Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Смыслообразующая функция хронотопа в эволюции художественного творчества Ж.-К. Гюисманса Комарова, Екатерина Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Комарова, Екатерина Александровна. Смыслообразующая функция хронотопа в эволюции художественного творчества Ж.-К. Гюисманса : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.03 / Комарова Екатерина Александровна; [Место защиты: Иван. гос. ун-т].- Иваново, 2010.- 427 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-10/123

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию смыслообразующей функции хронотопа в эволюции художественного творчества французского писателя Жориса-Карла Гюисманса (1848 – 1907). Литературное наследие Гюисманса являет собой специфический художественный феномен, сконцентрировавший духовно-эстетические искания, которые пронизывают европейскую литературу конца IX века, и во многом предвосхитивший формирование основных направлений развития литературы прошлого столетия. Уникальный творческий опыт писателя вмещает в себя и натуралистические традиции, и декадентское мироощущение, и мистические мотивы, и, наконец, обретение истины и веры на тернистом пути обращения к Богу.

Пространственно-временная организация художественной прозы Гюисманса концептуально отражает сущностные моменты идейно-эстетической системы писателя и своеобразие духовного контекста эпохи. Анализ специфики хронотопных образов в их эволюции, начиная с ранних литературных опытов (сборник стихотворений в прозе «Ваза с пряностями») и заканчивая поздними романами («Собор», «Облат»), видится наиболее продуктивным основанием для выявления важнейших тенденций, определяющих динамику художественного универсума Гюисманса, и позволяет представить его творчество как гармоничное целое, характеризующееся внутренним единством и логикой развития.

Жизнь и литературная деятельность Гюисманса, активно изучавшиеся французскими учеными на протяжении ХХ века, до сих пор остаются объектами научных изысканий на родине писателя. Однако проблемам пространства и времени в его творчестве посвящен лишь ограниченный круг работ, имеющих частный характер (Ж.-П. Вилько, Ж. Монферье, Г. Демюр, Ж. Солал, Б. Кабироль, Н. Зюффи, М. Вьен, Д. Милле-Жерар, Ж. Пейле, П. Глод).

В России имя Гюисманса входит в литературный обиход в конце XX – начале XXI веков. К его творчеству проявляют интерес такие видные отечественные литературоведы, как В.М. Толмачев, С.Н. Зенкин, Вл.А. Луков.

Традиционные трактовки художественной концепции писателя в русле биографического, психоаналитического, историко-литературного методов не мешают ей гармонично вписываться в современные литературоведческие категории, базирующиеся на понятиях и положениях постструктурализма и постмодернизма («текст» как отражение самосознания, «код» как сверхтекстовая организация значений, действительность второго порядка, или «симулякр»). Думается, что данный факт может служить доказательством того, что творчество Гюисманса не утратило своей актуальности и научной значимости в начале третьего тысячелетия.

Актуальность темы исследования. Ж.-К. Гюисманс является одной из ключевых фигур литературного процесса конца XIX – начала XX веков. Его произведения появляются в кризисное время, когда происходит столкновение различных тенденций, рождение новых явлений, многие из которых стоят у истоков литературного процесса ушедшего столетия.

Актуальность работы состоит в обращении к творчеству Гюисманса как к литературному феномену, субъективно соединившему в себе художественные принципы и традиции эпохи и во многом предопределившему специфику и направленность литературного развития ХХ века, что особенно важно сейчас, при подведении литературных итогов минувшего столетия.

Рассмотрение пространственно-временного континуума в литературном наследии Гюисманса определяется назревшей необходимостью в целостном исследовании хронотопа художественных произведений писателя как феномена, на который проецируется его художественное мировоззрение. Предпринятое под этим углом зрения исследование поэтики пространства и времени представляется чрезвычайно продуктивным, так как позволяет упорядочить смысловые центры и выявить ключевые проблемы романов, охарактеризовать творчество Гюисманса как единое целое, проследить эволюцию художественной концепции одного из ведущих французских писателей эпохи fin de sicle, выявить доминанты его эстетики, определить связи с французской и общеевропейской литературной традицией.

Эстетический и духовный поиск определяет художественную эволюцию Гюисманса. В художественном аспекте писатель следует своей собственной истории – тому, что он сознательно или бессознательно переживает в аспекте духовном. Его персонажи на протяжении всего творчества ведут экзистенциальный поиск единства и абсолюта, пытаясь укрыть внутренний индивидуальный мир от воздействия внешнего пространства и времени, при этом их убежище одновременно является и духовным, и материально определенным пространством. Изучение индивидуального закрытого пространства, выполняющего функцию убежища, в оппозиции к враждебному реальному миру позволяет уловить главный принцип, связующий воображаемый универсум Гюисманса.

Необходимо отметить, что целостное и исчерпывающее исследование хронотопа и его смыслообразующей функции в контексте художественного творчества Гюисманса отсутствует. Перечисленные аспекты не выделялись как самостоятельная задача в работах зарубежных авторов и совершенно не прослеживаются в отечественном литературоведении. Следовательно, в подобной постановке проблема впервые поднимается в изучении художественного наследия писателя, что определяет научную новизну диссертации. Данная работа представляет собой первое в отечественном литературоведении исследование, в котором предпринимается попытка хронологического и системного анализа бытования и развития художественного пространства и времени и устойчивых для эстетического универсума писателя хронотопов в целостном контексте литературного творчества Гюисманса, выявления на их примере важнейших структурных составляющих художественной системы писателя на жанровом, повествовательном, образном и языковом уровнях. Впервые разработанный принцип единого подхода к рассмотрению произведений Гюисманса как макротекста с точки зрения особенностей хронотопа позволяет определить логику развития идейно-эстетической концепции писателя и внутреннюю закономерность эволюции его творчества.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении внутреннего единства художественного творчества Ж.-К. Гюисманса в свете реализации смыслообразующей функции хронотопа. Для ее осуществления поставлены следующие задачи:

- вписать творчество Гюисманса в контекст культуры «конца века» и обозначить те факторы духовной жизни рубежа XIX – XX веков, которые определили специфику эстетической концепции писателя;

- выявить основные виды категорий пространства и времени в художественной системе Гюисманса;

- проследить эволюцию пространственно-временного континуума в литературном творчестве Гюисманса;

- описать особенности организации хронотопа в романах Гюисманса натуралистического, декадентского и мистического периодов творчества;

- доказать, что хронотоп Дома является приоритетным в художественном универсуме Гюисманса;

- проанализировать смыслообразующее и структурирующее значение категории хронотопа в формировании художественного творчества писателя как макротекста.

Материалом исследования, как явствует из избранной цели, является художественная проза Гюисманса. Преимущественно принятый в западном литературоведении биографический подход заключает творчество писателя в слишком узкие, на наш взгляд, рамки и не позволяет охватить его в полном масштабе. Поэтому в данном исследовании мы лишь весьма ограниченно будем прибегать к рассмотрению романного творчества Гюисманса с точки зрения биографической перспективы и, напротив, акцентируем внимание на исследовании собственно романов как самодостаточной целостности, как достигнутой цели, существующей через себя и в себе.

Предмет исследования составляет совокупность элементов пространственно-временной структуры романов Гюисманса, выявляемых и изучаемых на разных уровнях архитектоники художественного мира писателя.

Поставленные задачи работы предполагают проведение исследования как в синхроническом, так и в диахроническом аспектах, обусловливают как опору на общие основы теории литературы и обращение к традиционному историко-литературному подходу, так и использование элементов сравнительно новых методов, связанных с идеями М.М. Бахтина, а также с конструктивным опытом современных литературоведческих школ и направлений (структурализм, постструктурализм): системно-структурного, типологического, историко-теоретического.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет заполнить лакуны в существующих литературоведческих и эстетических представлениях как о творчестве Гюисманса, так и об общих тенденциях литературного процесса последних десятилетий XIX – начала XX веков, а также в возможности дальнейшей методологической разработки типологических разновидностей художественного пространства и времени.

Практическая ценность работы определяется опытом систематизированного описания хронотопа в его эволюции с выходом на художественное мировоззрение автора, а также возможностью использовать ее результаты при дальнейшем изучении творчества Гюисманса и французской литературы указанного периода, при разработке общих и специальных курсов по истории зарубежной литературы, в научных исследованиях, посвященных развитию французской и мировой литературы XIX – XX веков.

Апробация. Основные положения исследования обсуждались на следующих конференциях: итоговые научные конференции ИвГУ (1998, 2002 – 2010), I Международная школа-семинар «Пути и средства формирования языковой и речевой культуры» (ИГХТУ, 1998), Всероссийская конференция «Малые жанры в русской и зарубежной литературе: Теория и история» (ИвГУ, 2001), IV Международная школа-семинар «Язык. Культура. Словари» (ИвГУ, 2001), XIV – XVII Пуришевские чтения (Москва, МПГУ, 2002 – 2005), Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука в классическом университете» (ИвГУ, 2002), Фестиваль Гуманитарных Наук (ИвГУ, 2002), Всероссийская научная конференция «Молодые женщины в науке» (ИвГУ, 2004), VI Международная научно-практическая конференция «Перевод и межкультурная коммуникация» (Екатеринбург, ИМС, 2004), VI Международная школа-семинар «Лексика, лексикография, терминография в русской, американской и других культурах (ИвГУ, 2005), VI – VII Международные научные конференции «Художественный текст и культура» (Владимир, ВГГУ, 2005, 2007), V Межвузовская научно-практическая конференция «Язык и межкультурная коммуникация (Санкт-Петербург, СПбГУП, 2008), а также в ходе стажировки в Обществе Жориса-Карла Гюисманса (Сорбонна, Париж, январь 2007). Содержание диссертации также раскрыто в монографии и 37 публикациях, в том числе в 28 статьях и материалах, из них 7 статей опубликовано в журналах, рецензируемых ВАК.

Структура работы. Диссертационное сочинение состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и краткого биографического приложения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Организация художественного пространства и времени в произведениях Гюисманса является той эстетической составляющей, которая выражает авторское отношение к действительности.

2. В творчестве писателя художественная модель мира основывается на выстраивании в произведении внешних материальных реализаций образов внутреннего хронотопа сознания.

3. Внутренний хронотоп сознания характеризуется закрытостью и надвременностью и представлен обобщенной категорией Дома, призванного выполнять защитную функцию убежища и обеспечивать персонажу ощущение внутренней безопасности и покоя.

4. Внешний хронотоп сконструирован из конкретных архитектурных образов, также отличающихся замкнутостью, но находящихся под влиянием открытой социально-природной среды (актуализированного реального пространства), что порождает чувство незащищенности и тревоги и свидетельствует о разладе с эпохой.

5. Поиск защищенного пространства-убежища приводит к последовательному структурированию в романах различных архитектурных моделей Дома как приоритетного хронотопа творчества Гюисманса:

- собственно дом (квартира), в рамках которого персонаж ведет холостяцкую или супружескую жизнь (натуралистический период);

- дом-музей или произведение искусства (эстетический эрмитаж дез Эссента);

- замок как воплощение мира воображаемого, порожденного болезнью или творчеством («В гавани» и «Там, внизу»);

- собор или монастырь как символ идеального пристанища, в котором сливаются вера и искусство, образуя духовно-эстетическую фиваиду в конкретной материальной форме (католический период).

6. Исследование хронотопа в литературных произведениях Гюисманса позволяет определить его функцию как смыслообразующую, так как пространственно-временной континуум отражает экзистенциальный поиск абсолюта, связующий творчество писателя в единое духовное и художественное целое.

Похожие диссертации на Смыслообразующая функция хронотопа в эволюции художественного творчества Ж.-К. Гюисманса