Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования Казымов, Валерий Борисович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казымов, Валерий Борисович. Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Казымов Валерий Борисович; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусств].- Челябинск, 2013.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/631

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня культурно-экономические преобразования во всех сферах развития общества связаны прежде всего с социальным становлением растущего человека, включением его в современную жизнь, с активным вхождением в систему общественных отношений и ориентацией на ценности социума. Это обусловило усиление значения социализирующей функции в системе дополнительного образования детей. Данная система существенно меняет стратегическую направленность целей (формирование личностных качеств, мировоззренческих установок и убеждений, приобретение опыта поведения в соответствии с принятыми нормами и правилами) и содержания образования (формирование социализирующих качеств детей как важного ресурса в обеспечении цивилизованной жизнедеятельности личности и социума).

Важная роль в содержании деятельности учреждения дополнительного образования детей принадлежит массовым досуговым мероприятиям, к которым относится детский праздник. В процессе его подготовки и проведения происходит освоение социального опыта, сохранение и воспроизводство лучших образцов отечественной культуры, социокультурных ролей. Комплексный характер праздника воздействует одновременно на чувства, мышление, осознание ребенком сопричастности к обществу, к группе людей и способствует его социальному развитию.

Деятельность режиссера по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования представляет собой организацию особого творческо-педагогического процесса по социальному развитию детей через участие в различных видах социокультурной деятельности с целью привития ценностных ориентаций и социальных установок.

В отечественной науке интерес к празднику как явлению культуры (И. М. Снегирев) возник в 30-е гг. XIX в., при этом праздник как народную праздничную культуру изучали представители отечественной филологической науки (А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня и др.); праздник как форма общественной жизни народа стало предметом культурологических и социально-педагогических исследований (П. М. Керженцев, А. В. Луначарский и др.); в философских и этнографических исследованиях праздник представляет собой форму социальных отношений (М. М. Бахтин, А. А. Белкин, Д. Н. Генкин, Д. С. Лихачев и др.).

Вопросам праздничной культуры посвящены работы деятелей искусств, режиссеров массовых праздников и театрализованных представлений (Б. Н. Петров, В. А. Триадский, И. М. Туманов, И. Г. Шароев и др.).

Развитие концепции детского праздника как особого явления рассматривали в своих исследованиях Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. Разработке проблем организации детского праздника существенно способствовали общепедагогические труды Ю. К. Бабанского, Л. И. Новиковой, П. И. Пидкасистого, И. П. Подласого, Н. Е. Щурковой и др., а также теоретические положения, практические выводы, содержащиеся в работах Ю. П. Азарова, Л. В. Байбородовой, А. Н. Лутошкина, А. В. Мудрика, М. М. Поташника, В. С. Русановой и др.

Изучение соотношения социальной, педагогической и психологической составляющей детского праздника освещено в трудах К. А. Абульхановой-Славской, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В последние годы усилилось внимание к праздникам как педагогическому и социально-культурному явлению (Д. Н. Генкин, А. Д. Жарков, А. И. Мазаев, А. Ф. Некрылова, В. М. Рябков и др.). Весомый вклад в разработку вопросов теории и методики организации праздника внесли работы
Д. В. Тихомирова, Г. П. Черного, С. А. Шмакова, И. И. Фришман и др.

Реализация социализирующей функции детского праздника способствует приобретению детьми социального опыта совместной деятельности, овладению системой общественных отношений и социально одобряемого поведения.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определены важность и значение системы дополнительного образования детей. Целью данной системы выступает направление, способствующее развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей; организация целенаправленного процесса воспитания как доминанты педагогической деятельности, развития личности в интересах человека и государства; предоставление детям и подросткам свободы выбора индивидуальной траектории развития.

В соответствии с этим социализирующая функция детского праздника, реализуемая в учреждениях дополнительного образования детей, оказывает непосредственное воздействие на личность ребенка, удовлетворяя общечеловеческие потребности – эстетические, нравственные, потребности в общении и взаимодействии не только со сверстниками, но и со взрослыми (педагоги, родители). Общение в системе социально-культурной деятельности, как и в искусстве, происходит по законам свободного, никем не ограниченного диалога, что указывает на культуросозидающее значение праздника.

Происходящие в обществе деформационные процессы приоритета материальных ценностей над духовными, коммерциализация искусства и досуга, падение значимости культурных ценностей, потеря духовных связей между поколениями приводят к снижению социализирующей функции детского праздника, в том числе и в учреждениях дополнительного образования детей. А недооценка режиссерами массовых праздников и театрализованных представлений, осуществляющими свою профессиональную деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, социализирующей функции детского праздника приводит к нарушению механизмов передачи социокультурных ценностей, препятствует решению проблем социализации подрастающего поколения.

В связи с этим происходит механический перенос технологий организации детского праздника, связанный с недооценкой его значения в области познавательных интересов; игнорирование режиссерами культуросообразного потенциала и социализирующей функции праздника при раскрытии художественно-образных форм; включение в детские праздники художественно-образных форм организации и проведения массовых мероприятий взрослых; искаженное представление о детском празднике, как развлекательной форме, что становится одной из причин низкого уровня духовно-нравственного развития ребенка.

Преодоление такой рассогласованности требует специальных исследований в данном направлении, что актуализирует исследуемую проблему.

Таким образом, в теории и практике реализации социализирующей функции детского праздника в деятельности режиссера учреждения дополнительного образования сложилась ситуация, которая характеризуется рядом противоречий:

– на социально-педагогическом уровне – между социально обусловленной значимостью детского праздника, сложившимися традициями его организации в учреждениях дополнительного образования и недостаточно развитой готовностью режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника;

– на научно-теоретическом уровне – между необходимостью научного обоснования деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в открытой воспитательной системе учреждения дополнительного образования и потребностью дальнейшего изучения теоретико-практического процесса;

– на научно-методическом уровне – между объективно существующими возможностями по реализации социализирующей функции детского праздника в дополнительном образовании и недостаточностью содержательно-методического обеспечения данной проблемы.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы реальные возможности организации деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования?

На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования сформулирована тема: «Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования».

Цель исследования – разработать, обосновать и апробировать технологическую модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования – детский праздник как форма социально-культурной деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Предмет исследования – содержание и технология деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования. Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования будет успешной, если:

– раскрыты особенности и назначение социализирующей функции детского праздника; воспитательное пространство детского праздника рассматривается как динамическая взаимосвязь событий, способная выступать интегрированным условием личностного развития ребенка, и как социокультурная среда социализации личности;

– на основе системно-деятельностного, социокультурного и феликсологического подходов разработана и апробирована технологическая модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования;

– обоснованы педагогические условия: формирование готовности режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника; сотворчество педагогов и режиссеров учреждения дополнительного образования детей по актуализации социализирующей функции детского праздника; использование режиссерских приемов с позиции активизации их педагогического потенциала в процессе социализации личности;

– разработано и внедрено научно-методическое обеспечение деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) изучить особенности детского праздника и раскрыть его воспитательный потенциал в аспекте реализации социализирующей функции;

2) выявить теоретико-методологические основания деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования;

3) обосновать и апробировать технологическую модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования;

4) разработать научно-методическое обеспечение деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

Теоретико-методологической основой исследования являлись: работы, в которых представлены основы социально-культурной деятельности как возможности социализации детей (М. А. Ариарский, Г. М. Бирженюк, Е. И. Григорьева, С. Н. Иконникова, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Ю. А. Стрельцов, С. А. Шмаков, Н. Н. Ярошенко и др.) и особенности социализации в учреждениях дополнительного образования (А. Г. Асмолов, В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, А. В. Золоторева, М. Б. Коваль, Р. А. Литвак, Н. А. Соколова, С. В. Сальцева, А. И. Щетинская и др.); идеи системно-деятельностного (А. Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, А. С. Макаренко, М. С. Каган, Э. Г. Юдин и др.), социокультурного (А. С. Ахиезер, Е. В. Бондаревская, Н. И. Лапин, П. А. Сорокин и др.), феликсологического (Е. П. Павлова, В. Франкл, Н. Е. Щуркова и др.) подходов; теоретические представления филологов о празднике (А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня и др.), культурологов (М. М. Бахтин, И. М. Снегирев и др.), философов (А. С. Белкин, Д. С. Лихачев и др.); труды деятелей искусства, режиссеров массовых праздников (Б. Н. Петров, В. А. Триадский, И. Г. Шароев, М. Г. Шаронина и др.); исследования, посвященные непосредственно детскому празднику как социокультурному явлению, его педагогической составляющей (Ю. К. Бабанский, Л. В. Байбородова, Н. К. Крупская, А. Н. Лутошкин, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, М. М. Поташник, В. С. Русанова, Г. П. Черный, С. Т. Шацкий, И. И. Фришман и др.).

Методы исследования. Теоретические: анализ и синтез, обобщение, систематизация, классификации, моделирование; эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, обобщение опыта воспитательно-образовательной деятельности, а также методы математической статистики.

Экспериментальная база и этапы исследования. Экспериментальная работа проводилась в учреждениях дополнительного образования детей: МУДОД «Дворец детского творчества» (Советский район г. Челябинск), МУДОД «Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской» (г. Челябинск), МАУДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (Центральный район г. Челябинск), а также федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств», ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» и др.

Исследование проводилось с 2009 по 2013 г. в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2009–2010 гг.) – определение основных параметров исследования: локализация проблемы, постановка цели, обозначение объекта и предмета научного анализа, формулировка задач, обоснование методологических подходов к изучению теоретического и эмпирического материалов. Разработка педагогического обеспечения, отраженного в технологической модели деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования. Осуществлен констатирующий эксперимент, позволивший определить критерии и показатели. Полученные данные позволили сформулировать рабочую гипотезу исследования.

Второй этап (2010–2012 гг.) – организация и отслеживание результатов формирующего эксперимента по внедрению технологической модели деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования. Составление и апробация авторской технологии.

Третий этап (2012–2013 гг.) – анализ и обобщение итогов теоретико-экспериментального исследования, определение логики изложения материала, уточнение теоретических и практических выводов, оформление полученных результатов, публикация полученных в ходе исследования данных в научных изданиях по педагогике. Обобщенные результаты легли в основу докладов, сделанных на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях.

Ведущая идея исследования заключается в том, что деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования представляет собой творческо-педагогический процесс по социализации детей путем включения их в различные формы социально-культурной деятельности с целью формирования установки на общечеловеческие ценности, развития готовности детей к социальному взаимодействию в открытом воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования на основе поэтапных действий режиссеров.

Научная новизна исследования состоит в доказательстве возможностей деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования и заключается в следующем:

1. Определено, что детский праздник представляет собой культуротворческую форму организации совместных действий детей и взрослых, событий, специально сконструированных ситуаций, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, способствующих формированию его личностных и социальных качеств, приобретению социального опыта и установки на общечеловеческие ценности.

2. На основе системно-деятельностного, социокультурного и феликсологического подходов разработана и апробирована технологическая модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования, включающая целеполагающий, творческо-педагогический и результативно-коррекционный этапы. Особенность данной модели заключается в обосновании содержательного и технологического характера деятельности режиссеров.

3. Выявлены педагогические условия как педагогический аспект реализации технологии: формирование готовности режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника; сотворчество педагогов и режиссеров учреждения дополнительного образования детей по актуализации социализирующей функции детского праздника; использование режиссерских приемов с позиции активизации их педагогического потенциала в социализации личности.

4. Разработано и апробировано научно-методическое обеспечение деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. На основании выявленных тенденций в современной педагогической теории и практике уточнены понятия «детский праздник», «воспитательное пространство детского праздника», «социализирующая функция детского праздника», «готовность режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования», что дополняет терминологический аппарат педагогической науки в целом и в частности отражает явления, направленные на совершенствование досуговой деятельности детей.

2. Обоснован механизм оптимизации деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования через применение следующих педагогических условий: формирование готовности режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника; сотворчество педагогов и режиссеров учреждения дополнительного образования детей по актуализации социализирующей функции детского праздника; использование режиссерских приемов с позиции активизации их педагогического потенциала в социализации личности.

3. Расширен круг научных представлений о сущности и особенностях деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования. Выбранные методологические подходы углубляют теоретико-методологические представления о характере детского праздника.

4. Разработанная технологическая модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования обогащает теоретические разработки и может рассматриваться как элемент педагогической теории, относящийся к области совершенствования форм социально-культурной деятельности детей в учреждениях дополнительного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы по апробации технологии деятельности режиссеров в результате реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования способствуют совершенствованию современных форм социально-культурной деятельности учреждений дополнительного образования. В процессе применения разработанной технологии могут использоваться: критериально-уровневые характеристики и диагностический инструментарий для измерения уровня развития социализирующих качеств личности детей, определения уровня сформированности готовности режиссеров к внедрению социализирующей функции детского праздника; содержание деятельности педагогической мастерской как возможности соотнесения режиссерского и педагогического аспекта деятельности при создании детского праздника; сценарная база с указанием режиссерских приемов, способствующих развитию социализирующей функции детского праздника; тренинг-курс формирования готовности режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования и др.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Детский праздник представляет собой культуротворческую форму организации совместных действий детей и взрослых, событий, специально сконструированных ситуаций, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, способствующих формированию его личностных и социальных качеств, приобретению социального опыта и установки на общечеловеческие ценности.

2. Технологическая модель деятельности режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования, включающая целеполагающий, творческо-педагогический и результативно-коррекционный этапы, создана на основе системно-деятельностного, социокультурного и феликсологического подходов. Особенность данной модели заключается в обосновании содержательного и технологического характера деятельности.

3. Педагогические условия включают: формирование готовности режиссеров к реализации социализирующей функции детского праздника; сотворчество педагогов и режиссеров учреждения дополнительного образования детей по актуализации социализирующей функции детского праздника; использование режиссерских приемов с позиции активизации их педагогического потенциала в социализации личности.

4. Научно-методическое обеспечение реализации социализирующей функции детского праздника в деятельности режиссеров учреждения дополнительного образования представляет собой поэтапное сотворчество режиссеров и педагогов по созданию детского праздника; содержит технологическую цепочку педагогических методов, форм и средств активизации социализирующей составляющей детского праздника; базируется на формировании социализирующих установок; предполагает использование диагностических процедур, направленных на рефлексию результатов творческо-педагогической деятельности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется анализом современных достижений психологии и педагогики, обеспечивается выбранной методологической основой; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; целенаправленной экспериментальной работой; репрезентативностью полученных диагностических данных; соответствием результатов исследования имеющимся научным представлениям в теории и практике социокультурной деятельности.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации научные положения о реализации социализирующей функции детского праздника в деятельности режиссеров учреждения дополнительного образования соответствуют п. 5 «Практика социально-культурной деятельности» паспорта специальности 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех его этапах посредством публикаций, выступлений с докладами и обсуждениями на ежегодных международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях: «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2009–2012 гг.), участия в научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов Челябинского государственного педагогического университета, Челябинской государственной академии культуры и искусств (2009–2013 гг.); методологических семинарах вузов. Основные результаты исследования, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, отражены в публикациях. Всего по теме диссертации опубликовано 11 работ, из них две в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Похожие диссертации на Деятельность режиссеров по реализации социализирующей функции детского праздника в учреждениях дополнительного образования