Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы художественного воспитания младших школьников в общеобразовательной школе и учреждениях культуры
1.1 Сущность художественного воспитания школьников на современном этапе (состояние и проблема) 14
1.2 Социально-культурная среда и её роль в процессе художественного воспитания младших школьников 46
1.3 Психолого-педагогические аспекты художественного воспитания младших школьников средствами хореографии 62
ГЛАВА 2. Целостный процесс художественного воспитания младших школьников в хореографическом классе .
2.1 Методика диагностики хореографическо-творческих способностей младших школьников и её реализация при организации хореографических классов 86
2.2 Игровая деятельность младших школьников в развитие художественно-творческих способностей средствами хореографического искусства ...112
2.3 Взаимодействие общеобразовательных школ и учреждений по совершенствованию художественного воспитания средствами хореографического искусства 137
Заключение 162
Список использованной литературы 171
Приложение ..-.184
- Сущность художественного воспитания школьников на современном этапе (состояние и проблема)
- Социально-культурная среда и её роль в процессе художественного воспитания младших школьников
- Методика диагностики хореографическо-творческих способностей младших школьников и её реализация при организации хореографических классов
- Игровая деятельность младших школьников в развитие художественно-творческих способностей средствами хореографического искусства
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В условиях демократизации общественных отношений, перемен в социально-экономической сфере, культу- ре и образовании особую значимость приобретают вопросы художественного воспитания подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, способных самостоятельно решать возникающие трудности, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь.
Всё это требует разработки новых методов воспитания подрастающего поколения и влечёт за собой нетрадиционность подходов к художественному воспитанию - как основе дальнейшего совершенствования личности. Наибольший интерес в этом плане представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.
Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития младших школьников. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений.
Анализ практики художественного воспитания младших школьников свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографии в художественном воспитании детей и недостаточно эффективным практическом её использованием. Отчасти это объясняется тем, что возможности художественного воспитания используются не в полной мере. Так, многие школы преимущественно уделяют внимание передаче знаний, а формирование нравственных и эмоциональных чувств либо считается второстепенным, либо вообще не принимается во внимание.
А в искусстве хореографии как раз и заложены многие формы художественного воспитания детей. Именно хореографическое искусство успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление и даёт дополнительный импульс для мыслительной деятельности.
Анализ деятельности учреждений культуры и общеобразовательных школ по художественному воспитанию младших школьников свидетельствует, что они не стали ещё базой достаточно широкой и результативной работы по художественному воспитанию детей средствами хореографии.
В настоящее время создаются школы нового типа, где художественному воспитанию детей придаётся особое внимание. Всё это обусловило целесообразность и необходимость комплексного исследования потенциальных возможностей хореографии в системе художественного воспитания младших школьников.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема художественного воспитания требует анализа философской, социально-культурной, психолого-педагогической и хореографической литературы.
Различные аспекты художественного воспитания и творческого развития подрастающих поколений рассматривались в философских трудах: Коменского Я.А., Гегеля Г.В.Ф., Канта И., Песталоцци И.Г., Ушинского К.Д., Бердяева Н.А., Вышеславцева Б.Д., Соловьёва B.C., Каптерева П.Ф., Сухомлинского В. А.
Существенную роль в исследовании данной проблемы сыграли труды отечественных психологов: Выготского Л.С., Гиппенрейтера Ю.Б., Леонтьева А.Н., Зеньковского В.В., Рубинштейна С.Л., Теплова В.М. и др., отражающие гуманистические подходы к воспитанию и развитию личности.
Важное значение в осмыслении и развитии культурологии, социально-культурной деятельности имеют работы: Арнольдова А.И., Буевой В.Г., Оси-пова Г.В., Рожина В.П., Смирновой Е.И., Филлипова Ф.Р. и др. Некоторые аспекты взаимодействий общеобразовательных школ и учреждений культуры по художественному воспитанию школьников раскрыты в работах: Ахме-това К.Н., Смирнова Б.Ф., Михайличенко О.В., Шароновой С.А.
В сфере педагогической науки к данной проблеме обращались: Азаров Ю.П., Бакланова Н.К., Иванов Н.И., Карамышев А.Л., Кузин B.C., Соколов В.И., Смирнов Г.Л., Черниченко В.И., раскрывшие некоторые аспекты развития личности и формирования художественной культуры как це-
лого педагогического процесса.
При исследовании проблем деятельности учреждений культуры по раз-витию художественного творчества особый вклад внесли работы учёных: Баклановой Т.И., Каргина А.С., Киселевой Т.Г., Красильникова Ю.Д., Стрельцова Ю.А., Жаркова А.Д. и др.
В разработку проблем художественного воспитания средствами искусства внесли свой вклад: Ершова А.П., Гончаров И.Ф., Захарова Е.А., Кабалевский Д.Б., Максимов Е.И., Разумный В.А., Шацкий СТ. и др. Различным аспектам хореографической деятельности посвящены исследования: Геращенко В.В., Жукеновой СБ., Ивлевой Л.Д., Королёвой Э.А., Палиден А.В., Чурко Ю.М., Уральской В.И., Жорницкой М.Я., Яценко Н.М.
Проблемы воспитания младших школьников средствами ритмики и танца рассматриваются в работах: Барышниковой Т.К., Боголюбской М.С, Богатковой Л.Н., Ивлевой Л.Ю., Коноровой Е.В., Константиновского В., Рогозина И.В., Окуневой В., Светинской В.Н., Ткаченко А.Ф., Череховской Р.Л., игра как средство художественного воспитания исследована в работах: Аникеевой Н.П., Выготского Л.С, Газмана О.С, Никитина Б.П., Самоукина Н.В., Столовича Л.Н., Шмакова С.А., Хейзенга Й., Элжонина Д.Б.
Большой вклад в обучение и образование средствами хореографического искусства / классический, народный, бальный и историко-бытовой танец / внесли: Ваганова А.Я., Базарова Н.П., Блок Л.Д., Борзов А.А., Васильева-Рождественская М., Захаров Р.В., Зацепина К., Климов А.А., Костровицкая B.C., Мурашко М.П., Настюков Г.А., Резникова 3., Смирнов И.В., Тарасов Н.И., Ткаченко Т.С, Устинова Т.А., Школьников Л.С.
Однако специальных работ, посвященных исследованию хореографии в системе художественного воспитания младших школьников ещё, не было.
Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество об- ладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Всё это и определило выбор темы настоящего исследования.
Объектом исследования являются младшие школьники и их художественное воспитание средствами хореографического искусства.
Предметом исследования является целостный педагогический процесс художественно-творческого воспитания младших школьников.
Целью диссертационного исследования является разработка научно-обоснованной программы художественного воспитания младших школьников средствами хореографии, на основе диагностики хореографических способностей.
Данная цель требует решения ряда задач диссертационного исследо-вания:
Раскрыть теоретические аспекты и специфику использования хореографии в системе художественного воспитания школьников младшего возраста.
Провести теоретический анализ проблемы формирования художественных способностей школьников младшего возраста.
Проанализировать сложившуюся практику школ и учреждений культуры по художественному воспитанию школьников средствами хореографии.
Определить методику диагностики хореографическо-творческих способностей школьников младшего возраста.
Разработать научно-обоснованную программу художественного воспитания школьников средствами хореографического искусства при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений культуры.
Гипотеза исследования состоит в том, что совершенствование художественного воспитания младших школьников средствами хореографии при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений культуры возможно на основе диагностики хореографических способностей детей и создании учебных программ по специальности хореографических дисциплин.
Методологическую основу исследования составили идеи русских философов, отстаивающие идеалы свободы и творческой сущности человека, духовности - как способности утверждать высшие общечеловеческие ценно- сти. Новым в разработке стратегии исследования и определения роли хо- реографии в художественном воспитании младших школьников явилась концепция кафедры педагогики и психологии под руководством Азарова Ю.П. о духовно-творческом развитии личности на основе синтеза искусства, науки и культуры.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что впервые предпринята попытка целостного исследования системы художественного воспитания младших школьников средствами хореографии на основе взаимодействия общеобразовательной школы и учреждений культуры: исследованы теоретические аспекты системы художественного воспитания школьников младшего возраста и возможности хореографии в её функционировании; раскрыта структура целостного процесса художественного воспитания младших школьников на занятиях хореографией; обоснован подход к хореографическому творчеству младших школьников как целостной системе "учитель-ученик-родитель", успешная деятельность которой зависит от уровня художественной воспитанности всех её элементов и полноты связей между ними; разработана методика диагностики хореографических способностей младпшх школьников и определена её роль в самореализации творческих способностей; создана авторская программа художественного воспитания школьников средствами хореографического искусства при взаимодействии общеобразовательных школ и учреждений культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в разработанных диссертантом методических рекомендациях и выводах предложена модель целостного процесса художественного воспитания младпшх школьников на занятиях хореографией. Разработана и апробирована методика диагностики хореографических способностей младпшх школьников. Результаты исследования внедрены в практическую деятельность общеобразовательных школ № 13, 42 , Музыкально-хореографической гимназии г. Риги и Детской балетной школы, хореографического отделения ДШИ г. Москвы.
Материалы исследования могут быть использованы в ВУЗах культуры, колледжах и училищах культуры на факультетах и отделениях хореографии для курсов и спецфакультативов по теме: "Художественное воспитание младпшх школьников средствами хореографии в общеобразовательных школах и учреждениях культуры", "Работа с детьми в хореографических коллективах, клубах и Домах культуры".
Данные исследования могут быть использованы в подготовке специалистов - хореографов, при проведении лекций и семинаров по таким предметам, как "Корригирующая и партерная гимнастика как основа подготовки к предмету "классический танец", "Ритмика как основа подготовки к предмету "народный танец", а также являются необходимым материалом для клубов, студий, детских хореографических школ и хореографических отделений Детских школ искусств.
Организация и методы исследования Исследование проводилось с 1980 по 1997 гг. и осуществлялась в три этапа на базе общеобразовательных школ № 13, 42, Музыкально-хореографической гимназии г. Риги и Детской балетной школы, хореографического отделения ДТТГИ г. Москвы.
На первом этапе / 1980 - 1990 гг. / изучалась научная и научно-методическая литература, анализировались различные подходы и современное состояние художественного воспитания в школе и учреждениях культуры, а также формировалась теоретическая концепция исследования, разрабатывалась программа её опытно-экспериментальной проверки, проводился опрос руководящих и педагогических работников просвещения и культуры.
В ходе второго этапа педагогического эксперимента / 1991 - 1995 гг. / проводилась работа по исследованию интереса младших школьников к хореографическому искусству. Было проведено анкетирование педагогов начальной школы с целью выяснения отношения их к урокам хореографии, музыки и ритмики.
В исследовании участвовали 36 руководителей средних школ и учреждений культуры, 170 педагогов хореографических коллективов, студий, хореографических отделений Детских школ искусств, причём 93% опрошенных считают уроки хореографии в школе обязательными.
Собранный материал по проблемам исследования был обработан и систематизирован. В этот период разработаны и опубликованы программы для преподавателей хореографии начальной школы по предметам: "Ритмика", "Партерная гимнастика", "Бальный танец", методические пособия и разра- ботки. было проведено анкетирование
253 родителей, дети которых занимаются хореографией. 91% из них считают, что занятия хореографией детей целесообразнее проводить на базе специализированных общеобразовательных школ и гимназий. Педагогический эксперимент был проанализирован и обобщен; осуществлен сравнительный анализ и оформлены результаты исследования по уровню развития интереса к хореографическому искусству, творческого воображения и хореографических спо- собностей младших школьников; разработаны практические рекомендации по художественному воспитанию детей средствами хореографии.
При организации исследования был использованы различные методы: теоретический анализ философской, социально-культурной, психолого-педагогической, хореографической и методической литературы; анализ документов, учебных планов, программ по хореографии для общеобразовательных школ и учреждений культуры; изучение продуктов творческой деятельности младших школьников в ходе проведения хореографических уроков и творческих заданий; методика исследования включала целый комплекс различных методов: беседа, анкетирование, эксперимент и др.
В ходе исследования диссертант использовал свой профессиональный опыт педагога-балетмейстера и руководителя Музыкально-хореографической гимназии.
На зашиту выносятся следующие положения:
Хореографическое искусство является составной частью организованной системы художественного воспитания младпшх школьников, зависит от неё, выражает её потребности и тем самым становится одним из способов её развития.
Художественное воспитание младпшх школьников является целостной системой "учитель - ученик - родитель", взаимодействие этой системы в реализации модели единой хореографической специализации выступает как важное условие развития художественно-творческих и хореографических способностей младпшх школьников.
Педагогическая технология обучения хореографии включает, с одной стороны, диагностическое изучение хореографических способностей, с другой, - совокупность дидактических методов / объяснения, рассказ, игра, показ упражнения, этюды, сочинительство, импровизация/, что активизируют процесс художественно-творческого развития младших школьников.
4. Развитие хореографического творчества в системе художественного воспитания младших школьников немыслимо без сотрудничества школ и учреждений культуры. Результатом такого сотрудничества является организация специализированных хореографических классов, отделений на базе общеобразовательных школ, что обеспечит включение в творческий процесс целого класса и продуктивную созидательную деятельность каждого школьника.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений: - для учреждений культуры изданы учебные программы и пособия для детских хореографических студий, для коллективов художественной самодеятельности и хореографических отделений Детских школ искусств /"Современные танцы и формирование репертуара коллектива бального танца". - Тула, 1973., "Организационные и методические советы начинающему руководителю танцевального коллектива сельского клуба и Дома культуры". - Тула, 1974., "Ритмика" и "Народно-сценический танец". - Норильск, 1980., "Бальный танец" и "История хореографического искусства". - Норильск, 1981./. В 1982 году на Командорских островах была организована Детская школа искусств и осуществлена концепция художественного воспитания различными видами искусства: музыкой, хореографией и изобразительным искусством. В сборниках и журналах опубликованы описания Алеутских танцев: САРАНАМ ТАЯГУНИШ - "Мужчины с Сарайного" /Москва, 1988/, ЧАЧХУХ' - "Пояс" / Москва, 1990 /, УХДУХ' - "Танец с жирником" / Москва, 1991 /, К'АГ'АНАДАХ'- "Танец радости" / Москва, 1991 /, а также "Народные игры алеутов" / Москва, 1991 /. Результаты исследования доложены на Всесоюзных конференциях Института этнографии Академии наук, Всесоюзного научно-методического центра им. Н.К. Крупской, Ленинградского государственного педагогического института им. А.С. Герцена на факультете народностей Севера; - для учреждений просвещения в 1985 году на базе общеобразовательной средней школы № 13 г. Риги организованы специализированные хореографические классы. На базе этих классов проводились семинары и методические конференции хореографов, методистов и директоров школ города по художественно-эстетическому воспитанию школьников средствами хореографии. В 1991 году на базе общеобразовательной средней школы № 42 была открыта Музыкально-хореографическая гимназия. Диссертантом разработан устав гимназии, учебные планы и учебные программы специализированных музыкальных и хореографических классов. По результатам работы были опубликованы разработки: "Опыт работы музыкально-хореографических классов по художественно-эстетическому воспитанию учащихся". - Рига, 1994; "Ритмика". - Рига, 1996; "Бальный танец". - Рига, 1996; программы для специализированных хореографических классов общеобразовательных школ.
Научная новизна работы состоит в том, что предпринята попытка целостного исследования системы художественного воспитания школьников младшего возраста средствами хореографии. Исследованы теоретические аспекты системы художественного воспитания и функционирования хореографии в ней, разработана методика диагностики хореографических способностей, обоснован подход к хореографическому творчеству при взаимодействии школы и учреждений культуры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в разработанных автором методических рекомендациях и выводах предложена модель целостного процесса художественного воспитания школьников младшего возраста на занятиях хореографией. Разработана и апробирована методика диагностики хореографических способностей школьников младшего возраста. Результаты исследования внедрены в практическую деятельность.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в ВУЗах культуры, колледжах и училищах культуры на факультетах и отделениях хореографии, а также являются необходимой базой для Детских хореографических школ, студий и хореографических отделений Детских школ ис- кусств. Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными целями и задачами и состоит из: введения, двух глав по три параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Сущность художественного воспитания школьников на современном этапе (состояние и проблема)
Художественное воспитание относится к числу проблем, от решения которых во многом зависит процесс развития человеческой культуры. Однако XX век поставил эту проблему по-новому, предельно обострив её гуманистическую направленность и связав с глобальной задачей сохранения культуры.
В XX веке революционные научно-технические и технологические преобразования коренным образом трансформировали жизнь на планете, создав невиданные прежде средства как для поддержания этой жизни, так и для её мгновенного уничтожения. Осознание глобальности надвигающегося кризиса в экологической и социальной сферах породило потребность в пересмотре ориентиров развития общества и мировой системы производства, в переосмыслении духовных ценностей и взаимоотношений между людьми, между человеком и природой в масштабах всей планеты.
Сегодня достижения педагогической науки в области гуманизации и гуманитаризации общества выражены в Законе "Об образовании", в нём под образованием понимается "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека" (78, С.7).Законодательное определение отличается от прежнего педагогического толкования "воспитания" тем, что воспитания рассматривалось как процесс управления и руководство деятельностью ребенка.
Теоретические исследования в области общей педагогики выделяют в качестве универсального принципа эстетического воспитания. "В течение ряда десятилетий в советской педагогики и эстетики под эстетическим воспитанием понималось идеализированное построение воспитательного процесса, который должен был содействовать формированию такого воспитательного процесса, который был бы призван способствовать формированию чувств, вкусов, взглядов нового поколения в соответствии с абстрактным идеалом прекрасного в условиях дошкольного, школьного образования, профессионального и специального образования" - отмечает в своих исследованиях Печко Л.П. "Это обусловлено тем, - отмечает учёный, - что теория марксизма понимала эстетическое воспитание как органический вид составную часть коммунистического воспитания, направленного на формирование узкой идеологического пласта, выводившего все основные эстетические категории, кроме прекрасного, возвышенного, отчасти, трагического в зоны сомнительных ценностей" (179, С.31).
Демократические преобразования в педагогике и культуре определило законодательное содержание статьи 14 "Общие требования к содержанию образования", где обращается внимание на то, что "содержания и воспитания ... должно быть ориентированно на: адекватный мировому уровню общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени образования) картины мира".
Выделяя в данном контексте идею демократизации педагогической и культурной деятельности, данная идея выражена самими принципами государственной политики в области образования, среди которых: "гуманистических характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание ... уважение к правам и свободам человека" статья 2 "Принципы государственной политики в области образования" (78, с. 15).
В сущности речь идет о необходимости придания нового статуса задаче формирования личности, и, прежде всего, художественному воспитанию, способствующему зарождению, укреплению и развитию новых этических и художественных ценностей и мотиваций в душе каждого ученика.
Между тем, наука о художественном воспитании в Российской Федерации находится, пожалуй, в наиболее запущенном состоянии, даже по сравнению со многими другими общественными науками, также пострадавшими от чрезмерной идеологизации в минувшие десятилетия.
Деформация и ошибки в сфере культуры и образования привели к тому, что для значительной части населения страны характерен низкий культурный уровень. По данным ВНИИ искусствоведения, только один из семи человек может считаться духовно развитым. Чтобы преодолеть эту ситуацию, необходимо создать общегосударственную систему художественного воспитания, основные средства и потенциал воспитательной работы направить на подрастающее поколение, создать условия для приобщения каждого ребенка и под-ростка к искусству, так как оно является универсальной деятельностью, комплексно формирующей творческие способности личности.
Исследованиями было установлено, что у тех школьников, которые регулярно и активно общаются с искусством, посещают различные учреждения культуры, выше производительность труда, более широкие требования к содержанию и условиям обучения, к качеству межличностных отношений. Напротив, социально нежелательные, негативные явления наблюдаются чаще всего в среде, где доминируют равнодушие к культуре, её неприятие и непонимание, где атрофируются сами культурные потребности. Благотворное воздействие культуры и искусства на развитие личности школьника ощутимо уже в раннем возрасте. Благодаря общению с искусством дети быстрее развиваются, лучше учатся, заметно совершенствуются нравственно. И, наоборот, художественная глухота сопутствует асоциальным формам поведения подростков, росту их правонарушений.
Художественно-творческое развитие личности органически опирается на все многообразие форм художественного воспитания, на осмысление опыта, накопленного как в нашей стране, так и за рубежом. Сегодня одно из важнейших направлений возрождения художественного воспитания - анализ и осмысление наиболее ценного опыта, накопленного в разных социальных и национально-культурных системах. Конечно, много может дать в этом отношении также изучение идей, концепций и теорий художественного воспитания, получивших распространение в прошлом и настоящем. Изучение конкретного опыта и его культурного контекста может показать, насколько жизнеспособны те или иные концепции, насколько они "вписываются" в сегодняшнюю жизнь, заметно отличающуюся от того, с чем когда-либо приходилось сталкиваться в прошлом.
Социально-культурная среда и её роль в процессе художественного воспитания младших школьников
Социально-культурная среда не ограничивается проблемами науки, культуры и образования и не оставляет вне поля зрения такие социально значимые вопросы, как: права и свободы, цивилизованные формы контактов между людьми, свободное и широкое распространение информации.
"Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками культуры: художниками, дизайнерами, архитекторами, другими представителями творческой интеллигенции, специализированными государственными организациями и службами" (106, С. 17).
На протяжении многих лет в работах под социально-культурной деятельностью подразумевались, как правило, любительские занятия художест венным и техническим творчеством либо оказание физической ПОМОЩИ в строительстве и благоустройстве и ремонте социально-культурных объектов: клубов, Домов и Дворцов культуры, танцевальных площадок, спортивных сооружений и др.
В работах Бочарова В.Г. (38), Беличева С.А., Киселёвой Т.Г., Красильникова Ю.Д., Лисовского В.Т. (106,107) социально-культурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: активных субъектов социально-культурной деятельности в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов; самого процесса этой деятельности во всех её этапах; совокупности объективных условий, факторов и возможностей её реализации.
"Социально-культурная среда" означает, таким образом, конкретное проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга (106, С. 18). В отличие от широкой социально-культурной "макросреды", "микросреда" - это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение. К социально-культурной "микросреде" относится множество составных элементов - микросреда досуга и общения школьников: среда общения в учреждениях просвещения; внешкольная, внеклассная, внеучебная, внесемейная среда общения; среда общения в семье; среда общения с родственниками, друзьями, соседями по квартире, дому, двору и др.; интересы и временные увлечения. Школьник может менять свое место в социально-культурной среде, по ч стоянно переходить из одной микросреды досуга и общения в другую. Мобильность школьника в социально-культурной среде на самом деле не явля ется абсолютной, она имеет пределы, обусловленные общественно-экономическими отношениями, структурой общественного устройства.
Киселёва Т.Г. и Красильников Ю.Д. отмечают, что "альтернативность, инвариантность социально-культурной среды представляет собой широкое поле для проявления инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения человека, свободы его социального поведения и социальных ориентации, оценок и предпочтений, свободного участия в принятии решений" (106,с.19).
Предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной мере приостановить сам процесс относительного спада художественно-творческой активности школьников. Социально-культурной средой для школьников является помещение школы, её интерьер, где они проводят треть своего времени.
Использованию школьного помещения придается в настоящее время первостепенное значение, касается ли это классной комнаты, вестибюля, холла, столовой, библиотеки, кабинета директора или комнаты технического персонала. Качество обучения, производительность труда, эффективность отдыха, состояние здоровья учащихся и педагогов во многом зависят от правильной, с функциональной точки зрения, организации внутреннего пространства школьного здания.
Особенности детского учебно-воспитательного учреждения, которым является школа, определяют специфические требования, предъявляемые к интерьерам школьных зданий и представлены в работах: Зуева Д.Д. (85), Петрова Г.А., Рождественского Б.П. (185), Жиганова Б.В., Шихеевой В.Н. и др.
"Школьный интерьер - это среда, которая обеспечивает наилучшие условия для обучения и воспитания молодого поколения с гармоничным развитием физических и духовных сил. Полное, всестороннее и целесообразное использование школьного здания невозможно, если интерьер не будет отвечать всем современным требованиям, и в первую очередь существующим методам обучения" (85, С.225). Назначение помещения, характер деятельности человека в нем является определяющим в решении интерьера как в целом, так и в деталях.
Роль интерьера в формировании учащихся, к сожалению, часто недооценивается. А ведь общеизвестно, что все, с чем сталкивается учащийся ребенок, все, что действует на его сознание на всем протяжении обучения, не проходит бесследно, прямо или косвенно формирует духовный облик ученика, его взгляд на окружающий мир. Поэтому все, что его окружает в школе, является неотъемлемой частью художественного воспитания. Любой элемент интерьера - будет ли это картина, висящая в рекреации, форма мебели, стоящей в классных помещениях, стендов, окраска лестничных клеток и т.д. - в большей или меньшей степени, хорошо или плохо влияет на психику детей. Вещи помогают им не только познавать окружающий мир, но и выработать понятие о красоте, привычку к порядку, аккуратности и, в конечном счете, влияют на формирование личности ученика.
"Человек - мера всех вещей, а для школьного здания эта мера - ребенок, о чем нередко забывают взрослые, решая интерьер школы" (85, С.227)
Учащиеся с различными характерами, склонностями и интересами должны найти в интерьере школы обстановку, созвучную своему характеру.
Специфика школьного здания, как учебного и одновременно детского учреждения, имеющего определенные направления, находит отражение в требованиях к интерьеру школы: планировка и оборудование помещений, окраска, декоративное убранство, тематика оформления и размещение наглядной агитации и т.д. должны учитывать возрастные особенности различных групп учащихся, которые делятся на три периода: младший, средний и старший. Методы и организация обучения для разных возрастных групп имеют существенные различия. Учащиеся 1-4 классов занимаются в основном в классных помещениях, закрепленных за каждым классом. Учащиеся 5 - 8 классов, имея закрепленные классы, переходят заниматься в некоторые
Методика диагностики хореографическо-творческих способностей младших школьников и её реализация при организации хореографических классов
Анализ существующих программ показывает, что начинать работу по приобщению детей к искусству эффективнее и целесообразнее всего на самых ранних этапах пребывания ребенка в школе. Именно начальная школа более всего благоприятствует художественному воспитанию детей в различных областях искусства. Необходимо вводить обучение хореографии не в средних или старших классах, а именно в начальной школе. Такое мнение наряду с Барышниковой Т.К., Богатковой Л.Н., Васильевой Т.И., Коноровой Е.В., Окуневой В. разделяет и диссертант, получивший подтверждение на собственном практическом опыте.
Тема экспериментального исследования направлена на выявление художественно-творческих способностей младших школьников как наиболее благоприятную для воздействия хореографическим искусством возрастную категорию. Основным методом исследования был избран педагогический эксперимент. Основная задача его заключалась не столько в формировании специальных хореографических способностей, сколько была направлена на: 1) развитие интереса к хореографии и хореографическо-творческой деятельности; 2) развитие творческого воображения как основы творческих способностей; 3) развитие и формирование художественно-творческих способностей.
Любую, самую лучшую форму работы можно обесценить, если забывать о главной цели, ради которой её применяют. В этом случае цель не в том, чтобы подготовить артистов балета, а в том, чтобы использовать хореографическое искусство для развития художественно-творческих способностей младших школьников.
Экспериментальная работа была начата в 1991 году на базе общеобразовательных школ № 13,42 и Музыкально-хореографической гимназии г. Риги. В течение учебного года проводились хореографические занятия со школьниками начальной школы, всего в эксперименте участвовало 275 человек.
Экспериментальная работа проводилась в несколько этапов. Первый этап - поисково-подготовительный, в котором происходило осмысление проблемы, изучение научно-методической литературы по педагогике, психологии, искусствоведческих и методических работ по исследуемой теме, проводились хореографические занятия по развитию художественно-творческих способностей.
Занятия хореографией позволили определить цель нашего экспериментального исследования, путь, условия и методы развития художественно-творческих способностей младших школьников средствами хореографического искусства на основе взаимодействия учреждений культуры и общеобразовательных школ. Была теоретически определена гипотеза исследования, сделано предположение, что оптимальным условием повышения уровня развития художественно-творческих способностей младших школьников является проведение хореографических занятий на основе созданных автором учебных программ.
Второй этап экспериментального исследования носил опытно-экспериментальный характер, в ходе которого собранный материал был обработан, систематизирован. Была создана модель развития художественного воспитания школьников средствами хореографического искусства и проведен констатирующий эксперимент в младших классах по заданному плану, который преследовал цель определения исходного уровня развития художественно-творческих способностей младших школьников по следующим параметрам: уровень развития интереса к хореографии и хореографическому творчеству, который является важнейшей основой формирования художественно-творческих способностей; уровень развития творческого воображения; уровень развития художественно-творческих способностей; выявление и развитие внешних и профессионально-физиологических и психологических данных младших школьников. Замер исходного уровня развития художественно-творческих способностей школьников был проведен в начале первого года обучения (1992 г., сентябрь) и начат с определения уровня развития интереса к хореографическому искусству.
Интерес к хореографии рассматривается в нашем исследовании как фактор формирования художественно-творческих способностей школьников, т.к. потребности и интересы побуждают к деятельности, к приобретению необходимых для данной деятельности знаний и умений. Кроме того, интерес потому и развивает способности, что он и сам проявляется лишь там, где какие-то способности уже есть. Интерес к какой-то области знания или склонность к какой-то деятельности - сигнал о том, что у человека есть возможности развить способности в этом направлении.
Необходимо иметь в виду, что способности не могут развиваться, если не углубляются интересы. Развитие интересов и склонностей - важный путь развития художественно-творческих способностей. Важно, чтобы они были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными. Только при этих условиях можно рассчитывать на то, что у детей будут формироваться и развиваться способности к художественному творчеству.
В психологии и педагогике накоплен значительный экспериментальный материал (Божович л.И., Запорожец А.В., Люблинская А.А.), показывающий исключительно большую роль интереса в развитии творческой личности. Все это послужило основанием для использования уровня выраженности интереса к хореографическому искусству как одного из основных параметров художественно-творческих способностей.
В центре внимания, конечно, должен быть школьник, его уровень развития, его потребности, его интересы, т.к. для формирования способностей в процессе обучения это следует хорошо знать. Все это делает необходимым, и в данной ситуации целесообразным, применение социологических методов исследования, которое должно выполнять при этом по меньшей мере две основные функции: а) дать предварительную информацию о школьниках, которая должна лечь в основу работы с ними, и определить выбор форм и средств работы; б) служить средством систематического контроля всего процесса обучения и корректировать работу, выявляя эффективность методов и форм обучения.
Игровая деятельность младших школьников в развитие художественно-творческих способностей средствами хореографического искусства
Дети, которые приходят в школу, не похожи друг на друга по уровню подготовки к учению. У них разные интересы, психологические и физиологические особенности, они отличаются по уровню развития умений, навыков, у них разный уровень воспитания и образования. Игровой тип деятельности объединяет всех первоклассников, так как он был преобладающим в дошкольном периоде. Творческая деятельность первоначально носит игровой характер, она развивается из игры и создается в игре. К концу дошкольного возраста намечается переход от игровой деятельности, являющейся ведущим типом деятельности дошкольника, к учебной деятельности, являющейся впоследствии ведущим типом деятельности младших школьников.
Для развития художественно-творческих способностей младших школьников важно осуществлять преемственность типов деятельности, придавая всей учебно-воспитательной деятельности игровой характер.
"Игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей; и в этом плане она есть особое педагогическое творение, хоть творцом её были не отдельные люди, а общество в целом, а сам процесс возникновения и развития игры был "массовым" ... процессом, в котором естественно-историческая закономерность "пробивалась" через разнообразную сознательную деятельность отдельных людей" (241,С12).
В литературе игра рассматривалась как: 1) особое отношение личности к окружающему миру; 2) особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4) особое содержание усвоения; 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; 6) социально-педагогическая форма организации детской жизни, "детского общества".
Все эти функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Выготского Л.С. (50), Леонтьева А.Н. (128), Хейзенга Й. (237), Эшсонина Д.Б.(250) и др. Прежде всего, игра - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, стать субъектом, "хозяином" своей деятельности.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны.
Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, педагог-хореограф может тем самым программировать определенные чувства играющих детей. Во-первых, важен сам опыт переживания положительных эмоций для ученика, во-вторых, через переживания только и можно воспитать положительное отношение к деятельности. Игра имеет богатые возможности сформировать положительные отношения и к неигровой деятельности.
Рубинштейн С.Л. подчеркивает, что ребенок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в чужую личность; входя в роль, он обогащает свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребенка в целом (186, С.592).
Игре присущи самые разные функции: отдыха, развлечения, способа обучения, упражнения и созидания. Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ученика трудно переоценить. Игра органически присуща детям младшего школьного возраста и при умелом руководстве со стороны педагога способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем, словно волшебная палочка, игра может изменить отношение учеников к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Работы Выготского Л.С. внесли новое понимание в возрастную психологию, в творчество и искусство. "Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений" (50, С. 124). Он рассматривает три основные группы игр: Первая группа - игры с отдельными предметами. Вторая группа - игры подражательные. Третья группа - условные игры. Все эти игры важны для ребенка. В играх с предметами ребенок учится манипулировать предметами и отрабатывать определенные функции. Игры подражательные имеют огромное значение, в них проигрываются жизненные ситуации и взрослые роли. Условные игры возникают из числа условных правил и связаны с ними действием.
Элвсонин Д.Б. (251) дал новые представления об игре и игровой деятельности детей: Игра стала рассматриваться как специфическая деятельность детей, социальная по своему происхождению и содержанию. Игра проявляется на определенном этапе развития общества и служит средством, реализующим стремление детей участвовать в жизни взрослых. С одной стороны, игра принадлежит детству, а с другой - система воспитания используется в подготовке детей к взрослой жизни.
Педагогические возможности игры можно рассмотреть с различных позиций, в частности посредством выделения и анализа её функций. К основным функциям игры относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая, коммуникативная, организационно-направляющая, диагностическая, психотерапевтическая.