Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера Возняк Снежана Александровна

Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера
<
Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Возняк Снежана Александровна. Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера : 13.00.01 Возняк, Снежана Александровна Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера (На материале Ханты-Мансийского автономного округа) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2005 208 с. РГБ ОД, 61:06-13/385

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование взаимосвязи

традиционной педагогической культуры и социализации 13 подростков

1.1. Традиционная культура и её социализирующие 14 возможности

1.2. Сущность и содержание процесса социализации подростков 52

1.3. Особенности социализации подростков коренных 82

малочисленных народов Севера ~.

Выводы по первой главе 101

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа школ по 104 проблеме исследования

2.1. Опыт работы школ по исследуемой проблеме 104

2.2. Модель сельского социокультурного комплекса на основе129

традиционной культуры

2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы 151

Выводы по второй главе 167

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .„

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

174

ПРИЛОЖЕНИЯ 192 

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа современной стратегии обновления общества и его органической части - образования.

В переломный период развития России особый интерес представляют исследования социализации подростков и молодежи с учетом их этнической специфики как субъектов общечеловеческой истории. Проблема заключается в том, что индивид может потерять себя как представитель определенного этноса. Это в особой мере касается малочисленных этносов Севера. В последние годы нарастает угроза разрушения этнической самобытности этих народов, особенно в связи с интенсивными миграционными потоками, размывающими естественную среду их обитания. На современном этапе развития общества молодежь народностей Севера зачастую отчуждена от основных этнических ценностей, подрываются корни исторической памяти народа и его духовной культуры; нарастает угроза исконной среде их обитания, что приводит к необратимым негативным процессам.

Кризис ценностей народов Севера проявляется в социальной дезадаптации подрастающего поколения, в особенности подростков, отражающейся в их девиантном поведении, слабой ориентированности на образование, низком уровне сформированности мотивационно-личностной сферы, трудовых навыков, ранней алкоголизации.

Одна из причин такого положения северных народов, как показывают результаты многочисленных исследований, заключается в том, что традиционный механизм их воспроизводства оказался разрушенным, а новый не сформировался. В настоящее время признается, что в процессе его становления важную роль играет традиционная культура, включая традиции народной педагогики. В воссоздании их потенциала особое место отводится общеобразовательной школе — при условии введения в неё этнопедагогического компонента. Именно он выступает одним из ведущих элементов успешной социализации подростков - представителей коренных

народов Севера. Решение проблемы построения образовательно-воспитательного процесса с опорой на данный компонент способствует созданию этносоциокультурной среды, которая обеспечивает полноценное формирование у подрастающего поколения знаний, трудовых навыков и компетенций, необходимых для социализации личности в современном мире.

Малочисленные народы Севера создали уникальную культуру, ориентированную на конструктивные взаимоотношения человека с окружающим миром, в первую очередь, - природным. Эта культура воспроизводится средствами традиционной культуры, ценности которой (особенно относящиеся к природной среде обитания) значимы для представителей любого другого этноса. Следует особо подчеркнуть, что богатые многовековые традиции педагогической культуры этих народов были недостаточно востребованы отечественной теорией и практикой педагогики в обществе; они считались примитивно-архаичными, зачастую ненужными, устаревшими.

Таким образом, социализация подростков представителей коренных малочисленных народов Севера средствами традиционной культуры является важнейшей актуальной проблемой, которая имеет особую значимость. Она становится одной из первоочередных задач педагогической науки и практики, организации этнообразовательных процессов в регионах Севера.

Состояние изученности проблемы

Этнические аспекты данной проблемы нашли отражение в трудах В.В.Вербицкого, А.А.Дунина-Горкавича, М.А.Кастрена, В.М.Кулемзина, Н.В.Лукиной, Г.Новицкого, З.П.Соколовой, Н.Г.Хайруллиной, Т.Г.Харамзи-на, В.Н.Чернецова, посвященных исследованиям обско-угорской этнографии, этнической истории, религиозных верований, истории культуры народов Севера. Сущность и особенности традиционной педагогической культуры раскрыли в своих работах А.Л.Бугаева, Г.С.Виноградов, Г.Н.Волков, В.М.Григорьев, И.С.Кон, Ч.М.Таксами и др.

Изучению социализации посвящены общефилософские и социологические исследования отечественных (С.С.Батенин, О.И.Иванов, Б.Д.Парыгин, В.Д.Семенов, А.Г.Харчев) и зарубежных ученых (Д.Дьюи, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс). Социализация как педагогическое явление рассматривается в работах Г.М.Андреевой, С.Г.Вершловского, Ш.А.Га-рибова, Э.С.Гарунова, В.В.Давыдова, П.Ф.Каптерева, Я.А.Коменского, И.С.Кона, А.В.Мудрика, В.И.Петрищева. Психологические аспекты этносов и культуры как одних из основных мега- и мезофакторов социализации обоснованы в трудах П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.В.Петровского.

Влияние на процесс воспитания культурной и социальной среды показали А.С.Макаренко, С.А.Рачинский, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушин-ский, С.Т.Шацкий.

Особенности социализации в зависимости от региональных условий, традиций и обычаев раскрыты в работах Н.Ф.Головановой, И.С.Исаева; Н.Д.Никандрова, Е.Н.Шиянова.

На фоне значительного количества работ, исследующих процесс социализации с психолого-педагогической точки зрения и предлагающих пути его решения (А.Д.Грибецкая, М.Х.Гурьянова, Т.И.Добровольская, И.Г.Шевцова, В.Я.Кряквин), следует отметить, что социализация школьников коренных малочисленных народов Севера средствами традиционной культуры не стала в полной мере предметом специальных исследований. Это направление не нашло отражения в современной теории социализации. В частности, не получила должного обоснования проблема использования традиционной педагогической культуры в

социализационных процессах малочисленных народов Севера.

Научное обоснование этой проблемы позволяет выявить существующие противоречия между:

- осознанием процесса глобализации общества как неизбежной реальности и потребностью сохранить национально-самобытную культуру;

- потребностями изменившегося общества в нравственном типе северянина с развитым этническим самосознанием, способного обогащать и транслировать ценности культуры своего этноса, и современным состоянием образования в национальной школе, семье, посреднических структурах, ответственных за воспитание ребенка;

- необходимостью создания механизма социализации подростков в этносоциуме и недостаточным использованием возможностей традиционной педагогической культуры народов Севера, этно-социокультурной среды в образовательном процессе и семейном воспитании.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило актуальность нашего исследования.

Объект исследования — социализация подростков коренных народов Севера.

Предмет исследования — процесс социализации подростков коренных народов Севера на основе традиционной педагогической культуры.

Цель исследования — разработка, обоснование и апробация системы направленной социализации подростков коренных народов Севера на основе традиционной педагогической культуры.

Гипотеза исследования - социализация подростков коренных народов Севера будет успешной, если:

- выявлены социализирующие возможности традиционной культуры и особенности социализации подростков коренных народов Севера;

- конкретизированы содержание и способы реализации национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе на основе традиционной культуры;

- использованы в учебно-воспитательном процессе средства традиционной педагогической культуры, способствующие адаптации и самореализации школьников в современном социуме;

- создан сельский социокультурный комплекс, обеспечивающий процесс социализации подростков-северян с учетом их традиционной культуры.

Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Осуществить теоретико-методический анализ воздействия традиционной педагогической культуры на социализацию школьников, выявив её социализирующие возможности.

2. Определить сущность и содержание процесса социализации подростков коренных народов Севера средствами традиционной культуры, выделить критерии оценки их социализированности.

3. Охарактеризовать особенности социализации подростков коренных малочисленных народов Севера.

4. Определить содержание национально-регионального компонента и способы его включения в учебно-воспитательный процесс на основе традиционной культуры.

5. Разработать модель сельского социокультурного комплекса, опирающегося на традиционную педагогическую культуру северян.

6. Провести опытно-экспериментальное исследование созданной системы направленной социализации ханты и манси с использованием средств традиционной педагогической культуры.

Методологической основой исследования являются научные положения:

- о взаимодействии общего и особенного; о социальной природе воспитания; философские, социологические, культурологические, психологические и педагогические концепции социализации; о понимании этнокультурного процесса как органической составляющей общей эволюции мировой цивилизации, находящейся под воздействием различных факторов внешней этносферы (социально-политических, экономических и культурных), а также научные труды:

- раскрывающие сущность процесса социализации отечественными учеными (Б.Г.Ананьев, Г.Н.Андреева, Л.И.Божович, С.Г.Вершловский, Л.С.Выготский, Н.К.Данилевский, И.С.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский,

В.А.Сухомлинский) и зарубежными авторами (Д.Дьюи, Э.Дюркгейм, Л.Колберг, Дж.Мид, Т.Парсонс, Ж.Пиаже, Э.Эриксон);

- по психологической теории возрастных, индивидуальных и этнических различий (Л.С.Выготский, И.С.Кон, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.);

по народному воспитанию (С.И.Гессен, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий), а также работы современных ученых А.И.Арнольдова, С.А.Арутюнова, В.Д.Афанасьева, А.Л.Бугаевой, У.А.Винокуровой, Г.Н.Волкова, В.М.Григорьева,

Н.С.Загорской, Ж.Малори, И.В.Суханова, подчеркивающие значимость традиционной культуры как социально-педагогического явления и роль этнического фактора в формировании человека.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические - анализ и синтез (историографический, сравнительно- сопоставительный, логический, комплексный), позволяющие изучить источники, обобщить передовой педагогический опыт решения задач социализации, а также воспитания детей с использованием прогрессивных традиций этноса, обосновать систему социализации подростков, выделив пути приобщения их к традиционной культуре, моделирование;

- эмпирические - включенное наблюдение, анкетирование, беседа, формализованное интервью, экспертный опрос;

- диагностический, формирующий и контрольный эксперимент; методы математической статистики и информационные технологии обработки материалов исследования.

Научная новизна исследования:

- определены и теоретически обоснованы социализирующие возможности традиционной педагогической культуры коренных малочисленных народов Севера;

- охарактеризованы основные проблемы и особенности социализации подростков-северян;

- выделены критерии оценки социализированное™ подростков коренных народов Севера;

- обоснованы способы реализации на практике содержания национально-регионального компонента, разработанные на основе традиционной культуры;

- спроектирована модель сельского социокультурного комплекса, опирающаяся на этнопедагогический компонент, в системе направленной социализации подростков-северян.

Теоретическая значимость исследования:

- уточнены понятия «направленная социализация» и «социализированность», определено их содержание и основные составляющие применительно к воспитанию подростков-северян;

- выделены сущностные характеристики традиционной этнопедагогической культуры и её средства, влияющие на процесс социализации;

- определено место этнопедагогического компонента в социализации подростков - представителей малочисленных народов Севера. Результаты исследования позволят решать задачи структурирования

содержания национально-регионального компонента на основе традиционной культуры, способствующей социализации подростков коренных народов Севера.

Практическая значимость исследования:

- предложена проверенная на практике модель сельского социокультурного комплекса с использованием этнокультурного и педагогического компонента;

- разработаны научно-методические рекомендации по созданию системы направленной социализации подростков коренных

малочисленных народов Севера с опорой на их традиционную культуру.

Концепция исследования и практические результаты могут быть использованы при разработке спецкурса для студентов, а также для повышения квалификации учителей. Предложенная модель сельского социокультурного комплекса применима для повышения уровня социализации учащихся в школах Ханты-Мансийкого автономного округа. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего изучения путей совершенствования процесса социализации подростков коренных малочисленных народов Севера.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Лемпинской, Варьеганской, Саранпаульской, Русскинской национальных средних общеобразовательных школ Ханты-Мансийского автономного округа-Югра (ХМАО-Югра) и двух школ г. Санкт-Петербурга, осуществляющих экологическое образование. В опытно-экспериментальной работе участвовало 289 учащихся 7-11 классов.

Организация и основные этапы исследования Исследование выполнялось в течение 2000-2005 учебных годов в три этапа.

На первом этапе (2000 - 2001) осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической, культурологической, социологической литературы по исследуемой проблеме, формировались представления о социализирующих возможностях традиционной культуры, выделялись критерии социализированное™, велась работа по подготовке учителей к проведению эксперимента.

На втором этапе (2001 - 2002) разрабатывались система направленной социализации подростков, структура сельского социокультурного комплекса и направления его деятельности, отрабатывались алгоритмы введения содержания национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс школы, проводился констатирующий эксперимент в школах, осуществлялась обработка его результатов.

На третьем этапе (2002 - 2005) апробировались способы внедрения национально-регионального компонента, модель социокультурного комплекса, проводилось лонгитюдное исследование, осуществлялись мониторинг результатов исследования, систематизация и обработка полученных данных, оформлялись результаты исследования, формулировались научные выводы и предложения.

Достоверность результатов исследования обеспечиваются обоснованностью исходных теоретических положений; использованием научных методов, адекватных задачам исследования; репрезентативностью и полнотой выборки респондентов; опытно-экспериментальной работой в районе и школе, результативность которой подтверждена методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в ходе экспериментальной работы в качестве заместителя директора по научно-методической работе Лемпинской национальной средней школы Нефтеюганского района, в школах д. Русскинская, п. Саранпауль, п. Варьеган Ханты-Мансийского автономного округа. Результаты исследования отражены в докладах и выступлениях на Всероссийской педагогической конференции «Новые подходы к управлению образованием» (Ханты-Мансийск, 2001), в конкурсах «Учитель года» (Нефтеюганск, 2000 и Ханты-Мансийск, 2001) и специалистов в области социального управления «Золотое будущее Югры» (Ханты-Мансийск, 2001), на всероссийских научно-практических конференциях: «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Челябинск, 2004), «Актуальные лингвистические проблемы современности» (Тюмень, 2005), на районных научно-практических конференциях и в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения: 1. В связи с сохранением традиционных видов деятельности в современных условиях традиционная культура остается важнейшим фактором социализации, способствующим формированию определенных

качеств личности, которые соответствуют принятым в данном обществе потребностям и нормам, адаптации подростка к суровым условия жизни Севера и его самореализации в социуме.

2. Специфика социализации подростков в школах Ханты-Мансийского автономного округа определяется особенностями образа жизни в экстремальных условиях, традиционной культурой воспитания коренных народов Севера и проявляется в приоритетном формировании экологической культуры, а также нравственных, трудовых, эстетических качеств школьников.

3. Включение в содержание образования национально-регионального компонента на основе традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и использование её средств в образовательно-воспитательном процессе способствуют адаптации и индивидуализации школьников-подростков.

4. Предлагаемая модель сельского социокультурного комплекса, использующего возможности традиционной педагогической культуры и образовательный потенциал этнокультурной среды, позволяет оптимизировать процесс социализации подростков-северян.

5. Результативность педагогического процесса, направленного на адаптацию подростка к суровым условиям жизни Севера и его самореализацию в социуме, базируется на системном подходе к использованию традиционной культуры, её факторов и средств.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 282 наименования, и 6 приложений.

Похожие диссертации на Традиционная педагогическая культура как фактор социализации подростков коренных народов Севера