Введение к работе
Актуальность темы и степень ее изученности. Во второй половине XX века в персидской литературе Ирана, особенно в художественной прозе, происходят значительные изменения, обогатившие ее как с точки зрения содержания, так и жанрового разнообразия Рядом с такими писателями, как Садек Хедаят, Саидмухаммадали Джамалзаде, Бозорг Алави, в литературу вошли такие, как Садек Чубак, Ибрагим Гулистон, Джалал Але-Ахмад, Махмуд Бехазин, Гуламхусайн Сэиди и другие, которые внесли достойный вклад в совершенствование персидской художественной прозы и развитие стилей и литературных жанров
Изучение основных направлений персидской художественной прозы, их особенностей ставит перед исследователями персидской литературы целый ряд важных вопросов Среди них вопросы стилей художественной прозы, в особенности анализа художественных стилей произведений известных персидских писателей и их роли в процессе совершенствования персидской художественной прозы, являются наиболее важными В этой связи, изучение и исследование писательского мастерства и манеры художественного стиля одного из видных писателей Ирана Джалала Але-Ахмада (1923-1969) в освещении процесса развития реалистической персидской прозы первой половины XX века имеет существенное значение Поскольку он принадлежит к числу писателей Ирана третьего поколения XX века, которое развивалось под значительным влиянием литературной школы Садека Хедаята, попытался создать свой новый стиль в персидской художественной прозе, и благодаря этому занял значительное место в персидской реалистической прозе
С начала 60-х годов XX века до нынешнего времени произведения и идеи Джалала Але-Ахмада имеют определенное воздействие на литературно-культурную жизнь и общественную мысль Ирана Это стало причиной возникновения различных мнений и идей относительно его творчества
О Джалале Але-Ахмаде и его творчестве как в Иране, так и за его
пределами, особенно после победы Исламской Революции,
публиковались и издавались многочисленные статьи и исследования,
воспоминания друзей, письма и даже словарь политических образов
его произведений Однако по сей день не существует
монографического исследования, которое содержало бы в себе глубокое и всестороннее изучение творчества Джалала Але-Ахмада, его писательского мастерства в создании художественных образов, в сочетании с идейным содержанием его художественных произведений
Безусловно, такие исследователи, как Ризо Барохани [1], Абдуали Дастгайб [2], Хасан Обидини [3], Мухаммадали Исломи Нудушан [4], Джамал Мирсадеки [5], Кляшторина В.Б [6], Дорри Джахонгир [7], при анализе персидской художественной прозы XX века фрагментарно приводили интересные и ценные высказывания в отношении стиля и языка, создания образов и писательского мастерства Джалала Але-Ахмада, которые использованы нами в процессе исследования В отношении некоторых вопросов художественного стиля и поэтики Джалала Але-Ахмада, насколько нам известно, существуют отдельные статьи ученых Микаиля Хелманда [8] и О Ходжамурадова [9]
Поэтому монографическое изучение поэтики художественных произведений Джалала Але-Ахмада является одной из первостепенных задач литературоведческой науки Ирана и мировой иранистики
Цели и задачи исследования: основной целью работы является исследование творческого развития и художественных исканий Джалала Але-Ахмада, определение особенностей поэтики произведений писателя в процессе развития и совершенствования персидской художественной прозы XX века
Данная цель требует комплексного исследования поэтики произведений писателя, выходящего за рамки кандидатской диссертации В связи с этим, в данной работе внимание обращено лишь на вопросы стиля художественных произведений, в частности, на новеллы первого периода творчества и повести второго периода творческой деятельности Джалала Але-Ахмада, с учетом связи общественной деятельности писателя с его творчеством
Заданная цель привела к необходимости решения следующих задач выявить на основе новелл и повестей, а также исследовательских материалов особенности писательского мастерства и своеобразия художественного стиля Джалала Але-Ахмада, определить его роль в развитии и совершенствовании персидской художественной прозы второй половины XX века Ирана
Объектом исследования являются четыре сборника новелл Джалала Але-Ахмада, таких как «Диду боздид» («Визит»), «Сетор» («Сетар»), «Аз ранче, ки мебарем» («Трудности, которые мы переживаем»), «Зани зиедй» («Лишняя женщина») и повести «Мудири Мадраса» («Директор школы»), «Саргузашти кандухо»(«Приключения пчел»), «Нунвалкалам» («Что написано пером»), «Нафрини замин» («Проклятая земля»), а также сборник писем
Методологические и теоретические основы исследования. В отношении теоретической и методолгической базы исследования автор работы опирался на эстетические и теоретические воззрения известных русских ученых, таких как М М Бахтин, Д С Лихачев, В М Жирмунский, Б.А Успенский, А.Н Соколов, Е М Мелитинский, а
также на труды иранских и таджикских исследователей М Бахора, А Зарринкуба, Р Барохани, Ш Кадкани, А Дастгайба, М Шакури А Афсахзода, Р Мусулмониена, О Ходжамурадова и других В процессе работы использованы также достижения таджикских литературоведов в области истории таджикской и персидской литературы и стилистики
Научная новизна диссертации. Данная диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным одному из важнейших вопросов поэтики Джалала Але-Ахмада - художественному стилю и творческому мастерству В диссертации впервые в иранистике новеллы и повести Джалала Але-Ахмада подверглись комплексному литературоведческому рассмотрению, то есть композиционному и идейно-художественному анализу, с целью выявления особенностей стиля его повествования Таким образом, сквозь призму композиции жанра выявляется процесс совершенствования писательского мастерства и особенности творчества Джалала Але-Ахмада
Научно-практическое значение исследования. Материалы и выводы диссертации можно использовать при изучении и исследовании персидской художественной прозы, описании истории развития художественной персидской прозы XX века, а также в процессе изучения курса современной персидской литературы Ирана на факультетах востоковедения
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр теории и современной таджикско-персидской литературы филологического факультета и иранской филологии факультета востоковедения Таджикского государственного национального университета (протокол № 10 от 21 04 07 года)
Основные положения диссертации изложены в четырех статьях и ряде выступлений автора на научных конференциях Таджикского государственного национального университета и Технологического университета Таджикистана (2004-2006 гг )
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии