Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэзия Петра Тобурокова :Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики Бурцева Наталия Васильевна

Поэзия Петра Тобурокова :Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики
<
Поэзия Петра Тобурокова :Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики Поэзия Петра Тобурокова :Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики Поэзия Петра Тобурокова :Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики Поэзия Петра Тобурокова :Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики Поэзия Петра Тобурокова :Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики Поэзия Петра Тобурокова :Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики Поэзия Петра Тобурокова :Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики Поэзия Петра Тобурокова :Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики Поэзия Петра Тобурокова :Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бурцева Наталия Васильевна. Поэзия Петра Тобурокова :Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 : Якутск, 2005 193 c. РГБ ОД, 61:05-10/936

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Истоки поэзии П.Тобурокова 13

1.1. Жизненный путь поэта 13

1.2. Фольклорные истоки творчества 25

1.3. Роль литературных традиций 36

ГЛАВА 2. Тематическое и жанровое своеобразие 47

2.1. Гражданская лирика 47

2.2. Любовная лирика 61

2.3. Пейзажная лирика 77

2.4. Философская лирика 87

2.5. Поэзия для детей 95

ГЛАВА 3. Особенности поэтики 109

3.1. Метро-ритмическая характеристика 110

3.2. Поэтическая фонетика 121

3.3. Поэтический язык. Особенности тропов 144

Заключение 162

Список использованной литературы 168

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе развития якутского литературоведения наблюдается заметный рост исследований жизни и творческого пути отдельного писателя, углубленно изучающих поэтику в целях определения творческой индивидуальности. В условиях радикальных изменений в общественно-политической сфере страны, изменились и критерии оценки творчества писателя как художника слова. Потому актуальными являются новые разработки вопросов литературного развития, переосмысление роли творческой личности в литературном процессе.

Многонациональная литература России имеет полиэтнический характер. Каждая национально своеобразная литература вносит свой эстетический вклад в сокровищницу мировой культуры. Полиэтничность — неиссякаемый источник духовного общечеловеческого богатства. Национальные писатели осмысливают проблемы национального масштаба, которые по своей гуманистической значимости перерастают в категорию «общечеловеческих ценностей». Тем ценней для нас произведения писателей, отразивших в своем творчестве национальное мировидение того или иного народа.

В национальной литературоведческой науке монографическое изучение творчества писателей началось в 1960-е годы. Постановление бюро Якутского обкома КПСС «Об исправлении ошибок в освещении некоторых вопросов истории якутской литературы» от 16 февраля 1962 года дало объективную оценку наследию классиков якутской литературы и положило начало новому подходу к изучению их творчества. И это сыграло, позитивную роль в оздоровлении и оживлении всей литературной жизни Якутии, способствовало развитию литературоведческих исследований. Особенностям формирования мировоззрения классиков А.Е.Кулаковского, А.И.Софронова посвятили свои исследования крупные ученые-историки Г.П.Башарин [II 3], Е.Е.Алексеев [II 9]. В эти же годы появились монографические работы отдельных исследователей о жизни и творчестве виднейших писателей Якутии

С.Яковлева-Эрилика Эристина, С.Данилова, В.Новикова-Кюннюка Урастырова, С.Кулачикова-Элляя, Н.Мординова-Амма Аччыгыйа, Д.Сивцева-Суоруна Омоллона.

В 1970-80-е годы основное внимание литературоведов было уделено
общему обзорному исследованию, анализу основных тенденций развития
литературного процесса. Выпущены отдельные монографические исследования
по изучению литературных связей (К.Ф.Пасютин, Н.П.Канаев, П.И.Егоров,
М.Г.Михайлова, Н.С.Сивцева), по системно-типологическому исследованию
фольклорных традиций в литературе (И.В.Пухов, В.Т.Петров, В.А.Семенов), по
экспериментально-фонетическому изучению системы якутского

стихосложения (Г.М.Васильев, Н.Н.Тобуроков). Началось углубленное исследование проблем литературных жанров (Боескоров Г.К., Прокопьев Ю.Н., Билюкина А.А., Е.В.Федоров). Монографические исследования о жизни и творчестве А.Федорова (1973) и Н.Заболоцкого (1975) написал Е.В.Федоров. Жанровое своеобразие, проблематику, художественные особенности произведений Н.Е.Мординова-Амма Аччыгыйа (1973), Т.Е.Сметанина (1976), Н.Г.Золотарева-Якутского (1978) были изучены литературоведами Г.К.Боескоровым, Н.З.Копыриным, Д.Е.Васильевой.

В 90-е годы, вследствие кардинальных изменений в общественно-политической сфере страны, возникла необходимость объективной оценки литературы советского периода. И потому в последнее время в якутском литературоведении особое внимание уделяется комплексному исследованию жанрово-стилевых процессов, вопросов текстологии и языка. Так, эволюции жанровой системы якутской поэзии, проблемам развития прозы в литературах народов Якутии, истокам и этапам развития драматургии посвятили свои работы П.В.Сивцева, В.Б.Окорокова, А.А.Билюкина.

С середины 90-х гг., опираясь на высокий научный уровень анализа основных тенденций развития современной якутской литературы, возобновились обобщающие литературоведческие исследования жизни и творческого пути отдельного писателя, углубленно изучающие поэтику в целях

определения их творческой индивидуальности (Д.Е.Васильева, И.Г.Спиридонов, Л.Н.Романова, В.Г.Семенова, Т.П.Самсонова, Е.А. Архипова, Л.Р.Кулаковская). В современных условиях деполитизации и деидеологизации всех сторон общественной жизни меняется и ракурс восприятия литературы. С позиций новых эстетических требований изменились и критерии оценки творчества писателя как художника слова. Потому актуальными являются новые разработки вопросов литературного наследия, переосмысление роли творческой индивидуальности в литературном процессе. Монографическое изучение творчества писателя позволяет провести более целостный, скрупулезный анализ жизненного и творческого пути, «секретов» мастерства в культурно-историческом контексте своего времени.

Данная диссертационная работа посвящена комплексному исследованию жизненного и творческого пути Народного поэта Республики Саха-Якутия, ветерана Великой Отечественной войны Петра Николаевича Тобурокова (1917-2001). Петр Тобуроков является классиком якутской детской литературы, автором популярных лирических песен, непревзойденным мастером сатиры и юмора, талантливым прозаиком и драматургом. Якутский народ всегда принимал поэта как выразителя души народа, воплотившего в своем творчестве идеи национального самосознания, потому и безоговорочно принимал, искренне любил его поэзию. В творчестве Тобурокова ярко проявляются и объективно находят правдивое отражение характер, образ жизни, ментальные особенности якутов. Поэт по праву считается летописцем жизни народа саха второй половины XX столетия. В связи с этим исследование жизни и творчества П.Тобурокова, как художественного отражения данного периода, является одним из путей к пониманию специфики развития национальной литературы в культурно-историческом контексте времени.

Творчество Петра Тобурокова многогранно и отличается широким жанровым диапазоном: это сотни популярных песен и стихов, поэмы, сказки, баллады, сатира, лирическая проза, оригинальные пьесы, философские эссе.

Истоки такой творческой многоплановости, несомненно, в яркой индивидуальности писателя.

Петр Тобуроков - учитель по профессии - вошел в литературу как талантливый детский писатель. Вот уже несколько поколений якутских детей, начиная с его веселых остроумных считалок, скороговорок, мудрых сказок, открывают для себя окружающий мир, знакомятся с родной литературой. Опытный педагог хорошо знает психологию, интересы и запросы детей, и его стихи складываются из непосредственного и жизнерадостного, поэтического взгляда на мир. Большинство детских произведений стали хрестоматийными, а их автор по праву считается классиком якутской детской литературы.

Тобуроков, в первую очередь, - поэт-лирик, «тонкий по чувству, глубокий по содержанию и богатый по тематике» [II 79]. Из его творчества протянулась одна из плодотворных идейно-художественных линий якутской поэзии - линия народности, художественного совершенства, ясности и простоты. Стержень самобытности произведений народного поэта заключается в понимании души и раскрытии характера своего народа, в национальном мировидении.

Суть лирики Петра Тобурокова, покоряющей читателя нравственной чистотой, музыкальностью, составляют извечные духовные ценности: Любовь, Природа и Красота. Все художественное наследие писателя по существу звучит как гимн Жизни. Недаром около трехсот произведений автора стали поистине народными песнями. Его любовная и пейзажная лирика являются классикой якутской литературы.

Особой популярностью у народа пользуются сатирические и юмористические произведения. Особенность юмора Тобурокова заключается в богатстве средств комического: в умелом выборе персонажей, в контрастном изображении, в гиперболических преувеличениях, в неожиданных поворотах в сюжете, в экспрессивности красок, в народности лексики. Другим характерным признаком тобуроковского смеха является добрая, светлая тональность его юмора.

Петр Тобуроков - автор 35 поэтических сборников. Его многогранная поэзия, не только свидетельство природного дара таланта, но и результат ежедневного, скрупулезного труда писателя. Все это является благодатным материалом для исследования и имеет актуальное значение для якутского литературоведения.

Степень изученности темы. Жизнь и творчество Петра Тобурокова вызывают у исследователей постоянный интерес. Личность поэта в динамике жизненного пути широко освещена во многих био-библиографических статьях и книге воспоминаний о писателе (2004). Краткий обзор его творчества представлен в публикациях, посвященных юбилейным датам поэта. В якутском литературоведении написано немало исследований, посвященных творчеству Петра Тобурокова. Из них самой первой является статья А.С. Бойтунова «О сходстве формы поэзии П.Тобурокова с народным творчеством» (1958). Автором работы убедительно доказывается, что «произведения молодого поэта и по содержанию, и по форме тесно связаны с устным народным творчеством, благодаря чему лирика Петра Тобурокова отличается яркой образностью, выразительностью и заслуженно пользуется признательностью читателей» [II 16,82-88].

Национальное своеобразие, самобытность поэзии Тобурокова рассмотрены и всесторонне осмыслены в работах Д.Е.Васильевой [II 20, 120-131]. Статьи, посвященные отдельным аспектам пейзажной, любовной и гражданской лирики поэта, написаны Е.В.Федоровым, В.Г.Семеновой, М.П.Борисовой [II 112, 20-35; II 12, 37-45; II 67, 289-294]. Изобразительные средства, используемые поэтом, затрагиваются в исследованиях литературоведа Н.З.Копырина об особенностях поэтической образности якутской поэзии [II 47]. В работе М.Н.Дьячковской о звуковой организации якутского стиха проанализировано употребление аллитерации и рифмы в лирике П.Тобурокова в 60-70-е гг. [II 34].

Идейно-тематическому исследованию творчества поэта посвящена монография Г.К.Боескорова «Творчество П.Н.Тобурокова» (1981). В книге

подробно освещены жанровые особенности детской поэзии, сатиры, стихов, эпических произведений поэта. Наиболее сильными сторонами творчества Тобурокова автор считает «острое и глубокое чувство языка, умение высокохудожественно использовать его неисчерпаемые возможности» [II 15, 93]. Источник значительного успеха поэзии Тобурокова исследователь также видит в постоянном обращении к фольклору, питающему его «вдохновение, дерзание, смелость и уверенность», в творческой обработке фольклорных сюжетов и мотивов. Боескоров причисляет к заслугам поэта создание оригинальных по форме и по содержанию произведений, обогативших якутскую поэзию новыми темами, сюжетами, идейными мотивами, художественными образами, жанровыми формами; обогащение поэзии образно-изобразительными средствами языка; отточенное мастерство в лепке характеров героев и индивидуализации речи персонажей; показ образцов плодотворного творческого использования сказочных мотивов якутского фольклора [И 15,93-94].

Монография П.В.Максимовой «Хопоон хонуулардаах, ырыа ыллыктардаах...» («Творчество Петра Тобурокова») (2000) представляет собой первое целостное исследование поэзии, драматургии, прозы писателя. В книге содержится глубокий анализ художественных и эстетических достоинств поэзии, особенностей образной системы и богатого лексического пласта поэтических произведений Тобурокова [II 56]. В ее монографическом исследовании «Жанровая типология якутской поэзии» (2002) раскрывается своеобразие сатиры поэта. Исследователем особо отмечена самобытность национального видения и мышления поэта, восходящая своими корнями к устному народному творчеству [II 57].

Между тем, за пределами изучения творчества поэта остались такие аспекты поэтики, как метро-ритмическая характеристика, фонетика, лексика и другие. Отсюда вытекает необходимость целостного исследования поэзии Петра Тобурокова, включающего в себя особенности его поэтики.

Объектом исследования является биография и малые формы поэзии П.Н.Тобурокова. Предмет исследования составляют поэтические произведения, напечатанные в сборниках «Улэ, эйэ дойдутугар» («В стране мира и труда», 1953), «Стихотворения, поэмы» (1967), «Избранные произведения» (1977), «Эрэдэпиннэр» («Витки», 1987). Для решения поставленной цели проанализированы поэтические произведения малой и средней формы разных лет (1953-1987), что позволило проследить динамику развития поэтического мастерства П.Тобурокова. Таким образом, всего проанализированы 220 оригинальных произведений и избранные произведения любовной и пейзажной лирики творческого наставника В.М.Новикова-Кюннюка Урастырова, также современников поэта народных писателей С.П.Данилова, И.М.Гоголева, Л.А.Попова, что составляет соответственно 7330 и 5370 поэтических строк. Также предметом изучения стали публицистические произведения поэта последних лет, опубликованные в периодической печати. Использованы материалы личного и семейного архива — документы и письма поэта, видеоматериалы.

Основной целью диссертации является целостное исследование поэзии Петра Тобурокова в историко-культурном контексте развития страны и выявление особенностей поэтики писателя, как метро-ритмическая характеристика, поэтическая фонетика и лексика.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

- проследить жизненный и творческий пути поэта;

- рассмотреть истоки зарождения поэзии Петра Тобурокова, установить
степень влияния на становление творчества устно-поэтических и литературных
традиций;

- изучить тематическое и жанровое свеобразие поэзии;

- определить особенности поэтики в контексте творчества современников
поэта;

- определить значение поэзии П.Тобурокова в духовной культуре народа саха.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили труды отечественных литературоведов: А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского, Г.Н.Поспелова, Л.И.Тимофеева, Б.В.Томашевского, В.Е.Хализева, М.Н.Эпштейна и др.; труды якутских литературоведов: Н.Н.Тобурокова, Н.З.Копырина, Г.М.Васильева, В.Т.Петрова, Д.Е. Васильевой, Г.Н.Боескорова, П.В.Максимовой, М.Н.Дьячковской, Л.Н. Романовой и др.; диссертационные исследования, посвященные проблемам современной якутской поэзии и изучению роли творческой индивидуальности: М.П.Поповой, Т.П.Самсоновой, В.Г.Семеновой, Е.А.Архиповой.

Методы исследования — сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный и статистический методы исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые сделана попытка исследования жизни и поэтического творчества Петра Тобурокова в аспекте изучения некоторых особенностей его поэтики. В изучении биографии народного писателя привлечены ранее неиспользованные материалы: личные письма и документы, семейный видеоархив, воспоминания, в которых запечатлена разносторонняя личность поэта. В работе выявляется степень влияния фольклорных и литературных традиций на становление его поэтического стиля. В работе установлены основные закономерности его творческого пути, приведена примерная классификация произведений по тематическому и жанровому разнообразию. Впервые проанализирован ритмический репертуар поэзии Петра Тобурокова и определена его зависимость от жанровых особенностей произведений.

Практическая значимость. Материалы и выводы исследования могут быть использованы при изучении на спецкурсах и лекциях по якутской литературе в вузах и колледжах, а также в средних общеобразовательных школах.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Самобытность поэзии П.Н.Тобурокова представляет собой органический сплав лучших художественных достижений устного творчества народа и литературных традиций.

  2. Тематический и жанровый круг поэзии имеет широкий диапазон. Произведения гражданской, любовной, пейзажной и детской лирики Тобурокова являются вершинными достижениями современной якутской поэзии. Новаторскими являются создание поэтом детского эпоса и романтических баллад на фольклорном материале.

  1. Ритмическая и звуковая организация стиха П.Тобурокова исключительно гармонична и зависит от жанровой направленности и содержательной стороны произведения.

  2. П.Тобуроков является классиком современной якутской литературы, а его произведения - национальным достоянием народа саха.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры якутской литературы Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова. Материалы исследования были изложены в докладах, сообщениях диссертанта на республиканских научно-практических конференциях «Духовность — веление времени» (2002), «Глобализация и судьба культуры» (2003), в региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования в Дальневосточном регионе» (Хабаровск, 2004) и использованы в практической работе автора учителем якутского языка и литературы. Основные положения и выводы работы отражены в публикациях соискателя.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении дается обоснование выбора темы исследования, актуальности и степени разработанности данной проблемы в якутском литературоведении. Также сформулированы цели, задачи и методы исследования.

В первой главе «Истоки поэзии Петра Тобурокова» рассматривается жизненный путь писателя, прослеживается эволюция его мировоззрения. Затем исследуется фольклор как основной источник поэтического творчества П.Тобурокова. Выявляется степень влияния на его творчество поэзии Кюннюка Урастырова. Также рассматривается влияние русской литературы.

Во второй главе «Тематическое и жанровое своеобразие» в пяти разделах анализируется тематико-проблемный круг и жанровый диапазон поэзии Тобурокова.

В третьей главе «Особенности поэтики» поэзия Петра Тобурокова рассматривается в стиховедческом плане. Для выявления особенностей его поэтического стиля исследуются метро-ритмический, звуковой, лексический уровни стиха.

В заключении содержатся итоги исследования.

Жизненный путь поэта

На сегодняшний день жизненный путь народного поэта П.Н.Тобурокова является малоизученной частью тобурокововедения. В монографических работах об его творчестве биография дана кратко и в основных моментах [II 15; 53]. На основе изучения личных документов, воспоминаний современников и видеоархива писателя, в биографии поэта нами выделено следующее:

Детские и юношеские годы. Начало творческого пути. Детство - ядро будущей человеческой личности. Именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи, именно тогда возникает ощущение своей причастности к окружающим людям, к окружающей природе, к определенной культуре [II 2, 27]. Еще в раннем возрасте воспитывается любовь к жизни, к красоте, развиваются эстетические вкусы, навыки, взгляды человека.

Дата рождения Петра Николаевича Тобурокова точно не установлена. Но сам писатель по рассказам отца приблизительно определил, что он родился 25 октября 1917 года в местности блекон Оросутского наслега Верхневилюйского района в семье крестьянина. По отцовской линии Петр Тобуроков родом из местности Тонуо Куону Мархинского (Нюрбинского) улуса, который в 1 POO-IP 10 годах получил статус наслега [И 81, 102]. По предположениям Г.В.Попова, родословная поэта начинается с Ньырбакан. А родословная отца ее детей (Мунньан Дархан) берет начало от прародителя народа саха Элляя Боотура.

О происхождении своей фамилии поэт рассказывает: «У деда была черная родинка на правой щеке. В молодости он работал в приисках Бодойбо. Там русские друзья прозвали его «наш друг с тавром», а потом - просто «Тавро» [II 56, 109]. И после возвращения домой его все стали звать Тобуруо Буетур (Петр Тавро). Со временем их настоящая фамилия позабылась. Дед писателя Тобуруо Петр был удачливым охотником. По старинным обычаям, якуты вешали черепа добытых лосей на лиственницу. И в одном из летников Тобуруо таких черепов насчитали 84 [И 17]. Старик был середняком, держал 60-70 голов скота [II 84].

Его сын, отец писателя Николай Петрович, был человек спокойный, рассудительный и скромный. В основном занимался охотничьим промыслом. Когда наступала осень, он на всю зиму уезжал на охоту или нанимался подрядчиком на перевозку грузов. Его вспоминают как умелого, даровитого мастера. Снаряжения для охоты и перевозки грузов изготавливал сам. Славились среди охотников сделанные им самострелы. Они были настолько крепко налажены, что стрелы пробивали сохатого насквозь, втыкаясь в ребра животного с другой стороны. Петр Николаевич помнит эпизод из раннего детства, когда весь их двор был заброшен гусями с красными лапками, добытыми отцом. Когда чуть подрос, отец стал его брать с собой в тайгу. День за днем открывал потомственный охотник сыну окружающий мир, учил познавать тайны и секреты природы. Николай Петрович пользовался в наслеге уважением и почетом. Ум, трудолюбие, честность, спокойный характер отца имели огромное влияние на сына. От отца и деда будущий поэт перенял здравый ум, умение жить в ладу с родной природой, добывать себе пищу охотой. Мать поэта Евдокия Ксенофонтовна Иванова-Тобурокова родом из Оросунского наслега Верхневилюйского района. Ведение хозяйства, воспитание детей в основном возлагались на ее хрупкие плечи. По воспоминаниям родных и близких писателя, генетические способности к творчеству Петр Николаевич унаследовал по материнской линии. Брат матери Василий Ксенофонтович Иванов-Кустуктуров был наделен поэтическим даром. Он работал редактором районной газеты, писал стихотворения на злобу дня. Хотя его творческое наследие еще полностью не изучено, фактом остается то, что он принял участие и выступил на Первом съезде писателей Якутии, как талантливый, многообещающий поэт. Его сын Василий Гольдеров - известный в республике поэт и прозаик, дочь которого Саргылана Васильевна Гольдерова-Саргы Куо - талантливая поэтесса. Внук Василия Кустуктурова по дочери Софрон Осипов - русскоязычный поэт, редактор журнала «Полярная звезда». Другие дети Кустуктурова тоже проявили талант к творческой работе: дочь Валентина была журналисткой, сын Василий - тоже журналист, кинодокументалист, другой сын Юрий - известный в республике спортивный организатор. Как видно, по материнской линии в Тобурокове был генетически заложен творческий дар.

Петр в семье был старшим из детей, потому рано познал трудности жизни, с детских лет нес ответственность за братьев и сестер, был правой рукой родителей. Эпидемия черной оспы унесла жизнь одной из сестер Петра. Для него это было первым в жизни потрясением, давшим горькое осознание временности человеческого бытия на земле. В архиве писателя есть неопубликованное стихотворение, посвященное ее памяти. Родителей поэта не минула и тяжкая болезнь того времени - туберкулез. И они, стараясь уберечь детей от коварной болезни, отдали двоих на воспитание другим семьям. Так, Анна выросла в семье Оконосовых, а Тимофей стал по фамилии Павловым. Но они знали с ранних лет своих родителей, навещали их. Например, Тимофея отец часто брал с собой на охоту, и впоследствии он стал кадровым охотником в колхозе. Поэт увековечил его образ в поэме «Бурдаллай». А пятеро оставшихся детей, каждый в свое время, переболели легкой формой туберкулеза. Новая советская действительность, хорошее питание, медицина спасли их от тяжелой участи матери, умершей от этой болезни в сорок четыре года.

С детства Петра Тобурокова удивляла народная мудрость: «Великий певец и великий охотник не живут в богатстве». Мальчик считал певца-олонхосута всемогущим: мужественным, свободным, умным человеком, способным противостоять любому богачу. А великий охотник может добывать по желанию и лису, и соболя, и медведя, и лося. Но почему-то все его знакомые охотники и певцы жили в бедности. Несмотря на эту необычную правду жизни, мальчик мечтал стать певцом и охотником [И 16, 5].

Детство Петра Тобурокова прошло в чарующем мире родной природы и устного народного творчества. Он с малых лет любил слушать песни, сказки и предания, восхищался вселенскими похождениями героев олонхо [II 16, 6]. Поэт вспоминал, как маленьким мальчиком старался подражать сестре Марфе и ее соседке Марии, которые за шитьем часто пели, воспевали соседей и знакомых [II 16, 5]. Отец его Николай Петрович тоже был умелым рассказчиком. Именно такие самородки привили у него любовь к родному языку, доставили эстетическое наслаждение от словесного искусства, пробудили в нем творческое начало. Роль устного творчества, народной культуры значительна в формировании личности будущего мастера художественного слова.

В 1922 году, когда Петру было 5 лет, семья переехала из Тонуо Куону в село Оросу. Мать сначала огорчалась, покидая богатую всякой зверью, дичью местность. Но отец думал о будущем своих детей, захотел, чтобы они учились в школе, стали образованными людьми [И 56, 117].

Фольклорные истоки творчества

Якутская литература зарождалась на изобильной почве народного творчества. «Отец художественного слова» А.Е.Кулаковский-Ексекулээх Елексей и А.И.Софронов-Алампа, творчеству которых преклонялся П.Тобуроков, создавали свои произведения «на основе поэтики народных песен и героического эпоса - олонхо» [II 69, 45]. Г.И.Ломидзе писал, что в фольклоре «концентрировались и история, и мораль, и эстетика народной жизни, фольклор был летописью нации, выражением ее мысли, ее энергии, ее духовного здоровья» [II 52, 17]. Основоположник якутской советской литературы Платон Алексеевич Ойунский и поэты старшего поколения Эллэй, Кундэ, Архип Абагинский, Кюннюк Урастыров и другие использовали фольклор как отправную точку, многое позаимствовав из него.

Петр Тобуроков относится к третьему поколению поэтов, чей творческий путь начинается с середины 30-х - начала 40-х годов. Поэты довоенного периода продолжают поэтические традиции, насыщая свои произведения духом современности.

Устное народное творчество явилось главным источником обогащения поэтического слова народного поэта. Сознательное обращение писателя к фольклорной эстетике принято называть фольклоризмом [II 47, 149]. Фольклоризм, по мнению известного литературоведа П.Выходцева, означает использование литературой различных художественных средств и приемов изображения действительности, свойственных народному творчеству [II 23, 105]. Впервые о фольклорных истоках поэзии Петра Тобурокова написал Бойтунов А.С. в статье «О сходстве формы поэзии П.Тобурокова с народным творчеством» (1958). Автор статьи убедительно доказывает, что произведения молодого поэта и по содержанию, и по форме, тесно связаны с народным творчеством. И отличаются яркой образностью, выразительностью. Он подчеркивает удивительную музыкальность звуковой организации его стиха [II 16,82-88].

Исследователь Г.К.Боескоров отметил удачную творческую обработку поэтом фольклорных сюжетов и мотивов. Например, поэму-сказку «Чэрэлэ» он относит к лучшим образцам творческой обработки сюжетов народных сказок [II 15, 18-23]. Литературовед П.В.Максимова на основе изучения творчества поэта приходит к выводу, что поэтический стиль поэта представляет индивидуальное творческое освоение фольклорного начала, живым носителем которого является сам автор [II 54].

Ряд стихотворений П.Тобуроков написал, опираясь на жанровые и стилистические особенности фольклора. Многие произведения созданы на основе использования ритмических и стилистических особенностей лирической народной песни («Тапталлаадым, ханна5ын?» («Где ты, любимый?»), «Кемустуйэ додорбор» («Любимой»), «Кырдал кыыЬа» («Девушка долины»). Петр Тобуроков по праву считается поэтом-песенником. Его поэзию отличает удивительная песенность, широко подхваченная многими композиторами, мелодистами. В лирических стихотворениях песенной ориентации поэт воспевает картины родной природы. Особенно часто встречается летний пейзаж («Манган мастар» («Белые деревья»), «Куегэпэр лабаалар» («Нежные ветки»), «Сурэхтэр кэпсэтэр кэмнэрэ» («Время, когда разговаривают сердца») и т.д.). При этом автор раскрывает душевное состояние, внутренний мир лирического героя через внешний мир предметов и явлений природы. Одним из распространенных приемов в творчестве Петра Тобурокова является одухотворение природы, часто используемое в устном творчестве. Объекты природы очеловечены и играют главную роль в развитии сюжета произведения. Поэт возвышает гармонические отношения человека с природным миром. Тематика произведений также перекликается с тематической основой народных песен: любовь к окружающему миру, нежные чувства лирического героя, воспевание человека труда и т.д. Обращение к природе, лиричность и в то же время реальная зримость очертаний природы, совокупность изобразительных средств, выбор темы, соответствующая лексика - все указывают на фольклорные истоки поэзии Петра Тобурокова.

С народной лирикой П.Тобуроков ознакомился рано. В селе Оросу, куда переехали его родители, было много певцов, запевал осу охая. Будущий поэт внимательно слушал и пытался подражать сестре и ее подругам, которые увлекались пением, воспеванием знакомых. В 20-30-е годы в якутских селах песня-воспевание была повсеместно распространенным и популярным жанром. Как пишут музыковеды, любовная лирика якутов выражается большей частью в песнях-обращениях к возлюбленному, где сначала обычно создается портрет воспеваемого человека, затем идет характеристика душевных качеств, выражаются переживания влюбленных.

Бесспорно влияние народной песни на поэзию Петра Тобурокова. Постоянное обращение к сюжетам и народно-песенной поэтике фольклора формировало эстетический вкус поэта, расширило тематический и жанровый диапазон, оказало влияние на образную систему, на поэтическую фонетику и лексику, на композиционную и метро-ритмическую структуру тобуроковских произведений. Как видно из примера, имеется много общего в образной системе произведений. Чувства любящих девушек, от имени которых ведется монолог, обрисованы одинаково. Лирической героиней народной песни перечисляются лучшие качества возлюбленного - красивая внешность, добрый нрав, чистая совесть. Произведение состоит из пяти повторяющихся односмысловых куплетов (строф). В последнем шестом куплете песни содержится идея произведения: для любви нет преград. Социальное положение, богатство, высокая должность человека в любви не имеют важной роли. Смысл песни перекликается с народной поговоркой «Таптаатым да тайахтаахха, себулээтим да сугэпэрдээххэ тахсыам» (Если полюблю, выйду замуж и за нищего).

Знакомство с ранних лет с песенными традициями народа, органическое восприятие их особенностей выработали у будущего поэта определенный эстетический вкус и явились одним из решающих факторов, давших толчок развитию его таланта именно в лирическом направлении. Песня «Чэ-чэ!» ярко показывает ориентацию писателя на национальные богатства якутской поэтической культуры. Петр Тобуроков, основываясь на образной антитезе народного стиха, вносит свои лирические мотивы. Его героиня воспевает своего возлюбленного Семенчика. В отличие от народной песни, герой не обладает внешними достоинствами. Наоборот, внешность не играет никакой роли: Семенчик некрасив, смугл, низок ростом, большелобый, губастый, с узкими глазами и со сплющенными ушами. К тому же, не поет и не танцует. В произведении поэта народное понятие о красоте человека дополняется другим достоинством, имеющим большое значение в жизни современного человека -Семенчик - настоящий труженик. Тем самым, Тобуроков возвеличивает высокие качества человека труда, его активную жизнедеятельность. Это утверждение также перекликается с другой поговоркой, рожденной реалиями новой жизни: «Улэ кипини киэргэтэр» (Труд украшает человека). Идейное содержание стихотворения становится шире: если в народной песне предпочтение отдается внешности, нраву человека, чем его богатству, то в стихотворении, пронизанном пафосом .современной жизни, на первый план выдвигается трудолюбие, созидающая сила человека. Произведению свойственно и другое отличие поэзии Тобурокова — сочетание нежной лирики с добрым юмором и тонкой шуткой. Как видно из примера, лирика Тобурокова близка к народной поэзии, и народное лирическое начало является одним из важных составляющих индивидуального стиля поэта.

Гражданская лирика

Тематическое своеобразие творчества того или иного писателя определяется, как правило, его социальной принадлежностью, профессией, обстановкой, бытовыми условиями, в которых он приобрел свой неповторимый жизненный опыт [II 113, 45].

Этапами личной и творческой судьбы народного поэта Петра Тобурокова являются вехи истории нашей страны, биография родного народа. Тобуроков -не только тонкий художник-лирик, но и настоящий гражданин: патриот и летописец советской Родины, выразивший душу родного народа в историческую эпоху, в которую он жил и творил.

Развитие гражданской лирики П.Тобурокова по хронологическому порядку мы разделили на 3 периода:

Первый период (1935-1950-е гг.). Первым напечатанным произведением П.Тобурокова является стихотворение «Песня колхозницы Варвары» (1934). Можно сказать, что это стихотворение сразу определило кредо гражданской лирики поэта: воспевание человека труда. В песне колхозницы представлены преимущество колхозной жизни, радость коллективного труда в контрасте с недавним прошлым якутского народа. Произведение отличается также тонким лиризмом: душевное состояние лирического героя раскрывается на фоне летнего пейзажа. Созданию живой картины способствует эпитетика природных явлений: «кунду мичил куекунэн кулумурдуур алаас», «сымнал сылаас итиинэн сыралыйар куйаас». Новая явь родины показана и картинами урбанистического пейзажа. Дважды повторяющиеся слова «дьол», «улэ» в последних ударных строфах выражают основную идею стихотворения «труд есть счастье».

На фольклорные истоки произведения указывают, помимо обращения к образу природы, классический семисложный ритм, аллитерация, анафорический стих. Ритмическую картину дополняют перекрестные рифмы. На этом примере можно убедиться, что Петр Тобуроков вошел в якутскую литературу как зрелая личность, сложившийся поэт. Об этом свидетельствуют и другие ранние произведения как «Мин уйэм» («Мой век»), «Ырыа туЬунан ырыа» («Песня о песне»), «Этимэ ый уепэ устарын» («Не говори, что плывет луна») и другие.

Поэт-фронтовик, участник Сталинградской битвы Петр Николаевич Тобуроков свое участие в Великой Отечественной войне считал одним из

знаменательных периодов своей жизни, оказавших большое влияние на все его творчество. Произведения писателя отличаются тем, что в ней война изображена глазами участника и показаны суровые будни фронта, мужество и отвага советских людей. Но между тем, в лирике П.Тобурокова военных лет нет риторической публицистики, драматического пафоса в изображении войны, чувства испепеляющей ненависти, непримиримой ярости к врагам. Исследователь З.К.Башарина отметила, что в его поэзии показан спокойный, уравновешенный характер солдата-воина («Кууруутэ суох, намыын, холку, юмордаах, кизіг кедустээх саллаат характера арыллар») [II 11].

О фронтовой жизни, подвиге советского народа рассказывают стихи «Додорбунуун» («С другом»), «Галя», «Москва салюттара» («Салют в Москве»), «Саха хайыпардьыттарын ырыата» («Песня якутских лыжников»), написанные в 1942-43-м годах. Военная лирика фронтовых лет П.Тобурокова не отражает батальные картины и боевые действия, ей ближе изображение простых человеческих чувств рядовых солдат. В военном госпитале Саратова Петр Тобуроков написал цикл сатирических стихотворений «Бех дьааііьіга» («Мусорный ящик»), «Дордооннорго хоЬооннор» («Стихи на звуки») и стих «Таабырыннар» («Загадки»). В них поэт высмеивает идеологов фашизма, создав карикатурные образы Гитлера, Гиммлера, Геббельса, Клейста и других. Оригинальность раскрытия образов врагов усилено живостью портретов и образностью языка произведений.

Один из ведущих мотивов лирики — торжество жизни над смертью. Поэт в стихотворении «Суурбэлээх огдообо ийэккэм» («Двадцатилетняя вдова») создал незабываемый образ верной жены и любящей матери. Лирический герой со слезами на глазах жалеет свою старушку-мать, из-за войны ставшую вдовой в 20 лет и всю жизнь, ожидавшую любимого мужа. Она радуется внуку, которого считает копией деда. Автор показывает философию продолжения рода, смену поколений и беззаветную любовь жены, матери, бабушки -хранительницы домашнего очага. В произведениях поэта мы обнаруживаем глубокое художественное постижение им всенародного характера Великой войны.

Петр Тобуроков в своей военной лирике не только показал истоки победы, но и создал монументальный поэтический памятник мужеству советского человека. Произведения «Таас буолан тиллибиттэр» («Ожившие в камне»), «Умуллубат уоттар» («Вечный огонь»), «Бэдэпээ киэпэ елбут» («Он умер вчера») напоминают, что наступивший мир — это результат огромных жертв и подвиг народа. Тема войны в лирике Петра Тобурокова раскрывается через душу поэта-фронтовика, потому его произведения близки сердцу читателя. Другой особенностью его военной тематики является то, что его лирический герой не обладает четко выраженной национальной принадлежностью, хотя в произведениях полностью переданы в реальности географическая и этнографическая обстановка, быт народа. Если в поэзии Тимофея Сметанина ярко показан образ воина-якута, раскрыт его национальный характер, то у Тобурокова лирическим героем является советский человек - обобщенный образ воина-победителя, патриота и интернационалиста.

50-е годы в жизни советского народа стали годами всеобщего подъема духа. Поднимались из руин города и села, восстановительные работы приняли широкий размах. Писатели в своих произведениях воспевали самозабвенный труд человека, с честью прошедшего школу мужества в войне. Этот период отличается в литературоведении повышенным интересом к поэзии. В творчестве поэтов усилилось лирическое начало. Обыкновенный, простой человек стал главным героем времени. Лирический герой поэзии тех лет предельно прямодушен, откровенен. В.В.Гусев писал: «Многие удивлялись, откуда у наших молодых, да и не молодых поэтов 50-х г.г. «вдруг» взялись такая энергия, запас мыслей и средств, но удивляться, по сути, было нечему. Несомненно, подобное настроение было порождено самим временем, желанием как можно быстрее отразить стремительное обновление жизни» [II 30, 133].

В 1953-м году вышла книга писателя «В стране мира и труда», в самом названии которого раскрыты основные мотивы послевоенного творчества поэта. Тема созидательного труда стала «сквозной» темой поэзии Петра Тобурокова, определившей его поэтическое кредо. Поэт всю жизнь стремился показать пафос трудового подвига народа. Символичен тот факт, что поэзия Тобурокова начиналась с воспевания труда молодой колхозницы. Герои его стихотворений - простые колхозники: коневоды («Коневоду»), косари («На сенокосе», «Куулэй кунэ»), доярки («Доярка Ирина»), охотники («Аннушка»), трактористы («Пуночка Мария»). Возвышая обыкновенного труженика, поэт тем самым раскрывает героическое в будничном. По Тобурокову, только труд развивает в человеке его лучшие качества, открывает перед ним богатое поле деятельности, создает условия для проявления его таланта и способностей. В произведениях автор воспевает жизнь колхозов, где радостно и счастливо живется каждому. Из-под пера поэта выходят порой идиллические картины колхозной жизни («Учугэиин эбитин!» - «Хорошо!»).

Метро-ритмическая характеристика

В основе любого ритма лежит повторяемость. Природа повтора является необходимым условием нашей жизни (цикличность суток, времен года и т.д.). Именно увидев некогда увиденное, мы познаем новое и, сравнивая, находим изменения. Вот что пишет о повторяемости академик П.К.Анохин: «...повторяемость и ритмичность событий внешнего мира оказались тем компонентом времени, который способствовал развитию жизни» [II 5, 55-60]. Следовательно, ритм жизни определяется повторяемостью. Ритм стиха также подчиняется этой закономерности.

Однородные или соизмеримые элементы, т.е. ритм, является главной особенностью стихотворной речи. Известно, что ритм любого стиха образуется при помощи ритмических единиц. «Говоря о стихотворном ритме, о ритме речи, - писал Л.И.Тимофеев,- мы, прежде всего, должны определить, из каких единиц он состоит, чередование каких единиц определяет возникновение стихотворного ритма [II 92, 57].

Ритм - звуковое явление, как и интонация, рифмовка, оформление строфы, звукопись и другие элементы стиха. Именно через звук, точнее говоря, через особое звучание стиха, выявляются его содержательные особенности. Ритмическое построение усиливает смысловую выразительность, экспрессивность поэтического языка. По словам исследователя тюркского стихосложения З.А.Ахметова, ритм означает соразмерность, периодичность в течении стихотворной речи. Он считает: «Ритм представляет собой основное средство стихосложения, одно из важных выразительных средств поэтического искусства» [И 8, 10].

Звуковая организация стиха в любом развитом стихосложении должным образом соотносится с ритмикой. Так, например, характеристика рифмы мужская, женская, дактилическая — в русском стихе ведется с точки зрения сильного, ударного слога. В арабо-персидском стихосложении - арузе — описание букв, слагающих рифму, строится вокруг буквы "рави", входящей в сильный, долгий слог. В тюркском стихосложении ритмика стиха зависит от слогового состава слов, входящих в ту или иную строку. В стиховедении наименьшей единицей поэтической речи считается стихотворная строка [II 92, 65, 69], ритмический рисунок которой в поэзии тюркоязычных народов зависит от сочетания слоговых групп. Одной из особенностей тюркской поэзии является преобладание семисложных, восьмисложных, одиннадцатисложных размеров стиха. Якутский стиховед Н.Н.Тобуроков отметил, что «ритм в якутской поэзии, как и во всякой другой, несет две основные функции: метрическую и художественно-выразительную» [И 97, 64]. Им были выделены множество видов слоговых групп в якутской поэзии.

Более подробно остановимся на художественно-выразительных возможностях ритмики поэзии Петра Тобурокова. Так как «у поэтов чувство ритма развито больше, чем у кого-либо, и они, варьируя сочетания разносложных слов, могут создавать всевозможные ритмические структуры» [II 97, 64].

В шуточном стихотворении «Ьай!», впоследствии ставшем народной песней, односложник состоит из междометий «пай!», «ноо!», «пэ!», «пуу!», которые являются оригинальным художественным приемом автора для передачи юмористического смеха.

В поэзии Петра Тобурокова отмечается два варианта 2-сложника: 1-1 (44,5%) и 2 (55,5%). 2-сложник в детской поэзии П.Тобурокова используется 17 раз, 10 из которых можно найти в цикле «Будем расти здоровыми!». Вариант данной слоговой структуры 1-1 можно увидеть в сочетании звукоподражательных слов: Лип-лап, / Лип-лап, / Чэк-чэк, / Тэк-тэк. Использование этих звукоподражательных слов создает темп и ритм национальных прыжков в длину и является неповторимой художественной находкой автора.

Стихотворение состоит из 16 слов, из которых 7 прилагательных имеют усилительные частицы, создающие в образном мышлении малышей премаленькую, пребыстренькую, претоненькую птичку и образуют своеобразную ритмику стиха. Каждая строфа состоит из такой ритмики: 1-2/2-1 / 1-2/3, гармонирующей с идейно-смысловой нагрузкой слов. И в результате получилось стихотворение, которое нравится и запоминается малышам.

Петр Николаевич предпочитает следующие структуры 3-сложника: 3 (45,9%), 1-2(31,5%). 4-сложие, как видно из таблицы, наиболее часто используется в детской поэзии Петра Тобурокова. В стихотворении «Сана саапыт» («Молодой охотник») ритмика 2-2 точно передает волнение, спешку мальчика, который впервые прицеливается в утку. Установлены 7 вариантов 4-сложника, из которых поэт предпочитает такие структуры: 2-2 (58,1%), 4 (18,4%).

Из пейзажной лирики поэта следует обратить внимание на стих популярной песни «Запах хвои», который полностью написан 5-сложником. Здесь равносложная структура гармонично сочетается с рифмой и аллитерацией, образуя при этом мелодику стиха, в которой слышится торжественная симфония пробуждающейся природы.

Излюбленные автором 5-слоговые структуры: 3-2 (212 раза - 50,5%), 2-3 (106 раз-25,2%). Строка в 6 слогов используется во всем поэтическом репертуаре Петра Тобурокова, но более часто в любовной, пейзажной лирике и сатире. Стихотворения «Имя любимой», «Ыыт миигин» («Отпусти меня»), «Сурэхпин уердууй» («Радуй сердце мое»), «Капитон, Капитон!», «Девушка долины», «Нет, любовь моя», благодаря ритмике 6-сложника, стали популярными песнями. Например, в песне «Девушка долины» 6-сложник как бы передает легкость походки девушки, которая ассоциируется с ее молодостью, красотой и стремлением в будущее.

Похожие диссертации на Поэзия Петра Тобурокова :Истоки. Тематическое и жанровое своеобразие. Особенности поэтики