Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Научно-педагогические основы изучения гражданской социализации студентов .. 15
1.1 Гражданская культура общества как основа социализации личности и цель профессионального образования студентов 15
1.2 Гражданский идеал как ценностное основание гражданского воспитания: историко-культурный аспект 35
1.3 Педагогические концепции гражданского воспитания студенческой молодежи 56
Выводы 74
Глава 2 Организация культурно-образовательного пространства как медийной среды гражданской социализации студентов морской академии 77
2.1 Медиобразование как основа организации культурно - образовательного пространства вуза 77
2.2 Педагогические принципы, содержание и диагностика гражданской социализации студентов в условиях медийной культурно - образовательной среды вуза 94
2.3 Кибернетизация культурно-образовательного пространства вуза как педагогическая технология гражданской социализации студентов 112
Выводы 130
Заключение 132
Список литературы 136
Приложения
- Гражданская культура общества как основа социализации личности и цель профессионального образования студентов
- Гражданский идеал как ценностное основание гражданского воспитания: историко-культурный аспект
- Медиобразование как основа организации культурно - образовательного пространства вуза
- Педагогические принципы, содержание и диагностика гражданской социализации студентов в условиях медийной культурно - образовательной среды вуза
Введение к работе
Актуальность выбранной темы связана со стратегической задачей, поставленной перед Россией - развитие гражданского общества. В то же время начавшийся демократический подъем в конце 80-х годов XX века сопровождался вспышками анархизма, шовинизма, отрытыми формами терроризма, что активизировало ностальгию по тоталитарному политическому руководству. Основной характеристикой общества, по мнению ведущих социологов (З.Т. Голенкова, Т.И. Заславская, В.А. Ядов и др.) стало его квазигражданское состояние. Построение подлинного демократического общества возможно на основе гражданской культуры всех слоев населения. Наиболее активной среди них является молодежь, гражданской социализацией которой должны заниматься государственные учреждения.
В условиях социального кризиса молодежь особенно поддается негативным воздействиям. В такой ситуации базовые культурные ценности утрачивают свою определенность, что делает затруднительным свободное социальное взаимодействие, личностную и профессиональную самоактуализацию человека. Осознание данных тенденций в ракурсе историко - культурных традиций, отмечают ученые (Т.И. Власова, Н.И. Лапин, Н.Д. Никандров, В.И. Слободчиков и др.) позволит найти точки соприкосновения межпоколенных гражданских прав и обязанностей для того, чтобы восполнить недостатки социализации молодежи, в том числе и студенческой.
Для современного российского общества актуальность проблемы гражданской социализации студентов также связана с необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, активных и ответственных в профессии и жизни. В настоящее время профессиональное образование пытается преодолеть негативные последствия социального кризиса, в том числе и морское образование (морские академии в Санкт-Петербурге, Владивостоке и Новороссийске, четыре морских колледжа в Астрахани, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, два мореходных училища в Архангельске и Холмске, судостроительно-судоремонтный техникум в Советской Га-
вани и сеть мореходных школ). По свидетельству И. Беляева, начальника отдела учебных заведений Росморфлота1, в последние годы общая численность курсантов вузов уменьшилась на 40%, а морских колледжей и мореходных училищ на 50%. Снижение набора в морские учебные заведения объясняется падением потребности в кадрах вследствие сокращения числа судов флота и объема перегрузочных работ в портах страны, акционированием предприятий и нежеланием отдельных их руководителей прогнозировать развитие транспорта, сокращением реального финансирования учебных заведений, отсутствием законодательной базы, обосновывающей порядок возмещения затрат на подготовку кадров использующими их предприятиями.
В то же время экономический подъем в стране в начале XXI века требует повышения качества образования, обеспечения уровня подготовки командных кадров флота, которые должны соответствовать не только требованиям государственных стандартов и приказов Росморфлота, но и Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты ((МК ПДМНВ от 1978 г. с поправками 1995 г.). Решение этих задач зависит от переориентации на новые потребности рынка, повышения квалификации преподавателей, постановки актуальных целей, усилении гражданского содержания и информационно-коммуникативной составляющей морского образования. Значимость международной компоненты в подготовке специалистов морского флота подтверждается проводимыми научно-практическими конференциями. Так в Санкт-Петербурге на базе Государственной Морской академии прошла 13-я Международная конференция по морскому образованию по теме: «Система качества подготовки морских специалистов и безопасность на море». Конференция проводилась под эгидой Международной морской организации /ИМО/ и была организована совместно с Всемирным морским университетом /WMU, ШВЕЦИЯ/ и Международной ассоциацией морских лекторов /IMLA/. Конференции IMLA, посвященные вопросам мор-
www transport ru
ского образования, проводятся, начиная с 1981 года, каждые два года в крупнейших морских учебных заведениях мира. В последние пятнадцать лет ее организаторами были морские колледжи Германии, Франции, Италии, Великобритании, Польши, Швеции, Болгарии. В конференции в Санкт - Петербурге принимали участие около ста крупнейших специалистов, ученых, профессоров из морских университетов, тренажерных центров, морских администраций двадцати пяти ведущих морских государств, руководители Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ, представители Администрации Санкт-Петербурга.
В российских учебных заведениях успешно реализуется система непрерывного морского образования (СНМО), основанная на использовании гибких образовательных структур, обучение студентов по единым учебным планам и программам, связывающим все уровни и ступени подготовки, сохранении преемственности учебно-воспитательного процесса на всех этапах по схеме морские лицеи - колледжи (училища) - академии. Вместе с тем из-за отсутствия средств обновление материально-технической базы учебных заведений осуществляется медленно, происходит нарастающее моральное и физическое ее старение. Средняя обеспеченность морских академий современными персональными ЭВМ составляет не более одной машины на 21 курсанта, а морских колледжей и мореходных училищ - на 19 курсантов, что примерно в 10 раз меньше, чем в аналогичных учебных заведениях США. Отсутствие целенаправленной работы в данном направлении снижает качество подготовки специалистов. Современный этап развития культуры характеризуется как информационно-коммуникативный, который предъявляет новые требования к профессиональной социализации выпускников, которые должны владеть компетентностями в сфере кибернетических технологий.
С учетом уровня развития морского флота, изменений его технического состояния, принципов и характера эксплуатации морских судов, в условиях формирования новых экономических отношений меняется сложившаяся структура потребности в специалистах, предъявляются новые требования к
содержанию и качеству морского образования, обеспечению безопасности морского судоходства, подготовке и дипломированию моряков, возникает необходимость применения прогрессивных форм и методов обучения, изменения подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Данный вывод содержится в решении коллегии Министерства транспорта и Министерства образования РФ (2000).
С целью обеспечения предприятий и организаций морского транспорта специалистами для работы в условиях рыночной экономики в государственных морских академиях открыта подготовка по нескольким новым специальностям: «Экономика и управление на предприятии», «Психология», «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов», «Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов». В числе преподавателей учебных заведений Росморфлота немало специалистов высокой квалификации: профессоров, докторов наук, доцентов и кандидатов наук. Они составляют 48% общей численности профессорско-преподавательского состава (в среднем по вузам страны преподавателей с учеными степенями и званиями 42%). Несмотря на постоянно возрастающую роль материально-технической базы учебных заведений, квалификация их педагогических кадров остается основным фактором, определяющим качество выполнения главной функциональной задачи этих образовательных учреждений.
Одной из наиболее сложных проблем является воспитание специалистов морского флота. Практически все выпускники морских учебных заведений работают в условиях международного общения. Не случайно обучающиеся в них приравниваются к курсантам, потому что они должны соответствовать международным требованиям. Выполнение служебных обязанностей сопряжено у специалистов с личной ответственностью за страну, которую они представляют, поэтому немаловажной задачей при их подготовке является их гражданская социализация. В то же время воспитательная проблематика была подвергнута деидеологизации, что отрицательным образом отразилось на
целом поколении молодых людей конца 90-х гг. XX века. Учитывая негативные последствия этого, в решении по морскому образованию (14.11.2000г.) отмечена его особая роль и наряду с профессиональными задачами взят ориентир на разработку и реализацию системы мер по улучшению нравственного, гражданского и патриотического воспитания курсантов, укреплению дисциплины и соблюдению внутреннего распорядка.
В связи с этим возникает необходимость поиска научно-педагогических основ гражданской социализации студентов. В данном процессе невозможно использовать опыт идейно-политического воспитания советского периода, направленного на формирование коммунистического мировоззрения, человека-исполнителя, не обладающего свободой и ответственностью. Поскольку в социальной жизни это достигалось репрессивными методами, гражданские права оставались декларативными. Данное наследие целесообразно преодолевать на основе возрождения культурных традиций, гражданских идеалов с ориентацией на международный опыт гражданского общества.
Анализ социокультурной и педагогической ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
построением гражданского общества в России и низкой гражданской культурой всех слоев населения, и молодежи в том числе;
экономическим подъемом, требующим высоквалифицированных, ответственных специалистов, и кризисом профессионального морского образования, неспособного соответствовать тенденциям информационно - коммуникативной культуры и международным стандартам;
ориентацией морских учебных заведений на узко образовательные цели и формальным решением воспитательных задач, приводящим к искаженной гражданской социализации выпускников.
Степень научной разработанности темы. Междисциплинарный характер проблемы актуализировал поиск научных источников в культурологии, социологии и педагогике. В современных работах реабилитированы понятия «гражданин», «гражданская культура» (З.Т. Голенкова, Т.И. Заславская, В.А.
Ядов), которые стали методологической парадигмой для изучения моделей гражданского общества в трех культурных традициях - античной, немецкой и англо американской. Историко-культурное содержание российского гражданского идеала изучалось по древнерусским и средневековым летописям, трудам русских философов (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский и др.), педагогов (В.В. Зеньковский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).
В работах В.Т. Лисовского, Д.Л. Константиновского, B.C. Собкина анализируется гражданский кризис и неспособность официальных социальных институтов осуществлять передачу ценностей от одного поколения другому. Распространению массовой культуры и ее влияние на молодежь с помощью манипулятивных технологий посвящены труды С. Абрамовой, Г. Грачева, С. Кара-Мурзы. В ракурсе воздействия информатизации на профессиональное образование изучается кибернетизация технологического процесса обучения (Б.В. Кириличев, П.Д. Рабинович, Л.А. Широков).
Проблемы воздействия СМИ на детей и молодежь разрабатываются в новом для отечественной педагогики направлении - медиаобразовании, в котором наиболее разработанными считаются модели Л.С. Зазнобиной, С.Н. Пензина, А.В. Спичкина, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Шарикова. Ученые считают, что пока в науке не существует единой концепции медиаобра-зования. Особое место в этом направлении занимают работы по культурным средствам, в частности музейной деятельности, которая усиливает патриотическое воспитание подрастающего поколения, соединяя традиции и современность. Тенденции в изменении музейной деятельности на основе информационных технологий представлены в работах Л.Н. Васильевой, М.Т. Май-стровской, Н.А. Никишина и др.
Педагогические аспекты организации образовательного пространства в школе и вузе рассматриваются в работах Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова (личностно-ориентированный подход), В.И. Слободчикова (антропологический), Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой (средовый), И.Д. Демаковой (личностно развивающий), В.Г. Рындак, Н.Р. Туравец (творческо -креативный), Н.М. Борытко (субъектно развивающий), Т.И. Власовой
Н.М. Борытко (субъектно развивающий), Т.И. Власовой (духовно ориентированный). Проблемам гражданского образования и патриотического воспитания посвящены труды А.В. Беляева, Л.К. Грегуль, А.Н. Вырщикова, М.Б. Смоленского, Г.Т. Суколенковой. В то же время исследований, в которых изучалась бы гражданская социализация студентов в условиях культурно-образовательного пространства, нам не удалось обнаружить.
Социокультурная потребность и научная неразработанность обусловили проблему - поиск адекватных педагогических условий гражданской социализации курсантов морской академии в условиях современной информационно - коммуникативной культуры, что стало основой для формулирования темы: «Гражданская социализация студентов в условиях медийного культурно -образовательного пространства морской академии».
Объект исследования: гражданская социализация студентов в современных условиях информационно - коммуникативной культуры.
Предмет исследования: содержание и организация культурно - образовательного пространства как медийной среды гражданской социализации курсантов морской академии.
Целью исследования является разработка и апробация медийной среды гражданской социализации студентов в условиях культурно - образовательного пространства морской академии. Задачи исследования:
В контексте взаимосвязи теорий гражданского общества, гражданской культуры личности и историко-культурного аспекта гражданского идеала выявить содержание гражданской социализации студентов.
Определить медиаобразовательные основы культурно-образовательного пространства вуза.
Разработать модель культурно-образовательного пространства морской академии как медийной среды гражданской социализации студентов.
Создать и апробировать кибер технологию гражданской социализации курсантов морской академии.
Гипотеза исследования. Современное профессиональное образование является открытым, оно подвергается массированному воздействию со стороны массовой культуры, в него проникают разнородные идеи, что зачастую не контролируется 'преподавателями и искаженно влияет на процесс гражданской социализации курсантов, что обусловливает педагогическую организацию культурно-образовательного пространства морской академии за счет:
усиления воспитательного акцента изучения учебных предметов (гуманитарных и математических), включающих интеграцию знаний на базе гражданских ценностей и смыслов;
расширения гражданской культуры курсантов на основе музейного содержания истории морского флота;
кибернетизации академической и социально-воспитательной среды посредством духовного погружения курсантов, повышающего качество их самообразования и личностно-профессионального роста.
Теоретико-методологической основой исследования стали: идеи религиозной философии и русской педагогики о гражданском идеале и смысле жизни (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, К.Д. Ушин-ский); духовно ориентированная парадигма воспитания и антропологический подход к социализации личности (Т.И. Власова, В.И. Слободчиков); концепции гражданского общества и воспитания (А.В. Беляев, Т.И. Власова, А.Н. Вырщи-ков, З.Т. Голенкова, М.Б. Смоленский); культурологический и средовый подход к образованию (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Л.И. Новикова); теории информационно-коммуникативного общества (Д. Белл, Э. Тоффлер), медиа-образования (Л.С. Зазнобина, А.В. Федоров) и современные подходы к организации музейной деятельности на основе информационных технологий (Л.Н. Васильева, М.Т. Майстровская, Н.А. Никишин).
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические - анализ, синтез, интерпретация, концептуализация и моделирование; эмпирические - наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент; спе-
циальные методы - обобщение педагогического опыта, изучение творческих работ студентов.
Организация исследования осуществлялась с 2003 г. по 2006 г.
Поисково-теоретический этап - с 2003г. по 2004г., в ходе которого проводился анализ философских, психолого-педагогических концепций и теорий, разрабатывалась общая концепция и методология исследования.
Опытно- экспериментальный этап - с 2004г. по 2005 год, включал констатирующий и развивающий эксперименты, апробировались социально -культурные технологии гражданской социализации студентов в дополнительном пространстве морской академии, обрабатывались результаты.
Теоретико-обобщающий этап - с 2005г. по 2006 год, позволил осуществить систематизацию и оформить материалы исследования.
Эмпирической базой исследования стали Новороссийская Морская Академия им. адм. Ф. Ушакова, Ростовский филиал НГМА (студенты, обучающиеся по специальностям судовождение, экономика и финансы). В эксперименте приняли участие 242 курсанта.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивались методологической непротиворечивостью, обоснованностью исходных теоретических положений, достаточной опытно-экспериментальной базой, использованием методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, практическим подтверждением основных положений гипотезы результатами на основе взаимопроверяемых методов.
Положения, выносимые на защиту: 1. Гражданская социализация личности это культурный процесс, представляющий собой единство «вещной формы» конкретно-исторического социума (социальные артефакты, гражданские тексты, патриотические образы, выраженные знаками и символами), деятельности субъекта как духовно -практического освоения и преобразования данной реальности и уникального личностного опыта распредмечивания человеком различных смысловых граней фонда гражданских ценностей.
Международное пространство как специфическая сфера деятельности специалистов морского профиля актуализирует гражданскую социализацию курсантов. Академическое пространство их подготовки аккумулирует ценностно-смысловое содержание гражданского идеала, интегрируя знания по истории морского флота, биографии флотоводцев, морского законодательства и современных международных правовых основ. Таким образом, гражданская культура общества становится не только основой социализации студентов, но и целью профессионального образования.
2. Развитие гражданской культуры курсантов изоморфно процессу их со
циализации, а именно: когнитивное овладение гражданскими знаниями,
реализуясь в учебной деятельности, соответствует процессу интериоризации;
патриотические чувства закрепляются в процессе адаптации курсантов к
морскому образованию; выполнение гражданских обязанностей становится
результатом социализации в культурно - образовательном пространстве мор
ской академии.
Культурно-образовательное пространство вуза (академическое, социально-воспитательное, личностно-профессиональное и пространство самообразования) должно отвечать современным тенденциям информационно - коммуникативной культуры, которая обусловливает его медийное наполнение.
3. Модель педагогической системы развития гражданской культуры бази
руется на социально-культурной деятельности курсантов и включает:
задачи - овладение гражданско - правовыми знаниями, формирование историко - патриотических ценностей, овладение опытом социально -активной деятельности;
принципы - духовно аксиологический, духовно мотивирующий, духовно корректирующий, социогражданский и культурокреативный;
диагностику и коррекцию гражданской культуры, учитывающие ее качество (социально личностно значимое, социально ценностное, социально ориентированное и социально дезориентированное);
медийные проекты - кибер история и право; кибер музей и странове
дение; кибер патриот и профессия; кибер форум и консалтинг.
4. Кибер технология гражданской социализации курсантов содержательно ориентируется на виртуальное путешествие по мировым музеям морского флота, морским столицам и странам, развивает способность критического анализа, креативного синтеза фактов и зрительных образов, формирует информационную компетентность; включает следующий алгоритм: ориентировочный этап - определение личной значимости будущего медийного погружения; целевой - отработка приемов оптимального сочетания стратегической и тактической цели; контактный - соединение с провайдером и выход в поисковую систему; поисково-смысловой - формулирование запроса поиска; аналитический - критическая обработка серверов, текстовых и зрительных материалов; технологический - распределение по разделам своей работы; заключительный - выход из системы, подведение итогов.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что в работе:
в рамках духовно ориентированной парадигмы обоснована взаимосвязь теорий гражданского общества, гражданской культуры личности и историко - культурного аспекта гражданского идеала;
сформулировано понятие «гражданская социализация студентов», представляющая собой процесс развития гражданской культуры личности, включающая гражданско-правовые знания, патриотические чувства и личностную готовность к исполнению профессионального долга;
разработана теоретическая модель педагогической системы развития гражданской культуры курсантов на основе организации культурно - образовательного пространства как медийной среды морской академии;
созданы и апробированы кибер проекты и технология гражданской направленности для курсантов морской академии.
Практическая значимость исследования. Авторские проекты - «Морское право», «Музей морского флота», «Мировые морские столицы», «История морского флота и выдающиеся адмиралы» - и кибер-технология, обеспе-
ченные учебно-методическим комплексом, использовались в организации культурно-образовательного пространства как медийной среды гражданской социализации курсантов.
Разработанные критерии, уровни и показатели гражданской культуры студентов, пакет диагностических методик ее изучения применялись для повышения качества профессионального морского образования, отвечающего международным стандартам.
Результаты исследования могут быть использованы в системе профильных высших и средне специальных учреждений культуры и искусств, дополнительного образования, на курсах повышения квалификации, в сфере информационного пространства для творческого саморазвития студентов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикации научных разработок и статей, учебно-методических материалов, в процессе выступлений на конференциях, заседаниях кафедр педагогики и психологии, общегуманитарных дисциплин, научно-методических семинарах МГОПУ, НГМА и РГПУ; региональных научно-практических конференциях «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (Ростов-на-Дону, 2004,2006)и др.
По теме диссертации опубликовано 5 работ, общим объемом 5,8 п.л., в том числе 2 статьи в журналах, реферируемых ВАК РФ.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 5 приложений. Общий объем работы составляет 156 страниц машинописного текста. Работа содержит 4 рисунка, 9 таблиц, 1 схему.
Гражданская культура общества как основа социализации личности и цель профессионального образования студентов
В условиях реформирования общества необходимо выявить содержание таких понятий, как: гражданское общество и гражданская культура, демократия и демократические отношения для того, чтобы определить научно -педагогические условия, обеспечивающие эффективность гражданской социализации современных студентов.
Особое место данным понятиям уделяли античные философы. Так, Сократ обращал внимание на роль законов в организации общественной жизни, а законопослушание считал основной гражданской добродетелью. Подчеркивая роль законов, суда и гражданского согласия в жизни полиса, Сократ существенное внимание уделял также знанию и полагал, что нравственность есть знание того, что хорошо и полезно человеку, способствует его земному счастью. Сократ видел свою задачу в том, чтобы подготовить больше граждан, способных заниматься политической деятельностью, требующей знаний.
Термин «гражданское общество» в отечественной науке стал вновь актуальным в 80-е годы XX века, когда проявилась экономическая стагнация и кризис легитимности власти. Ученые сделали вывод об эвристической ценности данного понятия в качестве парадигмы, в рамках которой возникала перспектива общественных реформ на основе демократии (З.Т. Голенкова, 2000). Изучение гражданской культуры общества, на наш взгляд, актуализируется также и тем, что необходимо преодолевать не только социалистическое наследие - тоталитаризм - гражданское безволие, но также избавляться от исторических стереотипов относительно ориентации на единоначалие. Гражданское общество невозможно представить вне кон текста активной гражданской позиции его членов. Таким образом, возникает потребность в определении базовых ценностей гражданской культуры личности, педагогических условий их формирования.
Прежде всего следует выделить то социальное пространство, в котором наиболее рельефно человек ощущает и реализует свои гражданские права и обязанности. По мнению ряда ученых, это сфера международных конфликтов, связанных с защитой Отечества, а следовательно, со службой в армии; политико-правовое поле, в рамках которого человек является полноправным руководителем гражданской жизни; экономические отношения, обеспечивающие ему независимость и равные права как профессионала в достижении благосостояния общества и отдельных его членов. Особую значимость данные направления приобретают для студентов морской академии, потому что они реализуют свои профессиональные действия в первую очередь в международном пространстве. «Реабилитация» понятия гранеданин позволит и выпускникам морских академий возвратить человеку политическую и экономическую субъективность, моральную, религиозную и творческую автономию. Государство при этом будет восприниматься не как безликое коллективное сообщество людей, в котором растворена индивидуальность, а как сообщество свободных индивидов, объединенных на солидарной основе. Поиск научно-педагогических основ гражданской социализации студентов связан также с исследованием распространения массовой культуры в современной России. В этом плане интересен подход «социологии знания», в рамках которого К. Мангейм подчеркивает, что противоречивость культуры проявляется не только в том, что стремление к рациональности рождает иррациональность, но также и в том, что возрастание технической мощи не сопровождается ростом моральной ответственности, повышением уровня духовного развития человека. В связи с этим становится понятным, почему в современных условиях распространения информационных технологий такое большое место занимают мифологические установки населения, искажающие подлинное содержание гражданских ценностей. Это стало характерной особенностью и для гражданской ситуации в России. Речь идет о формировании гражданских ценностей детей и молодежи в начале 90-х годов прошлого века, когда на фоне растущих демократических тенденций был задействован лишь поверхностный слой общественного сознания. В такой ситуации оно было настроено на массовое потребление разнородных гражданских идей и теорий. Были сформированы многочисленные социальные иллюзии, гражданские стереотипы относительно ускоренных перемен во всех сферах жизни. С одной стороны, происходила мифологизация гражданского сознания, с другой - оно приобретало массовый характер. На этом фоне парадоксально выглядит вывод о том, что в России развивается гражданская культура общества, однако, следует отметить, что гражданское общество может развиваться только в том случае, если большинство членов будет осознанно опираться на гражданские идеи, нормы и правила поведения. В то же время мифологизация, и связанная с ней ритуализация общественного поведения, отрицательно влияет на формирование гражданского общества и гражданской культуры его членов, что необходимо преодолевать в процессе организации гражданской социализации современных студентов. Государство должно решить проблему формирования гражданского общества, прежде всего.
Однако в ситуации деидеологизации в Россию очень быстро стали проникать манипулятивные технологии в сферу политики. Мифологизация и связанная с ней ритуализация общественного поведения поддерживается властными структурами. В условиях утраты традиционных ценностей государство старательно ищет способы удержания общественного сознания в рамках определенного порядка. С одной стороны, это можно считать позитивным фактором, поскольку дезорганизация общественной жизни приводит к социальным столкновениям, с другой, негативность происходящего очевидна: человек на уровне личностного сознания не только не становится полноценным гражданином, но, как правило, «уходит» от реального социального взаимодействия. Этому в немалой степени содействуют манипулятивные практики, используемые властными структурами, которую можно охарактеризовать как политическую. Возникает необходимость формирова ния гражданского сознания посредством рационализации и критичности мышления человека технократического века.
В то же время технический прогресс сам по себе не является средством социализации личности. Современная цивилизация, по мнению Э. Фромма, выступает в качестве репрессивной силы, с помощью техники навязываются правила игры, принося человеческую жизнь в жертву. Мегамашина (техника) имеет непреходящее влияние на социальную жизнь, которая «превращает человека в Homo consumens, всеобщего потребителя, цели которого иметь больше и использовать больше. Это общество производит много бесполезных вещей и в равной мере много бесполезных, ненужных людей. Человек становится вещью и перестает быть человеком».1
Гражданская социализация современных студентов осложняется и тем, что экзистенциальные ценности человека утрачивают свою определенность в условиях кризиса, в котором находится российское общество. Все это делает затруднительным свободное социальное взаимодействие, а также личностную и профессиональную самоактуализация человека. Ученые указывают, что в настоящее время в России наблюдается разрыв между поколениями (В.Т. Лисовский, Д.Л. Константиновский, B.C. Собкин и др.), свидетельствующий о культурном кризисе, проявляющийся в неспособности официальных социальных институтов осуществлять передачу ценностей от старшего поколения к младшему. В условиях распространения массовой культуры на молодежь воздействуют с помощью манипулятивных технологий недобросовестные политики и производители товаров и услуг.
Гражданский идеал как ценностное основание гражданского воспитания: историко-культурный аспект
В современных условиях реформирования общества одной из его стратегических задач является развитие гражданского общества в России. Ученые и политики отмечают, что демократический подъём осложняется системным кризисом всех сторон жизни, а также сопровождается, с одной стороны, анархистскими проявлениями, с другой - жесткой прагматизацией, выражающейся в правовой регламентации всех сторон социального взаимодействия граждан. В то же время гражданские права в современной России не подтверждаются их реальным воплощением. Все это существенным образом влияет на общий процесс становления гражданского общества в России, которое, по оценкам ведущих социологов и политологов (З.Т. Голенкова, Т.И. Заславская, Н.И. Лапин, В.А. Ядов и др.), является в настоящее время квазигражданским. Преодоление отмеченного противоречия станет возможным, если в данном процессе будут участвовать все слои населения. Наиболее активной среди них является молодежь, которая подвержена различным воздействиям, в том числе и негативным, подкрепляющим их нигилизм. Особенно это стало возможным в условиях разрушения традиционных ценностей в конце XX века, которым взамен старшее поколение не смогло ничего противопоставить. На рубеже столетий осознание данных тенденций в ракурсе историко-культурных традиций позволит найти точки соприкосновения межпоколенных гражданских прав и обязанностей для того, чтобы восполнить недостатки социализации студентов, в том числе морского гражданского и военного профиля.
Одной из наиболее важной в данном процессе является проблема поиска гражданского идеала, который может стать ценностной основой социализации современных курсантов. Наиболее продуктивным для ее исследования является методологическая установка концепции К. Мангеима относительно различий между двумя системами идей, таких как: идеология и утопия. По мнению ученого, идеология стремится скрыть и сохранить настоящее с точки зрения прошлого, а утопия, напротив, стремится переступить через настоящее, фокусируясь на будущем. Конфликт между идеологиями и утопиями выступает вездесущей реальностью в обществе, являясь составной частью развития его ценностей. Поскольку аксиосфера любой культуры (Т.И. Власова, М.С. Каган) базируется на совокупности ценностей конкретно - исторического общества, постольку обмен между ними и демонстрирует нам их историко-культурную модификацию. Гражданский же идеал, приобретая различную форму (идеология или утопия), в свою очередь, влияет на ценности отдельных членов общества. Данный коммуникативный процесс (обмен) является социокультурным механизмом развития гражданского общества в целом и формирования гражданской культуры отдельных его членов.
Культурно-исторические традиции и идеалы гражданского общества в России доминируют по двум направлениям: государственность в форме приверженности интересам России - его исторический идеал: самодержавие, соборность, народность, т.е. гражданская культура человека формировалась на основе общественной и государственной значимости и гражданственности в качестве высшей добродетели; либерализм в форме ориентации на формирование гражданских качеств на основе вольнодумных устремлений, реализации личностных прав, организации неформальных организаций революционно-демократического толка.
Первая тенденция связана с коллективной формой существования человека в обществе, вторая - с его индивидуальным способом гражданской реализации в социуме. Поскольку одна форма не находится с другой в прямом антагонизме, не представляется необходимым, на наш взгляд, их противопоставлять как исторические тенденции. В то же время следует отметить, что вторая тенденция не стала доминирующей как социокультурная установка в российском обществе, потому что в исторических традициях она осталась только как идеальное (духовное) устремление, не найдя широкого внедрения, и как практическое применение использовалась лишь незначительной частью населения.
Особенности российского государства определили приоритет первой тенденции. Еще до образования на территории будущей Руси институтов феодальной государственности народом был накоплен опыт социализации подрастающего поколения, который оформлялся в пословицах, поговорках, устных сказаниях. В них выражалось отношение людей к труду, своему прошлому и будущему, определялось поведение младшего поколения к традициям и обычаям, постепенно оформлялся гражданский идеал.
В IX - X веках происходит становление Киевского государства. Киевская Русь - раннефеодальная монархия, во главе которой стоял Киевский великий князь, но важную государственную и политическую функцию выполняло народное собрание - вече. Организационным центром его были «старцы градские». В компетенцию вече при участии всех свободных граждан входило решение вопросов обороны, избрание князя. Таким образом, уже в древности утверждались в гражданском сознании идеалы соборности и коллективизма в разных сферах жизни.
Медиобразование как основа организации культурно - образовательного пространства вуза
Гражданская социализация студентов морской академии разворачивается в академическом (учебном) и культурном (дополнительном) пространствах, которые при создании определенных педагогических условий могут стать благоприятной средой для эффективного достижения поставленных воспитательных целей. В связи с этим представляется целесообразным выявить соотнесение указанных явлений и определить их содержание.
В самом общем смысле среда понимается как окружение. Чаще всего под средой подразумевается, так или иначе, совокупность условий и влияний, окружающих человека, природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на его жизнь и деятельность. Пространство определяется как взаимное расположение сосуществующих объектов.1 Данное понятие достаточно эвристично для гуманитарных исследований, которое было позаимствовано из математики. Его использование за ее пределами помогает сформулировать новые отношения внутри изучаемого феномена. Нам близок математический подход, потому что поставленную задачу, с одной стороны, мы решаем в пределах преподавания математики и информатики (одна точка), с другой, процесс гражданской социализации разворачивается не только в учебном взаимодействии, но в дополнительном образовании в условиях современной информационно-коммуникативной культуры (вторая точка), которая обусловливает новое функционирование культурно - образовательного пространства. Следовательно, в нашу задачу входит определение нового содержания всех элементов, или точек данного пространства, которое при их взаимодействии станет средой гражданской социализации курсантов морской академии.
В отечественной педагогике наиболее разработанным считается понятие среды в дошкольном и школьном образовании. В 90-е годы XX века особое внимание было уделено ее гуманистическому характеру, в том числе и в дополнительном образовании. Так, В.А. Петровский считает, что она может стать таковой тогда, когда станет основой проявления и укрепления в сознании ребенка доверия к окружающему миру, уверенности в том, что ближайшее окружение не сможет причинить ему страдания. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно развивающем взаимодействием со взрослыми и другими детьми.
Непременным условием построения развивающей среды в учреждении дополнительного образования (И.Д. Демакова, Л.И. Новикова, В.А. Петровский, Н.Л. Селиванова и др.) является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса, включающую сотрудничество, содействие, сочувствие, сотворчество, соучастие. Чем больше и полнее используются возможности среды учреждения образовательного учреждения, тем более успешно происходит свободное и активное развитие ребенка.
Одной из главных составляющих системы дополнительного образования является ее образовательная среда. В исследовании Н.И. Фуниковой образовательная среда рассматривается как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. М.Р. Катунова рассматривает образовательную среду как единство внутреннего и внешнего; материального и духовного; прошлого, настоящего и будущего; стихийного и специально организованного; традиционного и инновационного. Образовательная среда учреждения дополнительного образования - это система влияний и условий формирования личности ребенка по заданному образцу, а также возможностей для его развития, содержащихся в социальном и пространственном окружении. Образовательная среда в дополнительном пространстве базируется на соотношении таких параметров как открытость, интерес, активность, успех, свобода, непрерывность, творчество. Именно творческая образовательная среда является оптимальной средой воспитания интереса обучающихся. Она создает благоприятную почву для творческой, культурной деятельности, обеспечивает сотрудничество, сопровождает человека всю его жизнь, формирует потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире. Обозначенные стадии предопределяют специфику содержания дополнительного образования.
В исследованиях Е.В. Бондаревской выделяется гуманитарная среда и среда общения. Гуманитарная среда - часть социокультурной среды, определяемая получением мировоззренческого гуманитарного знания, формированием гуманистических ценностей личности. Среда общения создается на основе гуманистических, творческих, развивающихся отношений в сообществе взрослых и детей; диалогического общения как условия реализации субъектных отношений (в противовес монологическому общению); свободного выбора сфер практического приобщения к социально-культурным ценностям; открытия проблем, значений и смыслов, окружающих человека реальностей; культивирования разных форм творческой активности детей и взрослых. Гуманитарная среда и среда общения в учреждении дополнительного образования активно влияют на рост социальной активности ребенка и его социального опыта, определяют процесс развития личности и самопознания, своих возможностей, служат основой для развития интересов и способностей.
Педагогические принципы, содержание и диагностика гражданской социализации студентов в условиях медийной культурно - образовательной среды вуза
Информационно-коммуникативная культура общества обусловливает медийное наполнение культурно-образовательного пространства профессионального образования. В связи с этим необходимо по-новому организовывать его содержание. Общеизвестно, что одним из необходимых компонентов педагогической системы является мониторинг и диагностика поставленных целей. Основной целевой установкой является гражданская социализация курсантов морской академии. В связи с этим целесообразно определить показатели и уровни гражданской культуры студентов в ракурсе их профессиональной социализации.
По определению И.С. Кона, социализация (от лат. socialis - общественный) это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Понятие социализации является предельно широким и включает процессы и результаты становления, формирования и развития (на протяжении всей жизни) личности. К.В. Рубчевский отмечает, что социализация - это процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, вхождение, «внедрение» индивида в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств.
Основными формами социализации личности являются интериоризация и социальная адаптация. Интериоризацию традиционно понимают как процесс заимствования из внешней среды определенных сведений, разного рода информации и их усвоение в качестве знаний, умений, норм, образцов поведения, ценностей.
Адаптация, т.е. приспособление, рассматривается с различных мировоззренческих позиций. Так, необихевиорист Г. Айзенк адаптацию определяет как состояние, при котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой, полностью удовлетворены, т.е. состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой. Адаптация - это процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
С точки зрения интеракционистской теории культуры, адаптация обусловлена как внутрипсихическими, так и средовыми факторами (Л. Филипс). По мере взросления все более сложными становятся ожидания, которые предъявляются к социализируемой личности. Предполагается, что личность должна перейти от состояния полной зависимости к независимости и принятию ответственности за благополучие других. По Л. Филипсу, адаптирован-ность - это 1) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом, например, посещение школы и овладение учебными предметами или установление дружеских отношений со сверстниками; 2) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. Адаптивному поведению присущи успешное принятие решений, инициатива, определение собственного будущего.1
Согласно Д.В. Ольшанскому (1989), социальная адаптация - вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды). Среда воздействует на личность или на группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздействует на среду. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности. Важнейшая роль при этом принадлежит социальному контролю.1 Адаптацию следует расценивать как механизм социализации личности. В процессе социальной адаптации устанавливаются соотношения, которые обеспечивают развитие как личности и социальной группы, так и среды. При этом социальная адаптация охватывает биологическую, психическую и социальную сферы бытия человека (П.С. Карако, 1998). Диапазон возможностей развития для личности, с одной стороны, и среды, с другой, необходимо учитывать при организации культурно-образовательного пространства морской академии.
В социализацию входит также и процесс интериоризации. По мнению ученых, усвоение знаний, навыков, норм, принятие ценностей имеет адаптивное значение, становясь основой социализации. Преодолевая проблемные ситуации, личность адаптируется к имеющимся условиям среды, не только репродуктивно используя приобретенный социальный опыт, но и открывая новые способы поведения и решения проблем. Социализацию можно представить как этапы: первый - социализирующее воздействие общества, второй - интериоризация, третий - адаптация.
Адаптация личности может иметь как конформистский, так и неконформистский творческий характер. Первый вариант подчас приводит к формированию таких черт личности, которые создают препятствия на пути ее успешной социализации. Во втором личность создает что-то новое, осуществляет нововведения в те или иные области, в результате творчество становится результатом социализации, в основном одаренного человека. Следует подчеркнуть, что индивид всегда ощущает потребность в самовыражении, для чего необходимы определенные условия, поэтому творческая адаптация, осуществляясь путем изменения ситуации, открывает возможности для новой целенаправленной деятельности, для продолжения успешной социализации и саморазвития личности.