Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие художественных потребностей подростков в клубе Титов Борис Александрович

Формирование и развитие художественных потребностей подростков в клубе
<
Формирование и развитие художественных потребностей подростков в клубе Формирование и развитие художественных потребностей подростков в клубе Формирование и развитие художественных потребностей подростков в клубе Формирование и развитие художественных потребностей подростков в клубе Формирование и развитие художественных потребностей подростков в клубе Формирование и развитие художественных потребностей подростков в клубе Формирование и развитие художественных потребностей подростков в клубе Формирование и развитие художественных потребностей подростков в клубе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Титов Борис Александрович. Формирование и развитие художественных потребностей подростков в клубе : ил РГБ ОД 61:85-13/744

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-педагогические возможности клуба в формировании и развитии художественных потребностей подростков .

1. Сущность и специфика художественных потребностей подростков 25

2. Клуб в системе социальных факторов формирования художественных потребностей подростков 38

3. Актуализация художественных потребностей подростков как основа педагогической деятельности по формированию и развитию художественных потребностей подростков в клубе 55

Выводы 75

ГЛАВА II. Психолого-педагогические механизмы формирования и развития художественных потребностей подростков в клубе и методика их использования .

1. Педагогические условия формирования художественных потребностей подростков в клубе 83

2. Развитие положительной мотивации художественной деятельности подростков 100

3. Формирование ценностных ориентации подростков в процессе художественной деятельности 118

Выводы 139

Глава III. Динамика художественных потребностей подростков в процессе художественной деятельности 146

Выводы 168

Заключение 172

Список использованной литературы 184

Приложение

Сущность и специфика художественных потребностей подростков

В условиях развитого социалистического общества художественное воспитание, как средство формирования новой личности, занимает все более значительное место. Н.К.Крупская тесно связывала коммунистическое воспитание с занятиями искусством. Искусство, по ее мнению "... резонатор, усиливающий все коммунистическое, все коллективистское, доброе, все прекрасное, что поднято было в душе масс революцией" /2.2, с.86/.

Задачей всякого воспитания является формирование в личности определенных потребностей. /4.ИЗ, с.20/ "Художественное воспитание есть формирование отношения человека к искусству... внутренней потребности общения с искусством" /4.38, с.222/, то есть формирование художественных потребностей.

Художественное воспитание зависит как от объективных факторов - социальной среды, наличия в ней культурно-просветительных учреждений и активности их деятельности, так и от субъективных -- от уровня художественного развития индивидуума, от разнообразия или ограниченности его художественных интересов, от его ценностных ориентации, наконец, от его возраста, характера и темперамента. Подростковый возраст в этом смысле является особенным.

Советской и зарубежной наукой получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков. Советские психологи в качестве основного выдвигают положение о том, что психика индивида развивается в процессе сложного взаимодействия биологических и социальных факторов, среди которых решающими являются конкретно-исторические условия общественной жизнедеятельности человека, характер ее взаимосвязей с другими людьми, направленность его обучения и воспитания.

Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.

Характерной чертой самосознания является появление у подростка "способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению /т.е. стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными/ и самовоспитанию". /5.14, с.136/. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности: взглядами, способностями, характером, умением соблюдать "кодекс нравственности", принятый среди подростков. Все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые в отличие от образцов детей младшего школьного возраста представлены уже не столько в виде конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе.

На определенном этапе развития прежнее место, занимаемое ре бенком в системе окружающих его человеческих отношений, осознается им как не соответствующее его возможностям и он стремится изменить его. "Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни". /4.51, с.508/.

В подростковом возрасте происходит известный "скачок" в психофизическом развитии индивида. Этот возрастной этап часто называют "кризисным". Кризис подросткового возраста обусловлен тем же появляющимся разрывом между развитием внутреннего мира ребенка и теми отношениями с внешним миром, которые сформировались в предшествующей фазе. "Новое /понятийное/ освоение мира, начатое в период обучения грамоте, стало привычным, нормальным. Половое созревание неожиданно и резко нарушает, казалось бы, установившееся равновесие. Внимание подростка, направленное ранее на познание окружающей действительности /"объективный" этап/, возвращается к собственной личности. Развивается центростремительная ориентация, направленная на созидание внутреннего мира самого субъекта. Одновременно подросток пытается найти свое место в окружающей среде. Объект его познаний из конкретного, частного перерастает в метафизический, всеобщий". /5.47, с.163-164/.

Клуб в системе социальных факторов формирования художественных потребностей подростков

Период развитого социализма характеризуется возрастанием роли и значения художественной культуры в формировании подрастающего поколения. Превращение художественной культуры в один из эффективных воспитательных потенциалов является объективной закономерностью социализма и диктуется социально-культурными и идеологическими потребностями общества. Это детерминировано рядом социальных условий.

Во-первых: сущностью развитого социализма, обуславливающего возрастание роли художественной культуры в коммунистическом воспитании подрастающего поколения.

Во-вторых: высоким уровнем материальной и духовной культуры /как отдельно взятой семьи, так и общества в целом/, создающей условия для художественного развития подрастающего поколения.

В-третьих: возрастанием основ образования, которое дает школа и которое невозможно без художественного развития личности.

Указанные выше условия детерминируют активное художественное воздействие различных социальных институтов на личность ребенка. В этой связи объяснить появление тех или иных художественных потребностей подростков может анализ материальной и духовной среды, в которой живет, действует и развивается личность, анализ характера личной деятельности, конкретной совокупности социальных ролей и отношений личности. Значение этих условий формирования художестввенных потребностей подтверждается рядом исследований /см.4,9, 5,33/.

Анализ среды, в которой осуществляется художественная жизнь подростка позволяет выделить в ней ряд факторов, обуславливающих формирование художественных потребностей: во-первых, регион с его культурно-просветительными учреждениями и средствами массовой информации; во-вторых, школа с ее системой организации досуговой деятельности; в-третьих, семья с ее культурно-художественными традициями и, в-четвертых, те микрогруппы, в которых непосредственно происходит процесс формирования личности, в том числе и формирование художественных потребностей.

При рассмотрении факторов, влияющих на формирование художественных потребностей подростков, необходимо выделить факторы как целенаправленного, так и спонтанного воздействия на формирование художественных потребностей подростков. К числу первых, на наш взгляд, относятся школа, средства массовой информации и культурно--просветительные учреждения данного региона, а к числу вторых относятся те микрогруппы, которые окружают подростка в его повседневной жизни /дворовые и классовые группы и т.д./. Семью можно отнести как к первой, так и ко второй группе факторов, в зависимости от ее позиции. В данном контексте мы рассматриваем семью в системе факторов целенаправленного воздействия в связи с возможностями влияния клуба на распространение педагогических знаний среди родителей и увеличением-в этой связи роли семьи в художественном воспитании детей.

Разделение факторов формирования художественных потребностей на целенаправленное и спонтанное воздействие обусловлено тем, что создание условий оптимального влияния на формирование и развитие художественных потребностей подростков требует учета общих и специфических законов и определенных связей всего комплекса художест венного воздействия.

Художественная деятельность, в процессе которой формируются и развиваются художественные потребности подростков осуществляется в свободное от их основного вида деятельности - учебного, на досуге. Именно досуговое время есть время художественного развития подростков. С расширением границ свободного времени повышается значимость факторов формирования художественных потребностей в деле их удовлетворения и общественного регулирования. Однако само по себе свободное время не является показателем ценности. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности, расцвета ее способностей, расширения диапозона интересов. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям "антикультуры" как пьянство, хулиганство, преступность.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным художественным воспитанием и количественно преобладающим стихийным воздействием художественных явлений. К сожалению, чаще всего художественное воздействие на подростков бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах его деятельности - в семье, в школе, во внешкольных учреждениях. Случайными могут быть посещения кино, театра, выставки, выбор литературы для чтения и музыки для прослушивания и т.п. Но одни впечатления от художественного восприятия могут быть эпизодом жизни, другие - могут оказать решающее влияние на его жизнь. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой испорченный вкус, приобщение к антихудожественным явлениям.

Педагогические условия формирования художественных потребностей подростков в клубе

Разработка путей и средств формирования художественных потребностей подростков требует рассмотрения педагогических условий, при которых формирование и развитие художественных потребностей подростков в клубе приобретает оптимальный характер.

Общеизвестно важнейшее положение материалистической психологии: личность развивается в процессе деятельности, /см.4.65, с.147/. Таким образом, потребность, как личностное свойство возникает в процессе деятельности, она выступает как результат этой деятельности. Следовательно, формирование и развитие художественных потребностей подростков может осуществляться лишь в процессе художественной деятельности.

Художественная деятельность подростков представляет собой двуединый процесс, где, с одной стороны, субъект в процессе деятельности, "отдавая свои" сущностные силы" и способности, объективирует себя в них, с другой стороны, само это объектирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия, "присвоения" свойств объекта, который был создан предшествующими поколениями, другими людьми до него". /4.2, с.98/. Такое "присваивание" художественных знаний, умений и навыков, выработанных другими людьми и зафиксированных в произведениях искусств успешно и самым активным образом осуществляется в условиях клуба. По данным нашего исследования кроме приобретения музыкальных, вокальных, хореографических и других навыков подростки, участвующие в самодеятельных коллективах знакомятся с историей и теорией театрального искусства /50%/, киноискусства /39%/, хореографического искусства /27%/, музыкального искусства /51%/, изобразительного искусства /25%/, а также с литературой и поэзией /36%/.

Всякая деятельность предполагает активность, возникающую в результате отношений субъекта деятельности с предметом этой деятельности. Характеризуя человеческую деятельность Э.С.Маркарян пишет: "вообще деятельность - это направленная активность людей, выражающаяся в их действиях. Это процесс в целом координарованно осуществляемых действий, которые возникают на основе взаимодействия людей с внешней средой". Л.58, с.209/. В процессе художест-венной деятельности в клубном самодеятельном коллективе подросток, входя во взаимодействия с произведениями искусства проявляет активность, направленную на освоение художественных ценностей, не только в условиях коллектива, но вне его. Причем, эта деятельность по освоению художественных ценностей подростков вне коллектива наиболее активна и разнообразна, чем у подростков, не занимающихся художественной деятельностью в самодеятельных коллективах. По данным нашего исследования суммарно 22-мя видами досуговой деятельности как художественными /прослушиванием музыки, просмотром спектаклей, посещением музеев и др./, так и нехудожественными /конструированием, спортом, туризмом и др./ часто занимаются 36% подростков, участвующих в художественной самодеятельности и 29% подростков, не участвующих в художественной самодеятельности. А стремятся к овладению этими видами деятельности соответственно 72% и 66% опрошенных подростков.

Активная художественная деятельность подростков в самодеятель ном коллективе стимулирует их стремление к наслаждению прекрасным, заставляя их посещать мероприятия, расчитанные на расширение художественной культуры личности. Так, на концертах коллективов художественной самодеятельности бывает 73% подростков, участвующих в клубных самодеятельных коллективах и 53$- не участвующих. На встречах с писателями, поэтами, композиторами, артистами и т.п. бывают 68% подростков, среди участников художественной самодеятельности и 47% - среди неучастников.

Более того, деятельность по удовлетворению имеющихся потребностей создает новые объекты, которые выступают на качественно новой основе как более сложной потребности. У подростков, занимающихся творческой деятельностью в самодеятельном коллективе стремление научиться таким клубным видам деятельности как подготовка сценария или диспута проявляется наиболее ярко, чем у подростков не занимающихся художественными видами деятельности /соответственно 68% и 58$/.

Приведенные данные показывают, что формирование и развитие художественных потребностей осуществляется в процессе художественной деятельности, предполагающей освоение художественных ценност-тей на основе творческой активности личности. Причём, наиболее активное и целенаправленное формирование и развитие художественных потребностей подростков осуществляется в условиях коллектива. В.А. Сухомлинский отмечал, что именно в коллективе широко проявляются индивидуальные творческие особенности детей. Источником воспитательной силы коллектива он считал создаваемые в процессе коллективной деятельности условия для раскрытия и проявления духовных сил личности, /см.5.49/. А.С.Макаренко рассматривал коллектив, как силу, формирующую каждую конкретную личность. "В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть и воздействием на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив". /4.57, с.354/.

В клубных учреждениях создаются особого рода коллективы, основой жизнедеятельности которых является общность интересов, удов летворение их в процессе разнообразной художественной деятельности. Клубный коллектив, представляя сложное социально-историческое явление, форму связи индивида и общества, играет важную роль в присвоении личностью художественных ценностей общества, причем освоение этих ценностей происходит в процессе коллективной деятельности, составляющей основу для формирования художественных потребностей подростков. В итоге коллектив выступает в качестве условия, а художественная деятельность - способа формирования художественных потребностей личности.

При этом следует отметить, что коллектив выступает не как собрание отдельных членов, а как "интеграл". /П.П.Блонский/. В результате каждый клубный коллектив "интегрируя" знания, умения, навыки и опыт своих членов представляет художественно-воспитательную среду этого коллектива, которая, в свою очередь, оказывает действенное влияние на художественные потребности каждого члена этого коллектива. Так, высказанные отдельными членами или группой коллектива различного рода предложения находят отражение в планах учебно-творческой работы клубного коллектива и становятся составной частью его деятельности. В большинстве коллективов, например, в основном по инициативе их членов, систематически проводятся беседы и диспуты об отношениях друг к другу /72.%/; о школьных делах /49%/, о жизненных проблемах /55%/, о выборе будущей профессии /Ь9%/ и об искусстве /45%/»

Динамика художественных потребностей подростков в процессе художественной деятельности

Наша гипотеза относительно положительного влияния участия подростков в художественной деятельности подтверждается уже на уровне сравнения творческого потенциала и социальной активности подростков, участвующих и не участвующих в художественной деятельности.

Результаты исследования показали, что для участников художественной деятельности характерна более высокая дисциплина, активность в учебе и общественной работе, а также более разнообразные духовные интересы по сравнению с общей массой школьников. Детским самодеятельным коллективам свойственна общественно полезная деятельность, эффективность которой измеряется в конечном ито-ге тем влиянием, которое они оказывают на самих участников и на более широкое социальное окружение - на таких же сверстников /детей и подростков/ и на взрослых. Однако при сравнении подростков, участвующих и не участвующих в художественной деятельности правомерно возражение следующего характера. Люди, в силу своих психологических особенностей, обладают различной степенью активности. То есть подросток, активный в учебе, активен и в досуговой деятельности. Эта активность делает его более целеустремленным и способствует росту его интеллектуального потенциала. И, наоборот, мало активный подросток в одном виде деятельности, также мало активен во всех других, он не собран, недостаточно целеустремлен, словом социально пассивен.

Мы же утверждаем, что если вовлечь подростка в целенаправленную художественную деятельность, то независимо от степени его психической активности, самые разнообразные положительные качества личности в процессе художественной деятельности проявляются и расцветают, возрастает в целом творческая активность, что сказывается на деятельности подростков в различных сферах. Занятия художественной деятельностью также способствуют приобретению социально ценных качеств.

Показать такие изменения у личности может анализ динамики художественных потребностей подростков.

Динамика художественных потребностей представляет важнейшую характеристику потребностей, она заключается в способности актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь. Именно в результате анализа динамики художественных потребностей можно оценить результативность педагогической деятельности по формированию и развитию художественных потребностей подростков в клубе.

О динамике потребностей /степени их напряженности, мере насыщения, угасания и т.п./ мы можем судить на основе качественного и количественного анализа запросов и интересов, а также их прямых или косвенных проявлений: уровню творческого потенциала, суждениям, и художественной деятельности подростков только пришедших Б коллектив, занимающихся первый год и тех, которые занимаются в художественном коллективе 2,5,4,5,6 и более лет.

Цель данного раздела работы - проследить динамику художественного развития подростков в процессе их общения с искусством в условиях клубного объединения художественной направленности. Включение в исследование этого раздела продиктовано тем, что фрагментарное изучение личности подростка в плане его художественного воспитания малопродуктивно, необходимо проследить переход от одной стадии развития художественных потребностей к другой, но не просто как результат количественных изменений, а результат существенной качественной перестройки. Ибо на каждом этапе развития (по Л.С. Выготскому) возникают новые и новые целостные "психологические системы", внутри которых действует художественное восприятие и "внутри которых оно только и получает ряд таких свойств, которые не были ему присущи вне этой системы развития". /4.22, с.347/.

Данные нашего исследования позволяют проследить динамику художественных потребностей подростков в процессе их художественной деятельности в клубном объединении художественной направленности на уровне сознания и на уровне поведения.

Изменение художественного сознания подростков определяется уровнем /количественным и качественным/ их запросов, ценностных ориентации, творческого потенциала, художественных суждений, и, наконец, отношением к собственной художественной деятельности.

На поведенческом уровне динамика художественных потребностей определяется характером и разнообразностью.общения подростков с искусством, широтой их художественных интересов, объемом общественно полезной деятельности, в том числе художественной, а также сокращением или ликвидацией форм асоциального поведения и влияние на творческое отношение к учебной деятельности подростков.

Как уже указывалось, одним из важнейших показателей изменения художественного сознания подростков является изменение их запросов. По данным нашего исследования, художественные запросы подростков возрастают с изменением стажа их занятий в самодеятельном коллективе. Например, с возрастанием стажа занятий подростков в самодеятельном коллективе растет уровень их притязаний к искусству. А именно, 41% подростков, занимающихся первый год хотели бы, чтобы в клубном учреждении, независимо от того, в каком коллективе они занимаются, рассказывали о театральном искусстве; 20% хотели бы знать как можно больше о балете; 54% о музыке; 47% о живописи; и 43% о литературе и поэзии. А среди подростков, занимающихся шесть лет и более соответственно 55%; 55%; 65; 46%; и 55%. Заметим,- что это не максимальные показатели. Количественный "пик" приходится на подростков, занимающихся четыре года, что, вероятно, связано, с одной стороны, с относительной насыщенностью подростков к этому времени художественной информацией и неспособностью руководителя коллектива или художественного отдела клубного учреждения дать больше информации, с другой.

Динамику художественных потребностей можно проследить и на основе изменения ценностных ориентации как одной из характеристик художественного сознания. Ценностная ориентация включает в себя совокупность знаний, навыков и установок, связанных с насущными задачами сегодняшнего дня.

Опытно-экспериментальная работа показала, что в процессе художественной деятельности в одном из клубных самодеятельных коллективов они значительно обогащают свои знания в области искусства, приобретают художественные умения и навыки. Кроме того, в процессе целенаправленной педагогической деятельности у ребят вырабатываются определенные установки на художественную деятельность.

Похожие диссертации на Формирование и развитие художественных потребностей подростков в клубе