Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные принципы конституционного статуса личности Лаврентьев Сергей Валерьевич

Основные принципы конституционного статуса личности
<
Основные принципы конституционного статуса личности Основные принципы конституционного статуса личности Основные принципы конституционного статуса личности Основные принципы конституционного статуса личности Основные принципы конституционного статуса личности Основные принципы конституционного статуса личности Основные принципы конституционного статуса личности Основные принципы конституционного статуса личности Основные принципы конституционного статуса личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лаврентьев Сергей Валерьевич. Основные принципы конституционного статуса личности : 12.00.02 Лаврентьев, Сергей Валерьевич Основные принципы конституционного статуса личности (Теоретико-конституционный анализ) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 Волгоград, 2005 157 с. РГБ ОД, 61:06-12/336

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исходные позиции исследования конституционного статуса личности и его основных принципов . 12

1. Конституционный статус личности и его структура . 12

2. Понятие и система основных принципов конституционного статуса личности . 36

Глава 2. Социально-философские основания и юридическая природа основных принципов конституционного статуса личности . 59

1. Социально-философские основания основных принципов конституционного статуса личности . 59

2. Юридическая природа основных принципов конституционного статуса личности. 71

Глава 3. Регулятивно-правовая ценность основных принципов конституционного статуса личности . 85

1. Основные принципы конституционного статуса личности как правовые ценности . 85

2. Собственно-регулятивная ценность основных принципов конституционного статуса личности. 94

3. Инструментально-регулятивная ценность основных принципов конституционного статуса личности. 99

Заключение 127

Библиография 135

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Значение института конституционного статуса личности в любом современном демократическом государстве переоценить трудно. В Российской Федерации это тем более трудно сделать, поскольку с данным институтом связываются не только надежды людей на достойный правовой образ жизни, но и все углубляющиеся процессы преобразования государственно-правовой системы общества. В решающей степени это объясняется тем, что именно конституционный статус личности стал той конкретной и юридически значимой формой, в которой нашли свое выражение права и свободы человека и которые обусловили и во многом продолжают выступать важнейшей причиной подлинно демократических изменений в жизни нашего общества.

Установление Конституцией РФ 1993 года основ правового статуса личности положило начало и процессу складывания нового типа правовой культуры России и ее граждан. Все это существенно актуализирует проблематику конституционного статуса личности как с научной, так и с практической сторон. И в первую очередь это относится к проблеме его базовых, исходных принципов. Так как именно эти принципы, формируясь за пределами самого института конституционного статуса личности, привносят в него то содержание, которое и вызывает необходимость проведения поистине исторических изменений в нашем обществе. Поэтому не случаен, а вполне закономерен рост научного интереса конституционалистов к вопросам источников, природы и правовой ценности основных принципов конституционного статуса личности. Однако, как это не покажется странным, в отечественном государство ведении базовые, исходные принципы конституционного статуса личности пока еще не получили полного и всестороннего анализа. В решающей степени это объясняется особенностями методологии их анализа, со гласно которой данные принципы рассматриваются исключительно в качестве юридических правил, установленных государством и записанных в Конституции и других законодательных актах. Не отрицая ни гносеологической и практической ценности такого подхода к пониманию и выявлению основных принципов конституционного статуса личности, все же нельзя не заметить его односторонность. Это обнаруживается уже в том, что подобного рода принципы носят характер общепризнанных, а потому, во-первых, не даруются государством, а признаются им, а во-вторых, формулируются не государством и его органами, а международным сообществом, привнося тем самым в конституционный статус личности общечеловеческие ценности естественных прав и свобод. Отсюда следует, что и методология их научного анализа не может быть сведена к вышеприведенным правилам. Она должна быть расширена до естественно-правовой природы конституционного статуса личности. Это, в свою очередь, делает необходимым переосмысление как самой категории «конституционный статус личности», так и ее структурных образований, в ряду которых и располагаются данные принципы.

Степень разработанности проблемы. Выбор темы исследования обусловлен и тем фактом, согласно которому возрастающий научный интерес к основным принципам конституционного статуса выявляет все новые и ранее не изученные стороны в конституционном положении личности в России. Поэтому многие вопросы не только не получили достаточного научного осмысления, но оказались вне поля зрения научной общественности. В этой связи нельзя не признать, что осуществление исследования предлагаемой темы восполняет существующий пробел в конституционном праве, а также закладывает научные предпосылки дальнейшего исследования принципов основ правового положения личности.

Значительный вклад в разработку общей и конституционной теории правового статуса личности и его принципов внесли: С.А. Авакьян, Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, А.А. Безуглов, А.Д. Бойков, В.В. Бойцова, Н.С. Бондарь, С.Н. Братусь, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Э.А. Вологина, Г.А. Гаджиев, П.П. Глущенко, В.Е. Гулиев, А.И. Денисов, Ю.П. Еременко, А.В. Зиновьев, А.П. Иванов, О.С. Иоффе, В.Т. Кабышев, С.Ф. Кечекьян, М.И. Ковалев, Е.А. Козлова, С.А. Комаров, В.Н. Кудрявцев, В.М. Курицын, Е.А. Кутафин, В.А. Кучинский, В.В. Лазарев, А.И. Лепешкин, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, Н.С. Малеин, А.Ф. Малый, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, В.А. Масленников, Н.И. Матузов, О.О. Миронов, А.С. Мордовец, Р.А. Мюллерсон, B.C. Основин, В.А. Патюлин, И.Л. Петрухин, А.А. Пи-онтковский, Ф.М. Рудинский, В.А. Ржевский, Б.М. Семенеко, С.А. Солдатов, Л.И. Спиридонов, С.В.Степашина, В.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, В.А. Туманов, И.Е. Фарбер, P.O. Халфина, Н.Ю. Хаманева, В.А. Четверний, Д.М. Че-чот, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев, А.И. Экимов, Л.С. Явич и другие.

Теоретическая основа диссертационного исследования включает в себя труды отечественных и зарубежных дореволюционных ученых: Л. Дю-ги, Р. Иеринга, И.А. Ильина, М.Н. Капустина, Б.А. Кистяковского, А.П. Ку-ницына, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, а также труды великих мыслителей прошлого: Аристотеля, сторонников теории естественных прав человека Г.В. Гегеля, Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.

Актуальные проблемы конституционного статуса личности и его основных принципов обстоятельно разработаны главным образом в исследованиях М.В. Баглая, А.Г. Бережнова, В.В. Бойцовой, Н.С. Бондаря, Н.В. Витру-ка, Л.Д. Воеводина, Ю.А.Дмитриева, И.А. Ледях, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, В.А. Патюлина, Ф.М. Рудинского, М.С. Стро-говича, И.Е. Фарбера, Б.С. Эбзеева и др.

Исследование конституционного статуса личности под углом зрения основных принципов - это комплекс вопросов, связанных, прежде всего, с уяснением специфики его формирования, существа и назначения в правовой жизни каждого отдельного человека и общества в целом. В этой связи отсутствие соответствующих исследований заметно снижает роль Основного Закона современной России в ее правовой системе. Это обстоятельство в соче тании с высокой актуальностью исследования в области становления и реализации конституционного статуса личности и послужило основанием выбора темы настоящего диссертационного исследования.

Целью данного диссертационного исследования является комплексное осмысление основных принципов конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Эта цель достигается посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

1) анализ понятия «конституционный статус личности» и его структуры;

2) обоснование и исследование понятия «принцип конституционного статуса личности» как структурного элемента конституционного статуса личности;

3) выявление и рассмотрение системы основных принципов конституционного статуса личности;

4) анализ социально-философских предпосылок основных принципов конституционного статуса личности;

5) обоснование и анализ особенностей юридической природы основных принципов конституционного статуса личности;

6) анализ основных принципов конституционного статуса личности как юридических ценностей;

7) исследование собственно-регулятивной и инструментально-регулятивной ценностей основных принципов конституционного статуса личности.

Объектом исследования являются основные принципы конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают конституционно-правовое законодательство, иные национальные и международно-правовые акты, регулирующие базисные начала формирования, осуществления и гарантирования конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Методологическая основа диссертационного исследования. При

решении поставленных задач в интересах достижения цели диссертационного исследования автор опирался на современные методы познания, выявленные наукой конституционного права и иными юридическими науками, апробированные конституционно-правовой практикой. Работа основана на методах исторического, нормативного и сравнительно-правового анализа.

При изучении конституционного статуса личности и его основных принципов применялись способы диалектического познания, системный и логический подходы, иные частнонаучные приемы исследования, что позволило выявить определенные особенности сущности, юридической природы, системы и регулятивной ценности как самого конституционного статуса личности, так его основных принципов.

Эмпирическую базу исследования составляют Конституция РФ, международно-правовые акты, признающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также действующее российское законодательство, закрепляющее основные принципы конституционного статуса личности.

Научная новизна диссертации определяется как самой постановкой проблемы, так и подходом к ее исследованию, с учетом степени ее разработанности. Диссертация является практически первым в конституционном праве комплексным исследованием, в котором обосновываются основные принципы конституционного статуса личности в России и исследуются со стороны их регулятивно-правовой ценности.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Методология научного анализа основных принципов конституционного статуса личности должна быть расширена до их естественно-правовой природы. Это, в свою очередь, ведет к переосмыслению как самой категории «конституционный статус личности», так и ее структурных образований.

2. Сущность конституционного статуса личности заключается в его способности нормативно институционализировать основы правового поло жения человека. Реально она проявляется в том, что с помощью конституционного статуса личности конкретный индивид увязывается с абстрактными правами, свободами и обязанностями человека и гражданина.

3. Принципы конституционного статуса личности - это наиболее устойчивые, фундаментальные требования, закрепленные в нормативных предписаниях конституционного законодательства и соответствующих международных юридических источниках, обобщенно выражающие собой общепризнанные права, свободы и обязанности человека, а также основные закономерности формирования, осуществления и гарантирования конституционного статуса личности.

4. К числу основных принципов конституционного статуса следует относить только те из них, которые, во-первых, прямо и непосредственно причастны к формированию, осуществлению и гарантированию конституционных прав, свобод и обязанностей личности, как абстрактного представителя конкретного общества в целом, а во-вторых, защищены не только внутригосударственной системой гарантий, но и международной правозащитной системой. С этих позиций систему основных принципов конституционного статуса личности будут образовывать такие его начала, как: принцип гуманизма; принцип свободы; принцип равенства; принцип ответственности. Важнейшими доводами в пользу предложенной системы основных принципов конституционного статуса личности являются следующие обстоятельства: а) они всегда первичны по отношению к другим принципам основ правового положения личности; б) в поле действия указанных принципов находятся все общественные отношения, касающиеся конституционного статуса личности; в) они относятся к всеобщим и универсальным принципам прав человека; г) без любого из этих принципов невозможно существование конституционного статуса личности как целостного правового явления. По этим же основаниям вся система основных принципов конституционного статуса приобретает качество конституционно-правового института.

5. Основные принципы конституционного статуса личности отражают наиболее важные закономерности общения людей между собой и с государственной властью. По этой причине надо признать, что обязательной предпосылкой формирования и эффективного использования института основных принципов конституционного статуса личности является уяснение их социально-философских оснований. Посредством основных принципов конституционный статус личности прочно связывается с социальной действительностью, получая при этом свое философское обоснование. В результате конституционный статус личности приобретает качество адекватного социальным условиям жизни людей и высокоавторитетного регулятора их поведения.

6. Основным принципам конституционного статуса личности свойственна особая юридическая природа. В главном и основном она проявляется в специфике нормативно-юридической формы их бытия. Именно нормативно-юридическая форма основных принципов конституционного статуса личности, с одной стороны, придает им высшую и причем наднациональную юридическую силу, а с другой - позволяет этим принципам генерировать в международное и национальное законодательство целостные, содержательно и функционально-взаимосвязанные системы соответствующих императивных требований.

7. Международное признание и конституционное закрепление основных принципов правового положения личности приводит к тому, что они вбирают в себя важнейшие черты как естественного, так и позитивного (внутреннего и международного) права. Поэтому их невозможно свести ни к естественному, ни к позитивному праву. Благодаря этой особенности основные принципы конституционного статуса личности создают тот конституционно-правовой режим, в котором личность оказывается равноправной с государством.

8. Юридическая природа и специфические черты основных принципов конституционного статуса личности обеспечивают им способность выступать особыми конституционными регуляторами общественных отношений. С этой способностью и связано их понимание как конституционно-регулятивных ценностей. Каждый основной принцип конституционного статуса личности обладает собственно-регулятивной и инструментально-регулятивной ценностью.

9. Собственно-регулятивная ценность основных принципов конституционного статуса личности заключается в удовлетворении ими основополагающих потребностей личности и общества в утверждении гуманизма, свободы, равенства и ответственности в жизненно важных сферах общения людей между собой и с государственной властью. Благодаря их интеграции в конституционно-правовом статусе сама личность утверждается в роли носителя этих принципов, обозначая тем самым конституционный уровень своего человеческого и гражданского достоинства.

10. Инструментально-регулятивная ценность основных принципов конституционного статуса личности заключается в их способности: а) оказывать формирующее воздействие на содержание всего конституционного статуса личности; б) приводить к соответствию меры полноты и развитости конституционных прав, свобод и обязанностей личности к международным стандартам прав человека; в) обеспечивать конституционный статус личности общепризнанными механизмами своего осуществления и гарантирования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем впервые рассмотрена регулятивно-правовая ценность основных принципов конституционного статуса личности, обоснован новый подход к проблеме понимания конституционного статуса личности и его основных принципов, существенно дополнены современные научные представления о практике конституционно-правового регулирования общественных отношений в Российской Федерации.

Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования могут найти применение:

• в правотворческой деятельности, при разработке и совершенствовании законодательства в области конституционно-правового регулирования положения личности в обществе;

• при проведении мероприятий по правовой пропаганде конституционных прав, свобод и обязанностей личности;

• в преподавании курса конституционного права;

• в научно-исследовательской работе;

• в процессе профессиональной подготовки кадров юристов в вузах системы МВД России и других учебных заведениях страны.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа подготовлена на кафедре конституционного и административного права Волгоградской академии МВД России, где проведены ее рецензирование и обсуждение. Основные положения исследования нашли свое отражение в научных публикациях автора и в выступлении на межвузовской научно-практической конференции, посвященной десятилетию принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. (г. Волгоград, декабрь, 2003 г.), а также апробированы в процессе преподавания автором курсов «Конституционное право России» и «Конституционное право зарубежных стран» в Волгоградской академии МВД России.

По теме диссертации опубликовано 3 статьи.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и библиографии.

Конституционный статус личности и его структура

В категориально-понятийном аппарате науки конституционного права категория «конституционный статус личности» одна из ключевых. Об этом свидетельствуют многочисленные научные публикации и учебная литература", в которых либо прямо, либо косвенно, но так или иначе затрагивается проблематика конституционного статуса личности. И тем не менее на сегодняшний день приходится констатировать наличие целого ряда слабо изученных сторон этого сложного явления, что и выражается в отсутствии общепринятого мнения о том, что следует понимать под конституционным статусом личности. Так, например, О.Е. Кутафин полагает, что конституционный статус личности представляет собой «конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений»3. С точки зрения А.Г. Бережнова, под конституционным статусом личности «следует понимать систему гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности, выступающих в качестве юридических возможностей для удовлетворения тех или иных социальных притязаний личности»4. Н.А. Кли-ментьева утверждает, что конституционный статус «представляет собой единый комплекс основных, конституционных прав и обязанностей граждан, которые свойственны всем членам нашего общества» . В науке конституционного права имеются и иные дефиниции конституционного статуса личности. Однако уже и из приведенного видно, что одной из основных причин разнобоя в понимании конституционного статуса личности выступает проблема его объема, т. е. границ его предметного содержания. Но, как известно, содержание любого явления - есть материализация, т. е. развитие, конкретизация его сущности6. Следовательно, можно полагать, что в главном и основном, наличие множества вариантов понимания конституционного статуса личности — это проявление различного толкования его сущности. Именно от того, как понимается сущность конституционного статуса личности, зависят и научные представления о его содержании, да и о самом этом явлении в целом.

В философии под сущностью «понимается совокупность внутренних закономерностей, определяющая все существование и развитие данной вещи» . Следуя логике этого определения надо признать, что какой-либо один или несколько элементов конституционного статуса личности не могут представлять собой его сущность. Данное положение не всегда учитывается в юридической науке, в том числе и в науке конституционного права. Многие ученые-юристы отождествляют сущность того или иного вида правового статуса личности с таким его элементом, как права, свободы и обязанности личности. Так, например, СВ. Михнева, осуществляя анализ категории «правовой статус муниципального служащего», исходит из того, что «компетенция, являясь совокупностью полномочий, выражает сущность правового статуса»8. Аналогичного мнения придерживается и СЕ. Чанов9. А с точки зрения Л.Д. Воеводина сущностью конституционного статуса личности выступает такая его социальная основа, как общественный труд человека10.

По нашему мнению, при установлении сущности конституционного статуса личности, равно как и иных видов юридических статусов субъектов права, следует исходить из того, что это сугубо юридическая категория, предназначенная для нормативной институционализации и гарантирования правового положения человека. Сказанное означает, что основное, главное назначение конституционного статуса личности, как юридического явления, состоит в том, чтобы увязывать абстрактные права, свободы и обязанности человека с таким субъектом конституционного права, как личность. Поэтому и его сущность не может заключаться ни в самих правах, свободах и обязанностях личности, ни в других элементах конституционного статуса личности. Она есть именно способ, каким формируются и существуют основы правового положения личности в обществе. Отсюда сама категория «конституционный статус личности» выступает инструментом утверждения правого положения человека в наиболее важных областях его жизнедеятельности и в первую очередь во взаимодействии с государством, его органами и должностными лицами.

Определенную дискуссионность в научных представлениях о категории «конституционный статус личности» вносит известная трудность в разграничении понятий - «личность», «человек», «гражданин». Заметим, что это далеко не академическая проблема. Наше современное конституционное законодательство пошло по пути так называемого «буржуазного дуализма». Оно включает в содержание конституционного статуса личности два взаимообусловливаю щих начала: «права человека» и «права гражданина». Это существенно меняет методологические ориентиры в подходах к проблеме конституционного статуса личности и его основных принципов.

Человек как продукт природы выступает материальной, биологической основой личности. В связи с этим в юридической науке высказана точка зрения, согласно которой не всякого человека можно считать личностью. К такой категории людей, например, относят маленьких детей, душевнобольных или дикарей, которые не обладают, в частности, сколько-нибудь развитой системой знаний и не способны выступать в качестве субъекта сознательной деятельности11. Категории «человек» и «личность» не совпадают не только между собой, но и с понятием «гражданин». В общем и целом, понятие «личность» шире по своему объему понятий «человек» и «гражданин», так как включает в себя и политико-правовые связи гражданина с государством, и индивидуально определенную совокупность социально значимых свойств человека. В этой связи мы поддерживаем мнение Л.Д. Воеводина, когда он утверждает, что в данном случае необходимо использовать более универсальный термин «личность», который выражает самую суть двух терминов — «человек» и «гражданин», соединяя их1".

Углубляя и конкретизируя исходные позиции исследования конституционного статуса личности, также необходимо определиться и в вопросе соотношения этой категории с «основы правового положения личности» и «конституционно-правовое положение личности». Анализ конституционно-правовой литературы, а также соответствующих научных источников других юридических дисциплин - теории государства и права, административного права, гражданского права и других, свидетельствует о том, что вышеназванные категории чаще всего используются как синонимы.

Понятие и система основных принципов конституционного статуса личности

Анализ специальной литературы показывает, что чаще всего принципы конституционного статуса личности определяются, как «записанные в Конституции и других законодательных актах руководящие идеи, которые в общем плане фиксируют место человека в обществе и государстве» . В общем и целом с таким пониманием принципов основ правового положения личности можно согласиться. Однако в нем не учитывается, что конституция, как собственно и иной другой нормативно-правовой акт, обладает не только содержанием, но и юридической формой, которая, как и содержание, генетически связана с принципами конституционного статуса личности. Поэтому, строго говоря, принципы конституционного статуса личности отражают и содержание, и юридическую форму конституции в единстве. Кроме того, использование термина «записанные в Конституции» без последующей интерпретации того факта, что основные принципы конституционного статуса личности именно признаются конституциями, может исказить суть и понимание конституционного статуса личности в целом. Эти замечания, как нам представляется, необходимо учитывать при обосновании общего определения принципа конституционного статуса личности, а также при их систематизации и разделении на основные и специальные.

В целях обеспечения большей аргументации своих выводов обратимся к уяснению следующего понятийного ряда категории «принцип права»: «принцип права» - «принцип конституции» — «принцип конституционного статуса личности». Данный исследовательский прием часто используется учеными . Для нас же он имеет особое значение, поскольку позволяет с большей достоверностью выявить сущность основных принципов конституционного статуса личности. Ведь их сущностное качество является единым и общим для всех принципов указанного ряда. Именно благодаря этому обстоятельству категория «основной принцип конституционного статуса личности» состоит в методологической зависимости от категорий более абстрактных уровней.

Под принципом (от лат. principle — основа, начало) в общенаучном смысле принято понимать основное, исходное положение какой-либо теории, учения, главное правило деятельности51. Толковый словарь В. Даля определяет принцип как научное, нравственное начало, основание, правило, основу, от которой не отступают52. В философии принципом называют «первоначальную, руководящую идею, основное правило поведения»53. При этом также подчеркивается, что под принципом можно понимать «внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности»54. Кроме того, в науке утвердился вывод о том, что с точки зрения своего содержания принцип следует относить к тем явлениям, в которых выражаются объективные и субъективные начала. Например, в принципах морали, объективное представлено практикой нравственного общения людей, а субъективное - осознанием значения и роли этих принципов в организации нормальной жизнедеятельности общества.

В теории государства и права, а также других юридических науках «принцип» — предмет постоянного внимания ученых. Это объясняется той важностью данной категории, которая, по мнению Л.С. Явича, заключается в том, что «лишенные руководящих начал, правовые системы аморфны, легко подвергаются эрозии, лишены необходимой жизненной силы, страдают значительными пробелами и отсутствием динамизма. Наличие стабильных и четко сформулированных принципов - одно из свойств зрелости действующего права» .

В общеюридической науке, по вопросу понимания категории «принцип права», в большей степени преобладает единство мнений. Здесь, в общем и целом, под правовым принципом понимают выраженные в праве, исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни56. Однако далее мнения ученых расходятся, вплоть до полярности. Камнем преткновения выступила проблема нормативности принципов. Так, В.И. Леушин пишет: «... эти (правовые принципы. — С.Л.) нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законодательства»57. Как видно, он полагает, что принцип права должен прямо содержаться в позитивном праве или вытекать из совокупности норм. Правовой смысл этой точки зрения удачно выразила Т.Н. Добровольская. Она пишет: «Никакие идеи сами по себе не могут регулировать правовые действия и правовые отношения до тех пор, пока они не обретут государственно-властного характера, т. е. до тех пор, пока они не станут правовыми нормами» . Эта точка зрения нашла поддержку в юридической литературе и представляется нам весьма убедительной.

Напротив, И. Р. Демидов пишет: «Отдельные принципиальные идеи не находят своего закрепления в правовых нормах в виде специальных терминов и соответствующих формулировок. По этой причине принципы не следует всегда отождествлять с ... нормами»60. Такой же позиции придерживаются В.И. Гойман и Т.Н. Радько. Они пишут: «Наиболее универсальным регулятором выступают принципы права, которые характеризуются высоким уровнем нормативности и не обязательно требуют закрепления в социальных актах» .

Более осторожную позицию по данному вопросу занимает Л.С. Явич. По его мнению, «принципы права могут формироваться, совершенствоваться и действовать, не будучи до определенного времени четко выраженными в законодательстве, могут функционировать в сфере судебной практики и правовых обычаев (традиций), в области складывающихся комплексов субъективных прав и конкретных правоотношений» ".

С нашей точки зрения, отрывать принципы права от норм права — значит лишать их свойства нормативности. А это приводит к утери ими качеств юридически значимых явлений, вследствие чего происходит и их социальное обесценивание. Так как все свое высоконравственное и демократическое содержание они могут реализовать только при условии обладания качеством правовой нормативности. Кроме того, надо обратить внимание и на то, что только абстрактно, т. е. мысленно, можно отделить свойства от того, чему оно присуще, и представить себе принципы вне нормы права и их системы. Утверждать же, будто принципы права существуют отдельно от юридических норм, значит переносить в действительность то, что специфично для мышления63.

Социально-философские основания основных принципов конституционного статуса личности

Социально-философские основы основных принципов конституционного статуса личности включают в себя как реальные общественные закономерности человеческого общения, так и знания о фундаментальных основаниях его организации. В силу этого обстоятельства является очевидным, что основные принципы конституционного статуса личности выступают как изначальные идеи - продукт человеческого сознания, которые отражают объективную реальность с точки зрения ее соответствия прогрессивным тенденциям развития конституционно-правового образа жизни людей.

Конституционно-правовые идеи возникают, складываются и развиваются в конституционном правосознании людей, т. е. в их конституционно-правовой идеологии и психологии, под воздействием всей совокупности общественных отношений, существующих на определенной ступени исторического развития. Они и составляют реальное содержание основных принципов конституционного статуса личности. При этом важно отметить, что каков тип общественных отношений, таков и характер соответствующих им идей, в какой бы отвлеченной форме они ни выражались .

Характеристика социально-философских основ основных принципов конституционного статуса личности вбирает в себя их понимание как социальных явлений, обладающих философским содержанием. Отсюда и вытекает необходимость их специального исследования в социально-философском аспекте.

Социально-философские основы принципа гуманизма. «Гуманизм» в переводе с латинского означает «человечный», «человеческий». С точки зрения современных общественных наук гуманизм — это одна из фундаментальнейших характеристик общественного бытия людей и их сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Он проявляется в альтруизме, стремлении сеять добро, в милосердии, сострадании, желании помогать окружающим87. Но гуманизм это не только субъективное явление. По мнению В.Н. Турченко, главная черта гуманизма заключается в его практических проявлениях, сумма которых называется реальным гуманизмом. Он считает, что реальный гуманизм — это обеспечение реальных, достойных человека, материально-технических, экономических, политических и культурных условий его жизнедеятельности . Поэтому сущность гуманизма В.Н. Турченко определяет как совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности. Его основное проявление заключается в общественно полезной деятельности, свободном труде, сознательно отдаваемом на пользу другим людям . Иными словами, гуманизм это не только должное, но и сущее. С этой чертой гуманизма, как нам представляется, и связано то устойчивое внимание ученых-юристов к данному явлению, которое наблюдается на протяжении уже нескольких десятилетий.

В юридической науке гуманизм чаще всего рассматривается как принцип права. Так, например, В.Д. Попков полагает, что гуманизм - это принцип права, который выражается в правовых формах признания высшей ценности человека . Созвучно с ним мнение О.И. Цыбулевской, которая утверждает, что принцип гуманизма - это юридическое признание и закрепление высшей ценности человеческой личности91. По мнению В.М. Чхиквадзе, гуманизм права должен выражать равнозначные интересы общества и личности92.

В сфере конституционного регулирования гуманизм, главным образом, предполагает признание и защиту конституционных прав, свобод и обязанностей личности. Это делает его особо значимым в приложении к конституционному статусу личности. Он в равной мере оказывает существенное влияние как на формирование конституционных прав, свобод и обязанностей личности, так и на конституционно-правовую практику их осуществления. Поэтому, с какой бы стороны не исследовался конституционно-правовой статус личности, в любом случае он рассматривается как форма выражения и средство реализации принципа гуманизма.

Гуманизм не отвлеченное понятие, а реальное явление, аккумулирующее в себе уважение человеческого достоинства. Поэтому гуманизм и выступает той мерой, по которой определяется и уровень гуманизации общества, и степень экономического, политического и социального освобождения личности .

Основным носителем и субъектом реализации идей гуманизма является личность. Горький опыт истории позволяет ныне ясно понять, что судьба цивилизации, духовных ценностей, гуманистических идеалов зависит, прежде всего, от самого человека - от его мировоззренческой самостоятельности, зрелости, компетентности . Из совокупности гуманистических мировоззрений отдельных личностей состоит гуманность всего общества. Это тем более важно знать и помнить в наших, российских условиях становления демократического общества. Поэтому и сегодня актуальны слова И. Гердера, о том, что «гуманность — это сокровище и награда за все труды человеческие... Воспитание гуманности есть дело, которым следует заниматься непрестанно, в противном случае мы все ... возвратимся к животному состоянию, к скотской грубости»95.

Благодаря тому, что гуманизм это и конкретное, повседневное отношение к человеку, и философская основа мировоззрения, он приобретает способность активно воздействовать на установление основ правового положения личности в обществе, превращаясь тем самым в один из важнейших его принципов.

Основные принципы конституционного статуса личности как правовые ценности

Современное социальное пространство представляет собой пространство воплощенных ценностей. Весь мир измеряется ценностями139. Отсюда и основные принципы конституционного статуса личности, выражая собой юридически закрепленные высшие социальные ценности, не могут не обладать аксиологическим содержанием. Это и делает возможным их научный анализ с точки зрения своей регулятивно-правовой ценности. Смысл такого подхода заключается в том, что он позволяет по-новому взглянуть на критерии и показатели эффективности конституционно-правовых предписаний, закрепляющих институт основных принципов конституционного статуса личности в Российской Федерации. Более конкретно, важность его изучения в обозначенном аспекте обусловлена, во-первых, особой значимостью и ценностью основных принципов конституционного статуса личности, во-вторых, посредством такого исследования выявляется их реальная ценность для каждого человека и общества в целом, в-третьих, исследование регулятивно-правовой ценности основных принципов конституционного статуса личности позволяет обнаружить особенности их регулятивного воздействия на общественные отношения, и, наконец, в-четвертых, аксиологическая характериетика основных принципов конституционного статуса личности необходима для того, чтобы установить, какое место они занимают в общей системе правовых ценностей.

Полагаем, что ценность основных принципов конституционного статуса личности определяется не только общесоциальным значением их содержания, но и регулятивной ценностью права вообще, конституционного права в отдельности и конституционного статуса личности в частности. Следовательно, проблема ценности основных принципов конституционного статуса личности является частью вопроса о ценности права. А то, что право обладает такой характеристикой, общепринято, и на современном этапе развития правовой науки сомнению не подвергается. В.В. Лазарев пишет: «Никто из теоретиков, никто из практиков, ни в Европе, ни в Азии и, пожалуй, нигде в мире открыто официально не выступает против права. Сегодня ценность права является едва ли не общепризнанной для сколько-нибудь цивилизованного общества»140.

В социологии под социальной ценностью принято понимать явления объективной действительности либо их свойства, способные удовлетворять потребности и интересы субъекта и потому необходимые и полезные для его существования и развития141. Иными словами, ценность - это полезность чего-либо для удовлетворения потребностей субъекта общественной жизни14".

По отношению к праву данное понятие можно преломить «как его положительную значимость (роль) в удовлетворении потребностей субъектов»1 . С.С. Алексеев по этому поводу пишет: «Право в идеале (по определению) - это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной свободы человека, справедливости, консенсуса. ...И именно в этом отношении право и является значительной, и притом - самостоятельной социальной ценностью»144. Л.С. Явич полагает, что ценность права заключена в том, «что оно выступает как целый комплекс наличных, юридически гарантированных возможностей свободного выбора решений и действий субъектов общественных отношений, как система закрепленных законом субъективных прав граждан и организа-ций, обеспечивающих их творческую самодеятельность» . А.Н. Бабенко считает, что ценность права «связана с обеспечением порядка, организованности, а также предупреждением и разрешением социальных конфликтов»146.

Ценность права обусловлена такими его признаками, как нормативность, общеобязательность, обеспеченность государственным принуждением147. Вследствие обладания названными свойствами право получает возможность удовлетворять потребности своих субъектов. Это главное, что обусловливает его ценность. Следовательно, полезность права основывается на его способности удовлетворять потребности субъектов правоотношений.

В России «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ). Обеспечение этих ценностей задача, в первую очередь, конституционная.

Конституционное законодательство последних лет осуществило огромный прорыв в данном направлении. Оно преодолело вековое неприятие прав человека в качестве реальной самостоятельной ценности и признало их в качестве приоритетной правовой ценности. Признавая человека высшей ценностью, государство и общество берут на себя обязательство их обеспечить.

Ясно, что осуществление и реализация прав человека в правовом государстве невозможно без их конституционного закрепления в качестве основ правового положения личности. Это как раз и ведет к складыванию конституционного статуса личности. Поэтому данный статус и его основные принципы есть ценности конституционно-правовые.

Основные принципы конституционного статуса отражают весь спектр жизненно важных интересов и потребностей личности, а также специфику ее взаимоотношения с государством148. Этим самым основные принципы конституционного статуса личности служат удовлетворению ее потребностей, в этом и кроется их ценность.

В конечном счете наличие основных принципов конституционного статуса личности обусловлено необходимостью защиты фундаментальных интересов личности. В свою очередь, эта необходимость развертывается в конкретные правозащитные задачи Российского государства. Но их выполнение возможно только при условии наличия у него качества правового государства. «Права человека и их защита - это обязательные спутники правового государства. Поэтому правовое государство не мыслится без полного признания прав человека и эффективно организованной защиты»149, - пишут П.В. Анисимов и В.М. Лазарев. В этой связи правильным будет утверждение, что основным объектом правозащитных усилий нашего государства должен стать конституционный статус личности и в первую очередь его основные принципы.

Похожие диссертации на Основные принципы конституционного статуса личности