Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга Киселев Виктор Николаевич

Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга
<
Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киселев Виктор Николаевич. Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Киселев Виктор Николаевич; [Место защиты: Алт. гос. акад. культуры и искусств].- Омск, 2010.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1427

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ситуация кризиса культуры современной России, фиксируемая культурологами, педагогами, социологами, специалистами социально-культурной деятельности, предполагает поиск новых путей решения проблем в области художественного развития молодого поколения. Особенно это касается работы с подростками как возрастной категорией, наиболее эмоционально подвергаемой влиянию эрзац-культуры, которую активно пропагандируют средства массовой коммуникации. Своевременный акцент на позитивное мировосприятие, формирование активной жизненной позиции, адекватных поведенческих и эмоциональных реакций, усвоение и трансляция нравственных норм сможет обеспечить противовес кризисным ситуациям в сфере художественной культуры.

В «Концепции художественного образования в Российской Федерации» (2002) подчеркивается, что ее реализация станет основой для духовного возрождения России, развития индивидуальности, включая творческие и художественные способности личности. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» придаёт большое значение развитию склонностей, способностей и интересов детей и молодёжи. Значительную роль в этом призваны сыграть куль-турно-досуговые учреждения, позволяющие максимально реализовать интересы подростков, развивать мотивацию к самообразованию и становлению личности в условиях досуга.

Актуальность проблемы художественного развития подростков с сопутствующим формированием способностей к самодеятельному творчеству дали основание для выбора темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Изучение философской, педагогической и искусствоведческой литературы позволило сделать вывод, что проблема художественного развития личности всегда интересовала ученых. Анализ отечественной и зарубежной литературы по интересующей нас теме позволяет выделить основные аспекты её научного исследования: исходные принципы творческой деятельности обобщены в философских трудах А. Бернсона, Б.И. Парыгина и др. Идеи о специфике художественного творчества, его психологии и взаимоотношении с другими процессами разрабатывались в исследованиях Н.А. Бердяева, Л.С. Выготского, А.Н. Лука, A.M. Матюшкина, Я.А. Пономарёва, Н.В. Серегина, П.А. Флоренского.

Наиболее важное место в рассмотрении проблемы занимают концепции российских учёных-педагогов Н.К. Крупской, B.C. Кузина, Д.С. Лихачёва, Б.М. Неменского, В.А. Разумного и др., связанные с

4 интегрированным развитием, включая музыкальное. Следует отметить, что наиболее близко подошли к данной проблеме современные исследователи художественно-эстетической развитости в процессе взаимодействия искусств: Т.Г. Пеня, Е.В. Ремнёва, Т.И. Рейзенкиндт, Б.П. Шевченко, Б.П. Юсов.

Важное значение для исследования художественного развития имели современные концепции творческого воспитания детей в контексте этнохудожественного воспитания, которые представлены в научных исследованиях: Т.И. Баклановой, Л.И. Васехи, Л.В. Горевой, О.В. Гридчина, М.И. Долженковой, Ю.П. Дубенского, А.С. Каргина, А.В. Нестеренко и др.

Музыкальный аспект творческого развития подростков интересовал учёных-музыковедов Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксину, Б.В. Астафьева, Л.А. Баренбойма, Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинера, А.В. Кенеман, В.В. Медушевского, Б.А. Никитина, О.П. Радынову, Г.М. Ципина.

Традиции отечественной музыкальной педагогики развивали такие мастера, как Л.Н. Алексеева, Н.С. Зверев, В.А. Ветлугина, Г.Г. Нейгауз, П.П. Чистяков, B.C. Щербаков и др.

Исследуя самодеятельное творчество подростков как социально-педагогическое явление, существенным образом влияющее на развитие художественных способностей средствами музыки, мы опирались на совокупность научных трудов, раскрывающих сущность, содержание и специфику образовательного процесса в учреждениях культуры и искусства (Т.И. Бакланова, А.И. Гурьев, Е.И. Смирнова, Ю.Е. Соколовский, Ю.А. Стрельцов).

Деятельность художественных руководителей в сфере социально-культурной деятельности с учётом регионального компонента, принципов управления рассматривались Ю.П. Азаровым, Н.К. Баклановой, Л.А. Безбородовой, СБ. Брижатовой, Г.Г. Волощенко, Н.М. Геновой, Т.И. Головко, С.Л. Долгушиным, Е.В. Карповой, В.Е. Новаторовым, Н.В. Петрушиной, Т.Т. Фисюк, А.Б. Фоминой, Н.Ф. Хилько, В.М. Чи-жиковым, Н.Н. Ярошенко и др.

Несмотря на значительный объём литературы по различным аспектам художественного развития, остаются недостаточно разработанными его теоретические и практические аспекты, учитывающие специфику современного периода, недостаточно изучен и потенциал интегрированных музыкальных занятий в процессе художественного развития подростков в условиях досуговой деятельности.

Проблема исследования обусловлена возникшим к настоящемув-ремени в теории и практике социально-культурной деятельности про-

5 тиворечнем между потребностями общества в системном художественном развитии подростков в условиях досуга, и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и социально-культурной практике. Анализ выявленного противоречия привел к необходимости формулировки темы исследования: «Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга».

Объект исследования — художественное развитие подростков в условиях досуга.

Предмет исследования - педагогический процесс художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.

Цель исследования - сконструировать модель и реализовать технологию художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.

В процессе исследования была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что эффективность художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга будет более высокой, если:

раскрыть сущность и роль художественного развития подростков средствами музыки в условиях досуга;

выявить особенности интегрированных музыкальных занятий в процессе художественного развития подростков;

разработать модель и реализовать технологию художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях;

подготовить программу художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях.

Задачи исследования:

  1. Определить специфику художественного развития подростков средствами музыки в условиях досуга.

  2. Выявить особенности интегрированных музыкальных занятий, обеспечивающие педагогический процесс художественного развития подростков в условиях досуга.

  3. Определить педагогические условия художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях.

  4. Сконструировать модель и внедрить технологию художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.

  5. Предложить программу и практические рекомендации художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.

Методологическую основу исследования составили:

на общефилософском уровне — положения о ведущей роли деятельности в формировании личности (В.И. Андреев, В.В. Давыдов, М.С. Каган, В.Д. Шадриков и др.); теория творчества как фактор, определяющий жизненное развитие личности (М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков, К. Лоренц, Э. Фромм);

на общенаучном уровне — идеи ученых в области психологии творчества (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Д.Б. Богоявленский, Л.С. Выготский, Э. Геккел, Дж. Гильфорд и др.);

на конкретно-научном уровне - теоретические идеи педагогов о роли музыки в художественном развитии и воспитании детей и подростков (П.П. Блонскоий, Н.А. Ветлугина, В.В. Зеньковский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.Л. Острогорский, Н.В. Серегин, В.А. Сухо-млинский, СТ. Шацкий и др.).

Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использовался комплекс методов исследования:

теоретические - системный и проблемный анализ и синтез при изучении и обобщении философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования;

эмпирические - моделирование, анкетирование, метод экспертной оценки творческих работ; педагогический эксперимент в единстве констатирующего, формирующего и контрольного этапов; методы математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования. Изучение процесса художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях, выявление социально-педагогических условий и определение уровня художественного развития осуществлялись в процессе констатирующего опроса родителей школьников и педагогов дополнительного образования в БУК «Дворец искусств им. А.М. Малун-цева», на кафедре социально-культурной деятельности факультета культуры и искусств ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»; в детской школе искусств № 9, в детской музыкальной школе № 4 Ленинского административного округа г. Омска.

Исследование проводилось с 2003 по 2010 гг. в три основных этапа:

На первом этапе (2003-2004 гг.) осуществлялось изучение, анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, обосновывалась тема, определялись объект, предмет, уточнялись цель и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, разрабатывалась гипотеза. Была составлена экспериментальная программа студии «МХС» (музыкально-художественного синтеза). Проводилось целенаправленное наблюдение за деятельностью участников музыкальных

7 студий в учреждениях культуры и искусства, общих подходов художественного развития подростков на занятиях музыкой в процессе интегрированных занятий.

Второй этап (2005-2007 гг.) был связан с проведением опытно-экспериментальной работы, выявлением организационно-педагогических условий художественного развития на интегрированных музыкальных занятиях, апробацией и коррекцией программно-содержательного обеспечения формирующего эксперимента, с диагностикой художественного развития подростков.

На третьем этапе (2008-2010 гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, оформлялись выводы и практические рекомендации, проверялась достоверность полученных в ходе эксперимента результатов, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

расширено педагогическое знание о сущности и специфике художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга;

выявлены особенности и типы интегрированных музыкальных занятий и их влияние на художественное развитие подростков;

- определены педагогические условия, обеспечивающие процесс
художественного развития подростков на интегрированных музыкаль
ных занятиях в условиях досуга;

разработана структурно-организационная модель художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга;

предложена технология художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные результаты исследования обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности положениями, определяющими сущность и специфику художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга:

разработана и внедрена экспериментальная программа развития многосторонних творческих способностей подростков, направленная на художественное развитие подростков;

разработаны и апробированы методы диагностики, позволяющие судить об эффективности художественного развития в условиях досуга;

определены методы управления процессом художественного развития, построенные на сочетании компонентов индивидуальной художественной среды и педагогических ситуаций, направленных на формирование отношения к творчеству.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

8 содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, которые могут быть использованы в практической деятельности различных педагогических коллективов учреждений сферы культуры и искусства, в учебном процессе вузов и колледжей культуры и искусств; в системе дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации работников культуры и искусств.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его цели, задачам, логике изучаемого явления, аргументированностью результатов научного поиска и анализа фактических материалов, полученных в ходе проведённого эксперимента, опорой на педагогическую практику и личный опыт автора.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях представляет собой сложный процесс взаимодействия и слияния форм самодеятельного творчества с музыкальным восприятием и самовыражением участников.

  2. Особенности интегрированных музыкальных занятий в процессе художественного развития связаны с характером музыкального восприятия, направленного на различные формы самовыражения в видах самодеятельного творчества подростков.

  3. Структурно-организационная модель художественного развития подростков, построенная на многоуровневом использовании видов самодеятельного творчества, сохраняет доминанту в восприятии музыкальных образов песен, пьес, опер, формирующую различные направления художественного синтеза в соответствии с педагогическими условиями художественного развития.

  4. Технология художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях построена на использовании принципов взаимодействия видов самодеятельного творчества, связывающих в единство восприятие, развитие и самовыражение и основана на свободном синтезе форм, средств и методов самовыражения и сохранении ведущей роли музыки в художественном развитии.

  5. Экспериментальная проверка эффективности программы художественного развития подростков на интегрированных музыкальных занятиях показала неравномерный рост качества художественных предпочтений при повышенном уровне музыкальной компетентности подростков, что не предполагало равного внимания участников экспериментальной музыкальной студии ко всем видам самодеятельного

9 художественного творчества. На протяжении эксперимента периодически подтверждалась необходимость использования более приемлемых видов педагогической деятельности, обусловленных музыкальными предпочтениями и создающими предпосылки дальнейшего художественного развития подростков.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования. Основные результаты изложены и получили одобрение на всероссийских (Омск, 2003; 2005; 2007), региональных (Омск, 2004; 2008; 2009) научно-практических конференциях, методологических семинарах кафедры социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Материалы исследования внедрены в музыкальных студиях во Дворце искусств «Сибиряк», Доме детского творчества Ленинского административного округа, детской школе искусств № 9, детской музыкальной школе № 4, во Дворце культуры им. Красной Гвардии г. Омска. Выводы исследования использованы в лекционных курсах «Культурно-воспитательная работа с детьми и подростками», «Детское художественное творчество».

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 224 наименования, приложений, содержащих материалы экспериментального исследования.

Похожие диссертации на Художественное развитие подростков на интегрированных музыкальных занятиях в условиях досуга