Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения Монастырская Марина Васильевна

Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения
<
Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Монастырская Марина Васильевна. Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 Москва, 2007 216 с., Библиогр.: с. 174-187 РГБ ОД, 61:07-13/2490

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития инновационной культурно-досуговои деятельности в современных условиях 16 -69

1.1 Культури о-исторический опыт развития досуговой деятельности и тенденции трансформации ценностных ориентации населения 16 -41

1.2 Динамика опережающего роста культурно-досуговых потребностей населения в эпоху рыночных преобразований 41 -69

Глава 2. Совершенствование процесса внедрения инновационных технологий культурно-досуговои деятельности среди населения в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа 70-173

2.1 Структура культурного досуга населения в современных торгово-развлекательных центрах комплексного типа 70 - 114

2.2 Социокультурные особенности функционирования инновационных технологий в торгово-развлекательных центрах комплексного типа в США 314 - 139

2.3 Эффективность взаимодействия торгово-развлекательных центров комплексного типа и учреждений культурно-досуговои сферы по внедрению инновационных технологий 139 -168

Заключение. 168 - 173

Список литературы 174 - 187

Приложение 188-215

Введение к работе

Актуальность темы. Традиционно в России существовала определенная система ценностей, представляющая собой наиболее значимое составляющее культуры и служащая практическим ориентиром в поведении людей. Такая ценностная система отличалась стабильностью на протяжении десятилетий и преемственностью передачи и освоения культурных стереотипов. В связи со стремительными переменами, происходящими в стране и принесшими с собой политический, экономический, социальный и культурный кризисы, для России стало характерным состояние некоторой растерянности перед лицом разнообразия западных моделей культурно-досуговой деятельности.

В настоящее время в обществе все активнее переосмысливаются представления о наиболее совершенном развитии личности, причинах социального расслоения населения, ставшего приметой времени, интенсивности потребления культурных ценностей, формировании культурных стереотипов, эстетических вкусов, норм и идеалов, расширении культурного пространства при непременном сохранении территориального своеобразия культур.

Одним из способов модернизации досуга населения ученые видят в интенсификации процесса культурно-досуговой деятельности населения, насыщении его инновационными технологиями, позволяющими интегрировать решение бытовых вопросов и интенсифицировать досуг населения.

Принимая во внимание динамику, специфику и эффективность использования инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа в России, отмечается существенное повышение популярности этих учреждений у населения. Изучение феномена успешности развития сети торгово-развлекательных центров предполагает раскрытие таких культурно-образовательных программ и мер, которые позволили бы с минимальными

потерями выйти из кризисного для всей социальной и культурной жизни положения в России. Социально-культурный и психолого-педагогический анализ проблемы позволяют разработать концептуальные подходы для овладения инновационными технологиями культурно-досуговой деятельности. Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что самостоятельная ориентировка человека в новых условиях досуга возможна лишь тогда, когда он владеет инвариантной основой одного из видов предметной деятельности или методом, действиями, пригодными для любого варианта участия в деятельности торгово-развлекательных центров. В дальнейшем мы устанавливаем, что, изучив креативную направленность культурно-досугового процесса в торгово-развлекательных центрах комплексного типа, мы указываем на возможности цементирования ее фундамента с целью осуществлять конкретные социально-педагогические действия с ориентацией на улучшение социально-культурного климата в России. Тем самым, автор полагает, что данный анализ позволит раскрыть возможности оптимизации культурных процессов, непосредственно ведущей к обеспечению эффективного влияния инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения.

В последние годы в мире устойчиво проявляются тенденции глобализации, для которых характерны множества контактов между представителями разных культур, накапливание и обмен опытом. Россия, несомненно, обладает уникальными возможностями и большим интеллектуальным потенциалом, чтобы выстроить собственный путь развития и следовать ему, поэтому диссертантка учитывала громадный мировой опыт в развитии культурно-досуговой деятельности применительно к реалиям российской действительности. Мы считаем, что данное исследование должно заполнить нишу в изучении и сравнении зарубежного опыта поиска инновационных технологий в культурно-досуговой деятельности с опытом отечественным. На примере Соединенных Штатов Америки - мирового лидера в развитии сферы досуговой деятельности в

торгово-развлекательных центрах комплексного типа - мы получаем уникальную возможность познакомиться с нововведениями в этой стране, осмыслить и применить на российской почве все то ценное, что функционирует за рубежом на протяжении уже нескольких десятков лет.

Все это определяет актуальность исследования темы выявления влияния инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в торгово-развлекательных центрах комплексного типа в педагогическом и культурно-досуговом аспектах.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на активную практику внедрения инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в торгово-развлекательных центрах комплексного типа, данная сфера социально-культурной деятельности в России нова и абсолютно не изучена. Анализ научной литературы показал, что диссертационные исследования, монографии по этой теме отсутствуют, за исключением редких научных статей в прессе и Интернете.

Первыми к данной проблеме обратились зарубежные исследователи, В конце 80-х годов прошлого века этой темой всерьез заинтересовались иностранные философы, социологи, педагоги, психологи, культурологи, искусствоведы. Так, в частности, американским исследователем Дж, Фарреллом, наряду с другими учеными, был проведен экскурс в историю появления первых торгово-развлекательных центров комплексного типа на территории США и мирового пространства [145]. В своей работе он дает толкование понятию "молл" ("торгово-развлекательный центр"), приводит их классификацию в Америке, архитектурные особенности, затрагивает проблему досуговой деятельности на территории этих сооружений, размышляет над путями развития и совершенствования такой деятельности. По глубине анализа ему близки такие авторы, как С.Беркофф [136], Р. Брамилла [139], Д. Хадсен [149], Т. Мюллер [158], X. Рубинштейн [164], Б. Савадж [165], рассматривающие региональные торгово-развлекательные центры в Америке.

В связи с происходящими в нашей стране переменами, внимание ученых к досугу населения возросло. На современном этапе данные вопросы нашли освещение в работах следующих исследователей: ЮГ. Волкова, И.С. Кона, И.М. Ильинского, ВТ. Лисовского, М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппова.

В России интерес к проблематике инновационных технологий в условиях тор го во-развлекательных центров комплексного типа начал формироваться только в последние 5-6 лет. Это нашло отражение в трудах ведущих ученых России: М.А. Ариарского, А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Е.И. Григорьевой, В.З. Дуликова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Т.Г. Киселевой, Е.М. Клюско, Ю.Д. Красильникова, Н.В. Кротовой, Б.Г. Мосалева, Г.Я. Никитиной, В.Е. Новаторова, Г.Н. Новиковой, С.Н. Рощупкина, Ю.А. Стрельцова, В.В. Чижикова, В.М. Чижикова, Д.В. Шамсутдиновой, В.А. Ядова, Н.Н. Ярошенко и других. Проблема культурно-досуговои деятельности получила широкое освещение с точки зрения теоретических основ у АД. Жаркова; с точки зрения организации культурно-досуговой деятельности как составной части технологического процесса - у А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, С.Н. Рощупкина, Т.Г. Васильевой, Г.Н. Новиковой и других; с точки зрения режиссерских основ культурно-досуговой деятельности - у П.И. Слюсарева и Ю.Г. Волкова; с точки зрения профессионального мастерства специалистов культурно-досуговои деятельности - у В.М. Чижикова и т.д.

Обозначенные выше факторы обусловили выбор темы: "Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательиых центров комплексного типа на досуг населения". Диссертация претендует на определенный теоретический анализ и интегрирование идейного пласта инновационного зарубежного опыта культурно-досуговой деятельности в торгово-развлекательных центрах применительно к российским условиям. В связи с этим при разработке темы диссертационного исследования используются три главных массива источников: во-первых, материалы социально-культурной, социально-философской, социально-педагогической и социально-экономической

теории, заключающие в себе попытки осмысления процессов глобализации, зависимого развития и становления мирового сообщества; во-вторых, материалы анализа протекающих у нас в стране процессов в сфере культуры и досуга; и, наконец, в-третьих, материалы западноевропейской и американской стратегии развития досуговой деятельности в торгово-развлекательных центрах.

Анализ документальных и научных источников, изучение культурно-исторического (отечественного и зарубежного) опыта развития инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа позволили выявить ряд противоречий и несоответствий между:

- потребностью общества в инновационных технологиях культурно-
досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров
комплексного типа и их отсутствием на практике;

- современными потребностями и интересами различных групп
населения и традиционными социально-ценностными ориентациями, не
отражающими тенденции формирования нового мышления в условиях
рыночных отношений;

- необходимостью целенаправленного формирования системы знаний
об инновационных технологиях культурно-досуговой деятельности в
торгово-развлекательных центрах комплексного типа, обеспечивающих их
влияние на досуг населения, и отсутствием соответствующих
информационно-просветительных, культурных и образовательных
источников.

Актуальность проблемы, ее неразработанность, малоизученный практический опыт функционирования инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа, обусловили выбор темы исследования.

Объект исследования - культурно-досуговая деятельность торгово-развлекательных центров комплексного типа среди населения.

Предмет исследования - влияние инновационных технологий культурно-досуговои деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа.

Цель исследования - раскрыть теоретические основы культурно-исторического опыта развития досуговой деятельности в нашей стране и досуговых предпочтений населения, выявить динамику опережающего роста культурно-досуговых потребностей в эпоху рыночных преобразований и внедрить инновационные технологии культурно-досуговои деятельности в торгово-развлекательных центрах комплексного типа на основе российских культурных традиций и зарубежного опыта во взаимосвязи с деятельностью современных социально-культурных институтов в России в практику.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что влияние инновационных технологий культурно-досуговои деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа будет значительно эффективнее, если учитывать:

культурно-исторический опыт (отечественный и зарубежный) и степень вовлечения населения в культурно-досуговую деятельность, способствующую развитию личности;

направленность современных духовных запросов и потребностей населения по отношению к культурно-досуговому продукту;

- психолого-педагогические условия, обеспечивающие познавательную
и физическую активность населения в освоении инновационных технологий
культурно-досуговои деятельности в условиях торгово-развлекательных
центров комплексного типа;

- возможности реализации потенциала учреждений социально-культурной сферы во взаимодействии с инновационными технологиями торгово-развлекательных центров комплексного типа.

Данная проблема, цель, объект, предмет и гипотеза требуют решения задач диссертационного исследования:

- раскрыть теоретические основы культурно-исторического опыта
развития досуговои деятельности в нашей стране и досуговых предпочтений
населения;

- выявить динамику опережающего роста культур но-досуговых
потребностей в эпоху рыночных преобразований;

рассмотреть структуру и креативную направленность культурного досуга в современных торгово-развлекательных центрах комплексного типа и экспериментально проверить эффективность функционирования педагогической модели организации досуга населения;

провести сравнительный анализ инновационной культурно-досуговой деятельности в России и за рубежом в торгово-развлекательных центрах комплексного типа в США;

- разработать методические рекомендации взаимодействия торгово-
развлекательных центров комплексного типа и учреждений социально-
культурной сферы по внедрению инновационных технологий культурно-
досуговой деятельности по организации досуга населения.

Методологическая основа исследования базируется на
основополагающих концепциях педагогики, психологии, социологии,
культурологии, экономики, рассматривающих досуговую сферу как важный
составной элемент жизнедеятельности общества. Методологию

исследования составляют положения об определяющем значении деятельности в развитии культурно-досуговой деятельности среди населения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л, Рубинштейн и др.). Исследование имеет гуманистическую направленность и ориентировано на общечеловеческие ценности, уникальность и неповторимость каждого индивида, положения о свободе выбора и самореализации самого себя. Методология диссертации во многом определена ее теоретическим фундаментом научной школы Московского государственного университета культуры и искусств во главе с доктором педагогических наук, профессором А.Д. Жарковым, однако актуальность и новизна темы неизбежно влечет за собой сильное влияние полемических моментов. Использование процедур

структурного анализа способствовало раскрытию инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в России и за рубежом.

Эмпирической базой исследования являются данные, полученные в ходе социологических опросов, индивидуальных и групповых бесед, проведенных автором с использованием методов интервью с целью изучения ценностных ориентации и предпочтений жителей г. Москва, Подмосковья, гостей столицы, жителей г. Казани (Республика Татарстан), г. Тюмени и г. Тампа (США) в сфере досуга (опрос посетителей ТРЦ «МЕГА», «Рамстор», «Гудвин», «Сувар Плаза» в России, «International Plaza» в США); анализа рекламных роликов в России и США с целью изучения пропагандируемых телевидением потребностей и ожиданий населения обеих стран; контент-анализа периодических изданий с целью оценки общей содержательной направленности (газет "Комсомольская правда", "Московский Комсомолец", "Я - молодой", "Известия", "The New York Times", "USA Today", "The Tampa Tribune", "St.Petersburg Times" и др.); анализа популярных Интернет-порталов , , , с целью ознакомления с крутом интересов российских и американских потребителей; анализа документов (договоров торгово-развлекательных центров) с целью исследования направлений работы в сфере досуга; статистического анализа деятельности ТРЦ в сравнении с другими социально-культурными институтами. В ходе диссертационного исследования использовалась статистика ГИВЦ Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2007 гг. на базе ТРЦ «МЕГА» (г. Химки), «Рамстор» (г. Москва), «Сувар Плаза» (г. Казань), «Гудвин» (г. Тюмень), «International Plaza» (г. Тампа, США) и включало три этапа:

I этап (2004-2005 гг.) - поисково-теоретический, в ходе которого изучалось состояние проблемы в социальной, психолого-педагогической и управленческой научной литературе, анализировались научные принципы, содержание, а также были подготовлены базы для проведения исследования.

II этап (2005-2006 гг.) - констатирующий и формирующий в России, в
ходе которого на экспериментальных базах в городах Москва, Химки,
Казань, Тюмень изучались инновационные технологии культурно-досуговой
деятельности в новых социально-экономических условиях, оформлялись
результаты опытно-экспериментальной работы. Результаты исследования
были представлены в публикациях.

III этап (2006-2007 гг.) - констатирующий и формирующий в США, в
ходе которого на экспериментальной базе в г. Тампа изучались
инновационные технологии культурно-досуговой деятельности в Америке,
оформлялись и сравнивались результаты опытно-экспериментальной работы.
Результаты исследования были представлены в публикациях.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; применением комплекса методов, соответствующих объекту и предмету исследования и его задачам; репрезентативностью выборочной совокупности и полученных результатов опытно-экспериментальной работы, актами о внедрении результатов исследования в деятельность торгово-развлекательных центров комплексного типа.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

Разработано понятие «торгово-развлекательный центр комплексного типа» как фактор социализации общества, эффективный способ развития культурно-досуговой деятельности, инновационный объект для поиска современных инновационных технологий;

раскрыта суть методологических оснований модернизации видов досуговой деятельности среди населения в отношении избирательности и наполнении новым содержанием существующих досуговых форм;

установлено преобладание релаксационной функции досуга над познавательно-образовательной в современных условиях развития инновационных технологий в культурно-досуговой деятельности;

выявлены и экспериментально подтверждены педагогические условия организации народных подвижных игр как инновационных

технологий на территории торгово-развлекательного центра комплексного типа;

проведен сравнительный анализ культурно-досуговой деятельности в торгово-развлекательных центрах комплексного типа в России и за рубежом (на примере США) и ее значения в жизни общества;

научно обоснованы необходимые методы и принципы эффективного регулирования свободного времени и досуга в современной России.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке теоретических основ создания инновационных технологий досуговоЙ деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа:

разработана модель педагогической организации народных подвижных игр на территории торгово-развлекательного центра комплексного типа;

впервые рассмотрены теоретические аспекты инновационных технологий культурно-досуговой деятельности, способные сэкономить время посетителей и обеспечить комфортное комплексное обслуживание;

- сделаны теоретические обобщения исследования, которые могут быть
использованы философами, культурологами, экономистами, политологами,
педагогами, специалистами других областей в целях дальнейшей разработки
и уточнения теоретических вопросов, связанных с инновационными
технологиями культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-
развлекательных центров комплексного типа среди населения;

- проведен углубленный анализ специфики и значимости развития
инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в торгово-
развлекательных центрах.

Практическая значимость исследования

Материалы исследования были использованы при подготовке

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов «Деятельность учреждений культуры», «Культурно-досуговая деятельность», «Технология культур но-досуговой деятельности» на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.

Методические и содержательные результаты исследования могут быть использованы при оптимизации процесса внедрения инновационных технологий менеджмента в деятельность учреждений культурно-досугового типа.

Выводы диссертационного исследования также могут быть использованы для разработки социальных планов развития учреждений культурно-досугового типа. Полученные данные имеют как региональное, так и универсальное значение, что позволяет использовать материалы в различных курсах по выбору в учреждениях высшего и среднего профессионального образования культуры и искусств.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования нашли отражение:

1) в научных публикациях автора в сборниках "Современные проблемы
образовательного процесса учреждений среднего профессионального
образования культуры и искусства" - М., 2001-2002; "Культурологическое
образование нового тысячелетия" - М., 2006; "Социокультурное образование
и Болонский процесс: проблемы, тенденции, опыт. Мат-лы Международной
научно-практической конференции" - Казань, 2007, "Культурологическое
образование нового тысячелетия». Вып. 9 - М., 2007; "Вестник МГУКИ" -
М.,2007.- №4;

2) в подборке материала и апробации педагогической модели по
организации народных подвижных игр на территории ТРЦ "Гудвин" (г.
Тюмень);

3) диссертация прошла обсуждение на кафедре менеджмента
социально-культурной деятельности МГУКИ 25 мая 2007 года, протокол №
9.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Определяющим условием возникновения торгово-развлекательных центров комплексного типа является влияние источников общественного единения, представляющих собой совокупность политических, экономических, психологических и социально-культурных факторов, воздействующих на сознание индивида. В новых условиях, когда культурно-досуговые инициативы порождаются самим ходом общественной эволюции, и их невозможно прямо подавлять, стали возникать коммерческие образования (казино, боулинги, игровые залы и, наконец, торгово-развлекательные центры комплексного типа). Возросший интерес и увеличение посещения населением коммерческих досуговых структур по сравнению с аналогичными государственными заведениями обеспечивается такими детерминантами, как выбор, возможность удовлетворения биологических и духовных потребностей.

  2. Одна из причин предпочтения торгово-развлекательных центров комплексного типа в России для проведения культурно-досуговой деятельности кроется в устаревшей моральной и материальной базе некогда популярных учреждений культур но-досугового типа: библиотек, Домов и Дворцов культуры, парков культуры и отдыха.

  3. В российском обществе происходит трансформация и замена важных социальных детерминант духовного мира, способствующих творческому созиданию, функционированию и развитию процессов воспитания в стране, на детерминанты потребительские. Постепенно утрачивается преемственность культурного наследия поколений, необходимого для поддержания и развития общественных связей и отношений, что, в свою очередь, приводит к культурному разобщению среди населения.

Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров обеспечивает приобщение к процессу глобализации и мировой культуре, формирование космополитической ментальности, информационная осведомленность и др.

4. За рубежом темпы развития и совершенствования культурно-
досуговой деятельности на порядок опережают соответствующие процессы в
России. В этой связи предоставляется возможность приобщения к мировой
культуре и инновационным технологиям культурно-досуговой деятельности.

Этому процессу необходимо придать динамику, ибо Россия обладает уникальными возможностями и громадным интеллектуальным потенциалом населения, наличием материальной базы, источниками финансирования, кадровым составом, что позволит с учетом отечественных культурных традиций и менталитета выстроить свой путь развития.

5. Педагогическое регулирование деятельности торгово-
развлекательных центров комплексного типа осуществляется на принципах
свободы выбора, толерантности и многообразии интересов. Под "свободой
выбора" подразумевается организация в пространстве культурного досуга
условий для самореализации личности; под "толерантностью" - принятие
культурно-досуговых интересов и потребностей населения; под
"многообразием интересов" - учет предполагаемого круга интересов в
организации и проведении досуга.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы - 187 страниц. Список литературы включает 179 наименований, в том числе 44 книги на английском языке.

Культури о-исторический опыт развития досуговой деятельности и тенденции трансформации ценностных ориентации населения

В наступившем XXI веке мы являемся свидетелями политических, социально-экономических, социокультурных, мировоззренческих и многих других изменений, происходящих в России. В связи со стремительными переменами в государственном и экономическом устройстве в стране продолжаются существенные социокультурные преобразования в обществе. Период 1990-1993 годов можно назвать поистине революционным временем, когда произошли коренные сдвиги в ценностно-нормативной системе российского общества, радикально ускоряя при этом историческую и социокультурную динамику. Вместе с исчезновением советского порядка, Россия вошла в область предельной свободы, когда социокультурное пространство оказалось пронизано разновекторными и м пульсам и либерализма, но, как известно, именно в переходные периоды в культуре и обществе появляется максимальная степень свободы для инноваций. Как правило, инновации рождаются в состязании, в конкуренции, но они не могут быть созданы на пустом месте, без учета достижений прошлого в борьбе за будущее. Впоследствии происходит так называемая стереотипизация всех нововведений, преемственность в отношении сложившихся социокультурных традиций с инструментальной эффективностью на новом этапе исторической и социокультурной динамики. Именно прогресс, новый взгляд на мир и свое место в нем, переоценка мнений, событий и фактов, выработка новой стратегии поддерживает поток живительной энергии в нашем организме, вдохновляет на открытия и позволяет избежать рутины. Мы отмечаем, что на сегодняшний день, принимая во внимание тот факт, что процесс смены ценностей в социуме, как правило, продолжителен, можно говорить о том, что общество уже перешло на другой виток истории, где оно живет по вновь установившимся законам и выстраивает новые. Под воздействием изменений и во многом благодаря научно-техническому скачку, совершенному человечеством за последнее столетие, традиционные ценности сочетаются с инновационными. Переход к рыночным отношениям подчеркивает особую значимость социально-культурной сферы как важнейшего элемента экономики как единого целого. Именно функции культуры, с точки зрения их социально-экономического содержания, на наш взгляд, состоят в духовном обогащении человека, что, в свою очередь, ведет к воздействию на конечный народно-хозяйственный продукт и получению желаемого результата. В связи с этим одной из актуальных проблем современного российского общества становится необходимость постоянного обогащения социокультурной сферы, обновления содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и поиска новых культурно-досуговых технологий. Заинтересованность в качественном конечном продукте народного хозяйства и экономики предполагает поддерживание культурно-досуговой деятельности, которая выступает как рекреационная, реабилитационная сфера жизнедеятельности, где человек черпает свои силы и находит источник для вдохновения, снимает интенсивные физические и психологические нагрузки.

Являясь составной частью материального и духовного бытия, культура органически взаимосвязана с условиями человеческой жизнедеятельности.

Как подчеркивает профессор А.И.Арнольдов, ныне закон приоритетности культуры приобретает универсальный характер, подтверждая представление о том, что результаты и эффективность человеческой деятельности, реализация творческих способностей, а тем самым и человеческое существование зависят от духовной атмосферы, от способности, стремления и воли общества оберегать культуру, заботиться о ее развитии, о ее наследии. Он также отмечает, что культура наполняет социальную жизнь смысловым и ценностным содержанием, способствует совершенствованию социальных структур, влияет на все сферы государственной политики [63]. Политические, социально-экономические преобразования недавнего времени поставили современное российское общество перед лицом двоякого рода тенденций: с одной стороны, старшим поколением идет отрицание новой живой динамики культуры из-за опасения потерять то ценное, что мы уже имеем в культурном наследии, с другой стороны, наблюдается ориентация молодежи на другие идеалы, на так называемые "поверхностные" культурные процессы. С объективной точки зрения, как то, так и другое вызывает тревогу. Консерватизм и отрицание новых веяний культуры приводит к затормаживанию поступательного движения общества вперед, к прогрессу, в то время как полная замена "старых" духовных ценностей "новыми" также невозможна. По нашему мнению, современной социокультурной ситуации присуща возможность видения, когда мы можем сравнивать традиции и новации, осмыслить, что мы теряем и что обретаем, примыкая к всемирной глобализации. Такая социально-культурная, философская парадигма выступает как фундамент сопоставления уровней социального развития России со странами Запада, помогает понять причины социально-экономического, правового, технологического и культурного отставания России на современном этапе, и, соответственно, вводит ограничения для слепого подражания и шаблонного дублирования западного опыта на российской действительности.

Т.Г.Киселева и Ю.Д.Красильников заостряют наше внимание на том, что в широком смысле социально-культурная деятельность определяется как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры, культурных ценностей и технологий в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества [116]. Профессор Ю.А.Стрельцов добавляет, что в педагогическом плане важнейшая цель социокультурной деятельности - сформировать у человека совокупность определенных качеств. Эти качества имеют три основные формы проявления: рациональную (мы понимаем и анализируем объекты), эмоциональную (мы даем объектам определенную оценку) и деятельно-поведенческую (мы принимаем решения и реализуем их в конкретных жизненных ситуациях) [117]. Жизнь требует выдвижения культуры в центр социального бытия, так чтобы она могла позитивно влиять на формирование гражданского общества. Современная социокультурная ситуация характеризуется гибкостью мышления, лояльностью и способностью адекватно реагировать на изменения, происходящие в стране. Исходя из вышесказанного, необходимо сохранить ее умение анализировать и синтезировать различные культурные явления и процессы, проливая свет на современные культурные черты, в направлении которых движется общество. По словам профессора Т.В.Разенковой, под воздействием изменений, протекающих в социальном пространстве, социокультурная ситуация характеризуется особой специфичностью, которая влечет за собой преобразование сложившихся в обществе традиций, моральных норм, духовных ценностей. По мнению многих специалистов в области социальных наук, мы являемся свидетелями формирования новой российской ментальное [100].

Динамика опережающего роста культурно-досуговых потребностей населения в эпоху рыночных преобразований

Вхождение России в новый век повлекло за собой продолжение социально-культурных и общественных изменений, продолжающихся вот уже несколько лет. Время перемен в политической, экономической и социальной областях сказывается и па социокультурной деятельности, являющейся составной частью жизнедеятельности общества. В условиях перехода к рыночным отношениям наблюдается застой во многих сферах, начиная с производственной, охватывая все остальные. Однако, на наш взгляд, нельзя не заметить, что наиболее гибкой и подвижной частью общественной жизни является культурно-досуговая деятельность, ее оживление, активизация и интенсификация. Развертывание культурно досуговои деятельности зависит от инициативы и ттелеустремленности людей, активности населения.

Демократизация общественной жизни отразилась и в усилении ориентации на самостоятельный выбор досуговых занятий, стремлении освоить новые технологии досуговои активности, приобретении знаний, умений и навыков. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга, но также справедлива и обратная взаимосвязь; культурным может называться только содержательно насыщенный и эффективный по силе своего воздействия на личность досуг. Следовательно, высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное и любимое человеком и упразднить пустое и ненужное. Когда свободное время заполняется разнообразными, содержательно-насыщенными видами деятельности, можно говорить о том, что досуг превратился в неотъемлемую часть жизни индивида. Надо подчеркнуть, что основными требованиями к культурно-досуговой деятельности являются новизна, высокий уровень культурно-технической оснащенности, возможность использования современных досуговых методов, технологий и форм, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. Всем этим требованиям отвечает организация культурно-досуговой деятельности в торгово-развлекательных центрах комплексного типа.

Мы считаем, что в современной социокультурной ситуации досуг представляет собой общественно-осознанную необходимость, т.к. общество заинтересовано в социальном и духовном обновлении нашей жизни. У каждого человека есть свой индивидуальный стиль проведения досуга, привязанность к тем или иным занятиям, принцип организации свободного времени. Именно в процессе культурно-досуговой деятельности происходит самореализация творческого и духовного потенциала индивида и общества в целом. Современный досуг подразумевает свободный выбор культурно-досуювых занятий, являясь при этом неотъемлемым элементом и главной составляющей образа жизни человека. Поэтому кулыурно-доеуговая деятельность рассматривается как реализация интересов личности, связанных с саморазвитием, самореализацией, общением, рекреацией, оздоровлением и т.д, В связи с вышеперечисленными характеристиками можно говорить о социальной роли досуга, исходящей из потребностей как отдельных индивидов, так и общества в целом.

Исходя из определения, приведенного Н.В.Шарковской [63], "потребностями" называются "более или менее устойчивые черты личности", "своего рода психологические признаки, стимулы, движущие человеком, через которые выкристаллизовывается настроенность его эмоционально-волевой сферы". Образующими компонентами анализа соотношения потребности и деятельности, а также динамики развития характерных человеческих потребностей выступают грани социально-культурной активности личности: энергетическая и предметно-содержательная. Через данное соотношение проявляется внутреннее противоречие жизнедеятельности человека, состоящее в переходе от первичного осмысления и принятия им цели как предпосылки деятельности, непосредственно к поиску вариативных ситуаций, позволяющих ее осуществлять в определенных временных интервалах.

В современной науке разработано несколько теорий потребностей, разделяющихся по разноплановым в методологическом отношении принципам. Назовем некоторые из них; потребности субъективно-объективной направленности, активно-пассивной позиции, предметности и функциональности, единства внутреннего и внешнего, содержательной представленности специфических социальных ролей и др. Принято считать, что потребности отражают целевую картину отношений "человек-среда". Согласно ГХ.Дилигентскому [63], потребности характеризуются "состоянием напряженности", реальное снятие которого "возможно именно в процессе социальной деятельности, т.к. только в результате общественной деятельности потребности человека становятся подлинно человеческими, определяя тем самым степень его социально-культурной активности". Принимая во внимание теории П.В.Симонова, Ш.Н.Чхартишвили [63], подчеркнем, что эти ученые разделяли потребности на дополнительные подразделения, отталкиваясь от степени социально-культурной зрелости личности.

Потребность возникает под влиянием внутренней необходимости. Она представляет собой побуждение человека к определенным по содержанию и направленности действиям. Потребность реализуется через интерес, который обеспечивает направленную физическую, психическую и социальную деятельность субъекта, на основе поиска, нахождения, а при необходимости, создание реальных способов удовлетворения его общих и конкретных потребностей. Интерес отражается в сознании в виде ценностных ориентации. Они представляют собой систему тех ценностей, которыми руководствуется субъект при выборе форм поведения в конкретных жизненных ситуациях [118].

Значение потребностей чрезвычайно велико, поскольку наличие только внешних условий недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, чтобы и сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. Таким образом, активный содержательный досуг требует определенных потребностей. Чтобы их удовлетворить, он [досуг] должен быть разнообразным, привлекательным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер, Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявлять свою инициативу в различных видах отдыха и досуга.

Анализом доминирующего влияния потребностей высшего уровня как особых звеньев движущих сил активности человека на основе деятелыюстного подхода занимались многие ученые, в числе которых Л.КБожович, В.С.Мерлин, А.В.Петровский. Однако одной из преобладающих в настоящее время классификационных систем потребностей выступает теория человеческой индивидуальности, разработанная А.Маслоу.

Структура культурного досуга населения в современных торгово-развлекательных центрах комплексного типа

Динамично развивающиеся торгово-развлекательные центры комплексного типа можно по праву назвать культурно-досуговыми центрами. Несмотря па некоторый скептицизм в признании торгово-развлекательных центров комплексами для рекреации и проведения досуга, они, безусловно, представляют собой важное звено в деятельности социально-культурных институтов в России в наши дни. Как любой молодой организм, они энергично и активно осваивают культурно-досуговое пространство, зачастую методом проб и ошибок, но, не боясь вкладывать все новые и новые средства в свои проекты и задумки, нарушая таким образом все учащающиеся явления стагнации в социально-культурной сфере в России. Возрастающая народная любовь к таким новым заведениям социально-культурной сферы, на наш взгляд, может служить лучшей оценкой их [торгово-развлекательных центров] деятельности. Такие центры ставят своей целью не только преследование коммерческих интересов, но и развитие устремлений людей в сфере свободного времени. Торгово-развлекательные центры комплексного типа выполняют несколько функций досуга среди которых: 1) культурная, т.е. отражающая культурную ситуацию в регионе; 2) социальная, характеризующая тенденции развития социальной сферы; 3) территориальная, несущая в себе экономико-географические, этические и другие особенности данного региона.

Торгово-развлекательные центры комплексного типа (ТРЦ) - это многопрофильные организации инициативно-предпринимательского характера, представляющие собой многофункционапьный объект, собравший под своей крышей, помимо торговых залов, магазинов, банков и ресторанов быстрого обслуживания, парк развлечений для детей, многозальный кинотеатр, ледовый каток, бассейн, аквапарк и т.д. Сегодня в России действуют около 300 ТРЦ, из них половина приходится на Москву. По объемам строящейся торговой недвижимости Москва сегодня занимает первое место в мире (26,9 мпн.кв.м.Х обгоняя Дубай, Пекин и Шанхай, Инфраструктура торгово-развлекательных центров комплексного типа включает также наземные парковочные лоты, подземную автостоянку, лифты и эскалаторы, систему указателей (электронные справочники с интерактивными программами, карты ТРЦ, указатели со стрелками, служба информации), гардероб, туалеты, тележки для покупок, стоянку такси и комнату медицинского обслуживания. Набор услуг и инфраструктура может варьироваться от одного ТРЦ к другому. Часы работы: в будние дни - с 10:00 до 22:00, в выходные дни - с 10:00 до 23:00. Как правило, такие здания размещаются на общих площадях 60000-120000 кв.м. и имеют статус юридического лица. Экономическую основу деятельности торгово-развлекательных центров составляет собственный хозяйственный механизм, включающий использование внебюджетных ассигнований, поступлений от рекламы, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых магазинов, арендной платы и др.

По данным консалтинговой компании "Бекар", из общего числа торговых центров, введенных в 2003 - 2004 гг. в России, 43% из них имеет развлекательную функцию (см. диаграмму 1).

Общая площадь рассматриваемых нами торговых комплексов, введенных с 2003 года - по настоящее время, составляет порядка 475 580 кв,м., из них примерно 118 115 кв,м, заняты под развлекательные функции, что составляет около 25%,

С приходом в республики в составе РФ торгово-развлекательные центры комплексного типа приобретают национальный колорит, В Татарстане в 2005 году были введены в эксплуатацию такие крупные торговые объекты, как: гипермаркет "Бахетле"; вторая очередь торгового комплекса "Сити-центр" Центральный торговый дом "Муравейник"; торговый центр Южный1 ; торговые кварталы "XL" и "Караван"; вторая очередь торгового центра "ГУМ", Торгово-развлекательные комплексы "Тандем" и МЕГА, В нервом квартале 2006 года АФК "Система1 построила в Казани торгово-развлекательный комплекс "Детский Мир" стоимостью 18 млн. долларов и общей площадью около 22 тыс. кв. м. Были построены торгово-развлекательные центры "Сувар-Плаза" стоимостью 45 млн. долларов и общей площадью 33 тыс. кв.м. (4 марта 2006 года) и Park House стоимостью 70 млн. евро и площадью 70 тыс. кв.м. (август 2006 года) (см. приложение 2), У этих центров особенная красота - немного региональная. Их стиль кардинально отличается от любого торгового центра: это классические красивые универмаги, в которые можно прийти и, ничего не покупая, просто наслаждаться архитектурой, витринами. Казань по-прежнему привлекательна для инвесторов. И связано это с тем, что Казань -это студенческий город, и молодежь отчасти и является причиной успеха многих брендов и самих развлекательных комплексов в том числе.

Родоначальником торговых центров в России можно считать ГУМ в Москве, на Красной площади, строительство которого началось в 1890 году и было завершено через 3 года. В те далекие годы он назывался торговыми рядами и составлял славу русского купечества. Уже тогда в качестве услуг покупателям предлагалась образцовая инфраструктура: кортеж носильщиков, банкиров, цирюльников и почтальонов. Во времена Советской власти ГУМ оставался правительственным учреждением. Конечно, в те годы ГУМ выполнял скорее торговую, нежели рекреационную функцию. Он являл собой своего рода музей, часть Кремлевского ансамбля, который старались посетить не только москвичи, но и многочисленные гости столицы, В начале 90-х гг. XX века преобладающую часть площади торгового центра заняли самостоятельные магазины на условиях аренды. В настоящее время ГУМ -это памятник архитектуры, разместивший под своей крышей магазины, аптеки, филиалы банков, магазины цветов, а также комфортную зону отдыха с ресторанами и кафе. Современная расшифровка аббревиатуры ГУМ звучит как "Главный Универсальный Магазин".

Если в XIX-XX вв. площадь крупнейших ТРЦ насчитывала порядка 50000-80000 кв. м.? то в наступившем XXI веке в мировой практике появились ТРЦ-гиганты, самые большие из которых Golden Resources Shopping Mall в Пекине (600000 кв. м,), открывшийся в октябре 2004 года; Berjaya Times Square в Куала-Лумпур (700000 кв, м.); The Mall of Arabia в Дубай (929000 кв. м.), открывшийся в 2006 году.

Мы установили, что современный торгово-развлекательный центр комплексного типа заключаег в себе, помимо коммерческой, и многие другие социально-культурные функции: Помощь в поиске собственного "я". Посетители, приходящие в ТРЦ, получают возможность следовать своей индивидуальности, выбирая тот или иной культурный продукт или товар. Помощь в поиске общности с другими людьми. Посещая ТРЦ, мы так или иначе задумываемся о нашей социальной жизни? вступая в разные взаимоотношения с другими посетителями комплекса, Стремление к отличию. Человеческая индивидуальность создана таким образом, что мы не только подражаем друг другу, но и стремимся выделиться из толпы, ТРЦ влияют на формирование вкусов и предпочтений общества. Знакомят с новинками, приходящими на потребительский рынок. Новый культурный продукт или товар преподносится нам в самой красивой "оболочке", доставляя эстетическое наслаждение и желание тот час же принять участие или попробовать.

Эффективность взаимодействия торгово-развлекательных центров комплексного типа и учреждений культурно-досуговои сферы по внедрению инновационных технологий

Демократизация современного российского общества носит волнообразный характер, постепенно формируя сознание гражданина, соответствующее новому общественно-экономическому строю, и влияя на ценностные ориентации, стереотипы поведения и социально-психологические установки- За последнее время идеи индивидуализма тесно переплелись с идеями демократии, проникая в социокультурные основания общества. В недалеком прошлом, когда общественное ставилось выше личного, в результате длительного идеологического воздействия на уровне обыденного сознания людей сложилось негативное отношение к индивидуализму. В советские времена индивиду внушалось, что полноценным гражданином может быть только тот человек, который преследует идеи коллективизма. В первую очередь воспитанием коллективных чувств занимались учреждения социально-культурной сферы: семья, образовательные учреждения (детский сад, школа, училище, институт), Дома пионеров, Дворцы культуры, клубы, библиотеки и др.

Хочется отмстить, что, несмотря на новые веяния XXI столетия, понятие "коллектив" не чуждо демократии и не вступает в противоречие с понятиями ,тличностьтр и "общество". Преследуя идеи извлечения собственной выгоды, индивидуализм нуждается в кооперировании людей друг с другом и, следовательно, в сотрудничестве, общественном признании, общественной значимости. Если идеи индивидуализма не противоречат интересам социума, они всецело принимаются обществом, т.е. так или иначе индивидуализм нуждается в коллективизме. Отличительной чертой и главным положительным моментом в приоритете индивидуального над коллективным является то, что в условиях демократии складывается благоприятная обстановка для развития активной творческой личности независимо от того, в какой из культурных сфер эта личность осуществляет свою деятельность.

В молодом российском обществе наблюдается тенденция сделать экономическую, политическую и общественную деятельность более нравственной. Мы живем в эпоху, когда культурные процессы стали отражать новые государственные реалии и растущий идейный плюрализм в обществе, В условиях отсутствия идеологического диктата и относительной доступности всех достижений культуры расширяются границы потребностей личности, растет волна интереса к культурным новинкам Запада.

С приходом демократии и плюрализма на российские просторы изменилось мышление современного гражданина. В евнзи с общим экономическим неблагополучием, сопровождающим смену одного политического строя другим, в обществе одновременно стал заметно падать престиж культурной деятельности. При этом явление коммерциализации культуры, идущее в двух направлениях, уже никого не удивляет. Первым направлением такого явления в стране можно назвать появление альтернативных коммерческих центров досуга, функционирующих зачастую успешнее государственных. В связи с недостаточным финансированием федеральных, региональных и муниципальных культурных программ к другому направлению можно о гнести переход государственных социально-культурных учреждений, их руководителей и сотрудников на самостоятельный поиск доходов для своих заведений культуры.

Одним из важнейших факторов, влияющих на состояние современной рыночной экономики, является конкурентная борьба. В свете конкурентной борьбы и многих других социально-экономических причин, озвученных нами в предшествующих параграфах, на российский рынок пришли торгово-развлекательные центры комплексного типа, в которых нашло отражение такое новое для постсоветского пространства понятие как "корпоративная культура".

Корпоративная культура - это неповторимый имидж фирмы, свод ценностей, норм, правил и традиций, которые соблюдают все сотрудники данной организации и по которым работает та или иная компания; проведение совместных мероприятий и отдыха большим рабочим коллективом; совокупность имиджа организации и ответственности коллектива за производимый продукт, основанная на традициях организации и общественной морали. Основными показателями корпоративной культуры являются ее следующие характеристики; личная инициатива, направленность и согласованность действий, управленческая поддержка, идентичность каждого сотрудника с организацией, демократичность, эффективность взаимодействий [117].

Существует более 50 толкований термина "корпоративная культура" как российских ученых, так и зарубежных авторов, но главная ее особенность состоит в том, что культура предпринимательства усиливает организационную сплоченность, преследует индивидуальные и интересы, порождая тем самым согласованность в поведении сотрудников и ориентируя их нате или иные формы экономической активности.

Анализируя современный коммерческий рынок социально-культурной продукции, мы пришли к заключению, что наблюдается прямая зависимость между корпоративной культурой и культурным продуктом; чем выше предпринимательская культура, тем качественнее культурный продует. К сожалению, даже при очень хорошей материальной базе не всегда находится грамотный персонал, способный управлять ею на профессиональном уровне. Это неудивительно, потому что сотрудники современных ТРЦ в России призваны преследовать скорее коммерческие, нежели культурные цели. Поэтому в первую очередь нам видится налаживание связей между коммерческим досуговым сектором (в том числе ТРЦ) и государственными социально-культурными учреждениями. Поскольку повышение эффективности работы ТРЦ напрямую зависит от профессионализма его руководства и сотрудников, необходимо, на наш взгляд, проводить грамотную кадровую политику и наладить прием работников досуговой сферы из числа выпускников училищ, колледжей и вузов культуры. В свою очередь, такой подход помог бы образовательным учреждениям культуры и искусств частично решить проблему трудоустройства своих выпускников. Отдельные ТРЦ (например, в Казани) уже практикуют набор сотрудников из числа выпускников учреждений культуры и искусств и довольны результатами.

Похожие диссертации на Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения