Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации Жамсуев, Цырен Баирович

Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации
<
Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жамсуев, Цырен Баирович. Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Жамсуев Цырен Баирович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2010.- 327 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-12/244

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-правовые основы принципа равноправия 12

1.1. Доктринальное толкование принципа равноправия в общей теории прав человека 12

1.2. Понятие конституционного принципа равноправия в Российской Федерации 25

1.3. Международные стандарты принципа равноправия 38

1 .4.3арубежный опыт закрепления принципа равноправия в

законодательном процессе и правоприменительная практика 62

Глава 2. Равноправие в системе конституционных принципов правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации .,76

2.1. Принцип равноправия и законодательство Российской Федерации 76

2.1.1 .Конституционное закрепление принципа равноправия в Российской Федерации 76

2.1.2. Международные стандарты принципа равноправия и российское законодательство 108

2.1.3.Особенности нормативного закрепления принципа равноправия в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации 117

2.1.4.Правовые основания ограничения действия принципа равноправия в Российской Федерации 137

2.2.3аконодательное закрепление равноправия мужчин и женщин в Российской Федерации 149

2.3.Обеспечение равноправия независимо от национальной, расовой принадлежности, от вероисповедования и отношения к религии в Российской Федерации 158

2.4. Равенство перед законом и судом в Российской Федерации 187

Заключение 199

Список использованных источников и научной литературы 202

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, отразившей наиболее передовые демократические идеи, правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина приобрел новое значение, а перед наукой конституционного права была поставлена задача изучения общетеоретических основ данного конституционного института. Очевидно, что в России в последние десятилетия произошли значительные преобразования, затронувшие политическую, экономическую, социальную, культурную сферы общественных отношений, кардинальные изменения экономического курса государства, что, несомненно, повлияло на общее направление развития российского права, модернизацию его отраслей и институтов, и обусловило, в том числе, и необходимость научного обоснования новой концепции взаимоотношений человека и государства. Актуальной стала задача исследования основополагающих принципов института конституционных прав и свобод человека, важное место среди которых занимает принцип равноправия.

Актуальность исследования конституционного принципа равноправия обусловлена и тем, что в условиях существенного изменения характера общественных отношений на данном этапе развития российского государства и общества, разработанные ранее доктринальные подходы к определению его сущности и содержания, оказались недостаточными. В современной юридической науке равноправие в контексте общей доктрины прав человека остается мало изученным как с точки зрения правового содержания данного принципа, так и с точки зрения обобщения практики его реализации. Принцип равноправия в

России не только остается во многом декларативным, но и нередко выступает как юридическое обоснование допустимости дискриминации. Очевидна потребность в уточнении понятийного аппарата, унификации подходов к пониманию содержания и сущности конституционного принципа равноправия, разработка оптимального механизма его реализации.

Для государства уровень реализации принципа равноправия является одной из важных его характеристик как демократического и правового. Поэтому весьма важной, но до конца не исследованной, является проблема корреляции идеи социального государства и конституционного принципа равноправия в Российской Федерации.

Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования обусловлена необходимостью переосмысления содержания, сущности и пределов применения конституционного принципа равноправия в Российской Федерации в условиях существенного изменения характера общественных отношений на данном этапе государственного и общественного развития.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. В российской юридической науке исследованию правого статуса человека и гражданина посвящены работы С.С. Алексеева, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Г.А. Гаджиева, Ю.А. Дмитриева, В.Д. Зорькина, М.Ю. Козлова, C.B. Лаврентьева, Ю.И.Лейбо, Е.А. Лукашевой, A.B. Малько, Г.В. Мальцева, М.В. Мархгейм, М.Н. Марченко, Т.Д. Матвеевой, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, Ю.А. Тихомирова, Б.С. Эбзеева, А.И. Экимова и других ученых-правоведов.

Исследованию вопросов равенства и равноправия в Российской Федерации посвящены научные труды E.H. Бырдина, М.К. Гордина, М.Н. Козкжа, Г.Н. Комковой, Б.С. Крылова, В.Н. Кудрявцева, М.А. Кудрявцева, И.В. Лануг, И.И. Ларинбаевой, P.A. Малясова, И.С. Сабитовой, В.В. Серковой и других.

В целях получения комплексной картины научного развития идеи равноправия были проанализированы труды дореволюционных юристов- правоведов (в частности, М.Н. Гернета, О.В. Тарановского, Г. Еллинека).

Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных ученых, специалистов в области теории права и государства, а также конституционного права, таких как М.В Баглай, И.Н. Барциц, A.B. Васильев, Р.Ф. Васильев, Б.П. Елисеев, Д.А. Керимов, А.Д. Керимов, М.Н. Кузнецов, В.В.Лазарев, Ю.И. Лейбо, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, Н.С. Матузов, Ю.А.Тихомиров, Т.М. Шамба, Ю.Л. Шульженко и др.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционного принципа равноправия в Российской Федерации, как исходной, определяющей идеи, составляющей организационную основу сформированной и действующей в России системы защиты и обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина.

Предмет диссертационного исследования составляет совокупность норм российского права, в которых находит воплощение конституционный принцип равноправия, устанавливаются гарантии его соблюдения, в том числе гарантии недопустимости дискриминации.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция) методы анализа нормативных и доктринальных источников. Кроме того, использовались такие методы научного познания, как формально-юридический, статистический, структурно-функциональный и др. В частности формально-юридический метод применялся при анализе норм права, полностью или частично отражающих принцип равноправия в правовом статусе человека и гражданина в Российской Федерации.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе анализа содержания конституционного принципа равноправия в Российской Федерации, изучения гарантий конституционного принципа равноправия, выявления характерных особенностей реализации принципа равноправия разработать рекомендации и предложения по повышению эффективности его применения.

Цель исследования достигается посредством решения следующих задач: провести исследование воззрений российских и зарубежных ученых на роль принципа равноправия в общей теории прав человека; уточнить содержание понятия конституционного принципа равноправия в Российской Федерации; провести анализ международных стандартов принципа равноправия; исследовать зарубежный опыт законодательного закрепления принципа равноправия и правоприменительной практики; рассмотреть и выявить особенности закрепления принципа равноправия в российском законодательстве; охарактеризовать законодательное закрепление равноправия мужчин и женщин в Российской Федерации; выявить особенности обеспечения равноправия независимо от национальной, расовой принадлежности, от вероисповедования и отношения к религии в Российской Федерации.

Нормативно-правовую базу исследования составляют международные договоры, участником которых является Российская Федерация (в частности, Пакт о гражданских и политических правах 1966г., Пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.); конституционные акты (Конституция Российской Федерации 1993 г., конституции (уставы) субъектов Российской Федерации); федеральные конституционные законы (в том числе Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации") и федеральные законы. Законы субъектов Российской Федерации. Были изучены Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие анализируемые в диссертации проблемы.

Научная новизна исследования связана с тем, что в нем с позиций конституционного права исследованы теоретико-правовые основы конституционного принципа равноправия как основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации, проанализировано конституционное закрепление принципа равноправия в Российской Федерации и зарубежных странах, выявлен характер влияния принципа равноправия на правовой статус человека и гражданина в условиях становления демократического государства и гражданского общества в Российской Федерации, показана взаимосвязь международных стандартов принципа равноправия и российского законодательства. В работе так же проведен конституционно-правовой анализ особенностей нормативного закрепления принципа равноправия в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Диссертантом предложена авторская концепция трактовки конституционного принципа равноправия, его соотношения с такими понятиями как «равенство» и «дискриминация», показана эволюция его понимания на различных этапах развития как отечественной, так и зарубежной правовой науки.

Диссертантом разработаны рекомендации и предложения, направленные на повышение эффективности применения принципа равноправия на данном этапе развития российского права, дана оценка современным научным юридическим концепциям и трактовкам принципа равноправия.

На защиту выносятся следующие положения и выводы, содержащие элементы научной новизны:

Диссертант уточняет понятие конституционного принципа равноправия, под которым, согласно Конституции Российской Федерации, понимается равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Этот принцип конкретизируется и дополняется политическими и правовыми гарантиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации 1993г. и ряде законов.

Определяя принцип равноправия как один из основополагающих признаков демократии, как основу правового статуса человека и гражданина, как возможность каждого использовать свои права и свободы без какой-либо дискриминации, диссертант, одновременно обосновывает, что в ряде случаев данный принцип распространяется исключительно на граждан Российской Федерации.

Анализируя соотношение понятий «равноправие» и «равенство», диссертант отмечает, что термин «равноправие» является юридически более точным, поскольку в нем заложены сразу два начала: «равенство» и «право». Поэтому он указывает не на фактическое равенство, а лишь на равенство прав, равенство перед правом. Содержание этого принципа сводится не к фактическому равенству людей, а к равенству всех в правовом смысле.

Проведя исследование международных стандартов защиты прав и свобод человека и гражданина, автор приходит к заключению, что происходящие в современном мире процессы глобализации, хоть и не привели к унифицированному подходу к пониманию принципа равноправия, но повлияли на признание этого принципа мировым сообществом путем выработки универсальных и региональных международных стандартов прав и свобод человека, а также на закрепление принципа равноправия всех перед законом и судом, равноправия мужчин и женщин, национального и культурного равноправия как в международных правовых актах, так и в конституциях подавляющего большинства государств мира. Целый ряд международных (прежде всего, конвенционных) норм в этой области является в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года частью российской правовой системы. Проведенный анализ закрепления принципа равноправия в российском законодательстве позволил диссертанту сделать вывод, что в целом оно соответствует международным стандартам в этой сфере.

Исследуя особенности закрепления принципа, равноправия в законодательстве субъектов федерации, диссертант отмечает то, что закрепление данного принципа в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации не всегда соответствует . федеральному законодательству и Конституции Российской " Федерации. В ряде нормативно-правовых актов имеет место сужение, круга субъектов, на которых распространяется принцип равноправия, в > . частности по территориальному признаку (указание на то, что принцип равноправия действует только в отношении проживающих на территории конкретного субъекта). В ряде случаев имеет место расширение или изменение перечня оснований дискриминации.

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования определяется его новизной и содержащимися в нем обобщениями, выводами и предложениями, которые могут быть использованы нормотворческими и правоприменительными органами государственной власти Российской Федерации и субъектов. Российской Федерации при совершенствовании механизмов защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина' Положения, основанные на выводах диссертационного исследования, могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Конституционное право Российской Федерации».

Предложения диссертанта по совершенствованию механизма реализации принципа равноправия позволят оптимизировать практику его применения, избежать нарушений, как со стороны органов власти, так и иных субъектов. Выявленные недостатки и противоречия в сфере равенства могут быть использованы правовыми отделами органов государственной власти.

Рекомендации по устранению неточностей в действующем законодательстве позволят упорядочить его развитие, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской. Федерации на основе единого подхода к толкованию содержания принципа равноправия.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации обсуждены и одобрены на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и нашли отражение в опубликованных научных работах.

Структура диссертационного исследования. Структура диссертации определена поставленной целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников и научной литературы.

Доктринальное толкование принципа равноправия в общей теории прав человека

Принцип равноправия не является современным изобретением юридической науки, он был известен еще в древности, хотя и в несколько ином виде и содержательном наполнении. Равенство прав и обязанностей носит не абстрактный, а исторически конкретный характер. Но на любой ступени общественного развития оно всегда предполагает соотношение, сравнение, сопоставление прав, обязанностей членов одной социальной группы людей« с правами и обязанностями другой. Ряд исследователей представляют равноправие как компонент универсального принципа справедливости, рассматривая требование равенства (действовать одинаково в одинаковых условиях) как его важный элемент \ Равноправие - один из основных, наряду со свободой идеалов справедливого общественного устройства.

Например, в Древней Греции, где, пожалуй, ранее других государств, сформировались идеи равенства (в основном в политической сфере), борьба за которые приравнивались к борьбе за демократическую республику, за власть народа. На первое место выдвигалось требование равноправия в управлении страной, однако распространялось оно на ограниченный круг лиц, притом мужского пола. Кроме того этим правом не могли обладать рабы, которые изначально исключались из понятия «народ»". Таким образом, при рабовладельческом строе требование равенства воспринималось как ограниченное сферой действие и относящееся к ограниченному кругу лиц.

В средневековой Италии имели место восстания купцов и ремесленников, направленные на установления равенства и предоставления определенных прав, наравне с дворянством. Следует отметить, что требования равенства выдвигались и менее малочисленными слоями населения, например, подвергающимися дискриминации по религиозному признаку (старообрядцы), по признаку национальности (дискриминация евреев в российской империи).

Основоположником теории равенства личностей, считается Ж.-Ж. Руссо, утверждавший, что принципу равенства должно быть подчинено все, а задача власти — это обеспечение такой формы общественного устройства, которая гарантирует свободу и равенство всех членов общества. Школа естественного права связывала происхождение государства с общественным договором, основанном на общем соглашении свободно самоопределяющихся индивидов. Состояние равенства й свободы личности как естественное, соответствующее природе человеческой сущности (наиболее яркий представитель данного подхода - Г.Троций).

Проблема равноправия обострялась по мере деления человеческого общества на классы, в частности, с появлением рабовладения. Для рабовладельческой системы было характерно глубокое неравенство, полное бесправие рабов, которые считались "говорящим орудием". Общественное неравенство в античную эпоху распространялось также на бедные слои господствующего класса. В эпоху феодализма общественное

Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д: Ростовский университет, неравенство отнюдь не смягчилось, оно приняло лишь иной вид, выступая в форме сословного неравенства. Наиболее бесправным классом было крестьянство, зависевшее от феодалов не только экономически, но и политически. Наряду с этим существовала пирамидальная система неравенства в самом господствующем классе - от мелких до крупных феодалов и стоявшего над ними королевского двора. Будучи самым ясным, простым и понятным массам, лозунг борьбы против неравенства служил лозунгом классовых битв.

В эпоху зарождения капитализма идеи о равноправии наряду с принципами свободы, конституционализма, верховенства права и подотчетности должностных лиц перед народом как основы построения справедливого общества прозвучали в Конституции США и американском Билле о правах.

Понятие конституционного принципа равноправия в Российской Федерации

Во всех современных концепциях демократии, несмотря на их различия и противоречивость, единым остается положение о том, что исходным принципом демократии является признание равноправия как универсального принципа правового положения личности. Общепризнано, что демократия возможна лишь тогда, когда имеет место равенство членов сообщества перед обществом и его законами, равенство в праве участия в решении общих проблем и в управлении общественной жизнью, когда учитываются права и интересы каждого члена сообщества. Как отмечал известный немецкий социолог Карл- Манхейм, -демократия -как "структурный, социологический феномен" осуществляется. в политической сфере и в культурном общественном процессе и "исходит из идеи равенства всех людей и отвергает любое вертикальное разделение общества на высшее и низшее. Вера в принципиальное равенство всех людей - первый фундаментальный принцип демократии" . Государство признается демократическим и является таковым только при условии, что оно признает принцип равноправия в отношениях между людьми и прилагает необходимые усилия для осуществления его на практике равноправия нашли свое отражение во многих конституционных документах и тем самым стали приобретать не только политическое, но и правовое значение. Реальность равноправия характеризует уровень демократичности общественного и государственного строя. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина имеет смысл только в том случае, если государство гарантирует равенство и равноправие, поэтому во всех конституциях главы о правах и свободах начинаются с закрепления гарантий равенства и равноправия, Конституционное право правового государства обеспечивает только юридическое, т. е. формальное, равенство между людьми. Следовательно, конституционный принцип равноправия является непреложным условием всех демократий. Конституционная доктрина современных государств признает равноправие как принцип конституционализма и демократии, как один из существенных элементов демократии.

В процессе развития демократических процессов в мире признание равноправия стало определяющим принципом демократических конституций. Этот принцип, как и все другие конституционные принципы, относится к основополагающим, руководящим началам права, определяющие и выражающие его сущность. В принципе равноправия заключена главная идея: сделать людей равными независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения. Закрепляя равноправие, Конституция устанавливает независимость этого состояния от каких-либо обстоятельств. С помощью норм права в целом и конституционного права можно гарантировать равное положение любого человека перед законом, равные права, свободы и обязанности. При этом необходимо уточнить, что конституционное равноправие допускает возможность существования различий в правах и обязанностях граждан данной страны и находящихся под юрисдикцией государства лиц, имеющих гражданство других стран или лиц без гражданства. В частности равноправие предполагает официально признанное равенство каждого перед государством, законом, судом; равенство прав, свобод и обязанностей. Вместе с тем избирательное право, как правило, распространяется только на граждан государства. Одновременно обязанность проходить военную службу в большинстве государств возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т.п.

Таким образом, во многих аспектах можно говорить о равноправии независимо от гражданства, поскольку многие права и свободы гарантируются любой личности (это отражается формулой "все равны перед законом и судом", а также словами "каждый имеет право», "каждому гарантируется", которые используются в ряде конституционных норм).

Нарушение равноправия заключается в умалении прав одной категории лиц и создании привилегий для других. Нарушение равноправия входит в группу преступлений против человека и гражданина.

Поэтому, если речь идет о конституционном принципе равноправия необходимо сказать о том, что равноправие - нормативно закрепленное равенство прав, свобод и обязанностей, а также возможностей их реализации. Принцип правового равенства выражается в следующих аспектах: всеобщем равенстве перед законом и судом, равноправии мужчины и женщины, национальном равноправии.

Многие исследователи стремятся разделять принцип равноправия и равенства, хотя эти оба понятия идентичны . Нередко в таких случаях имеет место терминологическая путаница, которая может негативно повлиять на содержание законодательства, и правоприменительную практику.

Принцип равноправия и законодательство Российской Федерации

Провозглашенный в ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип равноправия является важнейшим признаком основ правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Прежде всего, он закрепляет равноправие российских граждан независимо от социального происхождения, имущественного и должностного положения, а также рода занятий. Конституция гарантирует равноправие всех граждан независимо от убеждений, мировоззренческих позиций, принадлежности к общественным организациям и политическим партиям; равноправие женщины и мужчины; равноправие независимо от национальности и языка, вероисповедания и отношения к религии; равноправие молодежи со всеми другими гражданами; равенство перед законом и судом.

Анализируя конституционные положения, определяющие отношение государства к понятию равноправия, понимание меры свободы и равенства в современной России, оценивая с сегодняшних позиций развитие конституционной идеи, полезно обратиться к правовому опыту в этой сфере, который имел место в истории страны.

Конституцией 1918 г. равноправие провозглашалось как основной принцип пролетарского государства.

Конституцией СССР 1936 г. равноправие граждан, независимо от национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурой и общественно - политической жизни, провозглашалось непреложным законом. Общий принцип равноправия граждан Советского Союза определялся по двум социальным показателям, которые не вызывали никаких политических сомнений: расы и национальности. Пролетарская идеология, ставшая затем фундаментом советской идеологии, не признавала равноправия по признаку происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также другим обстоятельствам.

Принцип равноправия по признаку принадлежности к той или иной религии, вероисповеданию не отрицался, но и не был декларирован в Конституции 1936 г. Соблюдение в отношении их политики равноправия не допускалось. Права предоставлялись тем гражданам, которые исповедовали государственную идеологию, а не религию. Более того религиозная принадлежность была основанием ущербности граждан, относя их к разряду неблагонадежных. Происхождение и принцип равноправия в советском государстве не сочетались принципиально, поскольку в соответствии со ст. 1 Конституции Союз Советских Социалистических Республик был «социалистическим государством рабочих и крестьян». Это была принципиальная установка государства и партии, которая была партией рабочих и крестьян. Происхождение не из рабочих и крестьян изначально исключало гражданина из сферы действия принципа равноправия, будь то мужчина или женщина.

Имущественное положение, как социальная характеристика, было основанием для отнесения граждан к классу, к социальной группе. Но в силу того, что имущие классы были уничтожены, вопрос об имущественном положении не стоял. Равноправие было возможно лишь между рабочими и крестьянами, включая имущественное равенство. Эта цепь исключений может быть продолжена, но логика исключений одна: равноправие было нарушено идеей изъятия прав, если это было соединено с идеологическими представлениями.

Конституция (Основной закон) СССР 1977 г. гласила: граждане СССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Равноправие граждан СССР обеспечивалось, согласно Конституции, во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Однако, надо1 признать, что общество смогло реализовать в целом лишь идею юридического, формального равноправия, устранив явную, открытую дискриминацию определенных слоев населения. Реального равенства не было достигнуто.

Конституция Российской Федерации 1993 г., которая ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ демократического и правового государства, является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном современном миропонимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма, недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии. В полном объеме этот принцип записан в ч. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации: "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации".

Международные стандарты принципа равноправия и российское законодательство

Рассмотрение вопроса о конституционно-правовом закреплении принципа равноправия было бы не полным без анализа особенностей его регламентации в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, в частности, их конституциях и уставах. Проведенный анализ конституций (уставов) всех субъектов Российской Федерации позволяет выделить следующие особенности закрепления принципа равноправия на уровне субъектов Российской Федерации. Как и на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации принцип равноправия четко не выражен, зачастую содержательно смешивается с более широким принципом равенства. Упоминание равноправия как такового является нечастым явлением. Как правило, о равноправии говорится при рассмотрении тех или иных прав и свобод, либо применительно к правовому статусу в целом. Тем не менее, в отдельных актах он закрепляется не в разделе, посвященной правам и свободам человека и гражданина, а именно как принцип (в частности, он закреплен в статье 9 Устава Алтайского края «Общие принципы осуществления прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае»):

С позиции юридической техники принцип равноправия в нормах конституций (уставов) субъектов Российской. Федерации закрепляется в основном следующими способами:

1. с помощью включения в конституцию (устав) нормы, полностью копирующей соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

2. через закрепление нормы, в большей или меньшей степени содержательно видоизменяющей нормы Конституции Российской Федерации;

3. с помощью применения отсылочной нормы к федеральному законодательству и Конституции Российской Федерации, реже — общепризнанным принципам и нормам международного права;

4: иногда? принцип равноправия или равенства применительно» к правам, человека и гражданина; как таковой; вообще не упоминается, хотя сами права и свободы регламентируются.

Обычно принцип равноправия закрепляется? в качестве самостоятельной« нормы как составная часть статьи, реже как самостоятельная» статья. Впрочем; нередко в различных аспектах он? упоминается и в преамбуле к конституции (уставу). В частности, в уставе

Кировской« области и Конституции Республики Башкортостан преамбула содержит ссылку на принцип/ равноправия: в его общем; понимании, преамбула Конституции Карачаево-Черкесской Республики и Республики; Дагестан?. — на общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов; в преамбуле Устава Забайкальского края5 - на равные права и свободы человека и гражданина как высшие ценности:

Говоря о форме закрепления принципа равноправия; отдельно следует отметить Устав Санкт-Петербурга6, в котором равноправие в его национальном аспекте рассматривается не как принцип, а как «традиция» что является исключением из общего правила. В соответствии со статьей 8 Устава Санкт-Петербурга; озаглавленной как «Петербургские традиции», в ь Санкт-Петербурге обеспечиваются национальное равноправие, свобода совести и убеждений (пункт 3 статьи 8). К слову, наравне с этим, к числу традиций Санкт-Петербурга отнесены полуденный выстрел сигнального орудия с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, хранение памяти о жертвах революций, гражданской и Великой Отечественной войн, политических репрессий и блокады.

Полагаем, что в данном случае можно говорить не только о нарушении правил юридической техники, но и о некорректном выборе формы закрепления нормы. Национальное равноправие по своей сути является элементом конституционного принципа равноправия, общий-же смысл нормы-принципа, тем более конституционного характера, заключается в том, что она является основой построения всего законодательства и осуществления- правоприменительной , практики. Исходя из содержания Устава Санкт-Петербурга, сложно понять юридическую силу так называемых «традиций». Однако используя формально-логический метод исследования, а также учитывая первые два пункта статьи 8 Устава, можно сделать вывод, что речь идет не об обязательной норме, поддерживаемой силой государственного принуждения, а об обычае, то есть в определенном смысле происходит умаление, упрощение конституционного положения, изменение его юридической силы в сторону ослабления. Однако представляется невозможным и недопустимым «лишение» конституционного принципа равноправия свойства его нормативности, это приводит к утере качества юридически значимого явления, вследствие чего можно говорить об утрате социальной ценности. Изменение формы конституционного закрепления национального равноправия с принципа на традицию представляется не согласованным с действующим федеральным законодательством, в частности, с положениями Конституции Российской Федерации.

В связи с данной проблемой представляет интерес вопрос, может ли субъект Российской Федерации устанавливать собственные правовые принципы, в том числе связанные с федеральным конституционным принципом равноправия, и какова будет взаимосвязь между ними. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 76) вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. По сути, в рамках собственного правового регулирования субъектами могут быть установлены какие-либо собственные принципы, в том числе на уровне конституции (устава). Вместе с тем, следует учитывать принцип единого правового пространства, и соответственно, необходимости согласования и избегания противоречий между принципами правового регулирования федерального и регионального уровня.

Похожие диссертации на Конституционный принцип равноправия как основа правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации