Введение к работе
Творчество классика чешской литературы Витезслава Галека (1835-1874) оставило большой след в духовной жизни своего народа. Галек был организатором литературного и культурного движения 60-70-х годов XIX века, выступал как редактор передовых чешских изданий, способствовал развитию чешского театра. Вдохновленный природой родного Мельницкого края, он создал удивительно проникновенную лирику, в своем прозаическом творчестве с необыкновенной глубиной показал жизнь чешской деревни.
В. Галек стоял у истоков чешского реализма, формированию которого он способствовал как своим писательским трудом, так и критическими выступлениями. Он жил и творил в сложную и неоднозначную эпоху. Чешская литература, как и многие другие славянские литературы, существовала долгие годы в условиях национального порабощения, ее развитие «проходило как бы в спрессованных формах, когда литературные системы сменяли одна другую, не успев вполне сформироваться, накладываясь одна на другую, существуя одновременно и создавая во второй половине ХГХ века сложные литературные явления переходного характера, в которых порою равноправно сосуществовали романтические, сентименталистские и реалистические черты» [Соловьева А.П. Этапы и особенности развития реализма в чешской литературе XIX века// Реализм в литературе стран центральной и юго-восточной Европы. Пути и специфика литературного развития в XIX веке. М., 1983: 66]. В прозаическом творчестве писателя, которое является предметом исследования в данной диссертационной работе, ярко прослеживается эволюция от романтизма к реализму.
Следует отметить, что проза В. Галека мало исследована как в чешском, так и русском литературоведении. Чешские ученые, если рассматривали повести и рассказы писателя, делали это в рамках идейно-тематического своеобразия. Последние работы по творчеству Галека были опубликованы в 60-х годах прошлого века (М. Погорский, 3. Неедлы, Д. Ержабек, И. Славик, А. Халоупка, В. Достал). В книгах по истории чешской литературы писателю отводится довольно скромное место (Pruvodce ро dejinach ceske literatury (1978), Lexikon ceske literatury: osobnosti, dila, instituce (1985), Ceska literatura od pocatku kdnesku (2002), Panorama ceske literatury (2008)). Переиздают в основном его поэзию, прозаическое творчество остается по-прежнему малоизученным. Именно поэтому проанализировать повествовательный стиль В. Галека, возродить интерес к этому классику чешской литературы, который последние 70 лет остается в тени, видится важным как для изучения творчества самого писателя, так и для истории чешской литературы в целом.
Актуальность и практическая ценность исследования заключается в следующем:
- обращение к классику чешской литературы, чье творчество, и в особенности проза,
является малоизученным в литературоведении;
расширение рамок истории и теории литературы, обогащение курса по чешской литературе XIX века и творчеству Галека, а также в целом по истории зарубежной литературы;
разработка темы «автор-герой-рассказчик» в применении к классической литературе XIX века;
разработка особенностей прозаического стиля В. Галека и его эволюции.
В качестве предмета исследования были выбраны ранние произведения В. Галека («Байрама» и «Музыкантова Лидушка») и произведения, относящиеся к зрелому периоду его творчества («На выделе» и «Студент Квох») как этапные в творчестве писателя.
Целью диссертационной работы является рассмотрение прозаического творчества В. Галека и эволюции повествовательного стиля писателя.
Ученые расходятся в определении понятия «стиль», в вопросе о художественных приемах, с помощью которых стиль создается, в том, от чего он зависит и как проявляется. В применении к прозе Галека стиль предполагает единство между накопленным жизненным и художественным опытом и тем индивидуальным, что хочет привнести писатель, анализируя и ставя во главу угла проблемы, кажущиеся ему наиболее важными.
Говоря о стиле чешского писателя, а также принимая во внимание сложность и многогранность проблемы, в исследовании затрагиваются вопросы идейно-тематического своеобразия, сюжетно-композиционных особенностей, вопрос пространства и времени прозы Галека. Подробно рассматривается проблема «образа автора» в прозаических произведениях. Авторская позиция реализуется через сюжет, лирические отступления, персонажей, составляющих литературный уровень композиции. В своем исследовании мы попытались выявить именно эти аспекты.
В диссертации отражены основные концепции о проблеме «авторства» в литературоведении. При выявлении «образа автора» в прозе В. Галека было решено основываться на теориях, менее всего ориентированных на лингвистику текста, поэтому обоснованным видится обращение не к термину «нарратор», который широко используется в западном литературоведении, а к терминам «повествователь» и «рассказчик». В трактовке прозы В. Галека мы основывались на тех методологических концепциях, которые ориентированы на автора, а не на текст.
В работе сочетаются принципы нескольких методов исследования: историко-типологический, биографический и текстуальный анализ в сочетании с элементами сравнительного и культурно-исторического подходов.
Из числа научных текстов, посвященных проблеме авторства в литературоведении, учитывая время создания произведений, жанровую особенность, культурно-общественные предпосылки, теоретической и методологической основой настоящего исследования выступили работы, принадлежащие В.В. Виноградову, Н.А. Кожевниковой, А.П. Соловьевой, М.М. Бахтину, А.В. Чичерину, В.М. Жирмунскому, и концепции, не связанные с лингвистикой текста. Из исследований, посвященных личности и творчеству В. Галека, мы взяли за основу труды М. Погорского, Д. Ержабека, И. Славика, Я. Яначковой. Данные концепции относятся к классической литературе и ее интерпретации, поэтому анализируя наследие классика чешской литературы XIX века, в качестве методологической основы нами были выбраны именно они.
Исходя из того факта, что прозаическое творчество В. Галека изучено недостаточно полно, задачи настоящего исследования могут быть сформулированы следующим образом:
дать характеристику жизни и творчества чешского писателя;
определить место В. Галека в чешской культуре и литературе конца 50-х - середины 70-х гг XIX века;
проследить, каким образом повлияла мировая литература на формирование художественного творчества писателя;
рассмотреть основные существующие в литературоведении концепции «образа автора» и определить возможность их применения к исследованию прозы В. Галека;
осветить стилистические особенности творчества писателя;
проанализировать рассказы и повести, написанные в разные периоды творчества Галека, выявить в них «образ автора»;
проследить эволюцию стиля Галека с точки зрения отношений автор-герой-рассказчик.
Научная новизна диссертационной работы видится в следующем:
В научный оборот вводится анализ ряда аспектов творчества В. Галека. Исследуется ранняя проза, которой, в отличие от прозы зрелого периода, никогда не уделялось должного внимания.
Впервые рассматривается прозаическое творчество В. Галека с точки зрения таких категорий, как «автор-герой-рассказчик», к чему до сих пор в научной литературе о В. Галеке не обращались.
Впервые предпринята попытка показать эволюцию авторского стиля В. Галека.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:
В. Галек занимает одно из центральных мест в культурной и литературной жизни Чехии середины XIX века, и исследование его творчества способствует выявлению особенностей чешского литературного процесса этого периода.
Большое влияние на прозу Галека оказала иностранная литература, особенно русская, но несмотря на сходство некоторых тем и сюжетов, созданные им произведения являются по-настоящему самобытными, характеризующими особенности жизни и мироощущения чешского человека.
Творчество Галека имеет ярко выраженные периоды, в каждом из которых он создает произведения, имеющие важное значение, как для творческой эволюции самого писателя, так и для всей чешской прозы середины XIX века.
4. Произведения раннего и зрелого периодов отличаются по своей стилистике и поэтике,
это прослеживается на идейно-тематическом, художественно-изобразительном,
лексическом, философско-символическом уровнях, - но объединены они общей темой -темой деревни, в раскрытии которой Галек выступает как один из наиболее ярких и значимых чешских авторов.
Отличительной особенностью прозы В. Галека является ярко выраженные лиризм и психологизм.
Центральная проблема исследования - «автор-герой-рассказчик» - помогает показать эволюцию стиля прозаического творчества В. Галека. заключающегося в усложнении сюжетной линии, появлении более разветвленной системы персонажей, изменении пространственно-временной перспективы, лиризме, образности, символичности, ярком проявлении гражданской позиция автора, появлении большого количества лирических отступлений философского характера.
Апробация работы: Основные положения диссертации изложены в опубликованных статьях, а также представлены в виде докладов на международных научных конференциях (2009, 2011) филологического факультета СПбГУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Библиографический список использованной литературы включает в себя 126 наименований (из них 85 на русском языке и 41 на чешском языке).