Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты разработки и реализации региональной культурной политики на основе использования культуроохранных технологий социально-культурной деятельности
1.1. Проблемы и перспективы развития региональной культурной политики в отечественной и зарубежной практике
1.2. Опыт и специфика развития культурной политики за рубежом
1.3. Роль культуроохранных технологий в системе реализации региональной культурной политики
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации культурной политики средствами культуроохранных технологий
2.1. Совершенствование организационно-управленческой структуры в сфере культурной политики на региональном уровне 111
2.2. Культуроохранные технологии в реализации региональной культурной политики Воронежского края: системно-типологический анализ 126
2.3. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности внедрения культуроохранных технологий в региональное культурно-образовательное пространство
Заключение 159
Библиография 163
Приложение 186
- Проблемы и перспективы развития региональной культурной политики в отечественной и зарубежной практике
- Опыт и специфика развития культурной политики за рубежом
- Совершенствование организационно-управленческой структуры в сфере культурной политики на региональном уровне
- Культуроохранные технологии в реализации региональной культурной политики Воронежского края: системно-типологический анализ
Введение к работе
Актуальность исследования. Одним из главных результатов реформ конца XX в. стало обретение свободы культурной деятельности, как в творческих, так и в организационных ее проявлениях. Однако свобода для многих творческих работников принесла потерю бюджетной поддержки, разнообразных гарантий, существовавших при советской власти, потерю значительной части аудитории и многое другое. Кроме того, за годы реформ кардинально изменилась иерархия ценностей, формы и объем потребления культуры населением, вся парадигма культурного развития.
Состояние современной государственной культурной политики в России можно определить как проблемное, что детерминировано расхождениями: во- первых, между государственной идеологией и фактически осуществляемой культурной политикой; во-вторых, между деятельностью институтов управления культурой и актуальной потребностью в трансформации их функций.
В «Основах Законодательства Российской Федерации о культуре» (2002 г.), «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000 г.)> федеральной целевой программе «Культура России (2001-2005 годы)», федеральной программе «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» подчеркивается, что необходимо обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию и т.д.
Построение социально-ориентированной культурной политики - это сложный процесс, который определяет социокультурную дифференциацию общества, субъективную мотивацию и содержательную направленность активности населения.
Расхождение между значимыми социокультурными интересами и потребностями населения страны и недостаточная возможность их удовлетворения институциональными формами культуры обуславливают
актуальность поиска средств осуществления процесса модернизации культурной политики в современной России.
Сегодня крайне актуальной представляется потребность регионов в определении себя как самостоятельного субъекта культурной политики. Разделение властных полномочий в области культуры на федеральном и региональном уровнях позволяет объективно учитывать в культурной политике и практике разнообразие культурных традиций регионов России.
В современных научных работах прослеживается интерес к локальным исследованиям, где объектом внимания являются особенности культурной политики в различных регионах, а целью исследований становятся особенности, прогноз и мониторинг текущих региональных изменений в культурной жизни общества.
Особое значение в период трансформации общества в осуществлении культурной политики региона, обладающего каждый своими уникальными историческими, природными ресурсами, имеет, на наш взгляд, использование культуроохранных технологий.
Степень научной разработанности проблемы определяется научными достижениями философии, истории, политологии, социологии, социальной психологии, педагогики, культурологии, социально-культурной деятельности.
Анализ литературы различных направлений показал, что теоретические исследования в области культурной политики получили достаточно хорошее освещение в работах ученых Российского института культурологии Министерства культуры РФ и РАН; Государственного института искусствознания Министерства культуры и РАН. Среди исследований, в которых использован социокультурный подход, следует отметить работы, выполненные на базе Московского государственного университета культуры и искусств, в которых культурная политика рассматривается как непосредственно, так и опосредованно, при анализе проблем социально-культурной деятельности в целом (С.Б.Брижатова, И.И.Горлова, Ю.Д.Красильников, О.Н.Прокопец, Ю.А. Стрельцов, Н.Н. Ярошенко и др.)
Большое значение для исследования культуроохранных технологий имеют труды в области социально-культурной деятельности И.И.Алпацкого, М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Т.Г. Бортниковой, Н.Д. Булатовой, Е.И.Григорьевой, М.И.Долженковой, В.В. Леденева, Н.Ю. Максимовой^ Ю.Е. Окуневой, Э.И. Петровой и др.
Тем не менее, исследований, в которых был бы проведен анализ современной социально-культурной ситуации в регионах, не так много (В.А.Попов, Г.А.Смирнов), а работ, в которых раскрывалось бы значение использования культуроохранных технологий в реализации культурной региональной политики, мы не обнаружили. Таким образом, проблема реализации региональной культурной Политики посредством культуроохранных технологий до сих пор остается нерешенной.
Характеризуя состояние изучаемой проблемы, мы сформулировали следующие противоречия:
между официальной государственной идеологией России, ориентированной на развитие демократии, плюрализма и других атрибутов открытого общества, и низкой эффективностью региональной социальной и культурной политики с преобладанием отраслевого подхода к управлению экономикой и социально-культурной сферой;
- между наличием многочисленных программ развития и сохранения
культуры и искусства регионов, направленных на формирование личности и
неэффективностью их реализации на местах;
- между наличием разнообразных культуроохранных технологий
социально-культурной деятельности и отсутствием системы их использования
в существующих региональных учреждениях культуры и искусств;
-между огромным потенциалом учреждений социально-культурной сферы в сохранении и развитии культуры региона и ограниченностью применения современных технологий социально-культурной деятельности, в том числе культуроохранных, и использованием устаревших форм управления и планирования, невысокий уровень специалистов.
Разрешение этих противоречий позволило сформулировать научную проблему, адекватную теме исследования: каковы возможности культуроохранных технологий в реализации региональной культурной политики.
Объект исследования - региональная культурная политика.
Предмет исследования - культуроохранные технологии социально-культурной деятельности как компонент системы региональной культурной политики.
Целью данного исследования является научное обоснование процесса реализации региональной культурной политики на основе использования культуроохранных технологий социально-культурной деятельности.
В ходе исследования решались следующие задачи: Систематизировать основные подходы к процессу реализации региональной культурной политики и на этой основе осуществить системно-комплексный подход исследования современных типов, уровней, форм построения программ сохранения и развития культуры в России и за рубежом;
обосновать культуроохранные технологии социально-культурной
деятельности как компонент системы региональной культурной политики и
провести анализ деятельности учреждений культуры и искусств различных
регионов по их использованию в практической деятельности;
выявить организационно-педагогические условия эффективной деятельности учреждений культуры и досуга по использованию современных культуроохранных технологий социально-культурной деятельности;
разработать технологическую модель взаимодействия различных учреждений и ведомств по сохранению и развитию культуры региона на основе использования культуроохранных технологий социально-культурной сферы;
теоретически обосновать и разработать целевую комплексную
программу сохранения и развития культуры и искусства региона с
использованием культуроохранных технологий социально-культурной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективность региональной культурной политики будет выше, если:
- в регионах будут созданы разнообразные программы развития и
сохранения культуры и искусства, направленные на духовно-нравственное
формирование личности, изучение региональных национальных традиций,
сохранения культурного наследия прошлого и настоящего;
- при ее реализации в. учреждениях культуры и досуга будут
использоваться современные культуроохранные технологии с использованием
традиционных и инновационных форм и методов социально-культурной
деятельности;
- будет разработана технологическая модель взаимодействия различных
учреждений культуры и искусств, образования, социальной сферы на основе
включения в их деятельность культуроохранных технологий социально-
культурной сферы;
будут созданы условия для всеобщей доступности населения к информации и культурным ценностям, повышения качества обучения учащихся в учреждениях дополнительного образования в сфере культуры, совершенствования и развития народных промыслов, увеличения количества участников самодеятельного художественного творчества, расширения выставочной и концертной деятельности учреждений культуры, развития фестивального движения и культурно-массовых мероприятий, сохранения и развития историко-культурного наследия, развития туризма и экскурсионного обслуживания жителей и гостей региона;
будут подготовлены высококвалифицированные кадры для отрасли культуры, способные реализовать культуроохранные технологии в деятельности учреждений социально-культурной сферы.
Теоретико-методологическую основу диссертационного
исследования составили положения философии о диалектической
взаимосвязи процессов и явлений, закономерности общественно-политического развития: научно-исторический подход к изучению социально-культурных явлений; единство общего, особенного и единичного во взаимосвязи и взаимозависимости явлений с учетом смены парадигм к изучению социально-педагогического процесса (культурологического, аксиологического, гносеологического, социологического, деятельностного, гуманистического). Ведущим методологическим принципом определен общенаучный принцип системности.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили также программные документы, научные труды отечественных и зарубежных исследователей, анализирующих современные тенденции развития культуры и искусства в условиях реформирования российского общества.
В своих подходах к исследованию процесса реализации региональной культурной политики мы опирались на ряд концепций, относящихся к общей методологии познания и трактовки социокультурных процессов. К их числу в первую очередь относятся цивилизационная концепция истории культуры; концепция классического эволюционизма и неоэволюционизма, концепция структурного функционализма.
Концептуальный контекст исследования представляет собой совокупность научных идей, раскрывающих сущность изучаемого педагогического явления.
В соответствии с избранными нами методологическими установками, на которые опирается исследование, была определена общая логика изучения происходящих процессов, а также выбор познавательных средств и методов исследования.
Методы исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: анализ архивных документов, литературных' источников по теме исследования (монографии, учебники, учебные и учебно-методические пособия, хрестоматии, научные статьи в журналах, материалы конференций);
теоретический анализ и обобщение; наблюдение, беседы, анкетирование и интервьюирование; проектирование социально-культурных программ.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На 1 этапе (1994-2000 гг.) изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования. Разрабатывались теоретические основы исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет и сформулирована рабочая гипотеза исследования, разрабатывалась технологическая модель взаимодействия различных учреждений культуры и искусств, образования, социальной сферы на основе включения в их деятельность культуроохранных технологий социально-культурной деятельности. На данном этапе анализировались основные подходы к проблеме реализации региональной культурной политики, и выявлялись типы и виды культуроохранных технологий для использования в практической деятельности учреждений культуры и искусств г. Воронежа.
На 2 этапе (2001-2004 гг.) проводился анализ деятельности учреждений культуры различных регионов России по использованию культуроохранных технологий социально-культурной деятельности.
В этот период проводилась разработка и совершенствование нормативно-правовой базы сферы культуры г. Воронежа, разрабатывались программы и проекты сохранения и развития культуры и искусства. Основное внимание уделялось сохранению, возрождению и развитию народных промыслов и ремесел Воронежского края, пропаганде и популяризации достижений в области культуры и искусства, расширению выставочной и концертной деятельности учреждений культуры, развитию фестивального движения и культурно-массовых мероприятий, а также сохранению и популяризации памятников истории и культуры города Воронежа. На данном этапе осуществлялась большая историко-краеведческая работа по выявлению новых исторических событий, выдающихся деятелей, изучались историко-культурные традиции, шла пропаганда и развитие музейного дела и патриотического воспитания молодежи.
На 3 этапе (2005-2006 гг.) решались следующие конкретные задачи: теоретически обосновывалась и разрабатывалась целевая комплексная региональная программа сохранения и развития культуры и искусства с использованием культуроохранных технологий социально-культурной деятельности. Для целенаправленной подготовки специалистов социально-культурной сферы была открыта кафедра «Социально-культурной деятельности» в Воронежском институте экономики и права, которую возглавил диссертант.
На данном этапе был подготовлен электронная энциклопедия памятников и мемориальных досок г. Воронежа, под руководством автора изданы книги о культурном наследии г. Воронежа. Помимо этого результаты исследования апробировались на научно-практических конференциях различного уровня, внедрялись в деятельность Воронежского государственного университета, Воронежского института экономики и права, Воронежского государственного педагогического университета, Воронежской государственной академии искусств, Воронежского филиала российской академии государственной службы при Президенте РФ, Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. В этот период осуществлялась систематизация и обработка результатов опытно-экспериментальной работы, были сделаны выводы по результатам исследования.
Базой исследования явились: ГОУ ВПО Воронежский государственный университет, Воронежский институт экономики и права, Воронежский государственный педагогический университет, Воронежская государственная академия искусств, Воронежский филиал Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Фонд «Центр духовного возрождения Черноземного края», Воронежский областной центр народного творчества, государственная инспекция охраны историко-культурного наследия Воронежской области, Воронежский областной методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
выявлены и научно обоснованы организационно-педагогические условия эффективной деятельности учреждений культуры и досуга по использованию современных культуроохранных технологий социально-культурной деятельности;
впервые систематизированы и педагогически интерпретированы на региональном уровне содержание, средства, формы, методы деятельности учреждений культуры и досуга и показана их роль в использовании культуроохранных технологий;
разработана технологическая модель взаимодействия различных учреждений культуры и искусств, образования, социальной сферы на основе включения в их деятельность культуроохранных технологий социально-культурной сферы;
введены в научный оборот новые фактографические данные, отражающие процесс развития региональной культурной политики;
теоретически обоснована и разработана целевая комплексная программа сохранения и развития культуры и искусства с использованием культуроохранных технологий социально-культурной деятельности.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что выявленные в процессе анализа социокультурного развития региона типы, уровни, формы построения программ сохранения и развития культуры обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности конкретизированной информацией об особенностях применения культуроохранных технологий в работе учреждений социально-культурной сферы и позволяют осуществлять комплексный, системный подход к реализации региональной культурной политики.
Разработанная и апробированная технологическая модель взаимодействия учреждений социально-культурной сферы и образования позволяет использовать в качестве ведущего направления реализации городских и региональных социально-культурных программ - культуроохранные
технологии социально-культурной сферы, которые способствуют изучению истории, архитектуры, культуры, традиций, ценностей региона.
В процессе исследования уточнена сущность, структура и организация процесса региональной культурной политики в различных регионах Российской Федерации, при этом культуроохранные технологии социально-культурной деятельности рассмотрены как компонент региональной Культурной политики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что процесс региональной культурной политики реализуется через комплекс разноуровневых технологий социально-культурной деятельности, которые обеспечивают оптимальные условия для ее развития.
Разработанная целевая комплексная программа сохранения и развития культуры и искусства с использованием культуроохранных технологий социально-культурной деятельности направлена на повышение роли культуры в жизни каждого человека; преодоление негативных асоциальных явлений среди несовершеннолетних подростков путем приобщения их к сокровищам мировой и отечественной культуры; сохранение клубных учреждений культуры, реально обеспечивающих всем категориям населения доступность к культурному досугу; совершенствование и развитие народных промыслов; увеличение количества участников самодеятельного художественного творчества; пополнение и обновление экспонатов и экспозиций по сохранению истории родного города; сохранение и развитие историко-культурного наследия, а также развитие туризма и экскурсионного обслуживания.
Результаты исследования внедрены в деятельность ГОУ ВПО
Воронежский государственный университет (при преподавании курсов
«Культурология», «Прикладная культурология»), Воронежский институт
экономики и права (при преподавании курсов «Менеджмент в социально-
культурной сфере», «Художественно-эстетическая, культура», «Маркетинг в
социально-культурной деятельности», «Социально-культурная
деятельность»), Воронежский государственный педагогический университет (используется преподавателями и студентами факультета художественного образования в курсах лекций дисциплин предметной подготовки), Воронежская государственная академия искусств (программа «Методика проведения культурно-массовых мероприятий, фестивалей и конкурсов»), Воронежский филиал Российской академии государственной службы при Президенте РФ (при чтении курсов «Культурология», «Технология и педагогика профессиональной деятельности», «Регионоведение», «Социальные технологии делового общения»), Фонд «Центр духовного возрождения Черноземного края», Воронежский областной центр народного творчества, государственная инспекция охраны историко-культурного наследия Воронежской области, Воронежский областной методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства (опытно-экспериментальная работа по темам «Роль учебных заведений культуры и искусства в реализации региональных и местных программ сохранения и развития культуры и искусства», «Технология и методика организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования», «Методика разработки и реализации учебных планов и программ в учебных заведениях культуры и искусства»).
Материалы исследования и разработанная программа могут быть использованы:
в учебно-воспитательном процессе среднего, общего, дополнительного и высшего профессионального образования;
при разработке педагогических систем и образовательных программ на федеральном и региональном уровнях;
в работе научно-методических центров народного творчества;
в деятельности центров внешкольной работы и комитетов по молодежной политике;
в системе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и культуры.
Достоверность и обоснованность научных результатов
обеспечивалась использованием разнообразных источников информации; применением комплекса методов и методик, адекватных предмету, задачам и логике исследования, его проведением в единстве теории и практики, многоэтапностью, длительным характером опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности
являются важным смыслообразующим компонентом системы региональной
культурной политики и их использование в практической деятельности
учреждений культуры и искусств, способствует возрождению традиционных
форм социально-культурной деятельности, изучению памятников истории и
культуры, созданию краевых справочников, энциклопедий, развитию
туристско-экскурсионных маршрутов, музеефикации частных
художественных собраний и коллекций.
Технологическая модель взаимодействия различных учреждений и ведомств по сохранению и развитию культуры региона представляет собой целостную систему, включающую субъекты деятельности (руководящие организации, учреждения культуры и досуга, сферу образования, семью), а также формы, методы, средства, принципы и условия ее функционирования. Реализация разработанной модели требует обращения к соответствующим технологиям, связанным с достаточно детализированным моделированием системы управленческих действий.
В качестве ведущего направления разработки и реализации региональных программ социокультурного развития выступает система освоения истории, культуры, традиций и других ценностей региона, выраженная в интеграции творческого, рекреативного, социального, поискового, просветительского, видов социально-культурной деятельности. В основе этой деятельности лежат культуроохранные технологии, которые представляют собой методы и приемы сохранения и изучения культурно-
исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы
4. Организационно-педагогическими условиями эффективной
деятельности учреждений культуры и досуга по использованию современных
культуроохранных технологий социально-культурной деятельности являются:
выработка региональных приоритетов при использовании
культуроохранных технологий;
научно-методическое обеспечение процесса внедрения инноваций в практическую деятельности учреждений и ведомств;
разработка технологической модели взаимодействия различных учреждений культуры и искусств, образования, социальной сферы на основе включения в их деятельность культуроохранных технологий социально-культурной сферы;
доступ населения к информации и культурным ценностям;
повышение качества обучения учащихся в образовательных учреждениях;
совершенствование и развитие народных промыслов и ремесел;
увеличение количества участников самодеятельного художественного творчества и развитие фестивального движения;
расширение выставочной и экскурсионно-туристической деятельности;
создание музейных экспозиций;
- подготовка высококвалифицированных кадров для отрасли культуры и
досуга.
5. Программа сохранения и развития культуры и искусства с использованием культуроохранных технологий социально-культурной деятельности направлена на интеграцию деятельности различных учреждений и ведомств по возрождению историко-культурной и национальной самобытности региона, изучение традиций, обрядов, бытующих в определенной местности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:
а) выступления на научно-практических конференциях различного
уровня в гг. Воронеже, Тамбове, Рязани;
б) разработка и внедрение целевой муниципальной программы в
деятельности городского округа город Воронеж;
в) разработка программ, учебных курсов «Социально-культурная
деятельности», «Основы культурной политики», «Регионоведение»,
«Культурология», «Прикладная культурология», «Менеджмент в социально-
культурной сфере», «Художественно-эстетическая культура», «Маркетинг в
социально-культурной деятельности», «Методика проведения культурно-
массовых мероприятий, фестивалей и конкурсов», «Технология и педагогика
профессиональной деятельности», «Социальные технологии делового
общения» «Технология и методика организации учебно-воспитательного
процесса в учреждениях дополнительного образования».
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в 10 научных публикациях автора общим объемом 63,8 п.л. в виде научных статей и учебно-методических публикаций.
Структура диссертации обусловлена авторским замыслом и логикой исследования, направлена на достижение поставленных целей и решения выдвинутых задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проблемы и перспективы развития региональной культурной политики в отечественной и зарубежной практике
Радикальные экономические реформы в стране в начале 90-х годов прошлого века не только отразились на социально-экономической ситуации в стране, но и вызвали кардинальные изменения в социокультурной сфере, в том числе и в науке о культуре.
Государственная культурная политика - это деятельность, государства в области культуры, направленная на сохранение, развитие и распространение культуры. От того, насколько грамотно осуществляется культурная политика, зависит и благополучие общества, и его дальнейшее развитие. Определение государственной культурной политике было дано в. 1992 году в «Основах законодательства РФ о культуре», ставших основным руководством к действию для максимального приобщения людей к культуре, разнообразным формам творчества. Основной целью переходного периода является создание наиболее благоприятных условий для адаптации сферы культуры к рыночным отношениям без нанесения ущерба духовности общества.
Термин «культурная политика» имеет двойственное толкование. В широком смысле - это сектор государственной и общественной политики в различных сферах культуры, искусства, образования, сохранения культурного наследия. В более узком понимании - это программные разработки конкретных проблем, организации, прогнозирования культурного строительства.
Сущность важнейших общественных процессов заключается в содержании культурной политики, которая является системой мер и мероприятий, направленных на перспективное развитие духовной жизни общества. Эта система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества ставит в центр внимания человека, на которого и направлена эта политика. Понятие сущности культурной политики заложено в самих терминах: «культура» и «политика».
Социологический энциклопедический словарь дает несколько определений культуры, в соответствии с одним из них она является сферой духовной жизнедеятельности общества, включающей систему образования, воспитания, духовного творчества. Вообще определений самому слову «культура» давалось и дается невероятное множество, в зависимости от смысла, вкладывающегося в это понятие. В целом культура - это особая сфера регуляции отношений и форм деятельности людей, результат их приспособления к природному окружению и экономическим потребностям, необходимое условие существования общества.
Политика - это взаимоотношения социальных групп (классов), «особая сфера жизни», «способ организации общества с помощью власти или по поводу власти». Политику (от слова «полис») Аристотель рассматривал как цивилизованную форму общества, как публичную этику, Маркс - определял как борьбу классов за власть, а, по словам Бьюккинена, - это сложная система обмена между индивидами, у которых «нет других интересов, кроме индивидуальных» [20].
Ни одно классовое общество не может существовать без политики. Формой политических взаимоотношений становится государственность, а в зависимости от сферы взаимоотношений политика приобретает свое конкретное назначение. Если социальные группы взаимодействуют по поводу культуры, то такая политика называется культурной, а основное в культурной политике : сама культура человека. А вот нормы, ценности, знания и смыслы являются элементами политической культуры. Одним из ее основных компонентов является идеология, на которую опирается власть. Реализуя политические акции или выражая свое отношение к политическим явлениям, человек руководствуется сознанием и заложенными в нем элементами культуры. В современной культурной политике превалируют политические приоритеты: поддерживается только то, что полезно для формирования новой государственности.
Все же результат управления в этой области следует оценивать по тому, каковы текущие достижения относительно уровня и качества жизни, степени общего культурного развития членов общества, насколько они соответствуют мировым стандартам модернизирующихся стран. Обзор моделей культурной политики показывает, что при всей многозначности определений и понятий состав содержания оказывается предельно упрощенным. Культурная политика определяется преимущественно в отраслевых категориях как видоизменяющийся набор государственных регуляторов в какой-либо сфере культуры, искусства, образования, воспитания, как взаимодействие институциональных структур, как система взаимодействия федеральных, региональных, управленческих структур, а также законодательных и финансовых мер. Модели культурной политики очерчивают, по сути, только инструментальный (технологический) уровень, вытесняя на периферию культурной деятельности содержание культуры - ценностные категории. В то же время историко-культурные традиции России вступают в противоречие с принятыми моделями развития.
Стратегия культурной политики заключается в генеральном решении системы культурных проблем на данном конкретно-историческом этапе развития. В условиях перемен необходима стабильная культурная политика, но без понимания ключевой роли культуры в общественном развитии она не сможет обрести силу. Культура выступает как важнейший жизнеорганизующий фактор, основа развития, как комплекс духовных, материальных, интеллектуальных, эмоциональных характеристик общества, а функции ее многогранны.
Опыт и специфика развития культурной политики за рубежом
В связи с рассмотрением вопроса о развитии региональной культурной политики в России интересен опыт развития отрасли культуры и региональной политики за рубежом.
Исследование различных научных источников позволило определить, что правительства практически всех развитых европейских стран все больше и больше осознают, насколько ограничены их возможности непосредственного управления культурой. Сложность современного общественного устройства, взаимозависимость местных и национальных культур привели к тому, что государству целесообразнее лишь оказывать влияние на естественные процессы, происходящие в культуре, способствовать изменениям, чем совершать их самому. Культурную политику государство должно осуществлять при помощи и в тесном сотрудничестве с самыми разнообразными государственными частными и общественными организациями и институтами, что очень актуально для крайне изменчивого и подвижного мира культуры.
Совет Европы с 1986 года проводит целевую программу, посвященную изучению культурной политике стран - членов Совета Европы. Результаты исследований, проведенных в различных странах Европы, представлены в сборнике «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры [116]. В этом сборнике проводится анализ культурной политики различных стран, выявляются проблемы, существующие в ряде стран, а также намечаются подходы к решению этих проблем и перспективы развития.
Разногласия в мировоззренческих, политических, экономических пристрастиях между различными социальными группами (включая властные структуры) подчас приобретают драматический характер. И это неудивительно, ибо в сегодняшней России культура решает во многом другие, более сложные задачи, имеет иные приоритеты, иную философию и организацию взаимодействия между всеми вовлеченными в культурный процесс с окружающим социумом, который все более расширяет свои границы.
Это обстоятельство показывает, что сегодняшнюю Россию нельзя рассматривать изолированно от остального мира, от процессов глобализации, затронувшего многие страны. Поэтому проблемы взаимодействия техногенной среды и гуманитарного начала, сохранения культурного наследия и традиций и стимулирование инноваций, соотношения мирового и национального факторов, сосуществования культуры большинства и различных национальных меньшинств - это те вопросы, которые наиболее активно обсуждаются в разных странах. Сегодня Россия имеет уникальную возможность синхронизировать свое развитие, сопоставив и оценив все, что делается в сфере культуры в мировом сообществе.
Опыт европейских стран в формировании культурной политики периода смены тысячелетий, обобщенный экспертами Совета Европы - опыт во многом еще не традиционный для нашей страны. Тем не менее, некоторые аспекты вполне могут быть использованы и в России.
1. Австрия имеет богатейшие культурные традиции. На всем протяжении истории этой страны культура играет весьма значительную роль в формировании образа нации. В 1975 году была принята комплексная культурная политика, разработанная Министерством по делам образования и искусства, основной целью которой было возрождение и развитие культурных традиций, в сближении жителей города и села в уровне образования. Кроме того, специально была создана Служба культурных контактов (OKS), задачей которой стало объединение представителей творческих профессий и деятелей культуры, с одной стороны, со школами, учреждениями образования для взрослых, частными компаниями и культурными центрами, с другой. Это событие послужило поворотным моментом в истории культурной политики страны, поскольку ознаменовало собой начало диалога между органами власти, деятелями искусства и теми, кто управляет культурой. Именно в это время были разработаны основы современной системы поддержки искусства.
В последующие годы (вплоть до нашего времени) эта система лишь улучшалась и расширялась за счет создания различных консультативных органов (советов, комитетов, кураторов и экспертов), которым были даны полномочия по принятию решений. Также было учреждено несколько организаций-посредников, которые имели широкие связи в мире частного бизнеса и художественной среде
В 1998 году была создана рабочая группа экспертов, которая разработала проект модернизации культурной политики и управления культурой в стране. Однако при приходе к власти нового правительства в 2000 году (коалиции христианских демократов и Партии свободы) предложения экспертной группы не вошли в коалиционную программу 2000 года. Эта программа предлагает свои варианты изменения культурной политики и, в частности, перемещение основного внимания с поддержки современного искусства на возрождение народного искусства, сохранение культурного наследия и реализации модели социальной защищенности для представителей творческих профессий в 2001 году.
Приоритетными в культурной политике Австрии были признаны следующие направления: -реставрационные работы в федеральных музеях; -модернизация национальной библиотеки; -децентрализация культурных инициатив; -обсуждение создающейся модели социальной защищенности деятелей искусства; -лицензирование частных радиостанций [116,169].
Также были приняты дополнительные меры для поддержки кинопроизводства и разработана государственная политика в отношении средств массовой информации (как частных, так и общественных).
Совершенствование организационно-управленческой структуры в сфере культурной политики на региональном уровне
Провинциальная культура с ее непосредственной ориентированностью на человека, близостью к его повседневным нуждам и запросам заслуживает особой заботы со стороны государства и общественности. "Этот пласт культуры может и должен быть активно задействован в процессах гуманизации и демократизации жизни в стране при переходе ее к новой модели социально-экономического развития". Российская глубинка и по сей день остается, к счастью, преимущественным убежищем остатков традиционных форм культуры, отмеченных печатью неповторимого сочетания общенациональных черт и местного своеобразия. И в этом смысле можно утверждать, что россияне еще не утратили шанса оживления скудеющих с каждым годом истоков традиционной культуры, более эффективного использования ее для восстановления разрушенной связи повседневного быта людей и их духовности. В этом состоит, на наш взгляд, одна из задач поистине общенационального масштаба, реализация которой должна быть в поле пристального внимания культурной политики.
Культурная реабилитация провинции, несомненно, потребует конкретных шагов в направлении децентрализации управления. В демократическом обществе это осознается как норма, без которой не может быть полноценного творчества, инициативы на местах, мобильного реагирования на меняющиеся условия развития культуры и культурные потребности населения. Решения многих задач по оживлению и подъему культурной жизни в провинции будет невозможно не только без действенной поддержки центральных органов, но, прежде всего, без целенаправленных и активных усилий со стороны самих жителей сел и городов, без заинтересованного участия местных общественных организации, творческих союзов, деловых и промышленных кругов.
Культурная политика на местах своим основным ориентиром имеет воспроизводство и расширение культурного слоя, формирование и утверждение собственного культурного своеобразия, создание развитой культурной среды. Соответственно это требует постановки и. решения таких задач, как поддержка уникальных инновационных программ, направленных на обогащение культурной среды, культурных инициатив, формирующих опережающий в культурном отношении "образ региона".
Стратегия культурного развития должна строиться на поддержке активных субъектов культурного возрождения, которые могут обеспечить технологический "прорыв" в региональной культуре. Важно опираться при этом на всемирное развитие межрегиональных и международных контактов, что станет важным каналом трансляции культурного опыта других регионов, стран дальнего и ближнего зарубежья. В контексте осуществления данных целей и задач регионального культурного развития особого внимания заслуживает поддержка научныхи аналитических исследований, связанных с проблематикой социокультурных процессов, динамикой их развития. Реализация этих целей и задач с учетом их долговременного характера возможна лишь на основе соответствующих программ и проектов. Их разработка и апробация сегодня осуществляется в целом ряде малых и больших городов России.
Концептуально важным и исходным моментом во всей этой работе должно быть понимание того, что фокусом, культурного развития и его своеобразным результатом является человек. Культурное возрождение России без возрождения человека, и его достоинства есть очередная утопия. Не случайно еще в 20-30-е годы мыслители из великолепной плеяды представителей "русского зарубежья" - Н.Бердяев, Г.Федотов и др., -наблюдая губительные последствия революционного экстремизма в сфере культуры, говорили о необходимости "выпрямления духовного вывиха целой нации" и о "воссоздании культурного слоя".
Региональная доктрина опирается на конкретные естественно-природные, экономические, этнокультурные и иные различия территорий. Специфика последних, проявляется через ландшафтно-климатические особенности, степень хозяйственной освоенности, отраслевую структуру производства, уровень урбанизации и индустриализации, плотность и этнический состав населения, культуру и др.
Россия с ее огромными пространствами сложилась, и пребывает до сих пор в этом качестве - как регионально разноцветная страна. Это не просто факт истории и географии. В феномене чрезвычайной множественности и разнообразия регионов содержатся некие системообразующие и конституирующие основания России, ее формирования в историческом пространстве-времени, исходные корневые условия удивительного богатства культуры, цивилизационной специфики и идентификации. Без всесторонней учета данного обстоятельства невозможно серьезно и научно обоснованно вести речь о путях и средствах возрождения России, ее экономического, политического и социокультурного процветания.
Разработка и осуществление региональной политики является для России важным фактором и предпосылкой устойчивого поступательного развития. Региональная политика есть своеобразный способ регулирования общественных отношений на основе принципа органичного сочетания интересов территориальных сообществ с общероссийскими, нахождения разумных компромиссов в противоречивом "поле" межрегионального, межнационального и религиозного сосуществования, всестороннего развития инициативы мест и повышения их ответственности, как за свою собственную судьбу, так и судьбу всей страны.
Культуроохранные технологии в реализации региональной культурной политики Воронежского края: системно-типологический анализ
Воронеж - город славных культурных традиций, осененных многими известными именами деятелей культуры и искусства. О культурной жизни города Воронежа всегда много писали в прессе, на радио и телевидении, издавали книги, буклеты и фотоальбомы.
Осмысление местной старины как неотъемлемой части общегосударственной истории началось в России в последней трети XVIII века, когда вдали от столицы возникли первые очаги просвещения и стала формироваться необходимая для активной умственной жизни интеллигентская среда. Основные административно-территориальные образования (наместничества, губернии, области), уточнившие свои географические границы в ходе проводившегося в стране «генерального межевания», обрели не только пространственное, но и временное измерение.
В воронежском крае первые шаги в изучении краеведения связаны с появлением светских учебных заведений (Народное училище, Главное народное училище) и существованием так называемого «болховитиновского» кружка. Его организатор и глава, Евфимий Алексеевич Болховитинов (1767-1837), преподавал в духовной семинарии. Пребывание в Москве, где он учился, общение там с известным издателем Н.И. Новиковым и археографом Н.Н. Бантыш-Каменским не прошли для юноши бесследно. Вернувшись в Воронеж, Е.А. Болховитинов вскоре собрал вокруг себя образованных, жаждущих общественно полезной работы людей. Разносторонняя деятельность кружковцев в немалой мере способствовала созданию предпосылок, необходимых для становления и развития местных культурно-творческих традиций.
Е.А. Болховитинов по праву считается основоположником воронежского краеведения (в ту пору оно не расчленялось на отдельные отрасли), а его книга - родоначальницей всех последовавших затем трудов, трактующих нашу губернскую историю. Юбилей болховитиновского «Описания» поневоле стал праздником для всех, кому не безразлично минувшее своей «малой родины». И нет ничего удивительного в том, что администрация Воронежской области своим распоряжением от 15 июня 2000 года постановила отметить 200-летие со времени первого издания книги Е.А. Болховитинова проведением мероприятий, небезынтересных для земляков...
Традиция составления подробного, энциклопедического по существу описания отдельной территории в ее прошлом и настоящем была продолжена в статистическом и экономическом очерке Воронежской губернии, относящемся к 1810-1811 гг. Много лет рукопись хранилась в архиве Губернского статистического комитета, где ее изредка просматривали специалисты. Фрагмент из нее был обнародован на страницах «Воронежских губернских ведомостей» (1856, № 27).
В конце 1850 - начале 1860-х гг. по провинции прокатилась волна общественного интереса к созданию губернских документально-этнографических сборников, целью которых было всемерно подчеркнуть местную специфику. Воронеж откликнулся на зов времени изданием в 1861, г. «Воронежского литературного сборника» и «Воронежской беседы на 1$61-й год». В обеих книгах хорошо представлена краеведческая тема.
Комиссия по культурному наследию при Управлении культуры администрации города Воронежа была создана в 1990 году. Вначале она называлась Комиссией по наименованию улиц и площадей (с середины 70-х годов) и главной ее задачей было присвоение названий вновь образуемым улицам и площадям или переименование существующих названий. Первоначальный состав ее был немногочисленным, но вскоре в нее включили известных в городе специалистов в области истории, краеведения, филологии. %енами комиссии на первых этапах ее деятельности, среди прочих, были заведующий кафедрой истории ВГУ профессор В.П. Загоровский, ученый-филолог, писатель, краевед и библиофил профессор О.Г. Ласунский, историк,
краевед, кандидат исторических наук А.Н. Акиньшин, краевед, кандидат технических наук В.И. Кононов, журналист П.А. Попов.
Серьезная реорганизация в работе Комиссии по культурному наследию произошла в 2001 году. Городская администрация своим Постановлением № 1260 от 5. 11. 2001 г. утвердила Положение о Комиссии, где были впервые подробно расписаны права и обязанности Комиссии, оговорены основные принципы образования и деятельности, а также порядок работы Комиссии. Это Положение было опубликовано в средствах массовой информации.
Было определено, в частности, что основной задачей Комиссии является содействие сохранению культурного и исторического наследия Воронежа, разработка предложений по вопросам культуры для рассмотрения в администрации города, в городской Думе. Комиссия должна давать экспертную оценку состояния памятников истории, культуры и архитектуры и вносить предложения о принятии под государственную охрану объектов, представляющих историческую, культурную, научную, художественную или иную ценность. В сферу действий Комиссии входит также рассмотрение проектов создания новых памятников и мемориальных досок, а также предложений по изданию книг, буклетов, путеводителей, открыток, посвященных истории и культуре города.
После выхода в свет указанного Постановления городское управление культуры своим решением пересмотрело состав Комиссии, значительно расширив его состав. В нее вошли 27 человек. Среди них писатели В.Ф.Панкратов, Е.Г.Новичихин, Т.М.Умывакина, В.М.Попов, В.В.Будаков, историк и краевед, А.Н.Акиньшин, краевед В.И.Кононов, начальник Госинспекции охраны историко-культурного наследия Воронежской области Т.С.Старцева, художники Ю.В.Утенков и А.Е.Смирнов, журналисты Э.П.Ефремов, П.А.Попов, В. Л.Елецких, представители Совета ветеранов войны и труда Е.В.Владимиров и В.А.Шипулина, историк С.В.Маркова, все районные архитекторы Воронежа.