Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза Нурмакова Маржан Саткановна

Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза
<
Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нурмакова Маржан Саткановна. Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 1997 210 c. РГБ ОД, 61:98-13/191-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Особенности содержания и организации этнопедагогическои подготовки студентов творческого вуза 13

1.1. Этнопедагогическое содержание профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы

1.2. Характеристика воспитательного потенциала казахского фольклора, быта и досуга

1.3. Технология освоения этнопедагогического опыта в учебном процессе 54

Глава. II Факторы и условия подготовки студентов к использованию этнопедагогического наследия 73

2.1. Модель этнопедагогической подготовки специалиста социально-культурного профиля 73

2.2. Содержание и методика этнопедагогической подготовки специалистов социально-культурной сферы ... 85

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы И7

Заключение 134

Список использованной литературы 142

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях глубоких политических и социально-экономических преобразований общества перед творческими вузами со всей остротой встали проблемы обновления подготовки педагогических кадров социально-культурного профиля, способных организовать как на территории Казахстана, так и за его пределами, где имеются казахские диаспоры, процесс приобщения детей, подростков н взрослых к богатейшему этническому, культурному, педагогическому наследию каждого народа.

Обретение Республикой Казахстан статуса независимости выдвинуло задачу радикального пересмотра структуры среднего специального и высшего образования в республике, поиска механизмов интеграции традиционной системы национальной культуры, искусства и народной педагогики, создания на этой основе качественно новой, оптимальной системы обучения и воспитания специалистов социально-культурного профиля.

Этнокультурное н педагогическое наследие каждого народа, в том числе казахского, содержит идеи и опыт, обогащающие мировую педагогическую мысль. Изучение этого наследия с помощью достижений современной науки позволит заложить прочные основы теории и практики этнопедагогического воспитания студенческой молодежи.

Особенно важно осуществление целенаправленного положительного воздействия казахской этнопедагогики на сферу социально-культурной деятельности, поскольку именно эта сфера является основой образования, эстетического, нравственного, духовно-творческого развития личности. Освоение национальной этнографической культуры, жизненного и педагогического опыта предшествующих поколений базируется на гуманистическом,

дифференцированном подходе к различным группам населения, учитывающем их возрастные, социальные, профессиональные, индивидуальные особенности.

Однако дальнейшему стимулированию этого процесса не достает должной преемственности и непрерывности. В настоящее время ощущается противоречие между острой потребностью в квалифицированных специалистах-знатоках своего этноса, своей национальной культуры и уровнем этнопедагогической подготовки студентов, их ориентированности на возрождение, обогащение и развитие национальных культурных традиций. Анализ вузовских учебных планов и учебных занятий и на производственной практике свидетельствует, что содержание в этом направлении далеко не всегда отвечает современным требованиям и нуждается в существенной корректировке.

Реализуемая Западно-Казахстанским институтом искусств им. Даулеткерея концепция многоаспектной подготовки специалистов дает возможность в полной мере использовать постоянно растущий интерес молодежи к глубинным пластам истории и культуры своего народа, создать необходимые условия для систематического, глубокого освоения этнокультурного и народно-педагогического опыта.

Усвоение национальной культуры студентами, органически связанное с формированием у них чувства этнической принадлежности, национальных интересов, чувства гордости и уважения к многовековым традициям предков должно непременно сочетаться с изучением современной культуры других народов, проживающих на территории Республики Казахстан, что является важной стороной самосознания личности. Претворяя в жизнь идею целостного подхода к этнопедагогической подготовке студентов, творческий вуз опирается и на их дополнительное образование, на их практическое участие в

социальных и педагогических процессах, происходящих сегодня на микроуровне - в городской и сельской среде. Благодаря этим факторам, этнопедагогическое воспитание становится одним из наиболее действенных средств духовного развития молодого специалиста.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследование проблем потребовало обращения к работам специалистов различных наук - философов, культурологов, педагогов, психологов, искусствоведов, социологов, этнографов, историков, литературоведов.

Ценные идеи об огромном нравственном и духовном потенциале этнокультуры и народной педагогики мы находим в трудах Аль-Фараби, М.Кашгарского, А.Югнаки, Асан-Кайгы и других философов-мыслителей, поэтов и акынов прошлого. Большее место возрождению и сохранению традиционных форм этнической культуры, реализации богатейших возможностей народного воспитания отводили Ч.Валиханов, В.Кунанбаев, Ы.Алтынсарин, и другие. Общие проблемы этнопедагогических воззрений получили методологическую оценку н подходы к решению в исследованиях Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, У.Джанибекова, А.В.Гашимова, К.Пирлиева Ш.А.Мирзоева, А.Измайлова, К.Б.Жарыкбаева, С.Калиева, Б.Кадырова, М.Тлеужанова и др.

Диссертационные работы Н.Оршибекова, М.Балтабаева, С.Узакбаевой, С.Сагындыкова, Т.Турсынова, А.Хасанова, А.Дайрабаевой, С.Саипбаева, К.Сейсембаева, У.Ш.Атангулова, посвящены методике использования народной педагогики в решении частных задач воспитания.

В исследовании проблем этнопедагогической подготовки и взаимодействия личности с окружающей социально-культурной, педагогической, этнической средой мы обращались к трудам современных ученых-педагогов, культурологов, социологов, психологов: Ю.П.Азарова,

А.И.Арнольдова, Т.И.Баклановой, В.Г.Бочаровой, Л.П.Буевой, С.Н.Иконниковой, А.С.Каргина, А.Л.Карамышева, А.Д. Жаркова, Т.Г.Киселевой, В.С.Кузина, Г.Н.Филонова, Ю.А.Стрельцова, Г.Г.Силласте. В их работах раскрываются проблемы сохранения и возрождения народной культуры, рассматриваются современные проблемы этнопедагогического образования.

Однако проблема настоящей диссертации не была предметом специального исследования, хотя некоторые аспекты этнопедагогическои подготовки специалистов социально-культурной сферы косвенно затрагивались названными авторами в контексте их собственных исследовательских подходов.

Актуальность проблемы и ее неразработанность как в теории, так и в практике определили выбор темы нашего исследования: «Совершенствование этнопедагогическои подготовки студентов творческого вуза».

Объект исследования: деятельность современного вуза культуры и искусств по подготовке специалистов культурологического профиля.

Предмет исследования: процесс этнопедагогическои подготовки специалистов социально-культурной сферы.

Цель исследования: разработать и апробировать целостную модель этнопедагогическои подготовки студентов творческого вуза в условиях Республики Казахстан.

Гипотеза исследования исходит из теоретических посылок о том, что этнопедагогическая подготовка специалистов социально-культурной сферы возможна путем организации учебного процесса, ориентированного на овладение знаниями, умениями и навыками в области этнопедагогики, приближенного к традициям национальной культуры и народно-педагогического опыта, органически сочетающего теоретические знания с повседневной

практической деятельностью студентов в открытой социальной среде.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть историко-культурные корни, современное содержание и тенденции дальнейшего развития этнопедагогическои подготовки студентов творческого вуза.

2. Обосновать концептуальные основы и учебно-образовательную технологию этнопедагогическои подготовки специалистов социально-культурного профиля.

3. Апробировать на практике целостную модель этнопедагогическои деятельности будущих специалистов в открытой социальной среде.

4. Разработать учебно-методические рекомендации по дальнейшему углублению подготовки студентов на основе традиционной национальной культуры и народно- педагогического опыта казахов.

Методологической основой исследования являются системный, деятельностный, культурологический подходы, философские идеи о формировании активной творческой личности, о деятельностной сущности человека и социальной детерминированности его личности, законодательные акты, Республиканские проекты и программы в области культуры и образования, в том числе Программа действий Правительства по углублению реформ в области образования и подготовки кадров.

В процессе исследования использовались следующие методы: анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, этнографической,

искусствоведческой литературы, раскрывающий различные аспекты этнопедагогическои подготовки студентов; анализ учебно-методических материалов, а также программ дисциплин специальных циклов в вузах и средних

специальных учебных заведениях; наблюдение, беседы, анкетирование, формирующий эксперимент, анализ результатов самостоятельной творческой деятельности студентов.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось с 198 9 по 1996 годы в три этапа.

Первый этап исследования (1989-1992) носил

констатирующий характер и включал в себя анализ теоретических основ исследуемой проблемы, состояние ее разработанности в специальной литературе, в практике учреждений культуры и искусства и образования. Разрабатывалась модель этнопедагогической подготовки специалиста социально-культурной сферы, понятийный аппарат, гипотеза, цель, задачи, методы исследования. Ведущим на данном этапе были также анализ и обобщение теоретических источников, изучение трудов философов, этнографов, мыслителей и акынов прошлого, изучение архивных материалов, документов вуза и учреждений культуры и искусства, сравнение, моделирование, педагогическое наблюдение.

На втором этапе (1992-1994) проводился анализ этнопедагогической подготовленности студентов и преподавателей вуза к использованию этнографических материалов, изучался опыт работы учреждений культуры и искусства, вузовских педагогов. Изучались также учебные планы, программы, учебники, учебные пособиям с целью определения возможности их использования в подготовке студентов по исследуемой нами проблеме. Была разработана программа и процедура проведения экспериментов (констатирующего, формирующего, контрольного). При этом применялись наблюдения, беседы, анкетирование, анализ учебно-методических материалов вуза, решение педагогических ситуации, изучение результатов

деятельности участников эксперимента в форме рефератов, проектов, программ и другие, анализ и обработка экспериментального материала.

На третьем этапе (1994-1996)на базе кафедры социально-гуманитарных дисциплин ЗКИИ осуществлялась опытно-экспериментальная работа но формированию и закреплению этнопедагогических знаний, умений и навыков у студентов, апробация предложенной нами модели и методики ее организации. Ведущими методами исследования на данном этапе была опытно-экспериментальная работа, тестирование, выполнение студентами специальных заданий, их экспертная оценка.

Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены и обоснованы особенности и условия этнопедагогическои подготовки студентов вуза искусств к творческому освоению и практическому использованию огромного этнокультурного и народно-педагогического опыта, национальных традиций и ремесел в будущей профессиональной деятельности; разработана на качественно новой основе оптимальная модель обучения и воспитания специалистов социально - культурной сферы, определены критерии и уровни их этнопедагогическои готовности, соответствующая диагностическая методика; доказана необходимость углубления предметно-дифференцированного содержания дисциплин специального цикла, предложена усовершенствованная в этнопедагогическом контексте учебно-образовательная технология.

Практическая значимость усматривается в том, что на основе полученных в процессе исследования данных разработана методика формирования и развития этнопедагогических знаний, умений и навыков студентов творческого вуза. Предложенная диссертантом модель этнопедагогическои подготовки специалистов социально

культурной сферы не только внедрена в учебно-воспитательный процесс Западно-Казахстанского института искусств им. Даулекерея и Актюбинского негосударственного вуза "Дуние", но и может быть широко использована в других высших и средних специальных учебных заведениях, при доработке соответствующих государственных образовательных стандартов, а также в деятельности органов и учреждений культуры, образования и искусств Республики Казахстан.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением комплекса методов адекватных объекту и предмету исследования, его задачам; репрезентативностью результатов опытно- экспериментальной работы, которая отражает повышение эффективности этнопедагогической подготовки студентов в процессе теоретических и практических занятий; личным участием автора в опытно-педагогической работе.

Апробация результатов исследования . Основные

положения диссертации и полученные результаты докладывались на заседаниях ученого совета и творческих кафедр Западно-Казахстанского института искусств им. Даулеткерея, на научно-практических конференциях "Человек в мире культуры" (Москва, 16-17 февраля 1995 года), "Новые пути наук о культуре" (Москва, 27-29 марта 1995 года). "Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров" (Москва, 26-28 апреля 1994 года), "Социум и культура: голоса молодых" (Москва, 25-26 марта 1997 года), "Проблемы и перспективы развития молодого вуза культуры" (Уральск, 27-28 июня 1996 года), "Народная педагогика и школа" (Уральск, 5 апреля 19 95 года), а также на методических совещаниях и

семинарах работников культуры, искусства и народного образования Западного Казахстана(Уральск, 1990-1996 гг.). На защиту выносятся следующие положения:

1. Положение о необходимости качественного углубления этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза в современных условиях.

2. Положение о целях, задачах, содержании и технологии этнопедагогического образования на основе традиционной этнической культуры и народно-педагогического опыта.

3. Положение о характерных особенностях и условиях процесса формирования у студентов этнопедагогических знаний, умений и навыков, необходимых в процессе организации различных видов социально-культурной деятельности в семейно-досуговой, образовательной, бытовой и других средах.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы содержит 205 наименований. В приложении даны программно-методические материалы, анкеты, опросные листы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется проблема, цель, объект, предмет, формируется гипотеза, намечаются задачи, описывается процедура исследования, характеризуется научная новизна, практическая значимость, указывается методологические основы, положения, выносимые на защиту, сведения об апробации исследования.

В первой главе "Особенности содержания и организации этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза" характеризуется разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе, обосновывается необходимость использования источников и идей этнокультуры и народной педагогики в воспитательной практике, характеризуется

воспитательный потенциал фольклора, культурно-бытовой обрядности, досуговых форм, анализируется состояние проблемы в теории и практике учебно-воспитательной работы вуза культуры, разрабатывается теоретическая модель исследуемой степени этнопедагогическои подготовленности студентов.

Во второй главе "Факторы и условия подготовки студентов к использованию этнопедагогического наследия" представлена модель этнопедагогическои подготовки специалистов социально - культурной сферы, раскрывается содержание и методика формирования их готовности к использованию казахской этнокультурной народной педагогики в социально-культурной деятельности, описываются программа и методика опытно-экспериментальной работы, анализируются результаты исследованиям

В заключении излагаются выводы по итогам исследования, намечаются перспективы дальнейших исследований.

В Приложении представлены методические материалы и образцы научного инструментария, нашедшие применение в исследовании.

Этнопедагогическое содержание профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы

В современном, быстро меняющемся мире постоянно растет внимание к этносу, духовным истокам его культуры и педагогического опыта. Это внимание обусловлено многими причинами, в том числе оно объясняется психологической реакцией общества на быстро прогрессирующий процесс урбанизации, который ведет к ослаблению традиционных межличностных связей, к определенной формализации человеческих контактов, стиранию национального своеобразия культуры в различных сферах жизни. Рост этнического самосознания объективно связан со стремлением людей адаптироваться, приспособиться к переменам, сохранить культурную преемственность, протянуть нить от прошлого к будущему.

Глубокое знание этноса, этнических особенностей казахского национального быта и культуры выступает как обязательное условие профессионального становления выпускника творческого вуза - специалиста сферы организации досуга и народного творчества. В силу этого само понятие "этнопедагогическая подготовка" является собирательным и включает не только духовно-нравственные закономерности развития личности, но и социальные факторы. Это и усвоение знаний, формирование навыков, профессиональных умений, способности студентов к саморегуляции, самооценке, самокритичности.

В содержательную основу этнопедагогической подготовки студентов входят несколько очень важных в методологическом отношении компонентов. Это, во-первых, освоение богатейшего философского и педагогического наследия крупнейших казахских поэтов - мыслителей и ученых просветителей; во-вторых, изучение и серьезное осмысление фольклора, национальных традиций и обычаев, которые находят отражение в семейно-бытовом укладе жизни, досуга, играх, прикладном творчестве; в-третьих, учет современных тенденций в развитии культуры, науки, искусства, образования на фоне экономических и социальных преобразований, осуществляемых в Республике Казахстан.

Масштабность этнического материала, необходимость возрождения ценных идей, содержащихся в национально-культурном и этнопедагогическом опыте народа делают крайне актуальной задачу разработки дидактических основ и соответствующего инструментария учебно-образовательной деятельности студентов в творческом вузе.

К дидактическим принципам, определяющим и содержание, и методику различных форм и видов учебно-образовательной деятельности студентов, отнесены: аутентичность, подлинность этнопедагогического образования студентов, которая достигается благодаря созданию и в учебном процессе в стенах вуза, и за его пределами на базах производственной практики наиболее благоприятной, референтной среды для освоения этнических особенностей быта и культуры; индивидуализация работы со студентом, учет его возраста, семейного положения, наличия социального опыта, его специализации в творческом вузе, его интересов и ориентации в области национальной культуры и быта; тенденциозность этнопедагогической подготовки студентов, предполагающая с одной стороны прагматическую направленность и отражение реалий сегодняшнего дня, а с другой - формирование у студентов умения прогнозировать этнокультурные процессы, оценивать их с позиций ближайшего и более отдаленного будущего.

Народная педагогика, как составная часть коллективного народного творчества, как проявление этнической культуры народа, зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. В созданных человеком, передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней своеобразных миниатюрах (поговорки, пословицы, сказки, легенды, песни, прикладное декоративное искусство) нашло свое яркое выражение неоценимое богатство духовной жизни людей.

О народном творчестве, о педагогическом гении народа с большой теплотой писали русские революционные демократы. В. Г. Белинский считал семейный быт первым и непосредственным источником народной педагогики. Песни Садко он называл одним из перлов народной поэзии, в русских народных сказках видел ум и фантазию народа, его идеалы и нравственные ориентиры. Н.Г. Чернышевский отмечал, что памятники народного творчества выражают чувства, обычаи, традиции, думы и чаяния народа, причем выражают все это удивительно целомудренно, возвышенно, в силу чего народная мечта "чиста, проникнута всеми началами прекрасного". По мнению Н.А. Добролюбова изучение народного быта и творчества важно и нужно для характеристики народа, поскольку народная мудрость в силу своей прелести, тонкости, нежности, оригинальности производит на человека неизгладимое впечатление.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что первый воспитатель - это народ, а народные сказки первые и блестящие по пытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость настолько оригинальна, что воистину "никто не в состоянии состязаться с педагогическими гением народа"1 .

Рассматривая воззрение народа на воспитание и формирование личности человека, очень важно проследить отношение народа к семье. Отец и мать в народной педагогике - это естественные первые воспитатели. Но наряду с ними существуют и безымянные народные воспитатели - местные аксакалы, дедушки, бабушки, старшие братья, сестры, близкие родственники. Большой педагогический интерес представляет и отношение старших к младшим как объекту и субъекту воспитания. Здесь внимание привлекают многие вопросы, в том числе рождение ребенка, любовь к детям, отношение к своим и чужим детям, усыновление, особенности воспитания девочек.

Характеристика воспитательного потенциала казахского фольклора, быта и досуга

Борьба за сохранение традиционной культуры является актуальной проблемой современности. Не случайно именно в наше время, в период возрастающей урбанизации, нивелировки, стандартизации, наступления "массовой культуры" особое значение приобрело понятие, введенное академиком Д. С. Лихачевым "экология культуры". Это понятие обозначает не только сбережение культурной среды, но и активную память о прошлом, ее передачу последующим поколениям.

Слово "культура" в переводе с латинского означает "возделывание, обработка". Действительно, под культурой в самом широком смысле понимают все, что создано людьми в процессе физической и умственной деятельности для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей. Культура возникает с появлением человека, делится на материальную и духовную. К материальной культуре этнографы относят орудия труда, оружие, средства передвижения и приспособления для переноски тяжестей, жилище и другие постройки, пищу и напитки, утварь и мебель, одежду, обувь, головные уборы, украшения. К духовной культуре относятся трудовые навыки, знания, нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной жизнью, правовые нормы, различные виды искусства и народного художественного творчества, религиозные верования и культы.

С культурой каждого этноса тесно связан и его быт. Под бытом подразумевают специфические формы поведения людей в их повседневной жизни, то есть в постоянно возникающих в течение дня, года, жизни ситуациях, а также взаимоотношения, складывающиеся при этом между людьми, способы использования ими предметов, служащих для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Таким образом, можно говорить о производственном, общественном, семейном или домашнем быте. В быту каждого народа, как и в культуре, ярко проявляется его этническая специфика. Она во многом зависит как от общего уровня социально-экономического развития данного этноса, так и от характера окружающей естественно-географической среды.

Если основным объектом этнографических исследований являются народы-этносы, то к предмету этнографии следует отнести характерные свойства этносов, благодаря которым они могут быть выделены среди других человеческих общностей. Их можно назвать этническими, К ним относятся, с одной стороны, функция объединения всех членов этноса (внутриэтническая интеграция), а с другой - функция отграничения их от представителей других этнических общностей (межэтническая дифференциация). Такие функции выполняют язык и традиционно-бытовые компоненты культуры (обычаи, обряды, народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество (фольклор) и т.п.). Эти компоненты культуры отличаются у каждого этноса наибольшей самобытностью и специфичностью. Это придает всей культуре человечества этническую мозаичность, делает ее разнообразной.

Основное ядро предметной области этнографии - это традиционно-бытовая культура. Одним из предметов ее многообразия у различных народов является такой компонент материальной культуры, как пища. Различия относятся не только к составу потребляемой пищи, но и к способам ее приготовления. У одних народов основу пищевого рациона составляют продукты земледелия (например, для славянских народов - русских, украинцев, белорусов), у других - мясо (например, у дальневосточных народов - нанайцев, нивхов, орочей, ульчей). У многих народов существует традиционная праздничная пища. Поэтому в практике работы с использованием народных традиций необходимо знать этнографию пиши, поскольку праздничная трапеза является необходимым компонентом народного праздника.

В последние десятилетия во всем мире, в том числе и в странах СНГ, наблюдается повышенный интерес к национально-самобытным сферам культуры, в первую очередь к различным видам традиционной народной культуры, которую некоторые ученые называют этнографической культурой. Для тех, кто предрекал исчезновение фольклора, народного изобразительного искусства и других видов этнографической культуры в скором будущем, это было большой неожиданностью, так как многие считали, что народное традиционное искусство не найдет себе места в культурном потенциале современного "технотронного" общества. Свидетельством вспыхнувшего интереса в условиях современности является и проявление большого количества научных публикаций по этому вопросу. Интерес к фольклору, народному декоративно-прикладному и изобразительному искусству отразился и на деятельности средств массовой коммуникации - телевидение, радио, периодическая печать стали широко освещать проблемы сохранения и пропаганды традиционного народного творчества. Развитие международного туризма способствовало возрождению некоторых народных художественных промыслов и включению их изделий в сувенирное производство.

Изучение важнейших компонентов традиционной культуры казахского народа - фольклора, предметов быта, национальных обрядов и игр, народных ремесел, познание полной погруженности художественной деятельности человека во все проявления его жизненной практики - процесс длительный и постепенный. Именно он содержит благоприятный воспитательный "фон" для этнопедагогической подготовки студентов. Изучая многообразие развивающих возможностей национальных форм фольклора, быта, досуга казахского народа, мы опирались на результаты анализа документальных источников и собранных эмпирических данных, а также на материалы проведенных под его руководством со студентами в течение 1993-1996 годов этнографических исследований. В подготовке рефератов, в которых были обобщены итоги этих исследований, приняли участие более 120 студентов, представлявших специализации менеджеров и педагогов по различным жанрам народного творчества,

Модель этнопедагогической подготовки специалиста социально-культурного профиля

К важнейшим педагогическим факторам и условиям, обеспечивающим эффективность приобщения студентов творческого вуза к изучению, сохранению, освоению и практическому распространению духовных ценностей казахского народа, относится в первую очередь системный подход к организации учебного процесса, основанный на единстве закономерностей культурологии, социальной и народной педагогики.

Этнопедагогическая подготовка студентов творческого вуза имеет конечной целью создание среди профессиональных работников культуры, искусства и образования различных регионов Казахстана особого слоя специалистов, способных последовательно, целенаправленно, с учетом научных данных в сфере этнопедагогики вести социально-культурную деятельность в семейно-бытовой среде, сферах дополнительного образования, досуга и творчества населения, в работе с общественными группами и объединениями.

С этой целью диссертант разработал модель организации учебного процесса, представляющую собой конечный социально-психологического исследования избранной нами проблемы. Одной из основных задач данной модели является отслеживание системы приобщения студентов к казахской этнической культуре и народной педагогике, возрождения забытых по разным причинам чрезвычайно важных традиций, обрядов, обычаев, ритуалов, а также широкого использования их в практической деятельности.

Основные требования, которые предъявляются к зтнопедагогической подготовке студентов, заключается в следующем. В теоретическом плане за годы обучения в вузе необходимо выработать у будущих специалистов достаточно четкое представление об основных закономерностях трансляции этнической культуры и народной педагогики в современные социальные среды: семью и ближайшее окружение семьи, школу, досуговые общности и др. В практическом плане - развить умение эффективным образом распорядиться этими знаниями в своей будущей повседневной профессиональной деятельности.

Решая комплекс задач, связанных с реализацией этих требований, специалист должен видеть, знать, понимать, и наконец, интуитивно ощущать те приоритетные сферы сознания, мышления, ритуально-обрядового поведения жителей своего региона, которые относятся к "компетенции" традиционной этнокультуры и народной педагогики, наиболее тесно сопряжены с традиционными формами и средствами культурно-бытового досугового поведения.

В ходе исследования нами разработаны критерии зтнопедагогической подготовки будущего специалиста социально-культурной сферы. Ее основное содержание и объем определяются с помощью сравнительно-сопоставительной методики. Назовем несколько качественных параметров, с помощью которых можно было судить о темпах продвижения студентов по пути все большей профессионализации в сфере зтнопедагогической подготовки.

Это, прежде всего, проявление у студентов заинтересованности и озабоченности в деле возрождения и сохранения в регионе элементов своеобразного национального быта, досуга, развлечений, народных промыслов и ремесел; охраны и развития прогрессивных народных традиций в семье, школе, в сфере досуга и общения всеми доступными педагогическими средствами и приемами.

Участие студентов в закреплении народных традиций, обычаев, обрядов в социально-культурной сфере с помощью педагогических и социально-экономических методов, грамотной поддержки социально-педагогических инициатив населения в его социально-культурной деятельности, организации консультативной помощи семьям.

Развитие прогрессивных народных традиций в социальном воспитании детей и подростков. Здесь определяющим является опережающий взгляд на народное воспитание, необходимо проектирование перспективных линий. От студента требуется достаточно развитое прогностическое мышление, опирающееся на специальные научные знания, диагностику национального уклада жизни, быта и досуга, на имеющиеся у различных слоев населения психолого-педагогические установки, актуализацию сохранившихся компонентов традиционного мышления у детей и взрослых.

Творческое и по необходимости критическое обращение студентов к забытым обычаям, традициям, обрядам, фольклору, народным промыслам и ремеслам. Здесь, помимо познавательного и организаторского талантов, студенту необходимо опираться на дополнительные исторические, краеведческие, культурологические изыскания.

Этнопедагогическая подготовка специалистов предполагает наличие нескольких функциональных направлений, вытекающих из целей их социально-культурной деятельности: диагностической, организаторской, профилактико-терапевтической, просветительской и прогностической функций.

Диагностическая функция предполагает диагностику состояния приобщенности населения к народным традициям, выявление потребностей и интересов людей разного возраста в сфере народного искусства, народных промыслов и ремесел, в культурно-бытовом поведении, общественно значимых видах художественно-творческого труда. Речь идет о том, чтобы практически осуществить комплексный этнолого-педагогический анализ окружающей среды: выявить уровень сохранности (либо разрушенности) народных ремесел и домашнего труда, культурно-бытовых и досуговых традиций, обычаев, праздников, обрядов, наличие незаурядных носителей и пользователей социально-культурных технологий, выявить "болевые точки" и противоречия в передаче жизненного опыта и мастерства от старших к младшим. Здесь важно установить состояние, причинно-следственные связи, пути, формы, методы улучшения практики общественного и семейного быта, творчества, досуга на основе укрепления, возрождения, сохранения прогрессивных этнокультурных и народно-педагогических традиций.

Содержание и методика этнопедагогической подготовки специалистов социально-культурной сферы

Теоретический анализ исследуемой проблемы с позиции личностно-деятельного подхода, разработка модели этнопедагогическои подготовки студентов творческих специализаций позволили определить первоочередные задачи формирующего эксперимента: поиск оптимальной структуры содержания, форм и методов подготовки студентов к использованию казахской этнокультуры и народной педагогики, как уникального инструмента духовно-нравственного и эстетического воспитания личности; установление взаимосвязи и преемственности педагогических дисциплин; разработку технологии и этнопедагогическои подготовки студентов.

Основной идеей, определяющей содержание, формы и методы учебного процесса, является идея целостной подготовки специалиста, единства его общекультурного, профессионального и этнопедагогического развития.

Целостный процесс становления профессиональной этнопедагогическои готовности специалиста осуществляется на основе диалектической взаимосвязи трех подсистем: - образовательной технологии, включающей материально-техническое и организационное обеспечение, комплекс применяемых форм, средств, приемов и методов обучения и воспитания студентов на народной основе; - отношений, предполагающих формирование творческого, эмоционально-волевого и оценочного отношения личности к людям и к самому себе; - личностных и профессиональных качеств, составляющих результат целостного процесса профессиональной культурологической и этнопедагогической подготовки специалистов.

Исследуемая подготовка призвана обеспечивать этнопедагогическую направленность обучения, повышение интеллектуального потенциала студентов и достижение благоприятного психофизиологического состояния, которое поможет сохранить их нормальную работоспособность не только студента в вузе, но и после его окончания.

В технологической подсистеме ведущая роль отводится совершенствованию учебно-материальной базы образовательного процесса. В этой связи большое внимание придавалось созданию в учебных целях на базе одной из аудиторий комплекса благоприятной этнопедагогической среды. Комплекс служил копией национального жилища казахов. Он имитировал внутреннее убранство казахской юрты, украшенной декоративными элементами и предметами обихода, быта казахского народа. Все предметы для комплекса были изготовлены самими студентами на практических занятиях по дисциплинам декоративно-прикладного характера. Методический уголок пополнялся образцами поделок народных мастеров-зергеров, умельцев, сувениров, предметами народного декоративно-прикладного и музыкального искусства, альбомами о традициях, обычаях, культуре казахского народа, моделями методических уголков в национальном стиле, рефератами, научными докладами, курсовыми и дипломными работами по этнопедагогическим проблемам, методическими рекомендациями, пособиями, конспектами занятий, использованием материалов народной педагогики.

Деятельность по воплощению модели этнопедагогической подготовки в практику органически объединяла творческий поиск и опытно-экспериментальную работу, осуществляемую на кафедрах Западно-Казахстанского института искусств имени Даулеткерея. Следует указать на принципиальные отличия данной модели от ранее установленной. Они заключались в: частичном перераспределении учебных часов, выделяемых в учебном плане, в связи с введением обязательного курса "Этнопедагогика" в группах различных специализаций; в обновлении учебных программ дисциплин педагогического цикла, педагогической практики, НИРС, связанных с включением в их содержание (практических заданий, тематики семинаров и др.) материалов этнопедагогической культуры и народной педагогики; - в целостном, систематическом, планомерном учебно-воспитательном процессе подготовки, обеспечивающем дифференцированный подход к студентам в соответствии с разным уровнем их подготовленности; - в интеграции дисциплин педагогического и частно-методического циклов по проблемам этнопедагогики; в использовании в учебно-воспитательном процессе вуза активных форм и методов подготовки будущих специалистов социально- культурной сферы; в организации этнопедагогического кружка. В ходе исследования нами учитывались потенциальные возможности дисциплин социально-гуманитарного и специального циклов для включения в их содержание материалов этнокультуры и народной педагогики.1

Организация содержания общественных дисциплин на духовные и нравственные ценности, на качественное развитие культурно-образовательной политики общества, учитывающей региональные и национальные особенности народа способствует приобщению студентов к национальной культуре, народным традициям.

Похожие диссертации на Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза