Введение к работе
Актуальность данной диссертации состоит в той, что в ней предпринята одна из первых попыток более объективного исследования существа и эволюции творческих принципов советского киноискусства на протяжении 3 0-х - первой половины 60-х го-доз.
Цель и задача исследования
Основная цель данного исследования Состоит в том, чтобы на основе анализа теоретической мысли и творческой практики советского киноискусства показать эволюцию его эстетических принципов. При этом автор диссертации ставит перед собой две задачи:
во-первых, выяснить характер эстетических связей соцреализма с традициями русской культуры;
во-вторых, проанализировать существо различных толкований соцреализма в теории и творческой
практике советского киноискусстза на разных г,тп-пах его истории.
Решение первой задачи позволяет понять одну из причин художественной привлекательности ШЮГЙХ соцреалистических фильмов, их глубокого эстетического воздействия дане на зрителей, далеких от понятия социалистических и коммунистических идей. Создавая свои произведения з рамках декларируемого социалистического реализма, худсх'гнхк ощущали себя преемниками одной из значительных и автсритетт/г традиций русской национальной культуру. Даке пропущенный через фильтр марксистско-ленинской идеологии художественный опыт Пушкина, Гоголе -, Толстого и других великих ш:сат*>л" і-реаллстов оказывал псзитизкое злііягоїє на созот-сюг искусство, обогащал его демократітчоскияпі п гуїсліінетлчєсктп-зі идектгі и урокашт реалистическо-го художественного мастерства.
Решение второй задачи диссертации позволяет понять, кал советское киноискусство, существуя в условиях тоталитарной власти, ограничивающей творчество рзмхаїїи государственной идеологии, смогло, все до, создавать всемирно признанные ценности искусства. Степень партийно-государст--венного вмешательства в жизнь искусства в разима периоды советской истории была различной. Это вкааатзльство бывало то более ''мягким", предоставляя художникам известит) степень творческой свободы, то более тотальным и яестхии. Соответственно, изменялось и теоретическое истолкование, и творческая реализация- принципов -советско-
го искусства. В диссертации прослеживается, как по мере упрочения сталинского режима и ужесточения идеологической цензуры активизировался процесс догматизации и искажений принципов соцреализма s киноискусстве и как в условиях постсталинской "оттепели" эти принципы,' освобожденные от напластований и деформаций прошлых лет, были обогащены и развиты в творчестве многих талантливых кинемагографистов, хотя уже в этот период соцреализм начинает утрачивать свое монопольное положение в киноискусстве.
Объект иселедрвания
Объектом исследования является эволюция творческих принципов советского киноискусства и их идеологического обоснования на протяжение 30-х -первой половины 60-х годов. Речь идет о принципах, сформулированных в 1934 году на Первом съезде советских писателей, которые,- трансформируясь, в течение нескольких десятилетий определяли дух и облик советского киноискусства.
Хронологические рамки исследования {30-е первая половина 60-х годов) приняты по'следующим соображениям. Хотя в 20-е годы советское киноискусство уже находилось под идеологическим партийно-государственным контролем, однако в это время коммунистическое руководство не имело ответов на вопросы стиля, соответствующего эпохе, на вопросы творческого метода. И хотя некоторые черты социалистического реализма в фильмах Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Эрмлера и некоторых других кинематографистов этого периода по-
являвтся довольно явственно, говорить о советском кино 20-х годов как искусстве соцреализма было бы неверно. Это было искусство, находившееся в непрестанных поисках формы и содержания, вдохновлявшееся не столько строгими постулатами марксизма-ленинизма, сколько идеями стихийно социалистического- толка и в значительной мера устремленное на экспериментальную работу в сфере выразительного языка кино. Поэтому, ограничившись лишь общей характеристикой кино этого периода во Введении, мы начинаем наше исследование с 30-х годов, когда принципы социалистического реализма проявились в творчестве кинематографистов более осознано п последовательно.
Завершающая временная граница исследования -первая половина 60-х годов, поскольку это, на нал взгляд, последний период -в .истории кино СССР, когда социалистический реализм, перестав уже быть единственным, выступал все же как основной творческий метод советского искусства.
В основе диссертации лежат два блока изученных автором материалов. Первый включает труды представителей русской социально-философской и эстетической мысли XIX века, книги и статьи В.Ленина, А.Луначарского и других социал-демократических и большевистских авторов, гтссле-дования советских литературоведов и эстетиков по проблеме творческого метода советского искусства. Второй, основной, блок использованных в диссертации материалов - это собрание сочинений Эй-
-s-
эенштейна, Пудовкина, Довненко и других классиков советского киноискусства, исторические и теоретические труды советских киноведов, программные партийно-государственные и творческие документы по вопросам искусства и киноискусства, стенограммы творческих совещаний и съездов и, конечно, созданные в период 20-60-х годов советские фильмы, которые автор диссертации имел возможность видеть и изучать, будучи студентом и аспирантом ВГИКа.
Автор диссертации, свободно владеющий корейским и английским языками, такке частично использовал для работы отдельные труды корейских, американских, французских авторов.
Иехрделр.гия, -оск,ов..анла исследования
В своем исследование автор диссертации опирался на апробированные в искусствоведении традиционные исторический и социологический подходы.
Научная новизна диссертации
Научная новизна предлагаемого исследования заключается в одной из первых попыток с современных позиций непредвзято, объективно исследовать отдельные аспекты эволюции творческих принципов советского кино.
Особенность советского искусства, в том числе и киноискусства, заключается в том, что советская власть, повалуй, впервые в истории недвусмысленно обязала художника служить идеям социалистической революции и интересам коммунистической партии и социалистического государства, тем самым поставив искусство в рамки государственной
идеологии. Почему ае искусство, официальной целью которого являлась пропаганда партийных доктрин (дане после смерти Сталина, в период оттепели", идеологические руководители именовали художников не иначе, как "помощниками партии" ), оказалось способным создавать истинные эстетические и духовные ценности? Почему многие советские художники, в том числе кинематографисты, особенно в период 30-50-х годов, совершенно искренне исповедывали в творчестве принципы соцреализма, несмотря на весьма не простые и нередко чреватые драматическими коллизиями отношениями с партийно-государственной властью?
Ответ на этот вопрос не прост, он требует непредвзятого и скрупулезного исследования проблемы, с учетом многих социально-политических, экономических, политических и психологических факторов. Данная работа является скромной попыткой в этом направлении.
Практическая значимость диссертации Автор диссертации - граяданин Республики Корея. Научная и творческая собственность Республики Корея проявляет большой интерес к русской культуре и, в частности, к советскому и современному российскому кинематографу. Однако возможности удовлетворения этого духовного интереса пока минимальны. Советская киноклассика и нынешние российские фильмы попадают на корейский экран крайне редко, от случая к случаю. Совершенно не публикуются книги советских авторов по вопросам культуры, искусства и киноискусства. Автор
диссертации после ее защиты предполагает читать курс лекций по истории советского кино в Корейском Университете, основой этого курса станет содержание настоящей диссертации. В этом видится один из важных аспектов ее практического значения. Автор также выражает надежду что его скромный труд будет содействовать новым исследованиям феномена социалистического реализма в кино, учитывающих исторический опыт последнего десятилетия и, возможно, намечает одно из направлений таких исследований.
Структура диссертации