Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев Сухова Оксана Викторовна

Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев
<
Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сухова Оксана Викторовна. Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев : 13.00.05 Сухова, Оксана Викторовна Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев (На примере Алтайского края) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Барнаул, 2005 201 с. РГБ ОД, 61:05-13/2079

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы сохранения этнической культуры немцев Алтая 15

1.1. Социально-философские основания сохранения этнической культуры в поликультурном обществе 15

1.2. Влияние социокультурной ситуации на формирование и развитие этнической культуры российских немцев 40

1.3. Социально-культурная модель сохранения этнической культуры российских немцев 68

Глава 2. Анализ деятельности социально-культурных институтов по сохранению этнической культуры российских немцев на современном этапе и пути ее усовершенствования 102

2.1. Сохранение этнической культуры в микросреде российских немцев на Алтае 102

2.2. Опыт реализации социально-культурной модели сохранения этнической культуры российских немцев в регионе 115

2.3. Состояние и перспективы развития этнической культуры российских немцев в мегасреде 148

Заключение 158

Библиография 162

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Ведущей тенденцией развития мирового сообщества конца XX - начала XXI веков стало явление, получившее название глобализация. Она касается всех сфер деятельности человека, стирает границы между различными странами и народами, приближает человечество к тому, чтобы оно стало единым. Высоко оценивая новые возможности, связанные с развитием информационно-коммуникативных технологий в сфере культуры и образования, многие ученые испытывают тревогу по поводу негативных тенденций глобализации.

Стирание языковых, идеологических, политических барьеров приводит все многообразие культур к выравниванию и однородности. Такое общечеловеческое единообразие особенно губительно для самобытных национальных культур, которые к XXI веку оказались ослабленными, утратившими жизненную силу. Между тем каждый этнокультурный организм неповторим и самоценен. Из особенностей этнических культур складывается многосторонность, разнообразие и глубина общечеловеческой культуры. Забвение, разрушение, а иногда и отказ от своих исконных, закрепленных вековой традицией культурных оснований в пользу общекультурных ведет к гибели культуры индивидуальной. В силу разных причин этническая культура российских немцев также подвержена такой опасности, в связи с чем возникла необходимость сознательного воздействия, направленного на возрождение, сохранение и развитие этнической культуры российских немцев как ценной составляющей совокупной общечеловеческой культуры.

В современных условиях поликультурного общества люди живут и действуют в границах нескольких культур, включая основную и разнообразные этнические. Изучение, сохранение и развитие национальных культур, в том числе культуры российских немцев, способствует воспитанию культуры межнационального общения, которая является необходимым условием мирного сосуществования людей в многонациональном обществе и формирование которой происходит через воспитание, образование и приобщение личности к культуре. Знакомство с историей, культурой, психологией разных народов позволяет найти общий язык и, возможно, избежать противоречий, которые зачастую приводят к межнациональным конфликтам.

Степень разработанности проблемы

Проблема сохранения этнической культуры относится к числу комплексных и находится на стыке ряда гуманитарных наук, в связи с этим возникла необходимость в использовании достижений таких отраслей обществознания, как философия, педагогика, культурология, социология, этнология. Основные теоретические закономерности сохранения этнической культуры рассматриваются в трудах Э.А. Баллера, Ю.В. Бромлея, Н.В. Гончаренко, В.Е. Давидовича, Л.Н. Гумилева, С.Н. Иконниковой, Д.С. Лихачева, СВ. Лурье, Э.С Маркаряна, В.Д. Плахова, И.В. Суханова, Д.М. Угриновича.

Современный подход к осмыслению роли и значения культуры в жизни этноса применен в исследованиях ученых Л.Г. Гусляковой, СИ. Григорьева, Л.Д. Деминой, Т.А. Семилет.

Вопросы сохранения и развития культуры посредством семейного воспитания анализируются в трудах Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, Г.Н. Волкова, П.Ф. Каптерева, ЯЛ. Коменского, Т.А. Куликовой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского.

Проблеме взаимосвязи образования и культуры посвящены работы ученых Г.В. Гегеля, И.Г. Гердера, А.Я. Данилюка, В.И. Матиса, Н.Д. Никандрова; в сфере музейной практики - труды ученых Е.Н. Мастеница, Е.Б. Медведевой, Ю.Б. Тавризяна, Л.М. Шляхтиной.

Особое значение для нашего исследования приобрели работы ученых, посвященные проблеме поликультурного образования: B.C. Библера, СИ. Гессена, В.И. Матиса, В.В. Макаева, Т.Б. Менской, Г.В. Палаткиной, Л.Л. Супруновой, т.к. в них проблема сохранения этнических культур рассматривается с позиций требования современного поликультурного общества. Вопросы формирования культуры межнационального общения исследуются в трудах ученых З.Т. Гасанова, С.Ш. Кабакановой, В.И. Матиса.

Теоретические концепции и возможности сохранения этнической культуры посредством социально-культурной деятельности исследуются в трудах М.А. Ариарского, Б.С. Ерасова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, О.В. Первушиной, А.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко.

Теоретические основы разработки технологий культурно-досуговой деятельности анализируются в трудах Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Б.Г. Мосалева, В.Е. Новаторова, В.Е. Триодина, А.В. Человьяна.

Общие вопросы системной методологии анализируются в трудах ученых И.В. Блауберга, СБ. Брижатовой, М.С Кагана, В.И. Садовского, В.П. Фофанова. Сущность моделирования как метода научного познания представлена в работах И.Б. Новика, Ю.М. Плотинского, В.А. Штофа.

Учитывая специфику темы, ее региональную особенность, теоретически важными для методологии исследования стали труды ученых, занимающихся изучением вопросов, связанных с историей и культурой этнической общности российских немцев: М.О. Афанасьевой, Э.Р. Барбашиной, Л.П. Белковец, А.Р. Бетхера, В.И. Бруля, П.П. Вибе, А. Вормсбехера, В.Ф. Дизендорфа, М. Клаубе, Л.В. Малиновского, В.И. Матиса, Л.И. Москалюк, О.В. Первушиной, СА. Рублевской, Т.В. Савраниной, Т.Б. Смирновой, И.Б. Томан, А.А. Фаста, И.И. Шелленберга, Я. Шефера, Е.М. Шишкиной-Фишер, И.И. Шлейхера, Ф. Шнайдера и др.

Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что накоплен обширный теоретический и эмпирический материал по вопросам изучения жизнедеятельности и этнокультуры немецкого этноса, существует значительное число научных трудов по проблеме сохранения культуры в целом, однако разработка конкретных моделей сохранения этнической культуры немцев Алтая еще не выступала предметом специального исследования. До настоящего времени не актуализировано значение принципа поликультурности как методологической основы разработки социально-культурных технологий. Недостаточно ясно выявлено соотношение национальных, общероссийских и мировых культурных компонентов в содержании деятельности социально-культурных институтов, что не отвечает требованиям современного поликультурного общества.

Особенности современного периода в истории большинства народов проявляются, с одной стороны, в пробуждении национального самосознания, с другой, в росте социально-политической нестабильности, влекущей эмиграционные процессы, которые приобретают массовый характер. Каждое переселение российских немцев, например, приводило к деформации их культуры, но эмиграция, происходящая в наше время, приводит этот этнос к полному исчезновению, к потере этнических корней, национальной культуры и языка. Остановить данный процесс, сохранить этнокультуру и утвердить позиции немецкого меньшинства в России возможно при радикальных изменениях в деятельности социально-культурных институтов, призванных сохранять и развивать культурные ценности.

Разносторонний анализ сложившейся в стране и регионе социокультурной ситуации позволил выявить противоречия между процессом культурной глобализации и значимостью национальных культур в этом процессе; между потребностями общества в знаниях, необходимых для жизни в поликультурном обществе, и недостаточными условиями для получения этих знаний; между потребностью российских немцев сохранить этническую культуру и ограниченными возможностями для удовлетворения этой потребности. С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования «Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев», проблема которого заключается в определении путей и способов сохранения этнической культуры немецкого национального меньшинства в Алтайском крае.

Цель исследования - выявить социально-педагогические условия, способствующие сохранению этнической культуры российских немцев, и проанализировать их наличие в современном обществе.

Объект исследования - этническая культура российских немцев Предмет исследования - деятельность социально-культурных институтов по формированию, развитию и сохранению этнической культуры российских немцев, проживающих на территории Алтайского края. В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: Определенная социокультурная ситуация в обществе способна вывести этническую культуру немцев Алтая из кризисного состояния, сохранить ее и приумножить при гармоничном сочетании социально-педагогических микро-мезо-, макро- и мегаусловий, что будет способствовать созданию целостной системы социально-культурных институтов, выполняющих функцию сохранения этнической культуры немцев Алтая.

Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

- выявить общие закономерности сохранения этнической культуры в поликультурном обществе;

- определить влияние социокультурной ситуации на формирование и развитие этнической культуры немецкого этноса на Алтае;

- осуществить разработку социально-культурной модели сохранения этнической культуры российских немцев и проанализировать степень ее

реализации в мезосреде (в Алтайском крае - на примере деятельности Российско-Немецкого Дома, Центров немецкой культуры, библиотек, музеев

и др.);

- исследовать современное состояние и развитие этнической культуры в микросреде (семье) российских немцев на Алтае;

- определить состояние и перспективы развития этнической культуры российских немцев в мегасреде (в Германии - на примере организации «Землячество немцев из России»);

- предложить практические рекомендации для разработки программы сохранения этнокультуры российских немцев в поликультурном регионе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- на общефилософском уровне: идея многообразия и обеспечения диалога и взаимодействия культур (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, B.C. Библер, В.И. Матис); социологическая концепция жизненных сил, виталистская социология, которая фиксирует и концептуализирует взаимозависимость жизненного потенциала социума, индивида и культуры (СИ. Григорьев, Ю.Е. Растов, Л.Г. Гуслякова, Л.Д. Демина); концепция культурвитализма (Т.А. Семилет);

- на общенаучном уровне: поликультурный этнопедагогический подход, актуализирующий интегрирование во всех социальных явлениях и процессах взаимодополняющего единства гармонично соотнесенных национальных, общероссийских и мировых культурных ценностей (СИ. Гессен, Г.Н. Волков, В.И. Матис, А.С Ушинский); культурологический подход, позволяющий посредством воспитания и образования закладывать и воспроизводить культуру мирового сообщества, отдельного государства, этнической группы и личности (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, СИ. Гессен, Н.Н. Ярошенко);

- на конкретно-научном уровне: системный подход, рассматривающий все явления и процессы общественной жизни как целостное единство множества элементов, упорядоченных определенным образом и взаимосвязанных между собой (И.В. Блауберг, СБ. Брижатова, М.С. Каган, В.И. Садовский, В.П. Фофанов).

Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами определен комплекс методов исследования и получения информации. Теоретический анализ философской, культурологической, социологической, педагогической литературы, позволяющий выявить основные закономерности сохранения культуры в целом, и этнической культуры российских немцев в частности. На всех этапах исследования использовались методы индукции (обобщение фактов, восхождение от частного к общему), дедукции (восхождение от абстрактного к конкретному). Историко-логический анализ, включающий анализ архивных документов и исторической литературы, применялся для выявления влияния социокультурной ситуации на процессы формирования и развития этнической культуры российских немцев. Метод моделирования использовался для разработки социально-культурной модели сохранения этнической культуры российских немцев, применение которого было вызвано необходимостью глубже понять взаимоотношения и взаимосвязи, возникающие внутри объекта изучения, и извлечь рациональные способы улучшения и модернизации его форм и содержания. В целях выяснения состояния этнической культуры и деятельности социально-культурных институтов по ее сохранению использовались методы: интервью, беседа, анкетирование, наблюдение, анализ отчетов, документов, периодических изданий.

Организация и этапы исследования. Настоящее исследование проводилось на программной основе в три этапа с 2002 по 2005 годы.

На первом, поисково-исследовательском этапе (2002-2003 гг.), осуществлен анализ философской, культурологической, педагогической литературы по проблеме сохранения этнической культуры; определена проблема, цель, основные задачи, объект и предмет исследования, выдвинуты рабочие гипотезы, осмыслены теоретико-методологические основы исследования.

На втором, формирующем этапе (2003-2004 гг.), проведено исследование состояния этнической культуры и деятельности по ее сохранению в микросреде (семье) российских немцев на Алтае; проанализирована деятельность социально-культурных институтов в Алтайском крае (Российско-Немецкого Дома, Центров немецкой культуры, музеев, библиотек и др.); выявлено состояние этнической культуры российских немцев, проживающих в Германии (Дюссельдорф); проанализирована деятельность социально-культурных институтов Германии («Землячеств немцев из России»); обобщен опыт международного сотрудничества России и Германии в области сохранения этнической культуры немцев Алтая.

На третьем, обобщающем этапе (2004-2005 гг.), проведен анализ результатов исследования, систематизированы и интерпретированы полученные данные, сформулированы выводы и практические рекомендации, литературно оформлена диссертация.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- предложены современные подходы к анализу и решению проблемы сохранения этнических культур в поликультурном обществе на основе формирования системы социально-культурных институтов микро-, мезо-, макро- и мегасреды;

- выявлена тенденция кризисного состояния составляющих этнической культуры российских немцев, актуализирующая необходимость радикальных изменений в деятельности социально-культурных институтов;

- определены социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев, позволяющие выявить пути и способы утверждения позиций немецкого национального меньшинства в России.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

- обоснована возможность и необходимость применения принципа поликультурности в содержании и формах социально-культурной деятельности;

- разработана социально-культурная модель сохранения этнической культуры российских немцев, рекомендации по внедрению которой, дополняют теоретические исследования по проблеме сохранения этнических культур в условиях поликультурности и усиления межкультурных связей.

Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что выводы и полученные в ходе исследования результаты доведены до конкретных методических рекомендаций, которые могут быть использованы:

- в разработке региональных этнокультурных программ возрождения и сохранения культуры российских немцев;

- в деятельности социально-культурных институтов (национально-культурных центров, музеев, библиотек и др.), выполняющих функцию сохранения этнической культуры российских немцев;

- в содержании учебных курсов «Педагогика межнационального общения», «Культурология» и др.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на исходные методологические позиции; использованием апробированных, надежных и взаимодополняющих методов исследования, адекватных его цели, объекту, предмету и задачам; репрезентативностью выборки исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В современных условиях поликультурного общества практическое решение проблемы сохранения этнической культуры немцев Алтая зависит от наличия в обществе:

- микроусловий, т.е. внутренних условий, включающих индивидуальные, социально-психологические факторы подготовленности отдельной личности к восприятию и освоению культуры;

- мезоусловий, т.е. местных условий, складывающихся внутри региона и означающих региональные, местные, национально-этнические особенности;

макроусловий, т.е. общих условий, складывающихся внутри государства, касающихся в первую очередь межнациональных отношений и культурной политики государства;

- мегаусловий, т.е. внешних условий, предполагающих культурное и образовательное сотрудничество России и Германии, а также создание в Германии сети социальной поддержки, способствующей межкультурной адаптации переселенцев.

2. Для современного состояния этнической культуры немцев Алтая характерно кризисное состоянии ее жизненных сил, обусловленное следующими причинами:

- в микросреде: нарушением принципа национально-ориентированного воспитания российских немцев, следствием чего является отчуждение от родного языка, незнание истории своего народа, ослабление интереса к национальным традициям, проявление слабой социокультурной активности;

- в мезосреде: отсутствием в регионе системы социально-культурных институтов, выполняющих функцию сохранения этнической культуры российских немцев;

- в мегасреде: ассимиляцией с культурой Германии, характеризующейся трансформацией национальных (русско-немецких) традиций, утратой владения диалектами, отсутствием базисной потребности сохранить русско-немецкую идентичность.

3. В сложившихся условиях обострилась необходимость радикальных изменений в процессе сохранения и развития этнической культуры немцев Алтая, реализация которых возможна при гармоничном соотношении, взаимодействии и сотрудничестве социально-культурных институтов микро-, мезо-, макро- и мегасреды, что делает социально-педагогический процесс сохранения этнической культуры системным и обеспечивает преемственное развитие жизненных сил этнической культуры российских немцев.

Источники и опытно-экспериментальная база исследования

Основной базой опытно-экспериментальной работы явились российские немцы, проживающие на территории Алтайского края, и немцы из России, проживающие в Федеративной Республике Германии, состоящие в «Землячестве немцев из России» города Дюссельдорфа. Конкретный эмпирический материал был получен в ходе этнографической экспедиции в Немецкий национальный район в 2004 году, а также исследования, проведенного в городе Дюссельдорфе (Германия) в 2003 году. Число исследуемого населения составило 800 человек. Центры немецкой культуры, сотрудники которых нами были опрошены как в форме очного, так в форме телефонного опроса, расположены в городах Барнауле (Краевой Российско-Немецкий Дом), Яровое, Славгород, в районном центре Немецкого национального района Гальбштадт, в селах Подсосново, Редкая Дубрава; в районных центрах Тальменка, Благовещенка и др.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на международных (Белокуриха, 2003; Барнаул, 2004, 2005), межрегиональных (Барнаул, 2004), городских (Барнаул, 2002; 2004) конференциях, заседаниях Ученого Совета АГИИК (Барнаул, 2004), заседаниях кафедры социально-культурной деятельности и кафедры иностранных языков Алтайского государственного института искусств и культуры (2002-2004).

Результаты исследования и практические рекомендации используются в деятельности Алтайского краевого Российско-Немецкого Дома и Поликультурного научно-образовательного центра.

Исследование в ФРГ (2003) было проведено при финансовой поддержке Германской Службы Академических Обменов (ДААД).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Общий объем диссертации составляет 201 страницу. Библиографический список включает 193 наименования, из них 12 на иностранном (немецком) языке.

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, раскрыта научная новизна, теоретическое и практическое значение, определены методология, этапы исследования, а также положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы сохранения этнической культуры немцев Алтая» представлен анализ философской, культурологической, педагогической литературы по проблеме исследования; проанализированы общие философские основания сохранения этнической культуры; проведен исторический анализ формирования и развития этнокультуры российских немцев; разработана социально-культурная модель; выявлены социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев в регионе.

Во второй главе «Анализ деятельности социально-культурных институтов по сохранению этнической культуры российских немцев на современном этапе и пути ее усовершенствования» раскрыто состояние составляющих этнической культуры российских немцев; проанализирована деятельность социально-культурных институтов микро-, мезо-, макро- и мегасреды; предложены практические рекомендации для усовершенствования их деятельности.

В заключении подведены итоги, сформулированы основные выводы проведенного исследования, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

В приложении содержатся таблицы, представляющие результаты исследования и образцы анкет.

Социально-философские основания сохранения этнической культуры в поликультурном обществе

В философской и культурологической литературе вопросу сохранения культуры уделяется немалое внимание. В современной (отечественной) культурологической литературе наибольшее распространение в определении понятия «культура» получил деятельностный подход, согласно которому, культура понимается как процесс творческой деятельности [5; 7; 57; 105] или специфический способ деятельности [45; 67; 93]. По поводу понимания культуры как творческой деятельности, известно мнение Н.С. Злобина и В.М. Межуева: «... в основу понимания культуры кладется исторически активная творческая деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека в качестве субъекта деятельности. Развитие культуры при таком подходе совпадает с развитием личности... в любой области общественной жизнедеятельности» [57, с. 36]. Э.С. Маркарян в рамках деятельностного подхода к культуре (в том числе и этнокультуры) отмечает, что «этнические культуры представляют собой исторически выработанные способы деятельности, благодаря которым обеспечивалась и обеспечивается адаптация отдельных народов к условиям окружающей их природной и социальной среды» [92, с. 135].

Приведенные точки зрения понимания «культуры» нашли отражение во многих прикладных культурологических, социологических, педагогических исследованиях, однако для нас методологически важным является понимание «культуры» как неотъемлемой «жизненноважной» составляющей общественного организма, обеспечивающей существование, целостность, самореализацию и развитие этого организма, в нашем случае этноса. В связи с этим мы придерживаемся системного понимания «культуры» с позиции виталистской социологии, которая исходит из того, что «основу жизненных сил человека составляют единство индивидуальной и социальной субъектности человека, формирующихся и реализующихся в определенных жизненных условиях, жизненном пространстве» [41, с. 54]. Отметим тот факт, что развитие виталистской социологии стало новым явлением в отечественной социологии, однако нашло отражение в фундаментальных и прикладных исследованиях [41; 42; 43; 55; 127]. Проблема жизненного потенциала культуры прослеживается в трудах Н.Я. Данилевского в таких понятиях как «сумма жизни» и «крепость сил» [46, с. 74], оригинальный вариант характеристики жизненных сил культуры содержит «теория пассионарности» у Л.Н. Гумилева [44, с. 269], «творческое меньшинство» как жизненная сила культуры понимается у О. Шпенглера [177, с. 42].

Методологически значимым для нашего исследования стало понимание «культуры» в концепции «культурвитализма», согласно которой «культура - это органическая система, субъект исторической жизни человеческого сообщества, индивидуальность, имеющая специфический строй присущих любой культуре универсальных элементов» [130, с. 51]. Суть этой концепции может быть выражена в формуле: «нации (этносы) -это единства прежде всего культурные, культура - их жизненная сила, т.е. то, что создает, вызывает к жизни, рождает их, обеспечивает существование, целостность, самореализацию и развитие; а всякая цельная органическая культура - национальна: этнос, нация - источник жизненных сил культуры, ее субстрат и субъект культуротворчества» [130, с. 52].

Культура, согласно данной концепции, является «ядерной системой», ее структурные элементы - «ядро» и «периферия». «Ядро» культуры образует ее жизненные силы, под которыми понимаются те явления, процессы, свойства и отношения, которые выполняют функции: соединения индивидов в цельный организм, обеспечения гармоничного «жизнеосуществления» этого организма, механизма его воспроизводства и развития [130].

Комплекс жизненных сил культуры и ее носителей составляют: язык, религия, историческая память, национальное самосознание, традиции, нравственные ценности. Все составляющие «жизненных сил» культуры находятся в органической взаимосвязи, что «не позволяет безболезненно разрушать какую-либо подсистему, тем более заменять ее на инородный имплантант» [130, с. 58]. В противном случае, культура вступает в противоречие с внутренним миром своих носителей, что ведет к «отчуждению», социально-духовной дисгармонии, кризису этнокультурной общности.

По признанию большинства ученых [23; 39; 84; 98], язык есть форма социальной памяти, способ ее хранения и передачи, условие сохранения нации. «При этом язык, являясь культурным наследием, вобравшим в себя все закономерности и случайности исторического развития, выступает как средство познания культуры своего народа» [98, с. 74]. Именно язык выполняет, с одной стороны, функцию объединения всех членов этноса, а с другой - отличает их от представителей других подобных общностей.

Как утверждают большинство ученых [23; 98; 130], этнос представляет только та культурная общность людей, которая осознает себя как таковую, выделяя себя среди других аналогичных общностей. Это осознание членами общества своего единства именуют этническим самосознанием, т.е. «осознание индивидами принадлежности к определенной этнической общности» [33, с. 196]. По мнению Ю. В. Бромлея, «...пока у входящих в этнос людей сохраняются те или иные этнические черты и этническое самосознание, этнос продолжает существовать» [23, с. 25]. Как утверждает В. И. Матис, «влияние религии на формирование национального самосознания довольно значительно, а сохранение национальных особенностей, национальной самобытности общественное мнение часто связывают с этой сферой жизни» [98, с. 327].

Немалую роль в формировании самосознания этноса играет память, представляющая «важнейший психологический механизм обеспечения культурной преемственности» [130, с. 42]. Отсюда и особое значение для каждого этноса представлений о его прошлом, которое формируется воспроизведением фольклора, изучением истории своего народа и своей культуры. В случае, если историческая память утрачивается, когда очерняется прошлое народа, вся его культурная история, происходит «отчуждение» от культуры, нарушается процесс исторической преемственности.

Влияние социокультурной ситуации на формирование и развитие этнической культуры российских немцев

Первыми представителями немецкой национальности в Алтайском крае были немецкие ученые, исследовавшие природные ресурсы Сибири в XVIII-XIX веках: историк Г. Миллер, востоковед В. Радлов, естествоиспытатели И. Гмелин, Г. Стеллер, А. Гумбольдт, Ф. Риддер и др. Наряду со своими главными задачами по изучению природных богатств Сибири, ученые уделяли внимание просвещению и культурному развитию населения. Например, историк и географ Г.М. Ренованц в 1779 году организовал немецкую школу для детей горных инженеров. Спустя два года в шести таких школах занималось 800 человек [90, с. 45]. В 1751 году на Колывано-Воскресенские заводы был прислан пастор И.Б. Леубе « ...для находящихся при оных Колывано Воскресенских заводах горных и заводских служителей иноземцев и для обучения детей ... лютеранского исповедания» [30, с. 91].

Просветительная деятельность представителей немецкого меньшинства положительно влияла не только на развитие культурных интересов немецкого населения, но и способствовала развитию социокультурной сферы в стране, регионе и городе. Примером тому может быть деятельность «Общества попечения о начальном образовании», созданного в Барнауле В.К. Штильке в 1895 году. За 16 лет работы Общества под руководством В.К. Штильке появилось: две начальные школы, две воскресные школы, одна городская библиотека, книжный склад-магазин, любительский театр, народный дом с залом на тысячу мест, городской сад. Это был большой вклад в развитие инфраструктуры города с населением 30 тысяч. Общество получило признание как одного из лучших в Сибири. Его деятельность была отмечена серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, дипломом второй степени на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, похвальным листом в 1890 и 1895 годах [24].

В результате миграционных переселений, связанных с экономической и социокультурной ситуацией в стране, первым немецким поселением на Алтае стала деревня Шенфельд (Жёлтенькое) в нынешнем Немецком национальном районе, основанная в 1890 году выходцами из Поволжья [175, с. 49], а в 1893 году - Подсосново [97, с. 10]. Проводившаяся в 1897 году первая всероссийская перепись населения зарегистрировала в Томской губернии, куда входил Алтайский край, 1375 немцев [97, с. 10].

Массовое, организованное переселение немецких колонистов в Алтайский округ Томской губернии началось после принятия закона Государственной Думой и Государственным Советом от 19 сентября 1906 года «О передаче Кабинетских земель в Алтайском округе в распоряжение Главного управления Землеустройства и Земледелия для образования переселенческих участков» [65, с. 11]. Немецкое население Алтая происходило в основном из Украины, выходцев из Поволжья было меньше. Местом компактного поселения немцев стала северо-восточная часть Кулундинской степи. В Славгородском уезде в 1907 году было основано немецких поселений, в 1908 - 16, в 1909 -16,1911 -1,1913 -4,1914-1 [175 с. 49]. В 1914 году в Славгородском уезде немецкое население насчитывало примерно 17,5 тысяч человек, из них 45,5% были меннониты, 40,5% лютеране, и 14% католики [175, с. 49]. С 1907 по 1914 годы немецкое население Славгородского округа выросло до 17 тысяч человек [24, с. 21].

Новые поселения образовывались по конфессиональному признаку. Меннониты селились в Орловской волости, лютеране и католики в Подсосновской и Ново-Романовской. «Переселившись в Сибирь, немецкие колонисты сохранили ряд своих особенностей и традиций. Каждая этническая группа продолжала говорить на своем родном языке -нижненемецком или верхненемецком диалектах и придерживалась своей религии и секты. Немцы расселялись строго обособленными группами. Католики и лютеране, например, основали Самарку, Романовку Константиновку, Подсосново, Камыши, а менониты поселки Глядень, Орлово, Полевое, Степное, Хортицу, Сереброполь, Гришковку» [24, с. 22]. Такой характер поселения объясняется тем, что колонисты были выходцами из разных земель Германии, а также Австрии, Голландии. В их традициях, обычаях, укладе жизни существовали отличия. В России немцы также проживали в различных губерниях и волостях и не имели единого культурного центра. Однако традиционно упорядоченное ведение хозяйства было присуще всем немцам в одинаковой степени. Это выражалось как в обустройстве жилья и поселков, так и в организации социальной и культурной жизни.

Сразу после прибытия в Сибирь немцы строили землянки, позднее «пластянки» («визхаус» - луговой дом), которые как внутри, так и снаружи были выбелены [17], что могло свидетельствовать о культуре быта немецкого населения, стремлению к порядку в самых сложных условиях. Независимо от того, где и из какого материала были построены дома, немецкие села-колонии были большими; аккуратные улицы-линейки, обустроенные усадьбы с конюшнями и амбарами. Ріменно с обустройства крестьянских хозяйств началась самобытная культура российских немцев.

Сохранение этнической культуры в микросреде российских немцев на Алтае

Теоретическое изучение социально-философских закономерностей сохранения этнической культуры российских немцев и построение социально-культурной модели послужили основой для анализа реализации данной модели на современном этапе. В первую очередь целесообразно проследить состояние и развитие духовных ценностей в микросреде, т.е. в семье, где первостепенное значение имеет национально-ориентированное содержание воспитательно-образовательного процесса детей. В процентном соотношении социально-демографическая характеристика респондентов в Алтайском крае составила по полу: мужчин - 35 %, женщин - 65 %; по возрасту: 16-19 лет - 8 %, 20 - 39 лет - 32 %, 40 -59 лет - 21 %, 60 лет и старше - 39 %.

Основными методами национально-ориентированного воспитания детей нами были определены этнопедагогические воспитательные и информационно-просветительные: общение, игры, развлечения на родном (немецком) языке; личный пример родителей, реализуемый через воспроизведение в различных формах произведений устного народного творчества, чтение художественной литературы, периодических изданий, проявление социокультурной активности: участие в деятельности Центра немецкой культуры, посещение выставок, библиотеки, выступлений фольклорных коллективов и т.д. Обязательным элементом воспитания являются методы создания и демонстрации явлений материальной и духовной культуры, что находит отражение в изготовлении произведений народного творчества, соблюдении традиций национального питания, религиозных и семейно-бытовых праздников и обрядов.

Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений. В языковых значениях фиксируются народные знания, духовные ценности, произведения устного народного творчества. Знакомясь с ними в микросреде, у ребенка складывается позитивное ценностное отношение к представителям своего народа и к его культуре, формируется мотивационная основа к обогащению и закреплению полученных в семье знаний, а соответственно к сохранению духовных ценностей.

Родным языком немецких переселенцев был немецкий диалект. В настоящее время ситуация характеризуется усиленной эмиграцией российских немцев в Германию и постоянным притоком населения из Казахстана и других республик Средней Азии. В результате все немецкоязычное население стало двуязычным.

При анализе результатов анкетных опросников мы выделили четыре уровня знаний немецкого языка: свободно понимаю и говорю; умею только читать; не владею литературным, но знаю диалект; не владею (приложение 1, табл. 1). В целом анализ результатов анкетных данных показал, что 91,4% опрошенных владеют немецким языком, при этом мы учитывали как владение диалектом, так и литературным немецким языком. Варианты ответов составили следующую последовательность: свободно понимаю и говорю 52,5%; умею только читать 22%; не владею 8,5%. «Не владеющие» немецким языком принадлежали в основном к возрастной группе от 20 до 39 лет.

Двуязычие немцев практически привело к утрате ими владения немецкими говорами: нижненемецким и верхненемецким - 16,9% немцев-старожилов подтвердили свое владение диалектом. Диалект в целом потерял свою коммуникативную необходимость для молодого поколения. Категория «родной язык» является психологической категорией, она отражает не столько языковую практику, сколько национальную ориентацию. Результаты нашего исследования показали, что 32,6% респондентов назвали немецкий родным языком.

Свободно владеют русским языком (говорят, читают и пишут) почти все опрошенные, за исключением нескольких женщин преклонного возраста. Многие пожилые люди отмечали, что до войны они практически не знали русского языка, говорили на диалекте, а русский выучили только в трудармии.

Исследование показало, что меньше половины российских немцев (40,7%) пользуются немецким языком для общения в семье. В основном это респонденты в возрасте от 60 лет и более, употребляющие диалект. В ходе исследования было высказано мнение (73%) о желании как можно больше использовать немецкий язык не только при общении в семье, но также в трудовой и общественной деятельности. Необходимо отметить тенденцию уменьшения желающих изучать диалекты и увеличение количества желающих изучать литературный немецкий язык, немецкий язык как иностранный. Это связано с тем, что сфера употребления диалектов ограничена в основном кругом семейного общения, и для продолжения образования, чтения литературы, выезда в Германию и т.д., необходимо знание немецкого литературного языка.

Общение на немецком языке с первых лет жизни может обеспечить сохранение и трансляцию исторической памяти. Незнание истории своего народа приводит к «отчуждению» от культуры, нарушается процесс исторической преемственности. Поэтому, не менее значимым было для нас выяснить, знание немцами истории своего народа (приложение 1, табл.1). При анализе знания истории мы получили следующие варианты ответов: знаю 18,6%; сложно сказать 15,3%; не знаю 66%, что может свидетельствовать о малой доли знаний истории своего народа

Большинство респондентов (91,5%) высказали мнение, чтобы их дети и внуки изучали немецкий язык, историю и культуру российских немцев с целью «сохранить связь с этническими корнями».

В качестве источников знаний немецкого языка мы выделили: общение в семье; учебные заведения (школа, училище, ВУЗ) и языковые курсы. Последовательность ответов была следующей (приложение 1, табл. 2): семья 23,7%; учебные заведения 66,1%; языковые курсы 1,7%.

При выявлении источников знаний истории родного народа мы обнаружили следующую последовательность (приложение І.табл. 2): семья 27,1%; школьная программа (уроки истории, классные часы) 37,3%; публикации в газетах, журналах, книги 20,3%.

На вопрос, в какой школе Вы бы хотели, чтобы учились Ваши дети, 81,4% российских немцев, ответили - в школе, где часть предметов преподается на русском языке, часть на немецком языке и 18,6% высказали мнение о преподавании только на немецком языке. Вариант обучения только на русском языке, не поддержал ни один респондент.

Опыт реализации социально-культурной модели сохранения этнической культуры российских немцев в регионе

В основах законодательства Российской Федерации о культуре гарантируется право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей, проживающих на территории Российской Федерации, на защиту, восстановление и сохранение культурно-исторической среды обитания [56]. Поддержка Правительством Российской Федерации социально-культурного развития российских немцев осуществляется через разработку, принятие и реализацию законодательных актов, концепций, программ.

Основным направлением деятельности государственной политики на современном этапе является реализация Президентской Федеральной целевой программы экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997- 2006 годы [126]. Данная Программа подготовлена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 года №811 «О дополнительных мерах по обеспечению реабилитации российских немцев» и поручением Правительства Российской Федерации от 13 июня 1996 года №ВК-П11-20423 [126, с. 10].

Программа основывается на положениях Конституции российской Федерации о равноправии и самоопределении народов Российской Федерации (гл. 1, статья 5), о защите прав национальных меньшинств (гл. 1, статья 71, 72), Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» а также федеральных законов «О национально-культурной автономии, «Об образовании», «О языке». Цели и задачи Программы, ее этнополитические аспекты сформулированы в соответствии с принципами государственной национальной политики Российской Федерации.

В качестве главной цели в Программе доминирует - обеспечение благоприятных условий для сохранения и развития этноса российских немцев в Российской Федерации на основе: - развития культурно-образовательной сферы жизнедеятельности; - создания единого культурно-информационного пространства; - социально-экономического развития мест компактного проживания [126, с. 7].

В соответствии с целями Программы намечено создание инфраструктуры культуры и поддержка культурной деятельности российских немцев в местах их компактного проживания, в том числе на территории Алтайского края. В настоящее время в Алтайском крае проживает 79000 немцев. Местами их компактного проживания считаются Благовещенский, Бурлинский, Кулундинский, Михайловский, Немецкий национальный, Табунский, Тальменский районы, города Славгород, Яровое. В краевом центре городе Барнауле проживает 12000 немцев. С целью сохранения и развития этнической культуры российских немцев при поддержке Администрации края в 1998 году в городе Барнауле было открыто государственное учреждение Алтайский краевой Российско-Немецкий Дом (АК РНД), основными задачами которого являются: - возрождение, сохранение и развитие культуры, языка, национальной самобытности российских немцев края; - работа по достижению межнационального согласия, расширению межнациональных связей различных этнических групп, прежде всего в сфере культуры; 117 - укрепление связей с Германией и другими немецко-говорящими странами Европы; создание, накопление и реализация информационных ресурсов, способствующих наращиванию экономических и деловых контактов Алтая, Германии и Евросоюза в целом; - создание на базе Российско-Немецкого Дома центра международного сотрудничества, имеющего своей целью развитие экономических, культурных и иных связей Алтайского края с другими государствами. Результаты проведенного исследования (анкетирование, интервью, анализ документации) свидетельствуют, что деятельность Дома предусматривает реализацию образовательных, информационно просветительных, коммуникативных, досуговых технологий, технологии самодеятельного творчества, и направлена на развитие немецкой культуры и распространение немецкого языка, изучение немецкого фольклора и сохранение национальных традиций, изучение и популяризацию истории российских немцев, развитие творческих коллективов, кружков и любительских объединений, поддержку молодежных инициатив. Финансирование этой работы осуществляется российским федеральным бюджетом (через Минэкономики РФ), германской стороной и Алтайской краевой национально-культурной автономией при поддержке Администрации края.

Образовательная деятельность Российско-Немецкого Дома включает работу курсов и кружков по обучению немецкому языку по программе «Брайтенарбайт» («Расширенная работа»), проведение научно-практических конференций, олимпиад на знание немецкого языка и краевых конкурсов. Например, ежегодный конкурс «Люби и знай немецкий язык» проводится по согласованию и совместно с Комитетом Администрации края по образованию и Лингвистическим институтом Барнаульского государственного педагогического университета. Целями конкурса является содействие развитию у учащихся интереса к немецкому языку и немецкоязычной культуре; формирование мотивации дальнейшего изучения немецкого языка; выявление одаренных школьников, изучающих немецкий язык; активизация работы Центров немецкой культуры. Результатом проведенной работы является и то, что за последние 8 лет более 200 учителей немецкого языка в крае прошли обучение и повышение квалификации. Более 27 тысяч человек получили базовые знания немецкого языка на бесплатных курсах, которых было проведено более 1800.

Конкурс «Наши этнические корни» проводится совместно с Барнаульским государственным педагогическим университетом, Поликультурным научно-образовательным центром и Этнологическим центром по изучению и сохранению истории и культуры народов Алтая. Целями и задачами конкурса является содействие возрождению и развитию этнической культуры и национального самосознания российских немцев; повышение роли исторического наследия в овладении культурой своего народа и общечеловеческой культурой; создание атмосферы взаимного уважения и доверия между народами, проживающими на территории Алтайского края.

Похожие диссертации на Социально-педагогические условия сохранения этнической культуры российских немцев