Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 Научно-педагогические основы исследования воспитания социально-политической активности студентов 16
1.1 Политическая культура общества: сущность феномена и содержание понятия 16
1.2 Взаимосвязь политической культуры общества и социальной активности студенческой молодежи 36
1.3 Концептуальные основы воспитания студентов в условиях профессионального образования 53
Выводы 75
Глава 2 Содержание и организация воспитания социально - политической активности студентов на основе драматизации 78
2.1 Драматизация как культурное содержание воспитания студентов 78
2.2 Диагностика политической компетентности и социальной активности современных студентов 95
2.3 Драматизация как технология воспитания социально - политической активности студентов 114
Выводы 140
Заключение 144
Список литературы 147
Приложения 157
- Политическая культура общества: сущность феномена и содержание понятия
- Взаимосвязь политической культуры общества и социальной активности студенческой молодежи
- Драматизация как культурное содержание воспитания студентов
- Диагностика политической компетентности и социальной активности современных студентов
Введение к работе
Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях трансформации политической системы в России на рубеже веков молодежь была подвержена массированной атаке со стороны зарубежных средств массовой коммуникации, включая телевидение и компьютерные технологии. С одной стороны, пропагандировался западный образ жизни, ориентированный на демократию, с другой, отрицались традиционные ценности социального порядка и справедливости. Такая ситуация усугубила воспитательное состояние профессионального образования, которое и в предыдущий период не отличалось особым вниманием к формированию социальной активности личности. Переход же к демократическим формам государственного устройства предъявляет новые требования к гражданам страны, которые должны быть способны не только отстаивать свои права, но и выполнять свои социальные обязанности. Наиболее активной частью населения является студенческая молодежь, поэтому государство должно быть заинтересовано в том, чтобы ее социализация получила позитивную ориентацию.
Качество воспитания социально-политической активности студентов зависит от особенностей культурной и образовательной среды, уровня культурного развития властителей и подвластных, от всех тех факторов, которые в понятиях современной науки выражаются понятием «политическая культура». Ценностный уровень политической культуры характерен для современных обществ, где существуют демократические режимы. Во многих демократических странах Запада политическая культура воспринимается как непреходящая общественная ценность и ее развитию и совершенствованию уделяется огромное внимание, как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества. Когда политическая культура представляет собой общегражданскую ценность, то возможно взаимное обогащение культуры и политики, которая связана с политической деятельностью и выступает определенным способом ее осуществления.
В то же время социологические исследования (Смоленский, Собкин) показывают, что для выработки у российского населения положительных политических ценностей необходимо длительное время. Теоретические «кавалерийские наскоки» политиков, осуждающих такое положение дел или «любующихся смирением и покорностью», неправомерны, а поэтому актуальным представляется работа по воспитанию социально-политической активности студентов, которые в будущем смогут влиять на развитие страны в целом.
В современной России активизировались различные формы антиобщественного поведения среди молодежи, такие как экстремизм и шовинизм, которые требуют социокультурного противодействия. Молодежная аудитория по-разному реагирует на экономические и социальные трудности, одни доходят до политического терроризма, другие полностью игнорируют участие в политической жизни общества - не участвует в выборах, не признает членства в партийных организациях, не проявляют гражданские качества. Исследователи активности молодежи в контексте политического терроризма (А.Ю. Дроздов, Б.К. Мартыненко, А.В. Сериков и др.) отмечают, что рост экономического неравенства людей, социальные и национальные противоречия ведут к разочарованию молодежи в эффективности законных способов обретения социальных благ, к массовой маргинализации и криминализации, росту социального недовольства. В связи с этим социальные институты должны заниматься проблемами воспитания социально-политической активности студентов, которые станут проводниками взвешенной политики, что приведет к преодолению угрозы национальной безопасности общества.
Модернизация высшего образования обусловлена усилением конкуренции в условиях рыночной экономики, основной задачей которой является повышение компетентности выпускников ВУЗов. Компетентности формируются
1 Дроздов А Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации. // Социологические исследования - 2003 - № 4; Мартыненко Б.К Политический терроризм: понятие, признаки, классификации. // Северо-Кавказский юридический вестник - 1995 - № 7; Сериков А В Отношение молодежи Ростовской области к событиям в Москве и Бесла-не. // Путь в науку. Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук. Вып.5.4.2. Ростов н/Д., 2004.
не только в учебном заведении, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, современных масс медиа. Социальной практике и экономике необходим ответственный специалист, а высшая школа традиционно сориентирована на репродукцию профессиональных знаний и умений, имеющих невысокую эффективность, что приводит зачастую к личностной пассивности выпускников. Комитет по образованию Совета Европы рассматривает компетентности как необходимый показатель качественного образования в современном мире. Он предложил два подхода к их классификации: предметно-содержательный и процессуально-технологический. Первый подход ориентирует рассматривать компетентности на основе совокупности знаний и умений в определенной социальной сфере. В структуру значимых ком-петентностей входят политические и социальные компетенции, которые рассматриваются, как способность личности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в урегулировании конфликтов и участие в деятельности демократических институтов общества. Важными считаются компетенции, касающиеся жизни в многокультурном государстве, включающие понимание и признание различий между людьми и нациями, уважение и способность жить с людьми других культур, языков и религий. Мировые образовательные тенденции актуализируют воспитательную проблематику в отечественных ВУЗах, потому что от уровня сформированное данных компетенций выпускников зависит их качество социальной жизни, а, следовательно, политическая стабильность общества.
Осуществлять активность достаточно сложно в условиях развивающейся демократии, потому что большое количество политических партий, зачастую с одинаковыми лозунгами, не оставляют шансов на сознательный выбор. Значительную часть электората составляют молодые люди, которые не способны подчас определить тех кандидатов, которые впоследствии будут соответствовать запросам демократического общества. В связи с этим активность студентов становится позитивной, либо негативной. Подлинно социальной
она может стать только на основе политической компетентности, обретя при этом определенное социальное качество.
Ориентируясь на социализацию и воспитание студентов в новых социально-культурных условиях, необходимо одновременно решать актуальные задачи разных направлений воспитания, использовать виды деятельности, связанные с развитием креативности личности, ее познавательной активности, морально-волевых качеств. Необходимым условием решения задач данного направления воспитательной работы со студентами является подбор видов и форм социально-культурной деятельности, посредством которой студент сможет удовлетворить свои потребности в самовыражении, самоуправлении, общении, познании, выявлении себя как неповторимой индивидуальности. Весьма эффективным методом является театральная педагогика в ее прикладном аспекте. В школьной педагогической практике давно используется деятельность театральных кружков, как правило, сориентированная на эстетическое развитие учащихся.
В практике неспециализированных ВУЗов (гуманитарных, педагогических, технических и др.) данное направление не использует свой культурный потенциал, обедняя тем самым спектр воспитательного влияния на личностное развитие студентов. В то же время студенты погружены в массовую культуру, которая оказывает на них зачастую разрушительное воздействие. О негативных тенденциях массовой культуры пишет исследователь А.В. Костина, отмечая, что она имитирует творческую активность и сложность, претендуя на способность формирования творческого сознания. «Виртуальная реальность, становящаяся реальностью потребления, компьютерные программы, задающие алгоритмы создания артефактов, по форме приближающихся к элитарным, возможности коммуникативных технологий, расширяющие сферу деятельности человека - все это создает иллюзию роли элитарной культуры в рамках постиндустриального общества»'. Молодежь, яв-
КостинаЛ В Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2006. С. 10-11.
ляясь основным потребителем ее высокотехнологичной продукции, становится пассивной в социальной жизни. Преодоление культурного противоречия возможно посредством духовных практик. Таким культурным потенциалом обладает драматизация, использование которой в профессиональном воспитании позволит студентам реально овладеть опытом социальной и культурной коммуникации, Становится очевидным, что воспитание социально-политической активности студентов в условиях массовой культуры требует нетрадиционного подхода. Педагогические технологии, основанные на театральных приемах, позволят студентам осуществлять выбор разных социальных ролей, свободно переключаться от одной деятельности к другой, обеспечат действительную активность, самостоятельность, изменение отношения к окружающему миру, умений координировать собственную позицию с позицией других людей. В то же время в массовой педагогической практике отсутствуют культурно-образовательные условия, комплексно обеспечивающие реализацию задач по воспитанию социально-политической активности студентов. Анализ социально-педагогической ситуации показал наличие ряда противоречий между:
необходимостью политического реформирования и низким уровнем политической культуры общества в целом;
распространением антиобщественных форм поведения среди молодежи и неспособностью политических структур государства на быстрое котрреаги-рование и планомерную работу с неформальными молодежными организациями;
возрастным стремлением молодежи к активной жизни и негативным влиянием на нее массовой культуры, которая навязывает пассивное потребление артефактов;
потребностью студентов в овладении социальными и политическими ком-петентностями и недостаточным уровнем ее удовлетворения в условиях вузовского образования, не использующего нетрадиционные педагогические технологии.
Степень научной разработанности проблемы. В исследованиях проблем профессионального образования широко используются достижения общей педагогики и психологии, в том числе наследие Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, В.А. Сухомлинского и др. Обобщающие исследования по педагогике высшей школы Г.И, Герасимова, В.А. Козырева, A.M. Новикова, Н.К. Сергеева, В.И. Слободчикова, Н.Л. Шубиной актуализируют роль образования в определении культурного облика современного российского общества1.
Проблемы воспитания в профессиональном образовании рассматриваются исследователями достаточно редко, потому что традиционно основной задачей его считается подготовка будущих специалистов. В то же время в работах Н.М. Борытко, Т.И. Власовой, Н.Л. Селивановой, В.В. Серикова2, Н.В. Тельтевской актуализируются вопросы гражданского, духовно - нравственного воспитания студенческой молодежи. В исследованиях в то же время достаточно слабо представлены методы воспитания студенческой молодежи, в основном речь идет о традиционных и направлениях средствах.
Особое место в развитии личности занимает театр и креативные способы, которые, однако, в педагогических работах по профессиональному образованию практически не разрабатываются, кроме специализированных учебных заведений культурологической и художественной направленности. Среди креативных способов личностного развития на первый план выдвигаются игровые (театральные), изучение которых имеет глубокие историко - педаго-
Герасимов Г.И Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества. М., 2005; Козырев В А, Шубина НЛ. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса. СПб., 2005; Новиков A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования. // Педагогика - № 9 - 2000; Новиков AM Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000; Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории). СПб.- Волгоград, 1997; Слободчиков В.И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (концептуальные основания). М. - Киров, 2003.
2 Власова Т.И Педагогика духовности как актуализированная практика современной школы. // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования. Выпуск 12. Волгоград, 2003; Сериков В.В. Воспитание нравственного сознания и поведения. Воспитание эстетического вкуса. // Общая педагогика: избранные лекции. Волгоград, 2004; Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания. / Ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. М.-Тверь, 2004.
гические традиции (Я.А. Коменский, Ф. Шиллер, Й. Хейзинга, Дж. Морено, К.С. Станиславский, Н.Н. Бахтин, П.М. Ершов1 и др.).
В современной отечественной педагогике ученые В.М. Букатов, А.П. Ершова и другие разрабатывают социо-игровые формы обучения школьников в контексте новой области художественной и общей педагогики - драмогерме-невтики, которая связана с определением и развитием перспектив театральной педагогики в современной культуре. В фундаменте любого драматического произведения, утверждают исследователи, от античной трагедии до водевиля заложен конфликт, при осознании и разрешении которого человек овладевает социальной компетенцией,
Педагогический аспект театральных приемов и методов, перенесенных в академическое и дополнительное пространство образования, предполагает выявление их социально-культурного потенциала. В разное время проблемами драматизации стали заниматься такие ученые, как Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин. Она исследовалась как форма внеклассной работы (В.Г. Ширяева, В.А. Шилов), педагогически организованная игра подростков (Н.П. Аникеева, Л.В. Макаренко), познавательная игра младших школьников (О.С. Газман, З.В. Баянкина, В.М. Григорьев). Вопросам использования методов театрализации в обучении и воспитании посвящены труды К.А. Арбузова, А.П. Ершовой, Л.А. Никольского, М.А. Разбаш, Б.Н. Цикина; процесс организации театрального творчества в детском коллективе рассматривается Н.Ш. Владимировой, Т.М. Есенковой, А.А. Леоновым, Т.Г. Пенем, Е.Э. Сен-чиловым, Ю.И. Рубиной, Е.К. Чухман. В то же время нам не удалось обнаружить работ, в которых исследовалась бы проблема драматизации как педагогической технологии воспитания социально-политической активности студентов, обучающихся в вузах, неспециализированных в области культуры и искусств.
Морено Я Психодрама. М., 2001; Ершов П.М. Проблема материала в актерском искусстве. Канд. дисс. М.; ГИТИС, 1946; Технология актерского мастерства. М., 1992.
В связи с этим возникает потребность в научном осмыслении взаимосвязи отмеченных процессов в ракурсе повышения качества высшего образования и воспитания студенческой молодежи. Обнаруженные противоречия и недостаточная научная разработанность выявили проблему, которая сформулирована в теме исследования «Драматизация как педагогическое условие воспитания социально-политической активности студентов».
Объектом исследования является воспитание социально-политической активности студентов.
Предмет исследования: драматизация как культурный феномен и педагогическая технология воспитания социально-политической активности студентов.
Гипотезой исследования послужило предположение, что профессиональное воспитание может обрести социально-культурное качество на основе драматизации, потому что ее сущностью, с одной стороны, является действие, воспроизведение того или иного образа, сюжета, импровизация. С другой стороны, она позволяет студентам раскрепостить творческие способности, развить личностные качества, освоить различные социальные стратегии поведения в культурно-образовательном пространстве неспециализированного вуза. В этой связи эффективность воспитания социально - политической активности студентов повысится при следующих педагогических условиях, если:
преподаватели будут опираться на междисциплинарный подход, интегрирующий гуманитарное знание педагогики, социальной и политической психологии, теории социально-культурной деятельности, театральной педагогики;
процесс воспитания будет выстроен в соответствии с закономерностями социализации личности, ее политической компетентности;
последовательность этапов воспитания будет ориентироваться на данные комплексной диагностики политической культуры студентов;
организация процесса воспитания будет использовать достижения дра-могерменевтики, а педагогической технологией станет драматизация, посредством которой студенты освоят социальные и политические роли.
Цель исследования: обоснование и разработка культурно-образовательных условий, влияющих на эффективность системы воспитания социально - политической активности студентов.
Задачи исследования:
Определить сущность социально-политической активности студентов в рамках междисциплинарного подхода.
Сформулировать концептуальные основы воспитания студентов в условиях профессионального образования.
Выявить социально-культурный и образовательный потенциал драматизации.
Определить критерии и показатели политической культуры студентов.
Разработать и внедрить драматизацию как воспитательную технологию в процессе развития социально- политической активности студентов.
Теоретико-методологической основой исследования стали концепции политической культуры (Г. Алмонд, С. Верба, Д.В. Ольшанский); культурологический подход к образованию (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова); идеи философской (Н.Е. Новгородская) и психологической антропологии (В.И. Слободчиков); концептуальные подходы к воспитанию Дж. Морено; театральная педагогика, ориентирующая актера на синтез действия, чувств и сверхзадачи (К.С. Станиславский, П.М. Ершов, А.П. Ершова); идеи социальной и политической психологии, показывающие социальную обусловленность политических действий человека (Л.С. Выготский, Д. Майерс, Д.В. Ольшанский).
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические - анализ, синтез, интерпретация, концептуализация и моделирование; эмпирические - наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперимент; специальные методы - обобщение педагогического опыта, изучение творческих работ студентов, совместная творческая и социально направленная деятельность.
Организация исследования осуществлялась с 2003 г. по 2006 г. и включала: поисково-теоретический этап, в ходе которого проводился анализ философских, социологических, психолого-педагогических теорий, разрабатыва-
лась методология исследования; опытно-экспериментальный этап включал констатирующий и формирующий эксперименты, апробировались педагогические технологии, обрабатывались результаты; теоретико-обобщающии этап позволил осуществить систематизацию и оформить материалы исследования.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивались методологической непротиворечивостью, обоснованностью исходных теоретических положений, достаточной опытно-экспериментальной базой, использованием методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, практическим подтверждением положений гипотезы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
на основе базового понятия «политические и социальные компетенции личности» выявлена сущность и характеристики социально-политической активности студентов;
сформулированы концептуальные основы воспитания, ориентирующие преподавателей в совместной социально-культурной деятельности со студентами преодолевать противоречие между пассивным образом жизни, навязываемым массовой культурой, и возрастным стремлением молодежи к активности, наполняя этап профессионального образования социальными ценностями и смыслами;
в контексте драмогерменевтики выявлен социально-культурный и образовательный потенциал драматизации;
разработана драматизация как педагогическая технология воспитания
лидерских качеств и освоения социального и политического поведения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сущность социально-политической активности студентов. Теоретико - методологической основой для исследования социально-политической активности студентов стало базовое понятие - политические и социальные компетенции - это способность личности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в урегулировании конфликтов и уча-
стие в деятельности демократических институтов общества (Совет Европы, Комитет по образованию). Социально-политическая активность студентов является показателем сформированности политической культуры личности и характеризуется качеством политических знаний, уровнем убеждений, степенью социализации и культурной идентификации.
Концептуальные основы воспитания студентов в условиях профессионального образования. Концептуальными основами воспитания молодежи является философская и психологическая антропология, в рамках которой студенческий возраст рассматривается как наиболее сенситивный для экзистенциальной и социальной идентификации. В условиях массовой культуры, когда молодежь становится основным потребителем некачественных произведений, у нее формируется пассивная форма социализации, что необходимо преодолевать воспитательными средствами в культурно-образовательном пространстве вуза. Таким образом, целью профессионального воспитания студентов должно стать развитие активности личности, имеющая позитивную характеристику и социальную направленность.
Социально-культурный и образовательный потенциш драматизации.
В основе драматического произведения заложен конфликт, понимание и разрешения которого, приводит личность либо к позитивному, либо к негативному социальному взаимодействию. Социально-культурный потенциал драматизации, как формы театрального искусства, в таком контексте выражается в форме воздействия на социальные компетенции человека.
Образовательный потенциал драматизации связан с ее целесообразным включением в воспитательный процесс для формирования позитивной социальной идентификации студентов и заключен в феномене синтетического сочетания различных видов культурной деятельности (импровизация, художественное чтение, музыкальное исполнительское искусство, пение, актерская игра, режиссура и др.), что позволяет обучающимся овладевать различными социальными, в том числе и политическими ролями.
4. Политическая культура студентов реализуется в политической компе
тентности, показателями которой являются знания о политике, политиче
ские интересы и ориентации; оценки политических явлений и политические
убеждения. В реальном политическом пространстве современного россий
ского общества формирование компетентности студентов должно преодоле
вать политические мифы и стереотипы; политические обряды и ритуалы,
приводя к демократическим образцам и нормам поведения.
Качество политической культуры зависит от социальной идентификацию и готовности студентов к проявлению ответственности (долг, обязанности). В таком сочетании критерием политической культуры студентов выступает ее социальная направленность, проявляющаяся в позитивной активности личности.
5. Драматизация, как воспитательная технология, обусловлена законо
мерностями психо- и социо- драмы и изоморфна этапам формирования поли
тической культуры личности.
Цель тренинга-драматизации - развитие лидерских качеств студентов.
Задачи: 1) преодоление ложных страхов; 2) признание внутренних комплексов и их принятие; 3) раскрепощение душевных сил; 4) освоение социальных ролей.
Результат - увеличение веры в собственные силы, освобождение от чужих комплексов, возникновение потребности в принятии самостоятельных решений, удовлетворение желания в общении с другими людьми на основе адекватных реакций и социальной ответственности.
Тренинг-драматизация выстроен в логике четырех этапов аналитического, импровизационного, рефлексивного и тренинго-ролевого.
Социо драматические действия студентов включают 1) наблюдения за поведением людей в разных ситуациях; 2) выполнение действий в аналогичных ситуациях с позиции выбранного субъекта; 3) самоанализ поведения и определение личностных качеств в данных обстоятельствах; 4) отработку и закрепление лидерских качеств в условиях политической агитации электората.
Практическая значимость. В исследовании разработаны и апробированы:
критерии политической культуры студентов;
пакет диагностических материалов, направленных на изучение политической компетентности и социальной активности студентов;
авторская программа «Политическая культура общества и личности»;
учебно-методическое сопровождение технологии «драматизация».
Полученные диагностические данные, выводы и практические материалы
могут быть использованы в высших, средне специальных учебных заведениях, в образовательных учреждениях культуры и искусств в процессе воспитания и обучения студентов, в дополнительном образовании школьников и студентов.
Апробация и внедрение результатов. Эксперимент проводился со студентами Ростовского филиала Московского государственного открытого педагогического университета, Ростовского государственного педагогического университета. Общее количество составило 246 человек.
Апробация осуществлялись посредством публикации научных статей и тезисов, в процессе выступлений на конференциях, заседаниях кафедры общегуманитарных дисциплин и психологии, научно-методических семинарах МГО-ПУ; международных и региональных научно-практических конференциях «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (Ростов-на-Дону, 2004,2006).
По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 6,2 п.л.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (161 источник) и 2 приложений. Общий объем работы составляет 179 страниц машинописного текста. Работа содержит 6 рисунков, 12 таблиц.
Политическая культура общества: сущность феномена и содержание понятия
Актуальность изучения политической культуры российского общества обусловлена, прежде всего, ее трансформационным состоянием, потому что как показали последние десятилетия XX века, в стране наблюдается активная работа по переходу к демократическим формам государственного устройства. Известно, что в развитых странах «идея, что государство обеспечивает общую выгоду или действует в интересах общего благосостояния, существует уже более века» (М. Олсо).1 Следует отметить, что данная демократическая установка существовала и в СССР только в искаженном варианте коммунистической идеологии, представляя собой определенную утопию. Историко-культурный анализ устройства различных государств позволит сформулировать наиболее сущностные стороны политической культуры для последующего конструирования педагогической системы воспитания социально-политической активности студенческой молодежи.
Вопросы политического устройства в обществознании можно обнаружить в античной социально-философской мысли. Так современные концептуальные модели политической культуры общества базируются на идеях Платона, который огромное внимание уделял социокультурным факторам, таким как образование и воспитание «настоящих политиков». Он упоминает о «царственном муже, настоящем политике», правление которого «благотворно».1 Рассуждения Платона позволяют ему выделить различные типы политического управления, среди которых самым совершенным представляется демократический принцип государственной власти. В то же время образование и воспитание необходимо не только для первого лица государства, но и для любого, облеченного властью гражданина. Речь, по сути, идет о формировании политической культуры: «при правильном устройстве государства ... государство должно управляться «божественным собранием» ... Пусть члены этого собрания будут у нас тщательно подобраны и надлежащим образом воспитаны.... Получив такое воспитание, они поселятся на акрополе, возвышающемся над всей страной, и будут совершенными стражами по охране добродетели...».2 Платон не останавливается на пожеланиях, предлагая определенную классификацию политических моделей: тирания, аристократия, демократия. Лучшей среди прочих он считает монархию, которая опирается на закон. Правление же большинства, т.е. демократия, представляется ему наиболее слабым типом власти, так как поделенная «между многими» власть, а также связанная с нею ответственность за политическое управление обществом, деперсонифицируются. Кроме двух типов власти - власти «одного» (монархии) и власти «многих» (демократии), по Платону, существует ее промежуточный тип - «правление немногих».
Помимо воспитания и образования правителей, которое необходимо для процветания государства, Платон считал чрезвычайно важным повсеместное соблюдение законности. При чем данный процесс при демократических режимах достигается труднее. Но Платон подчеркивал, что если все же представить что и при монархии, и при демократии создано правовое государство, т.е. «повсюду царит порядок, то жизнь при монархии оказывается наихудшей, а наилучшей - при демократии». Понятие «политический порядок» было и остается, по мнению С. Хантингтона, выражением желаемого, а не реального состояния обществ, подверженных трансформации.
Аристотель также разрабатывает учение о политической культуре общества, в котором управление страной считается социальным действием, присущим только человеку потому, что «...всякое государство представляет собой своего рода общение», которое организуется ради какого-либо блага, при этом им выделяется так называемый «господин», имеющий ограниченные управленческие полномочия и «государственный муж (царь)», обладающий полнотой власти и применяющий ее на основах присущего ему знания о науке и практике управления. «Господин - тот, кому подвластно небольшое число людей; а кому подвластно еще большее число - это государственный муж или царь... Царь правит в силу присущей лично ему власти, а государственный муж отчасти властвует, отчасти подчиняется на основах соответствующей науки - политики...».3 Для настоящего исследования особенно важны рассуждения философа относительно государства, которое он рассматривает как управленческую систему с физическими лицами, осознающими социальную значимость государственного образования и политики как способа управления. Стремление к сознательному участию в политическом управлении философ считает неотъемлемым социальным качеством. Тех, кто не способен или не желает осознавать этого, философ сравнивает с животными: «Государство существует по природе и по природе предшествует человеку... А тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством.... Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо...» . «Власть государственного мужа - власть над свободными и равными...»2, что особенно важно учитывать при организации воспитания социально - политической активности современной студенческой молодежи в трансформирующихся условиях.
Взаимосвязь политической культуры общества и социальной активности студенческой молодежи
Актуальность изучения политической культуры российского общества обусловлена, прежде всего, ее трансформационным состоянием, потому что как показали последние десятилетия XX века, в стране происходит переход к демократическим формам государственного устройства. Наиболее активной частью населения является студенческая молодежь, поэтому государство заинтересовано в том, чтобы ее профессиональная социализация получила позитивную общественную ориентацию. Целесообразно выявить взаимосвязь отмеченных процессов в ракурсе повышения качества высшего образования и его модернизации. Опираясь на определение политической культуры как совокупности знаний, чувств, поведения и отношения человека к политической системе, можно обнаружить ее личностный уровень.
Политическая культура общества может быть проанализирована как по суммарным показателям уровней политических культур его членов-граждан, их социальных групп, слоев и классов, так и по показателям, характеризующим общество как единый и неделимый организм. Показатели, которые характеризуют уровень политической культуры в обществе, следующие: существующая политическая организация общества, формы и методы функционирования политических институтов, степень и способы участия граждан в политической жизни общества, накопленный социально-политический опыт, существующие политические традиции и обычаи, система политических идей, знаний, принципов, используемых в общественном развитии.
В свою очередь А. Боднар предлагает включить в показатели следующие элементы: знание политики, фактов, заинтересованности ими; оценку политических явлений; эмоциональную сторону политических позиций, например, любовь к родине, ненависть к врагам, чувство отчуждения от политики; признание в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и следует вести себя в различных ситуациях. Следовательно, социальная активность студентов в сфере политической жизни страны может быть ориентирована на выделенные показатели.
Политическую культуру А. Боднар определяет как исторически сформированную совокупность политических институтов, политических образцов и способов политического действия индивидуумов в общественных группах.
В.А. Щегорцев предлагает рассматривать политическую культуру в следующих аспектах как: центральный важнейший элемент общей системы культуры (рабовладельческой, феодальной, буржуазной и социалистической); характеристику степени знания, понимания, усвоения и претворения в жизнь массами политики государства; характеристику степени знания, понимания и использования гражданских прав и свобод; характеристика степени активной включенности в политическую жизнь общества и государства; характеристику глубины политической убежденности и сознательности; характеристику степени развитости политических институтов; характеристику существующей политической системы, степени ее демократичности и эффективности.2
Известный американский социолог У. Розенбаум выделяет компоненты ядра политической культуры, те ориентиры, которые играют основополагающую роль в формировании политического порядка нации, ее политического режима, а именно, ориентиры в отношении правительственных структур, других политических систем, собственной политической деятельности. Данные допущения показывают, что политическая культура это и отношения, которые возникают между деятельными объектами. Нет отношений -нет и культуры. Ограниченные отношения - ограниченная культура. Именно по этой причине нация, обладающая богатым культурным наследием, но имеющая бедную гражданскую жизнь, серую политическую жизнь, имеет, как правило, и неразвитую, примитивную политическую культуру, по мнению У. Розенбаума. Исследователь классифицирует политические отношения: первая группа - отношения не институционального субъекта (индивид, группа, класс, нация) политического процесса к институциональному объекту, т.е. к политическим институтам и к международному сообществу. Вторая группа - это отношения между институтами политической системы. Выступая в качестве объектов по отношению к не институциональному субъекту, институты политической системы общества сами оказываются в роли субъектов, когда взаимодействуют друг с другом. Подобное случается, например, с политическими партиями, в отношениях между которыми с течением времени устанавливаются определенные правила и традиции. Такие же отношения складываются между институтами данной политической системы и международным сообществом. И, наконец, третья группа отношений - отношения институционального субъекта к не институциональному субъекту. Например, взаимодействие политических партий с электоратом. Конструктивность данной точки зрения очевидна, потому что она показывает научно - педагогические основания для организации воспитания социально - политической активности студентов в русло отношений между субъектами, имеющими различный уровень функционирования.
Еще одним важным методологическим добавлением можно считать концепцию политической культуры М. Соболевского, который предложил более ее широкое толкование, включив в нее политические цели, к которым стремится система, и ценности, которые должны детерминировать действия; основные методы политического действия, правила политического поведения индивидов и групп; основные политические институты и их роль в политической системе. Можно сделать вывод, что политическая культура - это не изолированное явление; она представляет собой подсистему в области глобальной культуры и находится в различных зависимостях с составными ее частями: экономической, правовой, моральной, управленческой, религиозной. Кроме того, политической культуре присуща динамичность. Политическая культура находится в тесном взаимодействии с существующей политической системой: помогая ей или расшатывая ее, соответствуя или не соответствуя ее требованиям. Политическая культура связана с другими политическими институтами, с помощью которых происходит социальная адаптация к тем социальным ролям, которых человек должен придерживаться в своей деятельности в сфере производства, потребления и образования (Ф. Бро, 1992).
Драматизация как культурное содержание воспитания студентов
Традиционно искусство театра призвано воздействовать на эмоции и чувства людей. Наряду с этим театр - это социальная проекция жизни той или иной эпохи. В современный период, характеризующийся демократическими преобразованиями, усиливается его социально -педагогическое значение в воспитании студенческой молодежи. Об этом писал Ф. Шиллер: «Тысячи пороков, остающимися безнаказанными, карает театр; тысячи добродетелей, о которых умалчивает правосудие, прославляется сценой .. . Какими чудесными впечатлениями, решениями, страстями переполняет она нашу душу, какие божественные идеалы выставляет перед нами для подражания»1. Театр является особым способом познания окружающего мира и человеческой природы, организуя идеи и чувства. «Спектакль, пьеса, сцена несут человеку освобождение, возвышают его, пробуждают в нем сознание, глубокую внутреннюю жизнь», подтверждает французский театральный деятель Л. Жуве2.
Содержанием театрального искусства служит отображение действительности в специфических художественных образах, с помощью которых осуществляется это познание. В процессе общения с драматическим искусством возрастает духовность и взаимопонимание, а «...главное назначение театра, ... быть стимулом к активной жизни»3, «театр должен просвещать ум... Он должен наполнять светом наш мозг»4.
Благотворное влияние театра на ум, чувства и сознание детей, многократно подчеркивали в научной педагогической и психологической литературе О.С, Газман, Л.С. Выготский, СВ. Образцов, К.С. Станиславский, С.А. Шмаков и др. В начале XX века Н.Н. Бахтин1, определяя обучающее, воспитывающее и облагораживающее значение театрального искусства отмечал, что работа над доступной и полезной в воспитательном отношении пьесой «дисциплинирует» ребенка. Это воздействие зависит не только от идейно-художественной ценности спектакля, но и от особенностей восприятия, мышления, воображения, эмоциональной памяти, от запаса имеющихся у ребенка жизненных представлений, от его интересов и духовных потребностей, общей культуры.
«Театр - особый психологический феномен, смысл которого в очищении психики ребенка» - отмечает С.А. Шмаков. Благодаря творческому самовыражению, познанию духовного мира людей происходит накопление жизненного опыта, формируется новый восходящий виток в нравственном и духовном развитии. «.. .Можно сказать, что работа с детьми над спектаклем -это своеобразный способ проживания культурных образов человечества через уподобление, идентификацию в актерской игре», - пишет А.В. Гребенкин3. Ершова А.П, в свою очередь, отмечает, что занятия театром способны значительно повысить уровень эмоциональной отзывчивости и организованности, подвижности и тренированности внимания, памяти, навыков коллективного труда, ответственного отношения к своим словам, поступкам и действиям4.
Педагогическая практика всегда искала более эффективные способы использования театрального искусства в целях духовного становления подрастающего поколения. Одним из таких средств является драматизация, объединяющая различные виды художественной деятельности. Термин «драматизация» является производным от «драмы» (гр. drama - «действие»), представляющий собой один из трёх основных родов художественной литературы (лирика, эпос), принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Драматические конфликты воплощаются в поступках героев, их диалогах и монологах, жестах и мимике1. «Драматизировать» -значит придавать какому-либо произведению драматическую форму .
Истоки драматизации обнаруживаются в культовых праздниках и обрядах древних людей, в театральном действии древнегреческого театра. Н.Н. Бахтин считает, что корнями драмы являются песни-диалоги дикарей и мимические танцы военного и любовного происхождения. Песня-диалог становится драмой, если сопровождается мимическими движениями, а мимический танец - если к нему присоединяется слово. По мнению ученого, в представлениях охотничьих племен слова играют второстепенную роль. Однако по мере развития речи слово занимает все более главенствующее место, и сценические произведения из мимических превращаются в произведения словесности. По Бахтину, знакомство детей с драматической формой начинается в раннем детстве, передаваемое известие, как правило, они сопровождают мимикой и жестикуляцией, что говорит об их близости к драме, особенность которой состсит в том, что в ней событие изображается одновременно с помощью языка и мимики. Для настоящего исследования данный аспект актуализирует использование драматизации в воспитании студентов, потому что их будущая профессия напрямую связана с дошкольниками, страдающими речевыми расстройствами. Оказание им логопедической помощи может быть расширено за счет освоения навыков драматизации как таковой. Хотя это и не является основной целью исследования, а представляет собой косвенное воздействие драматизации.
Известно, что древнегреческий театр возник из религиозного культа в честь Диониса. Из хоровых выступлений и танцев этого праздника зарождается драма, трагедия и комедия - ведущие жанры, получившие развитие в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана.
Школьный театр возник в средние века как средство воспитания и изучения латинского языка. Уже в XIII в. в некоторых аббатствах детей привлекали к участию в театральных представлениях - они разыгрывали мистерии на латинском языке. В XIV - XV вв. школьники принимали участие в фарсах, шутках и комедиях, которые ставились в колледжах и на площадях. С 1402 г. постановка мистерий стала привилегией «Братства Страстей Христовых», а учащиеся разыгрывали «моралитеты» - пьесы аллегорического содержания, возникшие из мистерий. С началом реформации в Германии (XVI в.) иезуиты, убедившись в необходимости собственных пьес в духе Ордена, стали сочинять школьные комедии на латинском языке, утверждая, что «драматические представления, добросовестно поставленные, содействуют развитию характера и чувств, воспитанию ума и памяти» (Н.Н. Бахтин).
XVII век отмечен педагогической деятельностью Я.А. Коменского. Впервые в истории педагогики он не только создал основы современной дидактики, но и новые формы преподавания1. Он занялся реформой школы, издал ряд учебников для каждой ступени изучения латинского языка, «дабы позднее не слышать нареканий: полезным вещам не учили, а сплошь бесполезным». Весь учебный материал давался в виде сценария. По Коменскому, цель школьных пьес заключалась в выработке у учащихся навыков хорошей речи в присутствии публики, ибо все, что происходит в обществе, «носит характер сцены»3. Мы пришли к выводу, что Я.А. Коменский не только впервые в истории создал целостную теорию обучения, но и заложил основы современного воспитания на материале драматизации.
Диагностика политической компетентности и социальной активности современных студентов
Экспериментальная работа по воспитанию социально-политической активности студентов средствами драматизации была организована в несколько этапов. В ней приняли участие в общей сложности 242 обучающихся, в том числе 50 человек из Московского государственного открытого педагогического университета (Ростовский филиал) и 192 - из Ростовского государственного педагогического университета. Эксперимент проходил в течение 3-х лет и состоял из диагностико-констатирующего и развивающего. Особенностью развивающего эксперимента стало модульно - синергетическое распространение его результатов. Так, в начале эксперимента было сформировано 2 группы по 25 студентов (МГОПУ) в каждой. На добровольных основаниях они были объединены в клуб любителей театра, культурная деятельность которого включала следующие направления: этюдную работу (2 раза в неделю в течение четырех месяцев), тренинг-драматизацию «Лидер» (1 раз в неделю в течение четырех месяцев), информационное самообразование по политико-правовым проблемам (параллельно с этюдной и тренинговой деятельностью), волонтерскую работу по организации малых форм тренинга-драматизации со студентами РГПУ (было сформировано 20 групп по 7-Ю чел., руководителями которых выступили по двое студентов, прошедших первоначальный курс драматизации) (в течение полугода), волонтерскую работу в микрорегионе с электоратом, людьми пенсионного возраста, по распространению правовой информации, мониторингу социальной ситуации в целом (в течение полугода). Таким образом, в орбиту социально-политической деятельности было вовлечено значительное количество, как молодых, так и людей старшего поколения.
В 2003-2004 уч. году была проведена диагностика уровня политической культуры студентов МГОПУ и РГПУ (общее количество опрошенных 286 человек), а также была изучена степень социальной активности студентов МГОПУ (52 человека). В первую очередь были выделены основные показатели, свидетельствующие о политической компетентности обучающихся.
К главным политическим ценностям, необходимым сегодня студенческой молодежи, можно отнести права, свободы и обязанности человека, равноправие граждан перед законом, ответственность, верховенство закона над волей человека, суверенитет личности, этническая, социальная, расовая, конфессиональная свобода, толерантность, уважение к демократическим выборам и власти, стремление к социальной гармонии, культуре социальных отношений. Все эти ценности демократии претворяются в культуре, отношениях людей, становятся основой воспитания молодежи, которое начинается с подбора средств, методов, форм работы, претворением их в жизнь и завершается верой студентов в соответствующие идеалы и готовностью их отстаивать.
Основные ценности: Равноправие граждан. Идея равноправия граждан часто рассматривается молодыми людьми сквозь призму потребителя материальных благ. Такое понимание стимулирует стремление обогатиться любыми средствами, что несовместимо с понятиями истинного гражданина. Поэтому необходимо, чтобы молодые люди идею равноправия трактовали через призму равных возможностей самореализации. Такой подход предполагает решающее участие самих молодых людей в создании благ, в обеспечении ими других, В какой степени студент овладевает необходимыми будущему специалисту знаниями, занимается научно-исследовательской работой, активно участвует в общественной жизни, таким и будет его результат в будущем. Если студент сегодня в достаточной мере работает над собой, выносит на рынок труда свои знания и умения, силу, находчивость, сообразительность, старательность, талант, то он достигнет определенных материальных благ в будущем.
В воспитании немаловажное значение имеет степень понимания студенческой молодежью своих прав, свобод, обязанностей, что предполагает знание Конституции РФ, нормативных правовых документов, регламентирующих жизнедеятельность вуза. Необходимо, чтобы студенты понимали, что право
всегда предполагает готовность человека на саморегламентацию и самореализацию, а настоящая свобода накладывает и обязанности. Поэтому, чем больше первая, тем больше и другие.
Ответственность является необходимым качеством в воспитании социально-политической активности. Важно формировать у студентов чувство ответственности за собственную жизнь. Человек в гражданском обществе о себе должен заботиться сам. Воспитание ответственности ведет к появлению в характере молодых людей черт инициативности, творчества, предприимчивости. И когда такие черты станут характерными для большинства людей, общество имеет шанс достигнуть достатка, станет жизнеспособным.
Воспитание нераздельно связано с формированием национального самосознания. Особенно актуальным на современном этапе в этом отношении является возрождение традиций, обрядов, обычаев своего народа, уважительное отношение к выдающимся историческим и культурным личностям, формирование культа родного дома, семьи, предков.
Необходимо отметить, что данное направление воспитания требует особых усилий, целеустремленной, систематической работы всего коллектива педагогов, воспитателей. Социальные ценности нельзя заменить ни законами, ни революционными лозунгами, нельзя внедрить идеи молодому поколению сверху. Процесс этот длительный, требующий напряжения и терпения всех, кто занимается воспитанием.
Следует также заметить, что политические навыки у различных людей приобретаются разными путями. Одни в процессе политической деятельности приобретают их стихийно, путем проб и ошибок, а другие, прежде чем приступить к политической деятельности, сознательно изучают политический маркетинг, политический менеджмент и, таким образом, избегают тех ошибок, которые могут быть совершены лидером в процессе становления его политической карьеры. Таким образом, приобретение практических политических навыков есть часть политической культуры.