Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане (1917-1953 гг.) Титович Зинаида Михайловна

Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане (1917-1953 гг.)
<
Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане (1917-1953 гг.) Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане (1917-1953 гг.) Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане (1917-1953 гг.) Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане (1917-1953 гг.) Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане (1917-1953 гг.) Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане (1917-1953 гг.) Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане (1917-1953 гг.) Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане (1917-1953 гг.) Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане (1917-1953 гг.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Титович Зинаида Михайловна. Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане (1917-1953 гг.) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 1999 223 c. РГБ ОД, 61:00-13/1104-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление системы культурно-досуговой деятельности 23

1. Социально-экономические, материальные и духовные предпосылки развития основы культурно-досуговой деятельности ... 23

2. Ресурсное обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений Туркменистана 45

Глава II. Деятельность культурно-досуговых учреждений по повышению культуры населения туркменистана 95

1. Основные направления деятельности культурно-досуговых учреждений по воспитанию и просвещению 95

2. Ликвидация неграмотности - важный фактор разрушения векового уклада и раскрепощения женщин 124

3. Национально-художественное творчество в развитии духовной культуры народов Туркменистана средствами культурно-досуговой деятельности 146

Заключение 174

Список использованной литературы 183

Приложения 203

Введение к работе

Неравномерность развития национальных окраин бывшего СССР в дореволюционный период сказалась на развитии их культуры, в т.ч. туркмен. Изучение культурно-досуговой деятельности страны, многонациональной по своему составу, невозможно без познания генезиса культпросветработы в регионах, в т. ч. Туркменистане, внесшей свой вклад в развитие общей системы культурно-досуговой деятельности. Общеизвестно, что каждое общее состоит из особенных черт единичного, отдельного, каждое отдельное своими особенными чертами входит в общее. Диалектика общего, особенного, единичного прослеживается в раскрытии проблемы взаимоотношения и изучения национальной культуры в свете общей культуры, культурно-досуговой деятельности региона и страны в целом.

Спектр изучения культурно-досуговой деятельности Туркменистана в системе национальной культуры региона раскрывает множественность ее взаимосвязей и взаимозависимостей в различных пространственно-временных рамках.

Стержнем культурно-досуговой деятельности и ее взаимосвязи с внешней средой является личность. Она — выразитель интересов национальной общности, выразитель идей. Исходя из этих позиций в материале диссертации дается определение понятий "туркмен", "Туркестан". Название "туркмен" впервые в мусульманской литературе появляется во второй половине X в. н.э. у географа Макдиси1 ("Туркманенд" —похожий на турок"). Характеризуя "туркмен" как "восточно-средиземноморский тип длинноголовых европеидов", мы

дополняем понятие. Характер становления туркменской нации ярко показывают приведенные М. Дурдыевым1 разноречивые мнения, из которых выясняется, что в самом понятии "туркмены" лежит борьба между оседлыми земледельческими кочевыми и полукочевыми племенами и пришлыми тюркскими. В ходе борьбы местные ираноязычные племена теряли свой язык, религию, элементы культуры. Распадались одни территориальные общности, создавались другие.

"...Сам процесс расселения туркмен в Туркменистане был довольно длительным и сложным. И лишь на протяжении XVIII—XIX вв. получил то завершение, которое мы наблюдаем в настоящее время" (182. С. 36—37). Анализ показывает, что при этом расселении туркмены сражались не только с коренными обитателями заселяемой ими области, но и друг с другом, причем одно туркменское племя оттесняло другое и заставляло его покидать прежде занятые области. Туркмены до последнего времени вели полукочевой образ жизни.

Выход из создавшихся системных образований территориальной и национальной общности благодаря взаимосвязям предопределил развитие системных образований на более высоком уровне. Новая территориальная общность получила название Туркестан.

"Туркестан" (или "Туркэстан") — персидское слово, имеющее значение "страна тюрков". В Советской России слово "Туркестан" постепенно вытесняется из употребления главным образом по этнографическим причинам2.

"Туркестан" — историко-географическая область, включающая в XIX—XX вв. территории современной Средней Азии и Казахстана, часть Центральной Азии, населенной тюркскими народностями. С 1886 г. официальное название — Туркестанский край. В апреле 1918 г. на территории Западного Туркестана была образована Туркестанская автономная

советская социалистическая республика1 . ТАССР в составе РСФСР (1918—1924 гг.) провозглашена 30 апреля 1918 г. в Ташкенте 5-м Всетур-кестанским съездом Советов.

7 августа 1921 г. в составе Туркестанской АССР образована Туркменская область.

8 связи с государственным размежеванием Республик Средней Азии 27 октября 1924 г. образована Туркменская ССР. Ее площадь — 488,1 тыс. KB..- ЮЛ .

По материалам Всесоюзной переписи населения начала 1989 г., в Туркменистане проживало 93% туркмен, в странах СНГ — 2729 тыс. Численность населения в 1990 г. в Туркменистане составила 3669 тыс. человек, в Узбекистане — 20500 тыс. чел., в Казахстане 16746 тыс. чел. (2. С. 27—28).

В 1993 г. население Туркменистана составило 4,4 млн. человек, России — 148,4 млн, человек (2. С. 19).

За 1991—1994 гг. из Туркмении в Россию выехало 29,5 тыс. чел. В 1994 году — 20,2 тыс. человек (2. С. 15). В связи с созданием суверенного государства Туркменистан наблюдается тенденция к однородности национального состава.

4/5 территории Туркменистана расположено в пределах Туранской низменности, занятой в основном пустыней Кара-Кумы. В южной части республики протянулись горы Копетдага.

Береговая линия Каспийского моря в пределах Туркменистана на юге изрезана слабо, а на севере имеет извилистые очертания, образуя заливы Туркменский, Красноводский, Кара-богаз-гол. На берегу Кара-богаз-гола, на пустынном месте, построены порт и поселок Бекдаш, который явился экспериментальной базой исследования.

В 1986 году, считающемся годом наивысшего подъема развития системы культурно-досуговой деятельности Туркменистана сеть состояла из 1277 клубов, 1500 библиотек, 7 театров, 19 музеев, 1414 киноустановок (137. С. 195). В областном разрезе:

Наименование областей Всего клубов библиотек театров музеев киноустановок

г. Ашхабад 18 39 4 5 55

Ашхабадская область 204 217 — — 221

Красноводская область 172 163 — 7 188

Марыйская область 279 302 1 3 300

ТашауЪсая область 288 357 1 2 281

Чарджоуская область 316 422 1 1 399

Однако в ходе исследования выявлено неудовлетворительное со стояние клубных учреждений системы Министерства культуры. Наблюдался рост количества аварийных учреждений культуры. В 1986 г. их было 19, к 1989 г. стало 217. Кроме того, 242 клуба работали в аварийных помещениях. Наибольшее количество аварийных помещений числилось в сельской местности.

Общее количество клубных учреждений системы ТСПС на 1 января

1987 г. выглядело следующим образом: клубов, Дворцов, Домов культуры— 71, в т.ч. детских Дворцов, Домов культуры, подростковых клубов -15, сельских клубных учреждений — 31. Из общего количества к 1989 г. насчитывалось 4 аварийных и 20 клубных учреждений, требующих капитального ремонта.

Положение не улучшилось и в связи с созданием суверенного государства.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

В связи с распадом бывшего СССР на отдельные независимые национальные государства возникла необходимость объективной оценки прошлого и настоящего с учетом возникших противоречий и требований Человека, Общества и Природы, научного обоснования путей и перспектив развития отдельных регионов, в т.ч. Туркмении.

Демократизация, гласность, духовное раскрепощение людей привели к критике социальных устоев и сложившейся устойчивой системы, обнажили ее негативные стороны. Они показали несовершенство данной системы, требующей углубленного изучения и совершенствования, раскрыли несовершенство отдельных элементов культуры, ее подсистем, в частности утрату национальных традиций, некоторых элементов культуры, что послужило причиной создания движения национального возрождения. Это систематически отражалось на страницах периодической печати, в частности в журнале "Политический собеседник", газетах "Туркменская искра", "Балканские вести", "Марыйская правда", "Карабогаз", "Жумысшы" и др.

А. Карлыева, поднимая вопрос о дальнейшем развитии туркменской литературы и искусства, подчеркивала, что они "развивались в общем содержательном, проблемно-тематическом русле многонациональной литературы, по-своему самобытно решая актуальные вопросы духовной жизни современности"1.

Д. Гошаев, раскрывая негативные стороны развития национальной культуры со второй половины 20-х годов, указывает, что в Туркменистане с 1926 по 1940 гг. не издавались произведения классиков национальной культуры.

Он видит задачу в раскрытии и использовании духовного потенциала и культуры, в поиске путей сочетания традиционной национальной культуры с современной реальностью, а в практическом плане — в необходимости учебного пособия на туркменском языке по проблемам культуры (57).

На гребне волн размежевания с созданием правового, демократического светского государства Туркменистан, событием огромной важности и значимости явилось проведение под руководством Президента Туркменистана в мае 1991 г. в Ашгабате1 Конференции туркмен мира, создание Гуманитарной ассоциации туркмен мира, 45 комитетов совета ТАГМ в октябре 1991 г. Основной задачей этой организации считалось сохранение национальной культуры туркменского народа, ее развитие и широкая популяризация, налаживание культурных экономических связей с соотечественниками за рубежом2.

Создано и Балканское отделение гуманитарной Ассоциации туркмен мира3.

Автор считает прогрессивным явлением создание движения национального возрождения "Галкыныш", действующего в рамках Конституции и законов.

Обзор же периодической печати 1992—1994 гг.позволил сделать вывод, что все мероприятия Движения национального Возрождения "Галкыныш" сводятся к "выпрямлению" сознания туркмен в сторону национального самосознания.

Со времени присоединения Туркменистана к России, развиваясь в русле русско-туркменских взаимоотношений, туркменская культура не растворилась в русской культуре, а сохранила свою самобытность,

развиваясь в единой системе бывшего СССР.

Развитие Туркменистана в системе бывшего СССР, чрезмерное увлечение ростом количества массовых мероприятий в учреждениях культуры с идеей интернационализации привели к игнорированию национальной специфики форм и содержания работы, элементов традиционной культуры туркменского народа.

Существующие отдельные формы работы, возникнув в 20-е годы, сохранились вплоть до 80—90-х гг. Это порождало их несоответствие содержанию, интересам и потребностям личности, в т.ч. коренного населения. Отказ от членства и Устава клуба с успехом применяемый в 20-х гг., внедрение советских обрядов и праздников, вечеров дружбы и их совершенствсР1 М рону интернационализации рассматривалось как подрыв национального.

Отраслевая и половозрастная дифференциация учреждений культуры, свойственная Среднеазиатским республикам, утратила свое значение, и к концу 40-х гг. они стали развиваться по российскому образцу.

В связи с этим подвергаются анализу формы и методы работы, степень их соответствия друг другу. Идет поиск новых путей передачи и осмысления действительности.

Актуальность темы заключается в том, чтобы, пересмотрев преданные забвению многие организационные формы просветительной и воспитательной деятельности учреждений культуры, испытанные временем формы и методы работы с отдельными категориями населения, успешно применяемые в 20—30-х гг., возродить и совершенствовать с учетом современных реалий.

Проблема развития национальной культуры, кризис в культурно-досуговой деятельности, кризис системы — не местные проблемы. Общее развитие страны, цивилизации, исходя из закономерностей развития Природы, Общества, теловека (субъекта), взаимодействие

субъекта и объекта по-своему преломляются в каждом регионе. Исследование культурно-досуговой деятельности каждого региона, в данном случае Туркмении, органически связанной с общим развитием, вносит свой вклад в общее развитие культурно-досуговой деятельности.

Участие автора в культурной жизни Туркменистана в ходе практической работы, знакомство с мастерицами-ковровщицами, старейшинами, поездки по отдельным районам и аулам Красновод ской области (ныне Балканского велаята) и Туркменистана, необходимость углубленного изучения национальных корней и решения проблем возрождения элементов традиционной культуры, повлияли на выбор темы диссертации.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Историю культурно-просветительной работы в национальных республиках бывшего СССР отразили многие исследователи: в Азербайджане — АбдуллаевЗД.. Ф., Ахмедова Т. Г., Ахундов В. Д., Муршудова X. И., Халафов А. А.; в Белоруссии — Пациенко А. М., Татищева М. Д.; в Казахстане — Абдулкадиров&М., Адилов Г., Баширова Л. Ш., Куандыков Е. Ш.; в Киргизии — Шиваза А., Юсупов С. Ю.; в Латвии — Евдокимова И. А.; в Молдавии — Козма В. И.; в РСФСР — Колесова А. К., Мазурицкий М. П., Никитина Г. Я., Киселева Т. Г., Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю.; в Таджикистане — Сафаралиев Б.; в Туркменистане — Ходжакулиев К., Караджаева Л. К., Мурадов А. М. и. др.

Изучение трудов исследователей советского периода позволило выявить общую характеристику истории культурно-просветительной работы в целом, (Андреева М.С;,, Гусев Д. И., Ким М. П., Ремизова Т. А., Савченко А. М., Фрид Л. С).

Частично политико-просветительная работа в Туркменистане в отдельные периоды отражалась в книгах ряда авторов (Самедова Т. П.,

Репина И., Бердымурадова И., Рейзвих Е., Атамамедова Н. В.), в статье Аллабердыева Г. С, описана в книге "Этапы большого пути", в работе Б. Коюнлиева "Красноводск", в "Хронике истории Ашхабада".

Раскрытию особенностей становления и развития национальной культуры Туркменистана, отдельных ее компонентов, в т. ч. культур-но-досуговой сферы, способствовали труды исследователей Атамамедова Н. В., Аннанурова С, академика В. В. Бартольда, Н. Байрамсаха-това, К. Е. Бендрикова, Я. Р. Винникова, В. А. Иванова, М. X. Довлет-Юсупова, Н. Кулиева, Е. Е. Кузьминой, А. М. Мурадова, С. Муккара-мовой, К. Е. Медынского, Л. А. Рыбак и И. А. Сосонкина, В. А. Успенского и В. М. Беляева, А. Уралова, К. Ходжакулиева, Д. Чершеева.

Наиболее острой была проблема раскрепощения :) женщин-туркменок, вовлечения их в советы, кружки, женские клубы, которая была раскрыта в работах П. Ильясовой, А. Карлиева, Н. Кулиева, Б. Пальвановой.

Одним из факторов духовного раскрепощения, переустройства быта и образа жизни является ликвидация неграмотности. Эту проблему специфическими формами и методами решали учреждения культуры Туркменистана. В связи с этим анализировались: исследование М. Д. Аннакурдова, архивные материалы, а также исследования и публикации К. Ходжакулиева, Д. Чершеева, Т. Дурдыева, частично отражающие данную проблему.

Круг проблем, решаемых туркменскими исследователями постсоветского периода, ориентирован на возрождение национальной культуры и пересмотр феномена культурно-просветительной работы.

Обращение к историографии позволило раскрыть особенности исторического развития Туркменистана, этапы культурной революции и истории культурно-досуговой деятельности, деятельность коммунистической партии по их созданию и развитию, согласиться

с некоторыми выводами туркменских исследователей; выявить причину кризиса и проблемы национального возрождения.

В этом существенную помощь оказали исследования Аннамухамме-дова Н., Аннанепесова М., Аннаклычева Ш., Айдогдыева М., Атаева X., Бабаевой А., Дурдыева М., Дурдыева Т.

Изучение работ Е. В. Антоновой, Ш. А. Атажановой, Б. М. Берн-штейна, И. Бердымурадова, А. О. Вийрес, Ф. В. Гогель, С. М. Дудина, А. С. Каргина, В. Г. Мошковой, А. Н. Пиркулиева, Е. Сарарьян, Г. Сауровой, Э. Д. Меджитовой позволили определить собственную позицию выявления специфических особенностей становления и развития этнохудожественного пласта.

Аналитический обзор трудов А. И. Арнольдова, Т. И. Баклановой, Н. К. Баклановой, СВ. Брижатовой, А. Д. Жаркова, А. Л. Карамыше-ва, М. С. Кагана, Т. Г. Киселевой, Е. М. Клюско, Ю. Д. Красильнико-ва, Н. П. Лапшина, Б. Г. Мосалева, Г. Я. Никитиной, А. В. Сасыхова,

A. М. Савченко, Ю. А. Стрельцова, Е. Ю. Стрельцовой, С. К. Ткалич, В. Е. Триодина, В. М. Чижикова содействовал исследованию культурно- досуговой деятельности с применением различных методов исследования.

Разработке схем в целях раскрытия предпосылок развития основы культурно-досуговой деятельности способствовал анализ трудов

B. Г. Афанасьева, И. В. Блауберга, Э. М. Мирского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина и публикаций А. И. Берга, Б. В. Бирюкова, В. А. Геловани, Д. М. Гвишиани, В. Гохмана, Ш. А. Гумерова, Р. М. Гриднева, С. В. Дубовского, В. Н. Жиянова и А. Т. Хованского, 3. А. Кучкарева, В. Э. Мильмана, И. А. Новака, В. И. Новоселова, Г. С. Поспелова и В. А. Ирикова, Л. П. Толмашевского.

Объект исследования — культурно-досуговая деятельность Туркменистана.

Предмет исследования :— процесс становления и развития культурно-досуговой деятельности в Туркменистане.

Цель исследования — раскрыть особенности становления и развития культурно-досуговой деятельности Туркменистана во взаимосвязи с основными компонентами общества и личности.

Задачи исследования:

1. Исследовать процесс становления и развития сети учреждений культуры.

2. Определить становление основных направлений деятельности культпросветучреждений по воспитанию и просвещению в исследуемый период.

3. Анализировать проблему подготовки кадров исследуемого периода.

4. Изучить процесс возникновения, внедрения и развития новых форм и методов культурно-досуговой деятельности.

5. Выявить противоречивые стороны объекта исследования в условиях адаптивности новых форм работы российского образца на этнокультурной основе.

6. Показать роль этнокультурного наследия в организации культурно-досуговой деятельности.

Гипотеза исследования предполагает, что культурно-досуговая деятельность Туркменистана, закономерно возникнув и развиваясь,

пронизывает все стороны жизнедеятельности и служит совершенствованию общества и личности в рамках существующей идеологии изучаемого периода.

Методологической основой исследования послужили теоретические положения, концепции изучения культурно-досуговои деятельности, разработанные исследователями НИИ, вузов культуры и искусства. Исследование осуществлено с учетом многоаспектности культурно-досуговои деятельности и противоречивого характера ее становления и развития. Поэтому основой явились изучение и использование отдельных положений трудов В. Г. Афанасьева, И. В. Блауберга, Э. М. Мирского, В. Э. Мильмана и др. применительно к теме исследования. Важным для исследования явился критический анализ основных направлений деятельности политпросветучреждений, форм, методов работы, в которых отражены социально-педагогические проблемы воспитания и просвещения. Мы опирались на труды, включающие региональные особенности развития национальной культуры, влияющие на культурно-просветительную работу. В раскрытии проблемы возрождения и преемственности элементов этнокультурного наследия средствами культурно-досуговои деятельности ориентировались на труды российских авторов советского и постсоветского периодов, туркменских исследователей.

Основой исследования послужили также достигнутые успехи в разработке законодательства и права по поставленным вопросам и проблемам диссертации.

Неизученность и неполнота охвата картины духовной культуры народов Туркменистана за исследуемый период, необходимость изучения традиций, обычаев, элементов национальной культуры в рамках движения национального возрождения "Галкыныш", пересмотра клуб ной работы в свете новых требований развития Общества, Природы, Человека предопределили выбор темы диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что

1) воссоздана целостная картина становления и развития культурно-досуговой деятельности в Туркменистане благодаря изучению и анализу архивных материалов; работ, посвященных теме исследования;

2) определены основные направления деятельности учреждений культуры Туркменистана за исследуемый период по воспитанию и просвещению с различными категориями населения (молодежью, детьми, женщинами и т. д.) по ликвидации неграмотности и развитию самодеятельного творчества;

3) изучен процесс возникновения, внедрения, развития и преемственность новых форм и методов культурно-досуговой деятельности в регионе;

4) выявлены особенности становления и развития самодеятельного художественного и прикладного творчества и роль этнокультурного наследия, влияние идеологии общества на указанный процесс;

5) обоснована историческая значимость культурно-досуговой деятельности исследуемого периода и выявлена возможность использования отдельных видов ее деятельности в современных условиях.

Практическая значимость исследования.

1. Материалы диссертационного исследования представляют интерес для практики и могут быть использованы работниками культурно-досуговых учреждений Туркменистана и других

республик бывшего СССР.

2. В ходе исследования автором в практической работе с различными категориями населения возрождены и внедрены: а) отдельные формы работы, успешно применяемые в 20-е годы, но запрещенные в 30-е годы; б) отдельные виды самодеятельного и прикладного творчества в КСК им. А. Гриба, О-Ата, Озеро № 6 этрапа Туркменбаши.

3. Основные положения диссертационного исследования по проблемам сохранения и возрождения элементов национальной культуры, традиций, форм, методов культурно-досуговой деятельности с различными категориями населения использованы в учреждениях культуры и образования Туркменистана и в учебном процессе института повышения квалификации работников образования Омской области, Тверского училища — колледжа культуры.

4. Основные положения диссертации могут быть использованы при проведении лекционной работы среди различных категорий населения, на курсах повышения квалификации, на семинарских занятиях, в школах, училищах, вузах культуры при подготовке специалистов социально-культурной деятельности.

Пропаганда автором достижений определенных форм работы, видов самодеятельного национально-художественного творчества по телевидению, через периодическую печать, по местному радио способствовала росту активности, интересов, мотиваций различных слоев населения. Выступления на курсах повышения квалификации с рекомендацией внедрения отдельных видов творчества и форм работы помогли выработке системности, приоритетного направления культурно-досуговой деятельности.

Источниковую базу диссертации составили материалы ЦГА России, РЦХИДНИ, ЦГА Туркменистана им. Поладова, Министерства культуры Туркменистана, статистические сборники, воспоминания некоторых очевидцев.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Объективная оценка процесса становления и развития культурно- досуговой деятельности за исследуемый период показала, что с первых дней установления советской власти уделялось внимание подготовке и переподготовке кадров для учреждений культуры Туркменистана и развитию дифференцированных очагов культуры с учетом особенностей региона. ф 2. Преемственность приоритетных форм культурно-досуговой дея тельности и видов самодеятельного художественного творчества служит совершенствованию общества и личности.

3. Эффективность культурно-досуговой деятельности региона возможна при системной целенаправленной работе с различными категориями населения с учетом особенностей края, историческо го опыта пройденных этапов ее развития.

4. Возрождение элементов национальной культуры и исследование их в культурно-досуговой сфере эффективно посредством осуществления государственной целевой программы.

ь

Достоверность результатов работы обеспечивается анализом теоретического и эмпирического материала, теоретической обоснованностью, проверкой отдельных положений на практике—опытно-экспериментальным путем, применением разнообразных методов исследования.

Методы исследования обусловлены поставленными целями и задачами.

Использованы: метод контент-анализа архивных материалов, монографий, периодической печати; анкетирование, индивидуальные и коллективные беседы и опросы; различные виды наблюдений; метод сравнительного анализа деятельности культур-но-досуговых учреждений Туркменистана, Российской Федерации, частично Узбекистана и Таджикистана

Организация исследования.

Исследование осуществлялось в 3 этапа (с 1992 по 1998 гг.)

На первом этапе (1992-1993 гг.) осуществлены сбор и обработка эмпирического материала, анализ монографий, материалов государственного архива Российской Федерации, Российского ЦХИДНИ,ЦГА Туркменистана им О. Поладова, научных публикаций в области истории, этнографии, философии, педагогики, материалов периодической печати. Определены гипотеза, цель и задачи исследования. Неточности архивных материалов затруднили процесс исследования.

На втором этапе (1993—1994 гг.) определена база исследования, проведены опытно-экспериментальная работа, сравнительный анализ эмпирического материала, обобщены факты, проанализировано описание становления культурно-досуговой деятельности с изучением трудов туркменских исследователей по проблемам национальной культуры. В целях выявления интересов к отдельным формам, успешно применяемым в 20-х годах, и установления творческих контактов с представителями старшего поколения — хранителями старины,опросными листами было охвачено 80 детей, 50 представителей молодежи и комсомольцев,

ЗО — руководящего персонала, а устным опросом—102 ветерана (в 1982), 38 (в 1993) (из них один человек — первый заведующий клубом п. Бекдаш). По результатам опроса организованы 12 новых кружков, в т.ч. по прикладному творчеству. Результаты анкетирования содействовали организации клуба ветеранов, подросткового клуба, кафе-центра для молодежи, клуба интернационалистов.

В рамках движения национального возрождения "Галкыныш" проведен выборочный опрос 48 руководителей предприятий и общественных организаций. По результатам опроса возрождены национальные праздники, запрещенные в начале 30-х годов.

По результатам устного опроса туркменских семей в КСК п. Бекдаш организованы: ансамбль родственной группы семьи Амано-вых, кружок по изучению туркменского языка, прикладного творчества, возрождены туркменские национальные игры, Дни культуры.

По результатам устного опроса 85 учащихся профтехучилищ Бекдаш (СГПТУ № 17) выявлена необходимость создания кружков национального прикладного творчества, равное соотношение проявления интереса к проводимым национальным и интернациональным (безалкогольным) свадьбам и праздникам.

Фестивали дружбы учреждений культуры Казахстана и Туркменистана на стадионе "Химик", обмен опытом работы с показательным выступлением казахского центра культуры п. Бекдаш (Туркменистан) и г. Шевченко (Казахстан) выявили необходимость изучения национальных корней, возрождения национально-прикладного творчества, систематически0 проведени4 состязания акынов, багши.

По результатам анкетирования, выборочного опроса и наблюдения определены направления деятельности КСК п. Бекдаш:

— разработана методика сохранения и развития элементов национальной культуры, состоящей из систематической организации

кружковой работы, массовой и индивидуальной работы;

— организованы выступления на семинарах для работников культ-просветучреждений республики по обмену опытом работы;

— привлечены к работе с детьми, мастерицы, представители старшего поколения.

На третьем этапе (1995—1998 гг.) проанализированы теоретические выводы, выявлены источник и механизм становления культурно-досуговой деятельности. Материал конкретизирован, систематизирован, уточнены факты. Доказана результативность поиска новых форм и методов работы исходя из выявления интересов людей и их отношения к национальным корням, с одной стороны, с другой — использования различных областей духовной культуры в деятельности учреждений культуры.

Структура диссертации: согласно поставленным целям и задачам исследование состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Исследование осуществлено в хронологическом порядке. Период исследования 1917—1953 гг. обоснован влиянием происходящих событий в связи с Октябрьской революцией, влиянием идеологий на процесс создания политико-просветительных учреждений, приоритетных форм и направлений работы, отдельных видов национально-прикладного творчества на существующей социально-исторической и этнокультурной основе и решения в связи с этим возникших проблем.

Во введении обосновывается тема исследования, согласно поставленной цели и зада#мисследования, уточняются объект и предмет исследования, гипотеза, научная новизна исследования, исторические основы, контент-анализ газеты «Туркменская искра» по выявлению соотношений вопросов культуры современного периода и 1937 г.

Во введении дается эксклюзивный обзор по Туркмении в контексте с поставленной целью исследования. В 1 главе раскрывается становление и развитие культурно-досуговои деятельностцвыявлена сложность и противоречивость указанного процесса, определены ресурсы, обеспечивающие функционирование учреждений культуры и влияние идеологии общества на управление культурно-досуговыми учреждениями, на рост сети, подготовку и переподготовку кадров, пробуждение социальной активности, политического сознания и интересов.

Во 2-й главе раскрывается деятельность учреждений культуры по развитию духовной культуры народов Туркменистана. Анализ форм и методов работы показал сложность и противоречивость характера процесса вовлечения женщин в советы, женотделы, в кружки, участи; в массовых мероприятиях с национальными меньшинствами.

Отдельно раскрывается процесс ликвидации неграмотности, составляющий основу духовной культуры и являющийся непосредственным фактором раскрепощения женщин, нового образа жизни, быта, социальной активности.

Исследуются процесс становления и функционирования художественной самодеятельности, роль национально-прикладного искусства и народных промыслов, возрождаемых в культурно-досуговых учреждениях, в духовном обогащении туркмен, и влияние идеологий на содержание творчества.

В заключении приводятся теоретические положения и выводы о перспективах развития и совершенствования культурно-досуговои деятельности в Туркменистане.

Архивные материалы позволили выявить сложность процесса становления культурно-досуговои деятельности, причины деформации и трансформации за исследуемый период, определенные успехи в просвещении, росте социальной активности, раскрепощении женщин,

в развитии национально-художественного творчества и промыслов. Показаны противоречивость результативности новых форм работы российского образца на социально-исторической и этнокультурной основе, формирование политической культуры и преемственность национального сквозь призму бюрократической волокиты и "культа личности", коснувшейся и деятелей культуры Туркменистана, недооценка объективных условий и игнорирование специфических особенностей Туркменистана, что впоследствии привело к идее Движения национального возрождения "Галкыныш".

С успехом применяемые в дифференцированных учреждениях культуры формы и методы работы, найденные новые формы и праздники на практике опытно-экспериментальным путем, отдельные положения диссертации считаем актуальным для применения их в учреждениях культуры с учетом традиций и современности.

В ходе исследования сделаны выводы, что соответствие национального интернациональному, содержания формам, традиционного инновационному, количества качеству, интересов и потребностей личности интересам и потребностям общества, соотношение социальной, общественно-политической активности и личностно-мотивационной, индивидуального творчества (в условиях семьи) и коллективного (в условиях досуга в учреждениях культуры) должны служить идее гармонизации.

Социально-экономические, материальные и духовные предпосылки развития основы культурно-досуговой деятельности

В разные исторические периоды культурно-досуговая деятельность называлась по-разному. В первые годы советской власти — внешкольная политико-просветительная работа, в 20-е годы — агитационно-пропагандистская и политико-просветительная работа, с конца 20-х — начала 30-х годов — культурно-просветительная работа, в 70-е годы — социально-культурная работа, с середины 80-х годов — культурно-досуговая деятельность, социально-культурная деятельность

В работах последних лет распространено определение дефиниции объекта исследования как "профессиональная и самодеятельная, преимущественно творческая деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение и потребление духовных ценностей, рассчитанных на широкие массы трудящихся, способствующая их гармоническому развитию и рациональной организации досуга" (42, с. 8). В определении, данным Мосалевым Б. Г., раскрывается внутреннее богатство личности, разнообразие ее культурных интересов и потребностей. При этом выделяется социальная значимость, которая проявляется в степени соответствия содержания культурно-досуговой деятельности уровню образования, общей культуре, духовным потребностям и материальным возможностям различных групп населения (130, с. 76). В работе Максютина Н. Ф. досуг выступает "как часть свободного времени, которую Человек использует на свои индивидуальные потребности: культурно-просветительные, любительские, физкультурно оздоровительные, туризм, общение с природой, с детьми, с семьей".1

Дефиниция объекта исследования в учебном пособии "Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований" определена как "целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью содержания, освоения идеалов, смыслов, ценностных ориентации, форм, средств и методов освоения и создания духовных ценностей, обеспечивающих индивидуальную самореализацию".2

Анализ моделей досуга, представленных зарубежными и отечественными досуговедами, а также классификация досуга, принципы, функции, педагогические возможности, концепт и денотат, целевая и мотивационная направленность выражают, на наш взгляд, взаимосвязь трех составляющих: свобода выбора деятельности, проверка на практике результата деятельности, связь с общественной жизнью.

Суть указанного процесса и генезис объекта исследования позволяет раскрыть разработанная нами схема. (См. стр. 25). Данная схема наглядно показывает взаимосвязь, связи, отношения в процессе создания, распространения и потребления материальных ценностей, совершенствования национальной культуры. Все указанные элементы, взаимодействуя и развиваясь по восходящей и нисходящей ветвям, приобретают соответствующие свойства, при недооценке возможностей и условий способствуют созданию проблемных ситуаций.

Целевая направленность объекта исследования ориентирует человека на все виды деятельности в рамках целого, а компоненты — на конечный результат. При этом свойства компонентов, их взаимодействия способствуют формированию свойств культурно-досуговой деятельности. Например, компонент объекта исследования "потребность" — двойственна. При ориентации на жизнеутверждающее начало в процессе создания ценностей, качественная характеристика "потребности" (а через нее и объекта исследования) направлена на гармонизацию. Во взаимодействии с приниженными качествами личности она — противоположна, полярна первоначальному определению. Поэтому от целевой направленности указанных в схеме компонентов, от свойств их взаимосвязи с другими сложными системами зависит свойство объекта исследования.

Важным в нашем исследовании является функциональная характеристика "деятельности". Ее выявлению помогает схема, разработанная Мильман В. Э. в целях раскрытия функциональной структуры деятельности для форм трудовой деятельности:

Структура деятельности позволила выявить:

1) побудительную функцию (потребность—мотив—объект—цель). Определяя потребность как требования к внешней среде, а моти-вационный поиск — как связующее звено между потребностью и целью, решение проблем раскрывается через активность, возникновение побуждающей функции;

2) обеспечивающую(условия—средства—состав);

3) контролирующую (продукт—контроль—оценка);

4) координирующую (планы деятельности) (129, с. 105).

Исходя из анализа работ теоретиков культурно-досуговой деятельности, анализа приведенной структуры деятельности и ранее приведенной схемы мы выявляем, что культурно-досуговая деятельность подвержена влиянию внешней среды, общества, природы, человека, вступая во взаимодействие с которыми выполняет общие с ними функции: соционормативную, жизнеобеспечивающую, коммуника тивную и т. д. Кроме того, ей свойственно выполне собственных функций: общения, рекреативной, просветительной, эвристической, гуманистической, творческой, управления и т. д. Указанные функции сформировались эволюционным путем в ходе длительного процесса становления туркменской национальной культуры, в т. ч. досуговой деятельности.

Характеристика основных функций отражена в концепции, разработанной Киселевой Т. Г., Красильниковым Ю. Д., Стрельцовым Ю. А. "Современное состояние культурно-досуговой деятельности" и в учебных пособиях.

Исходя из приведенных схем, анализа "тезауруса", мы согласны с утверждением о древности происхождения "досуга", "досуговых занятий, деятельности, развлечений, зрелищ" и определяем культурно-досуговую деятельность, как деятельность, направленную на раскрытие способностей, внутренних резервов жизнедеятельности Человека во имя гармонии с самим собой, с человеческой общностью, природой, обществом.

Ресурсное обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений Туркменистана

Основополагающим признаком, обеспечивающим функционирование объекта исследования, является наличие определенных ресурсов.

В нашем исследовании — это:

а)сеть учреждений культуры, уровень развития материально-технической базы, оснащенность инвентарем и оборудованием, музыкальной аппаратурой, техническими средствами, финансирование;

б)работники культуры, социальная активность организованной части населения, профессиональные качества кадров, нормативные и правовые акты на государственном и местном уровнях, являющиеся одним из факторов обеспечения развития процесса от создания до потребления ценностей материальной и духовной культуры в условиях досуга в культурно-досуговой сфере.

Аналитический обзор теоретиков культурно-досуговой деятельности позволил раскрыть уровень развития и взаимосвязь материально-технической базы учреждений культуры и их носителей как следующего фактора, способствующего развитию цикличности "от производства до потребления". При этом, из множества определений материально-технической базы остановились на определении, данном в учебнике1, наиболее отвечающем теме исследования. В масштабе отрасли материально-технические базы составляют планомерно организуемые системы: сеть различных учреждений культуры и предприятий, оснащенно-стьматериально-техническими средствами, необходимыми для выполнения возложенных на данные организации социальных функций. Материально-техническая база учреждений культуры рассматривается в натурально-вещественной и стоимостной форме, согласно которой она состоит из здания, сооружений, оборудования, транспорта, музыкальных инструментов, проекционной аппаратуры и других средств. Другими словами, это — совокупность материальных средств длительного пользования, функционирующих в непроизводственной сфере, включая отрасль "культура" и "искусство", объединяется понятием непроизводственные основные фонды, имеющие денежную оценку.

Финансирование (совокупность экономических отношений)2 раскрывает взаимоотношения и связи элементов объекта исследования с другими сложными системами (Человек, Общество).

Под типологией нами подразумевается совокупность показателей и характер функционирования клубов по территориальной, ведомственной, отраслевой, возрастной, национальной (классовой) принадлежности. Сеть определяется как совокупность количественных показателей и взаимодействие указанных типов при наличии связи управления, объединяющей их в определенную систему. Согласно ранее приведенной схеме мы выявляем, что клуб занимает нижний уровень. Он функционирует и развивается благодаря взаимосвязи элементов "аудитория", "кадры", "общественный орган самоуправления". Клуб — база, основа, учреждение, форма, в рамках которой развивается "деятельность" по раскрытию способностей.

Ходжакулиев К. рассматривал клуб как учреждение.

Милашевская Е. К., Прянишников Н. Е., Савченко М. Р. — как сооружение, как социокультурный институт и как организацию — инструмент культурной политики со своими стихийными закономер ностями формирования клубных общностей, "как объект прикладного исследования.

Интересным для исследования представляется возможность рассматривать как модель, согласно которому "клуб — ...это особый культурный институт, влияющий на жизнедеятельность всех общественных институтов, обновляющий и оздоровляющий их внутренние механизмы и структуры2.

Не вдаваясь в подробный анализ функционирования театров, музеев, концертных организаций, цирков, парков, библиотек, кинотеатров, музыкальных и художественных школ и т. д., относимых к учреждениям культуры, нами выявляйся их роль и влияние на процесс развития вышеуказанного цикла в культпросветучреждениях.

В исследовании отождествлено понятие "культурно-досуговая сфера" с разработанной Е. М. Клюско дефиницией "социальный институт культурно-просветительной деятельности". Историография и монографии туркменских исследователей подтверждают, что до революции 1917 г. в Туркмении не было театра, кино, симфонической музыки, живописи, графики, скульптуры, танцевальных коллективов, оперы, балета, хорового пения.

В Закаспийской области, самой развитой области Туркменистана, функционировали 1 музей, 6 киноустановок, 2 библиотеки, 4 мелкие типографии, издавалось 2 газеты на русском языке, а с 1914 — на туркменском языке "Туркменское обозрение" (82. С. 14). Первое упоминание о клубе относится к 1905 году (188. С. 36, 37). Одним из культурных центров считалось общество велосипедистов. Первым важным государственным документом об организации библиотечного обслуживания было решение на основе Декрета советской власти"0 библиотечном деле Ъ национализации библиотек Туркестанского края. Все частные, публичные, общественные, ведомственные библиотеки были объявлены собственностью республики. По распоряжению Закаспийского облоно от 5. 06. 1920 г. было решено организовать передвижные библиотеки, а при каждой библиотеке — читальни.

Государственным актом, способствующим распространению ценностей культуры через печать, является Декрет СНК Туркестанского края о национализации типографий и литографий (109. С. 434) в крае от 29/3 1918 г., а также разработка Устава Закаспийского музея и публичной библиотеки 18. 02. 1919 г., обращение краевого художественного совета в НКП об организации Восточного отдела музея (108. С. 420, 258).

Основные направления деятельности культурно-досуговых учреждений по воспитанию и просвещению

Аналитический обзор историографии, монографий исследователей определяет сложность и противоречивость становления туркменской нации, национальной культуры, территориальной общности, социально-экономических и этнографических оснований развития культур и ее компонентов, в недрах которого возникла культурно-просветительная деятельность.

В условиях постоянных войн, межплеменных распрей кочевых, полукочевых, оседло-земледельческих племен и влияния ариев, греко-македонского государства Селевкидов, Парфии, персидской династии Сасанидов, борьбы с гуннами, кочевниками-эфталитами, тюрками, арабами, монголо-татарами, узбекскими правителями, сефевидами, Бухарскими и Хорезмскими эмиратами, Хивинскими ханствами происходили этногенез туркмен, становление национальной психологии и национального характера, уклада жизни, традиций, обычаев, обрядов, тоев, времяпровождений и общений с гостями в условиях семьи в мых-манхана, становление и борьба идеологий.

Идеология правящего класса (феодально-байская) и религиозная (ислама в ходе закрепления тюркизации) в борьбе с существующими и против навязывания извне других идеологий, влияла на все стороны хозяйственной, общественно-политической и культурной жизни. Мощная система пропаганды и религиозного воспитания в Туркменистане была основана на законах шариата (мусульманского законодательства, изложенного в Коране и наречениях Магомета) (118. С. 7—8).

Наиболее распространенными праздниками и обрядами в связи с закреплением ислама яв.м лись "Идь-аль-адха" (курбан-байрам), "Ид аль-фитр" (Ураза байрам), Мирадж, Раджаб байрам, День рождения пророка Мухаммеда, суннат (обрезание); джаназа и другие, различные формы брака, обряды, калечащие душу ("тельпек", "кайтарма", "кырнак", "левират"). В то же время продолжали существовать обычаи посещения местных святынь, разного рода мазаров, священных деревьев, уходящих своими корнями в домусульманское прошлое. Ислам не смог их искоренить.

Присоединение Туркменистана к России обострило борьбу идеологий, сосуществования культур, в т. ч. российской и туркменской. В литературе советского периода утверждалось, что царизм консервировал своей колониальной политикой экономическую, политическую и культурную отсталость, а архивные материалы говорят о превращении Туркмении в сырьевой придаток. Активными борцами против привнесения элементов культуры иноверцев были джадиды1 и вуфи. Борьба разных идеологий влияла на становление системы просветительства, просвещения российского образца. Наиболее действенными методами приобщения коренного населения к ценностям русской и европейской культуры были экскурсии, организация просветительских пунктов, библиотек, лекций, вечеров, концертов, литературных чтений. Первоначально они проводились миссионерами, затем — для пришлых русских, осевших по линии железной дороги, с постепенным привлечением туркмен. Оживление хозяйственной жизни пробудило интересы и активность всех слоев населения.

Открывались новые заводы. Изменения происходили в способе производства, в изготовлении орудий и средств труда, системе отношений в ходе производства материальных благ. Царское правительство, опираясь на феодальную верхушку, поддерживало медресе, не вмешивалось в общинное (Санашик) пользование землей и водой, осуществляло систему отношений, сообразуясь с экономическими и политическими задачами в регионе.

Борьба идеологий влияла на быт, родоплеменные взаимоотношения. Несмотря на влияние закона шариата на семейно-бытовые отношения, существующие мужские и женские объединения, разделение жилища на 2 половины, домусульманские обычаи влияли на специфические особенности проведения досуговых занятий, таких, как встреча гостей, выступление бахши, вечера-загадки, уходящие корнями к туркменскому обычаю "дарить" за разгадывание (162. С. 14).

Освободительные веяния, привносимые революцией 1905 г., явились причиной появления первых зачаточных форм внешкольной работы— прообраза агитационно-художественной работы с революционной символикой. Это — политические демонстрации, обряд гражданских похорон, митинги. Клуб общества велосипедистов становился центром общественно-политического движения и просветитель ства, где проводились детские утренники, спектакли, балы, чтение произведений классиков русской литературы, а также проповеди церковнослужителей .

В появляющихся общественных библиотеках в начале 20 века в Ташкенте, вслед за ним в Ашхабаде, распространялись и обсуждались брошюры революционного характера, книги В. И. Ленина, листовки, газета "Искра". Таким образом, к 1917 году существовало несколько направлений по воспитанию масс, в т. ч. коренного населения. Это:

1) религиозные праздники, обычаи, обряды, внедряемые мощной пропагандой ислама;

2) домусульманские обряды и обычаи (в кругу семьи, рода, племени);

3) влияние идеологии правящего класса (царизма), в т.ч. христианства с соответствующими праздниками;

4) общественно-политические, гражданские, революционные праздники, внедряемые после революции 1905 г. и получившие дальнейшее развитие в связи с революцией 1917 г.

Национально-художественное творчество в развитии духовной культуры народов Туркменистана средствами культурно-досуговой деятельности

Самобытная культура туркменского народа сложилась как синтез достижений культурных ценностей и видов деятельности племен, племенных объединений, народностей в ходе консолидации их в туркменский народ.

В контексте нашего исследования, оно выстроено нами в схему (смо с. 147). Схема наглядно показывает, что национально художественное творчество многоуровнево. Ее составными частями являются "прикладное творчество", "художественная самодеятельность", "фольклор", которые сами состоят из множества элементов.

Взаимодействие указанных с многоуровневыми системными образованиями с Человеком во главе (под влиянием внешней среды), направленное "вовне", способствует созданию новых ви-дов творчества. Развитие, направленное "вовнутрь", наряду о созданием новых элементов содействует выявлению кристаллизации признаков, принципов, цели, тенденций, мотивов, свойств.

Согласно схеме абстрагивание каждого из указанных элементов ("прикладное творчество", "художественная самодеятельность", "фольклор") позволяет выявить общие черты каждого из них и отличительные особенности. Консолидация их в национальном (в условиях национальной общности) выкристаллизовывает их в "этнический знак", "лицо нации", в "племенные знаки", "тамги", "гели".

Развитие вышеуказанных элементов рассматриваемой системы происходило в условиях самоутверждения личности, тесно связанной с мифологией, культом, взаимодействием кочевых, полукочевых, оседло-земледельческих племенных объединений, аккультурации, ассимиляции в ходе миграционных процессов, нашествий других племенных объединений, народностей извне, противоборства двух систем хозяйствования.

Другим фактором явилось стремление отразить познание, восприятие окружающей действительности в художественно-изобразительной и образной форме, народно-прикладном и устном народном творчестве. Взаимодействие их с внешней средой, влияние объективных и субъективных факторов приводили к становлению и развитию новых форм творчества.

Истоки их уходят в седую древность. Подпитывающей почвой служили богатый архитектурный декор, бронзовые, серебряные, золотые украшения для быта, военного искусства, керамика, художественный металл, изделия из кожи, слоновой кости, художественный манускрипт, коропластика, скульптура, декоративное и устное народное творчество и весь богатый арсенал достижений материальной и духовной культуры поколений.

Одним из элементов прикладного творчества явилось искусство архитектурного декора, инкрустация, ритоны, что подверглось эволюции в соответствии с изменившимися об стоятельствами, эпохами, жизнедеятельностью и с бытовыми запросами и вкусами.

По утверждению Г. А. Пугаченковой и Л. И. Ремпель, мифология (мифологический реализм), буддийское, светское (дворцовое) искусство, ислам повлияли на мотивы, стиль. Использовались местные традиции и новизна художественных идей и форм.

Мастера находили символическое решение, аллегории, распространенные в домусульманские времена, в эпоху эллинизма и в последующие века. Художественная каллиграфия, геометрические и растительные арабески, коропластика и скульптура, каллиграфия, живопись нами включены в систему как следующие элементы прикладного творчества. Живопись была ценна для изучения местной мифологии, обычаев и связи с культурными ценностями других народностей.

Сюжеты эпоса, фольклора народных сказок, преданий, поучений (149. С. 137, 141) были характерны для всех видов творческой деятельности.

Наиболее распространенным видом домашнего промысла и элементом прикладного творчества считалась керамика, отображающая связь эпох, стойкость традиций, бытовых запросов, удовлетворяющая эстетические запросы.

С одной стороны, создавались гравированные чаши из драгоценных сплавов, с другой — глиняная посуда для челяди, где орнамент прост и формы грубоваты. Орнаментальный мотив, изобразительные сцены, мир древнехорезмийской символики и мифологии были характерны для высокого искусства керамики.

Анализ позволил выявить сигнификативное свойство отдельных элементов. Эксклюзивный обзор показывает, что в творчестве использовались геометрические, растительные, эпиграфические, зооморфные и сюжетно-изобразительные орнаменты. В основе лежала борьба "со злом" — применение элементов мифологического реализма Юга и звериного стиля Севера.

В этом заключались многообразие, взаимосвязь разных направлений в развитии степной и оседло-земледельческой культуры, связь различных школ, тяготеющих к синтезу местных традиций и художественному творчеству других народностей в последующие века. Несмотря на утверждение о том, что "геометрическая фигура определилась не через абстрактное понятие, а при помощи соответствия ее с известным предметом" (И. С. 38), орнаменты, геометрические фигуры прочно утвердились в декоративно-прикладном творчестве. Бусы, предметы быта, утвари, ремесла, украшения одежды, головного убора, вышивка, ковровые изделия применялись по назначению, магическому свойству, необходимостью в быту или согласно ритуалу. Эти 4 составляющие, а также необходимость улучшения быта, жизнедеятельности, познание объективного мира и применение знаний на практике двигало процесс совершенствования первоначально данных предметов быта, жилищ. Это отразилось в образном воплощении применительно к хозяйственной и культурной деятельности.

Похожие диссертации на Становление и развитие культурно-досуговой деятельности в Туркменистане (1917-1953 гг.)