Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эмоционально-эстетического восприятия пейзажной лирики глухими школьниками 2-6 классов Граш, Наталья Евгеньевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Граш, Наталья Евгеньевна. Формирование эмоционально-эстетического восприятия пейзажной лирики глухими школьниками 2-6 классов : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03.- Санкт-Петербург, 1994.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Проблема обновления общества, возрождения духовности человека связана с приобщением подрастающего поколения к богатствам национальной культуры. В условиях реорганизации школы 90-х годов на принципах гуманизации и гуманитаризации образования особое внимание уделяется воспитанию культуры чтения, воспитанию вдумчивого, "талантливого читателя".

Несмотря на многочисленные исследования указанного вопроса в сурдопедагогике (сочетание методов работы при изучении художественных текстов в школе глухих - В.М.Болдырева, М.И. Глебопа, Е.А.Горбунова, Т.С.Зыкова, Т.В.Нестерович; понимание глухими детьми литературных характеров и овладение ими лексикой литературных произведений - Л.А.Головчиц, В.В.Егоров, Э.И. Пущин; уровни восприятия литературных текстов и влияние речевого развития школьников на понимание литературных произведений - М.И.Никитина; развитие связной речи слабослышащих школьников на уроках литературы - Л.А.Штойко; использование различных видов деятельности на уроках чтения - Н.Г.Морозова, Л.А. Новоселов, Э.Матыня, И.Шабан) многие аспекты этой широкой и актуальной проблемы не изучены. К таким, практически неразработанным темам, относится исследование возможностей формирования эмоционально-эстетического восприятия литературных произведений, в частности - пейзажной лирики.

Неразвитость эмоциональной сферы и эстетической культуры глухих детей, своеобразие их речевого развития вызывают значительные трудности в освоении художественного произведения, ограничивают возможности воздействия литературы на личность (Е.А.Горбунова, Л.А.Головчиц, М.И.Никитина, Э.И.Пущин).

Исходным положением нашего исследования является убеждение в том, что лирические произведения в начальной школе должны изучаться на литературоведческой основе, но с учетом возрастных возможностей школьников. Художественный образ, созданный поэтом, не тождественен реальной картине природы. Он создается специфическими приемами и средствами. Знание этих средств обеспечивает эстетическое отношение читателя к изображаемому поэтом, позволяет изменить условия, приемы и принципы формирования эмоционально-эстетического восприятия лирики учащимися.

Объект исследования - учебный процесс изучения лирических пейзажных произведений на уроках чтения во 2-6 классах школы глухих.

Субъект исследования - личность глухого школьника-читателя, поставленная в новые педагогические условия.

Предмет исследования - эстетическое восприятие лирических стихотворений глухими школьниками 2-6 классов.

Цель исследования - обоснование дидактических принципов, путей, средств, методических приемов формирования эмоционально-эстетического восприятия поэзии глухими школьниками.

В соответствии с выдвинутой целью определены задачи исследования :

  1. проанализировать педагогическую практику изучения лирических произведений во 2-6 классах школы глухих;

  2. изучить интерес детей к чтению лирических произведений;

  3. изучить осоСэнности восприятия пейзажной поэзии глухими школьниками; установить факторы, влияющие на этот процесс;

  4. определить уровни эмоционально-эстетического восприятия стихов глухими учащимися;

  5. разработать и экспериментально апробировать иную дидактическую систему изучения лирических произведений в школе глухих.

Методы исследования. Для реализации комплекса поставленных задач были использованы: метод теоретического анализа и обобщения научной литературы по проблеме; наблюдения за учебным процессом на уроках чтения; изучения опыта работы педагогов по развитию эмоционально-эстетической читательской культуры учащихся; изучения школьной медико-педагогической документации; сравнительного анализа качества эмоциональной восприимчивости глухих и слышащих школьников; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); беседы с учителями, школьниками, анализ устных ответов и рисунков детей, анкетирование учителей, воспитателей, родителей, магнитофонные записи выразительного чтения учащихся.

Организация исследования. Констатирующий эксперимент проводился в течение 1989-1990, I990-I99I уч.гг. во 2-6 классах I и 31 школ для глухих детей г.Санкт-Петербурга и 2, 4, 6 классах школы глухих при гуманитарной гимназии № 51 г.Риги. Констатирующим экспериментом было охвачено 78 человек; было

запротоколировано и проанализировано 230 уроков, получено и обработано 576 письменных работ 288 детских рисунков, 173 образца выразительного чтения стихов глухими учениками и 21 образец - учениками массовой школы. Экспериментальная формирующая работа была проведена в 6 классе рижской школы в течение I990-I99I, I99I-I992, 1992-1993 уч.гг. По экспериментальной методике проведено 1350 уроков, получено 982 письменные работы, 749 рисунков детей, отснято 2 видеофильма по предлагаемой системе работы с лирическим произведением в экспериментальном классе. Контрольный эксперимент проводился в 1993 году.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что уточняются знания о личности глухого ребенка, расширяются знания о закономерностях и особенностях процесса эстетического восприятия лирических произведений, выступающего перед глухими школьниками в виде словесно-образной информации. Доказана возможность изучения лирического произведения глухими учащимися на принципиально новом уровне. Использование литературоведческой концепции изучения лирического произведения и элементов литературоведческой теории с учетом психических и возрастных особенностей детей позволяют качественно изменить эстетическое восприятие лирики учащимися.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе полученных экспериментальных данных впервые:

выявлены особенности самостоятельного чтения стихотворений глухими, объем их чтения, интересы, мотивы, направленность чтения;

получены экспериментальные данные об особенностях наглядно-образного и эмоционально-эстетического восприятия лирических произведений неслышащими учащимися и определены уровни сформированности в условиях современной системы литературного образования;

вскрыты причины, влияющие на уровень сформированности эмоционально-эстетического восприятия поэзии неслышащими;

апробированы и внедрены разработанные в процессе формирующего эксперимента принципы, пути, методы, приемы работы с поэтическим текстом, способствующие эмоционально-эстетической восприимчивости учащихся с недостатками слуха;

доказана принципиальная возможность улучшения формирования эмоционально-эстетического восприятия поэзии неслышащими учениками под влиянием специально организованной целенаправ-

ленной педагогической работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что для учителя литературы школы глухих разработаны методические рекомендации по проведению уроков чтения во 2-6 классах. Создано 2 методических видеофильма по экспериментальной методике, разработана система заданий, направленных на обучение восприятию целостного образа-пейзажа, словесному рисованию картин, выразительному чтению, умению учащихся работать в позициях "Читатель", "Критик", "Теоретик".

Апробация результатов работы. Материалы по теме диссертации были доложены на Всесоюзной научной конференции молодых ученых при дефектологическом факультете ЛГШ им.А.И.Герцена (март, 1990 г.), неоднократно докладывались на кафедре сурдопедагогики РГПУ им.А.И.Герцена (1989, 1990, 1991, 1992, 1993 гг.), на заседаниях методических объединений учителей-словесников спецшколы и гуманитарной гимназии № 51 г.Риги.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 4 работы (I методическое пособие, 2 статьи, I тезисы).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Общий объем диссертации - 253 страницы машинописного текста, включая список литературы и приложения. Работа содержит 21 таблицу, I график, I диаграмму, 3 схемы. Библиография включает в себя 275 наименований.

Похожие диссертации на Формирование эмоционально-эстетического восприятия пейзажной лирики глухими школьниками 2-6 классов