Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Музыкально-поэтическое развитие ребенка как социально-культурная проблема
1.1. Психолого-педагогические концепции детского развития 15-38
1.2. Организационно-методические особенности дополнительного образования в дошкольном возрасте 39-62
1.3. Специфика музыкально-поэтического развития дошкольников в условиях дополнительного образования 63-95
Выводы по Главе I 96-97
ГЛАВА II. Опытно-эксперитментальная работа по внедрению тренинговой технологии музыкально-поэтического развития дошкольников
2.1. Тренинговая технология музыкально-поэтического развития дошкольников в досуговой деятельности 98-124
2.2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности тренинговой технологии и её результаты 125-153
Выводы по Главе II 154-157
Заключение 158-163
Список литературы 164-183
Приложения
- Психолого-педагогические концепции детского развития
- Организационно-методические особенности дополнительного образования в дошкольном возрасте
- Тренинговая технология музыкально-поэтического развития дошкольников в досуговой деятельности
- Опытно-экспериментальная проверка эффективности тренинговой технологии и её результаты
Введение к работе
Актуальность исследования. Основная задача педагогики дошкольного образования на современном этапе - найти пути гармоничного творческого развития ребенка. Роль искусства в процессе воспитания должна стать приоритетной, поскольку исторически именно с искусства началось человеческое познание, освоение мира. Учитывая, что мышление дошкольника преимущественно не логическое, а образное, художественное, то именно в искусстве он имеет реальную возможность реализовать свои способности к творчеству в различных видах деятельности.
Музыкально-поэтический компонент творческого развития ребенка чрезвычайно важен в развитии мышления, чувств и способов их выражения, особенно в дошкольном возрасте, когда механизмы восприятия и воспроизведения только формируются. Являясь по существу процессом обучения, музыкально-поэтическое развитие дошкольников актуализирует способности к самовыражению и самореализации в важнейших видах художественной деятельности.
Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка выступает интеграция основного и дополнительного образования, направленная на реализацию личностно-ориентированного и деятельностного подходов, способных значительно развить творческий потенциал и творческую активность ребенка .
С принятием в 1992 году Закона РФ «Об образовании» существенно изменился статус учреждений дополнительного образования. Созданы правовые предпосылки для перехода от жестко идеологизированной, централизованной, тоталитарной системы образования к гуманизации и демократизации различных сторон педагогической деятельности. В законе дана четкая типология учреждений дополнительного образования детей, определены их общие цели и задачи.
Особая роль этих учреждений, как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, отражена в Концепции развития художественного образования на основе взаимодействия учреждений образования и культуры (2001г.); Концепции этнокультурного образования (2004г.); Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; в тематике многочисленных Международных, Всероссийских и региональных конференций (Глазов, 2003; Новосибирск, 2003; Пермь, 2003; Саранск, 2003; Ульяновск, 2004; Тамбов, 2004 и др.).
В современных социокультурных условиях особую актуальность приобретают технологии творческого развития детей, поскольку в них заключаются основы всестороннего, гармоничного развития личности, особенно дошкольника.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы позволяет сделать вывод, что вопросам творческого развития личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Анализ отечественной и зарубежной литературы по интересующей нас проблеме позволяет выделить основные аспекты ее научного исследования в имеющихся публикациях :
исходные принципы творческой деятельности обобщены в философских трудах Ф.Бекона, Р.Декарта, И.Канта и др.;
- идеи о специфике творчества, его психологии и взаимоотношении с другими процессами разрабатывались в исследованиях Н.А.Бердяева, Л.С.Выготского, А.Н.Лука, А.М.Матюшкина, Я.А.Пономарева, П.А.Флоренского и др.;
- музыкальный аспект творческого процесса у детей интересовал 10. Б. Алиева, О. А. Апраксину, Б.В.Асафьева, Т. С. Бабаджан, Л. А. Баренбойма, А. Л. Готсдинера, Л. А. Венгер, В. В. Медушевского, А. В. Кенеман, Б. А. Никитина, Г. М .Цыпина, О. П. Радынову, в последних исследованиях - И. Н. Вохмякову, Л.В.Горюнову, В.А.Дмитриева, Г.Т. Исхакову, Б.Г. Урмурзину В.О.Усачеву, и др.;
- современные концепции творческого развития детей в учреждениях дополнительного образования представлены в научных исследованиях Т. И. Баклановой, О. А. Беляниной, В. Д. Богатенко Л. В. Брева, Л. В. Горевой, О. В. Гридчина, М. И. Долженковой, А В.Нестеренко, Р. Г. Решетниковой, О. П. Рыбниковой, М. В. Созиновой, Ю. В. Степанова, Л. Н Шульпиной и др.;
- составление образовательных программ и разработка педагогических технологий учреждений дополнительного образования осуществлялись Р.Н.Азаровой, И.Т.Андреевой, Е.И.Григорьевой, О.В.Ершовой, Н.И.Князевой, Т.С.Комаровой, Е.А. Лобановой, Г.Я.Никитиной, А. В. Поповичевым, Г. В. Фадиной, И. В. Ханько и др.;
- личность педагога дополнительного образования и принципов управления деятельностью учреждений дополнительного образования рассматривались Л.А.Безбородовой, В. В. Дубоделовым, А.В.Золотаревой, И.А.Кувшинниковой, Е.А.Наумовой, Н.В.Петрушиной, А.Б.Фоминой, А. Д. Жарковым, В. М. Чижиковым, Н. Н. Ярошенко и др.
В системе дополнительного образования идея включения ребенка в активную творческую познавательную деятельность является концептуальной для построения технологии обучения. Ориентируясь на формирование творчески деятельных способностей, технология должна обеспечивать каждому ребенку системный тренинг в избранных видах деятельности, способствуя развитию их творческой активности и индивидуальности.
Несмотря на то, что развитие творческой личности издавна являлось предметом особого интереса психологов и педагогов, следует отметить, что изучение возможностей музыкально-поэтического развития дошкольников в условиях дополнительного образования еще не являлось предметом специального научного исследования. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и организации образовательного процесса детей.
В результате анализа научной литературы и практического состояния дел удалось выявить ряд противоречий между :
- возрастающими требованиями жизни к формированию творческой, инициативной личности и недостаточностью системной целенаправленной педагогической работы, обеспечивающей этот процесс в условиях дополнительного образования;
- возрастной потребностью дошкольника в творческой деятельности и ее ограниченностью в условиях традиционного обучения;
- возможностями дополнительного образования в формировании творческой личности и недостаточной степенью разработанности технологий творческого развития дошкольников в сфере досуга;
стихийным характером проявлений музыкально-поэтических способностей дошкольников и необходимостью создания специальных педагогических технологий, развивающих эти способности в условиях дополнительного образования.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в необходимости теоретического, психолого-педагогического и организационно-методического обоснования музыкально-поэтического развития дошкольников в условиях дополнительного образования; разработке и практическом применении технологии тренинга, способствующей максимальному раскрытию творческого музыкально-поэтического потенциала дошкольников в досуговой деятельности.
Объект исследования - творческое развитие дошкольников в дополнительном образовании.
Предмет исследования - музыкально-поэтическое развитие дошкольников в дополнительном образовании на основе тренинговой технологии.
Цель исследования - теоретико- методологическое обоснование технологии музыкально-поэтического развития дошкольников в дополнительном образовании.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1 .Систематизировать психолого-педагогические концепции развития детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной научной литературе.
2. Конкретизировать организационно-методические особенности дополнительного образования в творческом развитии дошкольников.
3. Определить социально-педагогические условия и специфику музыкально-поэтического развития дошкольников в условиях дополнительного образования.
4. Разработать педагогическую модель музыкально-поэтического развития дошкольников на основе тренинговой технологии и экспериментально проверить ее эффективность. 5.Разработать критериальный аппарат, позволяющий определить уровни
общего и музыкально-поэтического развития дошкольников. б.Подготовить методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по развитию музыкально-поэтического творчества дошкольников с использованием трениниговой технологии. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что музыкально-поэтическое развитие дошкольников в учреждениях дополнительного образования может быть эффективным при условии, если:
музыкально-поэтическое творчество будет осуществляться как целенаправленный процесс самореализации дошкольников;
- педагог будет ориентирован на развитие музыкально-поэтического потенциала каждого ребенка с использованием личностно-индивидуального подхода;
- будет разработана педагогическая модель и специальная тренинговая технология музыкально-поэтического развития дошкольников в условиях досуга;
имеется диагностический инструментарий, направленный на определение уровней развития творческих музыкально-поэтических способностей детей;
- обеспечено активное содействие и участие семьи в творческом развитии ребенка, выражающееся в эмоциональной поддержке его успехов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: психолого-педагогические концепции развития личности как зарубежных, так и отечественных авторов - А. Бандура, Бронфенбреннер, Э. Геккель, Ж. Пиаже, Д. Уотсон, Ст. Холл, Л. С. Выготский, А. Н .Леонтьев, В. И. Петрушин, В. Я. Стоюнин, Б. М.Теплов и др.; теоретические идеи о роли художественного творчества в развитии ребенка - П. П. Блонский, Н. А. Ветлугина, В В. Зеньковский, В. П. Острогорский, В. А. Сухомлинский и др.; теория развивающего обучения - П. Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л. В. Занков, Н.А.Смирнов и др.; учение о ведущей роли игровой деятельности в развитии дошкольника - К.Гросс, А.В.Запорожец, Г.Д.Луков, А. Л .Лурия, В.Штерн, Д. Эйнон и др.: метод проблемного обучения И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, В. А. Крутецкого; современные концепции развития дополнительного образования детей - Р.Н.Азарова, Т. И. Бакланова, Е.И.Григорьева, Е. Б. Еладова, А. Д. Жарков, А. В. Золотарева, Л. Г. Логинова, В. М. Чижиков и др.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений гипотезы были использованы следующие методы исследования: - теоретические - теоретический анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по выбранной проблеме , исследование, обобщение и интерпретация передового педагогического опыта;
- эмпирические - наблюдение, анкетирование, беседа с педагогами, детьми и их родителями для определения реального состояния педагогического процесса; эксперимент в единстве констатирующего, формирующего и контрольного этапов; методы математической обработки данных эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования. Изучение процесса формирования музыкально-поэтического творчества дошкольников в системе дополнительного образования, реализация педагогических условий и определение уровня сформированности творческого компонента в музыкально-поэтической деятельности осуществлялись в процессе экспериментального опроса родителей дошкольников и педагогов дошкольного образования г. Тамбова, г. Рассказово, г. Кирсанова Тамбовской области; студентов Педагогического колледжа №2, Колледжа искусств, Музыкально-педагогического института им. С.В.Рахманинова и ТГУ им. Г. Р.Державина; в ходе пилотажных исследований на базе Тамбовского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» и Лицея «Восхождение» при ТГУ им. Г. Р.Державина.
Этапы исследования. Исследование проводилось в период 2000-2005 годы.
На первом этапе (2000-2001 гг.) изучалось состояние теории и практики дополнительного образования дошкольников. Проводилось целенаправленное наблюдение за деятельностью педагогов в учреждениях дополнительного образования на предмет определения общих принципов творческого развития детей на занятиях различными видами искусства. Разрабатывались содержание и методика формирующего эксперимента.
На втором этапе (2001-2004 гг.) изучалась научно-теоретическая литература по проблеме творческого развития дошкольников с позиций развивающего обучения. Проводилось анкетирование преподавателей, студентов и родителей дошкольников с целью выявления уровня осмысления идей детского творчества, выяснение преимуществ и особенностей деятельности учреждений дополнительного образования. В этот период была разработана тренинговая технология музыкально-поэтического развития дошкольников, как развивающий творческий метод в условиях дополнительного образования. Осуществлялась экспериментальная работа по апробации и внедрению данной системы, уточнялись задачи исследования.
На третьем этапе (2004-2005 гг.) были проанализированы и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, подведены итоги, сделаны выводы, подготовлены практические рекомендации для педагогов по развитию досугового творчества дошкольников.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- на основе изучения основных концептуальных подходов в области теории детского развития (механистический, организмический и контекстуальный) выделены основные педагогические парадигмы (социального воспитания, биопсихологическая и диалектического взаимодействия социальных и биологических составляющих), что позволило сформулировать теоретико-методологическую базу музыкально-поэтического развития дошкольников;
- выявлены организационно-методические особенности дополнительного образования в дошкольном возрасте, к которым прежде всего были отнесены: применение способа непроизвольного научения; использование преимущественно игровых форм технологий; ведущая роль принципов проблемного обучения, сотрудничества, коллективизма, самостоятельности и творческой самореализации; развитие образного мышления, фантазии, воображения и определена специфика музыкально-поэтического развития дошкольников в системе дополнительного образования;
- определен комплекс социально-педагогических условий: перенесение акцента с обучения на воспитание и развитие; организация системы креативных ситуаций; создание атмосферы взаимного доверия; синтез искусств на занятиях; активное взаимодействие педагогов и родителей;
- разработана педагогическая модель музыкально-поэтического развития дошкольников в условиях досуга, включающая следующие компоненты: цель, задачи, направления, методы, формы, принципы, условия развития;
- выявлено и обосновано положение о сущности и специфике тренинговой технологии развития музыкально-поэтических способностей дошкольников, представляющей системный, поэтапный целенаправленный, динамический, развивающий и обучающий процесс.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что:
- представленные в ней материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией об особенностях музыкально- поэтического, творческого развития детей в условиях дополнительного образования;
- обогащен понятийный аппарат социально-культурной деятельности, за счет понятия «музыкально-поэтическое» развитие дошкольников в условиях деятельности учреждений дополнительного образования;
- разработанная педагогическая модель музыкально-поэтического развития дошкольников технологией тренинга позволяет проектировать положения личностно-ориентированной педагогики досуга и выступает как один из вариантов развивающего обучения;
- полученные результаты исследования могут служить базой для дальнейших теоретических разработок в области социально-культурного воспитания дошкольников.
Практическая значимость исследования. Результаты и выводы исследования могут быть использованы в практике работы различных педагогических коллективов системы учреждений дополнительного образования, а также дошкольных учреждений нового типа (прогимназии, лицеи и т.п.); в учебном процессе вузов культуры и искусств; в деятельности системы переподготовки и повышения квалификации педагогов дополнительного образования и работников культуры и искусства;
в комплексном организационном решении вопроса творческого развития дошкольников; при разработке проектов и программ различного уровня.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики, психологии и смежных с ними наук; рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследования; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования; аргументированностью результатов научного поиска и анализа фактических материалов, полученных в ходе проведенного эксперимента; опорой на педагогическую практику и личный опыт автора исследования. На защиту выносятся:
1. Сформулированное обоснование теоретико-методологических и организационно-методических подходов к организации музыкально-поэтической деятельности дошкольников в системе дополнительного образования, основанных на личностно-ориентированном, проблемном обучении в игровой, непроизвольной форме и направленных на развитие образного мышления, актуализацию в детях способности к самовыражению, самореализации, самопознанию.
2. Комплекс социально-педагогических условий, способствующих развитию творческих способностей дошкольников, который включает: перенесение акцента с обучения на развитие и воспитание; организацию системы креативных ситуаций, создающих потребность к поиску своего решения; стиль увлеченности совместной деятельностью, создание атмосферы взаимного доверия; синтез искусств на занятиях; союз педагогов и родителей.
3. Педагогическая модель музыкально-поэтического развития дошкольников в досуговой деятельности, основанная на сотворчестве, диалоге и доверии между педагогом и детьми в процессе общения; включающая следующие компоненты: цель, задачи, направления, методы, формы, принципы, условия развития творческих способностей дошкольников технологией тренинга. Модель ориентирована на реализацию личностно-деятельностного, дифференцированного обучения и направлена на формирование и развитие творческого музыкально-поэтического уровня каждого ребенка. 4. Положение о сущности и специфике тренинговой технологии развития музыкально-поэтических способностей дошкольников, представляющей собой системный, целенаправленный, динамический, поэтапный, развивающий и обучающий, процесс, направленный на развитие активности, целеустремленности, самостоятельности, внимания, мышления, памяти, воображения, фантазии, отзывчивости и специфических музыкально-поэтических способностей у ребенка. Апробация исследования. Предложенная в исследовании тренинговая технология творческого развития ребенка, реализованная как педагогическая технология вхождения ребенка в искусство посредством собственных сочинений, внедрена в практическую работу Тамбовского областного государственного образовательного учреждения «Дворец творчества детей и молодежи» и Лицея «Восхождение» при ТГУ им. Г. Р. Державина г. Тамбова. Результаты и выводы диссертации использованы в курсе «Народное художественное творчество» Академии искусств, сервиса и рекламы. Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры музыкального образования ТГУ им. Державина и многочисленных конференциях, в том числе на научной конференции преподавателей и аспирантов ТГУ им. Г. Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов, 1999 и 2004 гг.); на Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения П.Н.Бигдаш-Богдашева «Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития» (Тамбов, март 2002 г., в соавторстве); на Международной научно- практической конференции «Модернизация системы образования в сфере культуры и искусства» (Тамбов, декабрь 2002 г.); на Всероссийской научно- практической Internet -конференции «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (март 2004 г.); на Международной научно-практической конференции «Культурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (Тамбов, 2004 г.); на Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровьесберегающие технологии: опыт, проблемы, инновации» (Тамбов, октябрь 2004 г.); на Международной научно-практической конференции «Образовательные технологии в вузах культуры и искусства: опыт, проблемы, перспективы» (Тамбов, ноябрь 2004 г.); на 1-ой Всероссийской научно-практической конференции «Хореографическое образование на рубеже XXI в.: проблемы, перспективы развития» (Тамбов, апрель 2005 г.); на Всероссийской научно-практической конференции « Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы» ( Пенза, ноябрь 2005 г.). По теме исследования опубликовано 11 работ, общим объемом 2,8 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и ряда приложений. Содержание работы изложено на 241 страницах машинописного текста, список используемой литературы содержит 267 источников.
Психолого-педагогические концепции детского развития
Развитие художественно-творческого потенциала личности было и остается одной из приоритетных, социально значимых проблем современного общества. Особенно она возрастает в сложные переходные периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных к социально-преобразовательной деятельности. Современная ситуация свидетельствует о быстрой смене общественных взглядов и убеждений. Пересматриваются многие личностные качества, приоритетные ценности.
В настоящее время особое место в реализации творческих возможностей детей принадлежит системе дополнительного образования (Центры и Дома по развитию творчества детей и юношества, художественные, музыкальные школы искусств, прогимназии, многочисленные кружки и студии художественно-эстетического, спортивного, декоративно-прикладного направления, клубы по интересам). Воспитание в эпоху социально-экономических преобразований должно быть прежде всего воспитанием самостоятельности, творческой инициативы, личностной значимости, которые неотделимы друг от друга. Самостоятельную, творческую личность формирует только самостоятельная творческая деятельность. Возможности для такой деятельности могут предоставить прежде всего воспитательные учреждения дополнительного образования.
Формирование тех или иных качеств личности, установок, взглядов и убеждений очень важно в дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент всего последующего развития. Одна из важнейших задач дошкольного воспитания - систематически и интенсивно работать над гармоничным развитием детей, формировать их разносторонние способности и интересы.
В наши дни Детство как особый структурно-содержательный и функциональный компонент современного общества заявляет о себе достаточно весомо не только как объективно значимое настоящее, но и определяющее будущее. Не случайно так активно развивается сфера психолого-педагогических знаний, связанная с его познанием и осмыслением. « На современном этапе развития нашего общества отношение взрослого к детству характеризуется большей, чем прежде, гуманностью, а также стремлением закрепить за ребенком определенный социальный статус и пониманием значимости данного периода для последующего развития человека. Основной целью считается обеспечение взросления детей, в соответствии с этим выстраивается позиция , которую взрослые занимают по отношению к детству. Это позиция посредника, обучающего, ведущего, позиция, при которой детство выступает как объект преобразований.» [226.С.7]
Педагогический аспект учреждений дополнительного образования заключается в социальном воспитании и развитии , осуществляемых в формах досуговой деятельности ,которая более всего способствует развитию творческих способностей детей.
В современных условиях исключительную роль играет тот факт, что ребенок получает огромный поток информации, исключительно обостряющий и одновременно усложняющий и деструктирующий процессы интеллектуального, творческого и социального развития детей. Зачастую ребенок осваивает нормы общества не только в контактах со взрослыми, когда существуют определенные возможности коррекции его развития. Информационный прессинг оказывает неоднозначное (порой и отрицательное) воздействие на характер развития ребенка. Поэтому в настоящее время акцентируется внимание исследователей - педагогов на значимости развития личности, развития ее позитивного, творческого потенциала. В связи с изменившимися условиями нашего времени, наблюдается снижение творческой активности детей. Данная проблема с каждым днем становится все актуальнее, т.к. появляется опасность за будущее нашего общества. Воспитание творческо-активной личности ребенка - процесс длительный и многогранный. Педагогике дополнительного образования необходима четкая и целенаправленная методика работы, способная вдохновить, увлечь, вызвать интерес у детей, методика, основанная на закономерностях детского развития, мышления, реакций и поведения в целом, поскольку эффективное управление процессом детского развития невозможно без знания условий и законов этого развития.
Досуговая деятельность с дошкольниками строится на системном подходе в воспитании и учитывает идеи К.Д.Ушинского, сказавшего: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях."[224,с.23] Она также опирается в своей теории и практике на богатый исторический опыт развития педагогической мысли.
Первые педагогические теории зародились в государствах Древнего Востока, в Греции и Риме. В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки - философии. Философ-материалист Демокрит считал, что становление личности человека зависит не столько от его природы как от воспитания. «Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы». [112,С9] Платон полагал, что внутренней основой воспитания маленьких детей являются эмоции. Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.
Организационно-методические особенности дополнительного образования в дошкольном возрасте
Дополнительное образование - важный компонент целостной системы воспитания и развития личности. В Российской Федерации на протяжении 85 лет сложилась и продолжает развиваться государственная система дополнительного образования детей, не имеющая аналогов в мире. Она включает в себя 18 тыс. образовательных учреждений разной ведомственной принадлежности, 440 тыс. педагогов, 13 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся в свободное время дополнительным образованием по выбору: художественным, научно-техническим, спортивным, туристско-краеведческим, эколого-биологическим, исследовательской деятельностью.
Системообразующими центрами развития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях являются государственные учреждения дополнительного образования детей, призванные участвовать в осуществлении полномочий органов государственной власти в области воспитания и образования детей и в рамках этого: являются опорными образовательными учреждениями, осуществляющими сетевое взаимодействие муниципальных, региональных и федеральных образовательных учреждений в системе воспитания и дополнительного образования детей; обеспечивают участие детей субъектов РФ в мероприятиях федерального и международного уровня; реализуют функции организационно-методических центров для образовательных учреждений всех типов и видов субъектов РФ; осуществляют программно-методическое обеспечение муниципальных учреждений дополнительного образования детей; организуют работу по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров с учетом специфики деятельности; проводят экспериментальную работу; организуют работу с одаренными детьми от муниципального до федерального и международного уровней, участвуют в формировании молодежной политики, способствуют развитию « замещающей педагогики» в деятельности по предупреждению негативных социальных явлений в детской и молодежной среде.
На современном этапе проблеме дополнительного образования уделяется особое внимание в работах таких авторов как: Р. Н. Азарова, А. Г. Асмолов, Т. И. Бакланова, О.А. Белянина, В.А.Березина, Е. И. Григорьева, А. Д. Жарков, А.В.Игнатьева, Р.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Е.В.Леонова, М.В.Созинова, О. А. Соломенникова, А. Б. Фомина, В. М. Чижиков, Л. Н. Шульпина и др.
Начиная с 90-х годов, в сфере дополнительного образования стал активно развиваться процесс дифференциации оказываемых услуг по различным направлениям и видам оказываемых услуг. В структуре учреждений появились новые виды детских досуговых объединений, рассчитанных на привлечение определенных групп детей, например дошкольников. Получили распространение ранее не существовавшие виды общеобразовательных учреждений - центры детского и юношеского творчества, специализированные центры углубленного изучения предметов художественно-эстетического профиля, центры развития традиционных народных ремесел и промыслов и др.
С принятием в 1992 году Закона РФ «Об образовании» существенно изменился статус учреждений дополнительного образования. Этот закон создал правовые предпосылки для перехода от жестко идеологизированной, централизованной, тоталитарной системы образования к гуманизации и демократизации различных сторон педагогической деятельности. В законе дана четкая типология учреждений дополнительного образования детей, определены их общие цели и задачи,
Фундаментальной целью дополнительного образования на сегодняшний день провозглашено формирование творческой, социально активной, образованной, культурной, нравственно и физически здоровой личности, способной максимально адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях общественной жизни. На достижение этой цели направлено решение ряда задач, среди которых - развитие творческих и познавательных интересов ребенка, обеспечение необходимых условий для реализации внутреннего потенциала детей и подростков, их личностного развития.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [168] приоритетным направлением деятельности учреждений дополнительного образования детей является удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам; расширение сферы и перечня общедоступных услуг, предоставляемых данными учреждениями, а также широкое использование методов и технологий развивающего обучения.
В настоящее время типология учреждений дополнительного образования такова: -Дворцы и Дома (культуры, детского и юношеского творчества, академии детства, художественного творчества, юных натуралистов, техников и др.); Центры (дополнительного образования, детского творчества, внешкольной работы, творческого развития, оздоровительно- экологические, эколого-биологические, спортивно-оздоровительные, информационно-досуговые, технического творчества, эстетического воспитания и развития, детского и юношеского туризма и др.); -Школы (музыкальные, художественные, спортивные, хоровые, декоративно- прикладного искусства и др.); - Прогимназии и лицеи (эстетические, лингвистические, художественные и др.); - Клубы (детские, юношеские, подростково-молодежные, военно-патриотические, военно-спортивные, историко-культурные, историко-поисковые и др.); - Студии (изобразительного искусства, музыкальные, литературные, хореографические и др.); - Кружки (декоративно-прикладного творчества, технического творчества, гуманитарного профиля, исследовательские и др.); Творческие мастерские и лаборатории, ориентированные на определенную область науки, культуры или искусства и развивающие личность в данном направлении.
Кроме перечисленных успешно функционируют такие виды учреждений дополнительного образования, как детские и подростковые библиотеки, музеи, парки, оздоровительные лагери, развлекательные комплексы и другие учреждения культуры и досуга.
В Тамбове дополнительное образование детей осуществляется на базе «Дворца творчества детей и молодежи», центрами по развитию творчества детей и юношества «Радуга», «Юность», центром творческого развития и гуманитарного образования «Китеж», экологическим центром учащихся, 2 станциями юных натуралистов, станцией юных туристов, 8 детскими и юношескими спортивными школами, 2 художественными школами ( и их филиалами), 4 музыкальными школами, многочисленными (около 30) детскими и подростковыми клубами.
Тренинговая технология музыкально-поэтического развития дошкольников в досуговой деятельности
Отличительной чертой педагогики дополнительного образования на современном этапе является комплексный характер художественно-эстетического воспитания. Другая её особенность - обновление приемов обучения. В последние годы отмечается повышенное внимание к инновационным технологиям в социокультурной сфере общества и выделение их в число перспективных направлений научных изысканий.
В центре системы дополнительного образовательного процесса находится конкретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности. Для каждой деятельности ребенка необходимо найти ее организационную форму и место в его жизни. В хоровых студиях, Академиях детства, Дворцах и Домах творчества ведутся поиски эффективных форм художественного развития детей и подростков, развитие их творческого потенциала.
Культурно-досуговая деятельность все чаще строится на взаимосвязи обучения и развития и интеграции различных видов искусства в художественно-творческой деятельности (музыка, литература и поэзия, изобразительное искусство, танец, театральные формы). Конечно, детское творчество в досуговой деятельности не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую художественную практику. Тем не менее, оно ценно тем, что дети сами открывают что-то новое, ранее не известное им в художественном мире.
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Острота и новизна проблемы заключается в ее массовом характере. Основным условием развития творчества в разных видах художественной деятельности является обучение, в процессе которого педагог развивает творческие способности детей. По мнению многих педагогов и психологов, именно важность тесной взаимосвязи процесса творчества с процессом обучения детей является базой, которая обеспечивает активное творческое развитие детей.
В современных научных исследованиях подчеркивается, что существует необходимость развития художественных способностей дошкольников. Выбранный нами музыкально-поэтический аспект художественного творчества объясняется тем, что музыкальное развитие в комплексе со словесным, поэтическим оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие, формирование эмоциональной сферы, совершенствование мышления. Ребенок развивается чутким к красоте в искусстве и жизни. У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей, определяющее успех протекания той или иной деятельности. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Б. М. Теплов подчеркивал, что дело не в том, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.[217]
Основным способом обучения детей в музыкально-поэтической деятельности служит сочинительство и импровизация, как творческая переработка жизненных впечатлений. Слово обучение в этом контексте употребляется в том смысле, в каком Д.Б. Кабалевский характеризовал начальный этап вхождения в музыку, утверждая, что прежде всего нужно «приохотить» детей к музыке, приохотить к выражению себя в музыке. С игры начинается развитие ребенка вообще, а с игры-сочинительства возможно органичное введение творческих форм развития ребенка через искусство, начиная эту работу с самого раннего детства. Обоснованием этому стала мысль Л.С. Выготского: «... Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и стремлениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.»[65,С7] Опытно-экспериментальная работа с детьми подтвердила возможность занятий музыкальным и словесным творчеством, начиная с 5-6 лет и ранее.
Для развития детского творчества разрабатываются творческие задания, предполагающие определенную этапность, включающие в себя различные уровни соотношения активности и самостоятельности ребенка, управляемого взрослым. На первом уровне осуществляется ориентировка дошкольника в новом для него виде художественной деятельности, где доминирует наглядный пример, обучение, предполагающее внесение ребенком творчества в виде отдельных элементов. На втором уровне дети побуждаются к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество приобретают равноправное значение. Третий уровень характеризуется самостоятельным поиском решения творческих заданий на основе усвоенных умений и навыков. У детей среднего и старшего дошкольного возраста отчетливо проявляется стремление к творчеству в музыкальной, изобразительной, театральной, танцевальной деятельности. Дети становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в пении, танце, драматизации. У ребенка активно развиваются музыкальный и поэтический слух, художественно-творческие способности, дети сами могут придумывать загадки, сказки, песни, сочинять стихи, создавать аппликации и т.д.
Опытно-экспериментальная проверка эффективности тренинговой технологии и её результаты
Основная цель исследования состояла в выявлении и научном обосновании эффективных способов развития детей в досуговом творчестве. Это привело нас к созданию тренинговой технологии развития творческого уровня дошкольников в музыкально-поэтической деятельности. Реализация основной цели потребовала решения нескольких задач: 1. Выявить отношение педагогов к проблеме творческого развития детей в учреждениях дополнительного образования и их готовность к экспериментальной творческой работе. 2. Внедрить педагогическую модель музыкально-поэтического развития дошкольников на основе тренинговой технологии в практическую работу учреждений дополнительного образования. 3. Разработать критерии оценки и методику диагностирования уровней развития творческого потенциала дошкольников в музыкально-поэтической досуговой деятельности. 4. Разработать . методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по развитию музыкально-поэтического творчества дошкольников в условиях досуга.
Небольшое число учащихся в группах обусловлено учетом специфики темы исследования и тем, чтобы при сохранении условий группового обучения, каждый ребенок мог пройти индивидуальную проверку. Мы стремились, чтобы группы были типичными по количественному составу и первоначальному уровню развития музыкально-поэтических способностей. То есть исходные данные и стартовые условия в группах были равные.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов. Констатирующий этап ставил задачу изучения личности дошкольника и стиля деятельтюсти педагога. На основе беседы с учителями и наблюдения за детьми выявлялись степень общего уровня развития детей и их начальные музыкально-поэтические способности. Задача формирующего этапа эксперимента предусматривала практическую апробацию разработанной тренинговой технологии. На контрольном этапе определялись уровни развития как общих, так и специфических музыкально-поэтических творческих способностей после внедрения эксперимента, и выявлялась эффективность разработанной тренинговой технологии.
Многообразие существующих подходов к выделению уровней сформированности определенных компонентов творческой деятельности часто основывается на структурно-функциональном подходе, с позиций которого критерии сформированности выражаются в определенных показателях. Взяв за основу такой подход в анализе результатов проведенной экспериментальной работы, мы выделяем следующие компоненты деятельности у дошкольников, в том числе творческой: Волевую сферу (активность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, инициативность) как необходимое условие продуктивности деятельности. Познавательную сферу (память, внимание, мышление) как необходимый залог своеобразного, оригинального, нестандартного решения. Эмоциональную сферу (отзывчивость, воображение, фантазию) как необходимый элемент личностных реакций, личностной заинтересованности в деятельности. Вышеназванные компоненты творческой деятельности являются, с нашей точки зрения, характерными для того, чтобы судить об уровнях сформированности этой деятельности. Единство этих трех компонентов, а также их достаточная развитость, будет показателем высокого уровня развития творческого начала в досуговой деятельности дошкольников.
Так мы выделяем пять уровней сформированности творческой деятельности: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий. 1. Низкий уровень - ребенок не справляется с заданием, не хочет пробовать свои силы, заторможен. 2. Уровень ниже среднего - ребенок выполняет лишь часть заданий по предложенному образцу, несамостоятелен. 3. Средний уровень - ребенок выполняет все предложенные задания, часто действует стандартно, по образцу. 4. Уровень выше среднего - ребенок хорошо справляется со всеми заданиями, делает это с удовольствием, быстро. 5. Высокий уровень - ребенок с большим желанием выдает несколько вариантов ответов, отличается находчивостью и смекалкой в решениях.