Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические предпосылки развития духовных основ образа жизни личности 12
1.1. Сущность и содержание духовности и духовного развития личности 12
1.2. Проблемы воспитания духовных основ образа жизни в современных социокультурных условиях 27
1.3.Методологические подходы к развитию духовных основ образа жизни средствами социально-культурной деятельности 40
Выводы 55
ГЛАВА 2. Моделирование развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи 59
2.1. Особенности моделирования развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи 59
2.2.Социально-педагогическая модель развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи 68
2.3.Программа развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи79
Выводы 97
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по оценке эффективности развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи 99
3.1. Задачи и этапы опытно-экспериментальной работы 99
3.2. Методика оценки уровня развития духовных основ в структуре личности 107
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию духовных основ образа жизни студенческой молодежи 122
Выводы 135
Заключение 138
Библиографический список 146
Приложения
- Сущность и содержание духовности и духовного развития личности
- Проблемы воспитания духовных основ образа жизни в современных социокультурных условиях
- Особенности моделирования развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи
- Задачи и этапы опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
История свидетельствует, что только технический прогресс, расширение материального производства, решая многие проблемы существования человечества, в ряде случаев обостряет их и создает новые, если не учитывается духовный фактор. Категория духовности приобрела в последнее время большое значение для науки и в том числе для социально-культурной деятельности, потому, - что общество осознало, что духовность — это истинный предмет науки и, ос новные кризисные явления в общественном развитии связаны в первую очередь с проявлениями бездуховности.
Понятие «духовность» широко употребляется для обозначения различных
• явлений, в том числе для раскрытия глубинных процессов, происходящих в обществе и человеке. Она определяет сущность и механизмы развития человеческой культуры (науки, искусства, религии). Но сегодня не существует единого
Ф мнения по определению данной категории и условий ее развития в системе со циально-культурной деятельности. Поэтому исследование, уточняющее содержание духовности и реализацию ее в системе социально-культурной деятельности, является перспективным и альтернативным для материального пути разви • тия общества. Значимость темы для российских условий определяется высокой смертностью населения и спадом рождаемости. Причем только материальное улучшение условий жизни, без учета духовного фактора, не спасает население
России, о чем свидетельствует высокий жизненный уровень мегаполисов, не до сягаемый в обозримом будущем другими регионами, но и там смертность ана-логично высока.
Особое значение развитие духовности приобретает для молодежи в условиях, когда все большее распространение получают исключительно материальные ценности: ориентация на материальный достаток, хорошие возможности
для отдыха и развлечений, престиж, признание и восхищение окружающих, а
t
духовное развитие, нравственное самосовершенствование все менее привлекают
молодежь. Бездуховность и отсутствие высоких идеалов ведут к преступности,
• алкоголизму, наркомании и самоубийствам. Студенческий возраст является оп ределяющим для развития образа жизни человека, в это время заканчивают свое
формирование все основные физиологические и психологические структуры личности, именно поэтому он акцентирован в исследовании. Студенческая молодежь является одним из ведущих звеньев в сохранении, трансляции и развитии культурных ценностей и рассмотрение ее духовного возрождения, как одного из направлений, в том числе в теории и практике социально-культурной дея- Ф тельности, является важным и своевременным.
Основным направлением в нашем исследовании по уточнению сущности духовных основ предлагается применение аксиологического и системно-целевого подходов для выделения общего системообразующего и междисцип линарного свойства данной категории, позволяющего осуществить ее интерио- ризацию в образ жизни человека. Реализация данного направления предполагает уточнение воспитательных задач в области духовного развития в системе соци ф ально-культурной деятельности (СКД). В связи с этим педагогика социально культурной деятельности объективно нуждается в теоретическом переосмыслении сущности духовных основ, которые воплощаются в образе жизни молодого поколения россиян. Поэтому исследование социально-культурных условий раз вития духовных основ образа жизни студенческой молодежи представляется актуальным.
К духовному развитию личности все больше возрастает интерес различных
ф наук, к философским исследованиям присоединяются педагогика, психология и
другие науки, раскрывающие данную область как высшую форму развития ра зума, культуры личности и общества (И.А Гундаров, А.С. Ершов, MB. Зинчен # ко, И.М. Ильичева, В.П. Казначеев, СБ. Крымский, П.В. Симонов и др.).
К проблемам совершенствования теории, методики и организации СКД в области исследования духовности как феномена культуры обращаются в своих работах М.А. Ариарский, СБ. Брижатова, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Е.Н. Корчагин, Ю.Д. Красильников, А.В. Нестеренко, О.В. Первушина, А.Д. Плюс-нин, Б. Сафаралиев, А.В. Соколов, B.C. Магун, В.Н. Триодин, В.В. Туев, Н.Н.
• Ярошенко и др.
41
Теоретические и практические аспекты формирования образа жизни нашли отражение в рамках общенаучного подхода, где он представляется как глобальная социальная система, определяющая характер социально-культурной деятельности личности и общества в целом (Т.И. Адуло, О.А. Мильштейн, В.А. Пономарчук, Э.В. Соколов, В.И. Столяров, В.Н. Филиппов и др.).
Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются соци Ф альные и педагогические проблемы формирования образа жизни личности (Н.П.
Абаскалова, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, П.А. Виноградов, Г.К. Зайцев,
А.В. Лотоненко, Ю.П. Лисицин, Л.И. Лубышева, A.M. Котиков и др.), а также
проблемы формирования здорового образа жизни студентов, где указывается на
необходимость рассмотрения духовного фактора (О.В. Аяшев, М.М. Борисов, Н.А. Бирюков, М.Я. Виленский, А.П. Внуков, Е.Д. Граевская, М.М. Жуков, Б.И. Новиков, А.А. Кокшаров, Г.П. Пастушек, А.Г. Щедрина и др.).
ф Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблемам форми рования образа жизни студентов посвящено достаточно большое количество разноаспектных работ, но развитие духовных основ образа жизни студенческой молодежи в системе социально-культурной деятельности еще не являлось
предметом специального исследования. Как правило, в качестве ведущего основания выступает заведомо ограниченный набор структурных компонентов, реализуемый преимущественно через учебно-воспитательный процесс, при этом
духовность рассматривается лишь как элемент, без раскрытия ее прикладного
содержания в системе социально-культурной деятельности. Поэтому особое внимание в нашем исследовании уделяется выявлению сущности и содержания духовных основ как системообразующих факторов в структуре образа жизни студенческой молодежи и определению социально-культурных условий, при которых он становится внутренним источником активности личности.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью разви-тия духовных основ образа жизни студенческой молодежи и недостаточной разработанностью этой задачи в теории и в практике социально-культурной дея тельности.
На основе данного противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в выявлении сущности духовных основ и условий их интериоризации в образ жизни студенческой молодежи.
Решение данной проблемы составляет цель исследования - определение совокупности социально-культурных условий развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи.
Объект исследования: развитие духовно-нравственных ценностей студенческой молодежи в системе социально-культурной деятельности.
Предмет исследования: социально-культурные условия развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи. Гипотеза исследования основана на том, что процесс развития духовных
основ образа жизни студенческой молодежи возможен при выявлении социально-культурных условий и будет эффективным, если:
«г
- уточнена сущность категории «духовные основы образа жизни», внешние и внутренние факторы развития личности в современных социокультурных условиях;
- определены пути интериоризации духовных основ в образ жизни студенческой молодежи, определяющий ценностно-нравственную основу её поведения, отношений и деятельности;
- сконструирована модель развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи, элементы которой адекватно отражаются в основных компонентах социально-педагогической деятельности, а духовность выступает нравственной основой в структуре образа жизни;
- выявлены и реализованы направления социально-культурной деятельности, индивидуальные виды и программа развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой сформулированы основные задачи исследования:
1. Уточнить сущность и содержание духовных основ как системообразую- щ щего компонента образа жизни студенческой молодежи.
2. Сконструировать модель развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи, реализуемую в основных компонентах социально-культурной деятельности.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели и определить индивидуальные виды и направления развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи.
ш 4. Разработать программу, включающей цель, задачи, закономерности,
принципы, методы, диагностику и результат по развитию духовных основ образа жизни студенческой молодежи.
Методология диссертационного исследования опирается на сложившие ся в современной философии, культурологии, психологии, педагогике и теории социально-культурной деятельности концепции личностного развития. Развитие духовных основ образа жизни студенческой молодежи на конкретно-научном уровне основывается на теориях: потребностно-информационной П.В. Симоно ва, социально-психологической И.М. Ильичевой, духовности как феномена социально-культурной деятельности А.В. Соколова и духовно-демографической детерминации И.А. Гундарова. Данные теории определили положения о том,
что процесс интериоризации духовных основ образа жизни студенческой молодежи зависит от социокультурной среды и происходит через деятельность (А.Н. Леонтьев) и общение (В.Н. Мясищев) при создании условий для самопознания.
самоактуализации и самореализации.
Методы исследования определены его целью и задачами, в процессе ра-боты на различных этапах основными из которых были:
- теоретические: системный анализ философских и психолого- педагогических научных источников; систематизация и классификация полученных результатов, моделирование, метод математической статистики;
- эмпирические: метод экспертных оценок, наблюдения, педагогический
I
эксперимент, социологический опрос, анкетирование, обобщение опыта практической работы в учреждениях социально-культурной деятельности.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись Алтайская
государственная академия культуры и искусств, Алтайский филиал Московского университета культуры и Барнаульский юридический институт МВД России. В исследовании приняли участие более 500 студентов и преподавателей. Этапы исследования:
Первый этап (1997-2000 гг.) - поисковый: производился теоретический Ф анализ философской, социологической и психолого-педагогической литерату ры; изучалось современное состояние проблемы в теории и практике социально- культурной деятельности; определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; уточнены основные понятия, сконструирована модель. А Второй этап (2001-2003 гг.) - опытно-экспериментальный: проводился
сбор материала и разработка программы опытно-экспериментальной работы, осуществлялась проверка рабочей гипотезы; выполнялся констатирующий экс- ф перимент с целью выявления уровня сформированности духовного фактора в
образе жизни студента, посредством формирующего эксперимента проводилась апробация разработанной модели и программы.
Третий этап (2004-2005 гг.) - обобщающий: велась обработка и система- I тизация экспериментальных данных; сформулированы теоретические выводы и
практические рекомендации.
Научная новизна исследования: - уточнена категория «духовные основы здорового образа жизни» как фе номен социально-культурной деятельности, имеющий междисциплинарную сущность, системообразующим ее показателем выявлена нравственность, определяемая на основе критерия "добро-зло" из подходов,раскрываемых в религии и науке. Содержание реализуется в гармонии биологических, социальных и идеальных потребностей человека и проявляется в оптимальном сочетании интересов личности, общества и природы;
- конкретизирован процесс развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи как формирование идеальных потребностей (познания, сози- • дания, творчества, единения, самосовершенствования и персонализации), теоре тического сознания (научных знаний, развитых когнитивных образований и
творческого мышления) и гуманистических ценностных ориентации, проявляющихся в отношении к себе, другим людям, деятельности, к обществу и природе;
- разработана программа развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи, включающая: социально-культурные направления, индивиду Ф альные виды, формы, методы и средства развития духовных основ образа жизни
студенческой молодежи.
Теоретическая значимость:
- сконструирована модель развития духовных основ образа жизни студен- ческой молодежи, включающая цель, задачи, направления, закономерности,
принципы, социально-педагогические условия, формы, методы, средства, диагностику и результат; она реализуется в активной социально-значимой и общест- 4 венно-полезной деятельности, а также гуманистическом отношении к миру и
нравственном поведении человека;
- выявлены социально-педагогические условия развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи, которые реализуются в основных компоті нентах культурно-досуговой деятельности: концептуальном, содержательном,
организационном, коммуникативном и гностическом; показателем духовного развития определяется только положительные и конструктивные проявления
щ жизнедеятельности, обеспечивающие единство материальных, социальных и
идеальных сфер жизни.
- уточнено определение образа жизни - показателя, определяющего, как
А человек включен в социально-культурную деятельность и реализует окружаю щие его условия для своего физического, социального и духовного развития, он определяется уровнем сознания, устойчивыми потребностями и ценностями, которые находят отражение в виде норм, ценностей, смысла жизни человека и
I
проявляются в типичной совокупности форм и способов повседневной жизнедеятельности.
» щ. Практическая значимость заключается в том, что теоретические положе ния и выводы исследования стали основой для разработки конкретных методических рекомендаций, внедрённых в практику социально-культурной деятель 9 ности кафедр физического воспитания АлтГАКИ, Алтайского филиала МГУКИ,
БЮИ МВД России, а также Центра «Оздоровления» и Клуба «Здорового образа жизни» г. Барнаула. Полученные результаты также могут найти применение в различных учреждениях социально-культурной деятельности, занимающиеся проблемами духовного воспитания молодежи. Выявленные социально-культурные условия развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи реализуются в обоснованных направлениях культурно-досуговой деятельности, индивидуальных видах образа жизни и комплексной программе,
включающей формы, методы и средства социально-культурной деятельности.
Содержание диссертационной работы нашло отражение в двух монографиях, учебном пособии и рабочих программах по курсам «Физической культуры» и «Безопасности жизнедеятельности».
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены теоретической и практической реализацией исходных методологических позиций; применением комплекса методов, адекватных объекту и предмету, цели и задачам исследования; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.
Положения, выносимые на защиту: 1. Категория «духовные основы» выявлена из анализа теологического под • хода и светского представления, при этом системообразующей и междисциплинарной ее ценностью определена нравственность, посредством которой реали- зуется гармония биологических, социальных и идеальных потребностей человека, а также проявляется оптимальное сочетание интересов личности, общества и природы. Сущность нравственности обоснована с учетом критерия "добро-зло"
в отношении другого человека, деятельности, общества и природы через поня тия добра, красоты и истины.
2. Процесс развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи включает формирование теоретического сознания, идеальных потребностей и ценностных ориентации, проявляющихся в активной социально-значимой и общественно-полезной деятельности, культуре общения, нравственном поведении и гуманистическом отношении к миру, физической активности, рациональной организации отдыха, питании, личной гигиене, и исключает вредные привычки и зависимости.
3. Социально-педагогическая модель развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи включает: цель, задачи, направления, закономерности, принципы, социально-педагогические условия, формы, методы, средства, диагностику и результат. Ее элементы проявляются в основных компонентах культурно-досуговой деятельности: концептуальном, организационном, содержательном, дидактическом и гностическом.
4. Социально-педагогические условия развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи, включают направления, индивидуальные виды и программу развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи, которая реализуется посредством видов, форм, методов и средств социально-культурной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на заседаниях ученого совета и кафедр физического воспитания АлтГАКИ и БЮИ МВД России, клубов и центров «Здорового образа жизни» г. Барнаула. Основные положения и результаты исследования отражены в двух монографиях, научных статьях и тезисах, опубликованных в Барнауле, Пензе, Томске. Внедрены учебные программы по дисциплинам «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности», учебно-методическое пособие «Основы здорового образа жизни» для учреждений социально-культурной деятельности.
Сущность и содержание духовности и духовного развития личности
Проблемы духовности, особенно в последнее время, становятся все более актуальными, этот термин широко употребляется для обозначения различных процессов, происходящих в обществе, культуре и с самим человеком. Сочета ния «духовное возрождение», «духовное развитие», «духовный мир», «духов ные интересы», «духовные силы» и т.д. стали привычными и используются са мыми различными авторами, но без конкретного раскрытия их содержания. В настоящее время в науке не существует единого определения духовности, оно остается многофанным, дискуссионным, но для раскрытия его развития в структуре образа жизни применение термина духовность с точки зрения при кладного ее значения требует уточнения, что является существенным и принципиальным в контексте темы исследования. Категория духовности приобрела в последнее время столь большое значе ние, так как человеческое сообщество осознало, что духовность - истинный предмет науки, а также убедилось в неисчерпаемых возможностях человека, возможности его выхода за рамки индивидуальной судьбы и преодоления огра ниченных физических возможностей силой собственной души [83, 4-6].
Сущность духовности в контексте исторического познания определяется не однозначно. Духовность - совокупность всех явлений духа, который включает в себя не только сферу психического, но и все то, что выходит за рамки психики как свойства высокоорганизованной материи [159, 64]. Духовность — это существительное, образованное от слова «дух». Одно из определений слова «дух» — психические способности, сознание, мышление. Наконец, слово «дух» выступает как обозначение бесплотного, сверхъестественного существа, принимающего участие в жизни природы или человека, а также «дыхания» [28, 69].
Множественность значений слова «дух» породила и множество значений, которыми обладает прилагательное «духовный». «Духовный» - в русском языке означает «связанный с внутренним, нравственным миром человека» [147, 138].
Духовность может рассматриваться как относящаяся к религии, в этом смысле выступая антонимом слову «светский» (духовные дела, духовная цензура, духовная музыка и т.п.). В данном понимании, духовность, есть «интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности» [71, 150].
При исследовании феномена духовности традиционно обращаются к культурно-антропологическому контексту, в нем она выступает как характеристика внутреннего, субъективного мира человека, духовного мира личности. Под духовностью здесь понимается определенный уровень развития мышления, уро вень образования и способы приобретения знаний, наличие определенных познавательных и культурных потребностей. Однако очевидным является то факт, что духовность невозможно свести лишь к рациональному освоению человеком мира культуры. Духовность включает в себя и ценности, на основе которых решаются проблемы смысла жизни, вечные проблемы человеческого бытия, определяются сущность собственного «Я», место человека в мире и обществе, критерии выбора целей и смысла деятельности, возможности и пределы личностного роста [45, 28].
Духовность можно определить как обретение смысла жизни и бытия, по-строение себя как личности. Духовность человека есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, которые относятся к высшему уровню освоения человеком мира. Путь духовного развития представляет собой движение к духовности как вое-хождение по пути обретения истины, добра и справедливости [83, 54]. На этом пути человек приобретает способности соотносить свои потребности и желания с потребностями и желаниями других людей, соотносить себя с миром челове-ческих ценностей, видеть себя в мире. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «свойства мира выступают в их динамическом и изменяющемся отношении к человеку, и в этом отношении не последнюю, а основную, решающую роль играет мировоззрение, собственный духовный облик и мир человека» [153, 161]. Человек является одухотворенной частью природы, эта часть должна быть им осмыслена. Именно с осмысления этой связи начинается, подчеркивается ответственность за свое «содеянное и все упущенное».
Взаимоотношения человека с объективным миром, с другими людьми (межлюдские отношения являются необходимым условием познания человеком бытия, сущего и его состава), динамика его субъективного мира находят отражение в человеке как в существе духовном, т.к. только он, человек, может строить эти отношения по законам добра и справедливости либо в соответствии с низменными потребностями [13, 46].
Таким образом, духовность выступает как интегративное качество, отно сящееся к сфере жизненных потребностей, ценностей, определяющих содержа-ние, качество и направленность человеческого бытия. Главным же, конечно, выступает переживание и обретение смысла жизни. Обретение и переживание смысла жизни связано с выходом за рамки чувственного бытия, не просто бытия, но творчества жизни, «жизнетворчества». В процессе этого жизнетворчест ва решающую роль приобретают взаимоотношения с другими людьми, нравственное развитие человека, обретение совести как меры и качества свободы самореализации человека. Здесь духовность тесно соотносится с религиозной культурой, для которой главным является отношение человека к другим людям, к человеку как ценности.
Проблемы воспитания духовных основ образа жизни в современных социокультурных условиях
Глобальными проблемами выживания человечества являются проявления деятельности и поведения человека и социальных групп, которые определяются содержанием образа жизни на всех уровнях, от индивидуального поведения, формирования норм, ценностей, убеждений до предпочтений социальных групп. Деятельность и поведение отдельного человека или группы людей может быть соответствующим современному пониманию духовных основ образа жизни, но может быть и недостаточно осмысленным и полностью несоответствующим. Кроме того, понимание значимости духовных основ образа жизни еще не гарантирует соблюдения его требований. Практическая реализация духовных основ образа жизни отдельного человека определяется многими показателями социально-экономического характера. Поэтому есть основания считать, что одной из главных действующих сил, способной коренным образом изменить отношение каждого человека к своему духовному здоровью, является сфера социально-культурной деятельности [106; 159].
Именно социально-культурная деятельность способна активно включиться в процесс формирования личностных качеств каждого человека и мировоззренческих поведенческих приоритетов, которые позволят утвердить в нашем обществе традиции духовных основ образа жизни.
Понятие «образ жизни» охватывает различные сферы жизнедеятельности людей и поэтому применяется во многих научных дисциплинах: философии, социологии, психологии, медицине, педагогики и других областях науки. Эту категорию ученые трактуют по-разному. Если раньше исследователи в качестве решающих показателей рассматривали влияние объективных материальных и общественных условий на развитие образа жизни, то в настоящее время внима ние уделяется субъективным: духовным, моральным и социальным аспектам формирования и развития образа жизни, целостной личной структуре индивида, его знаниям, потребностям, интересам, жизненным стремлениям, взглядам, ценностным ориентациям и общественной позиции [160, 67]. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных групп населения.
В работах, посвященных социально-гигиеническому изучению образа жизни, обычно предлагается схематическая группировка его различных составных частей: производственная, общественно-политическая, социально-культурная, бытовая деятельность. В качестве основных видов выделяют социальную, трудовую, физическую, физиологическую активность и т.п. [172, 19].
В литературе, посвященной культурно-социологическим исследованиям образа жизни, обычно выделяют качественно определённые «блоки» образа жизни вообще, которые могут быть выражены в количественных показателях и благодаря этому могут быть объектами конкретного изучения и сопоставления. Так, М.Н. Руткевич [155, 98], обобщая работы, посвященные данной проблеме, считает правомерным выделение таких «основных» блоков: 1. Труд. 2. Благосостояние 3. Быт. 4. Образование. 5. Культура. 6. Общественно-политическая деятельность. 7. Здоровье населения. 8. Физкультурно-спортивная деятельность.
Образ жизни, по мнению ряда социологов, вбирает в себя четыре категории: экономическую - «уровень жизни», социологическую - «качество жизни», социально-психологическую «образ жизни» и социально-экономическую - «уклад жизни» [40, 41].
По мнению Э.Н. Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных материальных и профессиональных обстоятельств [42, 54].
«Образ жизни - формы человеческой (индивидуальной и групповой) жизнедеятельности, типичные для исторически конкретных социальных отношений, фиксируя особенности общения, поведения и склада мышления людей в трудовой, общественной, бытовой и других сферах» [152, 193]. Взятый в един стве объективного (способ совместной деятельности, общественная связь лю дей, определяющие характер их общения и поведения) и субъективного (цели общения, интересы и мотивы деятельности, ценностные ориентации) аспектов, образ жизни выступает как целостная структура, сотканная из элементов мате риальной и духовной жизни общества. Образ жизни личности - это некий син тез, воплощения диалектического единства социально типического и индивиду ально неповторимого в поведении, общении и складе мышления отдельного че ловека. Вопросы взаимосвязи образа жизни и здоровья издавна привлекали внимание философов, социологов, врачей и педагогов [73, 93]. В настоящее время в научной литературе также нет единого определения понятия здоровья, щ всеобщее определение данного понятия является несколько условным и объек тивно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, биофизических и других показателей с учётом пола, возраста, а также ряда по казателей среды: социальных, природно-климатических (региональных) усло вий и наследственности [160]. «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или фи зических дефектов» [48, 27].
Э.Н. Раимова [151, 128] трактует здоровье как некое стабильное, не изме няющееся, конечное состояние, когда все органы занимают строго определённое, заведомо известное положение; жизненно необходимые процессы протекают точно, соразмерно, в жестком соответствии с определёнными закономерностями, что позволяет характеризовать их методами математической. Ю.П. Лисицын [118] рассматривает здоровье человека как гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретенными биологическими и социальными явлениями. В.П. Казначеев [91, 4-6] определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Рассматривая здоровье как социальную ценность, P.M. Баевский [21] определяет его как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимо действия с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека. Е.Д. Граевская [59, 81] в понятие «здоровье» включает оценку уровня функциональных возможностей организма, диапазона его ком пенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, то есть, воз можности приспособиться к повышенным требованиям среды без патологиче ских проявлений. С.Я. Чикин [180, 264] видит в здоровье гармоническое взаи модействие и функционирование всех органов и систем человека при его физи ческом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде. Г.И. Царегородцев [177,61] определяет здоровье как состояние гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со сре дой, совокупность психосоматических состояний организма, обеспечивающих оптимальное функционирование человека в разнообразных сферах жизни. Здо ровье - не только отсутствие болезней, но также способность организма и личности быстро и своевременно приспосабливаться к изменяющейся социально-психологической и природно-экологической обстановке и выполнению социально-биологических и социально-трудовых функций.
Особенности моделирования развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи
Понятие «модель» рассматривается в литературе обычно как образец (эталон, стандарт), имитирующий строение и действие какого-либо моделируемого процесса или явления в научных, производственных и других целях [128]. В широком смысле, под моделью понимается образ (мысленный и условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.д.) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве его заменителя [87].
Соответственно, моделирование определяется как метод исследования объектов на их моделях - аналогах того или иного фрагмента природной или социальной действительности. Форма моделирования зависит от используемых моделей и сферы применения моделирования. По характеру моделей выделяют предметное (модели объемно представляют внешние и внутренние связи объекта) и знаковое моделирование (моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.д.).
Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал основана на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез, указывающих на рамки допустимых при моделировании упрощений. По характеру той стороны объекта, которая подвергается моделированию, различают моделирование его структуры и моделирование его поведения, функционирования, про текающих в нем процессов и т.д. [110, 56].
В реальных педагогических объектах и системах происходят непрерывные изменения взаимосвязей между отдельными элементами. Эти же процессы должны происходить и в модели, следовательно, структура модели должна отражать эти изменения. Изменение структуры модели происходит на основайии определенных алгоритмов, учтенных в системе исходных положений.
Очевидно, что эти алгоритмы должны быть такими, чтобы изменения структуры модели не приводили к ее неустойчивости. Для того чтобы в условиях нестационарности структуры модель оставалась устойчивой, необходимо постоянное изменение величин практически всех ее параметров. В современном модели ровании широко используются свойства замкнутых и разомкнутых моделей и понятие обратной связи [68, 156].
Наличие обратных связей позволяет достаточно корректно моделировать протекающие в оригинале педагогические процессы, то есть наблюдать динамические характеристики модели, близкие к реальным. Обратная связь, объединяющая какой-либо выход прямой связи с ее входом, в общем случае выполняет одну из функций управления объектом. При наличии отрицательной и положительной обратной связи система получает возможность ускорения развития.
Под структурой принято понимать внутреннюю форму организации системы, представляющей множество связанных между собой элементов, которые и составляют определенное целостное единство. Применительно к психологии К.К. Платонов предлагает следующее определение структуры: «Структура - это единство элементов, целостности и их всесторонних связей» [174, 23]. В философской литературе структура рассматривается как способ связи элементов системы, которая представляет собой более или менее законченное целое. В более широком смысле структура трактуется как «единство элементов их связей и целостности» [174, 13].
Применительно к социально-культурной деятельности - одной из сложнейших динамических систем, ее структура отличается нелинейными связями, вследствие чего необходим системно-структурный подход в исследовании. «Любая система может быть правильно понята - как единство ее структуры и функции. От природы системы как целого зависят не только ее функции, но и функции каждого из элементов системы» А. М. Дубров [67, 18].
Задачи и этапы опытно-экспериментальной работы
На диагностическом периоде работы был выполнен анализ структуры и содержания образа жизни студенческой молодежи, форм и методов социально-культурной деятельности. Оценивался уровень развития духовных потребностей и ценностных образований, обеспечивающих развитие духовных основ образа жизни.
Во время прогностического периода работы была создана программа эксперимента, которая включает: уяснение цели опытно-экспериментальной работы; определение задач по развитию духовных основ образа жизни студенческой молодежи; конкретизацию объекта и предмета исследования; уточнение гипотезы; выбор методов исследования; определение этапов и сроков работы; определение экспериментальной и контрольной групп; обоснование критериев оценки ожидаемых результатов; прогнозирование результатов.
В практическом периоде осуществлялось проведение контрольных срезов по оценке исходного уровня с применением самооценки, групповых и экспертных оценок. Обобщающий период объединил обработку полученных данных, а также позволил представить сопоставление результатов с преследуемой целью, их качественный и количественный анализ, корректировку гипотезы, формулирование выводов и рекомендаций, описание результатов эксперимента.
Для проведения опытно-экспериментальной работы по оценке эффективности сконструированной модели и программы были определены две сопоставимые группы студентов в АлтГАКИ: экспериментальная (81 чел.) и контрольная (77 чел.), и в БЮИ МВД России: экспериментальная (80 чел.) и контрольная (78 чел.). В исследовании приняли участие более 500 студентов (курсантов) и преподавателей.
О равноценности и различиях групп студентов свидетельствовали данные результатов, полученные методом математической обработки в начале и конце эксперимента. Практическая работа по осуществлению развития духовных основ образа жизни студенческой молодежи предусматривала четыре этапа. Проектировочный этап представлял собой усвоение студентами основных общенаучных положений по развитию духовности, требований к формированию духовных ос нов образа жизни в современных условиях, овладение навыками социокуль турной деятельности, а также сопровождался развитием способности к самоор ганизации в воспитательно-образовательном процессе в вузе культуры и искусств. Ориентационно-теоретический этап предполагал формирование пред ставлений о сущности, принципах, задачах развития духовности в образе жизни личности студента. Развивающий этап был направлен на развитие духовных потребностей, гуманистических ценностных ориентации в специально созданных педагогических условиях на различных видах занятий и во внеучебное время в процессе социокультурной деятельности. Преобразующий этап преследовал цели развития личности, путем реализации разработанной программы в методике социциокультурной деятельности. Во временном плане охарактеризованные этапы были распределены сле дующим образом: проектировочный - на 1-м курсе, ориентационно теоретический осуществлялся на 2-м курсе, заключительный развивающий на 3-м курсе и преобразующий - на 4- м курсе.
Непосредственно практическая опытно-экспериментальная работа включала два среза: констатирующий и формирующий.
Параллельно оценке уровня духовного и физического здоровья студентов проводилась самооценка образа жизни. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует, о её неупорядоченности и хао-тичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный приём пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закали 105 вающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др.
По данным исследований, 55,3% респондентов считают, что «здоровье -самое главное в жизни», для 35% - «здоровье - необходимое условие полноценной жизнедеятельности», то есть 90,3% из числа опрошенных относят здоровье к числу важнейших и необходимых ценностей жизни, 2,4% опрошенных высказывают суждение: «есть и другие ценности, которые также важны для здоровья» (по мнению 1,5%, существуют ценности, ради которых можно поступится здоровьем, 5,8% «предпочитают жить, не думая о здоровье»). Отношение к здоровью включает в себя и самооценку человеком своего физического, психического и духовного состояния, которое является своего рода индикатором и регулятором его поведения. Среди тех, кто оценивает своё здоровье как хорошее, в два раза больше регулярно выполняющих утреннюю гимнастику - 16,2%, чем среди удовлетворительно оценивающих его - 7,1% и почти в три раза больше, чем в группе с плохой самооценкой - 5,7%. Соответственно в этих группах соотношение занимающихся спортом: 14,8%, 8,7%, 3,3%.
Полученные данные говорят об отсутствии у большинства студентов активных усилий по поддержанию своего физического и духовного состояния. Даже в количественном отношении число случаев систематического использования необходимых средств для этой цели (5%) существенно уступает числу случаев пренебрежения этими средствами (69%).