Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Сохранение традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации как научно- педагогическая проблема
1.1. Этнические традиции, культура коренных малочисленных народов Севера и проблемы их сохранения на современном этапе
1.2. Сущность и специфика сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально- и? культурной анимации
1.3. Модель сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации , 60
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по сохранению традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации 73
2.1. Анализ деятельности учреждений социально-культурной сферы по сохранению традиций у коренных малочисленных народов Севера
2.2. Сохранение культурного своеобразия коренных народов Севера: опыт регионального исследования 95
2.3 Реализация модели сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации
Заключение 146
Библиография
- Сущность и специфика сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально- и? культурной анимации
- Модель сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации
- Сохранение культурного своеобразия коренных народов Севера: опыт регионального исследования
- Реализация модели сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации
Введение к работе
Актуальность исследования. В эпоху нарастания глобальных проблем человечества все большее значение приобретают взаимодействие и взаимопонимание различных культур, в том числе, постиндустриальных и традиционных. Народы Севера создали уникальную культуру, ориентированную на конструктивные взаимоотношения человека с окружающим миром, в первую очередь, — природным. Эта культура воспроизводится средствами традиционной культуры, ценности которой значимы для представителей любого другого этноса.
Актуальность социально-культурного исследования традиций определяется совокупностью социально-политических, идеологических, внутритеоретических факторов, главными из которых являются: назревшая потребность общества в осмыслении и восстановлении традиций как значимого агента социальной стабилизации; угрожающая всему миру активизация религиозного фундаментализма; необходимость критического переосмысления традиционалистски-ориентированных идеологем, служащих обоснованием межнациональной и межкультурной розни.
К тому же, интерес к проблеме традиции в период позднего социализма подспудно мотивировался нараставшим социокультурным вакуумом, закономерным в обществе, начавшем отсчет своей исторической жизни с нуля, изгнавшем всякую культурную память, кроме революционной, но все больше на практике отдалявшегося от соответствия критериям «революционности».
Сохранение и поддержка коренных народов является сегодня одной из актуальных проблем мирового масштаба. Важность ее решения подчеркивается многими документами, прежде всего, это Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) и «Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия» (2003 г.), которая является дополнением к принятой в 1972 «Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия», Концепция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока до 2015 года».
Исследование традиций коренных малочисленных народов Севера имеет широкое предметное поле, от таких универсальных, как мифологии, базовые нарративы различных культур, ритуалы, до локальных обычаев и обрядовых практик, представляющих чисто этнографический интерес.
К настоящему времени традиция в «чистом виде» практически не сохранилась. Видоизменившись под влиянием новаций, она существует в виде обновленной традиции, неотрадиции. Это реальность, отражающая одновременно преемственность, социальное наследование и новацию, изменение. Социально-культурная анимация как раз и характеризует единство, меру традиции и новации. Если эта мера нарушается и начинает доминировать одна из сторон, то имеет место консервация традиции, превращение ее в музейный экспонат либо навязывание чуждого, не приемлемого для данного этнокультурного сообщества опыта. В обоих случаях наблюдается разрушение «живой» традиции и потеря преемственности социального опыта.
Отличительной особенностью социально-культурной анимации является то, что она тесно связана с семейно-бытовой сферой жизнедеятельности и этнической культурой конкретных народов. Однако не менее существенно понимание того, что обновленная традиция и обряд в целом – это не только праздник, театр, но и значимая составляющая реальной жизни этнокультурных сообществ, помогающая им успешно адаптироваться к современным условиям.
Все вышеизложенное обусловливает необходимость поиска форм, средств и методов социально-культурной деятельности как первостепенного приоритета сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера, т.к. назрела потребность конструктивно использовать позитивный опыт социально-культурной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение сущности, содержания, исторических изменений и перспектив будущего социокультурной традиции имеет долгую и насыщенную историю. Оно происходило и происходит на нескольких уровнях: философского осмысления, исследования в рамках теории культуры, этносоциологии и становящейся традициологии, истории и теории религии, этнографии и фольклористики. На сегодняшний день существует обширная как зарубежная, так и отечественная литература, посвященная изучению сущности понятия традиция, динамики ее исторических изменений, соотношения традиции и новации.
Соответственно в философской и социологической мысли сложились две основные парадигмы понимания сущности традиции. Натуралистическая или онтологическая парадигма восходит к идеям, развитым в классической социологии – в трудах М. Вебера, Дюркгейма, К. Манхейма, Э. Ф. Тенниса, рассматривавших традицию и традиционное в ракурсе дихотомического противопоставления индустриальному типу общества и рациональному типу организации власти.
В то же время значительное количество сторонников в зарубежной традициологии получило конструктивистское понимание, согласно которому традиция представляет собой бесконечно изменчивую динамическую реальность, создаваемую культурными и политическими элитами живущих поколений. Эта точка зрения представлена в работах. Ш. Айзенштадта, Дж. Линнекин, М. Смита, К. Торена, Р. Хэндлера, Э. Шилза, Д. Шнайдера и др.
В исследованиях Я. Ассмана и М. Хальбвакса анализируется историческая динамика традиции и культурной памяти, а также связь между процессами традиционализации и изменением форм и технологий коммуникации. Э. Хобсбоум, М. Раппопорт, Т. Рэнджер, Дж. Гуди, Уатт исследуют значение письменности в процессе формирования традиции. Роль текста как агента межгенерационной коммуникации детально рассматривается в герменевтических работах Г. Гадамера и П. Рикера.
Методологические основы исследования психологии народов содержатся в трудах Н.А.Бердяева, Л.И. Божович, И.С. Кона, Н.О.Лосского, В.С.Соловьева, Г.Г.Штепа, К.Г.Юнгаи др.
Изучению этнических отношений и межэтнического взаимодействия посвящены работы А.О.Бороноева, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, С.И.Королева, Н.М.Лебедевой и др. Различные аспекты этнической психологии раскрываются в исследованиях В.С.Агеева, А.А.Деркач, В.С.Мухиной, В.Д.Попова, Г.В.Старовойтовой, В.А.Тишкова и др.
В разработке этнических проблем воспитания и образования мы опирались на труды Я.А Коменского, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, а также на современные исследования. Это труды по общим вопросам педагогики (В.П. Борксенков, Б.З. Вульфов, Т.С. Комарова, В.М. Коротов, Г.Б. Корнетов, Б.Т.Лихачев, С.В. Мягченков, В. И. Петрова, Ю.Л. Сокольников), исследования по проблемам этнопедагогики (И.А. Арабов, Р.И. Байчорова, Г.Н. Волков, К.Б. Семенов, Э.И. Сокольникова и др.).
Исследованием проблемы адаптации локальных групп занимаются Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Н.М. Лебедева, А.П. Павленко.
Определения культурной и национальной идентичности мы находим в работах И.В. Малыгиной, М.А. Полетаевой, Э.В.Соколова, В.Г. Федотовой, А.Я. Флиера.
Специфику любой национальной культуры и особенности ее влияния на общественную жизнь сложно понять без теоретических исследований закономерностей этнокультурного развития. Такие исследования проводились М.М. Бахтиным, П.И. Кушнером. Определения понятий идентичности, идентификации и самоидентификации рассмотрены в диссертациях А.А. Балыковой, К.Н. Казалиевой, П.А. Новочука и др.
Понятия «обычай» и «традиция» подробно рассмотрены в работах А.К. Байбурина, Н.И. Денесюк, В.Д. Плахова, Д.М. Угриновича, Е.О. Шацкого.
Источниковую базу исследования составляют полевые материалы научных сотрудников: этнографов, историков и фольклористов, занимающихся проблемой сохранения и развития этнокультурного наследия коренных малочисленных народов Севера Ю. В. Попкова, Л. В. Анжигановой, Н. Н. Тюреневой, В. Я. Шатровой.
В исследованиях в области теории, методики и организации социокультурной деятельности разработано понятие «социокультурная среда» как совокупность разнообразных природных, культурных и цивилизационных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека, сообществ, этносов, которые определяют во многом их существование; качество природного и социокультурного окружения. (И.И. Алпацкий, М.А. Ариарский, Е.И. Григорьева, А.С. Запесоцкий, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Хилько и др.); раскрыты сущность и технологии проектирования социально-культурных процессов (А.Д. Жарков, Г.М. Бирженюк, А.Л. Марков, Ю.А. Стрельцов, Н.Н. Ярошенко и др.); обоснована взаимосвязь социокультурного и этнокультурного подходов к организации, педагогическому руководству и кадровому обеспечению процессов сохранения и развития традиционной народной культуры (Т.И. Бакланова, М.И. Долженкова, М.С. Жиров, В.М. Захаров, А.С. Каргин, В.И. Солодухин и др.);
Немалый интерес для нашего исследования имеют научные работы, посвященные особенностям технологий социально-культурной анимации А.Ю.Андреева, Г.С. Вовк, Г.В. Ганьшина, И.Н. Григорьев, Е.Б. Мамбеков, А.В. Тарасов, К. Чекалов, Е.П. Яценко, Н.Н. Ярошенко, обобщающие исследования по социально-культурной педагогике за рубежом (Т.В. Вдовенко, Е.Г. Доронкина, В.З. Дуликов, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.Н. Кротова, Ю.С. Моздокова, Г.Н. Новикова и др.).
Особое значение для нашего исследования имеют работы Н.Н.Ярошенко, в которых раскрыта сущность и значение социально-культурной анимации как одного из наиболее интенсивно развивающихся направлений социально-культурной деятельности.
Однако при всей значимости результатов педагогических исследований и наличии педагогического опыта по сохранению и возрождению национальных культурных традиций, использование потенциала технологий социально-культурной анимации в решении этой проблемы не получило необходимого освещения.
Исследование проблемы сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера и современных подходов к использованию потенциала средств социально-культурной анимации позволило нам выявить противоречия между:
- отмечаемой тенденцией к повышению статуса этнонациональных культур в общецивилизационном масштабе и нерешенностью этой проблемы на современном этапе развития российского общества;
- необходимостью решения задач сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера инедостаточным научно-практическим обеспечением наблюдаемого процесса как в теории, так и практике социально-культурной деятельности;
- потенциальными возможностями социально-культурной анимации в процессе сохранения традиций коренных малочисленных народов Севера поколения и недостаточным их использованием в педагогической деятельности различных учреждений;
- наличием некоторого эмпирического опыта применения технологий социально-культурной анимации в сохранении традиций коренных малочисленных народов Севера и недостаточной научной обоснованностью решения этой проблемы.
В связи с необходимостью разрешения выделенных противоречий была сформулирована научная проблема, связанная с обоснованием социально-педагогических подходов использования средств социально-культурной анимации в сохранении традиций у коренных малочисленных народов Севера.
Объект исследования: сохранение традиций у коренных малочисленных народов Севера.
Предмет исследования: использование средств социально-культурной анимации в сохранении традиций у коренных малочисленных народов Севера.
Цель диссертационного исследования заключается в научном обосновании процесса сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации.
Задачи исследования:
-
Рассмотреть этнические традиции, культуру коренных малочисленных народов Севера и исследовать проблемы их сохранения.
-
Обосновать сущность и выявить специфику сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации.
-
Разработать педагогическую модель сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации.
-
Выявить организационно-педагогические условия сохранения традиций у коренных малочисленных народов Северасредствами социально-культурной анимации.
-
Разработать и апробировать педагогическую программу по сохранению традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации.
В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что процесс сохранения традиций у коренных малочисленных народов Северасредствами социально-культурной анимации будет эффективным при следующих организационно-педагогических условиях:
активизации внутренних ресурсов саморазвития личности, направленности анимационной деятельности на рост самосознания и социального творчества;
самостоятельности выбора видов деятельности и форм работы, соотносящихся с физическими и психическими ресурсами;
создания необходимых условий (организационно-педагогических, учебно-методических, организационно-правовых, информационно-просветительных) для реализации педагогической модели сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации;
наличия педагога-организатора - специалиста, обладающего необходимым комплексом профессиональных и личностных качеств, позволяющим обеспечить эффективность взаимодействия всех субъектов в процессе анимационной деятельности;
учет особенностей национальной культуры, региональных культурных традиций и особенностей коренных малочисленных народов Севера;
формирование благоприятной социально-психологической атмосферы, способствующей созданию непринужденного досугового общения, готовности к сотрудничеству;
разработки и внедрения программы с использованием средств социально-культурной анимации, направленной на сохранение традиций у коренных малочисленных народов Севера.
Методологической основой исследованияпослужили идеи развития личности в деятельности (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.A. Петровский, C.Л. Рубинштейн и др.);
и теория развития личности в системе межличностных отношений (Б.Г.Ананьев, Г.М. Андреева, М.М. Бахтин, В.Н. Месяцев и др.).
Теоретической основой диссертационного исследования послужили философские, психологические и педагогические концепции и теории развития личности:
–потребностно-мотивационная теория организации поведения (Н.В. Симонов);
– положение о саморазвитии личности, в основе которого лежат внутренние противоречия как ведущие факторы развития (С.Л. Рубинштейн, В.И. Андреев);
– концепции социально-культурной деятельности, разработанные в трудах М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, В.И. Солодухина, Т.К. Солодухиной, В.Я. Суртаева, Н.Н. Ярошенко и др.;
– теоретический анализ возможностей социально-культурной деятельности в формировании и развитии личности, проведенный Т.Г. Бортниковой,
М.И. Долженковой, Г.Н. Новиковой, В.М. Рябковым, Е.Ю. Стрельцовой, Б.А. Титовым, B.Е. Триодиным, В.В. Туевым, Д.В. Шамсутдиновой и др.
Для комплексного изучения проблемы сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера в исследовательский механизм диссертационного исследования включены следующие подходы: системный, структурно-функциональный, а также сравнительно-исторический и историко-типологический.
В контексте системного подхода используются аналитические приемы выявления структурных признаков традиционной целостности культуры коренных малочисленных народов Севера во всех ее формах: духовно-религиозной, обрядовой, повседневной и поведенческой. Они позволили выявить системно-структурные принципы организации, сохранения и трансляции традиций коренных малочисленных народов Севера.
Структурно-функциональный подход применен при анализе аспектов, определяющих конфессиональную специфику и единство традиционных форм. Сравнительно-исторический и историко-типологический подходы учитывались в процессе установления социокультурного генезиса традиций коренных малочисленных народов Севера.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс методов:
теоретический анализ и обобщение философской, педагогической, психологической, социологической, научно-методической и справочной литературы, педагогическое моделирование;
эмпирические методы (социологический опрос, формирующий и констатирующий эксперименты, тестирование);
статистическая обработка результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: Окружной центр национальных культур г. Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа и Муниципальное автономное учреждение культуры - Центр культуры и спорта «Геолог» г. Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа. В ходе исследования на различных этапах эксперимента приняли участие 606 человек.
Этапы исследования. На первом этапе (2009-2010 гг.) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных исследований. Осуществлялось методологическое обоснование теоретической части исследования, определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены сущность и специфика сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации, разработана теоретическая модель.
На втором этапе (2010-2011 гг.) разрабатывалась программа экспериментального исследования и осуществлялась опытно-экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, включающая анкетирование, исследовались различные подходы к изучаемой проблеме на практике, а также были экспериментально проверены организационно-педагогические условия сохранения традиций у коренных малочисленных народов Северасредствами социально-культурной анимации.
На третьем этапе (2011-2012 гг.) были подведены итоги исследования: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования. Проводилось описание полученных результатов и их внедрения в практику, осуществлялась окончательная редакция текста диссертационного исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые в теории, методике и организации социально-культурной деятельности рассмотрена социально-культурная анимация как значимое педагогическое средство сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера. При этом:
- впервые выделена совокупность положений, раскрывающих сущность и специфику сохранения традиций у коренных малочисленных народов Северасредствами социально-культурной анимации;
- дана характеристика основным тенденциям сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера: учет национальных, региональных и исторических особенностей осуществления социально-культурной деятельности по сохранению и развитию традиций коренных малочисленных народов Севера; создание правовых, экономических и социальных условий сохранения и развития национальной культуры на основе технологий социально-культурной анимации; развитие социальной зрелости, коммуникативной компетентности представителей коренных народов, помогающей самостоятельно защищать право на суверенное существование на своих исконных территориях; методическое обеспечение социокультурного процесса сохранения традиций коренных малочисленных народов Севера, в частности, программой и критериальным аппаратом, позволяющим оценить эффективность педагогической работы; использование разнообразных форм, методов и технологий социально-культурной анимации, способствующих сохранению традиций коренных малочисленных народов Севера с включением различных групп населения в многоплановую социально-культурную деятельность; подготовка профессиональных кадров для всех видов собирательской, научно-исследовательской, методической и практической деятельности в области традиционной культуры;
- научно обоснованы функции социально-культурной анимации, способствующие сохранению традиций у коренных малочисленных народов Севера;
- на основе результатов социологического исследования были выявлены организационно-педагогические условия сохранения традиций у коренных малочисленных народов Северасредствами социально-культурной анимации (организационно-педагогические, учебно-методические, организационно-правовые, информационно-просветительные). Полученные данные вскрыли ряд проблем, с которыми сталкивается молодое поколение в процессе этнонационального самоопределения и освоения этнокультурного наследия. Были предложены пути и способы решения выявленных проблем, которые послужили основой для создания педагогической модели;
- научно обоснована, разработана и апробирована авторская модель сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации, включающая цель, функции, принципы, средства, методы, формы и конечный результат, и выступающая как совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных и способных последовательно и максимально эффективно осуществлять педагогический процесс сохранения традиций.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению возможностей использования социально-культурной анимации в сохранении традиций у коренных малочисленных народов Севера.
Выявленные сущностная характеристика и специфика сохранения традиций у коренных малочисленных народов Северасредствами социально-культурной анимации дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией, что обеспечивает пропаганду культурного наследия, сохранение духовно-нравственных и художественно-эстетических ценностей, этнических традиций, механизма их трансляции, развития самобытной культуры народов Севера.
Разработанная педагогическая модель сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет повышение уровня оценки эффективности сохранения традиций.
Определены механизмы реализации основных средств социально-культурной анимации, воздействующих на сознание и эмоциональную сферу коренных малочисленных народов Севера, включение их в различные формы социально-культурной активности и способствующие сохранению песенного фольклора, декоративно-прикладного искусства в контексте сохранения традиций, обрядов, обычаев.
Полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы в разработке воспитательных систем в различных типах учреждений социально-культурной сферы.
Критериальный аппарат, представленный в диссертации, позволяет объективно оценить результативность проведенной педагогической работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы получены данные, позволяющие эффективно осуществить педагогическую работу по сохранению традиций у коренных народов Севера.
Разработанная авторская педагогическая программа с использованием средств социально-культурной анимации способствует формированию национального самосознания; воспитанию устойчивого интереса к сохранению, развитию и пропаганде этнокультурного наследия у коренных малочисленных народов Севера, которое ведется на основе развития интереса к истории культуры, искусства, окружающему миру; воспитание общечеловеческих ценностей; развитию познавательной активности молодежи через преемственность и последовательность приобщения к ценностям культуры и национально-культурным традициям.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать научно-обоснованные выводы и рекомендации по организации процесса сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации.
Материалы диссертационного исследования могут использоваться:
в деятельности государственных организаций при выработке ориентиров культурной политики и разработке программ сохранения культурного своеобразия коренных народов Севера;
при разработке педагогических систем и образовательных программ сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации на краевом уровне;
в системе повышения квалификации и переподготовки кадров сферы культуры и образования;
в содержании деятельности работников национально-культурных центров и организаций, любительских клубов и объединений для разработки социально-культурных досуговых программ, направленных на сохранение традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации.
Материалы диссертационного исследования могут стать основой для разработки общих и специальных курсов в вузах, а также для лекционно-просветительской деятельности в музеях и национально-культурных сообществах.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знания; непротиворечивостью исходных теоретических положений и понятийно-категориального аппарата исследования; целостностью рассмотрения предмета исследования; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; использованием методов математической статистики, подтверждающих эффективность осуществленной опытно-экспериментальной работы, непротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Сущность сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимациипредставляет процесс организации досуга, который направлен на повышение осведомленности молодого поколения в отношении этнокультурных ценностей и усвоение им социального опыта нации, предполагающий активную совместную деятельность субъектов, конечной целью которого является формирование суммы знаний, составляющих норму общесоциальной эрудированности человека в данной культурной среде. При этом социально-культурная анимация это своеобразная социально-педагогическая система, включающая в себя совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в свободное время и способствуют активному включению населения в различные виды социально-культурной деятельности; удовлетворению потребности в общении, активном и подвижном отдыхе, развлечении, эмоциональной разрядке; имеют воспитательную, познавательную, информационно-просветительскую и культурно-рекреационную направленность воздействия на человека, тем самым способствуют развитию личности.
-
Специфика сохранения традиций коренных малочисленных народов Северазаключается в том, что средства социально-культурной анимацииобеспечивают пропаганду культурного наследия и способствуют сохранению духовно-нравственных и художественно-эстетических ценностей этнических традиций, механизма их трансляции, развития самобытной культуры народов Севера, их этнической идентичности и содействия им в достижении более высокой степени самореализации, самовыражения и причастности к обществу.
3. Педагогическая модель сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера с использованием средств социально-культурной анимации, которая представляет собой научно-теоретическое структурирование педагогического процесса, включающее цель, задачи, принципы (общепедагогические частно-методические), функции (социализирующая, развивающая, адаптационная, социального регулятивного контроля, компенсационная, коммуникативная, стабилизирующая, рекреативно-оздоровительная, информационно-образовательная), средствасоциально-культурной анимации (искусство; самодеятельное творчество; живое слово; печатные; устные; технические; наглядные; психолого-педагогические); формы анимационной деятельности (массовые, групповые, индивидуальные) и методыанимационной деятельности (социальная защита; социально-психологическая коррекция; творческая реабилитации; выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.), а также разработанный диагностический инструментарий, направленный на повышение эффективности сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера.
4.Организационно-педагогические условия сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации:
активизации внутренних ресурсов саморазвития личности, направленности анимационной деятельности на рост самосознания и социального творчества;
самостоятельности выбора видов деятельности и форм работы, соотносящихся с физическими и психическими ресурсами;
создания необходимых условий (организационно-педагогических, учебно-методических, организационно-правовых, информационно-просветительных) для реализации педагогической модели сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации;
наличия педагога-организатора - специалиста, обладающего необходимым комплексом профессиональных и личностных качеств, позволяющим обеспечить эффективность взаимодействия всех субъектов в процессе анимационной деятельности;
учет особенностей национальной культуры, региональных культурных традиций и особенностей коренных малочисленных народов Севера;
формирование благоприятной социально-психологической атмосферы, способствующей созданию непринужденного досугового общения, готовности к сотрудничеству;
разработки и внедрения программы с использованием средств социально-культурной анимации, направленной на сохранение традиций у коренных малочисленных народов Севера.
5. Педагогическая программа «Эльвель» по сохранению традиций у коренных малочисленных народов Северас с использованием средств социально-культурной анимации, которая способствует усвоению опыта предшествующих поколений, этнокультурного наследия, формированию бережного отношения к развитию социальной зрелости, коммуникативной компетентности представителей коренных народов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям:
а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах в Москве, Тамбове, Салехарде, Сургуте и др.);
б) разработка и проведение разнообразных культурно-досуговых мероприятий в различных социально-культурных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа.
в) разработка и апробация учебных дисциплин «История мировой культуры», «Народное художественное творчество», «Методика работы с творческим коллективом».
г) в) через внедрение педагогической программы в практику работы Окружного центра национальных культур г. Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа и Муниципального автономного учреждения культуры - Центр культуры и спорта «Геолог» г. Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа.
д) основные положения и результаты исследования нашли отражение в научных публикациях автора в виде научных статей, в том числе, в 3 статьях в реферируемых журналах ВАК.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и ряда приложений.
Сущность и специфика сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально- и? культурной анимации
Сегодня проявляется глобальная тенденция, отражающая повышение роли ценностей традиционного образа жизни. Эта тенденция стала важным фактором в определении глобальных и локальных процессов на Севере России. Не нашли практическое подтверждение многочисленные прогнозы о том, что в ходе (в политическом и экономическом прогрессе) исторического процесса будет угасание традиционной культуры. Несмотря на распространение современных достижений науки и техники, многие традиции остаются актуальными и сегодня. Народы Севера, в связи с характером их местом жительства, то есть климата, характеристик промысловой деятельности, уровня социально-экономического развития создали уникальный, неповторимый опыт воспитательной деятельности, гармонично вписывается в традиционный уклад жизни северных этнических групп.
В настоящее время очень острой проблемой является сохранение хозяйственно-культурного комплекса коренных малочисленных народов Севера. Дальнейшая жизнь народов Севера связана с возрождением этнической педагогической культурой, которая всегда была характерна их образу жизни и восприятия мира. Северяне, обращаясь к тем формам, средствам и приемам этнической педагогики, которые были заложены их предками, видят в этом способ обогатить традиции современной системы воспитания молодого поколения. Исследование традиционного наследия и хозяйственного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера предполагает знание его внутренних моделей, закономерностей и структур в различных вариантах: мифологии, языка, искусства и религии, науки, литературы, а так же идеологии и педагогики.
Культурное наследие каждой нации содержит ценную информацию, опыт воспитания и образования, которые обогащают педагогическую науку. Его исследование, используя достижения современной науки будет способствовать восстановлению теоретических основ и практики воспитания детей, подростков и молодежи, то есть исторически определить общие тенденции и различия, особенности, а так же и закономерности этого процесса, характерные для конкретного региона.
Изучение всего многообразия культур невозможно без их типологизации. Этнографическая наука выявила основания для типологии культуры - «хозяйственно-культурный тип». Это комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся у различных народов в сходных естественно-географических условиях1. Выделяется три культурно-хозяйственных типа. Первый включает в себя такие виды деятельности как охота, собирательство и рыболовство. Этот тип называют присваивающим, поскольку он базируется на таких видах хозяйственной деятельности, которые предполагают присвоение готового природного продукта. Однако чтобы добыть его, люди создавали орудия труда, специфические организационные формы для ведения охоты и рыбной ловли. Второй хозяйственно-культурный исторический тип — ручное земледелие и скотоводство, третий - пашенное земледелие. К первому типу можно отнести культуру коренных народов Севера.
В культурологии для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры также применяется метод классификации или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения
Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М.: Наука 1971 разнородного по составу множества объектов культуры при помощи их группировки на основе идеализированной модели или типа. Современное знание представлено различными подходами к типологии. Рассмотрим, какое место занимает культура коренных северных этносов в разных классификациях.
Формационная типология опирается на материалистическое понимание истории, где за основу принимаются экономические факторы (авторы К.Маркс, Ф.Энгельс) . При обсуждении типов культуры в этой системе используются термины «простое» и «дописьменное», а также «сложное» и «письменное» общество. Дописьменное означает отсутствие письменного языка и соответственно описывает большинство доземледельческих обществ, в том числе этносоциумы коренных народов Севера3.
Согласно другой типологии можно выделить основные типы цивилизации: это, во-первых, природные сообщества; во-вторых, восточный тип цивилизации; в третьих, западный тип цивилизации; и в четвертых, современный тип цивилизации .
Природные сообщества существуют вне понятий прошлого и будущего, в общественном сознании существует - время протекающее в настоящий момент и - время мифическое, в котором обитают различные божества и души умерших прародителей. Представители этих культур живут в гармонии с природой, они приспособились к окружающему миру до такого уровня, который необходим для воспроизводства и поддержания их жизни. Свое существование, цель они видят в сохранении баланса между человеком и природой, в продолжении уже сложившихся традиций, обычаев, приемов хозяйственной деятельности, которые не нарушают их неделимости с природой. В целом, жизнь сообщества подчинена естественному, природному циклу, т.е. ведению кочевому или полукочевому образу существования. Внутренняя, духовная культура, обрядовость, их верования
Модель сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации
В условиях многонационального Российского государства актуальным является воспитание каждого нового подрастающего поколения средствами традиционного народного искусства и древней культуры, а также формирование целостного культурно-исторического, образовательного пространства с учетом этнорегиональных особенностей. Проблема сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера потребовало проведения тщательного анализа социокультурной ситуации, проработки концептуальных основ, привлечения научно-методического потенциала.
Многолетняя работа показывает, что определенную роль в эффективном сохранении и развитии традиционного образа жизни играет взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с уполномоченными представителями коренных малочисленных народов. Сегодня общественные организации коренных малочисленных народов почувствовали сплоченность и готовность к продолжению совместной работы по дальнейшему развитию коренных малочисленных народов Севера.
К национальным актам в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ относятся: ст. 69 и пункт «м» части 1 ст. 72 Конституции РФ; Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации»; Концепция устойчивого развития КМНСС ДВ РФ (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р); Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ; Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин КМНСС ДВ РФ»; Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Главная задача органов власти и общественных организаций -обеспечить необходимую социально-экономическую базу для того, чтобы представители малых народностей включились в полноценную жизнь российского общества. Для этого создана концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Ее реализация запланирована на 2009 - 2025 годы, она предусматривает три этапа.
На первом (2009 - 2011 годы) будет осуществлен комплекс первоочередных мер, предусматривающих совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты прав малочисленных народов Севера. На втором этапе (2012 - 2015 годы) предусматривается продолжить осуществление мероприятий по созданию условий для устойчивого развития малочисленных народов Севера. На третьем этапе (2016 — 2025 годы) будут сформированы условия для устойчивого развития малочисленных народов Севера, в том числе включающие эффективные механизмы сохранения исконной среды обитания и традиционного образа жизни, завершение модернизации традиционной хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования, культуры) мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Для обеспечения конституционных прав граждан в сфере культуры в автономном округе действуют 228 учреждений культуры с учётом филиалов, из них 5 государственных учреждений культуры, подведомственных департаменту культуры автономного округа, и 223 муниципальных учреждения культуры, среди которых: 82 муниципальных библиотеки; 81 учреждение культурно-досугового типа (центры национальных культур, дома культуры, молодёжные и культурно-досуговые центры, дома ремёсел и др.); 40 образовательных учреждений культуры и искусства, 19 музеев; 1 прочее. Из общего числа учреждений статус юридического лица имеют 144 учреждения культуры. В учреждениях культуры работает 4380 специалистов, в том числе 1436 человек - работники образовательных учреждений сферы культуры и искусства. Вопросами сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера непосредственно занимаются четыре высших учебных заведения. Около тысячи представителей коренных малочисленных народов получают высшее и среднее профессиональное образование. Научное сообщество Ханты-Мансийского автономного округа представляют 45 кандидатов и докторов наук только из числа коренных народов.
Отметим деятельность в этом направлении Югорского государственного университета, где существует Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, кафедра развития этнообразовательных систем обско-угорских народов при институте повышения квалификации и развития регионального образования, а также кафедра культурного и природного наследия гуманитарного института при Югорском государственном университете. Югра - территория науки, участию в которой для коренных малочисленных народов отводится весьма существенное место.
В 1990-е годы значительно усилился интерес северных народов к собственной самобытной истории и культуре. Особенно большой интерес отмечается к духовной культуре, что выражается в возрождении многих традиционных праздников, проведении фольклорных фестивалей. Сложнее обстоит дело с возрождением материальной культуры. В тоже время нужно отметить, что заброшенные поселения, недействующие культовые объекты представляют большой интерес для историко-этнологических исследований. В связи с этим желательны меры по их консервации, а еще важнее предоставление возможностей специалистам для проведения тщательного обследования этих памятников культуры. Региональными властями предусматривается финансирование издательской деятельности, проведения различных выставок, конкурсов, фестивалей, съездов, традиционных обрядов; съемок видеофильмов о коренных народах, участия в этнографических и фольклорных экспедициях, развития национальных видов спорта; выпуска буклетов, рекламной продукции, изделий мастеров художественных промыслов; приобретения сценических костюмов для национальных фольклорных коллективов, произведений декоративно-прикладного искусства, экспонатов для этнографических музеев автономного округа; оборудования, кожи, меха, сукна, бисера для мастеров народных промыслов и т.п. В региональной символике распространены сюжеты, связанные с элементами традиционной культуры коренных народов -орнаменты, изображения оленей, чумов и пр.
В настоящее время у коренных малочисленных народов Севера действуют различные общественные объединения (Ассоциации, Общественные движения), которые многое делают для сохранения и развития самобытной культуры и языков северных народов - проводят фольклорные фестивали, семинары по родным языкам, школы мастеров декоративно-прикладного искусства, народных ремесел, проводят работу по сбору и фиксации фольклорных материалов, образцов орнаментов. Под эгидой этих общественных структур в некоторых поселках работают Центры национальных культур, которые регулярно проводят профессиональные праздники (День оленевода, День рыбака, День сеока), слеты, выставки-показы национальной одежды, различные конкурсы и спортивные состязания по традиционным видам спорта.
Сохранение культурного своеобразия коренных народов Севера: опыт регионального исследования
Сохранение и устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера сегодня является одной из стратегических задач политики российского государства. Это связано, прежде всего, с пониманием особого места и статуса этих народов, созданных ими уникальных систем жизнеобеспечения, культур в существовании и развитии северного региона. Совершенно очевидно, что именно здесь для исследования и понимания особенностей этого существования и развития требуется комплексный междисциплинарный научный подход, именно здесь недопустимо и разрушительно вульгарно-материалистическое в своей основе «разведение» экономических и гуманитарных проблем, материальных и духовных факторов жизнедеятельности, упрощённое понимание модернизации, пренебрежительное отношение к складывавшимся веками этническим традициям. Коренные малочисленные народы Севера выработали свои особые способы и средства взаимоадаптации природы и человека, требующие специального изучения и содержащие немало поучительного для современного постиндустриального общества, находящегося в ситуации глубокого экологического и, одновременно, духовного кризиса.
В то же время, разумеется, сегодня малоэффективен и так называемый «этнический романтизм», призывы к «движению вспять», к полному возврату к традиционной этнической культуре, выразившийся, в некоторых северных регионах в нарастании «неоязыческих» общественных движений, имеющих не только религиозный, но более широкий культурный смысл, и связанных с нарастающей потребностью малочисленных народов сохранить свою этническую идентичность, свой язык, духовные традиции и ценности.
В данной ситуации реальное устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера возможно только при условии принятия и реализации особой федеральной комплексной программы поддержки культуры и образования народов Севера, учитывающей их этнокультурные особенности, реальную культурно-образовательную и языковую ситуацию в Северных регионах, в которой образование коренных народов рассматривалось бы не в русле общих стандартов, но как особый вид образовательной инклюзии, требующий своих подходов и своих стандартов.
На следующем этапе эксперимента было проведено анкетирование с целью изучения уровня оценки эффективности сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера.
В ходе исследования, которое проводилось по выборочной совокупности, среди 120 человек опрошенных составили: экспериментальная группа в количестве 60 человек - Окружной центр национальных культур г. Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа и Муниципальное автономное учреждение культуры - Центр культуры и спорта «Геолог» г. Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа..
Следует отметить, что респондентов - молодых людей, можно рассматривать как ключевую ступень процесса сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера. В этот период жизни закладываются основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей, происходит осознание значения организации быта и досуга, обеспечивается включение молодежи в практическую творческую деятельность.
Разработанная нами анкета по изучению уровня оценки эффективности сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера состояла из 40 вопросов, каждый из которых подразумевал различные варианты ответа. За выбор ответа под буквой «а» испытуемому давалось 4 балла, за ответ под буквой «б» - 3 балла, под буквой «в» - 2 балла и за вариант ответа под буквой «г» - 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов составило 160, а минимальное - 40 баллов.
Использованная нами в исследовании анкета носила комплексный характер и предполагала вопросы, составленные на основе разработанных нами критериев оценки эффективности сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера: - 1-10 вопросы отражают целенаправленную деятельность молодых людей, направленную на интерес к истории региона, его культурному наследию; - 11-20 вопросы указывают на мотивы поведения и деятельности, так как именно в мотивах реализуются потребности и истинные ценности, ориентации личности по отношению к национальным традициям, обосновывается стремление к активному участию в деле сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера; - 21-33 вопросы показывают наличие у респондентов определенного набора знаний о истории региона, основных правил, норм, законов соблюдение традиций народной культуры малочисленных народов Севера; - 34-40 вопросы отражают отчетливое понимание ценности народных традиций, готовности сохранять и развивать традиции малочисленных народов Севера.
Реализация модели сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации
Пятая задача заключалась в разработке и апробировании педагогической программы по сохранению традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации. Нами была разработана программа «Эльвель» (Золотые родники Севера) по сохранению традиций у коренных малочисленных народов Севера. Цель Программы, акцентирована на применении современных технологий социально-культурной анимации в сохранении традиций у коренных малочисленных народов Севера.
Задачи Программы: - сохранение и популяризация культурного наследия, пропаганда культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера; - обеспечение трансляции, внедрения в практику наиболее эффективных форм работы по изучению, сохранению и пропаганде традиционной культуры у коренных малочисленных народов Севера; - теоретическое обоснование приёмов и методов социально-культурной анимации в сохранении традиций фольклора у народов Крайнего Севера к условиям современной сцены; 156 - творчески-практическое применение средств социально-культурной анимации; - освоение практических творческих навыков в области сценарной и постановочной работы на материале фольклора коренных народов Севера средствами социально-культурной анимации.
В рамках Программы реализуется комплекс мероприятий, направленных на сохранение и популяризацию культуры коренных малочисленных народов Севера, в том числе выявление памятников этнической культуры, сохранение фольклора, пропаганду культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера путем проведения фольклорных, этнических праздников и экспедиции, выставок, мастер-классов,игровых и художественных программ и т.д.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы перспективные задачи дальнейших исследований по изучаемой проблеме и изложены его основные выводы:
В ходе исследования установлено, что социально-культурная анимация это часть культурной и воспитательной системы общества, которая может быть представлена как совокупность элементов (учреждения, организации, аудитория), находящихся в постоянных отношениях; как совокупность видов деятельности, которые проявляются личностью в свободное время; как своеобразная социально-педагогическая система, где ведущая роль отводится аниматорам, обладающим специальной подготовкой и использующим методы активизации личности
Доказано, что задачей социально-культурной анимации является изучение условий, способствующих развитию человека, а также выявление социально-культурных технологий и методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и преодолению негативных тенденций.
Разработана и апробирована педагогическая модель сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера с использованием средств социально-культурной анимации, которая представляет собой научно-теоретическое структурирование педагогического процесса, где основное внимание уделяется средствамсоциально-культурной анимации (искусство; самодеятельное творчество; живое слово; печатные; устные; технические; наглядные; психолого-педагогические); формам анимационной деятельности (массовые, групповые, индивидуальные) и методам анимационной деятельности (социальная защита; социально-психологическая коррекция; творческая реабилитации; выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.).
Научно обосновано, что педагогический процесс сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально культурной анимации должен строиться с учетом основных принципов: общепедагогический (научность; системность, преемственность и непрерывность развития личности; гуманизация воспитательного воздействия; обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов историческими традициями; природосообразность; культуросообразность; ориентация на диалог культур) и частно методический (принцип координации взаимодействий образовательных учреждений, семьи и общественности в системе сохранения и развития традиций национальной культуры, постоянного обогащения и обновления форм, средств и методов анимационной деятельности; принцип интегративного и универсального подходов к взаимодействию с представителями других культур, настроенность на диалог и понимание другого человека; принцип преемственности и последовательности приобщения людей к ценностям культуры и национально-культурным традициям; принцип вариативности основных направлений анимационной деятельности; принцип учета региональных условий в сохранении и развитии традиций национальной культуры.
Среди основных функций анимации выделены: социализирующая, направленная на овладение знаниями общечеловеческих и общегражданских ценностей, способствующих формированию культуры в сфере социальных знаний, навыков поведения социально и культурно активного гражданина, представление о роли человека в сохранении истории и культуры народа, формировании соответствующих знаний, умений и навыков; развивающая, которая состоит в том, что знания, умения и навыки связаны с развитием творческого мышления, созидательной направленностью личности, ее способностями, позволяющими осуществлять творческий подход к реализации практической деятельности в сфере досуга, а также к познанию и развитию самого себя; социокультурная, которая обеспечивает человеку не только удовлетворение потребностей в самовыражении, но и позволяет обогатить социальный опыт; социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества; коммуникативная, позволяющая установить полноценное общение и развивать эмпатию (способность эмоционально откликаться на переживания других людей, проявлять сочувствие, желание и умение утешить, помочь).
Выявлены и экспериментально апробированы организационно-педагогические условия сохранения традиций у коренных малочисленных народов Севера средствами социально-культурной анимации.