Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности Каплин Никита Сергеевич

Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности
<
Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каплин Никита Сергеевич. Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Б. м., Б. г. 192 с. РГБ ОД, 61:00-13/793-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Основы традиционной хореографической культуры эвенкийского народа .

1. Анализ культурно-исторических и социально-этнических аспектов традиционной хореографической культуры стр.13

2. Фольклор как Универсум в образной системе хореографической культуры стр.29

3. Традиционный костюм и национальные музыкальные инструменты стр.42

4. Обрядовая культура и традиционная пластика стр.53

ГЛАВА 2. Социально-педагогическая деятельность по сохранению традиционной хореографии .

1. Структура и социальная функциональность традиционных танцев стр.75

2. Использование жанрового разнообразия эвенкийских танцев в учебно-педагогическом процессе стр.83

3. Основные направления экспериментальной социально-педагогической деятельности по сохранению и развитию хореографического наследия стр.96

Заключение стр.134

Литература стр.142

Терминология стр.160

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования заключается в том, что самобытная хореографическая культура эвенкийского народа, широко бытовавшая в недавнем прошлом, ушла из его повседневной жизни. Этот прецедент вызван резкими социально-экономическими и культурными преобразованиями на протяжении XX века, в итоге, разрушившие традиционный образ жизни этого этноса. Вследствие чего нарушены национальные традиции и разорваны прямые связи между поколениями, нависла угроза утраты национальной культуры.

Рождение сценического хореографического искусства эвенков началось в советский период, в рамках художественной самодеятельности, неся в себе специфику культурно-просветительной работы, преобладающей и в наше время, которая рассматривается как эстетический контекст в виде непрофессионального художественного творчества. Именно этот основной аспект оказывает сильное отрицательное воздействие на современное хореографическое искусство, в котором преобладают примитивные формы стилизации и модернизации, не имеющие ни какого отношения к национальной культуре. Процесс развития сценического хореографического искусства на современном этапе искусственно ограничен и остался невостребованным в полном объеме самим народом.

Анализ практики показывает, что научно-методический материал в литературно-описательном, схематическом и знаково-графическом вариантах записи танца имеет информационную констатацию и условность, что является сдерживающим фактором в научной разработке пластики танца. Такая позиция требует развития новых форм и направлений в разработке данного вопроса.

В представленном исследовании хореографическая культура рассматривается в процессе взятого в развитии ее взаимодействия и взаимовлияния с другими формами традиционной культуры.

Исследуемые вопросы тесным образом связаны с процессами усовершенствования педагогической работы, с проблемами сохранения и развития национальной хореографической культуры, а также с изменением принципов работы в научно-исследовательском, учебно-методическом и творческом направлениях, что объясняет значимость и актуальность избранной диссертационной темы.

Развитие социально-экономических отношений, усиление влияния культур «больших народов» и массовой культуры повлекло за собой неудержимые ассимиляционные и аккультурационные процессы, оказывающие свое негативного воздействие по отторжению молодого поколения эвенкийского народа от самобытной культуры, завещанной предками. Возникновение и нарастание этого явления обусловлено рядом принципиальных ошибок идеологического порядка, допущенных государственными органами власти, которые продолжают иметь место в

наше время в области национальной политики, прервавших естественный процесс исторического развития культур коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране в последние десять лет, катастрофически отразилась на социально-экономическом положении и эвенкийского народа, осложнив межэтнические отношения в регионах их компактного традиционного проживания.

Совокупность охарактеризованных проблем существенно затрудняет научно-исследовательскую деятельность при изучении основных направлений совершенствования деятельности педагогов и хореографов в развитии самодеятельного творчества и хореографического искусства.

Исследование обусловлено поиском межнационального примирения и согласия в современном обществе, желанием восстановить национальные культурные памятники и духовные ценности, что должно повлечь за собой сохранение и развитие национальной культуры, опирающейся на социальные, экономические, политические, культурологические и педагогические основы. Такая постановка темы исследования предполагает ее несомненную научную и практическую актуальность.

В статье 20 Конституции Российской Федерации о Праве на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей говорится, что народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренных национальностей, давших наименования национально-государственным образованьям, не должна наносить ущерб культурам других народов и иных этнических общностей, проживающих на данной территории.

Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции от 21 декабря 1993 г. под № 48/168 провозгласила период с 1994-2004 гг. Десятилетием коренных народов мира, открыв этим пути всесторонней помощи коренным малочисленным народам.

Государственная Дума Российской Федерации первого созыва приняла постановление «О кризисном положении экономики и культуры коренных малочисленных (аборигенных) народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 26 мая 1995 г., тем самым, признав сегодня наличие серьезной проблемы, решение, которой не терпит отлагательства. Но последовавшее постановление правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. под № 1099 о финансировании федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2000 г.» остается так и не решенным из-за отсутствия средств у нашего государства. Федеральный Закон о национально-культурной автономии, принятый

Государственной Думой и Советом Федерации РФ, подписанный Президентом РФ от 17 июня 1996 г. под № 74-ФЗ, раскрывает новую форму решения проблемы «на основе добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры». Таким образом, государство отдало самим народам определять и решать дальнейшую судьбу развития своих культур согласно Конституции Российской Федерации.

Степень научной разработанности проблемы. Изучением исторических и этнологических аспектов культуры эвенков занимались известные ученые-тунгусоведы: Анисимов А.Ф., Василевич Г.М., Воскобойников М.Г., Туголуков В.А., Широкогоровы СМ. и Е.Н.

В разработке элементов хореографического наследия пратунгусских народов использованы фундаментальные труды Окладникова А.П.

Большое значение для развития языка эвенкийского танца имели работы ученых - представителей эвенкийского народа: Мыреевой А.Н., Романовой А.В. и Ликуновой З.Н.

Исследование опирается на работы и материалы Мельника А.И., Суворова И.И., а также композитора и исследователя Айзенштадта A.M.

Для построения культурологической концепции сохранения и развития хореографической культуры эвенков в социально-культурной деятельности использованы труды: Авдеева А.Д., Арнольдова А.И., Арутюнова С.А., Каган М., Смирнова Г.Ф., Филиппова Ф.Р., Флиер А.Я.

Конструктивный материал по вопросам методики организации воспитательно-педагогической работы в народно-художественных коллективах, по решению проблем социально-культурной работы, подготовки кадров для художественной самодеятельности и исследованию проблем деятельности учреждений культуры по развитию художественного творчества содержится в работах: Баклановой Т.И., Жаркова А.Д., Жукеновой СБ., Зориловой Л.С, Каргина А.С., Киселевой Т.Г., Красильникова Ю.Д., Нилова В.Н., Стрельцова Ю.А., Ткалич СГ.

В разработку проблем художественного воспитания средствами искусства внесли работы: Гончарова И.Ф., Кабалевского Д.Б., Максимова Е.И., Разумного В.А., Шацкого СТ.

Теоретические и исторические аспекты изучения и обучения хореографическому искусству разрабатывались на основе исследований хореографов: Базарова Н.П., Богданова Г.Ф., Борзова А.А., Васильевой-Рождественнской М.И., Вагановой А.Я., Геращенко В.В., Голейзовского К.Я., Гуменюк А.А., Захарова Р.В., Зацепина К.С, Ивлевой Л.Д., Карабановой С.Ф., Климова А.А., Королевой Э.А., Костровицкой B.C., Лисициан С.С, Лукиной А.Г., Моисеева И.А., Нагаевой Л.И., Настюкова Г.А., Резниковой З.П., Смирнова И.В., Тарасова Н.И., Ткаченко Т.С, Уральской В.И., Устиновой Т.А., Чурко Ю.М., Школьникова Л.С, Яценко Н.П.

В качестве основных источников для изучения использовались:

периодика, сборники, справочники и другие издания, посвященные вопросам национальной культуры и хореографического искусства, педагогической работы, проблемам художественной самодеятельности и социально-культурной деятельности.

Такое значительное количество научных трудов, содержащих богатейший материал по различным аспектам проблем национальной и хореографической культуры, к сожалению, не дает целостного представления о процессах, происходящих в хореографическом искусстве и этнокультурном образовании эвенков.

В связи с чем объектом данного научного исследования избрана -традиционная хореографическая культура эвенков как продукт сложного взаимодействия среды народного творчества и как составная часть всего Универсума культуры, взятого в развитии.

Предметом исследования является социально-педагогический процесс сохранения и развития хореографической культуры этого народа.

Предварительный анализ проблемы позволил сформировать исходную гипотезу исследования, которая состоит в предположении, что усовершенствование учебно-воспитательной работы будет наиболее плодотворным, если в нее будут последовательно вноситься инновационные технологии, основанные на глубоком знание национальных традиций, которые позволят сохранить хореографическую культуру.

Основной целью диссертации является разработка и реализация технологического процесса, направленного на совершенствование социально-педагогической деятельности по сохранению и развитию хореографического наследия.

Поэтому в работе ставятся следующие задачи исследования:

• исследовать исторические истоки и этапы формирования традиционной хореографической культуры эвенков;

• проанализировать семантику движений, классифицировать и зафиксировать ареалы распространения традиционных танцев;

• выявить и обосновать этнопедагогическую основу, структуру, социальные функции традиционной хореографической культуры;

• раскрыть взаимосвязи традиционных танцев с песенно-музыкальным творчеством, национальной одеждой и атрибутикой;

• рассмотреть систему пластически-образного мышления на основе религиозных представлений;

• разработать и ввести в научный оборот терминологию на эвенкийском языке;

• предложить инновационную технологию по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и социально-педагогической деятельности в национальных хореографических коллективах и учебных заведениях культуры.

Базами исследования стали национальные самодеятельные хореографические коллективы:

эвенкийский народный вокально-хореографический ансамбль «Осиктакан» (Звездочка) Управления культуры Администрации Эвенкийского автономного округа - определен в качестве контрольного коллектива,

ненецкий народный хореографический ансамбль «Сыра-Сэв» (Снежинка) Окружного центра национальных культур и отделение хореографии окружного колледжа культуры Главного управления культуры Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа - использованы как единый экспериментальный коллектив.

Выбор баз был определен идентичностью возможностей, которыми располагают эти коллективы по степени развития своего самодеятельного хореографического творчества. Это позволило осуществить сравнительный анализ при выполнении констатирующего и опытно-экспериментального этапов исследования и основных направлений деятельности коллективов.

Методологическую основу исследования составили педагогические труды Ушинского К.Д., Бабанского Ю.К., Блонского П.П. - о формировании личности в процессе обучения и воспитания, Азарова Ю.П. - о всестороннем гармоническом развитии личности и духовной культуре.

В разработке стратегии исследования и определения роли хореографического искусства в сохранении национальной культуры использовались концепции кафедры народно-художественной культуры под руководством Баклановой Т.И. о развитии народной художественной культуры и кафедры социально-культурной деятельности под руководством Киселевой Т.Г. о развитии этнокультурного образования.

В качестве основного методологического ключа к изучению хореографической культуры эвенкийского народа использованы работы Жорницкой М.Я., основателя нового направления в этнологии -сравнительной этнохореологии народов Севера.

Практические результаты творческой деятельности диссертанта во многом определили ход теоретического исследования при работе над анализом, сопоставлением, обобщением и оценкой указанных материалов.

Для проведения исследования большое значение имела деятельность и опыт Московского государственного университета культуры и искусств в области педагогики, народно-художественной культуры, теории и методики социально-культурной деятельности, самодеятельного художественного творчества, а также в преподавании дисциплин: искусство балетмейстера, теории и методики преподавания характерного танца, классического танца, историко-бытового танца и русского танца.

Методика исследования включала целый комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Использованы методы:

- теоретического анализа философской литературы по проблемам

развития национальных культур;

- изучение исторической, этнографической, специальной литературы, а также архивных данных, рассматривающих культурное наследие эвенкийского народа;

- наблюдения, анкетирования, интервью и беседы, с помощью которых сделан сбор информации, изучены мнения и воспоминания старожилов-знатоков традиционной культуры, работников культуры и самодеятельных исполнителей;

- метод фотокинетической фиксации, разработанный диссертантом;

- литературно-графический метод как наиболее распространенный и практически осваиваемый специалистами в различных регионах;

- метод социально-педагогического эксперимента, проведенного в процессе исследования.

Эмпирическую основу исследования составили материалы Архива Администрации, Окружного научно-методического центра и Краеведческого музея Эвенкийского автономного округа. Материалы, полученные диссертантом от старейшин-знатоков традиционной культуры, от руководителей и хореографов самодеятельных коллективов, а также публикации центральной и региональной печати.

Достоверность исследования обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного материала инструментария, применением взаимодополняющих методик, организацией экспериментальной работы, мнением знатоков-старожилов и специалистов, достаточностью материалов для полноценного количественного и качественного анализа собранных материалов. Репрезентативность эмпирического материала и относительно равные возможности экспериментального и контрольного коллективов позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных.

Организация исследования и внедрение результатов исследования осуществлялось по ряду направлений и проводилось в три этапа.

В период первого этапа (1989-94 гг.), являясь студентом Московского государственного университета культуры и искусств, проводится сбор материала, в процессе работы над дипломом диссертантом сформирован основной замысел будущего исследования.

В этот период разработан первоначальный план, определена цель и задачи исследования, проведен анализ теоретических источников и философской литературы по проблемам развития национальных культур, изучения исторической, этнографической, культурологической, педагогической и специальной литературы.

Во втором этапе (1994-96 гг.) обобщен исторический материал и труды исследователей и экспедиций разных лет, занимавшихся изучением эвенков. Произведен сбор эмпирических данных, представляющих современное состояние культурного наследия эвенкийского народа. Их основу составили материалы, собранные от старейшин-знатоков традиционной культуры Бойковой-Степановой Н.В., Курейской Е.А., Путугир Д.В., Каплина П.Н. и

Удыгира И.Г., полученные методами: анкетирования, интервью и беседы.

Основываясь на результатах анализа работы хореографических коллективов, получена критическая оценка сложившейся ситуации в области эвенкийского самодеятельного хореографического творчества, в связи с чем определяются меры по совершенствованию педагогической и художественно-постановочной работы.

В течение третьего этапа (1996-98 гг.) сделана разработка эмпирической основы исследования. Проведено сопоставление материалов, полученных от информаторов с архивными данными, а также уточнение и редактирование эвенкийской танцевальной терминологии, разработаны теоретический принцип фиксации пластики танца и методика документации.

В период с ноября 1996 г. по март 1998 г. в рамках исследования был осуществлен социально-педагогический эксперимент на базе ненецкого народного хореографического ансамбля «Сыра-Сэв» (Снежинка) с целью выявления творческого потенциала самодеятельных артистов хореографического коллектива, а также заинтересованности учреждений культуры в решении проблем самодеятельного хореографического творчества.

В эксперимент вошло проведение цикла учебно-методических, тренировочных и образовательных занятий, постановка хореографических номеров и выпуск концертной программы с конкретными целевыми установками, рассчитанными на модели деятельности самодеятельных артистов и хореографических коллективов, а также адекватной реакции художественного руководства.

В процессе проведения экспериментальных учебно-тренировочных занятий основное внимание уделялось созданию оптимальных условий для развития творческого и технического потенциала самодеятельных исполнителей и повышения их самостоятельной творческой деятельности.

Оценка результативности экспериментальных занятий осуществлялась автором совместно с художественным руководством в лице сотрудников Главного управления культуры Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа.

В завершении 1998 г. сделаны окончательные выводы всего исследования. Уточнены основные теоретические заключения и практические рекомендации, сделана проверка исходной гипотезы и анализ конкретных результатов опытно-экспериментальной работы, весь материал исследования собран в единую работу.

Научная новизна работы состоит в том, что:

1. На основе исследования исторических истоков традиционной хореографической культуры эвенков выявлен генезис традиционных танцев в контексте обрядовой культуры. Введены в научный оборот данные по истории и культуре этого народа.

2. Теоретически обоснованы три основных этапа (ранний, до- шаманский и шаманский) формирования традиционной хореографической

культуры.

3. Введена в научный оборот терминология на эвенкийском языке, разработанная на основе обрядовой культуры и сравнительно- сопоставительной характеристики традиционных танцев.

4. Изучение духовного Универсума позволило сделать попытку рассмотреть систему пластически-образного мышления и раскрыть объект исследования как одно из проявлений взаимосвязи этнопедагогики и народно-художественной культуры.

5. Проанализирована семантика традиционных хореографических композиций, проведены классификационные обобщения, зафиксированы ареалы распространения традиционных танцев, представленные в приложении.

6. Выстроена этнопедагогическая структура, выявлены и обоснованы социальные функции хореографического наследия.

7. Раскрыта взаимосвязь традиционных танцев с песенно-музыкальным и устным творчеством, национальной одеждой, атрибутикой, а также с другими аспектами и компонентами традиционной культуры.

8. Предложен инновационный метод фиксации лексики и пластики танца, способствующий теоретической разработке, сохранению хореографических образцов, воспроизводству и идентификации языка танца, что позволяет усовершенствовать социально-педагогическую работу с коллективами.

Практическая значимость состоит в том, что его результаты внедрены:

- в процесс преподавания хореографических дисциплин в ненецком народном хореографическом ансамбле «Сыра-Сэв» (Снежинка) и Окружного колледжа культуры Ямало-Ненецкого автономного округа;

- в содержание учебно-воспитательной работы по лекционному курсу «Эвенкийская традиционная хореографическая культура» для указанных коллективов;

- в художественно-творческой деятельности диссертанта по постановке сценических номеров, концертных и культурных программ.

Выводы и рекомендации диссертации могут найти широкое применение в процессе разработки новых методов по совершенствованию социально-педагогической деятельности.

Реализация предложенной в диссертации технологии фиксации пластики танца и модели этнокультурного образования участников художественной самодеятельности будет способствовать сохранению и развитию самобытных хореографических культур коренных малочисленных народов Севера.

Материалы исследование могут быть использованы в искусствоведение, педагогике, культурологии и этнологии, а также при последующей работе по составлению учебно-методических пособий и сборников, разработке технологического и культурологического словарей.

Апробация работы осуществлена по двум направлениям:

1. В качестве научно-исследовательских материалов получили отражение в выступлениях:

- доклад «Танец как обряд на эвенкийской свадьбе» (постановка вопроса) на конференции «Человек и духовные ценности», МГУК, г.Москва, март, 1996 г.;

- доклад «Шаманские танцы эвенков» на Втором международном конгрессе этнографов и антропологов, г.Уфа, июнь, 1997 г.;

- доклад «Проблемы изучения танцевальной культуры эвенков» на конференции «Проблемы человека», Институт микроэкономики, г.Москва, октябрь, 1998 г.

2. В практическом направлении материалы были использованы:

в построении экспериментального цикла учебно-методических занятий и педагогического процесса с участниками коллектива;

- диссертантом разработан экзерсис урока эвенкийского танца.

В качестве авторских работ были осуществлены следующие постановки:

- Открытие 32-го Чемпионата Мира по вольной борьбе «Представление национальных видов борьбы народов Российской Федерации», г.Красноярск, 28 августа 1997 г.

- Вокально-хореографическая сюита, в которую вошли танцы: инуитов, саами, ненцев, для концертной программы «Звенящая песня ветра», открытия 3-й Международной конференции Парламентариев Арктических стран, г.Салехард, 21 апреля 1998 г.

- Культурная программа международного Круглого стола «Государство и парламенты коренных народов. Опыт работы органов государственной власти Швеции, Норвегии и Финляндии с парламентами саами», г.Москва, 15-18 марта 1999 г.

- Культурная программа «Созвездие Севера» Третьей встречи на высшем уровне лидеров коренных народов Арктического региона, г.Москва, 14-16 сентября 1999 г.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 .Традиционная хореографическая культура эвенков - неотъемлемая часть их духовного Универсума, имеющая исторически сложившиеся, устойчивые традиции и взаимосвязи с традиционной культурой.

2.Содержание педагогического процесса и внедрение инновационных технологий в практики хореографических коллективов обусловлено учетом их этнической принадлежности и национальных особенностей.

3.Фундаментальное изучение национальной хореографической культуры служит развитию концептуальных направлений в этнопедагогике и этнохореологии.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Совм. с Жорницкой М.Я. Народные танцы эвенков //

Северная энциклопедия. - М., 1995. -С. 154-157.

2. Танец как обряд на эвенкийской свадьбе (постановка вопроса) //

Человек и духовные ценности: Научно-практическая конференция, 21-22 марта 1996 г. - М: МГУК, 1996. -С. 72-73.

3. Шаманские танцы эвенков // Второй международный конгресс этнографов и антропологов: Резюме докладов и сообщений (1-5 июня 1997 г.): В 2-х ч. -Уфа: «Восточный университет»,

1997.-Ч.2-С. 73.

4. Проблемы изучения танцевальной культуры эвенков // Проблема человека: Тезисы научно-практической конференции,

20-22 октября 1998 г. -М.: Изд-во ИМЭ, 1998. -С. 89-91.

5. Задачи изучения эвенкийского хореографического наследия //

Досуг. Творчество. Культура: Сборник статей и материалов. -Омск: Сиб. филиал РИК, -1998. -С. 112.

6. Современное состояние хореографического искусства эвенкийского

народа // Тезисы научно-практической конференции.

25-26 февраля 1999 г. -М.: МГУК, 1999. -С. 114-115.

Анализ культурно-исторических и социально-этнических аспектов традиционной хореографической культуры

Эвенки - единственная народность, освоившая пространство не менее 7 млн. кв. километров горной тайги и тундры, на западе от реки Енисей до Охотского моря и острова Сахалин на востоке, от Заполярья на севере и до реки Амур и северных районов Монголии и Китая на юге.

Численность этого маленького народа, расселенного на этой огромной территории Российской Федерации, по данным ГМЦ Госкомстата № 28-809 на 1 января 1998 года составляла 25548 человек, также они проживают в северной провинции Китая - Маньчжурии численностью около 20 тысяч человек.

Сегодня эвенки проживают более или менее компактными группами в Эвенкийском автономном округе, в Иркутской, Читинской, Амурской, Сахалинской областях, Хабаровском и Красноярском краях, в республиках Бурятия и Саха (Якутия).

Еще до недавнего времени их называли - тунгусами, так их иногда и сейчас называют соседние народы, например якуты. Только после 1931 года эвенков стали официально называть по их самоназванию.

Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи языков. Несмотря на большую территориальную разобщенность и наличие в языке трех основных наречий: северного, южного и восточного, состоящих из множества говоров и диалектов, представители локальных групп общаются между собой на родном языке.

Издревле эвенкийский народ вел кочевой образ жизни, их основными занятиями являлись: охота, рыболовство, оленеводство, в ряде случаев скотоводство и морской промысел. В наше время они в основном перешли на оседлый образ жизни, не потеряв основ традиционного хозяйствования, но стали также заниматься огородничеством, животноводством и звероводством.

Эвенкам нет равных по столь обширному ареалу расселения среди коренных малочисленных народов Севера нашей страны. Этот факт не просто занимательная констатация, он, без сомнения, свидетельствует о замечательных чертах этого народа, сумевшего при небольшой численности заселить и освоить огромное пространство земли.

«Эвенки из всех сибирских народов наиболее склонны к кочеванию, -писал Рынков К.М. (198), - слово «жить» они часто заменяют словами «идти, шагать, двигаться». Активный и динамический способ освоения пространства определил их замечательную способность, любовь и стремление к перемене мест, в большей степени развил восприятие и «философию» пространства и особое отношение к территории обитания как к своему родному дому.

Эвенки - лучшие лесные охотники и следопыты мира, более искусные, чем лесные индейцы Северной Америки. О мастерстве и жизни этого народа слагали легенды многие писатели. «Эвенки - люди высоких моральных качеств, большого благородства и щедрой души» - так неоднократно отмечали путешественники и исследователи, имевшие контакты с эвенкийским народом.

Исследуя исторические истоки хореографической культуры, анализируя семантику традиционных движений в главе нам предстоит сделать теоретический анализ изучаемой проблемы и обосновать раскрытие хореографической культуры в контексте традиционной культуры. Выявить этнопедагогические основы хореографического наследия и этапы развития традиционной хореографической культуры, раскрыть взаимосвязи традиционных танцев с религиозными представлениями и другими составляющими компонентами, что делает необходимым рассмотрение системы пластически-образного мышления этого народа.

Для раскрытия в историко-этнографическом аспекте дошедшего до нашего времени хореографического наследия эвенков необходимо остановиться, прежде всего, на некоторых особенностях культуры и быта, обусловивших своеобразие и колорит традиционных хореографических композиций.

Затем предстоит изучить вопрос происхождения танца у древних эвенков, проанализировать семантику, функций и особенностей структуры плясок пратунгусских народов, основываясь на данных археологии с учетом общих закономерностей всемирно-исторического процесса.

Рассмотреть различные научные точки зрения, обобщить опыт изучения материальной и духовной культуры эвенков. Ввести в научный оборот данные по истории. Выявить этапы развития и основы традиционной хореографической культуры, ее взаимосвязи, характеристики и выразительные средства, смысловые понятия и языковые значения.

Благодаря использованию северного оленя в качестве средства передвижения, эвенки одними из первых освоили огромные просторы тайги и тундры. В поисках новых мест для выпаса оленей, угодий, богатых диким зверем, птицей и рыбой, теснимые с юга враждебными племенами они расходились разрозненными родовыми группами по бескрайним просторам Севера Сибири и Дальнего Востока.

Известный тунгусовед Туголуков В. А. называл эвенков «следопытами верхом на оленях» (229), именно потому, что вся их жизнь была связана с оленем. Он являлся средством «передвижения, пищей, одеждой, кровом над головой, им исчисляли богатство». Олень для эвенка -это жизнь! По свидетельству ученого, во многих регионах эвенки восприняли тип хозяйствования соседних народов, как, например, эвенки среднего бассейна реки Вилюй, которые, к большому сожалению, утратили свой родной язык и культуру. Большое значение для всех локальных групп имели торговые связи с соседними народами: в обмен на ценные меха и оленя они приобретали утварь, оружие и другие необходимые товары. Постепенно оседая в некоторых местах, эвенки начинали заниматься земледелием, в основном учась этому от русских крестьян-переселенцев. Так на протяжении двух с половиной веков эвенки воспринимали новые формы, порой утрачивая свои традиции. Возможно, это и есть естественный процесс выживания, выраженный в приспосабливании к иным условиям жизни, что позволяло им не исчезнуть с лица земли.

У эвенков все было приспособлено к кочевому образу жизни. Традиционное жилище - чум - «дю», представлял собой конструкцию конической формы и был очень прост в строительстве. Он собирался из остова - жердей. Покрышку в летне-весеннем варианте изготовляли из замши или специально выделанной бересты, в осенне-зимнем варианте покрышкой служили меховые шкуры. Для зимней стоянки сооружали «голомо» -подобие усеченного конуса чума, где покрышкой служил мох, положенный поверх часто наставленных жердей, с прямоугольной рамой для входа, приподнятой над землей. Для сохранения тепла зимой все сооружение засыпали снегом. Такое жилище строили в основном семьи, подолгу жившие на одном месте.

Фольклор как Универсум в образной системе хореографической культуры

Удивительна и во многом еще не разгадана история эвенкийского народа. На это в свое время обратил внимание академик Окладников А.П.: «Тунгусские племена еще в глубокой древности внесли свой вклад в бурные события политической истории, при том не только азиатской, но и самой Европы. На тунгусских языках говорили те, кто создал десять и более веков тому назад могущественные государства, славившиеся своей экономической, политической и культурной мощью - Бохай и Цзинь, и еще раньше того -перед стенами гордого Рима под предводительством Аттилы - «божьего бича» - появились гунны, в могильниках которых обнаружены черепа палеосибирского типа, такие же, как у современных эвенков, считавшихся прежде народом без истории» (256).

Известный писатель Трошев Ж. писал о судьбе эвенкийского народа: «Интересна и трагична история «Золотой империи Чжурчженей», сложившейся, как и Киевская Русь, в начале девятого века нашей эры и простиравшейся от Байкала до Кореи. Народы этой империи говорили на тунгусо-маньчжурском языке. Более того, создатель этой империи Шицзун сделал этот язык официальным и запретил придворным одеваться на манер китайских мандаринов и подражать восточным вельможам. Ему принадлежат слова: «Не знать своего наречия и письмен - значит забыть свою родину». Его законы особо поощряли гостеприимство, уважение к старым и слабым, честность, великодушие, простоту. Это были неписаные древние законы северных племен, входивших в империю, которая была раздавлена копытами «Золотой орды Чингисхана» (228).

Именно эти черты - «преданность без раболепства, достоинство без чванства, великодушие и гостеприимство» подметили в XVIII веке у эвенков первооткрыватели Харитон Лаптев и Георги И.Г. (68).

Декабрист Вильгельм Кюхельбекер, друг Пушкина А.С., находясь в ссылке, наблюдал за жизнью Забайкальских эвенков и, к своему удивлению, обнаружил, что дети сурового Севера, вопреки климату, тяжелой жизни и невзгодам - оптимистичны, жизнерадостны, по-детски беззаботны, наделены неиссякаемым запасом юмора и относятся к неудачам с философским стоицизмом. За веселый беззаботный нрав и одновременную величайшую щепетильность в делах чести и достоинства и мгновенную готовность сразиться ради этого Кюхельбекер назвал эвенков «тунгусскими французами».

Другие ссыльные декабристы: Бестужев А. (Марлинский), Чижов Н., Бестужев Н., и их современники - сибирские литераторы Степанов А., Петров И., Соколовский В., Бальдауф В. не только указывали на своеобразное видение и поэтизирование окружающего мира эвенками, но и использовали в своих произведениях мотивы эвенкийских преданий и сказок. Сам А.С. Пушкин верил, что «дикой», в его времена «тунгус» будет знать его поэзию, ибо она народна и корни ее уходят в благотворную почву народного творчества.

Истоки традиционных танцев уходят в глубокую древность, это хорошо отражено в легендах, мифах, преданиях, сказаниях и эпосе. В них содержится немало сведений о характерных особенностях пластики героев, являющихся основой танцевальных образов эвенкийских танцев, примером тому служат героические сказания «Всесильный богатырь Дэвэлчэн в расшитой, разукрашенной одежде» и «Храбрый Содани-богатырь». Красочная образность и выразительная описательность эвенкийского языка в устном фольклоре отчетливо выделяет персонажей, концентрируя в себе типичные линии и черты не только характерной для эвенков пластики, отдельных элементов движений, но и самих происходящих действ.

Изучение традиционной хореографической культуры эвенков неотрывно связанно с сокровищницей духовной культуры - фольклором. Фольклор играл и играет огромную роль в жизни народа. Он включил в себя как рациональные, так и иррациональные знания об окружающем мире, выработанные сотнями поколений на основе наблюдений и практического опыта.

При рассмотрении данного аспекта наше исследование разрабатывает пластические описания и характеристики героев в процесс трансформации их в поликинетические и хореографические образы. Выявляя характерность образов и отдельные элементы движений, выводится их ритмическая организованность и построение.

Еще в начале нашего века у эвенков существовал патриархально-родовой уклад жизни, в силу своей исторической судьбы эвенкийский народ не имел собственной письменности. От поколения к поколению, из уст в уста передавалось все то богатство, которое завещали предки, которые и сохранил в себе язык. Язык оказался тем универсальным материалом, который фиксировал, накапливал, умножал и сохранял все самое ценное, то, что приобретали предыдущие поколения. Георги И.Г. писал, что у эвенков «знания их утверждаются только на преданиях». И этот немаловажный факт был правильно подмечен исследователем-первопроходцем потому, что эвенки всегда относились к сказаниям и преданиям, как неписаной истории и старались передавать в неизмененном виде, в силу этих обстоятельств эвенкийский фольклор имеет неповторимый, выразительный и самобытный колорит (68). Известно, какую роль играет фольклор как источник для разных наук: педагогики, культурологии, фольклористики, истории, лингвистики, этнологии, археологии и т.д. Фольклор, созданный самим народом - творцом и носителем истории, в художественной форме отражает в себе различные этапы своего развития и служит источником при разработке важнейших культурно-исторических, этнологических и этнопедагогических проблем, например, как взаимоотношения с соседними народами, развитие религиозных представлений, укрепление общественной организации и др. Эвенкийский фольклор дает обширный материал для развития хореографического наследия, в какой-то мере может помочь в поиске утраченных и исчезнувших из жизни народа традиционных танцев, ввиду того, что во всех жанрах фольклора содержится информация, связанная напрямую или косвенным образом с танцами.

Сегодня у эвенков везде, где сохранена языковая среда, где язык служит средством общения, в быту продолжает существовать фольклор, обладающий большим разнообразием жанров.

Наиболее значительным из всех жанров фольклора являются героические сказания: «нимнакан, нимкан» - у сахалинских и аянских эвенков, этим термином обозначены сказка, миф, предание и сказание, «нимгакан» - у эвенков Якутии и Приамурья, «улгур» - у забайкальских эвенков, он переводится как бытовой рассказ из жизни старшего поколения. По утверждению Василевич Г.М. (55), сами эвенки различают следующие виды устного творчества: «икэн» - песня-импровизация, преимущественно для ритма пляски, и песни с устоявшимся текстом, «давлавун» - переводные песни, заимствованные от соседних народов, «тагивка» - загадки, «турэгивкэ» - поговорки, «оде» - запрет, табу, «эривун» - шаманская песня, созыв духов.

«Нимнакан, нимкан, нимгакан» - охватывает разные жанры, в нем содержатся фантастические представления эвенков об окружающем мире: о создании земли, небесных светил, о Верхнем, Среднем и Нижнем мирах, происхождении человека и животных, о шаманах-предках, а также зафиксированы элементы древней техники и способов производства. В мифах, преданиях и сказаниях рассказывается об охоте без оружия, о том, как человек изобрел лук и о борьбе двух братьев - медведя и человека, и как человек стал сильнее зверя. В шаманских мифах и образах отражена охота с арканом, а также использование разных костей животных для обработки шкур. Обычно мифы и образы не имели вступления и концовки, передавались обычно разговорным языком. Шаманские мифы потомков ангарских эвенков по способу передачи сходны с героическими сказаниями, прямая речь передавалась пением. Они сохранили отдельные слова, ныне не употребляемые.

Структура и социальная функциональность традиционных танцев

Начиная изучение непосредственно традиционных танцев, необходимо определить некоторые особенности, впрямую касающиеся плясок и танцев. Многие известные и выдающиеся ученые-исследователи, деятели культуры и искусства, балетмейстеры и артисты неоднократно высказывали мысль, что ни в каком другом виде народного искусства не раскрывается так ярко и непосредственно душа народа, как в танце. Все танцуют телом и душой своего народа.

Рассмотрев обрядовую культуру эвенков, мы убедились, что многие традиционные танцы ушли и забыты, а те, что описаны, имеют порой непонятное или примитивное содержание. Поэтому для восстановления цепи пластического мышления и выявления некоторых утерянных пластов вводятся традиционные понятия для раскрытия смысла сохранившихся образцов традиционных танцев.

По определению Василевич Г.М. (55), во всех эвенкийских диалектах понятие «душа» выражается словом «оми». В рассказах о происхождении человека словом «оми-она» обозначается изображение человека, которое создал и оживил творец - добрый дух. Также это название имела материальная оболочка человека, т.е. тело. Из-за этого эвенки в своих рассказах о душе слово «оми-она» заменяли словами «бэе» - друг или «илэ» - человек. Поскольку творец «ввел» в изображение человека жизнь, в шаманских песнопениях это слово значило «имнэин» - им введенная. В дальнейшем развитии «душа» стала называться «оми», тело «илэ», а человек «бэе».

Назначение души эвенки объясняли следующим образом: «Душа - это средство жизни». По представлениям эвенков, все существующие на земле имели свою душу - «оми» - т.е. жизнь. Явления природы, способные двигаться и распадаться имели «мусун, мусучи бими» - силу движения. Такой же силой обладала пляска-танец. Это определение раскрывает во многом традиционную особенность эвенкийских танцев выраженной в их темповом завершении. В религиозном смысле представлялось, что очищение от злых духов болезни происходит во время исполнения танца, а сам танец служил своеобразным поклонением добрым духам-покровителям. Круговые танцы-пляски, водимые вокруг чего-либо, символизировали связь через невидимую нить с Верхним миром, и те, кто не выдерживал темпа танца, соответствовал слову-термину «этыргэ» - оторваться. Но перед тем, как перейти к изучению самих традиционных плясок и танцев как сложной динамической системы, функционирующей в контексте определенной культурно-исторической эпохи, необходимо также раскрыть их функции и структуру.

В этой главе предстоит проанализировать хореографическое наследие с позиций социально-культурных и психолого-педагогических аспектов по проблеме художественного воспитания и творческого развития. Также разработать традиционные особенности танца, выявить его как форму социального воспитания.

Культурно-историческая, этнологическая, культурологическая и социально-педагогическая ориентации предполагает раскрыть материал как одно из проявлений взаимосвязи этнопедагогики и народно-художественной культуры. В исследовании предполагается внедрить концепции о развитии этнокультурного образования в дальнейшем развитии теории хореографической культуры позволяет научно обосновать и применить на практике механизмы индивидуально-творческого освоения самых различных проявлений хореографических форм в качестве единого психолого-педагогического процесса.

Разработка традиционных особенностей хореографической культуры должна помочь выявить функцию в качестве формы социального воспитания, прочно опирающуюся на педагогические основы, и определить роль, которую играет танец в социально-педагогическом процессе.

Поэтому материал предполагается представить как процесс отражения и передачи хореографического действа - особой формы сознания, чувства и информационного источника рода, связывающего поколения, начиная от определения и понимания окружающего мира и заканчивая хозяйственно-бытовыми и производственными навыками в культурно-исторической, этнологической, культурологической и социально-педагогической ориентации. Также при исследовании представленного материала ставилась задача - раскрыть взаимосвязи этнопедагогики и народно-художественной культуры.

Суровые, экстремальные климатические условия требовали постоянной трудовой деятельности, от эффективности которой зависела выживаемость племени, рода и этноса. Эти обстоятельства в древние времена вызвали к возникновению определенных форм пантомимно- хореографического действа, как уже отмечалось, явившегося сложной, обобщенной формой этнического сознания эвенков, их творческого воображения, рождающего определенные художественные представления. Нерасчлененность родового сознания определила синкретический характер этих действ.

Тесное переплетение всех видов художественного творчества было непосредственно связано с материальным производством, главным образом, с охотой, рыболовством и оленеводством. Тем самым духовный Универсум был слит воедино с материальной культурой, в свою очередь, трудовая практика, с одной стороны служила основой реального познания действительности, а с другой - из-за недостатка знаний, бессилия и необходимости постоянного приспосабливания к условиям окружающей среды порождала особые представления, магические приемы, направляемые на увеличение человеческих возможностей и веру в сверхъестественные силы.

В наше время многие исследователи в области хореографии разных народов с различных сторон подходят к вопросу классификации традиционных народных танцев. Поэтому для более глубокого и подробного изучения традиционной хореографической культуры эвенков необходимо учитывать различные аспекты хореографии раскрытые учеными в изучении танцев других народов.

Танцы эвенков на протяжение веков постоянно видоизменялись и динамично развивались, вбирая в себя дух времени и социально-культурные отношения, обрастая и подвергаясь поздними культурными наслоениями в результате взаимопроникновения и взаимовлияния культур соседних народов, что обогатило и придало самобытность и неповторимость танцам эвенков.

Использование жанрового разнообразия эвенкийских танцев в учебно-педагогическом процессе

На основе разработанного материала в первой главе предполагается определить структуру основных жанров, функциональные особенности, классифицировать виды и типы традиционных хореографических композиций.

В этом параграфе предполагается определить ареалы распространения традиционных танцев, а также раскрыть характеристики традиционных танцев, а также предложить излагаемый материал в качестве учебно-методического пособия для построения практического курса проведения занятий по дисциплине «Эвенкийский народный танец». Жанровое разнообразие хореографического наследия с теоретическими аспектами, раскрытыми ранее позволяет построить целостный учебно-педагогический процесс подготовки самодеятельных исполнителей по совершенствованию их технического, актерского мастерства и их творческих возможностей.

Основным жанром эвенкийского танца является пляска. Это очень древний и наиболее яркий, выразительный жанр традиционной хореографической культуры. Пляска пришла из глубокой древности, сохранив свою основу, оставаясь в наше время живым родником многогранного народного танцевального творчества. В далекие времена и еще совсем недавно большинство плясок у эвенков носили обрядовый и религиозно-культовый характер. Но со временем из некоторых плясок ушло религиозное содержание, и они стали носить бытовой характер, в котором нашли свое отражение новые отношения, возникшие при изменении быта и жизни народа.

Пляской выражалось различное состояние человека. Исполнители вносили новые элементы и движения, тем самым каждый раз по-новому раскрывая композицию традиционных танцев-плясок. Наполняя определенным смыслом и выражая свои чувства, они непременно создавали художественный образ. Эвенкийская пляска, исходя из собранного материала, разделяется на виды: парная, женская парная и подражательная пляска.

В парной пляске, при ее исполнении, возраст не имел никакого значения, как и само количество участников. Главным требованием было наличие пары партнеров. Такая пляска не имела строго построенного рисунка. Она зависела только от физической выносливости и чувства внутреннего ритма. Особенностью таких плясок было присутствие чувства соревнования между партнерами, однако, при этом исполнители посредством разнообразных приемов и движений выражали свои чувства, если это были парень и девушка. В пляске присутствовало бурное нарастание темпа и возникновение композиции, острой по ритму и даже насыщенной виртуозными приемами. В пляске проявлялись личное мастерство и состязание в технике исполнения. Это хорошо видно в записи танца «Хокиль» сделанной Мельником А.И. (158) от Курейской Е.А. в Байкитском районе Эвенкийского автономного округа: «В этом танце исполнители становятся друг против друга, руки заводят (заламывают) за спину, положив ладони тыльной стороной на поясницу. Музыкальный размер 2/4. Из-за такта на счет «и» партнеры легко отталкиваются от пола левой ногой. На счет «раз» опускаются на левую ногу, слегка приседая, одновременно ударяют ступней правой ноги о ступню правой ноги своего партнера. На счет «и два» перескакивают на правую ногу, приседая на ней, одновременно ударяют ступней левой ноги о ступню левой ноги партнера.

Движение повторяется. Исполняя это движение, танцующие кружатся на месте влево, при исполнении движения с другой ноги партнеры кружатся вправо. Танец прекращается, когда кто-нибудь первым собьется с ритма или промахнется. Тогда партнеры меняются.

Так постепенно выявляется победитель». Характер этой пляски соответствует переплясу в русском народном танце, так как одно и тоже движение со сменой ног имеет очень быстрое завершение. Суть перепляса в том, что он вышел из большого обряда и является одной из составных частей свадебно-обрядовых плясок. Например, у тюркских народов, в частности у якутов, движения, исполняемые на якутских свадьбах брачующимися сторонами - описанные А.Г.Лукиной (146), имели отенок соревнования или соперничества.

Парная пляска «Удары ступнями», напоминающая встряхивание обуви от снега, записанная Мельником А.И. (158) у эвенков Катангского района Иркутской области, почти аналогична:

«Однако в этом танце исполнители становятся спиной друг к другу и соединяют раскрытые руки. Музыкальный размер 2/4. Из-за такта на «и» партнеры легко отталкиваются от пола левой ногой. На счет «раз» опускаются на левую ногу, слегка приседая на ней, одновременно сгибают правые ноги от колена назад и ударяют ступней правой ноги о правую ступню партнера. На счет «и два» перескакивают на правую ногу, одновременно сгибают левые ноги от колена назад и ударяют ступнями левых ног. Движения повторяются, постепенно ускоряясь, переходят на резкие скачки и прыжки. Исполнители также кружатся на месте вправо и влево. Заканчивается танец из-за крайнего утомления или ошибки одного из партнеров. Танец носит характер игрового соревнования». Женские парные пляски у эвенков по своей специфике уникальны, их происхождение уходит в глубокую древность, вероятно в эпоху материнского рода. Остановимся на записи танца «Лапо», сделанной Мельником А.И. (158) по материалам, собранным Суворовым И.И. (216), у эвенков Тунгусо-Чунского района Эвенкии: «Этот танец-соревнование исполняется парами без сопровождения песни. Две девушки встают лицом друг против друга, кладут руки друг другу на плечи, ступни правых ног выставляют вперед рядом, левые ноги отставляют назад. На счет «раз» девушки одновременно проскакивают на правой ноге назад, одновременно выставляют вперед левые ноги. На счет «два» повторяют движение с другой ноги, и т.д. пока не устанут. Танец начинается медленно, затем все ускоряется уже без счета, лишь бы не сбиться и правильно переставить ноги».

Похожие диссертации на Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-педагогической деятельности