Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Самодеятельный театр первого послеоктябрьского десятилетия : опыт социально-культурного анализа Косарева Мария Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Косарева Мария Викторовна. Самодеятельный театр первого послеоктябрьского десятилетия : опыт социально-культурного анализа : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Косарева Мария Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2008.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 08-3/88

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена поиском эффективных решений в области развития современной социально-культурной сферы, которые, в свою очередь, требуют формирования целостной и полновесной картины исторического развития театральной самодеятельности в контексте общей динамики отечественной художественной культуры До сих пор эта задача решалась в явно урезанном виде В результате у нас до сих пор нет достаточно квалифицированно воспроизведенной истории самодеятельного театрального творчества Запланированное и реализованное диссертантом исследование призвано уточнить, а в ряде случаев и исправить, целый ряд сформировавшихся в прошлом необъективных и тенденциозных подходов к оценке определенных художественно-творческих явлений и процессов

Проблемы данного исследования актуализируются также тем обстоятельством, что на примере самодеятельного театра 20-х годов мы сталкиваемся наглядным образом с проявлением основной синерге-тическои закономерности, суть которой состоит в гом, что на определенных этапах истории народ сам энергично включается в процесс культурной самоорганизации, т е берется за непосредственное решение насущных общественных задач

В научно-теоретическом плане самодеятельный театр рассматриваемого периода весьма актуален и важен как принципиально новый социокультурный феномен и инновационная ступень в развитии народно-художественной культуры в целом Это поистине замечательный синтез определенных фольклорных традиций, достижений любительской сцены и принципиальных новаций, которые до того времени никогда и нигде не встречались на театральных подмостках

На современном этапе, когда идет существенное переосмысление фактов культурной истории, особую значимость приобретают уроки предшествующего опыта В этом смысле рассматриваемый нами период, относящийся ко времени крупнейших перемен, коренных переоценок ценностей и определения новых путей развития, обладает особенно высокой степенью поучительности Добротное знание истории театральной самодеятельности этого трудного периода помогает взять из прошлого все наиболее ценное и уйги от повторения допускавшихся нашими предшественниками ошибок

Вследствие этого возникает проблема выявления и развития законов социально-культурной динамики самодеятельного театра Ус-

пешное решение вышеуказанной проблемы сопряжено с определенными трудностями, связанными с тем, что сегодня научные исследования в этой области практически не проводятся Актуальность данной проблемы и определила тему исследования

Степень разработанности проблемы.

В рассматриваемый нами период двадцатых годов научный интерес к вопросам развития самодеятельного театра определился сразу же Довольно активное участие в разработке проблем становления и функционирования новой художественной самодеятельности принимали теоретики, методисты и практики театрального дела Среди них, в первую очередь, необходимо отметить такие имена, как Г А Авлов, Б В Алперс, Э М Вескин, В Н Всеволодский-Гернгросс, П П Гайде-буров, А А Гвоздев, В А Жемчужный, Н Н Евреинов, Вяч И Иванов, П М Керженцев, А В Луначарский, В Э Мейерхольд, С С Мо-кульский, А И Пиотровский, С Э Радлов, В С Смышляев, М В Соколовский, В Н Тихонович, В А Филиппов, Д А Щеглов, Б С Южанин Причем, этот перечень можно было бы без труда продолжить По своему содержанию работы вышеперечисленных авторов представляют начальный этап в обобщении и осмыслении опыта становления самодеятельного театрального движения Речь идет о сущности и особенностях театральной самодеятельности трудящихся, типологии сценических жанров, системе художественных средств, режиссерских поисков, социокультурном потенциале и возможном влиянии на сознание масс

На последующих этапах истории клубного самодеятельного театра появился целый ряд авторов, которых с полным правом можно назвать историками самодеятельного театра К ним правомерно отнести, прежде всего, специализировавшихся на этой проблематике исследователей, таких, как А С Булгаков, А С Грушин, С С Данилов, Н Г Зограф, В Я Мееровский, Г А Хайченко, А Я Шнеер, И И Шнейдерман и др

Рассмотрению теоретических и исторических аспектов развития народного художественного творчества уделяется много внимания в трудах таких специалистов в области социокультурной деятельности, как М П Ариарский, А И Арнольдов, Е И Григорьева, А Д Жарков, Т Г Киселева, Е М Клюско, Ю Д Красильников, Е Л Кудрина, Е В Литовкин, В Е Новаторов, В М Рябков, В С Садовская, Б С Сафаралиев, Ю А Стрельцов, Е Ю. Стрельцова, В Я Суртаев, В В Триодин, В В Туев, В М Чижиков, Н Н Ярошенко и др

Культурологическую, искусствоведческую, педагогическую интерпретации самодеятельного театра как подсистемы культуры мы находим сегодня в трудах Ю П Азарова, Л Я Алексеевой, Т И Баклановой, Е В Бондаревской, В А Вакулина, И А Генераловой, А А Коновича, В И Козловского, А И Мазасва, В П Маркова, Н Д Никандрова, Л П Солнцевой, A IO Титова Н Г Хренова. А П Шульгина

В контексте педагогических изысканий вопросы художественной культуры, художественною образования и художественного воспитания получили отражение в исследованиях А А Аронова, Н К Баклановой, А Ю Бутова, Л С Зориловой, А Г Казаковой, А С Карги на, НА Паршикова, ЕА Сергеева, ТК Солодухиной, ЕВ Ути на, В И Черниченко идр

Нами тщательно рассмотрены в качестве важных источниковедческих материалов кандидатские и докторские диссертации, непосредственно посвященные истории развития самодеятельного театра и, в первую очередь, те из них, которые прямо относятся к изучаемому нами историческому отрезку Период 1917-1920 гг в развитии российской любительской сцены исследован НИ Болотниковой (1968), ТИ Андреевой (1976), ГА Степановой (2000), особенностям становления зрительской аудитории революционной эпохи посвящены диссеріации К А Кокшеневой (1985). А В Костиной (1997), Г М Юсуповой (2005) Режиссерские поиски в недрах самодеятельного театра двадцатых годов нашли свое отражение в изысканиях АС Милях (1996) ВН Колядина (1998), АД Семкиной (2000), М Н Гребенюка (2003), а углубленный анализ конкретных форм театральной самодеятельности того исторического этапа дан в работах А А Руба (1975), В Г Шабалина (1976), ВД Шерман (1987), ЕЮ Стрельцовой (1993), А В Сергеева (1998) Историко-революционные и художественные корни, связи нового театра с традиционной культурой выявлялись в диссертационных изысканиях АЮ Титова (1999) и И Н Чистюхина (1999) Социальное воспитание и развитие творческого потенциала средствами театрального искусства рассматриваются в исследованиях ТЭ Потаповой (1991), ВП Маркова (1998), О К Комаренко (2003)

В целом, указанные диссертации содержат интересный и разнообразный материал Однако в большинстве из них недостаточно глубоко выражен анализ процесса исторического развития самодеятельного театрального творчества с культурологических и социокультурных

позиций К тому же значительная часть исследовательских работ была выполнена много лет назад, что наложило существенный отпечаток на подходы к рассматриваемой проблеме

Проведенный анализ научных работ по тематике диссертационного изыскания показал, чго социокультурная деятельность самодеятельной сцены первого послереволюционного десятилетия в контексте общественных событий того времени нуждается в тщательном исследовании и осмыслении с позиций культурно-исторической парадигмы развития человека и общества

Источниковую базу исследования составили материалы из фондов (РГАЛИ, фонд 3084 С Д Дрейдена, фонд А-2306 Тео Наркомпроса, А-2313 художественного отдела Главполитпросвета), издание «Вестник театра», журналы «Рабочий зритель», «Рабочий и театр», сборник «Театральный Октябрь», массив диссертаций по проблемам художественной самодеятельности, содержащих культурологический, социокультурный и искусствоведческий анализ первого послеоктябрьского десятилетия

Приоритетное значение для изучения проблемы исследования имели материалы из фондов Российского государственного архива литературы и искусства (фонд 2640 ПГ Богатырева, фонд 991 П П Гайдебурова, фонд 2503 А Г Глебова, фонд 770 А К Клепикова, фонд 998 В Э Мейерхольда, фонд 2358 Н В Петрова, фонд 340 НФ Чужака) и Государственного архива Российской Федерации (фонд А-2306 Тео Наркомпроса, А-2313 художественного отдела Главполитпросвета)

Ценными источниками явились литературные и архивные материалы (рукописные и стенограммы, анкеты), отражающие художественно-творческий процесс в конкретных самодеятельных коллективах Речь идет в первую очередь о таких, как Рабочий театр Пролеткульта под руководством Г Орлова, Ленинградский ТРАМ под руководством М Соколовского, театральная студия Политпросвета под руководством В В Шимановского, экспериментальная студия С Э Радлова, Экспериментальный театр под руководством В Н Все-володского-Гернгросса, Передвижной театр под руководством П П Гайдебурова и др Анализу были подвергнуты многочисленные документы Тео Наркомпроса и художественного отдела Главполитпросвета, регулирующие этот процесс - доклады, циркулярные записки, инструкции и т д

Большое количество данных было получено в процессе изучения стенограмм заседаний Дискуссионного кл}ба режиссеров при Центральном доме искусств в Ленинграде под председательством Н В Петрова (материалы фонда 2358, РГАЛИ) В качестве источников использовались воспоминания руководителей театральной самодеятельности тех лет и очевидцев событий в которых отразились умонастроения той эпохи Прежде всего, это никогда не пубчиковав-шаяся рукопись А Г Глебова «Театр масс» и воспоминания А К Клепикова, хранящиеся в РГАЛИ

Диссертантом были подвергнуты тщательному изучению соответствующие материалы Российского государственного архива литературы и искусства - фонды 340-й, 770-й, 998-й, 2358-й, 2503-й, 2640-й (немалая часть материалов которых в доперестроечное время составляла закрытую часть хранения), Государственного архива Российской Федерации - фонды А-2306, А-2313, отдела микроформ Российской государственной библиотеки, Российской государственной библиотеки по искусству, Научной педагогической библиотеки им КД Ушинского, Центральной городской публичной библиотеки им Н А Некрасова, научного читального зала Московского государственного университета культуры и искусств

В процессе выполнения работы по сбору информации, диссертант обращался к помощи новейших СМИ, глобальной информационной сети Интернет В работе использованы материалы сайтов www yandex ru, www theatre-studio ru, сайты таких изданий, как «Клуб» и «Народное творчество»

Объектом исследования является театральная самодеятельность двадцатых годов, а предметом - процесс и результаты реализации деятельности самодеятельного театра первого послеоктябрьского десятилетия

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность и особенности культурно - исторической динамики и использования социально-культурною потенциала театральной самодеятельности, дать аналитическую характеристику ее достижений и просчетов, что, в свою очередь, обеспечит возможность более квалифицированно решать актуальные вопросы, связанные с совершенствованием самодеятельного театрального творчества на современном этапе

Задачи исследования:

выявить сущность, роль и место самодеятельного театра как особого социокультурного феномена в контексте культурных новаций первых послереволюционных лет,

осуществить общий историографический анализ процесса становления и развития театрального творчества в исследуемый период,

проанализировать и дать оценку основных концепций развития нового самодеятельного театра рассматриваемого исторического периода,

изучить содержание и социокультурный потенциал культурно-творческой, социально-организационной и культурно-развивающей функций самодеятельного творчества,

охарактеризовать, основываясь на изученных источниках, эффективность психолого-педагогического влияния театральной самодеятельности на общественное сознание, личностное мировосприятие и практическое поведение человека как участника и зрителя самодеятельного театра,

рассмотреть и оценить с социокультурных позиций общее, особенное, единичное в структуре основных компонентов художественно-творческого процесса в театральной самодеятельности, таких, как драматургия, режиссура, актерское мастерство, декорационное и техническое оформление

Гипотеза исследования.

В результате предварительного изучения материала по исследуемой проблеме диссертантом была разработана сущностно-содержательная гипотеза, которая строилась на предположениях о зависимости эффективности социокультурного воздействия, осуществляемого самодеятельной сценой, от сущности и особенностей системы новых общественных отношений, усиленной политизации общества, от идей, связанных с необходимостью осуществления культурной революции В этой связи предполагается, что выход на новое понимание назначения самодеятельного театрального творчества находится в прямой зависимости от таких стоящих перед страной задач, как формирование нового общественного сознания, существенное повышение культурного уровня, социальная консолидация общества

Методологической основой исследования являлись фундаментальные положения современной социологии, культурологии, эстетики, искусствознания, теории самодеятельного художественного творчества, дающие ключ к пониманию роли народа как творца культуры,

преемственности в формировании системы культурно-художественных ценностей, синергетического характера развития самодеятельного театра и социальной обусловленности такого развития, взаимосвязи и взаимообусловленности эстетических и социальных структур, сущности психоэмоционального воздействия искусства на человека

В своих подходах к исследованию исторической сущности и социокультурных особенностей самодеятельной сцены мы постоянно опирались на идеи общей методологии познания и трактовки социокультурных процессов В связи с избранными методологическими установками была выработана общая логика нашего изыскания, отбор познавательных средств и характер исследовательских операций. Все примененные нами технологии были направлены на всестороннее рассмотрение объекта - театральной самодеятельности 20-х годов - в диалектическом движении и развитии, единстве и борьбе его противоположных составных, в его связях и отношениях, в общности логического и исторического, необходимого и случайного, конкретного и абстрактного

В ходе изысканий в соответствии с целями, задачами, особенностями объекта исследования и методологическими установками, которыми руководствовался диссертант, нашли применение как эмпирические, так и теоретические методы исследования. В первую группу вошли прежде всего методы источниковедческого разыскания и классификации первичных материалов, документов Использование этих методов дало возможность выявить и уточнить ряд новых моментов в истории самодеятельной сцены первых послереволюционных лет, обозначить пробелы и неясности в изучаемой теме, отделить известное от неизвестного, определить способы организации собранного материала для дальнейшей его обработки

Вторая группа методов применялась для углубленного анализа и систематизации эмпирического материала Наиболее важное место среди использованных научно-теоретических методов занимал метод контент-анализа Такому анализу подвергались литературные источники монографии, учебники, учебные и учебно-методические пособия, статьи и материалы периодической печати, докторские и кандидатские диссертации, неиздававшиеся рукописи книг, воспоминания участников самодеятельности тех лет, отчеты, письма и другие архивные материалы исследуемого периода Данный метод способствовал объективной оценке изучаемого массива публикаций и рукопи-

сей с точки зрения научной новизны, теоретической и практической значимости Сопоставление источников позволило соотнести содержащиеся в них положения, факты и выводы с ходом дальнейшего развития самодеятельного театра, определить уровень репрезентативности, обоснованности и достоверности анализируемых данных, сравнить различные подходы к самодеятельному искусству со стороны представителей разных школ и художественно-творческих направлений, руководящих структур Широкое применение в диссертационном исследовании нашел метод синтеза, а также взаимообога-щающие друг друга сравнительно-сопоставительный, историографический, метод конкретизации, способствовавшие целостному и достоверному выявлению закономерностей построения социокультурных отношений первого послеоктябрьского десятилетия, научных воззрений на социокультурное и культурное развитие личности, реализацию ее духовно-творческой и социальной активности в изучаемый исторический отрезок

Организация исследования.

Исследование рассматриваемой проблемы было начато нами в 2000 году и продолжалось до 2008 года Оно состояло из 2-х взаимосвязанных этапов

Первый этап (2000 - 2005 гг ) был в основном посвящен сбору эмпирического материала по теме путем поиска и изучения литературных и архивных источников, выявлению информации о состоянии и тенденциях отражения художественно-творческой и социокультурной направленности самодеятельного театра первого послеоктябрьского десятилетия Завершением данного этапа стала выработка первоначальных концептуальных основ кандидатской диссертации и опубликование первой статьи

Второй этап (2005 - 2008 гг ) связан с научно-теоретическим анализом, обобщением и осмыслением собранного материала Полученные данные апробировались и популяризировались в публикациях, лекциях, докладах, выступлениях на конференциях Окончанием этого этапа стали оформление текста диссертации и подготовка автореферата

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем

- впервые в целостном виде рассмотрена система научно-методического обеспечения театральной самодеятельности двадцатых годов,

изучена, проанализирована и охарактеризована слабо освещенная до сих пор в театроведческой и социокультурной литературе деятельность таких теоретиков, методистов и организаторов клубного театра как Г А Лвлов, А Г Глебов, А К Клепиков, Н В Петров, М В Соколовский, Б С Южанин,

предложен аналитический обзор основных концептуальных подходов к определению путей развития послереволюционного самодеятельного театра,

рассмотрена динамика развития жанровой системы в данном направлении устная театрализованная газета, «Синяя блуза», сценический лубок, «живая» газета, литмонтажи, клубные инсценировки, спектакли ТРАМ, агитсуды, действенные доклады, массовые инсценировки, многоактные драматические спектакли, синтезирующие в себе опыт любшельского и клубного театра,

охарактеризован процесс развития самодеятельного театра как художественно-творческой системы с позиции синергетической парадигмы,

произведены существенные уточнения в ранее распространенных оценках пролеткультовской самодеятельности, практики «Единых художественных кружков» и «Действенных ячеек»,

- на основе проведенного социокультурного и историко-
культурного анализа представлена системная характеристика само
деятельного театра первого послереволюционного десятилетия в
формате общее, особенное, единичное

Теоретическая значимость исследования состоит в ретроспективном изучении развития теории и практики российского самодеятельного театра двадцатых годов прошлого века средствами социокультурного анализа, направленного на разработку более объективной, чем это было на предшествующем этапе, оценки достижений и просчетов послереволюционной самодеятельной сцены и нацеленного на более продуктивное использование уроков истории для дальнейшего совершенствования современной театральной самодеятельности

Существенное теоретическое значение имеет комплексный критический анализ концепций его развития на методологическом, методическом и организационном уровнях, который позволил сформировать научно обоснованное представление о рубежном этапе развития театральной самодеятельности в нашей стране

На рассматриваемом этапе выявлено отчетливое противостояние в теории и практике самодеятельной сцены двух основных направлений Одно из них, продолжая традиции, ориентировалось на театр психологического реализма, на раскрытие действительности через внутренний мир человека, а другое ратовало за самодеятельный театр открытых публицистических форм, отражающих жизнь, полную действия и борьбы Новая самодеятельная сцена утверждала себя, преодолевая издержки следующих концепций концепции полного отказа от театрального наследия прошлого, в основе которой лежала идея фетишизации так называемого авангардного театра (Г А Авлов, В Э Мейерхольд, С С Мокульский), концепции поиска новой модели, базирующейся на принципах символизма (Вяч Иванов), концепции, возводившей в абсолют формы улично-плошддных форм массового действа (П М Керженцев), просвещенческой концепции П П Гайде-бурова, В В Тихоновича, В А Филиппова, в рамках которой театральное творчество трудящихся рассматривалось прежде всего как педагогическое средство, концепции А И Пиотровского, предполагавшей сделать сердцевиной деятельности самодеятельного театра художественную организацию досуга, борьбы и даже трудовых процессов В каждой из обозначенных концепций можно было найти определенные небезынтересные суждения, однако ни одна из них реальной основой дальнейшего развития самодеятельного театра так и не стала

В диссертации определены и обоснованы условия оптимальных взаимовлияний и взаимосвязей профессионального и самодеятельного творчества, нарушение которых приводило к серьезным деформациям теории и практики театральной самодеятельности.

Полученные результаты дают возможность внести существенные уточнения и дополнения в историю и теорию российской культуры, историю самодеятельного творчества, историю и теорию социально-культурной деятельности

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты создают необходимую основу для дальнейших исследований в этой области и разработки теоретико-методических рекомендаций для работников современной социально-культурной сферы, помогают прояснить перспективы дальнейших путей развития воспитывающей деятельности самодеятельного театра Теоретические выводы и практические рекомендации исследования можно рассматривать как основу для нового вузовского курса «История отечественно-

го самодеятельного театра опыт социокультурного анализа» Эти материалы способны стать полезным дополнением для вузовских курсов по истории и теории социально-культурной деятельности и народной художественной культуры Результаты изыскания могут быть использованы при разработке программ и научно-методических материалов для учебных заведении различного типа вузов, колледжей, студий, школ искусств, лицеев, профессиональных и любительских самодеятельных театральных объединений Основные положения исследования отражены в пяти публикациях автора

Достоверность полученных результатов обусловлена системным подходом к изучению отечественного историко-педагогического опыта, опорой на законы диалектического материализма, достижения отечественной философии, социологии, культурологии, исторической и нсторико-педагогической науки, обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплексной совокупности взаимодополняющих методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования и социально-педагогической практики

Положения, выносимые на защиту:

1 Проблемы развития театральной самодеятельности в период
двадцатых годов прошлого века нельзя рассматривать вне контекста
общей социокультурной ситуации того времени Сразу после рево
люции возникла неотложная необходимость в формировании нового
общественного сознания, неразвитость которою серьезно тормозила
переход к новой организации общественной жизни в целом Задачи
формирования, распространения и усвоения принципиально обнов
ленной системы идей и ценностей требовали адекватной, социально-
педагогической системы, важной составной частью которой и стало
театральное искусство в его профессиональном и самодеятельном
формате

  1. Самодеятельное театральное движение, являющееся неотъемлемой частью советской художественной культуры исследуемою периода, могло активно выполнять свою социшгыю и личностно формирующую роль при условии реализации им следующих основных функций воспитательной, просветительской творчески-развивающей и развлекательной

  2. Для полноценного понимания природы и сущности театральной самодеятельности важную роль играет выявление в ней общего, особенного, единичного Самодеятельное творчество рассматриваемого исторического отрезка времени нельзя идентифицировать (что, к со-

жалению, нередко все-таки делалось в прошлом) с профессиональным искусством Это отнюдь не чисто эстетический объект, а сложное полиструктурное и полифункциональное явление, содержащее в себе наряду с художественными целый ряд нехудожественных элементов, что позволяло ему особенно активно вторгаться в область непосредственного жизнестроительства

  1. Самодеятельный театр является ярким самобытным феноменом культуры Будучи органичным компонентом народного творчества в целом, театральная самодеятельность развивается в соответствии с общими законами синергетики и выступает в системе художественной практики как типичная самовозникающая и самоорганизующаяся структура Этот театр резко отличается своими новыми формами открыто плакатного, агитационного, публицистического, политического по содержанию и пафосу искусства от дореволюционного Здесь впервые получила разрешение проблема взаимоотношений героя и народа, индивидуума и массы Его основополагающими принципами стали революционное преобразование жизни, взгляд на прошлое и будущее как на поступательное развитие, исторический оптимизм Такой театр некорректно оценивать по академическим меркам

  2. Театральная самодеятельность двадцатых годов стала инициатором разработки и внедрения инновационного художественного метода, базирующегося на таких сценических приемах, как вовлечение в развивающееся действие самих зрителей, гротесковые гримы и маски, комментирование происходящего через исполнение зонгов, использование элементов дискуссий, митингов, театрализованных судов, выразительных массовых сцен, включение в спектакли и театрализованные программы световых диаграмм и фрагментов кино, прием одновременной игры на нескольких площадках, применение новых сценических конструкций и многое другое Это был серьезный вклад самодеятельных коллективов в дальнейшее совершенствование выразительных средств театрального искусства и театральной культуры в целом на длительную перспективу

  3. На рассмотренном этапе серьезным просчетом театральной политики стало неумение и нежелание властных структур обеспечить в сфере художественного творчества свободное соревнование нескольких культурно-творческих течений Директивное регулирование чаще всего сводилось к стремлению погасить исходящую из народных глубин тягу к поиску, творчеству, инициативе, самодеятельности в широком смысле слова Несомненный вред приносили вульгарно-

социологические трактовки сущности и особенности самодеятельного творчества, опиравшиеся на пролеткультовскую философию «живого опыта» Отсюда же проистекало грубое и бездоказательное деление на резко отличающиеся друг от друга рабочую и крестьянскую самодеятельность Прямым следствием гипертрофии «организационной науки» стало преувеличение утилитаристской значимости театра, приводящее в конечном счете к полной перестройке жанровой системы театрального творчества В неменьшей мере вульгарно-классовый подход деформировал отношение к субъектам творческой деятельности в лице драматургов, режиссеров, исполнителей Определяющими факторами стали происхождение, социальное положение, партийная принадлежность и другие классовые характеристики деятеля культуры Ошибочной была и возникшая на той же почве установка не на раскрытие образа героя, а на «показ отношения к нему с позиций классового подхода» Все это вместе взятое, а оно особенно рельефно проявило себя в конце рассматриваемого этапа, стало серьезным тормозом на пути продуктивного развития самодеятельности двадцатых годов и оказалось причиной кризисного состояния самодеятельного театра в дальнейшем

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством освещения основных его теоретических и практических положений в научной печати а также в лекциях и научных обзорах для преподавателей и аспирантов факулыета социально-культурной деятельности и режиссерско-театрального факультета МГУКИ, в рамках научных лабораторий Научно-исследовательского института МГУКИ, также в учебно-практических рамках образовательною процесса ГОУ СПО Московской области «Колледж искусств»

Структура диссертации разработана в соответствии с логикой исследования и поставленными задачами Она включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение Общий объем работы составляет 206 страниц, список литературы включает 262 наименования

Похожие диссертации на Самодеятельный театр первого послеоктябрьского десятилетия : опыт социально-культурного анализа