзии, но и всей многоязычной дагестанской литературы
В настоящей работе впервые предпринята попытка отойти от ставшего традицией биографо-библиографического пути характеристики творчества оригинального поэта. Такой аспект позволяет определить реальные масштабы новаторства поэзии М Атабаева на орбите таких актуальных сегодня теоретических проблем, как национальное своеобразие, традиции и преемственность, новаторство и т д
Теоретическая значимость диссертации связана с возможностью методологического применения ее научных результатов для дальнейших исследований творчества поэтов многоязычного Дагестана с позиций выявления их эстетического вклада в национальные литературы Дагестана, северокавказского региона, определения степени новаторства и самобытности творчества современных мастеров художественного слова.
Практическая ценность исследования определяется возможностью использовать его материалы и выводы на лекциях, спецкурсах и спецсеминарах в вузах, педколледжах по современной дагестанской литературе, в разработке проблем поэт и время, роль взаимосвязей и взаимодействия в развитии современных национальных литератур и т д
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Творческий вклад М Атабаева в контекст дагестанской литературы второй половины XX столетия. Эта проблема рассматривается на поэтическом фоне творчества классиков кумыкской литературы Йырчи Казака, М-А Османова, А Магомедова, А-В. Сулейманова и др., современников - Р. Гамзатова, А Гази, А. Даганова, Кадрии, Б Магомедова, А Джачаева и др
Трагические нотки в поэзии М Атабаева, связанные с судьбой Кумыкской степи и кумыкского народа Емкая поэтическая мысль заключена в метафоре- ранее в Кумыкской степи резвились табуны коней, проводились конные скачки, а ныне уставшему путнику негде присесть. Массовое переселение горцев на равнинные земли создало атмосферу межнациональной напряженности Новые аулы и поселки, возникшие в 60-70-ые годы минувшего столетия, нанесли невосполнимый ущерб пастбищам, лесам, земельным угодьям В целом в Кумыкской степи стало тесно, неуютно
М Атабаев — певец бескорыстной романтической (возвышенной) любви. Любовь, которую воспевает поэт, критик К Абуков назвал «благодарной», лирический герой желает возлюбленной счастья с другим, и чтобы она и ему, сопернику, была нужна также, как в свое время была желанной ему, - автору
Журавли как сквозной образ в поэтике М. Атабаева. Журавль, как известно, из тех символов, который упрочился в мировой литературе В японской интерпретации (Кавабата Ясунари «Тысячекрылый журавль») журавль - женщина с трагической судьбой, у А Магомедова («Птицы Со-
ветов») «журавлиная стая стройным клином преодолевает встречные ветры, открывая птенцам новые просторы» (журавли - птицы первой пятилетки), у А-В Сулейманова («Журавли») журавли облетают планету с вестями из «красной Родины» - СССР Пролетая над Парижем, Лондоном, поэт дает наказ «красным журавлям» «Гордо оповещайте о доблестных свершениях своей «красной страны»
Метафорический смысл гамзатовских журавлей общеизвестен это олицетворение душ погибших солдат, «с кровавых не пришедшие полей», «не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей» У М Атабаева клекот ночных журавлей — плач по потерянной любви
М Атабаев - новатор кумыкской поэзии Своеобразие лирики М Атабаева не в том, что он ищет необычные, неординарные темы, а проявляет оригинальность в разработке общеизвестных мотивов в своеобычной, личностной трактовке Поэт нередко пишет про это, что и все, но по-другому. Он выбрал сложный путь - писать, как и,остальные, о сокровенном, но не вторя никому, что очень ярко выражено в его стихах и поэмах о любви (поэма «Гулизар»)
Прием аллегории в поэзии М. Атабаева (отображение судьбы личности в политических, социальных перипетиях истории) Эта особенность творчества М Атабаева нашла талантливое воплощение в поэмах «Покаяние» и «Ограда» (рухнувший памятник «отцу народов», зоопарк - как символ неволи)
М Атабаев - мастер бессюжетных поэм В поэмах «Первый снег» и «Настенные часы» четко проступает не только лиризм, но и философское восприятие Времени и земного бытия личности
Национальный менталитет и «новые кумыки» в стихах последних лет обретения, потери. Поэта тревожат наметившиеся за последние годы негативные тенденции, которые исподволь могут привести к разложению, растлению нации (имеется в виду поведение, образ жизни так называемых «новых кумыков»), в частности, в стихотворениях «Новые кумыки», «Столбняк», «Беженка», «Греховная ночь», «Напевы толстосума», в которых остро звучит проблема обмельчания генофонда кумыков.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, ее результаты составили основу докладов и сообщений автора на научных конференциях аспирантов и молодых ученых Даггоспедуниверситета Основные ее положения изложены в четырех публикациях Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы