Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Лирика Фазу Алиевой. : Жанровое своеобразие и особенности поэтики Сулейманова Марьям Саидовна

Лирика Фазу Алиевой. : Жанровое своеобразие и особенности поэтики
<
Лирика Фазу Алиевой. : Жанровое своеобразие и особенности поэтики Лирика Фазу Алиевой. : Жанровое своеобразие и особенности поэтики Лирика Фазу Алиевой. : Жанровое своеобразие и особенности поэтики Лирика Фазу Алиевой. : Жанровое своеобразие и особенности поэтики Лирика Фазу Алиевой. : Жанровое своеобразие и особенности поэтики
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сулейманова Марьям Саидовна. Лирика Фазу Алиевой. : Жанровое своеобразие и особенности поэтики : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Махачкала, 2000.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-10/12-6

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Эпоха «адіально-далитической ломки, характеризующая ныне все географине сков постсоветское пространство, в том числе и Российскую Федерацию, оказала и продолжает оказывать такое же мировоззренпеско-метододогическое воздействие на художественный мєітод, какое, может быть, наблюдалось и на литературно-творческой ситуации начала двадцатого столетия.

Охватившая страну в последнее десятилетие социально-политическая нестабильность, равно как и последовавшие за ней и продолжающие поныне лихорадить общество социальные неурядицы и полыхающие вблизи нашей, республики кровавые конфликты - эти и многие другие краеугольные, судьбоносные проблемы бытия естественным образом определяют идейно-эмоциональную тональность и поэтические, художественные средства, изобразительно-выразительный арсенал, искусства, литературы и, в частности, преломляются в творчестве Расула Гамзатова, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадуллнноґі, Андрея Вознесенского и др. Творчество Фазу Алиевой являет собой, по всеобщему признанию, характерное^ проявление, демонстрацию этой отмеченной художественно-творческой, историко-культурной перспективы. Таким образом, сегодня назрела объективная необходимость нового осмысления и нового прочтения литературы народов Дагестана, и Северного Кавказа не только в диалектике развития литературного процесса, но и в проявлении компонентов этой целостности идейно-художественной системы на уровне ценностных ориентации и художественного мышления конкретной авторской ішдивидуальности. Поэтому проблема, поставленная во главу угла настоящего исследования «Лирика Фазу Алиевой. ЛСаировое своеобразие! и особенности поэтики», приобретает

особую актуальность как в собственно научном, литературоведческом аспекте, так и в практическом плане. Именно это доуединство демонстрирует поэзия Фшу Алиевой, в которой высокие гражданские понятия передаются как факты личной эмоциональной, духовной жизни и, точно также, глубоко лирическими средствами изображается тема государства и личности, ответственность гражданина перед Отечеством.

Поэзия Ф. Алиевой охватывает огромное жизненное содержание и имеет великую гражданскую ценность. Гражданственность музы является сущностью таланта Фазу Алиевой. Отражая лицо своего времени, она воссоздает не только общие черты современности, но и «ж ой духовный мир во всех его связях: и с настоящим, и с прошедшим, и с будущим. Тем самым поэтесса запечатлевает своеобразие своей творческой личности., занимающей особое, единственно ей принадлежащее место в общем процессе развития поэзии Дагестана и России в стремлении создать образ своего времени и тем активно содействовать установлению морально-нравственных ценностей. Она утверждает в своей поэзии те духовно-нравственные ориентиры, без которых нет пути в завтрашний день.

В дагестанском литературоведении изучению творчества Фазу Алиевой посвящен целый рад исследований различного характера Это многочисленные статьи, предисловия к поэтическим сборникам, кри-тико-бнографические очерки, разделы монографий, главы научных трудов и т.д. Однако многогранное творчество поэтессы остается по-прежнему неизученным в монографическом плане. Этим обусловливается обращение автора диссертационной работы к творчеству Ф. Алиевой, к анализу специфики еа творчества.

Научную новизну диссертации автор видит в обосновании указанных выше тенденций в их системном анализе. Данная работа является первой попыткой: монографического исследования лирики одной из вы-

дающихся поэтесс современности Фазу Алиевой. При этом показана как общность эстетических воззрений поэтессы с другими мастерами поэтического слова, так и ее новаторский подход к лирическому произведению, связанный с местным культурным и творческим, менталитетом. В настоящем исследовании впервые анализируются предпосылки и поэтические особенности возникновения индивидуального миро-видения в лирическом творчестве Ф. Алиевой и в разрезе исторического и структурного подхода к поэтике лирического сборника «Знак огня» проведен обобщающий аналіз состояния современной лирической поэзии в контексте эпохи.

Автор настоящего исследования, опираясь на достижения отечественного литературоведения, предпринял попытку проследить процесс формирования и развития жанра лирического цикла на примере творчества Ф. Алиевой.

Методологической її теорстичеисой основой исследования являются

общетеоретические работы ло литературоведению, эстетике и культуре, выводы и заключения известных, ученых-литературоведов, исследования, конкретно посвященные творчеству Ф. Алиевой, труды ученых, изучающих литературное творчество и природу поэтики лирического произведения с исторической, сравнительной, родовой, жанровой и эстетической позиций, таких, как А. Н. Веселоюский., В.В. Виноградов, Н. А. Гуляев, Л. Я. Палкіш, Г. Н. Поспелова, Т. И. Сильная, В. Д. Сквозняков, Л. И. Тимофеев, И. В. Фоменко, М. Б. Храпченко, Б. М. Эйхенбаум, С. И. Хайбуллаев, К. И. Абуков, С-М X. Акбиев, М-3. Аминов, С. X. Ахмедов, 3. Н. Акавов, А. М. Вагидов Г. Г. Гамзатов, 3.3. Гаджиев, Г. Г. Гашаров, К. Д. Султанов, К. К. Султанов, Ч.С. Юсупова, Н. Кали ев а, М-Р. У. Усахов и др., сыгравших существенную роль в формировании точки зрения автора и непосредственно связанных с научной тематикой диссертационного труда.

-б -

При анализе лирики Фазу Алиевой за методологическую основу мы берем гри разновидности лирического образа:

образ - переживание;

образ человека, которому принадлежит переживание;

образы предметного мира, шзывающие переживания.

В составе лирического произведения образы, обозначенные нами выше, существуют не обособленно друг от друга,, а предстают, по определению М. А. Палкина, «как органическая целостность словесно-образного высказывания».1

Исходя из выдвигаемых в работе положений., автор диссертационного исследования пытается доказать, что на основе реализации жанра лирический цикл. Фазу Алиева приходит к собственной интерпретации поэтики лирического жанра. Более того, на основе этой интерпретации поэтесса создает свою эстетическую концепцию искусства, ориентированную на осмысление творческого процесса через особенности национального менталитета. По мнению исследователя, именно этими положениями обусловлены особенности поэтики книги «Знак огня».

Методы исследования. В диссертации использованы методы, предполагающие изучение литературы в ее социально-исторической детерминированности: qjaBmrj^bHo-iicTopitHecKHji, культерно-нсторический, а также аналитический метод, ориентированный на изучение внутренней организации художественного произведения. Ракурс методов данного исследования продиктован исследовательской задачей проследить не только теоретические аспекты возникновения того или иного произведения, написанного в избранном жанре и стиле, но в результате сопоставления с русской и восточной поэзией выявить тишгчность и особенности поэтических моделей произведений Ф. ЛЛЩ'ЕОЙ. Цели и гадачн исследования состоят в концентрации диссертантом внимания на лирическом цикле стихов, как одном; из с;шостоятельных жанров лирики, который позволяет наиболее полно раскрыть обра;: ав-

1 Панкин М. А. Лирика как искусство стихотворного скова, - Минск, Шб.-С. 17.

тора, лирический образ, те сложные историко-культурные и общественные процессы, отражающие в поэзии наиболее полное представление о жизни и обобщающие лирическое творчество поэтессы. Диссертант акцентирует внимание на исследовании основных мотивов лирических циклов Фазу Алиевой, раскрывающих особенности ее мировоззрения, мировосприятия и мироощущения. Это позволяет подчеркнуть своеобразие и творческую индивидуальность поэтессы. Также рассматривается роль поэтических традиций народа и фольклорных жанров (притча, тост, баллада) в развитии и становлении поэтического «я» Фазу Алиевой каж национального аварского поэта, так и поэта российского. На основе анализа лирических циклов делается попытка доказать наличие в творчестве Ф. Алиевой собственной эстетической концепции и поэтической интерпретации давно устоявшихся .лирических и лиро-эпических жанров.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение ряда задач:

- исследовать социально-общественные, философские и эстетические
предпосылки стиля Ф. Алиевой в контексте современной дагестанской
и российской поэзии;

- проследить особенности поэтического стиля книга Ф. Алиевой
«Знак огня»;

- показать роль факторов, определяющих индивидуальные и типоло
гические особенности лирических произведений Ф. Алиевой.

Таким образом, цель настоящей работы состоит в выявлении своеобразия лирики Фазу Алиевой, основных мотивов ее поэзии как необходимого условия всестороннего рассмотрения самобытности творчества художника слова, глубокого проникновения в ее мировоззрение, п рассмотрении истоков поэтического мира и определении места и роли поэзии Ф. Алиевой в истории современной дагестанской: ли-

тературы, доказать правомерность существования .лирического цикла как жанра.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные научные выводы, обобщения и конкретные данные исследования могут быть учтены при создании фундаментальных трудов по истории литературы народов Дагестана и Северного Кавказа.

Основные выводы и положения работы могут быть также использованы для внедрения в вузовский учебный процесс в форме спецкурса или раздела к лекционной теория курса истории мирового литературного процесса.

Апробации работы. Основные положения диссертации изложены в статьях и тезисах, опубликованных в сборниках статей кафедры литературы Даггоспедуниверсигета, аспирантском сборнике ДГПУ, в тезисах научных докладов на ввутривузовских научных конференциях, на ежегодных заседаниях научно-методической сессии ДГПУ. По материалам диссертации опубликовано четыре работы. Диссертационная работа обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагопгчесжого университета.

Структура и объем диссертации определены объектом исследования, состоянием разработки темы, целями и задачами диссертационной работы. Исследование включает 162 страницы машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (157 наименований,).

Похожие диссертации на Лирика Фазу Алиевой. : Жанровое своеобразие и особенности поэтики