Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга Лаврецова Светлана Васильевна

Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга
<
Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лаврецова Светлана Васильевна. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.05 Санкт-Петербург, 2007 230 с. РГБ ОД, 61:07-13/1761

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Современная семья как предмет педагогики и прикладной культурологии 14

1.1. Социально-педагогические особенности современной семьи и тенденции ее развития 14

1.2. Состояние и проблемы эстетизации семейного досуга средствами художественной деятельности 63

ГЛАВА 2. Условия реализации педагогического потенциала социально-культурной деятельности в системе семейного досуга 110

2.1. Сохранение и дальнейшее развитие традиционной культуры чтения 110

2.2. Педагогическая поддержка потребления художественных ценностей как условие эстетизации семейного досуга 129

2.2.1. Формирование потребности в постоянном общении с театральным искусством 129

2.2.2. Формирование потребности в постоянном общении с киноискусством 144

2.2.3. Формирование потребности в постоянном общении с музыкальным искусством 152

2.3. Формирование избирательного отношения к телевидению 156

2.4.Стимулирование семейного художественного творчества 177

2.5.Реализация воспитательного потенциала семейного праздника 197

Заключение 208

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. Всепроникающий характер культуры породил столь же широкую, многообразную и общественно значимую деятельность по созданию, освоению, сохранению и распространению духовных ценностей, которое интегрирует понятие социально-культурная деятельность. Субъектами ее могут быть государственные и общественные институты, социальные общности, отдельные лица.

В различные сферы социально-культурной деятельности в разной мере вовлечено практически все население - от младенца, осваивающего элементарные основы санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и общения, до стариков, передающих национально-культурные традиции своим правнукам. Большинство видов социально-культурной деятельности может носить самодеятельный характер, реализовываться как форма любительского творчества, но есть один ее сегмент, который требует высокого профессионализма. Это культурная политика, социально-культурное проектирование и, в первую очередь, руководство процессами функционирования культуры на уровне страны, региона, любого социального института. Наиболее актуальной в этой связи представляется проблема российской семьи как ячейки социума, от уровня культуры которой во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи; преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию; утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им созидательный и эстетический потенциал общения с природой, спорта, искусства, чтения, активного досуга.

В отличие от сферы экономики, политики, образования, на семью нельзя оказывать прямое, административное воздействие. Трудно директивно обязать любить, рожать, заботиться о стариках, духовно насыщать свое свободное время. Решение этой злободневной проблемы видится в

эффективном использовании конструктивного потенциала социально-культурной деятельности, средствами которой можно создать семье благоприятную культурную среду, обеспечить корректное, но стабильное и последовательное вовлечение каждого члена семьи в мир культуры и социально-культурного творчества.

Между тем, теория и методика социально-культурной деятельности более семидесяти лет была ориентирована преимущественно на трудовой, учебный, воинский коллектив и иные общности как среду воспитания и формирования личности. Советская педагогика недооценивала институт семьи, не воспринимая ее в качестве решающей, опорной базы социума.

Россия XXI века твердо встала на позицию, исходящую из того, что высшей ценностью здорового общества является человек, его интересы, потребности и благополучие. Для демократического государства важен любой социальный институт, любой коллектив, но наиважнейшим, базисным сегодня, безусловно, является семья. Это уже не то социальное объединение, которое еще недавно включало три поколения. Это уже не клан. Современная семья, как правило, состоит лишь из 2-3 человек. Но именно в этом сообществе происходит реальное развитие и функционирование личности. А если это так, то и центр формирования культуры перемещается из школы и трудового коллектива в семью. Однако, для того, чтобы это не осталось лозунгом ныне необходимо, чтобы семья могла на практике реально осуществлять свои социальные функции.

Актуальность исследования заключается в необходимости изыскать пути преодоления ложной методологии, принижавшей роль семьи, восстановления статуса семьи как особой уникальной первоосновы любого общества, как первичного звена социальной жизни, как ведущей сферы формирования и функционирования личности, признания той великой роли, которую эта ячейка жизни играет в гуманизации отношений между людьми.

Своевременность исследования социально-культурной деятельности как средства повышения досуговой культуры семьи определяется острыми

проблемами, которые переживает данный социальный институт, логикой развития педагогики досуга, а также креативным потенциалом социально-культурной деятельности. Реализация педагогических ресурсов социально-культурной деятельности чрезвычайно актуальна в условиях трансформации российского общества, а также в контексте современных тенденций развития педагогического знания.

Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена противоречием между значительным педагогическим потенциалом социально-культурной деятельности и мерой его востребованности в структуре досуговой деятельности современной семьи.

Объективная потребность использовать культуросозидающий потенциал социально-культурной деятельности для конструктивного воздействия на развитие духовного мира современной семьи обусловила целесообразность осуществить теоретико-эмпирическое исследование, цель которого -определить условия реализации воспитательного потенциала социально-культурной деятельности в системе оптимизации семейного досуга.

Вытекающие из этой цели задачи исследования сводились к тому, чтобы:

1. Рассмотреть современную семью как социально-педагогическую
среду.

2. Выявить особенности современной семьи и тенденции ее развития.

  1. Охарактеризовать состояние и проблемы эстетизации семейного досуга.

  2. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров и учреждений искусств с целью определения их роли в реализации педагогического потенциала семейного досуга.

  3. Определить условия стимулирования потребностей в создании потреблении художественных ценностей как содержательной основы семейного досуга.

  4. Разработать социально-педагогическую программу оптимизации семейного досуга.

Объектом исследования послужила современная семья в условиях досуга.

Предметом исследования явился процесс эстетизации семейного досуга средствами социально-культурной деятельности.

Базой исследования является семейные досуговые общности, действующие на базе Театра юных зрителей им.А.А.Брянцева, где сложились культуросозидающие традиции эстетизации семейного досуга.

Степень научной разработанности проблемы:

Проблемы семьи и ее нравственно-воспитательного потенциала были предметом научного анализа в течение многих веков. Духовная жизнь семьи исследовалась Аристотелем, Платоном, Эпикуром, Гегелем, Кантом, Фихте, Энгельсом, изучалось Н.А.Бердяевым, И.А.Ильиным, А.Ф.Лосевым, В.В.Розановым, В.С.Соловьевым, С.Л.Франком и другими русскими философами.

В настоящее время анализ проблем современной семьи представляет важное направление исследований философов, социологов, психологов, экономистов, педагогов, являясь ключом к более глубокому пониманию многих важных тенденций развития общества. Изучением семейной жизни в западных странах занимались П.Бергер, У. Гуд, Де-Турвиль, Дж. Дуглас, М.Ковалевский, Ф.Ле-Пле, М.Лернер, Е.Литвак, Б.Малиновский, Г.Маркузе, К.Миллет, М.Мид, Дж.Митчел и другие. Среди работ, посвященных проблемам семьи, ее психологии, социологии, стратегии жизнедеятельности, межличностных отношений членов семей, следует отметить труды таких российских исследователей как А.И.Антонов, А.В.Артюхов, Л.Ф.Безлепкина, И.Ф.Дементьева, Б.В.Дубин, О.М.Здравомыслова, М.В.Золотухина, Н.В.Римашевская, Г.Г.Силласте, М.В.Тараткевич, Е.Н.Феоктистов, Е.В.Фотеева, А.Г.Харчев и другие.

Роль семьи в процессе социализации индивида, нравственное развитие личности, вопросы семейной педагогики освещены в публикациях А.П.Азарова, И.В.Гребенникова, В.Я.Титаренко, Б.А.Титова.

Существенный вклад в разработку общих проблем социально-
культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного
досуга внесли М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, И.М.Болотников,

А.Ф.Воловик, В.А.Воловик, А.Д.Жарков, А.С.Запесоцкий, Т.Г.Киселева, Ю.Н.Кротова, А.П.Марков, В.Н.Орлов, В.Е.Новаторов, И.А.Новикова, Э.В.Соколов, Ю.А.Стрельцов, А.А.Сукало, В.Е.Триодин, Н.Н.Ярошенко и другие российские ученые.

Раскрытию роли искусства как наиболее эффективного фактора эстетизации семейного досуга посвятили свое творчество А.А.Брянцев, Б.В.Зон, Л.Ф.Макарьев, З.Я.Корогодский, которые превратили Петербургский театр юного зрителя в опорную базу духовного обогащения семьи и детства средствами театрального искусства.

Перечень лиц, способствовавших научному осмыслению нравственно-эстетического потенциала семьи и условий его реализации, можно продолжить. Однако, при всей широте и многообразии теоретического анализа и эмпирической фактографии духовного мира современной семьи ряд аспектов этой проблемы остаются еще за пределами педагогики и смежных наук. И наиболее остро сегодня стоит вопрос обоснования эффективной методики использования сферы свободного времени для формирования культуры семейных отношений.

Источниками исследования послужили статистические справочники, энциклопедические сборники и другие объективные документы, характеризующие состояние и проблемы развития современной семьи.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, состоящую из ряда следующих предположений:

1. Социально-культурная деятельность имеет значительный педагогический ресурс, реализация которого позволит существенно оптимизировать воспитательные функции современной семьи за счет организации семейного досуга и повышения культуры межличностных отношений между родителями и детьми.

2. Реализация воспитательного потенциала семейного досуга может быть обеспечена на основе: а) системы социально-педагогического воздействия, направленного на формирование культуры семейного досуга как средства духовно-интеллектуального наполнения свободного времени членов семьи, вовлечения их в процесс непрерывного просвещения, совместного любительского творчества и активные формы отдыха; б) целенаправленного отбора форм художественной деятельности, способствующих созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в семье; в) включения семьи в единое социокультурное пространство по месту жительства в качестве целостного субъекта социально-культурного творчества, педагогическая эффективность которого зависит от совместных усилий входящих в него личностей.

Методология исследования вытекала из восприятия семьи как ведущего звена общественного развития, в рамках которой предопределяется духовный мир общества.

Теоретическую основу исследования составила концепция досуга как фактора, интегрирующего рекреацию с физическим и духовным развитием личности, оказывающего существенное влияние на нравственно-психологическую атмосферу в семье (М.А.Ариарский, Г.М.Бирженюк, А.П.Марков, Б.А.Титов, В.Е.Триодин и др.)

В исследовании реализован системный подход к изучению культуры семьи как аккумулятора духовных ценностей, обогащающего социальную память человечества и осуществляющего трансляцию выработанных ценностей и достижений в процессе преемственности поколений (Э.В.Соколов, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, А.И.Новиков).

Существенную роль сыграла сложившаяся в современной культурологии и психологии концепция об активной роли искусства в эстетическом воспитании и духовно-творческом развитии личности на основе синтеза информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на

разум и чувства людей (С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Кабалевский, Д.И.Фельдштейн и др.)

Социально-культурный потенциал семьи мы рассматривали как способность этой ячейки общества создавать условия того, чтобы каждый член семейного объединения имел возможность последовательно осваивать ценности культуры, воспринимать и сохранять лучшие семейные традиции, проявлять творческую активность в духовном общении, различных жанрах искусства, спорте, развлекательно-игровом досуге.

Под эстетизацией семейного досуга мы видели процесс формирования потребности и способности строить межличностные отношения и свободное времяпрепровождение в семье по законам красоты, использовать его для физического и духовного развития, для интеллектуально-насыщенного отдыха, самообразования и реализации своих творческих потенций.

В работе нашли отражение основные положения законодательных и нормативных документов в области образования, культуры и досуга.

Методика и организация исследования. Цель и задачи, которыми руководствовался диссертант, определили общую логику исследования и выбор познавательных средств. В ходе научного поиска использовалась целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих методов социологического, социально-психологического и, в первую очередь, педагогического анализа.

В процессе теоретического обобщения степени разработанности проблемы был проведен комплексный анализ и систематизация научных публикаций в области философии, психологии, педагогики, эстетики, социологии, искусствоведения, театроведения, культурологии, что позволило выявить состояние её научного осмысления и определить границы исследования.

Ведущими методами были: прямое и опосредованное наблюдение, экспертная оценка, изучение документальных источников.

Особое место в методике и организации исследования занял формирующий социально-педагогический эксперимент, осуществленный в 1997-2007 годах в Санкт-Петербургском Театре юных зрителей им.А.А.Брянцева.

Достоверность исследования была обеспечена четкостью исходных методологических позиций, широтой источниковой базы, длительностью опытно-экспериментальной работы, соответствием методов научного анализа цели и задачам исследования.

На защиту выносятся:

  1. Социально-педагогическая концепция эстетизации семейного досуга, как средства духовного наполнения свободного времени членов семьи, как фактора, укрепляющего семейные узы 4f~толерантные взаимоотношения поколений, как условия создания в семье благоприятного психологического и нравственно-эстетического климата и возможности свободного времяпрепровождения по законам красоты. Концепция включает: а) обоснование педагогического потенциала социально-культурной деятельности, участие в которой способно обогатить семейные формы досуга и тем самым оптимизировать педагогические функции семьи за счет формирования благоприятной социально-психологической атмосферы, повышения культуры межличностных семейных отношений; б) характеристику феномена семейного досуга как средства укрепления семейных отношений, преодоления конфликтности и формирования гуманистических семейных традиций.

  2. Условия реализации педагогического потенциала семейного досуга, способствующего развитию личности ребенка, его социализации и расширению сферы общения:

- целенаправленное включение в социально-культурную деятельность всей семьи как целостного субъекта социально-культурного творчества, воспитательный результат которого зависит от совместных усилий детей и родителей;

оптимизация социально-психологической и духовно-нравственной атмосферы семейной жизнедеятельности семьи путем насыщения семейного досуга художественными видами деятельности;

развитие досуговых форм семейного творчества путем постепенного усложнения их содержания и расширения проблемного радиуса;

формирование у родителей ценностей семейного досуга, повышение их мотивации принимать активное и конструктивное участие в оптимизации межличностных отношений ребенка в неформальной группе, в создании благоприятного социально-психологического климата, способствующего социализации и самореализации личности ребенка;

создание на базе учреждений социально-культурной и образовательной сферы системы организации семейного досуга, обеспечивающего мобильность и свободу выбора форм социально-культурной деятельности, способствующих формированию ролевой идентичности и максимально полной реализации творческих возможностей личности каждого члена семьи;

3. Социально-педагогическая программа оптимизации семейного досуга, включающая: проблемно-целевой блок, принципы организации досуговой деятельности семьи, приоритетные направления и виды художественной деятельности, содержательный компонент, выполненный в виде самостоятельных программ, предполагающих оптимизацию семейного досуга семьи путем ее включения в различные виды и формы социально-культурного и художественного творчества. Программа ориентирована на организацию досуга детей и родителей, создание условий для их совместного художественного творчества, обеспечение эстетического и духовно-нравственного развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями, комплексное решение проблем, связанных с дефицитами социализации и самореализации ребенка, с учетом особенностей интеграции и адаптации семьи к меняющимся социально-культурным и экономическим условиям.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается: а) в обосновании культуросозидающего потенциала семейного досуга как средства духовно-интеллектуального наполнения и эстетизации свободного времяпрепровождения членов семьи, вовлечения их в процесс непрерывного просвещения, совместного любительского творчества и активные формы отдыха; б) в реализации комплексного культурологического и социально-педагогического подхода к анализу семьи как коллективного субъекта социально-культурной деятельности, что позволило:

- обосновать значимость в современной ситуации воспитательного
потенциала семейного досуга, оптимизирующего креативные и
интеграционные потенциалы семейных отношений;

раскрыть педагогические особенности семьи как социальной структуры, способной создать дополнительные возможности для социализации и самореализации личности ребенка;

определить ведущие педагогические принципы, обеспечивающие эффективные методы семейной педагогики путем реализации педагогического потенциала социально-культурной деятельности, единства и взаимодополняемости социализации и индивидуализации в содержании и формах досуговой деятельности семьи;

выявить условия реализации воспитательного потенциала семейного досуга как важнейшего элемента семейной жизнедеятельности путем целенаправленного включения в совместное творчество всех членов семьи как целостного субъекта социально-культурного творчества; оптимизации социально-психологической и духовно-нравственной атмосферы семейной жизнедеятельности; целенаправленного развития досуговых форм семейного творчества путем постепенного усложнения их содержания и расширения проблемного радиуса, формирования у родителей ценностей семейного досуга и повышения их мотивации принимать активное и конструктивное участие в социализации и самореализации личности ребенка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем на основе комплексного анализа проблем современной семьи и результатов педагогического эксперимента автором разработаны и внедрены:

а) организационно-педагогическая система взаимодействия семьи с
другими социально-культурными институтами, совместными усилиями
формирующая оптимальную среду социально-культурной интеграции и
личностного развития каждого члена семьи;

б) условия реализации педагогического потенциала семейного досуга,
способствующего развитию личности ребенка, его социализации и
расширению сферы общения, содействующего освоению ребенком
социальных и семейных ролей за счет максимального соответствия
содержания и форм совместной художественной деятельности членов семьи
индивидуальным особенностям личности.

В процессе исследования разработана и успешно апробирована социально-педагогическая программа, которая включает методики стимулирования потребностей в чтении, в постоянном общении с театром и другими учреждениями искусств, избирательном отношении к телевидению, потребности в занятиях физкультурой и спортом, стимулировании семейного художественного творчества, и что самое главное - в совместном интеллектуально и духовно наполненном свободном времяпрепровождении.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством ряда докладов автора на художественном совете ТЮЗа и коллегии Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга, путем публикации и обсуждения монографии «Пути реализации культуросозидающего потенциала досуга», 3 статей, общим объемом 4 п.л. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении курса по семейному воспитанию в системе социально-культурного образования, могут быть применены в системе повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы и социальных педагогов.

Социально-педагогические особенности современной семьи и тенденции ее развития

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека и огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивного племени и кончая сложным социальным строем современного государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица. Эволюция семьи и семейных ценностей - проблема первостепенной значимости для всего человечества, которая пронизывает многие гуманитарные дисциплины, а в последнее время оформилась в самостоятельную область знания.

Каждая семья представляет собой первичную социально-психологическую общность людей, в которой формируются интимные и доверительные отношения между супругами, родителями и детьми. Семья является созидателем социально-культурных ценностей и творцом цивилизации.

История семьи неразрывно связана с историей общества, и именно семья дает то, что другие социальные институты дать не могут. Воздействуя на отдельные отношения и ощущая на себе их влияние, семья выступает продуктом данного общества, его своеобразным отражением. С изменением общества изменяется и семья: ее уклад, величина, функции.

Все современные исследователи признают, что современное индустриальное общество поставило семью в новую ситуацию и поэтому, институту семьи предстоит адаптироваться к среде, отличной от той, в которой она существовала последние столетия.

Значение и актуальность проблемы семейно-брачных отношений определяется необходимостью подготовки молодых людей к супружеской жизни, формированием высокой духовной и этической культуры семейных отношений, укреплением самого института семьи. Эти задачи имеют непреходящее значение, так как они будут актуальными в обществе до тех пор, пока существует семья, которая является первичной социальной ячейкой общества. Действительно, семья, в лоне которой человек проводит значительную часть своей жизни, играет исключительно важную роль в обществе. Поэтому далеко не случайно она стала объектом исследования специалистов различных наук. Философия и социология, психология и педагогика, право, медицина и другие науки находят «свой» интерес в проблеме изучения семьи, «свой» предмет исследования.

В философии семья рассматривается как «ячейка общества, необходимый специальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство». Ф.Энгельс в фундаментальном труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» показал, что возникшая из парной семьи моногамная семья является признаком эпохи цивилизации, организуется и строится на основе владения частной собственностью. Владение частной собственностью предполагает «прочность брачных уз, когда дети выступают в качестве прямых наследников отцовским имуществом». Это явление не потеряло актуальности и в современном обществе, когда рыночные отношения активно внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.

Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь уникальное социальное образование, что упоминания о ней почти во всех разделах социологии неудивительны. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания, социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры... Это позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье не мыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Семья - это основанная на единой общественной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.3

В этнографии семья - это «общность людей, где создается атмосфера объективной потребности каждого в участии в труде», где дети опосредованно или непосредственно участвуют в производственно-трудовой деятельности родителей.

В антропологии - биологическая заданность, наследственность и естественная природа человека.

В психологии семья, семейные взаимоотношения и взаимодействия рассматриваются как «процесс эмоциональной близости и влияния на психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной, постоянной деятельности, обеспечивающей повседневное общение с людьми, с окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических процессов и развитие личности».

В педагогике - как «институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников, близких, соседей».

Состояние и проблемы эстетизации семейного досуга средствами художественной деятельности

XX столетие характеризуется особым динамизмом. Быстрые и значительные изменения в технике, технологии, экологии, численности населения, его уровне образования, доходов, потребностей и т.д. находят отражение в образе жизни людей, в том числе и использовании времени. Изменения в образе жизни не всегда поспевают за научно-техническим прогрессом, переменами в технике и технологии, а последние нередко ведут не только к положительным, но и отрицательным последствиям. И видимо не случайно, что во многих странах среди научных работников повысился интерес к изучению тенденций в использовании населением времени в целом и свободного времени - в частности, как важнейшей его составной части.

Свободное время - это часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел, в которой личность выбирает вариант действий с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры.

Свободное время посвящается повышению уровня образования, участию в общественной жизни, отдыху и развлечениям. Эти занятия имеют весьма важное значение для жизни людей, поскольку служат не только восстановлению, но и развитию их физических, умственных сил и способностей, их реализации. В связи с этим величина и использование свободного времени различными группами населения являются важными социальными показателями, характеризующими образ жизни. Их изменения с течением времени под воздействием происходящих в обществе социально-экономических процессов отражаются на показателях свободного времени.

С изменением исторического процесса менялось как количество свободного времени, так и его формы. Вместе с этим менялся сам взгляд на свободное время, то есть на его цели и содержание.

Каждому человеку судьба предоставляет строго отведенные границы времени. Поскольку человек владелец и хозяин своего времени, от него самого во многом зависит, в какой мере его жизнь будет осмысленной, наполненной прекрасным и великим, до какой степени он сумеет развить свои природные задатки и склонности.

Ценность и прелесть досуга были поняты уже в те далекие времена, когда досуг - удел свободных людей - понимался как время для возвышенной творческой деятельности, занятия философией, науками, искусствами, спортом.

По Платону досуг выступал как один из компонентов функционирования государства. В зависимости от места, которое человек занимал в обществе определялись содержание, форма и время его досуга.

Древнегреческий философ Аристотель считал, что цель деятельности человека - досуг; более того, «счастье заключено в досуге». Одной из основных целей воспитания, о которой следует всегда помнить, является как раз досуг, или «схоле» (отсюда и происходит термин «школа»). В Аристотелевской философии воспитания центральное место занимало воспитание ради досуга. Это - неотъемлемая часть обучения «искусству быть человеком».

Досуг не надо смешивать с бездельем. Философ считал, что досуг -это способность уметь и знать, как свободно распоряжаться своим временем. «Свободное время» - по Аристотелю - это «высокий досуг», ибо в нем реализуется «самоценность» гражданина полиса.

Эпикур видел в досуге «средство самоустранения от тревог, и опасностей, от общественных и государственных дел, фактор нравственного развития, условие телесных и духовных наслаждений».

Христианское Средневековье отвергло ценности античности, чреватые грехом, утверждая взамен интеллектуальный и физический аскетизм, а главным содержанием досуга - общение с богом и размышления о божественном. Досуг в прежнем его значении исчез, стал ничегонеделанием.

Эпоха Возрождения с его философией естественного, гармоничного, творчески активного человека возвратило к жизни позабытые прелести досуга и ценность времени для саморазвития личности.

Сегодня под досугом понимается часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, используемой для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенства.

Досуг наиболее полно реализует две социально-значимых функции -восстановительную (или рекреативную) и духовного развития человека, формирования его личности.

Организация досуга - одна из основных функций семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых; наличием и постоянным увеличением свободного времени, во-вторых: дальнейшим развитием современной индустрии досуга, в-третьих; умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени.

«Семейный досуг - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи» 7.

Итак, одной из форм совершенствования образа жизни членов семьи, роста удовлетворенности браком, а следовательно, укрепления и сплочения семьи - является совместный досуг.

Прежде в крестьянском быту досуг родителей и детей был неразделим, и если родители еще порой проводили свободное время вне семьи, то дети свое свободное время проводили лишь в семейном кругу. Таким образом, на протяжении многих столетий семейные объединения были центрами организации досуга. Ныне же, по мере развития городской «индустрии развлечений» (кино, клубы, спортивные площадки и т.д.), необычайно расширились возможности внесемеиного проведения досуга, что коснулось всех членов семьи. Разнообразие способов проведения свободного времени, способа отдыха и развлечений, усложнение человеческой личности со множеством индивидуальных вкусов и предпочтений, обособление мест труда, быта, отдыха привело к тому, что семейные виды досуга потеряли свое значение.

Но сегодня с развитием крупных городов, ростом напряженности их ритма жизни все большую значимость приобретает семья как своего рода психологическое «убежище» со своей особой, интимной атмосферой, обеспечивающей человеку кардинальную перемену психологической обстановки и соответственно с нише накопившегося за часы труда нервного напряжения. «Домашний очаг» снова оказался выдвинут на одно из первых мест в проведении свободного времени.

Сохранение и дальнейшее развитие традиционной культуры чтения

Формирование духовной культуры личности в России всегда рассматривалось через чтение, книгу. Русская историческая традиция семейных чтений показывает, как велика была у народа тяга к духовному совершенству. Книга служила не только источником информации, но и пищей для души, сердца, объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовных ценностей.

Семья - это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе и читательской. Именно в семье формируется интерес к книге, здесь пробуждается и развивается его читательская индивидуальность, формируются его запросы и, в конечном итоге, его литературные интересы.

Семейное чтение призвано заложить основы, породить интерес к чтению, развить потребность читать. Чтение необходимо рассматривать как непреложное семейное занятие, придать ему творческую направленность, духовно обогащающую семью.

В приобщении детей к книжной культуре родителям не обойтись без детских библиотек, способных помочь в стимулировании у детей интереса к чтению, формированию устойчивой привычки обращаться к книге, как к источнику духовного, интеллектуального, творческого развития. Современные детские и юношеские библиотеки должны построить свою деятельность так, чтобы привлечь как можно больше детей и подростков к систематическому чтению, развить умение адаптировать полученную из книг информацию к своим жизненным задачам, научить самостоятельному библиографическому поиску необходимой литературы, пробудить интерес к учебе, сформировать культуру общения и коммуникативные способности, научить искусству диалога с любым собеседником, снять стрессовые состояния, полученные в учебном заведении, в семье, на улице и т.д.

Поставленные задачи должны реализоваться путем использования различных методов и форм библиотечной, информационной, просветительской, педагогической деятельности. Для этого необходимо охватывать библиотечным обслуживанием детей всех возрастов, начиная от младенцев и до читателей старшего возраста. Особое внимание следует уделять дошкольникам, как наиболее благоприятной для развития художественного восприятия категории читателей.

Именно литература, как самый демократичный жанр художественного творчества, на данном этапе позволяет вовлечь ребенка в мир прекрасного, стимулирует его интеллектуальные способности и эмоциональное восприятие. Поэтому так важно объединение усилий библиотеки и семьи в формировании потребности ребенка к знакомству с лучшими образцами литературного творчества.

Зарубежный библиотечный опыт демонстрирует успехи в работе с детьми младенческого возраста. Например, в Скандинавии, не успел ребенок еще родиться, а детские библиотекари ему уже готовят подарок: антологию первых сказок, которую вручают едва ли не на пороге роддома и сразу приглашают в библиотеку; манеж и пеленальный стол - тоже теперь библиотечная мебель.

Преобладает категория родителей (56%), которых мало интересуют вопросы, касающиеся места книги и чтения в процессе духовного созревания личности ребенка. В таких семьях культивируется ежедневный просмотр телевизионных передач, но при этом не делается отбор для детей с учетом их возрастных особенностей.

Далее можно назвать семьи (27%), где родители заинтересованы в приобщении малыша к книжному богатству - стараются, как можно чаще читать, внимательно следят за тем, как ребенок воспринимает литературное произведение и т.д. Тем не менее, процесс читательского общения у них осуществляется не в полной мере по причине явной их неподготовленности.

Недооценивая роль беседы о прочитанном, родители тем самым ограничивают работу второго уровня восприятия - интеллектуального переживания, вступившего в силу после того, как немотивированное впечатление эмоционально дозрело. А это, несомненно, наносит большой урон росту юного читателя.

В меньшинстве оказалась та категория родителей, которые хотят и умеют руководить чтением (6%). Благодаря своему личному опыту детства, активной включенности в книжную культуру, они отличаются достаточно высоким уровнем литературной осведомленности в вопросах не только детской литературы, но и литературы в целом. Их отличает стремление к развитию духовного, интеллектуального потенциала своей личности и личности ребенка.

Выявленный нами факт того, что во многих современных семьях недооценивается роль литературного воспитания детей как одного из важных условий полноценного развития личности, обусловил необходимость обосновать причины низкой детской читательской активности. Это: - изменение семейных условий. Современные родители все больше заняты добыванием средств к существованию, и на культурное развитие самих себя и своих детей им практически не хватает времени и финансовых возможностей; - утрата интереса к чтению у современных детей во многом обусловлена пассивным отношением со стороны взрослых. В большинстве случаев родители не интересуются что и как часто читают их дети; - трактовка чтения, как сугубо информационной, рациональной деятельности ведет к отчуждению ребенка от книги, а книги от личности; - у детей наблюдается слишком ранняя привычка к средствам массовой информации. В молодых семьях зачастую даже поощряют многочасовое пользование СМИ, и у детей оказывается мало побудительных поводов развивать собственную речь. Ведь развитие речи нуждается в диалоге, а дети, видимо, утратили партнеров; родителей юных читателей отличает педагогическая неграмотность, низкая степень информированности о книгах для детей, недооценка воспитательной ценности искусства, узость понимания целей руководства чтением детей в семье.

Обозначенные выше причины негативного плана предполагают необходимость принятия следующих мер: во-первых, по повышению психолого-педагогической культуры родителей, то есть формирование у родителей устойчивой потребности в повышении уровня педагогических, психологических знаний, знаний в области литературы для детей, психологии чтения, значения искусства в эстетическом воспитании и целостном развитии ребенка;

Во-вторых, по возрождению традиций семейного чтения, во время которого реализуется как социально-психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении выступает ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать к размышлению.

Мы смогли убедиться, что сегодня родители нуждаются в помощи в выборе литературы для семейного чтения, в методических рекомендациях, позволяющих наиболее полно и в соответствии с возрастом детей раскрыть особенности предлагаемых произведении, где бы ребенок, ступенька за ступенькой, мог подниматься к вершинам мудрости, красоты и познания.

В этих условиях важным средством и одним из ведущих методов организации семейного чтения, как неотъемлемой частью и предпосылкой духовной культуры семьи является рекомендательная библиография.

Сегодня ощущается дефицит в выпуске пособий, программ семейных чтений, которые предполагали бы не только чтение, но и определенную работу с книгой, которая помогает развивать фантазию, воображение, интеллектуальные и творческие способности ребенка, формировать навыки вдумчивого чтения; будет ориентирована на формирование у юного читателя нравственно-эстетической оценки произведения, на межличностное общение родителей и детей.

Педагогическая поддержка потребления художественных ценностей как условие эстетизации семейного досуга

Формирование духовной культуры личности в России всегда рассматривалось через чтение, книгу. Русская историческая традиция семейных чтений показывает, как велика была у народа тяга к духовному совершенству. Книга служила не только источником информации, но и пищей для души, сердца, объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовных ценностей.

Семья - это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе и читательской. Именно в семье формируется интерес к книге, здесь пробуждается и развивается его читательская индивидуальность, формируются его запросы и, в конечном итоге, его литературные интересы.

Семейное чтение призвано заложить основы, породить интерес к чтению, развить потребность читать. Чтение необходимо рассматривать как непреложное семейное занятие, придать ему творческую направленность, духовно обогащающую семью.

В приобщении детей к книжной культуре родителям не обойтись без детских библиотек, способных помочь в стимулировании у детей интереса к чтению, формированию устойчивой привычки обращаться к книге, как к источнику духовного, интеллектуального, творческого развития. Современные детские и юношеские библиотеки должны построить свою деятельность так, чтобы привлечь как можно больше детей и подростков к систематическому чтению, развить умение адаптировать полученную из книг информацию к своим жизненным задачам, научить самостоятельному библиографическому поиску необходимой литературы, пробудить интерес к учебе, сформировать культуру общения и коммуникативные способности, научить искусству диалога с любым собеседником, снять стрессовые состояния, полученные в учебном заведении, в семье, на улице и т.д.

Поставленные задачи должны реализоваться путем использования различных методов и форм библиотечной, информационной, просветительской, педагогической деятельности. Для этого необходимо охватывать библиотечным обслуживанием детей всех возрастов, начиная от младенцев и до читателей старшего возраста. Особое внимание следует уделять дошкольникам, как наиболее благоприятной для развития художественного восприятия категории читателей.

Именно литература, как самый демократичный жанр художественного творчества, на данном этапе позволяет вовлечь ребенка в мир прекрасного, стимулирует его интеллектуальные способности и эмоциональное восприятие. Поэтому так важно объединение усилий библиотеки и семьи в формировании потребности ребенка к знакомству с лучшими образцами литературного творчества.

Зарубежный библиотечный опыт демонстрирует успехи в работе с детьми младенческого возраста. Например, в Скандинавии, не успел ребенок еще родиться, а детские библиотекари ему уже готовят подарок: антологию первых сказок, которую вручают едва ли не на пороге роддома и сразу приглашают в библиотеку; манеж и пеленальный стол - тоже теперь библиотечная мебель.

Преобладает категория родителей (56%), которых мало интересуют вопросы, касающиеся места книги и чтения в процессе духовного созревания личности ребенка. В таких семьях культивируется ежедневный просмотр телевизионных передач, но при этом не делается отбор для детей с учетом их возрастных особенностей.

Далее можно назвать семьи (27%), где родители заинтересованы в приобщении малыша к книжному богатству - стараются, как можно чаще читать, внимательно следят за тем, как ребенок воспринимает литературное произведение и т.д. Тем не менее, процесс читательского общения у них осуществляется не в полной мере по причине явной их неподготовленности.

Недооценивая роль беседы о прочитанном, родители тем самым ограничивают работу второго уровня восприятия - интеллектуального переживания, вступившего в силу после того, как немотивированное впечатление эмоционально дозрело. А это, несомненно, наносит большой урон росту юного читателя.

В меньшинстве оказалась та категория родителей, которые хотят и умеют руководить чтением (6%). Благодаря своему личному опыту детства, активной включенности в книжную культуру, они отличаются достаточно высоким уровнем литературной осведомленности в вопросах не только детской литературы, но и литературы в целом. Их отличает стремление к развитию духовного, интеллектуального потенциала своей личности и личности ребенка.

Выявленный нами факт того, что во многих современных семьях недооценивается роль литературного воспитания детей как одного из важных условий полноценного развития личности, обусловил необходимость обосновать причины низкой детской читательской активности. Это: - изменение семейных условий. Современные родители все больше заняты добыванием средств к существованию, и на культурное развитие самих себя и своих детей им практически не хватает времени и финансовых возможностей; - утрата интереса к чтению у современных детей во многом обусловлена пассивным отношением со стороны взрослых. В большинстве случаев родители не интересуются что и как часто читают их дети; - трактовка чтения, как сугубо информационной, рациональной деятельности ведет к отчуждению ребенка от книги, а книги от личности; - у детей наблюдается слишком ранняя привычка к средствам массовой информации. В молодых семьях зачастую даже поощряют многочасовое пользование СМИ, и у детей оказывается мало побудительных поводов развивать собственную речь. Ведь развитие речи нуждается в диалоге, а дети, видимо, утратили партнеров; родителей юных читателей отличает педагогическая неграмотность, низкая степень информированности о книгах для детей, недооценка воспитательной ценности искусства, узость понимания целей руководства чтением детей в семье.

Обозначенные выше причины негативного плана предполагают необходимость принятия следующих мер: во-первых, по повышению психолого-педагогической культуры родителей, то есть формирование у родителей устойчивой потребности в повышении уровня педагогических, психологических знаний, знаний в области литературы для детей, психологии чтения, значения искусства в эстетическом воспитании и целостном развитии ребенка;

Во-вторых, по возрождению традиций семейного чтения, во время которого реализуется как социально-психологическая, так и социальная функции общения. Главным действующим лицом в этом общении выступает ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать к размышлению.

Мы смогли убедиться, что сегодня родители нуждаются в помощи в выборе литературы для семейного чтения, в методических рекомендациях, позволяющих наиболее полно и в соответствии с возрастом детей раскрыть особенности предлагаемых произведении, где бы ребенок, ступенька за ступенькой, мог подниматься к вершинам мудрости, красоты и познания.

В этих условиях важным средством и одним из ведущих методов организации семейного чтения, как неотъемлемой частью и предпосылкой духовной культуры семьи является рекомендательная библиография.

Сегодня ощущается дефицит в выпуске пособий, программ семейных чтений, которые предполагали бы не только чтение, но и определенную работу с книгой, которая помогает развивать фантазию, воображение, интеллектуальные и творческие способности ребенка, формировать навыки вдумчивого чтения; будет ориентирована на формирование у юного читателя нравственно-эстетической оценки произведения, на межличностное общение родителей и детей.

Похожие диссертации на Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга