Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 Формирование творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга как научно-педагогическая проблема 17
1.1 Теоретические основы формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга 17
1.2 Сущность и специфика формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга 38
1.3 Модель формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга 69
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга 98
2.1 Особенности организации празднично-игрового досуга в процессе формирования творческой активности дошкольников 98
2.2 Реализация организационно-педагогических условий формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга 123
Заключение 138
Список использованных источников 141
Приложения
- Теоретические основы формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга
- Сущность и специфика формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга
- Особенности организации празднично-игрового досуга в процессе формирования творческой активности дошкольников
- Реализация организационно-педагогических условий формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга
Введение к работе
Актуальность исследования. Празднично-игровая культура современного мира детства - многогранное явление социальной жизни и важная проблема современной науки, которая представляет собой одно из наиболее активно развивающих направлений педагогической деятельности.
Празднично-игровая культура преобразует повседневную жизнь, формирует человека как субъекта культуры, несет радость общения и преображения окружающего мира, обретая многообразие форм, методов и средств социокультурного воздействия. Современные ученые отмечают, что именно празднично-игровой культуре изначально присущи такие качества как добровольность волеизъявления, творчество, эмоциональная приподнятость, то есть все то, что является наиболее важными условиями формирования творческой активности личности.
Сегодня, когда государство придает творческому развитию человека особое значение, проблема формирования творческой активности дошкольников приобретает особую актуальность.
Развитие творческой активности дошкольников проходит одновременно с формированием у ребенка целостной системы исторически сложившихся ценностей, когда закладываются основы человечности, доброты, мышления, интеллекта и т.п. Индивидуальные способности и дарования дошкольника наиболее ярко раскрываются в игровой деятельности, осуществляющейся в условиях празднично-игрового досуга. Это позволяет личности раскрыть себя с позиций активного творчества.
В условиях празднично-игрового досуга дошкольник реализует возможность сосредоточить свое внимание на саморегуляцию, познать закономерности развития игровых форм, активно взаимодействовать с самим собой и с окружающим миром в целом. Организация празднично-игрового досуга рассматривается как специфичная педагогическая технология,
позволяющая решать широкий спектр проблем, стоящих перед исследователями и разработчиками социально-культурной сферы.
Однако в настоящее время, в сложившейся системе дошкольного воспитания фактически не проводится специальная работа по формированию творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга. К сожалению, данная проблема остается малоизученной, ее разрешение не является специальной задачей образовательных институтов общества, а если и предусматривается, то обособляется в одну из малозначимых сфер воспитательно-образовательного процесса.
Тем не менее, вопросу формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга в последнее время уделяется значительное внимание самыми различными общественными институтами, коммерческими и некоммерческими организациями, что говорит о повышенном научном интересе к заявленной проблематике и подтверждает ее актуальность.
Степень научной разработанности проблемы. Важную роль в формировании концептуальной базы исследования в контексте дошкольной педагогики сыграли труды Н.В. Алешиной, Ш.А. Амонашвили, К.Ю. Белой, К.Г. Берсеньевой, Д.Б. Богоявленской, З.М. Богуславской, Л.И. Божович, Н.Ю. Венгер, Л.Г. Веселовой, Н.А. Ветлугиной, В.В. Давыдова, Р.И. Жуковской, Т.Г. Казаковой, Е.В. Карповой, В.Т. Кудрявцева, Б.В. Никитина, В.А. Петровского, Л.С. Прохоровой, Н.С. Пряжникова, О.М. Сахаровой, Н.Е. Щурковой др.
Положения педагогики и психологии о роли художественного воспитания и значимости эмоционального компонента в структуре развития личности периода детства рассмотрены в исследованиях Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, Т.С. Комаровой, B.C. Мухиной, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Эльконина и др.
Существенное значение в осмыслении проблемы формирования творческой активности личности сыграли для нас работы Ю.К. Бабанского,
В.А. Богата, А.Ю. Бутова, Л.С. Выготского, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Е.Л. Яковлевой и др.
Проблемы формирования и развития личности получили освещение в трудах С.А. Ермоловой, М.С. Жирова, Т.Н. Петраковой, Л.А. Рапацкой, Т.К. Рулиной, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и др. авторов.
Истоки разработки вопросов празднично-игровой культуры рассмотрены в трудах античных философов Платона, Сократа, Аристотеля, Т. Кампанеллы, Д. Локка и др.
Однако большое развитие проблема празднично-игровой культуры
получила лишь в разработках отечественных и зарубежных ученых XX века:
П.П. Блонского, В.М. Григорьева,, К. Гросса, В.В. Зеньковского,
А.Н. Леонтьева, М.А. Михайловой, А.Ф. Некрыловой, Н.М. Нужновой, В.М. Петрова, М.Г. Розовского, Й. Хейзинги, Н.А. Хренова и др.
Особое значение для нашего исследования имеют труды теоретиков в
области социально-культурной деятельности: Г.А. Аванесовой,
М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Литовкина, Т.Э. Мангер, В.В. Медведенко, Э.В. Соколова, Е.Ю. Стрельцовой, Ю.А. Стрельцова, В.В. Туєва, Н.Н. Ярошенко и др.
Однако систематические исследования проблемы формирования творческой активности дошкольников как целостного феномена и возможностей его формирования в условиях празднично-игрового досуга до сих пор не осуществляются. В данном диссертационном исследовании сделана попытка обобщить, систематизировать и теоретически осмыслить весь комплекс подходов, теорий и представлений, связанных с изучением творческой активности дошкольников, и на этой основе разработать педагогическую модель ее формирования в условиях празднично-игрового досуга.
С учетом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами был выявлен ряд противоречий между:
наличием большого практического опыта по формированию творческой активности дошкольников и недостаточной разработанностью структурных, содержательно-технологических компонентов празднично-игрового досуга, направленных на оптимизацию этого процесса;
потенциальными возможностями празднично-игрового досуга и недостаточной степенью методической разработанности педагогического обеспечения данной деятельности;
значительным потенциалом учреждений дошкольного образования и отсутствием целостной концепции применения средств культурно-досуговой деятельности в процессе формирования творческой активности дошкольников.
Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать тему настоящего исследования: «Формирование творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга».
Объект исследования - формирование творческой активности дошкольников.
Предмет исследования — процесс формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга.
Цель исследования — выявление и научное обоснование организационно-педагогических условий формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга.
Исходя из поставленной цели и предмета исследования, а также на основе анализа философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы и эмпирического опыта была сформулирована гипотеза исследования: празднично-игровой досуг может эффективно влиять на формирование творческой активности дошкольников при реализации следующих условий:
создания в учреждениях дошкольного образования празднично-игровой среды посредством включения дошкольников в творчески-преобразующую деятельность при опоре на заинтересованность и активность всех его участников с использованием различных методов, форм и средств культурно-досуговой деятельности;
построения педагогической работы на основе предложенной авторской модели формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга;
разработки содержания культурно-досуговых мероприятий с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников, их запросов, интересов, склонностей, способностей и возможностей;
личностно-деятельностной направленности воспитательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества педагога и дошкольника в празднично-игровом досуге;
интеграции усилий семьи и дошкольных образовательных учреждений по формированию творческой активности дошкольников.
На основе данной гипотезы сформулированы задачи диссертационного исследования:
осуществить анализ основных теоретических подходов к проблеме формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга и на этой основе раскрыть сущность и специфику данного процесса;
разработать и апробировать педагогическую модель формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга;
выявить и экспериментально обосновать совокупность организационно-педагогических условий эффективного осуществления педагогической деятельности по формированию творческой активности дошкольников;
разработать критерии оценки эффективности формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга с использованием разнообразных средств, форм и методов;
разработать и экспериментально апробировать педагогическую программу по формированию творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга с использованием разнообразных средств культурно-досуговой деятельности.
Методологической основой исследования являются: важнейшие
теоретические концепции отечественных и зарубежных философов,
социологов, педагогов, психологов (М.И. Будыко, А.А. Гусейнова, Д.С.
Лихачева, Н.Н. Моисеева, А. Печчеи, Н.Ф. Реймерса, Г.П. Сикорской, А.Д.
Урсула, И.Т. Фролова, С.С. Шварца, А. Швейцера и др.); идеи
интегративного подхода к изучению личности, субъектности, рассмотрения
личности как активного субъекта деятельности и отношений с миром,
неравномерного и гетерохронного развития человека (К.А. Абульханова, Б.Г.
Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский,
Л.С. Выготский, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,
А.К. Маркова, B.C. Мухина, А.В. Петровский, СЛ. Рубинштейн, В.И.
Слободчиков, Д.И. Фельдштейн); общепедагогические принципы о единстве
эмпирического и теоретического, личности и деятельности в педагогическом
познании (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская,
Э.В. Ильенков, В.И. Журавлев, Л.В. Занков, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская); труды в области педагогики и психологии игровой деятельности (И.Е. Берлянд, Н.А. Ветлугина, В.В. Давыдов, Е.А. Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Д.В. Менджерицкая, Н.А. Хренов); исследования по возрастной педагогике и психологии (Ю.К. Бабанский, Н.И. Болдырев, Л.С. Выготский, Р.С. Немов, И.П. Подласый); теоретические положения о взаимосвязи художественно-игровой среды (Л.П. Печко, Т.С. Комарова, О.Ю. Филлипс, Р.И. Чумичева); идеи празднично-игровой природы досуговои деятельности человека
(М.М. Бахтин, Э.В. Соколов, Й. Хейзинга, М.С. Каган); работы ведущих ученых в области социально-культурной деятельности: (М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников, Т.Э. Мангер, Е.Ю. Стрельцова, В.Я. Суртаев, Ю.А. Стрельцов, В.В. Туєва, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.).
Методы исследования. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы.
Применялись такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический анализ научных трудов по культурологии, философии, педагогике, психологии; ретроспективный историко-педагоги-ческий анализ отечественной и зарубежной научной литературы; теоретическое моделирование содержательных основ; педагогическое наблюдение, анализ и обобщение опыта, опрос, беседа, контент-анализ; обобщение и интерпретация научных данных; статистическая обработка полученных данных.
Экспериментальную базу исследования составили: детский сад № 299 ЮВОУО Департамента образования г. Москвы; детский сад № 1898 ЮВОУО Департамента образования г. Москвы; МДОУ детский сад «Аистенок» г. Тамбова.
В исследовании приняло участие на всех этапах эксперимента 224 человека: 89 родителей, 18 педагогов и 117 дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Этапы исследования: Исходя из предмета и задач исследования, последовательность проведения этапов исследовательской работы была выстроена следующим образом:
На 1 этапе (2005-2006 гг.) — теоретическом — изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования, материалы периодической печати; разрабатывались теоретические основы исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет и
сформулирована рабочая гипотеза исследования; осуществлялся историко-педагогический анализ проблемы празднично-игрового досуга и формирования творческой активности дошкольников; выявлялась специфика формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга.
На 2 этапе (2006-2008 гг.) - опытно-экспериментальном -осуществлялся поиск авторских подходов к решению проблемы, были проведены констатирующий и формирующий эксперименты. На этом этапе разрабатывался комплекс организационно-педагогических условий, педагогическая модель формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга, определялись критерии, с помощью которых изучался качественный рост уровня сформированности творческой активности дошкольников, была разработана и апробирована авторская комплексная педагогическая программа по формированию творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга.
На 3 этапе (2008-2009 гг.) - аналитическом — обобщены результаты опытно-экспериментальной работы; проведена интерпретация полученных данных; осуществлена их проверка и перепроверка; подведены итоги теоретических и практических результатов исследования; разработаны практические рекомендации по совершенствованию деятельности дошкольных образовательных учреждений и социокультурных учреждений в процессе формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
на основе систематизации сложившихся в педагогической теории
подходов к определению «творческая активность дошкольников» была
обоснована сущность и выявлена специфика формирования творческой
активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга; уточнено
содержание понятий «творческая активность», «досуговая деятельность»,
«празднично-игровая культура», «празднично-игровой досуг»; расширены
педагогические знания о возможностях использования различных форм празднично-игрового досуга в процессе формирования творческой активности дошкольников;
разработана и апробирована педагогическая модель формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга, представляющая собой совокупность принципов, форм, методов, средств культурно-досуговой деятельности, ориентированных на развитие у дошкольников творческой активности, мотивации к творчески-преобразующей деятельности, выработку единой системы социальных ролей, ценностей;
обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий формирования творческой активности дошкольников, направленный на создание соответствующей педагогической среды, стимулирующей творческое взаимодействие субъектов празднично-игрового досуга;
разработаны критерии оценки сформированности творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга, включающие в себя интерес к творческой деятельности, творческое мышление, мотивацию к творческой деятельности; определены уровни (низкий, средний, высокий) и показатели (активность, импровизационность, состязательность, эмоциональная приподнятость, добровольность) сформированности творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга.
Выявленные сущность и специфика процесса формирования
творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового
досуга дополняют теорию социально-культурной деятельности
систематизированной и конкретизированной информацией о возможностях празднично-игрового досуга, способного целенаправленно развивать нравственные качества, формировать ценности и нормы повседневной культуры дошкольника, а также потребность в творчески-преобразующей деятельности по отношению к окружающей среде.
Разработанная педагогическая модель формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов и позволяет эффективно организовать педагогическую работу, в результате которой повышается уровень сформированности творческой активности дошкольников, его потребностно-мотивационной сферы.
Разработанный пакет экспериментально-диагностических методик позволяет выявлять результативность проведенной педагогической работы и получать характеристики, важные для изучения творческих способностей дошкольников, педагогического влияния на формирование их творческой активности, что расширяет критериальный аппарат социально-культурной деятельности.
Практическая значимость исследования. Реализация на практике полученных в ходе исследования данных позволяет эффективно осуществлять процесс формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга.
Прикладное значение исследования заключается в разработке
инструментария по формированию творческой активности дошкольников,
включающего в себя диагностические экспериментальные методики,
позволяющие исследовать творческую активность дошкольников, и
разработанную комплексную педагогическую программу, в которой
реализуются культурно-досуговые мероприятия (рекреативные,
культуроориентированные, развлекательные, развивающие и др.), способствующие развитию у детей познавательной активности,
эмоциональной отзывчивости, коммуникативных способностей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Материалы исследования могут являться теоретической основой для разработки перспективных моделей формирования творческой активности дошкольников на основе использования форм, средств культурно-досуговой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях социально-культурной сферы.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут послужить основой для совершенствования педагогического процесса формирования творческой активности дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях.
Кроме того, материалы исследования могут быть использованы:
при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации празднично-игровой деятельности дошкольников;
в деятельности центров дополнительного образования, ведущих активную образовательную и культурно-досуговую работу с дошкольниками;
в системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы дошкольного образования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечены их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями различных областей знания; целенаправленным анализом педагогической практики; применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования; количественной и качественной обработкой репрезентативного материала; взаимопроверкой полученных результатов; адекватностью методов исследования его целям и задачам; согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга, представляющего собой
педагогически регулируемый и координируемый процесс, заключается в комплексном использовании рекреативных, культуроориентированных, развлекательных, развивающих досуговых занятий, способствующих развитию творческого воображения, мышления, креативности дошкольников, формирования их творчески-активного отношения к социуму.
2. Специфика формирования творческой активности дошкольников в
условиях празднично-игрового досуга определяется особым педагогическим
-потенциалом празднично-игрового досуга, включающего дошкольника в
активную творчески-преобразующую деятельность, позволяющей
максимально влиять на творческое развитие дошкольников, формировать
эмоциональную отзывчивость и мотивы творческой деятельности личности,
овладевать творчески-преобразующими навыками, мышлением,
воображением.
3. Педагогическая модель формирования творческой активности
дошкольников в условиях празднично-игрового досуга представляет собой
комплекс тематически объединенных и композиционно выстроенных
компонентов, способных последовательно и максимально эффективно влиять
на формирование творческой активности дошкольников посредством
использования средств культурно-досуговой деятельности и включает в себя:
принципы, цели, задачи, факторы, функции, виды, формы, методы, средства,
организационно-педагогические условия, критерии оценки
сформированности творческой активности дошкольников, ориентированные
на сотворчество педагога и дошкольника в празднично-игровом досуге.
4. Организационно-педагогические условия эффективного
осуществления педагогической деятельности по формированию творческой
активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга включают
в себя: опору на ведущую деятельность детей дошкольного возраста;
гуманистическую направленность празднично-игровой деятельности; учет
возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольника, его
запросов, интересов, склонностей, способностей и возможностей; создание
атмосферы праздника посредством использования различных методов, форм и средств культурно-досуговой деятельности; включение ребенка в празднично-игровой досуг при опоре на заинтересованность и активность всех его участников; сотрудничество и сотворчество педагога и дошкольника в празднично-игровом досуге; интеграцию усилий семьи и дошкольных образовательных учреждений.
5. Комплексная педагогическая программа, направленная на формирование творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга, с использованием разнообразных форм празднично-игрового досуга, способствует: стимулированию творческого воображения; развитию любознательности, эмоциональной отзывчивости, социальных навыков, общительности, дружелюбного поведения, внимательности, терпеливости, усердия; желанию включаться в творческую деятельность; стремлению к самостоятельному познанию и размышлению посредством вхождения в празднично-игровую среду, с целью сохранения преемственности культурных традиций, нравственных категорий.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось по ряду направлений:
а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной
общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных,
региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых
столах в Москве, Казани, Тамбове, Челябинске и др. городах России;
б) разработка и реализация авторской комплексной педагогической
программы в дошкольных образовательных учреждениях гг. Москвы,
Тамбова;
в) разработка педагогических программ курсов для воспитателей и
педагогов дополнительного образования: «Празднично-игровой досуг детей
дошкольного возраста», «Культурно-воспитательная работа с детьми
дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования»,
«Празднично-игровые технологии культурно-досуговой деятельности как средство формирования творческой активности дошкольников».
Основные положения и результаты исследования нашли отражения в научных публикациях автора в виде монографии, научных статей, тезисов и учебно-методических публикаций общим объемом 18,3 п.л., в том числе 2 публикаций в научно-реферируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Структура работы вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Теоретические основы формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга
Сегодня, когда государство придает творческому развитию человека особое значение, когда основным направлением в реформировании отечественной системы образования и воспитания становится активизация творческого потенциала личности, проблема формирования творческой активности детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Специалисты справедливо считают, что индивидуальные способности и дарования дошкольника наиболее ярко раскрываются в игровой деятельности, и особенно в игровой деятельности с художественным содержанием, где фантазия ребенка может быть практически не ограничена.
Формирование творческой активности детей дошкольного возраста остается одной из психолого-педагогических проблем современности [44]. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако художественной игре воспитателями традиционно уделяется недостаточно внимания.
Проанализируем основные теоретические подходы к формированию творческой активности детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной практике.
Анализ основных теорий о соответствии этапов развития личности ступеням развития культуры (теория рекапитуляции - Э. Геккель, С. Холл, Э. Торндайк, Э. Клапаред, К. Коффка, П.П. Блонский; теория ортогенеза - X. Вернер; экспериментально-генетический метод - Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец) позволил сформулировать ряд положений, значимых для понимания способов перенесения в педагогический процесс механизмов интериоризации мировоззренческих, культурных, эстетических ценностей: - закономерности формирования умственных или идеальных действий в онтогенезе индивида связаны с внешними, материальными действиями в их поэтапном изменении и преобразовании и являются универсальными при развитии всех психических функций и сфер человеческой личности; - полноценное развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт («сенсомоторный интеллект детей» по Ж. Пиаже, «психическая структура телесности» по А. Носову, «живое действие» по Н.А. Бернштейну), деятельность, связанная с сенсорным, эмоционально-телесным опытом ребенка является оптимальной для его творческого развития [34]; - психическое и душевное здоровье формирующейся личности коренятся в эмоционально-телесных процессах, полно и насыщенно пережитых в период детства (А.Н. Леонтьев, А. Лоуэн, А. Маслоу). Соответственно формирование у ребенка эмоционально положительного самоощущения через его сенсорное насыщение является основой гармонизации его личности, формирования творчески-активного отношения к жизни [47]; - групповые музыкально-игровые формы деятельности признаются психологами и педагогами в качестве доминантных в период детства (Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, О.И. Радомская, Е.П. Кабкова) и необходимых для становления личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах [].
Также теория параллелизма процессов онто- и филогенеза подтверждается соответствием ряда закономерностей произведений архаического и детского фолышора (Э.Е. Алексеев, И.И. Земцовский), выражающих уникальный тип мышления на определенном этапе развития музыкальной культуры и отвечающий состоянию творческой активности ребенка [178]. В эти особенности входит: отношение к голосовому звучанию в целом как к способу контакта с окружающим миром (специфические способы «зонного» пения, экмелики, «психологического унисона», олиготоники), синкретизм художественных проявлений в игровой деятельности, объединяющей выразительно интонируемое, пропеваемое слово, связанную с интонациями пластику движений, зрительные, тактильные, пространственные ощущения. Исполнение и звучание фольклорных напевов в целом благотворно для детской психики. Их звуковые образы, отшлифованные временем, помогают ребенку получать и усваивать духовно-ценностную информацию об окружающем мире, необходимую для его индивидуального творческого развития.
В контексте теории параллелизма процессов онто- и филогенеза нами проанализированы жанры детского музыкального фольклора, их роль в формировании творческой активности ребенка на различных возрастных этапах периода детства, рассмотрены приемы эмоционального взаимодействия с ребенком в образно-игровой форме. Мы пришли к выводу, что музыкально-игровые жанры детского фольклора появляются в жизни ребенка в определенной последовательности, решая задачи формирования творчески-преобразующей личности, актуальные для каждого конкретного возрастного этапа, заключая в себе образные модели-эталоны отношения к миру и к окружающим людям и представляя собой природосообразные формы педагогического воздействия.
Дальнейшее развитие проблема формирования творческой активности получила в работах Е.А. Флериной, которая подчеркивает, что обучение и развитие детского творчества идут в единстве и взаимодействии.
Е.А. Флерина подвергла критике имевшую место «теорию спада» детского творчества, которая состоит в том, что творчество дошкольников бессознательно определяется инстинктивными, унаследованными побудителями. По ее мнению, спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня [174]. Путь к развитию творчества - овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка рисованию или лепке, а потом развивать его творческие способности. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков» [174].
Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к творческой игре, к рисованию, лепке, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становится важным источником игрового творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.
Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка - во что играть, что рисовать. При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящую игру, подготавливать нужный материал. Цель является важнейшим элементом структуры художественной деятельности.
Сущность и специфика формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга
Празднично-игровая культура современного мира детства многогранное явление социальной жизни и важная проблема психолого-педагогической науки, а также практической деятельности специалистов разных профилей. Праздники отражают историю и культуру страны, особенности менталитета личности и народа. А празднично-игровая культура преобразует повседневную жизнь, формирует человека как субъекта культуры, несет радость общения и преображения окружающего мира. Вот почему на протяжении всего XX века, осмыслением этой сферы детства (как объекта и уникального субъекта общественной модернизации) занимались отечественные и зарубежные исследователи, такие, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М. Монтессори, С.Л. Рубинштейн, А.В. Черный, И.И. Шангина, Н.Е. Щуркова, Д.Б. Эльконин и др. [43, 98, 153, 191]. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М. Монтессори, С.Л. Рубинштейн, А.В. Черный, И.И. Шангина, Н.Е. Щуркова, Д.Б. Эльконин и др.
Историко-теоретический анализ исследований празднично-игрового досуга как средства формирования творческой активности, связан с рассмотрением эволюции игровой модели от античности до современности, а так же анализа концепций игры и праздников как культурологического феномена в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
В истории развития педагогической мысли празднично-обрядовая и игровая культура человеческого общества переплеталась с культовым поведением, магией и религией и была тесно связана со спортом, военными и иными тренировками, а также с искусством. Философы, этнографы, культурологи, психологи, педагоги, социологи разработали ряд положений о социокультурном и педагогическом смысле игр и празднеств как феноменах культуры. Игровая деятельность развивалась на всем протяжении человеческой истории, приобретая различные качества и разные культурные смыслы. Исследователи игры и праздников — от Платона и Аристотеля до Канта и Шиллера, от Коменского и Ушинского до Хейзинги и Берна — подчеркивают их универсальные возможности в воспитании личности.
В древности сложилось общее представление о жизни как празднично игровой культуре, она служила одним из самых главных факторов развития и совершенствования народа. Так, Платон, Аристотель, Квинтилиан указывают на значение игры в дошкольном детстве, подчеркивают ее универсальный характер, определяют условия, время и формы проведения в разные периоды детства, а также придают огромное значение празднику-игре как средству эстетического, этического, интеллектуального, физического, художественного воспитания и развития ребенка [174].
Рассмотрим феномен игры и ее место в праздничной культуре в контексте нашего иследования. В период Средневековья игру представляли как нечто несерьезное, однако она пронизывала все ритуалы и праздничные церемонии, поскольку празднества карнавального типа и связанные с ним действа занимали в жизни средневекового человека огромное место [13]. В средние века получает развитие игра-драматизация, возникшая как средство воспитания в странах Западной Европы. В некоторых аббатствах уже в XIII в. детей 3-5 лет привлекали к участию в мистериях, а в XIV—XV вв. они принимали участие в фарсах, шутках и комедиях.
В эпоху Возрождения, как и в период античности, в воспитательной практике стали появляться игровые методы. Итальянские педагоги, в первую очередь Гуарино Гуарини, Витторино да Фельтре, Матео Берио, вновь увидели в игре действенный фактор развития ребенка [174]. Переходный характер культуры эпохи Возрождения породил игровой стиль поведения и мышления, который получает дальнейшее развитие в XIX-XX вв.
С развитием общественных отношений и культурно-исторических условий изменялись представления об игровой деятельности. Так, большинство социалистов-утопистов XVI-XVII вв. (Ф. Бэкон, Т. Кампанелла, Т. Мор, Сен-Симон, Ш. Фурье) считают, что главная функция игры заключается в украшении праздника, поэтому придают ей исключительно развлекательный характер, отводя весьма незначительную роль в воспитании. Однако педагоги Просвещения восприняли идеи эпохи Возрождения об эффективности игрового метода в процессе воспитания (Д. Локк, Мишель де Монтень, Ф. Рабле, Ж. Ж. Руссо). В это время происходит осознание эстетической ценности феномена «игра» (И. Кант, Ф. Шиллер). Ценные мысли об игре высказывали Я. А. Коменский и М. Лютер, рекомендуя ее как средство воспитания и развития личности [16].
В XIX в. изучением игр занимаются историки культуры, этнографы, психологи и педагоги. На этот период приходится расцвет деятельности немецкого педагога Ф. Фребеля, которого называют действительным основателем «школы игр», благодаря кому игра стала важной составной частью начального воспитания. В конце XIX - начале XX столетия появляются игровые концепции Ф. Бойтендейка, К. Бюлера, К. Грооса, Э. Гроссе, Д. Колоцца, Г. Спенсера, Й. Хейзинги. Авторы анализируют истоки игры с разных позиций, изучают ее во временной перспективе, поддерживая платоновскую концепцию игрового досуга [177].
Особый интерес для нашего исследования представляет изучение педагогического опыта использования празднично-игровых технологий в разных странах. Анализ разного рода литературы показал, что наибольшее распространение празднично-игровой культуры как метода воспитания происходит на рубеже ХІХ-ХХ столетий в начальных школах Америки, а также в школах Шотландии, Франции, Англии и Германии. В 20-30-е гг. прошлого века игры и драматизации использовались практически во всех системах образования и воспитания, нашедших дальнейшее развитие в ритмической гимнастике Э. Жака-Далькроза, системе драматизации К. Орфа и системе музыкального воспитания Пьера ван Хауве [37].
В России празднично-игровая культура издавна являлась важной частью воспитательной практики и народной педагогики, обычаев, обрядов и ритуалов, ведущей моделью досуга детей и взрослых, составной частью труда, образования и искусства. Празднично-игровая культура Древней Руси была одной из самых богатых в мире: скоморошьи игры, обрядовые праздники, свадебные игры, карнавалы, народные гуляния становились неотъемлемой частью жизни русского народа.
В русской педагогике и психологии XIX в. - начала XX в. важные высказывания об игре принадлежат К.Д. Ушинскому и П.Ф. Каптереву, раскрывшим роль игры во всестороннем развитии ребенка. Ряд педагогов (А. Луначарский, Л. Розанов, С. Шацкий, Н. Шер) рассматривают театр, обрядовые праздники и развлечения как существенную и неотъемлемую часть художественного воспитания детей младшего возраста [34].
Несмотря на то, что в 20-е гг. XX в. драматическая игра активно вводится не только во внеклассную и внешкольную работу, но и в практику школьного и дошкольного обучения и воспитания, и уже в конце 20-х — начале 30-х гг. данного столетия в результате внедрения в отечественную педагогику авторитарных методов игра уходит из практической деятельности учреждений образования и воспитания. Большой вклад в разработку теории игры внесли исследования психологов (П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина) и педагогов (Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого), где игра преимущественно предстает как своеобразный вид трудовой или эстетической деятельности; ей отводится особое значение в воспитании чувства коллективизма [43, 44].
Особенности организации празднично-игрового досуга в процессе формирования творческой активности дошкольников
Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия - это одно из самых ярких явлений в духовной культуре русского народа (как, впрочем, и любого другого народа). Поэтому подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребенка: он получает знания; знакомится с традициями и обычаями, учится сохранять их; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья.
Для того чтобы сформировать праздничную культуру дошкольников, взрослые должны вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива дошкольного учреждения и детей так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно.
Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное - это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в -предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество. Важно, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Необходимо дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.
В основу классификации праздников, которые отмечаются в детском саду, нами была положена общепринятая праздничная культура, которая выработалась в нашей стране, что позволило остановиться на следующих, на наш взгляд, приоритетных видах праздников: народные и фольклорные, государственно-гражданские, международные, православные, бытовые и семейные праздники. Более подробная характеристика данным видам праздников дана в параграфе 1.3.
При организации праздников как особого вида использования свободного времени мы придерживались принципов, которые характерны для русского досуга, а именно: душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии.
В первую очередь следует продумать программу праздника. В ее составлении принимают участие все члены коллектива: музыкальный руководитель, воспитатель, старший воспитатель, заведующая и т.д. Программу составляют таким образом, чтобы в нее можно было внести изменения. Обсуждается и утверждается программа на педагогическом совете, где уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий, который изучает программу праздника, посещает занятия, разучивает с дошкольниками песни и танцы. Ведущий, музыкальный руководитель и воспитатель вместе обдумывают программу праздника, расположение детей, последовательность детских выступлений и сюрпризных моментов. К сожалению, иногда подготовка сводится к бесконечным репетициям, что отрицательно сказывается на ходе самого праздника: у детей пропадает интерес, появляются безразличие и скука. Репетиции, как правило, не нужны, если ведется планомерная последовательная педагогическая работа.
Очень важно привлекать детей к оформлению зала и группы, использовать их рисунки, поделки. Это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию интереса к продуктивной деятельности (рисованию, аппликации, конструированию и т.д.).
При оформлении помещения к празднику следует помнить об основных правилах. Дизайн должен: - отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей; - развивать художественно-эстетический вкус; -создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям [85].
При подготовке к празднику нужно обеспечить выполнение санитарно-гигиенических правил (уборка помещения, организация праздничного обеда). Кроме того, желательно, чтобы в дошкольном учреждении в этот день были праздничный завтрак, обед и полдник. Это позволит сформировать у детей навыки соблюдения правил этикета праздничного «застолья», в соответствии с которыми положено, чтобы стол был покрыт скатертью, празднично сервирован и т.д.
Музыкальный руководитель, воспитатель и руководитель дошкольного учреждения обязательно проводят перед праздником предварительную работу с родителями. В беседах они обращают их внимание на то, что не все дети на праздничном утреннике читают стихи: существует очередность, и в течение года каждый ребенок обязательно выступит персонально. Кроме того, часто родители приходят на праздник с видеокамерой и иногда мешают общему веселью своим некорректным поведением. Заведующая детским садом может поручить одному из родителей (сотрудников), владеющему технологией видеосъемок, осуществить видеозапись праздника, а затем остальные родители смогут переписать ее для себя. Родители могут помогать в пошиве костюмов для детей, в приобретении подарков, оформлении зала и т.д.
Праздник имеет для детей очень большое значение, поэтому важно серьезно, вдумчиво отнестись к его содержанию. Весь отобранный материал должен быть доступен детям; следует учитывать возможности каждого ребенка и группы в целом и не перегружать праздник трудными произведениями; помнить, что праздник проводится для детей, которые являются его активными участниками.
При составлении сценария праздника на любую тему нужно обеспечить: — яркое и торжественное начало праздника; -развертывание сюжета праздника, где отражается основная идея, предусматриваются детские выступления, инсценирование сказок, сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, чтение стихов, которые идут по линии увеличения эмоционального подъема; — кульминацию, в процессе которой, как правило, вручаются подарки, которые всегда усиливают эмоциональное состояние детей (их следует раздавать быстро, но без суеты, сохраняя хорошее настроение).
Музыкальный руководитель, воспитатель или педагог продумывают, где дети будут сидеть, переодеваться, где будут расположены праздничные атрибуты. Все должно быть рассчитано так, чтобы праздник не затягивался по «техническим» причинам.
Обычно длительность праздника в старших группах составляет 30-40 минут, в младших группах - 20-25 минут. Достаточно сложно объединить на утреннике детей разных возрастов (малыши быстро утомляются, им тяжело принимать участие в праздниках, где действие длится 50-60 минут) [85].
При составлении сценария и отборе произведений для исполнения следует использовать песни, танцы, игры, которые дети хорошо знают, а при исполнении получают удовольствие. При подборе песен надо учитывать направленность праздника. Сейчас появилось очень много произведений современных композиторов, но не всегда их песни по своей музыкальной фактуре доступны детям, не имеющим достаточных певческих навыков. Целесообразнее подбирать более простые по музыкальной фактуре песни, чтобы дети смогли их исполнить на высоком уровне. Их количество зависит от сценария праздника: в среднем не более 4-5 песен.
Реализация организационно-педагогических условий формирования творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга
Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра.
Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность дошкольников, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своем занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.
Педагогический процесс включает также организацию самостоятельной деятельности дошкольников. С этой целью создается развивающая педагогическая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребенка. Основные работы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием творческой активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
Поэтому, на следующем этапе опытно-экспериментальной работы по формированию творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга (формирующий эксперимент) нами была разработана, а затем апробирована комплексная педагогическая программа по формированию творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга. (Приложение В), в которой использовались разнообразные методы творческого обучения, модифицированные с учетом возрастных особенностей детей данного возраста.
В эксперименте принимали участие 60 человек (экспериментальная группа), которые участвовали в констатирующем эксперименте.
Занятия проводились с детьми дошкольного возраста, посещающими дошкольные образовательные учреждения г.г. Москвы и Тамбова в течение года, с частотой - 2 раза в неделю.
Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, она предусматривает широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, игрой и трудом. Широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем она значимее для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности - игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд — занимают особое место в программе. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.
Задачи программы: — развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках; — пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность; -развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. -укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает использование следующих приемов, стимулирующих активное развитие творческого мышления: — направленность на постоянную творческую активность воображения благодаря применению заданий типа: «Придумай», «Дополни», «Дорисуй», «Дофантазируй», «Переделай»; -игровые упражнения с воображаемыми предметами, игры с использованием неигровых предметов; — использование музыки на занятиях; — направленность на поиск оригинального своеобразного решения творческих задач; — игровая атмосфера, предполагающая свободное и самостоятельное творчество; — игровая позиция педагога, готового к сотрудничеству; — разыгрывание этюдов.