Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов Суходолова Елена Павловна

Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов
<
Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суходолова Елена Павловна. Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Суходолова Елена Павловна;[Место защиты: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова].- Москва, 2014.- 175 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки формирования у студентов ценностных ориентаций в социально-культурной деятельности вуза

1.1. Сущность ценностных ориентаций и смыслов студентов 13

1.2. Моделирование процесса формирования ценностных ориентаций студентов в социально-культурной деятельности вуза 40

Выводы по главе 1 75

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций студентов в социально-культурной деятельности вуза

2.1. Диагностика уровня сформированности ценностных ориентаций студентов

2.2. Апробация модели формирования ценностных ориентаций студентов средствами социокультурной деятельности вуза

2.3. Сравнительные результаты процесса формирования ценностных ориентаций студентов 115

Выводы по главе 2 135

Заключение 139

Библиографический список

Моделирование процесса формирования ценностных ориентаций студентов в социально-культурной деятельности вуза

Проблема ценностно-смысловой сферы индивида представляет немаловажную сферу изучения социологии, педагогики, философии, психологии. Кроме того, генезис и природа общечеловеческих и индивидуальных ценностей является одновременно и фундаментальной проблемой гуманитарного образования.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (2012 г. ст. 3, п. 3) одним из важнейших принципов отечественного образования является его «гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание самоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [150].

Исследование, проведенное Т. А. Масловой под руководством профессора В. А. Сластенина подтверждают, что образование должно также развивать и ценностное взаимоотношение с обществом и личностью в мире, формировать систему нравственных чувств, определяющих поведение в различных жизненных ситуациях [87]. Поэтому понятия «ценность» и «смысл» являются главными в нашем исследовании. Категория «ценностные ориентации» является ведущей во многих современных исследованиях. Рассмотрим, подходы к оценке этой категории, которые существуют в психолого-педагогической теории.

Зарубежные и отечественные изыскания показали, что ценностно-смысловые основания служат главными критериями строения личностной сферы человека. Они регулируют поведение и обнаруживаются в многочисленных сферах жизнедеятельности человека. Названные выше психологические категории есть характеристики и структурные единицы внутреннего мира человека. Внутренний мир это система отношений человека к себе и к миру.

Для выявления степени значимости отдельных отношений человека к себе и к миру применяется понятие «ценность». Имеется большое количество дефиниций «ценность», определяющих ее как коллективный смысл, так и определяющих данную дефиницию до частного проявления процесса мотивации. Ценности в значении их важности для личности рассматриваются на пересечении мотивации и мировоззренческих структур. В наиболее сложных дефинициях «ценность», возможно, сообщается сразу некоторое количество смыслов, исходя их особенностей рассматриваемых аспектов. Так, в частности: а) ценность – как социальный образец, выработанный социальным разумом, в нем хранится теоретическое соображение о выражениях надлежащего в разнообразных областях социальной жизнедеятельности. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности; б) ценности, являющиеся в объективном виде, такие как произведения материально-духовной культуры, либо человеческих действий; в) социальные ценности, изменяясь под воздействием личностной деятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей [107].

Словарь по философии в редакции И. Т. Фролова определяет: «Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не природой, не внутренней структурой объекта самого по себе, а тем, что он вовлечен в сферу общественных отношений» [151, С. 135].

Понятие «ценности» было введено в научный оборот У. Томасом и Ф. Знанецким, в отечественной науке – В. П. Тугариновым, которые считают, что к ценностям следует отнести все то, что люди ценят, что приносит им пользу [145, С.259]. В. П. Тугаринов классически подразделил ценности на три категории:

Материальные ценности, может быть, выполняют роль мотиватора индивидуального и психического созревания только вместе с другими ценностями. Общественно – политические – свобода, содружество, равноправие, справедливость, а духовные ценности – образование, наука, искусство. Нацеленность индивида на определенные ценности, считает В. П. Тугаринов, и составляет её ценностные ориентации [146].

Позднее А. Г. Здравомыслов отнес к ценностям культуру, идеалы, принципы, нормы нравственности, потребности, интересы, одним словом всю духовную деятельность человека [46]. По его мнению, ценности являются взаимосвязующим элементом между социумом, общественной сферой и внутренним миром личности.

В исследованиях многих ученых выделена социальная составляющая ценностей. В то же время ценности определяют мотивы поведения человека, влияют на потребности личности, а поэтому ученые видят в них их двойственный характер и выделяют два их вида. Например, М. Рокич определил терминальные и инструментальные ценности, А. А. Козлов, В. Т. Лисовский, З. В. Сикевич – сквозные и фундаментальные, Э. Фромм – официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические), действительные, бессознательные (порожденные социальной системой) ценности [160].

Диагностика уровня сформированности ценностных ориентаций студентов

Взгляд В. Ф. Сержантова определяет ценности во взаимоотношении к персональному разуму. Они находятся в двойственном отношении: они отображены в нем как значения, имеющие для личности некоторый смысл. При этом в структуру ролей включают такие составляющие, которые определяют их как ценности, т.е. их социально-опосредованные функционально-праксеологические дефиниции [123, С.176].

Позднее понятие «ценности рассматривались психологами А. Н. и Д. А. Леонтьевыми в трех аспектах: 1) идеалы общества, сформированные социальным разумом и находящиеся в нем общественные соображения о безупречности в разнообразных областях социальной жизнедеятельности; 2) предметное олицетворение данных идеалов в действиях и творениях отдельных индивидов; 3) мотивационные показатели индивида («модели должного», побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов» [78, С. 35-44].

Эта бесконечная спираль переходов выглядит так: общественные идеалы усваиваются личностью и побуждают в качестве «моделей должного» проявлять ее активность. Далее совершается реальная реализация данных моделей. Предметно реализованные ценности становятся базой для развития социальных образцов поведения и т.д. и так до бесконечности [74].

Как только речь заходит о степени осознанности и осмысленности системы ценностных ориентаций, исследователи говорят о единстве ценностно-смысловой сферы индивида, т.е. категории «ценности» и «личностный смысл» рассматриваются в диалектическом единстве [105, С. 19].

Интерес к вопросу смысла в европейской психологии начался в середине XX века еще с А. Адлера, З. Фрейда и К. Г. Юнга, выделивших в качестве принципиальной особенности человека его направленность на поиск и реализацию смысла. По мнению Б. Братуся, это было связано с колоссальной трагедией – второй мировой войной, с господством фашистской идеологии, завладевшей умами целых народов. У многих исследователей, да и у простых людей возникал вопрос, если стала возможной такая трагедия, и такая чудовищная идеология, то в чем смысл существования человечества и что его ожидает в будущем. Все большее распространение стало получать философское учение «экзистенциализм», у истоков которого стояли Ж-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс. Это учение отвечало настроениям в европейском обществе, находящемся в поиске смысла своего существования.

И хотя послевоенное время было временем развития европейской демократии, давшей, прежде всего, потенциалы и перспективные направления, тем не менее, как отмечает Д. А. Леонтьев, «… у людей в этом мире стало больше выбора, больше возможностей, перспектив, но – парадоксальным образом – люди стали ощущать дефицит осмысленности своего существования» [79, С. 9]. В. Франкл, занимавшийся более шести лет исследованием учения о смысле, в этой связи писал: «Пока жизнь осмысленна, люди склонны размышлять и говорить о её смысле относительно мало. Но как только возникает нехватка или отсутствие смысла, проблема смысла начинает играть важную роль в сознании и самовыражении личности» [132]

Зарубежные исследователи рассматривают смысл как наивысшую интегративную базу индивида (Дж. Бьюдженталь, С. Мадди, А. Пауэл, В. Франкл, М. Чиксентмихали и др.), несмотря на разную методологию: либо субъективно, либо объективно, либо в единственном, либо во множественном числе.

Среди отечественных исследователей проблемы смысла следует отметить труды Б. С. Братуся, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Так С.Л. Рубинштейн исследовал определение «личностный смысл» через системное изучение личности. По его мнению, смысл – это выражение отношения субъекта к процессам реальной действительности [117].

В работах Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева иной подход: смысл раскрывается не через сознание, а через жизнь и деятельность субъекта, через его реальное взаимодействие с общественным окружением. Изучая особенности человеческой деятельности А. Н. Леонтьев указал, что роль созидается вследствие отображения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на свой прямой итог (цель). Он видит в смысле структурную единицу сознания, раскрывающую объективное индивидуализированное отношение личности к жизненным отношениям, в которые включен субъект. Одинаковый поступок, включаясь в различные деятельности, т.е. являясь стимулировано разнообразными мотиваторами, обретает всякое значение [168, С.47].

А. Н. Леонтьев ввел понятие смыслообразующие мотивы, придающие деятельности личностный смысл, и мотивы-стимулы, выполняющие роль стимулов в жизнедеятельности личности.

Процесс социализации личности позволяет соотнести разнообразные мотивы: одни занимают место подчиняющих, вторые, спускаются до положения подчиненных или даже вовсе лишаются своей смыслообразующей функции. «Формирование данного движения, – писал ученый, и определяет собой развитие совокупной структуры личностных смыслов – становление личности» [72, С. 218].

Апробация модели формирования ценностных ориентаций студентов средствами социокультурной деятельности вуза

Таким образом, у 10,4% студентов ЭГ и 16,2% КГ сформирован социально активный уровень, т.е. он характеризуется социальными переживаниями и эмоциональным отношением к нравственным, правовым и профессиональным ценностным ориентациям. 24,5% и 24,2% студентов ЭГ и КГ, соответственно, обладают социально-нейтральным уровнем, т.е. характеризуется социально личностными ориентациями, с преобладаем последних, переживаниями и эмоциональным отношением к нравственным, правовым и профессиональным ценностным ориентациям.

У 63,1% студентов ЭГ и 59,6% студентов КГ выявлен социально-пассивный уровень, который характеризуется безразличием и отсутствием эмоционального отношения к нравственным, правовым и профессиональным ценностным ориентациям. 2. Результаты диагностики по когнитивно-поведенческому критерию получились следующие (таблица 3).

Исходя из результатов, мы может сделать вывод о том, что когнитивно-поведенческий критерий ценностных ориентаций студентов ЭГ и КГ можно определить как социально-пассивный уровень, т.е. характеризуется в основном низкой осознанностью объективных ценностей и социального поведения, не желание познать и организовать свое поведение в соответствии с нравственными, правовыми и профессиональными ценностными ориентациями.

Ниже представим соотношение уровней когнитивно-поведенческого критерия по всем видам ценностных ориентаций студентов на констатирующем этапе эксперимента в ЭГ и КГ. Это можно визуально проследить на рисунке 6, 7, 8. 60 -У 50- - Sr- / . . Н 30- 20- 10- Я У н У 0- ЭГ КГ Социально-активный уровень 11 13 Социально-нейтральный уровень 38 36 Социально-пассивный уровень 54 51 Рисунок 6 – Результаты диагностики когнитивно-поведенческого критерия нравственных ценностных ориентаций студентов ЭГ и КГ п 40-30-20-10- шш У У . щ 1 1 ш 1 У м ш? У 0 - ЭГ КГ Социально-активный уровень 10 12 Социально-нейтральный уровень 41 44 Социально-пассивный уровень 49 44 Рисунок 7 – Результаты диагностики когнитивно-поведенческого критерия правовых ценностных ориентаций студентов ЭГ и КГ Рисунок 8 – Результаты диагностики когнитивно-поведенческого критерия профессиональных ценностных ориентаций студентов ЭГ и КГ Представим обобщенные результаты диагностики по когнитивно-поведенческому критерию ценностных ориентаций студентов ЭК и КГ (рисунок 9). 60 -( 50-40-30-20-10- / / У/ У А Я У н У 0- ЭГ КГ Социально-активный уровень 13,3 15 Социально-нейтральный уровень 35,2 35 Социально-пассивный уровень 51,5 50 Рисунок 9 – Результаты диагностики когнитивно-поведенческого критерия ценностных ориентаций студентов ЭГ и КГ

Таким образом, у 13,3% студентов ЭГ и 15% КГ сформирован социально активный уровень, т.е. они обладают высокой осознанностью объективных ценностей и социального поведения, познанием и организацией своего поведения в соответствии с нравственными, правовыми и профессиональными ценностными ориентациями. 35,2% и 35% студентов ЭГ и КГ, соответственно, обладают социально нейтральным уровнем, т.е. характеризуются независимым признанием объективных ценностей и социального поведения, ситуативным познанием и ситуативной организацией своего поведения в соответствии с нравственными, правовыми и профессиональными ценностными ориентациями.

У 51,5% студентов ЭГ и 50% студентов КГ выявлен социально-пассивный уровень, который характеризуется низкой осознанностью объективных ценностей и социального поведения, не желанием познать и организовать свое поведение в соответствии с нравственными, правовыми и профессиональными ценностными ориентациями.

3. Результаты диагностики по акмеологическо-рефлексивному критерию получились следующие (таблица 4).

Результаты диагностики по акмеологическо рефлексивному критерию ценностных ориентаций студентов до педагогического эксперимента (констатирующий этап) в % Виды ценностных ориентаций Социально-активный уровень Социально-нейтральный уровень Социально-пассивный уровень

Исходя из результатов, мы может сделать вывод о том, что акмеологическо-рефлексивный критерий ценностных ориентаций студентов ЭГ и КГ можно определить как социально-пассивный уровень, т.е. характеризуется эпизодичной контрольно-оценочной деятельностью, эпизодичным самоанализом своих поступков и поведения.

Ниже представим соотношение уровней акмеологическо рефлексивного критерия по всем видам ценностных ориентаций студентов на констатирующем этапе эксперимента в ЭГ и КГ. Это можно визуально проследить на рисунке 10, 11, 12. 50 n 40-30-20-10- У" HI 1 В У 0- ЭГ КГ Социально-активный уровень 15 16 Социально-нейтральный уровень 41 42 Социально-пассивный уровень 44 42 Рисунок 10 – Результаты диагностики акмеологическо-рефлексивного критерия нравственных ценностных ориентаций студентов ЭГ и КГ 50-У ви 40-30-20-10- иниВя у- УГ 1 ЙЙВИ ВДЙП В Я І И У Ви 5вР У 0 - ЭГ КГ Социально-активный уровень 13 15 Социально-нейтральный уровень 38 40 Социально-пассивный уровень 49 45 Рисунок 11 – Результаты диагностики акмеологическо-рефлексивного критерия правовых ценностных ориентаций студентов ЭГ и КГ 60 -f 50-40-30-20-10- / у. Уи 0- ЭГ КГ Социально-активный уровень 9 10 Социально-нейтральный уровень 31 33 Социально-пассивный уровень 60 47 Рисунок 12 – Результаты диагностики акмеологическо-рефлексивного критерия профессиональных ценностных ориентаций студентов ЭГ и КГ

Представим обобщенные результаты диагностики по акмеологически-рефлексивному критерию ценностных ориентаций студентов ЭК и КГ (рисунок 13). 60 -( 50-40-30-20-10- fH ш У ш У 0- ЭГ КГ Социально-активный уровень 12,5 13,6 Социально-нейтральный уровень 36,5 38,3 Социально-пассивный уровень 51 48,1 Рисунок 13 – Результаты диагностики акмеологическо-рефлексивного критерия ценностных ориентаций студентов ЭГ и КГ

Таким образом, у 12,5% студентов ЭГ и 13,6% КГ сформирован социально-активный уровень, т.е. они обладают высокой контрольно-оценочной деятельностью, самоанализом своих поступков и поведения. 36,5% и 38,3% студентов ЭГ и КГ, соответственно, обладают социально-нейтральным уровнем, т.е. характеризуются ситуативной контрольно-оценочной деятельностью, ситуативным самоанализом своих поступков и поведения.

У 50% студентов ЭГ и 48,1% студентов КГ выявлен социально-пассивный уровень, который характеризуется эпизодичной контрольно-оценочной деятельностью, эпизодичным самоанализом своих поступков и поведения.

Далее представляем сводные данные по исходному уровню сформированности ценностных ориентаций студентов экспериментальных и контрольных групп (рисунок 14). 50 Социально-активный уровень 13,6 14,8 Социально-нейтральный уровень 37,6 38,4 Социально-пассивный уровень 48,8 46,8 Рисунок 14 – Исходный уровень сформированности ценностных ориентаций студентов ЭГ и КГ

Итак, 13,6% студентов ЭГ и 14,8% студентов КГ характеризуется социальными переживаниями и эмоциональным отношением к нравственным, правовым и профессиональным ценностным ориентациям; высокой осознанностью объективных ценностей и социального поведения, познание и организация своего поведения в соответствии с нравственными, правовыми и профессиональными ценностными ориентациями; высокой контрольно-оценочной деятельностью, самоанализом своих поступков и поведения.

37,6% студентов ЭГ и 38,4% студентов КГ характеризуется социально-личностными, с преобладаем последних, переживаниями и эмоциональным отношением к нравственным, правовым и профессиональным ценностным ориентациям; независимым признанием объективных ценностей и социального поведения, ситуативное познание и ситуативная организация своего поведения в соответствии с нравственными, правовыми и профессиональными ценностными ориентациями; ситуативной контрольно оценочной деятельностью, ситуативным самоанализом своих поступков и поведения.

И 48,8% студентов ЭГ и 46,8% студентов КГ характеризуется безразличием и отсутствием эмоционального отношения к нравственным, правовым и профессиональным ценностным ориентациям; низкой осознанностью объективных ценностей и социального поведения, не желание познать и организовать свое поведение в соответствии с нравственными, правовыми и профессиональными ценностными ориентациями; эпизодичной контрольно-оценочной деятельностью, эпизодичным самоанализом своих поступков и поведения.

Полученные результаты подтверждают актуальность выбранного нами направления исследования и позволяют перейти к проведению и описанию формирующего этапа исследования, чему будет посвящен следующий параграф. 2.2. Апробация модели формирования ценностных ориентаций студентов средствами социально-культурной деятельности вуза

Сравнительные результаты процесса формирования ценностных ориентаций студентов

Данные расчётов показывают, что на уровне доверия 95% можно утверждать, что в результате проведенной работы происходит повышение уровней сформированности критериев ценностных ориентаций студентов, причем это повышение не является случайным, т.е. оно происходит под воздействием разработанной нами модели.

Сравнительный анализ результатов на формирующем этапе эксперимента, полученных в контрольной и экспериментальной группах, позволил сделать вывод о том, что включение студентов в социально-культурную деятельность вуза является значимым фактором в формировании ценностных ориентаций.

В результате участия студентов в социально-культурной деятельности вуза зафиксирована позитивная динамика сформированности мотивационно эмоционального, когнитивно-поведенческого и акмеологическо рефлексивного критериев, характеризующееся социальными переживаниями и эмоциональным отношением к нравственным, правовым и профессиональным ценностным ориентациям; высокой осознанностью объективных ценностей и социального поведения, познание и организация своего поведения в соответствии с нравственными, правовыми и профессиональными ценностными ориентациями; высокой контрольно оценочной деятельностью, самоанализом своих поступков и поведения, т.е. социально-активным уровнем.

Таким образом, анализ и обобщение полученных в ходе экспериментальной работы данных позволяют сделать вывод об эффективности разработанной нами модели процесса формирования ценностных ориентаций студентов средствами социально-культурной деятельности вуза.

Для проверки положений, выдвинутых в теоретической части исследования, нами была организована экспериментальная работа, состоявшая из трех этапов. На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент. Исходный уровень сформированности ценностных ориентаций студентов изучался нами с помощью комплекса диагностических методик. Для выявления уровня сформированности каждого критерия был определен свой диагностический инструментарий. Экспериментальные данные показали, что исходный уровень сформированности ценностных ориентаций приблизительно одинаковый у всех студентов экспериментальных и контрольных групп. Результаты этого этапа показали низкий уровень сформированности у студентов ценностных ориентаций.

На основном этапе формирующего эксперимента мы апробировали модель формирования ценностных ориентаций студентов в социально-культурной деятельности вуза и комплекс мероприятий по всем направлениям (нравственное, правовое и профессиональное).

Формирующий эксперимент осуществлялся нами в два этапа: подготовительный и основной. Мы предполагали, что эффективность формирования у студентов ценностных ориентаций в процессе социально-культурной деятельности вуза будет эффективным, если: социально-культурная деятельность студенческого самоуправления в вузе будет одним из значимых факторов формирования у студентов ценностных ориентаций; реализуются формы педагогической коррекции ценностно-смысловой сферы личности в процессе индивидуализации учебно-воспитательной деятельности; разработаны и инициированы мероприятия по направлениям социально-культурной деятельности студенческого самоуправления (нравственное, правовое и профессиональное), способствующие становлению личностной зрелости и последующего профессионального роста студентов. Содержательную основу мероприятий нравственного направления составили проекты «От сердца к сердцу», «Дни воинской славы», студенческий региональный форум « За патриотизм и толерантность», «Блокадный хлеб», благотворительный марафон «Мы – город неравнодушых людей», фестиваль национального единства « Мы живем в России», литературная гостиная «Поэты рядом с нами», акция « Спасибо вам за победу!», конкурсы мультимединых презентаций «Вам Родину спасать досталось, а нам её беречь», ярмарка социальных проектов «Наше будущее в наших руках», брейн-ринги» «Отечество славлю которое есть, но трижды которое будет» и др., при проведении которых с помощью методов эмоционально-ценностного стимулирования, создания ситуаций свободного выбора, самоонализа и самооценки студенты были ориентированы на понимание и развитие у них нравственных ценностей.

Содержательную основу мероприятий правового направления составили обсуждения за круглым столом и дискуссии «Я иду на выборы», «Социальные запреты современного общества», «Мои права и обязанности», «День совершеннолетия», акция «Я гражданин России», студенческая народная дружина «Гжелия» и др. в ходе которых с помощью выдвижения оценочных суждений, вопросов для обсуждения и дискуссий, ролевых игр формировались правовые ориентации в соответствии с современной ситуацией.

Содержательную основу мероприятий профессионального направления составили тренинги, мастер-классы, конкурсы «Молодые дарования», «Лучший молодежный бизнес-проект», «Надежда науки», студенческий театральный проект «СТЕП», международный фестиваль детского, юношеского и студенческого творчества «Синяя птица Гжели» (проводится с 1976 г. с момента реализации программы непрерывного художественно-эстетического образования «От детского сада до вуза», международные фестивали «Art-students», «Художественная керамика», всероссийский конкурс «Мир глазами фотографа, круглые столы «Путь в предпринимательство», «Без должностей и галстуков», всероссийские школы профессионального мастерства «Гжель – колыбель керамики», месячники туризма, декады дизайна и др. включающие проективные методики, мозговые штурмы и создающие условия для формирования позитивного мышления, развития коммуникативности, адекватной оценки и самооценки.

Критериями оценки эффективности возможностей студенческого самоуправления в развитии ценностных ориентаций студентов в нашем исследовании являлись следующие: - рост числа студентов, участвующих в работе органов студенческих организаций; - количество разработанных и реализованных студенческих проектов; - профессиональный рост и развитие организаторских способностей, трудолюбия, ответственности. - рост социальной активности; - проявление потребности попробовать себя в управленческой деятельности, в новой ситуации, понять свою значимость и ценность для самого себя и для общества. Одним из самых сложных для реализации гипотетических условий явилась форма педагогической коррекции ценностных ориентаций личности студента в процессе индивидуализации учебно-воспитательной деятельности. Это предполагало преодоление некоторых негативных проявлений к ценностным ориентациям студентов у преподавателей и у преподавателей к ценностным ориентациям у студентов. Приходилось совместными усилиями преодолевать гнев, агрессию, отчуждение, категоричность. Несколько преподавателей и студентов ввиду неопределенного личного неприятия вышли из эксперимента. На смену им пришли новички – желающие принять участие в педагогическом эксперименте.

Похожие диссертации на Социально-культурная деятельность вуза как фактор формирования ценностных ориентаций студентов