Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специалист социально-культурной деятельности как субъект реализации региональной культурной политики Попов Владимир Алексеевич

Специалист социально-культурной деятельности как субъект реализации региональной культурной политики
<
Специалист социально-культурной деятельности как субъект реализации региональной культурной политики Специалист социально-культурной деятельности как субъект реализации региональной культурной политики Специалист социально-культурной деятельности как субъект реализации региональной культурной политики Специалист социально-культурной деятельности как субъект реализации региональной культурной политики Специалист социально-культурной деятельности как субъект реализации региональной культурной политики Специалист социально-культурной деятельности как субъект реализации региональной культурной политики Специалист социально-культурной деятельности как субъект реализации региональной культурной политики Специалист социально-культурной деятельности как субъект реализации региональной культурной политики Специалист социально-культурной деятельности как субъект реализации региональной культурной политики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попов Владимир Алексеевич. Специалист социально-культурной деятельности как субъект реализации региональной культурной политики : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 СПб., 2005 230 с. РГБ ОД, 61:06-13/732

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки становления культурной политики региона .

1.1 Принципы государственной культурной политики 20

1.2. Особенности становления региональной культурной политики 37

1.3. Социально-культурная ситуация Новгородской области как сфера формирования культурной политики региона 62

Выводы по первой главе 81

Глава II. Модель подготовки специалистов социально-культурной сферы как субъектов реализации культурной политики в Новгородской области .

2.1. Профессиональные требования к специалисту социально-культурной сферы 82

2.2. Организационно-педагогические основы непрерывного многоуровневого профессионального социально-культурного образования в Новгородской области 102

2.3. Региональная база подготовки специалистов социально-культурной сферы 117

Выводы по второй главе 136

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели подготовки специалистов социально-культурной сферы в Новгородской области .

3.1. Региональная программа как база осуществления опытно-экспериментальной работы по реализации модели подготовки специалиста социально-культурной сферы в Новгородской области 138

3.2. Организация социально-культурного процесса как показатель качества профессиональной готовности специалиста социально-культурной сферы 158

Выводы по третьей главе 186

Заключение 188

Библиография 190

Приложение

Введение к работе

В современных условиях регион концентрирует в себе веер проблем, становится потенциальным полем новой социальной напряженности. С одной стороны, идет процесс повышения уровня самостоятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления, усиливается их политическая, экономическая, социально-культурная и юридическая ответственность. С другой стороны, опасность рецентрализации вплоть до оживленного обсуждения в средствах массовой информации прогноза возможного распада России на 6-8 государств к 2015 году. На волне "парада суверенитетов", недостроенности и неразвитости федеративных отношений региональная самостоятельность оборачивается стремлением к более или менее выраженному региональному сепаратизму. При этом, угрозу целостности создает не объем прав ее субъектов, а вольное или невольное стремление региональных руководителей нарушать правовое и культурное пространство.

Глубокие и не всегда однозначные процессы охватывают территориальное пространство. С одной стороны, определенные Конституцией РФ 89 субъектов Федерации, с другой стороны, - процесс укрупнения российских регионов, начало которому положено слиянием Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. В массовых средствах информации, выступлениях отдельных политиков поднимается вопрос об объединении Санкт-Петербурга и Ленинградской области и более широком субъекте Федерации, составной частью которого стала бы Новгородская область.

Еще одно противоречие вырисовывается вокруг подходов к носителям культурной политики. С одной стороны, государство традиционно рассматривается как демиург региональной политики вообще, культурной политики в. частности. Взаимодействие центра и региона по этой пангосударственной модели строится по принципу управления-подчинения.

Такая точка зрения исходит из предположения, что региональная политика государства адекватна целям и задачам региона, что регион не обладает свойством субъектности. С другой стороны, демократические преобразования, формирование органов власти "снизу" объективно ведут к пробуждению местного (регионального) самосознания, "к потребности регионов выступить в роли самостоятельного субъекта культурной политики."

В публикациях по региональной культурной политике, как правило, затушевывается мысль о том, что политика есть борьба за власть и что культурная политика - это борьба интересов различных субъектов культурной жизни; борьба за удержание у власти определенных лиц, групп; борьба за перераспределение и распределение ресурсов, финансов; борьба за доступ к информации. При этом социально-культурные интересы центра и региона, различных групп внутри самого региона далеко не всегда совпадают, более того, они сплошь и рядом не поддаются согласованию. Решение возникающих проблем на основе тезиса о приоритете общегосударственных интересов над частнорегиональными противоречит статье Конституции о приоритете прав человека над правами государства.

Наконец, регион есть совокупность совместно проживающих людей, исторически сложившаяся социально-культурная общность. Социально-демографический и психолого-педагогический портрет региональной общности уникален и неповторим. Носителем суверенитета, источником региональной власти, творцом региональной культуры и субъектом региональной культурной политики являются жители региона. Особая роль в становлении и реализации культурной политики принадлежит специалисту социально-культурной сферы, профессиональный статус которого предполагает полноту освоенности им достижений культуры, устремленность к сознательному творческому ее освоению, сохранению и воспроизведению, способность к вовлечению разных групп населения в мир культуры и социально-культурное творчество. Специалист социально-культурной сферы призван выявлять, удовлетворять и развивать духовные интересы и потребности разных групп населения, разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, управлять экономическими механизмами организации социально-культурной деятельности.

Однако в реальной практике социально-культурные работники слабо влияют на культурную политику региона, порождая новые и новые проблемы. Между тем, именно этот слой общества получает профессиональную подготовку для выражения социально-культурных интересов и потребностей населения, характеризуется качеством носителя сознательного, обдуманного процесса, в основе которого лежат принципы и цели культурной политики, обусловливающие деятельность и процедуры по ее реализации.

Сложившиеся противоречия между пониманием региональной культурной политики как важнейшего фактора устойчивого и поступательного развития общества и отсутствием концептуальной проработанности профессиональной деятельности ее субъектов; между осознанием высокой миссии специалистов социально-культурной сферы в реализации культурной политики и реальным уровнем их профессиональной подготовки определили цель исследования -теоретически обосновать и разработать модель профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы как субъектов реализации региональной культурной политики.

Объект исследования - региональная культурная политика.

Предмет исследования - профессиональная подготовка специалистов социально-культурной сферы как субъектов реализации региональной культурной политики.

Гипотеза исследования - становление и реализация культурной политики региона как относительно самостоятельного социально-культурного явления, обладающего свойствами: субъективности, этнокультурного разнообразия, социально-культурного и политического самоопределения, уникальности и самобытности возможны при условии готовности специалистов социально культурной сферы к использованию всего комплекса механизмов осуществления культуротворческой деятельности.

Задачи исследования.

I. Выявить цели, принципы и факторы формирования региональной культурной политики.

2. Раскрыть специфику Новгородской области как социально-культурного комплекса и объекта формирования культурной политики.

Обосновать модель непрерывного многоуровневого профессионального социально-культурного образования.

Определить профессиональные требования к специалисту социально-культурной сферы как субъекту реализации культурной политики региона.

Разработать организационно-педагогические условия реализации модели на базе Новгородского филиала Санкт-Петербургского университета культуры и искусств.

Провести опытно-экспериментальную работу по совершенствованию подготовки специалистов социально-культурной сферы в Новгородской области.

Методолого-теоретическую основу исследования составили отечественные и зарубежные работы по философии, теории культуры, исторической культурологии, психологии, социальной антропологии, в которых разрабатываются принципы междисциплинарного и системного анализа социокультурных явлений (С.Н.Артановский,- М.А.Ариарский," М.С.Каган,4 Т.Г.Киселева/ С.Н.Иконникова,6 Моль А., Д.С.Л ихачев, Э.В.Соколов). "Исследование концептуально опирается на представление о культуре как главном смысле и глобальной ценности существования народов, малых этносов, государств. Вне культуры их самостоятельное существование лишается смысла".

Автор одной из самых крупных научных концепций последнего времени С. Хантингтон исходит из того, что уровень и тип культуры будет определять будущее общество. "Глобальное столкновение цивилизаций если и произойдет, то на почве разных типов культур".

Культура обладает масштабами всечеловечности, это "итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу".10

Но культура является и той отличительной особенностью, тем решающим фактором, который делает людей разными, непохожими друг на друга. Культура делает разными и совокупности людей - национальные или территориальные человеческие сообщества (В.С.Жидков, К.Б.Соколов). И это дает основание для разработки проблематики, связанной с разными аспектами региональной культурной политики.

Степень разработанности проблемы. Отечественная научная литература традиционно использовала понятие "политика в области культуры". Этим термином охватывались теоретическая и практическая деятельность партии, государства, общественных организаций в области образования, литературы, искусства, культурно-просветительной работы. В восьмидесятых годах XX века в исследованиях по научному коммунизму, социологии стало использоваться понятие "культурная политика". Появились работы Лукина Ю.А. о главных направлениях культурной политики партии (1977), Плотникова С.Н. о культурной политике как социологической проолеме (1979).

Философско-социологическая сущность культурной политики раскрыта в монографии Чурбанова В.Б. "Культура и развитие личности в социалистическом обществе" (1981). Чурбанов В.Б. дал широкую трактовку культурной политики как развития таких свойств жизнедеятельности людей и ее результатов, которые выражают сущностные силы человека и воплощают в себе всестороннее, гармоническое развитие личности.

В монографии О.И.Карпухина "Культурная политика" (1996) акцент делается на исследовании механизмов управления в культуре, моделях культурной политики государства. На начало 90-х годов прошлого века автор дал диагноз состояния кадрового потенциала сферы культуры, его способности эффективно решать задачи культурной политики государства.

Плодотворно разрабатывают проблемы культурной политики Жидков П.С. и Соколов К С. В монографии "Культурная политика России: теория и история" " и многочисленных статьях авторы последовательно выстраивают свое понимание культурной политики на концепции "картины мира", "1 роли культурной политики в культурной жизни и взаимодействии субкультур. В работах этих ученых исследуются проблемы культурной однородности общества, межкультурных конфликтов, базовых закономерностей культурного функционирования человеческих сообществ, вопросы управления культурными процессами.

Активно исследуют культурную политику культурологи. Марков А.П. в монографии "Отечественная культура как предмет культурологии" приходит к выводу, что в основу культурной политики государства должен быть положен принцип преемственности и сохранения национальной культуры как основного ресурса духовно-нравственного преображения человека и общества.

Ариарский М.А. в монографии "Прикладная культурология" (2001) дает развернутое определение культурной политики, определяет ее объект, предмет, цель. Региональная политика как зарождающееся общественное явление, вызванное преобразованиями в обществе, стала предметом исследования одной из первых монографий по этой теме "Теоретические проблемы региональной политики и регионального реформирования" (1994). Монография была подготовлена авторским коллективом под руководством Маркина Л.В.

Особое место в ряду публикаций о культурной политике занимает докторская диссертация Бирженюка Г.М. "Методология и технология региональной культурной политики".13 Г.М.Бирженюк обосновал мировоззренческие основания регулирования культурных процессов на региональном уровне, концептуальные модели и принципы культурной политики, систему приоритетов и пакет технологий формирования и реализации региональной культурной политики.

Анализ литературы, отражающей различные грани и уровни подхода к региональной культурной политике, показывает, что для решения заявленной в настоящем исследовании проблемы сложились определенные теоретико-методологические предпосылки. В то же время отсутствуют исследования, связанные с пониманием сущности, характера и особенностей профессиональной деятельности работника культуры как профессионального носителя региональной культурной политики, субъекта ее реализации.

Источниковую базу исследования составили международно-правовые документы по вопросам культуры (Европейская культурная конвенция, Декларация принципов международного культурного сотрудничества, Международный пакт об экологических, социальных и культурных правах, Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь, хартии, конвенции, рекомендации по охране культурных ценностей в мирное время и во время войны и др.); Конституция РФ, Российское законодательство в сфере культуры (Основы законодательства о культуре; Закон "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и др.); данные Госкомстата РФ, правительственные документы, постановления и решения Министерства культуры.

Особую группу составили статистические данные, учебно-отчетная документация образовательных и культурно-досуговых учреждений, стенограммы научно-практических и научно-теоретических конференций по Новгородской области.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования.

Методы теоретического исследования: междисциплинарный анализ и синтез социально-экономической, педагогической, психологической, культурологической литературы по проблеме исследования; сравнение и обобщение условий реализации культурной политики в регионах, прогнозирование при определении стратегии культурного развития региона, совершенствования инфраструктуры социально-культурной сферы Новгородской области, моделирование системы профессионального социально-культурного образования в регионе.

Методы эмпирического исследования: прямое и косвенное наблюдение, анкетирование, экспертная оценка, социально-педагогический эксперимент. Статистические методы: количественная обработка экспериментальных данных, графическое представление результатов исследования.

Этапы исследования. Комплексное исследование осуществлялось на протяжении 7 лет и в своем развитии зафиксировало 4 этапа.

На первый этап (1999-2000г.г.) осуществлялось изучение состояния проблемы; выявлялись противоречия и нерешенные проблемы в теории и практической деятельности; определились цель, задачи, основные направления исследования; определялись исходные параметры исследования, его границы, гипотеза, методология и методика, понятийный аппарат.

На втором этапе (2000-2002 гг.) проводилась диагностика социально-культурной ситуации в Новгородской области, состояния кадрового потенциала в аспекте оценки способности и готовности профессиональных социально-культурных работников осуществлять функции субъекта реализации региональной культурной политики, формировалась концепция становления культурной политики региона.

На третьем этапе (2002-2003 гг.) определялись профессиональные требования к специалисту социально-культурной сферы как субъекту реализации культурной политики в Новгородской области, обосновывалась модель непрерывного многоуровневого профессионального социально-культурного образования, проектировалось содержание его регионального компонента.

На четвертом этапе (2003-2005 гг.) проводился социально-педагогический эксперимент, научное кредо которого было сформулировано в региональной программе "Развитие культуры Новгородской области на 2001-2005 гг.", осуществлялись ее частичная апробация и последующая корректировка; обобщались результаты исследования, формулировались выводы, определялись перспективы дальнейших исследований.

Экспериментальная база исследования.

Основная научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа проводились на базе Новгородского областного училища искусств им. СВ. Рахманинова и филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПб ГУКИ) в Великом Новгороде. Информационное обеспечение исследования осуществлялось через Интернет-страничку «Специалист социально-культурной деятельности сегодня и завтра», разработанную областным Комитетом по культуре совместно с НОУИ им. СВ. Рахманинова и филиалом СПб ГУКИ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Региональная культурная политика - это система общественно-государственного регулирования социально-культурных процессов, которая исходит из того, что культура определяет индивидуальное лицо региона, его самобытность и уникальность; является духовным инвестором социально-экономического развития региона, фактором гуманизации, утвердившихся в нем общественных отношений.

2. Основная роль в реализации культурной политики региона принадлежит специалисту социально-культурной как носителю его духовных ценностей; как хранителю национально-культурных традиций; как профессионалу, владеющему современными технологиями вовлечения разных групп населения в процесс социально-культурного творчества.

3. Модель профессиональной подготовки специалистов социально- культурной сферы как субъектов реализации культурной политики региона базируется на принципах:

- интеграции общечеловеческих, общенациональных и региональных ценностях;

-гармонизации общекультурного, организационно-педагогического и художественно-творческого аспектов профессионального развития;

преемственности, систематичности и последовательности в формировании общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков;

- органического единства академических и культурно-досуговых форм освоения ценностей культуры, развития и реализации творческого потенциала субъектов социально-культурной деятельности.

4. Реализация модели непрерывного социально-культурного профессионального образования в Новгородском филиале СПб ГУКИ обеспечивает его переход в статус Регионального культурно-образовательного центра, реализующего функции: подготовки кадров для сферы культуры региона; воспроизводства культуры в его образовательном пространстве; развития социально-культурной инфраструктуры региона; координации целей деятельности социально-культурных институтов в направлении реализации региональной культурной политики.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

конкретизации научно-обоснованных принципов региональной культурной политики; определении факторов, обуславливающих специфику региона как социально-культурного комплекса и объекта культурной политики;

выявлении культурно-созидающего потенциала Новгородской области и приоритетных направлений его реализации;

определении характера и особенностей профессиональной деятельности специалистов социально-культурной сферы как субъектов реализации культурной политики;

- реализации культурологического подхода к обоснованию модели непрерывного профессионального многоуровневого социально-культурного образования.

Научная новизна исследования.

Разработана и обоснована модель непрерывного многоуровневого профессионального социально-культурного образования; определены ее структура, принципы построения и организационно-педагогические условия, обеспечивающие создание в регионе единого культурно-образовательного пространства.

Обоснована стратегия развития Новгородского филиала Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств как Регионального культурно-образовательного центра, позволяющая реализовывать функции: подготовки кадров для сферы культуры региона; развития его социально-культурной инфраструктуры; координации целей деятельности социально-культурных институтов по вовлечению всех слоев населения в процесс социально-культурного творчества.

Определены компоненты профессиональной компетентности субъектов культурной деятельности, включающие: базовые, коммуникативно-творческие качества; общекультурные и психолого-педагогические знания;

организаторское мастерство; владение современными технологиями вовлечения людей в мир культуры.

Практическая значимость результатов исследования.

Анализ сложившейся в Новгородской области социально-культурной ситуации, представленный в исследовании, нашел отражение в Программе социально-культурного развития региона, разработанной Комитетом по культуре Новгородской области.

На базе Новгородского филиала СПбГУКИ в целях апробации модели непрерывной многоуровневой профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы проведена корректировка действующих учебных планов на ступенях среднего и высшего профессионального образования; осуществлено обновление направлений деятельности научно-методических служб; создается информационная база для проведения маркетинговых исследований по изучению спроса работников культуры и искусств Новгородской области на повышение квалификации и переподготовку.

Обновляется содержание регионального компонента образования посредством разработки и внедрения в процесс подготовки специалистов социально-культурной сферы учебных курсов «Культура и история Новгородского края» и «Региональная культурная политика».

Проектная модель профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности как субъектов реализации региональной культурной политики и организационно-педагогические условия ее реализации могут быть использованы во всех регионах России с учетом их специфики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения педагогической, социологической, культурологической наук, адекватностью методов исследования поставленным целям и задачам, личным участием автора в создании региональной культурной программы и ее апробации, в обосновании и реализации модели подготовки специалистов социально-культурной сферы.

Апробация исследования. Полученные результаты и собранные данные послужили основой для подготовки экспертного доклада о социально-культурной политике Новгородской области, обсуждавшегося на расширенном заседании коллегии Комитета по культуре. Автор неоднократно выступал на научно-практических конференциях и семинарах. Материалы и выводы исследования использованы в учебном процессе в Новгородском филиале СПб ГУКИ в курсах "Социально-культурная деятельность", отражены в публикациях автора. Практические результаты исследования подвергались систематическому оперативному научному анализу, позволяющему производить корреляцию концепции исследования. По материалам эксперимента ежегодно проводились специальные итоговые коллегии областного Комитета по культуре, научно-практические конференции работников культуры, круглые столы, заседания Советов отделов и управлений культуры муниципальных образований области, районных школ передового опыта.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Принципы государственной культурной политики

Исследование о целях, задачах, средствах и принципах культурной политики России предполагает прежде всего четко дифференцировать собственно культурную политику и оперативное управление текущими культуротворческими процессами как два разных уровня стратегии и тактики управленческой деятельности, разграничить эти цели, задачи, методы и инструментарий. Собственно культурная политика видится как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов, как система новых принципов пропорционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное - как осмысленная корректировка общего содержания отечественной культуры.

Управление же текущими культуротворческими процессами представляет собой комплекс оперативных действий по решению животрепещущих проблем существующих культурпроизводящих институтов, призванных обеспечить расширенное воспроизводство актуальных культурных форм в пределах финансовых средств, кадров, инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день. На уровне современных научных представлений о сущности культуры какие-либо глобальные подходы к ее проблемам, в частности -определение приоритетных целей и задач культурной политики, невозможны без соотнесения культуры с основными тенденциями развития цивилизации (как в общечеловеческом масштабе, так и в локальном, в данном случае "конкретно-исторической российской цивилизации"). Если под цивилизацией понимать особый, исторически сложившийся способ существования крупной социальной общности людей, специфическую форму ее самоорганизации и регулирования процессов коллективной жизнедеятельности, то культура в этой цивилизационной системе играет роль механизма, выполняющего такие основные функции, как: - обобщение исторического опыта существования общества; - аккумулирование этого опыта в виде системы ценностных ориентации; - выражение данных ориентации на различных языках социальной коммуникации и осуществления самих социально-коммуникативных связей; регулирование практической жизнедеятельности общества с помощью основанных на ценностных ориентациях социокультурных норм коллективного и индивидуального бытия (образа жизни), - выявление и осмысление признаков и черт собственной специфики в виде образов идентичности (т. е. субъективных представлений общества о самом себе, особенностях своей судьбы и исторической «миссии», маркирующих его культурных чертах и т. п.) и намеренное их воспроизводство (самомаркирование) в технологиях и продуктах различных видов деятельности.

Инструментарий культуры, используемый для выполнения этих функций, весьма велик, воспитание, просвещение, образование; философское, общественное и гуманитарное знание; религия; художественное творчество; книжное, библиотечное и музейное дело; оперативные информационные потоки; идеология и пропаганда; политическое и юридическое нормотворчество; этические, этнические, социальные и религиозные стереотипы сознания и поведения; обряды и ритуалы; мифы и слухи; мораль и нравственность; эстетические приоритеты; мода и другие формы социальной престижности, короче, все то, что формирует «картину мира и образ жизни (точнее, совокупность социально дифференцированных образов жизни) того или иного народа в ту или иную эпоху.

Разумеется, подавляющая часть многообразных процессов культурного бытия общества протекает стихийно, подчиняясь лишь глубинным законам социальной самоорганизации людей в их коллективной жизнедеятельности. Вместе с тем отдельные составляющие этого комплексного процесса поддаются разумному и целенаправленному регулированию, стимулированию одних тенденций и свертыванию других и т. п., осуществляемым с позиций видения и понимания стратегических путей, по которым движется данная цивилизация. Комплекс этих мер по искусственному регулированию тенденций развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия и может быть назван культурной политикой.

Важнейший принцип определения целей и задач культурной политики заключается в понимании амбивалентности культуры, ее многозначности, многоуровневости ее смыслов и содержаний. Ни один феномен культуры не является монофункциональным, но несет в себе целый комплекс различных социальных функций; ни одно культурное явление не обладает лишь одним смыслом и непосредственным содержанием, а представляет собой совокупность различных смыслов и содержаний как актуального, так и мемориального характера. С этим связаны особая сложность управленческой стратегии и тактики в области культуры и необходимость многоуровневого подхода к регуляции социокультурных процессов.

В связи с этим культурная политика должна: - во-первых, быть неотъемлемой частью всех без исключения направлений государственной политики в целом, отражая ее духовно-ценностный и нравственно-нормативный аспекты; - во-вторых, стать важнейшей составляющей социальной политики, которая в современных условиях может быть лишь комплексной социально-культурной, образовательной; - в-третьих, образовывать собственно культурную политику (в узком смысле) как особое направление государственной и регулируемой государством общественной деятельности по стимулированию социально приемлемых и предпочитаемых духовно-ценностных и социально нормативных проявлений человека, содержаний и форм его общественного и индивидуального бытия. Важнейшие приоритетные цели культурной политики в России могут быть определены следующим образом: - всестороннее развитие системы социально-культурных ценностных ориентации человека и общества, построение новой аксиологии бытия, творчески соотносящей исторический социальный опыт и национальное культурное наследие, в котором он выражен, с задачами социокультурной модернизации России; - помощь населению в становлении адекватных новым условиям образа жизни и картины мира, национально-культурной, социально-экономической и государственно - политической идентичности, формы духовного самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального социокультурного сознания; всемерное развитие духовно-ценностной компоненты во всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей, превращение их культурного бытия в фундаментальную основу социального бытия, культурных потребностей - в ядро социального заказа на содержание, формы и качество жизни; - приобщение людей к знанию и интересу ко всему многообразию культур человечества, их духовное и интеллектуальное обогащение через это знание, воспитание толерантного отношения к иному, незнакомому, непривычному, воспитание потребности в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной и социально политической отчужденности; - воспитание демократического и плюралистического миропонимания, осознания взаимосвязи общечеловеческих ценностей с глубинным содержанием любой национальной культуры, понимания того, что будущее человечества определяется гармоничным сочетанием личной свободы (как условия самореализации каждого) с культурой (как универсальным способом согласования интересов всех).

Особенности становления региональной культурной политики

Изучение культуры Северо-Запада России как самостоятельного явления, лежит в русле новгородского регионального подхода к проблемам культуротворчества и в настоящее время является особенно актуальным. В границах Северо-Западного культурного региона сходятся несколько "пластов", характеризующих различные этапы культурного развития, исходящих из различных центров, либо отражающих наложение различных культурных влияний.

Новгородский культурно-исторический регион сложился в X - XIV вв. и его "ядром" стал Великий Новгород. Начиная с конца XV в. на него накладывается культурное влияние Москвы, а с появлением Петербурга перемещается культурная доминанта региона в столицу Российской империи. Новгород перемещается в разряд "культурной провинции"."

Провинциальная культура с ее непосредственной ориентированностью на человека, близостью к его повседневным нуждам и запросам заслуживает особой заботы со стороны государства и общественности. "Этот пласт культуры может и должен быть активно задействован в процессах гуманизации и демократизации жизни в стране при переходе ее к новой модели социально-экономического развития"." Российская глубинка и по сей день остается, к счастью, преимущественным убежищем остатков традиционных форм культуры, отмеченных печатью неповторимого сочетания общенациональных черт и местного своеобразия. И в этом смысле можно утверждать, что россияне еще не утратили шанса оживления скудеющих с каждым годом истоков традиционной культуры, более эффективного использования ее для восстановления разрушенной связи повседневного быта людей и их духовности. В этом состоит, на наш взгляд, одна из задач поистине общенационального масштаба, реализация которой должна быть в поле пристального внимания культурной политики.

Культурная реабилитация провинции, несомненно, потребует конкретных шагов в направлении децентрализации управления. В демократическом обществе это осознается как норма, без которой не может быть полноценного творчества, инициативы на местах, мобильного реагирования на меняющиеся условия развития культуры и культурные потребности населения. Решения многих задач по оживлению и подъему культурной жизни в провинции будет невозможно не только без действенной поддержки центральных органов, но прежде всего без целенаправленных и активных усилий со стороны самих жителей сел и городов, без заинтересованного участия местных общественных организаций, творческих союзов, деловых и промышленных кругов.

Культурная политика на местах своим основным ориентиром имеет воспроизводство и расширение культурного слоя, формирование и утверждение собственного культурного своеобразия, создание развитой культурной среды. Соответственно это требует постановки и решения таких задач, как поддержка уникальных инновационных программ, направленных на обогащение культурной среды, культурных инициатив, формирующих опережающий в культурном отношении "образ региона". Стратегия культурного развития должна стоиться на поддержке активных субъектов культурного возрождения, которые могут обеспечить технологический "прорыв" в региональной культуре. Важно опираться при этом на всемирное развитие межрегиональных и международных контактов, что станет важным каналом трансляции культурного опыта других регионов, стран дальнего и ближнего зарубежья. В контексте осуществления данных целей и задач регионального культурного развития особого внимания заслуживает поддержка научных и аналитических исследований, связанных с проблематикой социокультурных процессов, динамикой их развития. Реализация этих целей и задач с учетом их долговременного характера возможна лишь на основе соответствующих программ и проектов. Их разработка и апробация сегодня осуществляется в целом ряде малых и больших городов России.

Концептуально важным и исходным моментом во всей этой работе должно быть понимание того, что фокусом культурного развития и его своеобразным результатом является человек. "Противоестественно и уродливо видеть на фоне музейного великолепия таких городов, как Великий Новгород, Псков и др. человека убогого и духовно скудного, не способного чувствовать своей органической связи с окружающей его историко-культурной средой, нравственно и эстетически выключенного из нее"."" Культурное возрождение России без возрождения человека, его достоинства есть очередная утопия. Не случайно еще в 20-30-е годы мыслители из великолепной плеяды представителей "русского зарубежья" - Н.Бердяев, Г.Федотов и др., - наблюдая губительные последствия революционного экстремизма в сфере культуры, говорили о необходимости "выпрямления духовного вывиха целой нации""3 и о "воссоздании культурного слоя"."

Региональная доктрина опирается на конкретные естественно-природные, экономические, этнокультурные и иные различия территорий. Специфика последних проявляется через ландшафтно-климатические особенности, степень хозяйственной освоенности, отраслевую структуру производства, уровень урбанизации и индустриализации, плотность и этнический состав населения, культуру и др.

Профессиональные требования к специалисту социально-культурной сферы

Человек культуры сегодняшней временной сферы «возможен» как принимающий абсурдность бытия, как понимающий, что каждое явление или ситуация недолговечны и преходящи, что проявленное бытие - лишь малая часть нереализованных, потенциальных возможностей небытия, как осознающий небытие. Поэтому он не будет стремиться к сохранению изжившего себя явления. Он оценит заключенную в своих возможностях силу для нового развития и самореализации, и не отнесется к получению образования как к конечной жизненной цели (или такой, от которой «раз и навсегда» будет зависеть самореализация, успех, счастье). Он не станет рассматривать диплом как итог «всей оставшейся жизни». Содержание образования, по-видимому, должно на каждом уровне соответствовать этой установке личностного бытия в культуре, которое признает, что «небытие есть». Образование («воспитание плюс обучение») принадлежит к культурной деятельности и является исторически первым ее «чистым» видом, реализуя основное функциональное назначение культуры - быть не просто способом сохранения и передачи последующим поколениям жизненно важных достижений опыта, но задавать «границы» и создавать условия специфическому человеческому бытию - бытию осмысленному и творческому. Поскольку образование и культура могут быть рассмотрены как генетически единые «стороны» процесса становления и развития человеческой социальности, постольку образовательные центры, любые их исторические формы — школы, гимназии, лицеи, университеты - должны быть и центрами культуры, «мастерскими» культуротворчества как естественной человеческой способностью создавать и воссоздавать культурные формы и соответственно наполнять их определенным культурными содержанием. Мера этой ответственности является характеристикой «человека культуры».

Здесь нужно оговорить различие понятий «человек культуры» и «культурный человек». В первом случае имеется в виду достаточно высокая степень (полнота) освоенности человеком достижений «своей» культуры, его устремленность к сознательному творческому (т.е. культуротворчески ответственному) воспроизведению «духа эпохи», устремленность, проявляющаяся в культурных явлениях - конкретных единствах культурной формы и культурного смысла. Во втором случае - это умение (и понимание необходимости) организовать свою индивидуальную жизнь в соответствии с преобладающим в данной эпохе императивным смыслом и понятиями, в соответствии с обычаями и традициями, что наиболее ярко проявляется не в профессиональной деятельности, а в процессах межличностного общения, и в повседневном отношении к самому себе.

Если «культурный человек» формируется во взаимодействии стихийного и целенаправленного потоков культурной трансляции (т.е. культуротворчества «на уровне социума»), то «человек культуры» это всегда совокупный результат профессионального обучения и личностной работы над собой, в пределах достижения достаточно высокой культуротворческой свободы. Сопряженное с процессом формирования личности приобщение к свободе выбора и свободе совести, является сугубо индивидуальным по времени и формам своего осуществления. Оно зависит от состояния культуротворческой системы - того взаимодействия между всеми типами культурных форм (остенсивных, императивных и аксиологических), которое позволяет сохранять, транслировать, накапливать и развивать содержание социокультурного опыта, т.е. обеспечивать воспроизводство культуры как целостного объекта.

В системе культуротворчества образование - это сложная саморазвивающаяся форма и своеобразная подсистема целенаправленного потока трансляции опыта, воспроизводящая все параметры оппозиционности потоку стихийному. Структура процесса образования самостоятельная и иерархична в силу исключительно знакового способа предъявления, «переработанного» содержания знания, а деятельность (обучение и воспитание) специализирована и осуществляется профессионализированными субъектами. Профессионально закрепленные роли учителя и ученика влияют на степень культуротворческой свободы (и, значит, ответственности), -это соприкасается с понятием «человек культуры», но не на степень (полноту) участия в культурном диалоге, соотносимую с понятием культурный человек. Более того, для ученика логика освоения той структурной части навыка осмысления и освоения, которая есть самоутверждение-самоопределение, начинается с принятия образца личностного общения с учителем. Можно сказать, что обучение и воспитание - это такие элементы образовательного процесса, положительный эффект которых и есть порождение человека культуры. В сфере образования молодежи отмечены положительные тенденции. После резкого снижения, в начале 1990-х годов, неуклонно повышается его ценность в сознании молодежи. Если в 1990 году 33,7 % молодых людей признавали знания главным достоянием человека, в 1997 году такого мнения придерживались 38,3 %, то в настоящее время их доля возросла до 42%. В структуре потребностей образование перемещалось с IV-го места (1990 г) на III - е (1997 г), заняв в настоящее время П-ю позицию.

Региональная программа как база осуществления опытно-экспериментальной работы по реализации модели подготовки специалиста социально-культурной сферы в Новгородской области

Опытно-экспериментальная работа по реализации модели подготовки специалиста как субъекта реализации культурной политики включала в себя три этапа. На констатирующем этапе экспериментальной работы изучалось состояние социально-культурной жизни региона, определялись тенденции и факторы развития его социально-культурной сферы, раскрывался механизм вовлечения населения в процессе социально-культурного творчества, воплощающей в Программе развития культуры в Новгородской области как стратегического ориентира профессиональной подготовки специалистов социально- культурной сферы.

Новые реалии 1990-х годов, изменения в обществе, значительные изменения в общественном сознании стали толчком для появления нового управления в сфере культуры. Появились культурный менеджмент, социокультурные проекты и новые культурные программы. Современная ситуация складывается таким образом, что старые формы сосуществуют рядом с новыми, учреждения культуры модернизируются достаточно медленно. Сфера культуры и отрасль культуры начинают пониматься как пространство культурной политики. В этом пространстве основные субъекты культурного процесса нуждаются в точной информации о тенденциях и процессах, определяющих стратегии поведения субъектов разного уровня, их деятельность становится невозможной без определенных исследовательских усилий.

Анализ ситуации, особенно в отношении определяющих культурных процессов и начинаний, является сегодня неотъемлемым элементом, обеспечивающим успешную деятельность управленца в сфере культуры.

Многочисленные издания и журналы, публикующие мнения экспертов и институтов, результаты мониторинга и исследований дают многомерную и пеструю картину. Исследование и аналитика как тип деятельности порождает новую управленческую реальность - массивы документов нового типа. На основе исследовательских и проектных (пилотных) технологий разрабатываются и реализуются культурные программы, планы, создаются и реорганизуются институты и учреждения. Настоящее исследование было своего рода экспериментальным проектом, призванным ответить на вопрос о новом поколении документов по региональной культурной политике и региональному культурному планированию и программированию в Новгородском регионе

Применительно к территории Новгородской области исследование является необходимым звеном в системе деятельности, направленной на формирование стратегии развития культуры республики и выраженной в пакете специальных документов, отражающих и фиксирующих ее культурную политику. Это, во-первых, сами исследования как постоянный мониторинг текущих процессов (аналитические записки, материалы, карты культурных ресурсов и т.д.), результаты которых ложатся в основу культурного паспорта региона, отражающего ее инвестиционную привлекательность. Во-вторых, разработка концепции развития культуры Новгородского региона устанавливающей ключевые принципы, приоритеты и цели развития культуры на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В-третьих, это программа развития культуры Новгородчины, описанная через группы проработанных проектов по приоритетным направлениям и технологические (организационные) решения по их реализации.(см. приложение 1) В четвертых, это пакет обеспечивающих культурную политику области мероприятий: о сотрудничестве с международными и российскими партнерами; о продвижении программ и проектов в публичном пространстве (развитие связей с общественностью, организация культурных коммуникаций).

Новгородская область стала одной из первых регионов, в котором Ассоциацией менеджеров в сфере культуры с 2003 года проводятся исследовательские работы по выявлению и описанию специфики регионального культурного развития и управленческих подходов в сфере культуры. Основными партнерами по организации исследовательских работ в регионе выступили Курсы повышения квалификации, Научно-методический центр и Дом народного творчества. Участие партнеров в проведении опытно-экспериментальной работе позволило провести ряд мероприятий по сбору информации, необходимой для проведения экспертной работы: экспертные опросы через специально разработанные анкеты (было разработано 3 анкеты, проведено анкетирование 2 групп на двух уровнях: районном и областном). - круглые столы, которые позволили получить значительный спектр позиций различных субъектов по отношению к культуре в целом и к проекту исследований в регионе в частности. - аналитика информационных материалов, которая дала экспертам возможность определить основные процессы происходящие в сфере культуры республики и стала основой для разработки анкет и экспертных опросов. - анализ местной и региональной прессы позволил выделить актуальную тематику, обсуждаемую в СМИ по поводу региональной культуры, что в свою очередь дало представление об уровне управленческой компетенции в сфере культуры в области публичного сопровождения своей деятельности. - осмотр основных объектов культуры в республике позволил получить представление о культурной специфике территории и возможностях развития новых форм культурной деятельности на их базе. - экспертный семинар, проведение которого явилось одним из важнейших завершающих частей исследовательских работ, позволивших получить конкретные рекомендации по использованию культуры в качестве ресурса развития территории, составить необходимые для этого ресурсные карты и сформировать команду по сопровождению и обеспечению реализации региональной программы в сфере культуры.

Исследование было также обращено к управленческим аспектам культуры региона. В обобщенном смысле объектом исследования явилась система культуры в Новгородской области в том объеме аспектов, в каком это позволяет «осветить» инструментарий и организацию исследования. Два уровня (районный и областной) исследования позволили делать системные и сравнительные (в основном на материале сравнения районов) выводы.

Инструменты исследования проектировались в ситуации невозможности проведения полноценного социологического обследования. Это означал упор на универсальность опросных инструментов, которые могут быть использованы как в ситуации личного экспертного интервью, так и в ситуации заполнения анкет непосредственно самими респондентами в специально отведенное время в регламенте визитов исследовательской группы. В реальных условиях применялась смешанная техника: большая часть выборки явилась результатом заполнения анкет в консультациях с руководителем опроса; часть выборки была сформирована из экспертных интервью. Круглые столы стали редуцированной, однако вполне успешной формой фокусированного интервью. Социологическая корректность исследования обеспечивалась единой схемой проведения исследования во всех группах, а также единством инструментария и принципов обработки полученных данных.

Похожие диссертации на Специалист социально-культурной деятельности как субъект реализации региональной культурной политики