Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие теории и практики пенитенциарного воспитания в западноевропейских странах и России (XIX в.) Сасина Валентина Викторовна

Становление и развитие теории и практики пенитенциарного воспитания в западноевропейских странах и России (XIX в.)
<
Становление и развитие теории и практики пенитенциарного воспитания в западноевропейских странах и России (XIX в.) Становление и развитие теории и практики пенитенциарного воспитания в западноевропейских странах и России (XIX в.) Становление и развитие теории и практики пенитенциарного воспитания в западноевропейских странах и России (XIX в.) Становление и развитие теории и практики пенитенциарного воспитания в западноевропейских странах и России (XIX в.) Становление и развитие теории и практики пенитенциарного воспитания в западноевропейских странах и России (XIX в.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сасина Валентина Викторовна. Становление и развитие теории и практики пенитенциарного воспитания в западноевропейских странах и России (XIX в.) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Сасина Валентина Викторовна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2007.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/391

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Научные подходы к исследованию процесса развития пенитенциарного воспитания в странах Западной Европы и России XIX в 15

1.1. Значение исторического сравнения для анализа феномена воспитания несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях России и Западной Европы 15

1.2. Характеристика понятийного аппарата проблемы истории становления воспитания, осуществляемого в пенитенциарных учреждениях 23

1.3. Научные идеи, повлиявшие на становление системы пенитенциарного воспитания в западноевропейских странах и России 32

ГЛАВА 2. Становление теории и практики пенитенциарного воспитания нравственно-покинутого ребенка в странах Западной Европы в XIX веке 56

2.1. Этапы становления пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в странах Западной Европы 56

2.2. Диахронический анализ этапов становления пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних в западноевропейских странах (первая половина XIX века) 59

2.3. Синхронический анализ основ пенитенциарного воспитания в западноевропейских странах первой половины XIX века 76

ГЛАВА 3. Становление теории и практики исправительно- трудового воспитания несовершеннолетних в России в XIX в . 86

3.1. Предыстория становления теории и практики исправительно-трудового воспитания в России 88

3.2. Тенденции общественного развития, обусловившие появление в 60-х годах XIX века первых исправительно-трудовых учреждений несовершеннолетних в России 106

3.3. Характеристика воспитательного процесса в Московском исправительном приюте Н.В. Рукавишникова 117

3.4. Новое качество исправительно-трудового воспитания в учреждениях А.С. Макаренко 122

Заключение 134

Библиография 136

Приложение 1 145

Приложение 2

Введение к работе

Актуальность сравнительного исследования истории становления и развития основ исправительно-трудового (пенитенциарного) воспитания определяется рядом обстоятельств, среди которых особую значимость приобретают следующие.

Современная социальная ситуация в мире характеризуется широким развитием процессов интеграции стран с разным жизненным укладом, формированием единого экономического, культурного, образовательного, информационного пространства. Глобальные процессы интеграции затрагивают все стороны жизни общества, оказывают существенное влияние на его социальные институты, к числу которых принадлежит пенитенциарная система. В настоящее время преступность несовершеннолетних и молодежи является одной из актуальных социальных проблем для Европы в целом и России в частности. В период активного реформирования всех сфер жизни общества система культурных ценностей как основа общественно и личностно значимого поведения подвергается в молодежной среде переосмыслению. Социальная ситуация характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, распространение отклоняющегося поведения, что приводит к росту преступности, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений.

Современная научная ситуация характеризуется пристальным интересом к проблемам воспитания, осуществляемого в пенитенциарных учреждениях. Однако этот вопрос в условиях меняющегося мира остается открытым и требует своей дальнейшей разработки. Особенно это касается сравнительных исследований, пытающихся уяснить специфику отношения к человеку (ребенку), совершившему правонарушение, в странах, принадлежащих к разным культурам.

Стремление к гуманизации отношений в человеческом сообществе предполагает усиление внимания к различным направлениям педагогического процесса. На данном этапе Министерство юстиции Российской Федерации выступило с рядом законодательных мероприятий, ориентированных на гуманизацию уголовно-исполнительной политики. Задачи достижения общечеловеческих ценностей становятся главными во всех аспектах воспитательной работы, проводимой с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Однако практика гуманизации пенитенциарной системы осуществляется трудно.

В связи с этим возникает потребность в анализе существующих в настоящем и прошлом пенитенциарных систем в странах с разным общественным устройством и государственными структурами. Интеллектуальное наследие одной страны сегодня становится достоянием многих стран. В условиях сближения научных позиций России и западноевропейских стран формируется взаимный интерес к интеллектуальному наследию, отражающему историческое становление этого феномена.

В исторической и современной литературе охарактеризована личность юного правонарушителя (Е. Альбицкий, Д. Бернардо, В. Дриль, Е.И Козлинина, В. Куфаев, М. Ошанин, А. Родье и др.), представлены исторические и современные определения исправительно-трудового (пенитенциарного) воспитания (Т.Ф. Ефремов, СВ. Познышев и др.), (А.Я.Герд, И.Я. Фойницкий и др.), выявлены специфические особенности функционирования пенитенциарных систем для несовершеннолетних (Е. Альбицкий, А.Ф. Кистяковский, М.В. Шимановский и др.). Однако собственно социально-педагогические работы, отражающие специфику государственной и общественной поддержки молодого человека на разных этапах становления этого института в России и за рубежом, немногочисленны и представлены в основном трудами дореволюционных отечественных авторов. Это определило выбор темы исследования, ее объекта, предмета, цели и задач.

Тема исследования: Становление и развитие теории и практики пенитенциарного воспитания в странах Западной Европы и России (XIX в.).

Объект исследования - пенитенциарное воспитание несовершеннолетних как развивающий историко-культурный процесс.

Предмет исследования - теория и практика этого вида воспитания на разных этапах общественного развития в западноевропейских странах и в России.

Цель исследования: выявление гуманистических тенденций в пенитенциарном воспитании несовершеннолетних на разных этапах общественного развития в странах Западной Европы и России.

Задачи исследования: - проанализировать влияние научных идей, составляющих основу понимания сущности детства, на становление и развитие теории и практики пенитенциарного воспитания в странах Западной Европы и России в последней трети XIX веке; уточнить подходы к периодизации теории и практики воспитания в пенитенциарных учреждениях и охарактеризовать общее и особенное в реализации воспитательного процесса на разных этапах становления этих учреждений в Германии, Франции, России; проанализировать в качестве эталона гуманистических отношений в области исправительно-трудового воспитания опыт учреждений А.С. Макаренко и на этой основе выявить меру приближения к гуманистическому эталону учреждений предшествующего периода; сравнить с позиции принципа гуманизма соотношение воспитательных и карательных мер в конкретных пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних, сформированных на разных этапах общественного развития в России и Западной Европе; - рассмотреть вклад в теорию и практику этого вида воспитания зарубежных и общественных деятелей И. Вихерна (Германия), Деметца (Франция), Н.В. Рукавишникова (Россия); - соотнести теорию и практику воспитания в пенитенциарных учреждениях исследуемого периода с современностью для выяснения, какие из этих идей могут выступать методологической базой для настоящего времени.

Гипотеза исследования. Приступая к анализу предмета исследования, мы предположили, что: - научные представления о воспитании несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях формировались под влиянием реального положения социально незащищенного ребенка в обществе, и концепций детства, разрабатываемых наукой и востребованных обществом на разных этапах становления этих учреждений; становление пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в первой половине XIX века в странах Западной Европы и во второй половине XIX века в России осуществлялось на базе последовательно разрабатываемых в историческом процессе просветительских, морально-этических и социологических представлений о детстве как самоценном этапе жизненного пути; в совокупности эти идеи дали возможность общественным деятелям по мере движения от начала к концу XIX века отделять пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних от аналогичных учреждений для взрослых и направлять их жизнедеятельность в соответствии со спецификой возраста, уровнем понимания («разумения - неразумения») несовершеннолетним совершаемого проступка, реальной тяжестью правонарушения; воспитание, осуществляемое в пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей в разных странах, в историческом процессе последовательно сближалось по своим общим основаниям с воспитанием социально незащищенных детей в воспитательных домах, приютах и убежищах на основе стремления их устроителей к ограничению обязательных карательных мер, санкционируемых государством, и к расширению спектра мер воспитательных, осуществляемых общественными деятелями; - жизнедеятельность пенитенциарных учреждений XIX века, контролируемых государством, но находящихся в ведении общественных организаций, характеризовалась тенденциями к открытости системы, к расширению спектра связей с семьей правонарушителя, с обществом в целом, что содействовало активному вовлечению в процесс воспитания представителей разной профессиональной направленности (врачей, юристов, педагогов), формированию, наряду с государственным, общественного контроля.

Хронологические рамки исследования:

В поле зрения находился период исторического времени, охватывающий XIX век. Это время выбрано для исследования в связи с тем, что здесь представлена смена теоретических подходов к пониманию сущности детства, в соответствии с которыми развивался институт воспитания вообще, и пенитенциарного воспитания, в частности. Присутствуют научные и художественные зарисовки реального положения социально-незащищенного ребенка в обществе. Есть исторические источники, характеризующие жизнедеятельность пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних в Англии, Франции, Германии (первая половина XIX века) и в России (вторая половина XIX века).

Вместе с тем, поскольку задача состояла в выявлении истоков и последствий этого процесса, рамки исследования расширялись на основе анализа ретроспективы (Средневековье - Просвещение) и перспективы (двадцатые годы XX века) становления и развития пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних. Особое внимание было обращено к деятельности исправительно-трудовых колоний 20-х г. XX века в России.

Подчеркнем, что обращение к этому времени, в частности, к опыту А.С. Макаренко выступало не как самоцель, а как исследовательский прием, позволяющий найти некоторый эталон или образец, где гуманистические тенденции были бы представлены более выпукло и ярко, и, отталкиваясь от которых, можно было бы понять логику последовательного «наращивания» гуманистического потенциала воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях от начала к концу XIX века.

Теоретико-методологической базой исследования выступили идеи, оказавшие влияние на развитие пенитенциарной системы в западноевропейских странах и России. К их числу отнесены: философские идеи гуманизации и свободы, содержащиеся в Декларации прав человека и гражданина, выработанной в период Великой Французской революции; - педагогические идеи естественного воспитания, содержащиеся в трудах просветителей XVIII века; идеи категорического императива, представленные в трудах немецкой классической философии; - социологические идеи значимости трудовой деятельности для развития личности, активно разрабатываемые во второй половине XIX века; - культурологические идеи «авторского подхода» к осуществлению деятельности в области пенитенциарного воспитания.

Методы исследования: сравнительно-исторический метод, позволяющий характеризовать отдельные периоды, описывать жизнедеятельность учреждений, базирующихся на сходных концептуальных идеях, реализующих эти идеи с учетом специфики своей страны, места и времени; этот метод был применен для сравнения воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях Англии, Франции, Германии, функционирующих в первой половине XIX века; историко-генетический метод, дающий возможность «вписать» воспитание, осуществляемое в пенитенциарных учреждениях, в общественное гуманистическое движение, нарастающее по мере движения от начала к концу XIX века, требующее уравнения прав детей независимо от их социального статуса на конкретных этапах общественного развития; - историко-системный метод, позволяющий выявить качественные изменения в системе исправительно-трудового воспитания на переломных этапах исторического процесса; применение этого метода было необходимо для анализа пореформенной ситуации в России, характеризующейся системными изменениями в различных сферах общественной жизни, в том числе в системе исправительно-трудового воспитания.

В работе для анализа предмета исследования применялись приемы - синхронического сравнения, позволяющего уточнить общие позиции и специфику воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях разных стран в конкретный период времени, - диахронического сравнения, позволяющего отслеживать логику изменений в воспитании несовершеннолетних правонарушителей в пенитенциарных учреждениях от этапу к этапу.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Воспитание в пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей в своем историческом становлении последовательно стремилось базироваться на просветительских идеях гуманизма, свободы и естественного права, на идеях классической немецкой философии о моральной личности, на социологических идеях о развитии личности в труде. В XIX веке оно развивалось в направлении актуализации гуманного отношения к ребенку - правонарушителю, что выразилось в стремлении к разделению взрослых и детских пенитенциарных учреждений, в уточнении спектра карательных мер, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям, в свертывании карательных и расширении спектра воспитательных мер, в расширении связей учреждения с обществом, в формировании социально-педагогической поддержки выпускника в форме патронажа.

2. Гуманистический потенциал пенитенциарного воспитания в конкретной стране актуализировался в зависимости от общественной ситуации, характеризующейся наличием потребности в гуманизации различных сторон жизни, и способности конкретных общественных деятелей воплощать эти идеи в практику жизнедеятельности пенитенциарных учреждений, демонстрирующих возможность преодоления сложившихся в общественном сознании «карательных стереотипов» и разрешения противоречия между карательными и воспитательными подходами.

Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях в западноевропейских странах и России в условиях постоянно актуализирующегося диалога базировался на сходных идеях, двигался в своем развитии по пути выработки воспитательных подходов, сближающих жизнедеятельность пенитенциарных учреждений с учреждениями для призрения социально незащищенных детей.

Поскольку формирование пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних в Германии, Франции и России в XIX веке осуществлялось под руководством известных общественных деятелей Й.Вихерна, Де-Метца, В.И. Рукавишникова, стало возможным уточнить место государственных и общественных инициатив в их становлении, где государству отводилась роль определения меры наказания осужденного несовершеннолетнего, а обществу - роль выработки воспитательных мер, превращающих карательное учреждение в воспитательно-карательное.

5.Учреждения А.С. Макаренко, возникшие в 20-х годах XX столетия, могут рассматриваться как высшее достижение в области исправительно-трудового воспитания, поскольку они, демонстрируя идею преемственности, вместе с тем являются качественно новыми в актуализации гуманистического потенциала отношений, поскольку воспитательный процесс в них соответствует педагогическим принципам воспитания личности в общеобразовательных учреждениях, таким как открытость системы воспитания, нацеленность на решение общественных задач, активность и самодеятельность личности.

Научная новизна исследования состоит в том, что: - выявлены гуманистические тенденции становления теории и практики воспитания в пенитенциарных учреждениях в странах Западной Европы и России в XIX веке, заключающиеся: в организации в рамках пенитенциарного учреждения самостоятельных отделений для взрослых и для несовершеннолетних правонарушителей; в формировании отдельных самостоятельных колоний для несовершеннолетних; в стремлении к уточнению карательных мер, применяемых к несовершеннолетнему в зависимости от возраста и уровня «разумения - неразумения» совершенного действия; в стремлении к сокращению карательных мер и расширению мер воспитательных; в организации условий для начального образования, трудовой деятельности и патронажа; - соотнесена с современностью исторически сформировавшаяся теория и практика воспитания в пенитенциарных учреждениях, с целью вычленения идей, которые могут выступать методологической базой для настоящего времени. К их числу относятся идеи: приближения жизнедеятельности исправительно-трудовых колоний к жизнедеятельности других воспитательных учреждений, активного вовлечения воспитанников в созидательный труд и образование, открытого характера пенитенциарного учреждения, привлечения общества к осуществлению патронажа и контролирующих функций.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что педагогическая наука обогащается новыми фактами: - о жизнедеятельности пенитенциарных учреждений в XIX веке: Сурового дома в Германии (1833 г), Меттрейской колонии во Франции (1839 г.), Рукавишниковского приюта в России (1864 г.), воплотивших в себе гуманистический потенциал, представленный дифференцированным подходом к несовершеннолетнему в зависимости от его жизненной ситуации, возраста, уровня осознания противоправного действия, включением в разнообразные виды ремесленного труда и начальное образование, в сочетании с карательными мерами, представленными системой наказаний в форме временного одиночного заключения, лишения развлечений, ограничения связей с социумом за пределами колонии; - о педагогической деятельности общественных деятелей XIX века И. Вихерна, Деметца, Н.В. Рукавишникова, внесших «авторское начало» в теорию и практику пенитенциарного воспитания, содействующих разграничению представлений о роли государственных и общественных структур, вносящих в организацию жизнедеятельности пенитенциарных учреждений XIX века карательное и воспитательное начало.

Практическая значимость: содержание исследования может быть востребовано в сфере образования и воспитания, при разработке и проведении учебных курсов для студентов по таким дисциплинам, как «история педагогики и образования», «социальная педагогика», «история социальной педагогики и социальной работы», «пенитенциарная педагогика». Результаты диссертации могут быть использованы при разработке концептуальных основ деятельности социозащитных, в том числе пенитенциарных учреждений.

Источники исследования: - философские работы, отражающие понимание сущности детства на разных этапах общественного развития. Имеются в виду труды просветителей и современных авторов, обращенных к анализу исторического процесса понимания детства; - труды ученых, изучавших проблему становления пенитенциарных учреждений в странах Западной Европы и в России в XVIII - начале XX века. научные работы, отражающие современное видение процесса воспитания в исправительно-трудовых учреждениях, осуществляемого в разных западноевропейских странах и в России.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечена выработкой методологических позиций, выбором методов исторического анализа процесса становления и развития института пенитенциарного воспитания, адекватных сущности поставленных исследовательских задач.

Апробация основных положений исследования: Основные положения диссертации излагались в докладах на Всероссийских Научно-практических конференциях по проблемам воспитания, проводимых на кафедре социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (2004,2005 годы) и кафедры педагогики Тывинского Государственного Университета (2006). Апробирование и внедрение результатов так же осуществлялось посредством опубликования статей по данной тематике.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 125 источников, извлечений из законодательства западноевропейских стран и России (XVIII -XIX века) и 2-х приложений. Объем основного текста составляет 135 печатных страниц.

Значение исторического сравнения для анализа феномена воспитания несовершеннолетних в пенитенциарных учреждениях России и Западной Европы

Поскольку данное исследование носит сравнительно-исторический характер, возникла необходимость в решении двух задач: во-первых, в анализе современных представлений о компаративистике; во-вторых, в изучении исторических социально-педагогических работ, построенных на сравнительном анализе феномена поддержки человека (ребенка) на разных этапах исторического развития. Обратимся к решению первой задачи - к анализу современных представлений о компаративистике. Изучение литературы показало, что компаративистика как направление научного исследования имеет длительную историю развития. Компаративный, то есть сравнительный анализ, сопровождает развитие науки на всех этапах развития научного знания. В XIX веке применение этого метода высоко оценивали К.Маркс и Ф.Энгельс. Они считали, что науки «достигли больших успехов лишь благодаря сравнению и установлению различий в сфере сравниваемых объектов», что в них «сравнение приобретает общезначимый характер...»[77, с. 4].

В своем настоящем виде компаративистика стала активно сформироваться в тридцатые годы XX столетия. Ее предметом стали проблемы, связанные с различием и сходством между изучаемыми явлениями. Вопросам методологии и теории компаративистики посвящены публикации известных отечественных ученых И.Н. Данилевского, В.В. Кабанова и А.С. Колесникова, О.М. Медушевской, В.А. Муравьева и других авторов. В последнее десятилетие XX века проводился ряд конференций, посвященных применению компаративного метода в истории языкознания, этнографии, юриспруденции, философии, социологии, педагогики. В настоящее время сравнительный метод является распространенным способом исследования. Благодаря применению этого метода становится возможным изучение общих закономерностей явлений, определение происходящих изменений, установление тенденций развития.

Обращаясь к проблеме сравнительного исследования, мы, прежде всего, хотели уяснить его общеметодологический смысл. В этом нам помог ряд трудов современных авторов, в том числе работы Н.И. Петикшевой. Последний автор подчеркивает, что сравнительный анализ выступает как методологическое основание науки. По мнению автора, сравнение может исходить из идеи единства мирового историко-философского процесса, реализующегося в различных культурах. Тематическое и концептуальное сходство, определенный параллелизм в философских системах (идеях и концепциях) трактуется как частые проявления общих глубинных закономерностей эволюции разума. Своими истоками данная исследовательская позиция восходит к историческому мышлению Просвещения, опирающемуся на идеи, согласно которым человек повсюду при любых исторических условиях являет тождественность человеческого рода, представляет собою равно одаренное разумом существо [85, с. 28]. Автор полагает, что сравнение как способ существования критичности свойственно человеческому мышлению вообще. Индивид, сравнивая, проявляет свободу мысли. Общество, предоставляя условия для интеллектуальной свободы критических сопоставлений - сравнений, вОоссоздает идеальную модель самосознания, выходящую за пределы конкретной культурно-исторической традиции. Поэтому цитируемый автор делает вывод о том, что развивающееся сравнение становится актом обретения внутренней свободы, а компаративистика - реальным осуществлением свободомыслия. Сравнительный метод служит определенным познавательным задачам, являясь средством расширения возможностей историко-философского исследования [85, с. 33].

В современной юридической психологии и педагогике наиболее полно методологические принципы, методы изучения, оценки и использования зарубежного опыта разработаны профессором А.М.Столяренко. Данный ученый считает, что методологическими принципами сравнительной работы в области психолого-педагогических наук являются следующие: - принцип объективности, который обязывает стремиться к поиску истины, правды, освобождаясь от всяких предубеждений, штампов, крайностей, субъективизма, волюнтаризма, симпатий и антипатий работа должна строиться на научном знании, научном методе, зрелой теории, доказательном истолковании и обоснованных всесторонне оценках. Необходимо стоять на почве фактов и их научном объяснении; - принцип комплексности, отражающий объективную зависимость развития и особенностей пенитенциарной системы в каждой стране от социальных, политических, правовых, экономических культур, национально этнических, социально-психологических и иных особенностей общества и его граждан; - принцип конкретно-исторического подхода подчеркивает, что практика всегда находиться в развитии, закономерно связана с определенными временными рамками (стадиями, этапами), развития научных знаний, обусловлена исторически общественными факторами в стране.

Нас интересовал также культурологический подход, используемый в историческом сравнении, который в контексте проводимого диссертационного исследования представляется важным, так как в изучаемых странах существуют разные культурные традиции, которые откладывают отпечаток на специфику пенитенциарной практики в конкретной стране. Именно культурологический подход позволяет лучше понять сходство в ценностных приоритетах при реализации пенитенциарного воспитания, обусловленных ростом открытости мирового сообщества и выработкой им целого комплекса международно-правовых актов, определяющих перспективы развития пенитенциарной идеологии и политики.

Характеристика понятийного аппарата проблемы истории становления воспитания, осуществляемого в пенитенциарных учреждениях

Обратимся к решению первой задачи - анализу понятия «детство». Обращение к нему было необходимо, так как в поле зрения находились процессы становления системы пенитенциарного воспитания для несовершеннолетних правонарушителей, то есть детей определенного возраста. При этом мы учитывали, что границы детского возраста на разных этапах становления пенитенциарной системы истолковывались по-разному. В тот период времени, который охватывает данное исследование, границы детства последовательно расширялись примерно от десяти до восемнадцати лет. Соответственно меняло время включения детей во взрослую жизнь. В этом смысле нас интересовало соотношение социальных и возрастных характеристик детства, среди которых наибольшую значимость в русле нашего исследования приобретает такая характеристика как мера ответственности человека (ребенка) за совершенные противоправные поступки.

Анализ литературы показал, что детство рассматривается как многозначное явление социального мира. В современной философии, социологии, педагогике и психологии обобщенное понятие детства рассматривается как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами, что диктует необходимость изучения его развития [121, с. 25]. Характеристике детства, особенностям процесса развития детей на разных возрастных этапах посвящено большое число исследований, в том числе и по его периодизации (работы Б.Г.Ананьева, Д.Б. Брамлея, П.П. Блонского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, З.Фрейда, Ж. Пиаже и др.). В индивидуальном варианте - это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние «до взрослости». В обобщенном - это совокупность детей разных возрастов, составляющих «до взрослый контингент» общества [106, 17]. Л.В. Мардахаев предлагает свой вариант определения детства, как этапа развития человека, предшествующего взрослости и характеризующегося интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций [95, 368].

Как особый социальный феномен детство исторично. На разных этапах развития общества оно имеет разное содержание и структуру. Разным было и отношение к детству взрослых [106, 17] Среди множества факторов, под влиянием которых формируется человек, его социальная ответственность и культура поведения решающую роль играют социально-экономические условия, традиции и веками сформированная духовная культура и психология народа.

Поскольку исследование носит исторический характер, нас интересовали историко-культурные работы, посвященные проблеме детства. Впервые значимость детства как особого этапа жизненного пути, важного в социальном и личностном плане, была подчеркнута просветителями, такими как М. Монтень, Д. Локк, Д. Дидро, К.А. Гельвеций и особенно Ж.-Ж. Руссо. Разрабатывая научное понятие природосообразности, авторы заострили внимание на детстве как особом этапе жизни человека, специфика которого состоит в том, что оно имеет общественный смысл. С понятием детства, главным образом, с новым направлением воспитания ребенка ученые этого времени связывали надежды на будущее переустройство общества.

Родоначальники истории детства высказали мнение о том, что детство практически отсутствовало в культуре европейского средневековья [Ф. Ариес, В. Берковский, О. Давыдов и др.]. «Это не значит, что детьми вообще пренебрегали и не заботились о них. Понятия детства, не следует смешивать с любовью к детям: оно означает осознание специфической природы детства, того, что отличает ребенка от взрослого даже и молодого. В средние века такого осознания не было. Поэтому, как только ребенок мог обходиться без постоянной заботы своей матери, "няньки" или кормилицы, он принадлежал к обществу взрослых» [22, 23].

Мир средневековья - мир тесных и многообразных социальных связей (цеховых, религиозных, феодальных, общинных), в котором значение семьи было велико. В Средневековье ребенка представляли как маленького взрослого: наглядные примеры этого дают нам средневековая живопись и литература. Конечно, в средние века, люди отдавали себе отчет в том, что детский возраст имеет свои особенности, но осмысливали их как присущие этому возрасту достоинства (незлобивость, искренность, отсутствие корыстолюбия и др.) и недостатки (беспорядочность поведения, слабоволие, капризность, страхи и др.), то есть рассматривали этот возраст лишь в его отношении к взрослому состоянию, имевшему характер абсолютной нормы. Такое восприятие детства отражает то положение вещей, когда ребенок постоянно находился в мире взрослых, был непосредственно вовлечен в их жизнь. Вместе с тем, это не значит, что детьми вообще пренебрегали и не заботились о них. Понятие «детства», подчеркивает Ф. Ариес, не следует путать с любовью к детям: оно означает осознание «детства» как социального феномена.

Отделение и осознание детства, как утверждают авторы, является одной из сторон процесса морализации, осуществленного католическими и протестантскими реформаторами, церковными или государственными деятелями. Этот процесс стал возможным на практике, когда семья стала пространством эмоциональной привязанности между супругами, между родителями и детьми. Привязанность выражается, прежде всего, в роли, признающейся отныне за воспитанием [22, с. 10-11].

Все ученые, обращенные к истории детства, единодушны в оценке открытия детства как особой ступени человеческого развития. Ряд исследователей, подтверждая и раскрывая эту мысль, пишут о том, что XVIII век понимал ребенка как «взрослого маленького формата». По их мнению, с романтиков начинаются «детские дети», их начинают ценить самих по себе, а не в качестве кандидатов в будущие взрослые. Ребенка признают в этом мире не просто как человека меньших размеров, а как качественно другого человека [22, с.25].

Для нашего исследования в анализе феномена «детство» особую роль приобретает понятие прав ребенка, поскольку детство как возраст объединяет незащищенную, нуждающуюся в особой поддержке часть общества. Анализ исторической литературы позволил выделить последовательность шагов общества в направлении осмысления прав ребенка на защищенность со стороны общества и государства.

Эпоха Просвещения рассматривала феномен детства в логике положений о естественном праве человека, представленных в главном документе этой эпохи - Декларации прав человека и гражданина.

Всеобщее внимание к проблеме прав ребенка в Западной Европе на перепутье XVIII - XIX веков одним из первых привлек Роберт Оуэн. Он показал, что пятая часть детей моложе восьмилетнего возраста, «работающих под ударами ременных бичей» почти без перерыва 15-16 часов в сутки, превращаются в калек, потребовал от парламента защиты прав этой категории детей и предложил свой вариант защиты прав ребенка, работающего на производстве, на воспитание, образование и посильный развивающий труд [43,14].

Таким образом, история дает нам осознание того, что понятие «детство» очень изменчиво, в разные времена и у разных народов оно наполнялось разным содержанием, разным отношением к ребенку, разной оценкой его положения в обществе [83, 8-9].

Этапы становления пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в странах Западной Европы

Предварительный анализ литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие признаки, положенные в основу периодизации процесса развития пенитенциарной системы в Западной Европе.

Первым признаком, позволившим определять этапы становления пенитенциарной системы, выступают события, носящие революционный преобразующий характер. Таким событием была Французская революция 1789-1794 годов в Европе.

В качестве второго признака рассматривалась ведущая структура, в руках которой была сосредоточена власть. Имеются в виду государственные и общественные структуры. Третьим признаком, характеризующим становление пенитенциарной системы, выступило реальное положение ребенка в рамках общественных отношений, являющееся одной из причин бедственного социального положения ребенка, толкающего его на путь правонарушений и преступлений.

Четвертым признаком, характеризующим процесс развития пенитенциарной системы, выступают доминирующие представления о сущности человека и детства как этапа жизненного пути. Они выступают методологической основой построения пенитенциарного воспитания. Однако мера влияния этих концепций на становление пенитенциарной системы зависит от общественного строя той или иной страны.

Пятый признак - законодательная база той или иной страны. Обыкновенно законодательная база включает в себя ряд законов архаического характера, ряд законов, соответствующих реальной ситуации, ряд законов, ориентированных на перспективу.

Шестой признак - наличие в стране либо отдельных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, либо целостной пенитенциарной системы.

Седьмой признак - соотношение в воспитательном процессе пенитенциарного учреждения карательных и воспитательных аспектов, отражающее меру гуманистического отношения к воспитаннику.

По совокупности этих признаков были выделены этапы становления пенитенциарной системы и соответственно развития основ исправительно-трудового (пенитенциарного) воспитания.

Первый период связан со временем, предшествующим Великой Французской революции (середина - последняя треть XVIII века). Он характеризуется: - нарастанием потребности к перемене общественной ситуации развития; - снижением роли церкви и усилением роли государства как структуры, перестраивающей жизнь общества на новых основаниях; - наличием большого количества социально незащищенных людей, в том числе - детей, ведущих безнадзорный и беспризорный образ жизни; - наличием просветительской концепции человека и ребенка; - сводом законов, нуждающихся в совершенствовании в связи с нарастающими тенденциями общественного развития; появлением первых пенитенциарных учреждений как элементов будущей системы - преобладанием в воспитательном процессе несовершеннолетних правонарушителей мер карательного характера и поиском мер воспитательного плана.

Второй период, связанный с активным становлением в европейских странах капиталистического общества в первой половине XIX века. Он характеризуется: глубокими преобразованиями, связанными с качественным изменением общественного строя в различных странах Западной Европы, коснувшимися всех сфер общественной жизни; - усилением общественного влияния, стремлением общественных структур взять в свои руки ряд полномочий; - наличием большого количества социально незащищенных людей, в том числе - детей, вовлеченных в трудовую деятельность на формирующихся заводах и фабриках, не соответствующую их возрастным характеристикам; - ориентацией общества преимущественно на просветительские и морально-этические концепции человека и ребенка; - разработкой нового законодательства, отражающего прогрессивные тенденции общественного развития и направленного на совершенствование пенитенциарной системы в целом и ее звеньев, связанных с воспитанием несовершеннолетних правонарушителей; - активным становлением пенитенциарных учреждений для малолетних правонарушителей; стремлением к изменению соотношения карательных и воспитательных мер в сторону усиления последних.

Обращаясь непосредственно к деятельности конкретных пенитенциарных учреждений, мы осуществили диахроническое сравнение пенитенциарных учреждений на разных этапах их становления с целью выявления гуманистического потенциала воспитательного процесса.

Этот вид сравнения был необходим, поскольку важно было уяснить, как осуществлялось движение в сторону гуманизации жизнедеятельности пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних по мере высвобождения устроителей учреждений от догматических взглядов, характерных для общества о необходимости преобладания карательных мер над мерами воспитательными. В поле зрения попали пенитенциарные учреждения XVII - первой половины XIX века, последовательно движущиеся по пути смягчения внутренней обстановки пенитенциария.

Обратимся к анализу первого периода становления пенитенциарной системы в странах Западной Европы. Он связан со временем, предшествующим Великой Французской революции (середина - последняя треть XVIII века). Его в разных литературных источниках характеризуют понятием «государственный». Он отличается: - во-первых, нарастанием потребности к перемене общественной ситуации развития; эта эпоха в Англии, Франции и Германии рассматривается в работах с позиции движения к капиталистическому пути развития; - во-вторых, стремлением государства взять дело обустройства жизни общества в свои руки. В этом смысле ученые называют период «государственным»; - в-третьих, наличием большого количества социально незащищенных людей, в том числе - детей, ведущих безнадзорный и беспризорный образ жизни, охарактеризованных терминами «нигде не живущие дети», «нравственно покинутые дети», «морально испорченные дети», пополняющие ряды юных правонарушителей; - в-четвертых, наличием просветительской концепции человека и детства, выступающей основанием для пересмотра отношения общества к ребенку - правонарушителю; - в-пятых, сводом законов, нуждающихся в совершенствовании в связи с новыми тенденциями общественного развития; - в-шестых, характеристикой первых пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних как элементов будущей системы. Фландрия. Старейшей моделью, которая, по мнению авторов, исследующих историю становления пенитенциарных учреждений, вдохновила все остальные, стал амстердамский пенитенциарий Распхейс, открытый в 1596 году. Этот пенитенциарий предназначался для нищих и малолетних злоумышленников и действовал в соответствии с тремя основными принципами. Первое - срок наказаний мог определяться администрацией сообразно с поведением заключенного, второе -предусматривался обязательный труд. Третье - получение вознаграждения за работу.

Предыстория становления теории и практики исправительно-трудового воспитания в России

Предысторию становления теории и практики исправительного воспитания мы разделили на несколько этапов, и, соответственно, поставили несколько задач, связанных с рассмотрением предпосылок становления феномена исправительного воспитания несовершеннолетних на разных этапах общественного развития, предшествующих второй половине XIX века, когда, собственно, появились специальные исправительные учреждения для малолетних правонарушителей.

В качестве таких предпосылок выступили тенденции: углубления понимания сущности человека и детства как самостоятельного этапа жизненного пути, выделения самостоятельных законов о несовершеннолетних правонарушителях, смягчения карательных мер, предпринимаемых по отношению к этой возрастной группе правонарушителей и усиление мер воспитательных; создание свода законов, предупреждающих нищенство, выступающего почвой для противоправного поведения, - организация учреждений, нацеленных на оказание разных видов поддержки взрослых и детей. Условно период был разделен на четыре этапа (древняя Русь, Петровская эпоха, Екатерининская эпоха, первая половина XIX века). Обратимся к решению первой задачи - характеристике эпохи древней Руси, ориентирующейся на каноническое право. В русле нашего исследования важно было понять: - во-первых, как трактуется в каноническом праве понятие добра и зла в душе человека. - во-вторых, как должны соотноситься в поступке человека мораль и право, то есть «благодать» и «закон»; - в-третьих, на каком этапе пришло осмысление возрастных характеристик человека, переступившего черту закона, и возникла мысль о необходимости смягчения карательных мер в соответствии с возрастом детства;

По первому вопросу - трактовке понятий добра и зла - анализ источников показал, что каноническое право исходило из представлений средневековой русской культуры о сущности человеческой природы, ядром которой, включавшим все лучшее от души и все лучшее от тела, считалось «естество». Это понятие несло в себе отголоски античной традиции понимания человека. «Естество» в древнерусской мысли оказалось очищенным от зла, греховности, оно сконцентрировало в себе комплекс богоподобных телесных и душевных качеств и свойств. Однако это не означало, подчеркивают источники, что тем самым ликвидировалось представление о двойственности, противоречивости человека. Склонность ко злу, греховность перешли от естества на свободную волю — «самовластие». Подробное обоснование этого тезиса содержится в «Богословии» Иоанна Дамаскина, основная мысль которого сводится к тому, что не в естестве, то есть природе человека, заложено стремление ко злу, а в «произволении», свободной воле, самовластии.[114, с. 192]. Ум человеческий всегда высоко оценивался в русской культуре: разум «царь есть всему: и душе и телу» -утверждалось во многих «словах», «поучениях», в частности в «Слове о разуме и о крепости и о помысле...». Но естественный разум человека должен был направляться на «угождение Богу», постижение Бога, просвещение божественным писанием, что практически приравнивало разум вере и снимало вопрос о каком-либо развитии естественного разума, кроме усовершенствования веры. Так, часто приводились слова апостола Иакова: «Аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит просто у Бога, дающаго всем и не поношающа и дасться ему. Да просит же верою ничто же сумняся». [114, с. 194] Вопрос о развитии ума как главного свойства естества встал в русской мысли во второй половине XVII века, что было вызвано во многом начавшимся тогда интенсивным проникновением «свободных наук», созданием первого высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии. Идея развития естественного ума и направленности этого развития на постижение реальной земной жизни была высказана мыслителями второй половины XVII века и детально разработана их последователями в начале XVIII века. Ссылаясь на авторитет Аристотеля, русские авторы пишут о необходимости реализовать заложенные в природе человека потенции. Именно природа человека, как утверждают авторы, источник его стремления к познанию окружающего мира. С другой стороны, в это же время в русской мысли появляются произведения, осуждающие это стремление как тягу к «суете мира сего», что по средневековым нормам составляло едва ли не основное прегрешение рода человеческого.[114, с. 195].

Анализ работ показал, что правовые нормы российского законодательства феодальной эпохи, как и законодательства европейских стран, требовали к нарушителям законов, как к взрослым, так и к несовершеннолетним преступникам, наказания в виде заключения и физических пыток. Поскольку преступление расценивалось как нарушение обязанностей к обществу и Богу, то в этом случае, наказание объявлялось карой от лица общества и Бога. Это была форма искупления греха.

По второму вопросу - о соотношении морали и права - отметим, что православная религия заострила эту проблему, придав ей форму соотношения «благодати» и «закона», подчеркнув, что благодать, то есть христианские нормы нравственности, выше закона, и именно она должна обуславливать поведение человека и отвращать его от проступков, противоречащих благодати. Человеку предписывалось постоянно соотносить свое поведение с нормами православной морали и осуществлять покаяние. Последнее положение в связи с предметом исследования представляется особенно важным, поскольку оно закладывает основы исправления человека через молитву и покаяние. Здесь, таким образом, лежат истоки нравственных страданий, которые должен, по мысли церкви, испытывать человек, стремящийся возвратиться на праведный путь.

По третьему вопросу - о влиянии возраста человека, переступившего черту закона, на санкции против него - анализ источников показал, что древние памятники светского законодательства не упоминают о влиянии возраста преступников на их ответственность: ни «Русская Правда», ни судные грамоты, ни судебники, ни «Соборное Уложение» не коснулись вопроса о малолетних правонарушителях. Это положение связано, по-видимому, с тем, что детство на этапе Древней Руси было чрезвычайно коротким, граница, разделявшая детство и зрелость проходила по семилетнему рубежу, о чем свидетельствуют некоторые документы: - в судебнике 1468 года указывается на существование срока невменяемости до 7 лет: «Што с лицом приведут татя, будет ли мочи заплатити, ино заплатити истцу; палки чего в дому не будет, жона тое ведала зъ детьми уже взрослыми, жоною и зъ детьми платить, а самого на шибеницю. А што будет малый дети ниже семи годъ, тый в том невинни». [4, с. 36]. - в статьях 1669 года возрастом невменяемости официально стали первые 7 лет. Это постановление было заимствовано из «градского закона», в котором отмечалось, «творяй убийство волею, коего любо аще есть возраста, мечем муку да примет. Седьми летъ отрок или бесный, аще убиетъ кого, не повинен есть смерти». [4, с. 36].

Похожие диссертации на Становление и развитие теории и практики пенитенциарного воспитания в западноевропейских странах и России (XIX в.)