Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 6
0. 1. История изучения вопроса 7
0.1.1. Гипотезы XIX века: «исконное тождество богов» 7
0.1.2. Льюис Фарнелл: «V в. до н.э., научные круги» 9
0.1.3. Пьер Буаянсе: пифагорейская гипотеза 12
0.1.4. 1970-е гг: интерес к позднему синкретическому этапу...16
0.1.5. Вольфганг Фаут: «это орфики» 18
0.1.6. ЫМС : «восточное влияние» 19
0.1.7. Отечественные исследования 20
0. 2. Основная идея, цель и задачи работы 21
0. 3. Структура исследования и использованные при анализе
источники 26
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ГЛАВА : МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА...31
1.1. Общий принцип подхода к изучению мифологии 31
1. 2. Слово-миф - основной объект мифологического
исследования 33
1.3. Филологические методы в исследовании мифологии 35
1. 4. HEAIOS = fieXioq + ЖХіос, 37
1.5. Отождествление Аполлона и Гелиоса: теоретические основы..38
1. 6. Методы работы с гимнами 39
ГЛАВА ПЕРВАЯ : ГЕЛИОС 43
1.1. СОЛНЦЕ В ГОМЕРОВСКОМ ЭПОСЕ 43
I. 1. 1. «Гелиос у Гомера»: исследование Ш. Мюглера 43
I. 1.2. Неантропоморфное солнце : обзор гомеровских формул
(время/пространство, жизнь-смерть, клятвы) 44
I. 1.3. Гелиос и Эос 48
I. 1. 4. ^Нцххр : судьба как отрезок времени 49
I. 1.5. Выводы 51
I. 2. СВЕТОВАЯ ЛЕКСИКА В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ 51
I. 2. 1. Гомеровская формула: синонимические возможности 51
I. 2. 2. Основные корни, описывающие свет, в греческом языке 53
I. 3. ГЕЛИОС В ТРАГЕДИИ 55
1.3. 1. ЭСХИЛ 55
I. 3. 1.1. Персы 56
I. 3. 1. П. Орестея 59
I. 3. 1. III. Прометей прикованный 61
1.3.2. СОФОКЛ 63
I. 3. 2.1. «Вслед за Эсхилом» 63
I. 3. 2. П. Гелиос - «глава всех богов» 65
I. 3. 2. III. Прощание с Солнцем = прощание с жизнью: генезис
трагического клише 65
I. 3. 2. IV. Развитие семантики %іоср 67
1.3. З.ЕВРИПИД 68
I. 3. 3.1. Обращения к Солнцу: поиск новых богов 69
I. 3. 3. П. "Нц.оср и Тт5%т| 71
I. 3. 4. Выводы 72
I. 4. ГЕЛИОС В ИКОНОГРАФИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКАХ V в. до н.э.
АФИНСКИЙ ПАРФЕНОН 73
ГЛАВА ВТОРАЯ : АПОЛЛОН 79
П. 1. В ПОИСКАХ ПРАРОДИНЫ АПОЛЛОНА : обзор гипотез XX в..79
П. 1. 1. «Азиатская» гипотеза 79
П. 1. 2. «Гиперборейская» гипотеза 81
П. 1. 3. Другие теории. Точка зрения В. Буркерта 83
П. 2. ОБЩАЯ ЛОГИКА ОБРАЗА И ИЗМЕНЕНИЯ В ТРАКТОВКЕ
ОТДЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ: применение новых методов 84
П. 2. 1. «Конфигурация» Аполлона Марселя Детьена 84
П. 2. 2. Имя Аполлона и глосса Гесихия 88
П. 2. 3. Аполлон Карнейский 90
II. 2. 4. Аполлон Агией (Уличный или Дорожный) 93
П. 2. 4.1. 'AkoXXgw аутєтсх;: общие сведения 94
П. 2. 4. II. Смысл образа Агиея и его место в комплексе
аполлоновских функций 106
П. 2. 5. Аполлон - бог «перехода» 111
ГЛАВА ТРЕТЬЯ: ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ АПОЛЛОНА И ГЕЛИОСА:
ГЕНЕЗИС ИДЕИ 115
III. 1. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ 115
III. 1. 1. 'ArcoAAcov 'Ефо<; (Заревой Аполлон) 115
III. 1. 1.1. Аполлон и Заря в эпосе архаической эпохи 115
III. 1. 1. П. Aesch. TrGF III fr. 23 120
III. 1.1. III. Храм Аполлона в Бассах: связь Аполлона
с зарей в условиях культа 122
III. 1. 1. IV. Заревой Аполлон в «Аргонавтике»
Аполлония Родосского 125
III. l.l.AvKeioc, 127
III. 1. 2.1. Этимология эпитета 127
ТШодб Аполлона Агиея 134
III. 1. 3. Иконографические источники 138
III. 1. 4. Индоевропейские параллели: богиня Зари
\ в«Ригведе» 140
III. 2. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ В V В. ДО Н.Э 145
III. 2. 1. ФоірЧх; и Aesch. Supp. 212 sqq.,
Sept. 854 sqq., Soph.O.C. 476-477 ..145
HI. 2. 2. Hdt. IX, 93-94 153
III. 2. 3. Eur. Phaet. 781 Nauck ..157
III. 3. Результаты и выводы 162
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ : ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕИ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ (на
примере гимнического жанра) г 167
IV. 1. Гомеровский гимн к Гелиосу 168
IV. 2. Пеан №9 Пиндара 172
IV. 3. Орфические гимны ...173
IV. 3. 1. Гимн к Гелиосу 174
IV. 3. 2. Гимн к Аполлону 179
IV. 4. Речь Юлиана и гимн Прокла 184
IV. 5. Выводы ...192
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 195
БИБЛИОГРАФИЯ 205
ПРИЛОЖЕНИЕ... 227
Введение к работе
Данное диссертационное исследование посвящено выяснению вопроса, когда и почему Аполлон был отождествлен с греческим солнечным божеством Гелиосом и каково было дальнейшее развитие античных представлений об этих божествах.
Мифология Аполлона - одного из самых почитаемых божеств древнегреческого пантеона - на протяжении последних двух веков была предметом целого ряда зарубежных и отечественных исследований. Исследования по мифологии Гелиоса, напротив, занимают достаточно скромное место среди общего массива научной литературы по классической филологии. Проблема идентификации двух богов стала предметом активного обсуждения в связи со спорами о природе и происхождении Аполлона как божества. За более чем 150 лет активных исследований зарубежными и отечественными специалистами было высказано несколько точек зрения по данному вопросу. Поэтому, прежде чем выявить нашу собственную точку зрения, представляется необходимым детально остановиться на главных аргументах ученых, изучавших данный вопрос.