Введение к работе
В настоящей работе речь идет о прозе Ежи Анджеевского конца 1950-ых - начала 1980-ых годов Это последний период творчества знаменитого польского писателя (Анджеевский уходит из жизни 19-ого апреля 1983 года)
Прозаик, публицист, сценарист, драматург, активный общественный и политический деятель Анджеевский вошел в историю мировой литературы как писатель ищущий, мыслящий, сомневающийся, недоверчивый к банальностям и прописным истинам Его творчество как, наверное, творчество любого большого художника с трудом укладывается в прокрустово ложе традиционных историко-литературных классификаций, преодолевая общепринятые представления о форме, жанре и стиле литературного произведения
Владимир Британишский в своем предисловии к двухтомному собранию сочинений Анджеевского на русском языке пишет «В литературной, в идеологической, в интеллектуальной биографии Анджеевского, во всех его книгах - концы с концами не сходятся Может быть, этим-то он и нужен, писатель, отразивший тревогу и сумятицу, хаос и путаницу, лабиринты и тупики, надежды, сомнения, разочарования, отразивший смятение эпохи»1 (разрядка В Британишского — АС)
Наиболее ярко и выпукло это свойство художественного дара Анджеевского отразилось в его прозе после 1956 года в романах «Мрак покрывает землю» (Ciemnosci kryja.ziemie, 1957), «Врата рая» (Bramy raju, 1960), «Идет, скачет по горам» (Idzie skaczac ро gorach, 1963), «Месиво» (Miazga, 1970, изд 1979), а также в повестях «Апелляция» (Apelaqa, 1968), «Вот и конец тебе» (Teraz па ciebie zagtada, 1976), «Уже почти ничего» (Juz prawie nic, 1979), «Никто» (Nikt, 1983)
Эти тексты являются предметом настоящего исследования
Многие из книг, написанных Анджеевский после 1956 года, ждала непростая судьба Из-за препятствий цензуры, переставшей благоволить к оппозиционно настроенному писателю, одни из них были запрещены к печати либо печатались с калечащими правками и сокращениями, другие сознательно замалчивались или подвергались обструкции Проза Анджеевского 1970-х годов пополнила главным образом так называемую «литературу второго круга обращения», те вошла в число произведений, нелегально публиковавшихся в многочисленных подпольных издательствах и разнообразных «самиздатах»
Лишь в начале 1980-ых, в результате существенных внутриполитических преобразований и последовавшей за ними частичной отмены цензурных запретов, эти произведения Анджеевского, наряду с другими ранее не публиковавшимися
1 Британишский В Смятение эпохи // Анджеевский Є Сочинения в 2-х томах, М , 1990, T 1 С 26
текстами, были официально изданы в Польше в русле так называемой «возвращенной литературы» Полноценное переиздание этих книг (без сокращений и цензурных правок) стало возможно только после окончательного падения социалистического строя в Польше в 1989 году Исторические и политические коллизии, сопровождавшие путь последних романов и повестей Анджеевского к читателю, во многом определили отношение к ним литературной критики и отразились как на количестве, так и на качестве посвященных им критических работ
В течение долгого времени ни польское, ни российское литературоведение не располагало серьезными исследованиями, представляющими собой системный и полный анализ поздней прозы Анджеевского
Только в последние годы временная дистанция, независимость критики от диктата общественного мнения и разработанная с годами теоретическая база позволили польским исследователям с большой долей объективности оценивать художественные достоинства 'и недостатки поздних произведений Анджеевского и определить их подлинное место и значение в формировании литературного процесса страны
Сегодня Анджеевскому посвящен ряд монографий, изданных польскими авторами, и известное число статей как в польской, так и в зарубежной критике
В России позднему периоду творчества Анджеевского до сих пор уделялось относительно мало внимания Романам, созданным польским писателем после 1956 года, в русскоязычной критике посвящено лишь несколько статей, в их числе «Политические аллегории Ежи Анджеевского» С Мусиенко2, «"Врата рая" Ежи Анджеевского как повесть-парабола» А Байздренко3, «Достижения и потери польской прозы "второго круга обращения"» В А Хорева4, «Роман Ежи Анджеевского "Месиво" и польская "возвращенная проза"» Е 3 Цыбенко5
Настоящая работа является первой попыткой системного исследования и критического осмысления прозы Ежи Анджеевского конца 1950-ых - начала 1980-ых годов в российском литературоведении Этим определяется научная новизна настоящей диссертации
Практическая значимость исследования проявляется в том, что его результаты могут быть использованы при разработке и чтении лекционных курсов по истории польской литературы
2 Мусиенко С Политические аллегории Ежи Анджеевского // Политика и поэтика (сб
статей) М , 2000
3 Байздренко А «Врата рая» Ежи Анджеевского как повесть-парабола // Вестник
Московского университета Серия «Филология» 1997 №1
"Хорев В А Достижения и потери польской прозы «второго круга обращения» // Политика и поэтика (сб статей) М , 2000
s Цыбенко Е 3 Роман Ежи Анджеевского «Месиво» и польская «возвращенная литература» // Славяноведение 1995, №5
и славянских литератур, а также в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам современного словесного искусства Польши Материал диссертации и сделанные в ней выводы могут быть полезны исследователям, занимающимся различными вопросами истории и теории литературы Кроме этого конкретные наблюдения и факты, зафиксированные в исследовании, могут быть использованы в издательской практике, в том числе при составлении предисловий и комментариев к переведенным на русский язык произведениям Ежи Анджеевского
Актуальность темы исследования обусловлена высокой степенью новаторства поздней прозы Анджеевского и низкой степенью изученности влияния этой прозы на современную европейскую и мировую литературу Мучительно преодолевая кризисы и конфликты своей эпохи, Анджеевский оказался одним из тех, кто предупредил и во многом предопределил эпоху новую, одним из знаковых явлений которой стал постмодернизм
Настоящая работа ставит целью как можно более полно и последовательно исследовать эволюцию прозы Ежи Анджеевского после 1956 года, а именно
Выявить ключевые тенденции развития польской литературы после 1956 года и исследовать опыт их преломления/преодоления в творчестве Ежи Анджеевского этого периода
Проследить динамику и закономерности развития прозы Ежи Анджеевского после 1956 года, рассмотреть ее на фоне предшествующего творчества писателя (1936-1956 годы)
Раскрыть художественное своеобразие прозы Ежи Анджеевского после 1956 года, проанализировать жанровые и стилевые особенности отдельных произведений, созданных в эти годы
Определить место и значение творчества Ежи Анджеевского после 1956 года в литературном процессе Польши второй половины XX века, обозначить влияние, оказанное поздней прозой Ежи Анджеевского на других авторов этого и последующих периодов
Согласно намеченным целям и задачам, работа состоит из введения, шести глав и заключения