Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России Бутенко Марина Эдуардовна

Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России
<
Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бутенко Марина Эдуардовна. Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : СПб., 1997 205 c. РГБ ОД, 61:98-13/147-4

Содержание к диссертации

Введение

1. Мусульманские традиции как продукт этнокультуры различиях исторических эпох . 16

1.1. Философское и гносеологическое содержанке мусульманских культурних традиций 16

1.2. Педагогика и культурология о традициях российских мусульман 43

2. Реализация воспитательного потенциала культурнодосуговых традиций мусульман Росси 77

2.1. Культурологический анализ гуманистических ценностей ислама и проблема их продагавды 77

2.2. Преодоление неадекватного' восприятия ценностей ислама в современной общественно-политической жизни 103

2.3. Технология сохранения и дальнейшего обогащения нравственно ценяшх традиций мусульман 130

Заключение 148

Список публикаций по теме диссертации 173

Приложения

Введение к работе

ІДВУЗДдаУга ЯФ№№№- Ф° 5лемы культурных традиций и преемственности в культуре привлекают в последнее время все больше внимания культурологов и специалистов смежных наук не только в силу академического интереса. В условиях политической и экономической нестабильности, обострения социальных противоречий и экологического кризиса обращение к вопросам духовного становления и куль турного развития общества закономерно и актуально.

%ея духовного возрождения, доминирующая сегодня в общественном сознании, выдвинула на первый план актуализацию национальных Форм культуры, необходимость переосмислення ценностей в этическом и культурном наследии, отражающем специфику образа жизни того или иного народа.

В условиях современной социокультурной ситуации особый интерес представляют мусульманские культурные традиции как органическая часть единой и многообразной российской культуры.

Отнонение России к исламу определяется, прежде всего, многовековыми политическими, экономическими, культурными контактами с народами, исповедующими мусульманскую религию, а также известной схожестью социокультурных ориентации, идей противостояния (в частности, в культурном аспекте) западной цивилизации.

Вместе с тем в силу ряда с щиэльно-политических ситуаций в общественном сознании сложилось неадекватное

представление об исламе.

Это обусловило возникновение проблемной ситуации, причиной которой выступает противоречие между изначальной гуманистической природой ислама и неадекватным восприятием его ценностей на уровне общественного сознания. Актуальной становится проблема лояльности, веротерпимости, уважения к желанию жить по законам исламской религии, учитывать специфику мусульманского образа жизни, ценностей и приоритетов в условиях формирования новой геополитической системн и диалога культур.

СоСТОЯНИе .ИССЛедОВаНИЯ ЖЗОбдеШ. Ї&ТЄНСЙВЇШЄ поиски в

ооаіественной мисли современной России по выяснению сути происходящих процессов визвали важные сдвиги в содержании используемых понятий, в том числе понятия "традиция . Характер исследования обусловил необходимость рассмотрения как самой концепции традиции, так и изучения культурних традиций российских мусульман.

йробяема множественности и разнокачественности культуры интересовала учених - отечественнж и зарубежных - еще в XIX веке. Начало систематическому изучению национальных культур в России положили исследования веского географического общества, стоявшего у истоков отечествоведения. Эти исследования проводились преимущественно в историческом, географическом и этнографическом аспектах и затрагивали характеристики образа жизни, бита, культуры и искусства этносов. С конца XIX в. в русле становления мусульманской

социальной общности и формирования прогрессивных общественных направлений в мусульманской среде появляются труды модер-нистов-джадидов А.Ваязитова (Санкт-Петербург), Я.Гаснринс-кого (Крым), Ш.Марджани, Р.Фахриддинова (Казань) по вопросам просвещения, репорт ислама, формирования чувства национального самосознания и развития прогрессивных исламских традиций.

исходным стимулом для разработки понимания традиции в XX веке послужили исследования культур-антропологов (А.Кре-бер, Л.Морган, Э.Рекяю, Э.Зукс, Г.Щурц), этнопсихологов (Р.Бенедикт, А.Кардинер, Г.Г.Шлет), историков (А.Тойнби, В. 0.Ключевский) по вопросам локальной специфики культур, в которых затрагивались проблемы исследования природы культурной традиции. Шраляельно в социологии культуры поднималась проблематика типологии обществ, религий и культур, а следовательно, их исторического сойоставления и эволюции. В 60-е годы использование "идеальных типов" методологии М. Вебера способствовало во многом изучению стадий и типов эволюции различны , обществ, а вместе с тем подняло вопрос о сущности и природе традиции как фактора социального развития.

Однако в нашей стране серьезное изучение проблемы культурной традиции вплоть до 60-х годов было просто невозможным в силу господствующих идеологических установок, нарушающих преемственность в культуре и ставящих достижение новых результатов в противовес культурному наследию. Ка первый план выдвигалась идейно-политическая задача борьбы

с пережитками, деление традиций на классовое, реакционные и прогрессивные.

Таким образом, рассмотрение проблема теории культурной традиции вплоть до 90-х гг. базировалось на марксистско-ленинской методологии и не отражало специфики формирования национальных культурных традиций. Фундамеятальные исследования суярности и природы культурных традиций, осуществленные в советский период трудн Э.А.Валлера, Ю.В.Бромдея» М.С.Маркаряна, Н.С.Оарсенбаева, А.Г.Спиркина, Й.В.фгханова, Д.М.Угриновича и др.), несут на себе отпечаток своего времени. Не умаляя огромной исторической роли этих работ в развитии теории культурной традиций, все же следует сказать, two современные водходы потребовали переосмысления ряда концептуальных положений, и в первую очередь - рассмотрения в рамках данного исследования мусульманских традиций в контексте историко-культурного развития ислама.

При разработке теоретической основы диссертации автор опирался на труды крупнейших отечественных специалистов в области философии ислама (А.Д.Ійіш» А.Е.КрымскиЙ, М.Т.Оге-паняяский), коранистйки и хадисной литературы (Д.В.Ермаков, П.А.Грязяевич, Д.Й.Кяимович, Й.Ю.Крачковский, М.Б.Пиотрове-кий, Е.А.Резван), культуры ислама (В.В.Бартояьд, Д.й.Еремеев, Н.В. уравский), а также на труды зарубежных авторитетов! Н.Даниэля, Г.Э.фон Гргонебаума, Й.Гольдциера, А.Массэ, арабских и мусульманских ученых: Абдуррахмана ан-Нахлауи, Абуль Для ал«$аудуди, Афифа А.Табара, Круикшанк Додд, Мухаммада Й.Дж. Зину, Ш.Хайраллы, Хамида ад-Дин Кирмани,

Хаммуда Абдалати. На стратегию исследования оказали влияние труды современных ученых К.С.Кирабаева, Р.Г.Ланды, А.В.Ма-лашенко, Г.М.Милославского, Ю.М. Почты по основным концептуальным подходам к исследованию мусульманской цивилизаций.

изучению вопросов, связанных с проблемами культурно досуговой деятельности мусульманских народов, нашло отражение в исследованиях Абдуяьмагида Абдулькадера, Анвара Абдуяьха-лека, Самира Байдани, Р.Я.Йзатуллоева, М.Д.ШмедовоЙ. Значительный интерес представляют также исследования по проблемам народной педагогики российских мусульман, представленные в работах Й.А.Давлиева, Т.К.Йскакова, З.М.Шагомедова, І.А.Мирзоева, С.А.Щухамедьянова, М.Г.Тайчинова» Р.А.Фахрут-диновой, А.Б. зиной и др.

Отдельно хотелось бы отметить публикации Д.Й0иева, А.йасера, Й.Огепановой, Р.Теяяшова в петербургских периодических изданиях по проблемам мусульман Санкт-Петербурга, а также бюллетень "Россия и мусульманский мир", в котором аналитические материалы сочетаются с дайджестом публикаций по исламу и проблемам мусульманских стран СНГ.

Однако прикладной, социально-педагогический аспект проблемы мусульманской культурной традиции рассмотрен в научной литературе совершенно недостаточно. Наличие нового социального заказа, с одной стороны, и недостаточная теоретическая и методологическая разработка проблемы, с другой,- предопределили необходимость и целесообразность осуществления данного исследования, цель, которого - обоснование социально-педагогических: условий .. формирования и

функционирования культурно-досуговых традиций мусульман России.

Целевая установка предопределила задачи исследования:

- выявить сущность, характер и специфику мусульманских культурных традиций;

- внявить культурологический, социально-педагогический и воспитательный потенциал мусульманских традиций;

раскрыть механизм пропаганды гуманистических ценностей ислама светскими институтами;

- разработать рекомендации по преодолению неадекватного восприятия ценностей ислама в современной общественно-политической жизни средствами социально-культурной деятельности;

- разработать и внедрить социально-педагогическую программу сохранения и дальнейшего обогащения нравственно ценных куль-турно досуговых традиций мусульман России.

Объект исследования - человек в системе социально-культурных явлений и процессов мусульманской микросреды.

Дэедмет, исследования - социально-педагогический механизм формирования и функционирования куяьтурно-досуговнх традиций российских мусульман.

Ваза исследования : национально-культурные центры, национальные общества и землячества Санкт-Петербурга. Сравнительную базу исследования составили мусульманские культурно-досуговые центры и объединения Казани, Самары и Челябинска.

В течение 70-ти лет социально-культурная деятельность базировалась на общих для всей России формах организации досуга и идейно-эмоционального воздействия. Йри этом игнорировался фактор развития досуга на почве национальных традиций, что бнло характерно и для регионов влияния ислама.

инверсионное изменения 90-х годов привели к переходу от теории атеизма, базирующейся преимущественно на искаженном подходе к сущности исламской религии, к противоположной модели культурной жизни - интенсивному подражанию мусульманским образцам. Это позволило экстремистскому кркяу исламских движений спекулировать ради достижения политических выгод на интересе населения к исламу, пропагандируя далеко не лучшие принципы мусульманской религии.

і\наяиз теоретических аспектов рассматриваемого вопроса, а также результати практической работ» в системе Министерства культурн ЩРЙемен (1987-1990) и ССОД (Яеменско-советский дом дружбн, Ї987-І989) позволили автору сформулировать исходную гипотезу, состоящую из следующих предположений: в сложившейся социокультурной ситуации развитие культурно-досуговнх традиций мусульман России будет успешней при условии дополнения общечеловеческих ценностей, всегда составляющих основу организации социально-культурной деятельности, гуманистическими традициями ислама, которие будут принята на вооружение не только религиознями, но и другими социокультурными институтами - семьей, школой, учреждениями культура.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: разработанная в Санкт-Петербургской государственной Академии культуры концепция досуга как фактора рекреации и явления культури Ш.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, А.П.Марков, А.й.новикова, Б.А.Титов, В.Е. Триедин идр.), взгляда средневековых философов ал-Фараби, Хайдара Хоразми, ая-Кирмани на воспитание в соответствии с базовыми гуманистическими принципами (разум, счастье, добродетель); концепции воспитания на базе национальных традиций, разработанные К.Д.Ушин-ским, С.Т.Шацким, деятелями татарского просветительного движения Ш.Марджани, Й.Гаспринским, а также концепция взаимообо-гащающей интеграции традиций ислама и светских форм досуго— вой деятельности, нашедшая отражение во Всеобщей исламской декларации прав человека (Европейский Исламский Совет, сентябрь 1981).

Цель исследования и характер решаемых задач обусловили необходимость комплексного подхода к использованию методов системного анализа, с позиций которого рассмотрены структура, формы и функции культурно-доеуговой деятельности мусульман, и сравнительно-исторического метода, позволившего выявить генезис изучаемого объекта, сопоставить уровень эволюции и произошедшие изменения, определить тенденции развития в ближайшей исторической перспективе. Были использованы также методы анализа и синтеза научной информации и документации.

Методика исследования включала несколько этапов.

На первом этапе изучалась история и теория вопроса,

были определеш ключевые понятия, дан анализ мусульманских традиций как явления культуры. Анализ документального потока научных публикаций, директивно-правовых, справочных, статистических материалов, периодики (всего свыше 600 документов) позволили выявить осяпяе тенденции развития культурно» досуговых традиций мусульман в исторической ретроспективе и в современной России. На стадии формулировки гипотезы исследования для сбора первичной социальной информации использовался метод невключенного наблюдения.

На втором этапе было проведено эмпирическое исследование с целью изучения состояния и динамики развития мусульманских культурных традиций на современном этапе. Для получения эмпирических данных использовался метод экспертных оценок (в группу экспертов вошло 7 человек) и опрос (анкетирование). Данные опроса после обобщения и упорядочения значений позволили определить характер общественного мнения среди мусульман по ряду религиозных вопросов, ценностные ориентации и социокультурные особенности представителей мусульманских о&рян Санкт-Оетербурга, Челябинска, Самары и Казани, а также состояние и возможности наполнения культурно-досуговой среды для российских мусульман. Материалы опросов сопоставлялись с данными, полученными в результате экспертных оценок, что позволило повысить степень достоверности и репрезентативности исследования и обеспечить базу для разработки и внедрения социально-педагогической программы сохранения и обогащения культурно досуговнх траяяци яуеэяивиюн.

На третьем этапе был осуществлен педагогический экспе римент, суть которого заключалась в апробации разработанных методических рекомендаций по сохранению и дальнейшему обогащению нравственно ценных культурно-досуговых традиций российских мусульман.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования проявились в раскрытии феномена свободного времени как фактора, обладающего уникальными (по, сравнению с другими сферами человеческой жизнедеятельности: политической, экономической, правовой и пр.) возможностями для сохранения и развития национальных, региональных и религиозных особенностей.

исследование позволило раскрыть механизм формирования культурно-досуговых традиций ислама, основанный на реализации просветительного потенциала досуга, позволяющего сохранить за личностью полную свободу выбора форм поведения и содержания деятельности и представляющего возможность усвоить ценности ислама как мусульманам, так и представителям иных конфессий или атеистам, исследование показало, что в условиях многонациональной России, где религиозные конфессии функционируют на принципах веротерпимости, пропаганда гуманистических традиций ислама в сфере досуга может осуществляться лишь в органичном единстве с раскрытием общечеловеческих ценностей, характерных для различных религий, исповедяваемых в данном регионе.

йгследование способствует преодолению искаженного, неадекватного восприятия ислама, возникшего в русле негативной преемственности и последующего фокусирования внимания исключительно на негативных сторонах исламской религии, искажающих ее истинную суть.

Практическая значимость исследования в первую очередь виразилась в обосновании механизма внедрения гуманистических традиций ислама в повседневные формы организации досуга в учреждениях культуры, учебных заведениях, в семье.

Результаты исследования могут быть использованы при выработке региональной культурной политики, в практических вопросах возрождения культуры российского мусульманства.

В содержательном и методическом аспектах работа может быть использована при разработке спецкурсов, составлении методических рекомендаций, написании учебников и учебных пособий для студентов факультетов прикладной культурологии и художественных специализаций институтов культуры, искусства и педагогических вузов.

итоги теоретико-эмпирического исследования по вопросу становления и развития культурно-досуговых традиций российских мусульман реализуются в новых научных результатах, которые выносятся на защиту:

I. 1% йнцип опоры на гуманистические досуговые традиции мусульман, в рамках которых социально-культурную ценность представляют:

- превалирование форм семейного, группового препровождения свободного времени;

- прикладное творчество, сочетающее отдых и совершенствование быта;

гуманистическая каправленность празднично-обрядовой культуры;

- культ глубокого уважения к старшим, создающий благоприятные условия для передачи молодым поколениям культурно-досуговых традиций отцов;

- обеспечиваемый жестким общественном контролем здоровий образ жизни, исключающий употребление алкоголя, азартные игры и иные виды деструктивного поведения.

2. Методика формирования культуры досуга в регионах активного влияния ислама, в основании которой:

- реализация принципа опоры на гуманистические принципы мусульман;

- преодоление пассивно-созерцательных форм свободного времяпрепровождения мужчин, частичного обособления глав семейств и взрослых мужчин, ставящее последних в особые условия, не распространяющиеся на других членов семьи;

- обеспечение совместимости и взаимодополняющего зффекта мусульманских и европейских куяьтурно-досуговых традиций.

3. Положение об общечеловеческом характере гуманистических традиций исламского досуга, предопределяющих необходимость и целесообразность дополнения сложившихся форі их реализации в рамках мусульманских конфессий системой деятельности светских учреждений по их пропаганде среди широких слоев населения различной религиозной или атеистической направленности.

4. Социально-педагогическая технология взаимодействия и взаимодополнения традиций ислама и региональных субкультур, сложившихся в результате культурного взаимодействия людей различной конфессиональной принадлежности и атеистической ориентации, определяемая, с одной стороны, включенностью мусульманских культурных традиций в общемусульманскую культуру, с другой,- их включенностью в социокультурную

среду территории как конкретно-исторического проявления регионального варианта культури.

ДпробащЕЯ работ». Основные результаты исследования были изложены в выступлениях на Межвузовской аспирантской конференции (апрель 1995, СШГАК), Всероссийской аспирантской конференции "Проблемы культуры и искусства (апрель Ї996, Санкт-Петербург), Международной научной конференции "Йир культуры: человек, наука, искусство" (май Ї996, Самара), обсуждались на Междисциплинарных семинарах молодых ученых и преподавателей гуманитарных наук Международного фонда "Культурная инициатива" (декабрь 1995 и 1996, Санкт-Петербург). Основные положения исследования изложены в тезисах конференций и в публикациях в сборниках статей Санкт-ііетербургского отделения Международного фонда "Культурная инициатива" и межвузовском сборнике "Российская культура глазами молодых ученых".

Философское и гносеологическое содержанке мусульманских культурних традиций

Интенсивные поиски в общественной мнели современной России по выяснению сути происходящих процессов вызвали необходимость переосмысления многих понятий гуманитарного цикла, в том числе понятия "традиция . Это обоснованно, поскольку категория "традиция" содержим огромный коншштуальннй потенциал, вмещая компоненты функциональные ж творческие, материальные и духовные, объективные ж субъективные. Она соединяет прошлое ж бущущее, сознательное и бессознательное, намерения ж действия. Отсюда, как отмечает российский культуролог Б.СЗрасов, перегруженность понятия "традиция , которое распределяется между адекватняйи /хотя ж не безупречными в аналитическом плане/ понятиями: самобытность, специфика, культурное наследие, культурное ядро, культурная динамика, эндогенность .

В литературе этот термин зачастую используется как синоним преемственности, либо распространяется на сами нормы, нравы ж социальные устано вления, либо отождествляется с обычаями. Многозначность употребления термина;, а также характер исследования обусловили необходимость рассмотрения эволюции понятия "традиция", его характеристику как. явления культуры и, в частности, исследование мусульманских культурных традиций. Поэтому в данном разделе основной акцент будет сделан на изложении и уточнении исходных посылок концепции культурной традиции и на принципах автономизации мусульманской традиции как особого предмета исследования. Иные имеющие место точки зрения по затрагиваемым вопросам будут рассматриваться лишь в той мере, в какой это будет необходимо для отмеченной задачи.

Латинское "Traditio в России до XX века воспринималось в смысле священного предания в богослужении1, юридического акта а также в смысле устного способа передачи некоторой важной информации . Таким образом, отмечает Э.В.Соколов, это понятие ассоциировалось с мифом, фольклором, религиозными, семейно-бытовнии обрядами .

В достаточно развернутом виде понимание традиции как основного конституирующего фактора социального развития получило признание в середине XX века. Исходным стимулом для его выработки послужили исследования культур-антропологов (А.Кребер, Л.Морган, З.Рекяю, Э.Фукс, Г.Щурц), этнопеихшо-гов (Р.Бенедикт, А.Кардинер, Г.Г.Шпет), историков (А.ТоШби, В.О.Ключевский) по вопросам локальной специфики культур, в которых затрагивались проблемы исследования природы традиции. Американский основатель учения о научных традициях Т.Кун в основе традиции видел прошлые достижения, выступающие в качестве парадигмы и выражаемые в виде дисциплинарной матрицы: 1) символические обобщения; 2) концептуальные модели; 3) ценностные установки; 4) образцы решений конкретных задач и проблем .

Матрица T.j yHa не лишена недостатков в силу своей неоднородности: два первых ее элемента - тексты, третий элемент -неявное знание, для его обозначения в культурологии имеется термин "менталитет , четвертый элемент - явное знание. Однако матрица представляла определённый интерес для методологии исследования культурной традиции в целом, поскольку явилась попыткой теоретического обоснования традиции в философии науки.

Параллельно в социологии культуры поднималась проблематика типологии обществ,, религий и культур, а хїледовательно, их исторического сопоставления и эволюции» В 60-е годы использование "идеальных типов" методологии Ш.Вебера способствовало во многом изучению стадий и типов эволюции различных обществ, а вместе с тем подняло вопрос о сущности и природе традиции как фактора социального развития. Получили смысл термины "национальные традиции" и "религиозные традиции", которые, во-первых, отражают сложившуюся специфику духовной жизни, и во-вторых, обеспечивают устойчивость определенных сфер духовной регуляции.

В отечественной науке в 60-70 х годах проблема социально-философского толкования категории традиции была сопряжена с определеннши трудностями: во-первых, требованием во всяком явлении духовной жизни отыскивать материальные причины; во-вторых, необходимостью изучения классового содержания идеологических явлений; в- ретьих, марксистским представлением истории в "снятом" виде, что фактически приводило к недооценке прошлого как значимого начала культуры.

В философии культуры традиция выступала как особая категория науки, изучающая духовную жизнь общества (философские концепции Н.С.Сарсенбаева, И.В.Суханова, Также концепция идейной традиции А.Й.Новикова)2-. Более широкая интерпретация традиции как определенного типа отношений между последовательными стадиями развивающегося объекта, в том числе и культуры, проводимая А.Г.Сниркиным, была практически тождественна преемственности .

Педагогика и культурология о традициях российских мусульман

Сочетание общих и локальных традиций определяет бесконечное культурное разнообразие человевества, которое выражается в особенностях хозяйственной деятельности, семейнс#бытовой жизни, системе обрядов, в художественном народном творчестве, языке, религии, менталитете и т.д.

В рамках российской цивилизации сложилась многобраз-ная система культур народов, проживающих на территории Российской Федерации. Составной частью этого крупного культурного образования , его структурным элементом является культура мусульман.

Говоря о существовании мусульманской субкультуры в России, мы исходим не только из ее отличия от преобладающей и нормативной российской культуры по определенным культурным признакам (обычаям, стилю поведения и пр.), но также и ее конкретных особенностей как локального варианта собственно исламской культуры.

Причиной формирования специфики культуры мусульман России является процесс адаптации исламской культуры к условиям конкретной среды - яриродной и социальной. Эта специфика закрепилась в исторически сложившейся системе, состоящей ия комбинации общих и локальных традиций. Таким образом, структуру рассматриваемой субкультуры можно представить состоящей из элементов двух систем: - элементов "материнской", осщемусуяьманской культуры (общие традиции); - элементов локальных культур::, образовавшихся в результате адаптации к условиям региона: культура мусульман Кавказа, Поволжья и т.д. (локальные традиции).

В рамках данного раздела в соответствии с характером исследования представляется целесообразным рассмотрение субкультуры в двух аспектах: культурологическом и педагогическом. Изучение проблемы с позиций систем» ного подхода, используемого в работах признанных отечественных ученых - Э.А.Баллера, Ю.В.Бромлея, Л.Н.І умилева, Э.С.Маркаряна, Э.В.Соколова, а также обращение к исследованиям молодых ученых В.В.Ануфриева (модель анализа региональных культур , Е.Б.Мамбекова (социокультурная анимационная модель) оказали влияние на методику данного исследования, исходя из чего представляется целесообразным выделить в качестве объектов для рассмотрения характеристик мусульманской субкультуры следующие: - духовная культура; - художественная культура; - куяьтурно-досуговая деятельность; - процесс социализации.

Характер формирования и развития регионального варианта мусульманской культуры наибольшим образом определяется самой культурой ислама, т.е. общими традициями. Большинство определений исламской культуры, данных мусульманскими учеными и исследователями, сходи»1 в том, что это - культура, осью которой является ислам, его источники, его основополагающие учения и знания, с ним связанные и из него вытекающие . Именно религия как комплекс представлений, верований, моральных норм» форм поведения, правовых и общественных институтов служила стержнем жизнеспособности мусульманской культурной общности. Значение религиозного фактора было тем сильнее, что ислам, в отличие от христианства, не пережил рефор-мании с ее разделением светского и духовного начала.

Центральним понятием мусульманского религиозного сознания является идея Откровения. После смерти пророка Мухаммеда откровения, данные ему из книги, которая имеется только у Бога "книги сокровенной" - были запечатлены в Коране."Таким образом, - отмечает историк и исламовед Д.Е.Еремеев, - Коран для мусульман по своей святости нечто большее, чем евангелие для христиан, й если искать в христианской религии аналогию ему, то это, скорее, сам Иисус Христос, Логос, слово божье .

Сознание в исламе приобретает некоторые специфические черты, признаки, особенности, которые в их совокупности образуют мусульманскую парадигму мышления. Этот способ мышления выходит за пределы собственно религии, неизменно накладывая отпечаток практически на все области духовной жизни, Формируя исламский образ жизни и исламскую культуру.

Культурологический анализ гуманистических ценностей ислама и проблема их продагавды

Исследование проблем становления и развития культурно-досуговых традиций российских мусульман преследует ряд научных задач. Рассмотрение мусульманских культурных традиций /ЖГ/ в первой главе включало определение их объема, содержания, места в содаокультуряой дтаамике. Как отмечено в первой главе, механизм приобщения к ЖТ предполагает их освоение на уровне следующих подсистем функшонирования культуры1: а/ духовная культура, получающая свое материальное выражение в предметах объективного мира; б/ художественная культура как эмодаонально-рашональная категория духовной зсультуры; в/ бытовая: общественно-бытовая ш семейно-бытовая. В силу того, что все виды жизнедеятельности взаимосвязаны, рассмотренные подсистемы тесно переплетаются и детерминируются сощонормативяой культурой: моральные нормы ж обычаи определяют повседневное поведение в быту, в семье, дружеском окружении, духовные интересы и потребности - досу-говое времяпрепровождение и т.д.

Соционормативная культура представляет собой комплекс не системи ценностей, значений, эталонов действия, моделей желаемого поведения и т.д. В исследовании рассматриваются только традиции, представляющие передачу конфессиональной специфической информации, т.е. нормативная культура, связанная с МКТ. При этом учитывается, что традиции как стереотипы деятельности являются по сути проявлением соционор-мативной культуры, а МКТ хах традиции памяти формируют ценности и желательные образцы, которме регулируют поведение людей .

Теоретические выводы, сделанные в первой главе, имеют существенное значение для обоснования концепции воспитания на базе органичного соединения гуманистических ценностей ислама и культурных традиций регионов компактного проживания мусульман в Поволжьи, на Южном Трале, других регионах Рос сийской Федерации. Исходя ив того, что значимость теории подтверждается результатами практических исследований, главная задача, которая ставилась в процессе работы, заключалась в изучении теории и истории вопроса, раскрытии состояния практики и -обобщения результатов исследования, и на этой основе - обосновании социально-педагогического механизма формирования и функционирования мусульманских кудьтурно-досуговых традиций в условиях современной России.

Первым шагом в реализации поставленной задачи является выявление реальных гуманистических ценностей исламской культуры, размежевание истинных ценностей от интересов отдельных политических течений, классов, народов.

Следует отметить, что в отечественной науке вопрос выявления исламских ценностей в советское время по понятным причинам не рассматривался. В последние годы в научной мысли мусульманских стран СНГ обозначился активный интерес к этой проблеме. Не случайно вслед за консояи-дирущей национальной идеей (узбекчияик) президент Узбекистана И. Каримов первой по степени важности назвал идеи возрождения духовных исламских ценностей.

В западной аксиологии были попытки создать своеобразную "карту мира" но типам ведущих ценностей. В частности, американский ученый Дж.Хофстед предложил разделить страны мира по типам мотивация и ценностям: I группа стран, представителям которых свойственны стремления к личному успеху, к благополучию, самоактуализации (США., Великобритания). И группа - представителям которых свойственны мотивы личной безопасности, а ведущие ценности - благосостояние и усердная работа (Япония, немецкоязычные страны). Ш группа стран, для представителей которых индивидуальное благополучие менее важно, чем групповая солидарность (автор относит к ним Францию, Испанию, страны арабского и мусульманского мира, некоторые латиноамериканские страны) . ІУ группа, в которой личный успех расщеливается как общее достижение, и особое значение имеет качество человеческих связей в сфере проживания (страны Северной Ев-ропм, Нидерланды) .

Таким образом, даже несмотря на обобщенный и поверхностный характер рассмотрения проблемы ведущих певностей, совершенно очевидна равняла в системе координат по сравнению с западной цивилизацией, кроющаяся, прежде всего, в наличии специфической картины мира у мусульман я уникальности их общественной организации.

Первичная форма существования ценностей - в виде общественных идеалов, т.е. "выработанных общественным сознанием я присутствующих в нем обобщенных представлений совершенстве в различных сферах общественной жизни , укоренилась в объективном укладе общественного бытия мусульманской общины Сумме) и отражала практический опыт ее жизнедеятельности. Парадигма ценностей, выработанная на даре ислама (зачастую трактуется как идеальный "золотой век"), оказала решающее влияние на формирование общественных» экономических политических структур, со эдавая региональные варианты мусульманской цивилизации. Кроме того, родовые признаки этой цивилизации, имея своей основой систему исламских ценностей, оставались неизменными, несмотря на смену формаций. Это обстоятельство дает возможность с наибольшей степенью репрезентативности выделить истинные мусульманские ценности, созвучные по сути своей общечеловеческим, поскольку "нет такого культурного народа, который отрицал бы один из общих идеалов истины, красоты, &га, даже - силы или богат ства. ййенно как общечеловеческие эти начала не связаны с тем или иным культурным строем, но находят себе место во всех и в каждом .

Преодоление неадекватного' восприятия ценностей ислама в современной общественно-политической жизни

Социокультурные изменения конца нашего столетия обусловили возможность перехода российского общества от унифицированной монокультуры к культурному разнообразию, выработке новых культурных моделей. Этот птюцесс проте кает на фоне дезориентации индивидов и групп, вызванной спонтанным распадом и сознательным разрушением существо ваввих ранее структур. Как следствие возникает стремление к восстановлению социальной идентификации, способное удовлетворяться путем принятия какой-либо новой культурной модели.

Для этносов мусульманской культуры наиболее вероятным и целесообразным представляется возрождение мусульманских культурных традиций. Их основные характеристики (широкий охват всех сфер жизнедеятельности, устойчивый, стабильный характер и низкая динамика развития) способствуют быстрому переходу исламской культуры из латентного состояния, в котором она пребывала в советское время, в реальную жизнь практически в неизменном виде. С одной стороны, этот процесс обусловлен поисками новых культурных моделей, способных восстановить целостность окружающего мира (т.е. социальным заказом). С другой стороны, - ислам как раз способен предложить разработанную систему, содержащую теоретическое учение, поведенческие предписания, даже имплицитную политическую стратегию.

Разумеется, для народов, традиционно исповедующих ислам, переориентация на проверенную временем культурно-нормативную модель представляется процессом закономерным и позитивным (при условии развития мусульманской общности на гуманистических принципах ислама). Однако, учитывая реалия сегодняшней общественно-политической жизни, превалирование гуманистических ценностей ислама видится, скорее, как идеал будущего, а не гражданская реальность. Более того, ряд социологов (А.В.Авксентьев, Л.Г.Монин) отмечают, что развитие общества в период перехода к полистилистической культуре не свободно от опасности фундаментализма вообще и культурного фундаментализма в частности (так, крупнейшие тоталитарные режимы со своей монокультурой - сталинский Советский Союз и нацистская Германия - возникли на волне социальных движений культурно-фундаменталистского толка ). Исходя из этого, особую актуальность приобретает необходимость преодоления неадекватного восприятия ценностей ислама в современной общественно-политической жизни.

Задача данного раздела исследования состоит в выработке концепции преодоления деформаций общественного сознания в отношении ислама средствами социально-культурной деятельности. Даже поверхностное изучение информации, предоставляемой средствами массовой информации, дает возможность выявить две основные негативные тенденции, влияющие на формирование общественного сознания: 1) Извращение исламских ценностей теоретиками фундаментализма. 2) Контрпропаганда как боязнь ислама, ведущая на практике к неадекватному восприятию его ценностей на уровне общественного сознания. 3) Ярким примером фундаментализма служит религиозно-политическая система Ирана, приведшая к формированию теократического исламского государства, исламская Республика Иран в международном аспекте является безусловным "лидером" в нарушении прав и свобод человека: практика смертник казней за совершение политических и уголовных преступлений (более тысячи в год), процессы при закрытых дверях без . защитников, без права на апелляцию, применение пыток, телесных наказаний, ампутаций . В Иране имеет место нарушение Всеобщей декларации прав человека (1948), Конвенции о дискриминации в области труда (1958), Конвенции о дискриминации в области образования (I960), Конвенции о политических правах женщин (1952), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979).

Похожие диссертации на Становление и развитие культурно-досуговых традиций мусульман России